Педагогические условия развития личности ребенка

Татьяна Кислова
Создание эффективных педагогических условий в ДОУ для социально-личностного развития воспитанников.

Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства. В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей».

Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.

1. Одна из задач дошкольного образовательного учреждения – социализация ребёнка, т. е. усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений,который состоит из: трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. Коллектив нашего детского сада работает над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Решение вышеназванной задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.

2. Педагогами детского сада создана и развивается игровая предметная среда, которая является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, атак, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.

3. Педагоги стремятся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учат их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

4. В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Воспитательвоздействует на все стороны личности ребенка: на его сознании, чувства, волю, поведение. Основа гуманного отношения к людям –способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.

5. При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства педагоги стараются вызывать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду; формируют представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать, “что такое хорошо и что такое плохо.

6. В детском саду созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств.

В непосредственно образовательной деятельности с воспитателями дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут; о названии государства, о его символике, о его территории и расположении; о его многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, о столице России– Москве. Мы воспитываем детей в духе уважения и интереса к различным культурам.

7. Мы также в своей группе используем систему нравственно патриотического воспитания. Которое способствует гуманистической направленности поведения воспитанников. На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций мы знакомим детей с поступками людей, защищавших и отстаивающих ценности жизни, семьи, дружбы, любви и верности, созидания и труда. Такая форма работы, как семейный проект позволяет формировать у детей патриотические чувства, основанные на знакомстве с участием родственников в Великой Отечественной войне, их подвигами; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Читайте также:  Развитие общения ребенка в онтогенезе

8. Семейные проекты помогают ребёнку получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка как родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи. Являясь нетрадиционной формой общения и совместной деятельности родителей и детей, обогащают внутрисемейные связи.

9. Большое внимание мы уделяем организации совместной трудовой деятельности детей со сверстниками и с взрослыми. Это способствует формированию у наших воспитанников таких важных социальных умений, как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

Главным педагогическим условием в подготовительной группе является подготовка к школе. Как отмечал еще Л. С. Выготский, сложность переходного периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т. д. Однако он, по существу, «еще дошкольник, который, переступая порог школы, «несет с собой представления о ярком, интересном мире».

В своей группе мы используем следующие методы взаимодействия с детьми:

1. Целенаправленные беседы о школе.

2. Экскурсия в школу, экскурсия в класс.

3. Рассматривание картины «В школе», иллюстраций и открыток с изображением учителей, школьников, класса, рисунков, сделанных бывшими выпускниками детского сада на данную тему.

4. Чтение художественной литературы (рассказа С. Баруздина «Кто сегодня учитель?», А. Барто «Подружки идут в школу» и др.).

5. Серия сюжетно-ролевых и режиссерских игр «Школа» с целью формирования положительного отношения к школе, а также формирования мотивов, связанных с учебной деятельностью.

В начале работы с будущими выпускниками детского сада, мы проводим цикл целенаправленных бесед, в которых рассказывалось бы о школе и существующих в ней порядках, о взаимоотношениях учителя и учеников. Это необходимо с целью расширения кругозора детей, уточнения представлений детей о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников.

Беседы с детьми о школе могут включать следующие вопросы (можно использовать часть из них в первый раз, часть – во второй).

1. Когда в школе начинаются занятия?

2. Какой это день и как он называется?

3. Как можно догадаться, что находишься у здания школы?

4. Как вас будут называть, когда вы будете учиться в школе?

5. Какие помещения есть в школе и зачем они нужны?

6. Как называется профессия человека, который учит детей?

7. Каким вы себе представляете учителя?

8. Как учитель оценивает ответы детей?

9. Что необходимо ученикам для школы? Как это можно назвать одним словом? Для чего они нужны?

10. Зачем нужно учиться? А вы хотите учиться? Почему?

Беседа проходит сразу со всей группой детей в виде диалога.

Источник

          Актуальность  Развитие личности ребенка  требует проектирования особой системы образования. Прежде всего этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному образованию, закладывающему базис личностной культуры ребенка.

         Опыт показывает, что в традиционной отечественной педагогике трем большим сферам развития ребенка (сферы коммуникативного, эмоционального и социального развития) уделялось меньше внимания, чем сфере когнитивного развития. В то же время именно эти сферы приоритетны с точки зрения развития в дошкольном возрасте.

           В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обусловливающие негативный характер способов поведения, общения. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. По современным оценкам, приблизительно 80% всех физиологических и медицинским проблем включают эмоциональные компоненты.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет тесты и задания

              Накопление эмоционального опыта ребенком дошкольного возраста является важным условием его полноценного психического развития, благоприятного пребывания среди сверстников. Психолого  – педагогические исследования свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте необходимо развивать такие личностные качества, как сочувствие и сопереживание, обогащающие эмоциональный опыт ребенка. Исследования психологов показали, что дошкольники не всегда способны самостоятельно проявлять эти нравственные качества, поэтому нуждаются в корректной педагогической поддержке.

       Новизна  заключается в том, что в  условиях детского сада соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоционально – нравственный  опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Эмоционально — нравственное развитие дошкольников – педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных предписаний и запретов как условием и основным результатом произвольного управления эмоциями, экспрессивного самовыражения. Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, демонстрируют самобытный индивидуально – неповторимый рисунок экспрессивного самовыражения, что служит началом становления эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легко преодолевает эгоцентризм, включается в учебно-познавательную ситуацию, может успешно самореализовываться в деятельности.

Эмоции —  (от лат.emovere – потрясаю, волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания. речи.  Именно поэтому многие психологи (Л.И.Божович, В.К.Вилюнас, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, К.Э.Изард, А.Н.Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.Я.Семаго и др.) утверждают, что формирование эмоций человека является важнейшим условием развития его как личности.

            Эмоция представляет собой специфичный, исключительный знак и символ субкультуры ребенка, а детство – «золотой век для эмоционального в нас» (В.В.Зеньковский). По мнению А.В.Запорожца, эмоция выступает функциональным органом индивида, ядром личности. Педагог, умеющий раскодировать идущую через эмоциональные проявления детей информацию, имеет возможность понять и предупредить трудности личностного развития ребенка-дошкольника.

  Известный отечественный психолог В.В.Зеньковский писал: «Психическая организация  детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее «центрального звена» (Л.С. Выготский). Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы  потребности и мотивы ни определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далекое прошлое, человек невольно связывает детство с определенными эмоционально окрашенными образами явлений природы, событий, любимых игрушек.

         Человек, способный регулировать собственные желания, контролировать собственные эмоциональные и социальные реакции, понимать эмоциональные состояния других людей, имеет массу преимуществ перед тем, кто это сделать не в состоянии.

Эмоциональное развитие дошкольников – педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных предписаний и запретов как условием и основным результатом произвольного управления эмоциями, экспрессивного самовыражения.

 Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, демонстрируют самобытный индивидуально – неповторимый рисунок экспрессивного самовыражения, что служит началом становления эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легко преодолевает эгоцентризм, включается в учебно-познавательную ситуацию, может успешно самореализовываться в деятельности.

        Дошкольный  возраст – благоприятный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, является весьма прочным и принимает характер установки.

Читайте также:  Как влияют домашние питомцы на развитие ребенка

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999,с.423).

         Теоретическим обоснованием концепции являются  исследования ведущих отечественных, зарубежных психологов. В работах Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина,   Л.И. Божович  рассматриваются вопросы  о закономерностях  развития детской психики, понимания дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Определенный круг работ посвящен изучению стилей отношения родителей к детям (А.Я. Варга, А.В. Петровский, В.В. Столин и др.), тактик семейного воспитания (В.И. Гаригузов, С.Г. Эйдемиллер). В.М.Бехтерев и И.А.Сикорский, определяя специфику эмоционального развития, отмечают особое значение «этических эмоций» для формирования личности как социальной единицы. Основная задача эмоционального развития ребенка, по В.М. Бехтереву —  привитие полезных эмоций – бодрящих, благотворных – и возможное устранение угнетающих. Особое значение оба ученых уделяют педагогическим условиям, необходимым для полноценного нравственного воспитания ребенка. Благодаря «высшим чувствам», считает И.А.Сикорский, ребенок уже на втором году жизни оставляет далеко позади весь животный мир. (Суть в том, что Сикорский, рассматривая вопросы эмоционального развития, прибегает к аналогии «ребенок — животное», сравнивая последовательно развивающиеся эмоции и чувства с таковыми у животных). Основываясь на данных психологии, физиологии, экспериментальных наблюдениях, ученые сумели обосновать: нравственные чувства, и,  прежде всего,  эмоционально – волевые, необходимо развивать в ребенке с первых дней жизни. Это важно для становления полноценной личности. Игнорирование эмоциональных проявлений ребенка, их использование в качестве фоновой стороны образования недопустимо ущемляют заданные природой ценностные формы личностной жизни.

На основе анализа закономерности изменений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте, представленной в работах Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, Е.И.Изотовой, В.С.Мухиной, Е.В.Никифоровой и других, были выделены направления педагогической работы по эмоциональному развитию детей, которые выступают содержательными элементами обогащения эмоциональной сферы дошкольников. К ним относятся: развитие опыта эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; обогащение представлений об эмоциях; освоение словесных обозначений эмоций, активизация словаря эмоциональной лексики.

                 Методологическими основаниями являются: системный  подход, возрастной,  личностно – деятельностный.

                Системный подход отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

              Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированного а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

                  Возрастной подход в воспитании — учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально – психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом

                Личностно – деятельностный подход предполагает максимальное развитие индивидуальных особенностей личности через вовлечение её в различные виды деятельности; обеспечивает активизацию процессов саморазвития, самообразования.

Исходя из рассмотренных концептуальных подходов, методологических подходов,   мы обозначаем образ нового ДОУ как дошкольного учреждения, обеспечивающее эмоционально-нравственное развитие ребенка через создание социальных условий жизни, складывающихся из общения,  развивающего влияния окружающей среды.

Цель: создание новой модели ДОУ как дошкольного учреждения, обеспечивающего эмоционально-нравственное развитие личности ребенка .

Модель выпускника ДОУ

— Человек культуры, свободная личность с чувством ответственности, с высоким уровнем самосознания и самоуважения.

— Творческая личность, с развитой эмоциональной сферой, индивидуальными способностями, с готовностью к самосовершенствованию.

— Гуманная личность, с развитым чувством милосердия, доброты, любви ко всему живому и заботе о нем.

— Физически и психически здоровый человек, с потребностью к здоровому образу жизни.

— Личность, владеющая специфическими навыками, ведущими к достижению жизненного успеха:

·        Познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях,

уверенность в себе, самоуважение);

·        Навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);

·        Способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);

·        Управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);

·        Преобладающее настроение (счастье, оптимизм).

Источник