Педагогические условия развития образа ребенка
Библиографическое описание:
Пенто, Е. В. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Е. В. Пенто. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12296/ (дата обращения: 10.08.2020).
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: развитие, педагогические условия, здоровый образ жизни, дети дошкольного возраста, ДОУ
Постановка проблемы. Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесс формирования ценностей здорового образа жизни. В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей
Учитывая, что условия представляют собой существенный компонент комплекса объектов, из наличия которых с необходимостью следует существование данного явления, и что данная категория отражает отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может, под педагогическими условиями мы понимаем обстоятельства процесса обучения и воспитания.
Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]:
- Организация взаимодействия ДОО и семьи.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Рассмотрим более подробно каждое педагогическое условие. Первое педагогическое условие — организация взаимодействия ДОО и семьи. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А. И. Захаров, Ю. П. Литвинене, А. Н. Демидова, В. Я. Титаренко, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка- дошкольника.
Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Проблемой работы с родителями в системе ДОО занимались Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, В. М. Иванова, Т. А. Куликова, О. Н. Урбанская, Я. И. Ковальчук и др. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, изучали Ю. П. Азаров, И. В. Гребенников, Т. А. Маркова, А. В. Петровский, А. Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье — В. М. Иванова. Данными учеными исследовалось взаимодействие ДОО и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое, нравственное и др., но активное участие родителей в образовательном процессе не рассматривалось [2, с.19].
Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей.
Недаром педагоги прошлого — К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой — говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги детского сада, несмотря на то, что информация по вопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах [1, с. 34].
В настоящее время педагоги используют нетрадиционные формы работы с родителями, но мы прекрасно понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями, и не имеют положительного эффекта. Можно выделить следующие формы работы с родителями: индивидуальные консультации — это диалог воспитателя и родителя; педагогический совет с участием родителей.
Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей; родительская конференция — одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.
На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т. д.; «круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания; вечера вопросов и ответов, форма, позволяющая родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей; уголок для родителей.
Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей; еженедельные записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых видах деятельности и другую информацию; личные блокноты, которые могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду.
Повышается ответственность родителей за воспитание детей, расширяется взаимодействие между семьей и общественными организациями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. В это время исследуются проблемы взаимодействия детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками (В. И. Безлюдная), специфика педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва), детско-родительские отношения в семье с нарушенным кровным родством (Е. П. Арнаутова), работа детского сада с молодой семьей (О. Л. Зверева) [2, с. 20]. Основой педагогической модели взаимодействия ДОО и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.
Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равноответственность родителей и педагогов ДОО. Значение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи очень велико. Данные формы работы достаточно эффективны и могут использоваться в целях педагогического сопровождения семьи, основываясь на педагогических запросах родителей. Совместная работа ДОО и семьи по приобщению детей дошкольного возраста к ЗОЖ немыслима друг без друга на современном этапе развития общества.
Второе педагогическое условие — создание развивающей предметно- пространственной среды по формированию ценностей здорового образа жизни у детей. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. Формированию представлений, а впоследствии и навыка детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание развивающей предметно-пространственной среды в группах.
Центры здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме ЗОЖ, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты НОД и бесед, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др. Вопрос создания развивающей предметно — пространственной среды для дошкольной образовательной организации является не менее важным и актуальным.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет к развивающей предметно — пространственной среде определённые требования [1]:
‒ насыщенность;
‒ трансформируемость;
‒ полифункциональность;
‒ вариативность;
‒ доступность;
‒ безопасность.
Рассмотрим основные требование к развивающей предметно- пространственной среде в контексте формирования ценностей ЗОЖ. Насыщенность: соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов по формирование здорового образа жизни, спортивного оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство для физического развития должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, активной игровой деятельности с разными материалами способствующие формированию ЗОЖ.
Доступность развивающей предметно-пространственной среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к спортивному оборудованию, играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим формирование ЗОЖ; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод что, развивающая предметно — пространственная среда играет огромную роль в формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Создавая среду педагог должен учитывать индивидуальны особенности каждого ребенка. Необходимо наполнить ее различным дидактическим, спортивным и игровым материалом, который будет способствовать формированию ценностей ЗОЖ.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — 334с.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2014. — 280 с.
- Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. — М., 2002. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, дошкольный возраст, родитель, семья, детский сад, пространственная среда, ребенок, Иваново, педагогическое условие, развивающая предметно-пространственная среда.
Похожие статьи
Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство…
здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда, детский сад, ребенок, педагогическое условие, развивающая предметно—пространственная среда, Иваново.
Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка
здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда, детский сад, ребенок, педагогическое условие, развивающая предметно—пространственная среда, Иваново.
Значение предметно—пространственной развивающей среды…
Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.
Организационно-педагогические условия создания…
детский сад, развивающая предметно—пространственная среда, ребенок, игровое пространство, окружающий мир, дошкольный возраст, предметно-игровая среда, дошкольное образование, развивающая…
Обновление развивающей предметно—пространственной…
Ключевые слова: развивающая предметно—пространственная среда, РППС, ФГОС ДО, дошкольный возраст. На сегодняшний день с повсеместной реализацией ФГОС в дошкольных учреждениях актуальность внедрения в образовательную практику новых технологий…
Развивающая предметно—пространственная среда как средство…
Определила тему «Предметно пространственная среда, как средство познавательно-речевого развития».
Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей. При построении РППС группы использовала следующие принципы
Организация развивающей предметно—пространственной…
Развивающая предметно—пространственная среда как средство… Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей. При построении РППС группы использовала следующие.
Особенности организации развивающей…
Особенности организации развивающей предметно—пространственной здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: РППС, развивающая предметно—пространственная среда, ФГОС ДО, Федеральный…
Создание предметно—развивающей среды для детей…
«Развивающая предметно—пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным
Организационно-педагогические условия создания… предметно-развивающая среда, ребенок, игра, младший дошкольный возраст…
Источник
Юлия Соловьева (Соколова)
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность
В последние годы проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Одним из факторов сохранения здоровья является формирование ЗОЖ. Данная проблема находит отражение в педагогической теории и практике[17].
Перед каждым образовательным учреждением стоит ответственная задач – воспитывать у ребёнка мотивированную заинтересованность в здоровом образе жизни, которая является составной частью общей культуры человека.
На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. М. Амосов, А. И. Антонов, Е. Б. Бреева, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю. П. Лисицын, В. М. Нилов, В. П. Петленко, А. А. Покровский, Е. Л. Семенова, С. М. Степанова, Г. И. Царегородцев, Г. Х. Шингаров и др., при этом преимущественно рассматриваются вопросы становления ЗОЖ у младших школьников, подростков и молодежи[7].
В отечественной науке имеются немногочисленные исследования, посвященные проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и становления культуры ЗОЖ у дошкольников (Н. Г. Быкова, Л. Г. Касьянова, М. В. Меличева, О. С. Шнейдер и др.).
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма.
Здоровье – жизнеутверждающая ценность. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики человека, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблеме здоровья. Поэтому сегодня здоровье следует рассматривать в широком социальном аспекте[26].
Для того, чтобы видеть своих детей здоровыми и счастливыми, для того, чтобы дети жили в ладу с собой, окружающим миром и людьми, необходимо и, самое главное, важно, воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни, основанном на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня и отсутствии вредных привычек.
В рамках всестороннего воспитания детей необходимо уделять большое внимание формированию здорового образа жизни с малых лет. Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным периодом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст. Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Большую роль в формировании знаний о здоровом образе жизнииграют взаимодействие субъектов: педагоги детского дошкольного учреждения, родители, дети.
Закрепление знаний о здоровом образе жизни идёт в разных видах деятельности: занятиях, развлечениях, играх и т. д. [12].
Для выработки у детей необходимых в этой области знаний умений и навыков используют разнообразные методы и приёмы. В нашем случае мы рассмотрим и применим моделирование как один из основных и эффективных методов ознакомления детей дошкольного возраста со здоровым образом жизни.
Моделированием — как проблемой и одной из форм познания окружающей действительности занимались И. В. Сыромятникова и И. Г. Ожерельева, которые в своих исследованиях этой методике уделяли большое значение. В своих трудах они использовали моделирование как метод познания, но как способ акцентированного получения детьми знаний о здоровом образе жизни данный метод не использовался[9;31].
Это и послужило выбором темы моего педагогического опыта «Педагогические условия формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста».
Понятие здоровый образ жизни был разделён на блоки и поставлены цели.
«Наш организм»
Цель: сформировать у детей знания о себе, о своём теле
«Здоровье человека»
Формирование знаний о здоровье, культуре тела, культуре желаний и эмоций; выработка умений и моделей здоровьесохраняющего поведения.
«Безопасный мир»
Цель:сформировать у детей знания, умения и навыки, которые позволят им успешно заимодействовать с окружающей средой
В деятельность детей я стараюсь на внедрить метод моделирования. Данные модели используются на «Минутках здоровья» в НОД, в дидактических играх и т. д. Сохранение и развитие здоровья детей как педагогическая задача может быть решена, если деятельность педагога будет основана на практическом применении знаний психофизиологических закономерностей развития человека и направлена на создание условий физического, духовного и интеллектуального развития ребёнка. Для этого были разработаны рекомендации педагогам для проведения НОД по позновательному развитию, сюжетно-ролевые игры. Был составлен перспективный план по работе с детьми. Мы постарались обхватить все области.
Источник