Педагогические рекомендации по развитию ребенка 3 лет
Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка 3-го года жизни.
Обогащайте запас знаний и впечатлений ребенка, с этой целью показывайте ему картинки, новые действия, читайте небольшие рассказы, сказки, стихи. Обучайте его передавать свои впечатления, отвечать на вопросы. Учите малыша рассказывать простые стихи, петь песенки, танцевать под музыку.
Для игр купите более сложные игрушки: кукольную мебель, игрушечную посуду, лото, разнообразный строительный материал. « Этому ребенку ничего нельзя давать в руки: все будет сломано, разобрано на части и порвано на клочки» — так часто жалуются родители детей третьего года жизни. Не стоит негодовать по данному поводу. Просто в этом возрасте малыш сверх любознателен. Невозможно понять, как сделана машина, не сломав ее. Предложите маленькому исследователю сборно-разборные игрушки, которые состоят из разных частей.
Эмоционально поддерживайте ребенка, высказывайте одобрение его позитивным действиям.
Развивайте потребность ребенка в общении с другими детьми, поощряйте игру с ними. Учите элементарным способам общения, например при знакомстве назвать свое имя.
2 — 3 года — время формирования самого понятия «я — не я». Любая игрушка или вещь, принадлежащая ребенку, расценивается им как часть его личности. Поэтому все дети в этом возрасте «жадины ». Не стоит этим умиляться, постепенно приучайте ребенка делиться чем-то своим. Учить его дарить и отдавать нужно начинать не на улице, а в семье. А это значит, что не надо покупать шоколадку только ему. Купите ее для всех и в присутствии ребенка угостите каждого члена семьи. Расскажите малышу сказку о жадности, «проиграйте» ее потом на игрушках.
Другая особенность развития ребенка в этом возрасте — неуправляемое поведение. Многие мамы становятся свидетелями того, как их кроткий ангелочек стучит лопаткой по голове другому, пытаясь отобрать у него ведерко, а если тот не отдает, может еще и укусить. Такое поведение объясняется тем, что желания у малышей очень сильные, ждать их исполнения они не хотят, а слова, которые способны эти желания выполнить, быстро кончаются. Говоря научным языком, сознание ёще развито слабо, а потому ребенком начинает управлять подсознание — то, с помощью чего общаются животные, то есть в ход идут руки, крики, топанье ногами. И происходит это быстро, буквально в течение одной минуты. Со временем данные проявления пройдут, главное, не отвергайте малыша в момент агрессивного поведения. Не надо говорить: «Ты плохой, я тебя не люблю». Нужно сказать ребенку: «Ты плохо поступил» или же «Как же ты, такой хороший мальчик, так обидел девочку? » Надо разделять проступок и того, кто его совершил. Все, что нужно в конфликтный момент, — это чтобы ребенок почувствовал, что вы рядом и не отвергаете его.
Помните также, что малыш только — только начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
Проявляйте терпение, когда ваше чадо настаивает на том, чтобы сделать что-то без посторонней помощи. Хоть это и не всегда удается, но вы должны знать, когда именно прийти на помощь, а когда дать возможность малышу найти самостоятельное решение.
Никогда не говорите ребенку, что вы его не любите, если он сделал что-то не так. Удерживайте себя от желания стыдить его при посторонних, не рассказывайте им о его проблемах и недостатках. Четко, понятно и доброжелательно объясняйте, что можно и что нельзя делать, хвалите малыша за хорошее поведение. Не увлекайтесь ролью судьи, помните, что вы для него всегда и прежде всего мама, особенно когда ему плохо и больно. Если мама отказывается приласкать и утешить малыша, он ощущает себя одиноким и беззащитным, никому не нужным. То, что исходит от мамы, воспринимается им совсем не так, как то, что исходит от других людей. Мама — это оплот безопасности, центр его вселенной, главная защитница. И вдруг она перестала его защищать. Его мир начинает раскалываться и рушиться. А такие переживания опасны для личности и психики маленьких детей.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой — каким он был вчера и сегодня (история знает немало фактов, что гении в детстве не блистали способностями и хорошим поведением). Никогда не отказывайте ему в поддержке и помощи.
Источник
Консультация для родителей
«Особенности речевого развития детей 2 — 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни»
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.
После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия.
Поэтому родителям в это время необходимо уделять больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.
С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение со взрослыми и речь взрослых.
Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием.
А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий.
Необходимо, чтобы Ваш малыш то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.
В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»?
Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливая его пассивный словарь.
В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.
С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.
Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.
Особые рекомендации специалистов по развитию речи детей 2-3 лет:
С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных.
Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.
Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.
Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.
Ваш малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).
Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.
На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей.
Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.
Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.
Первые предложения, употребляемые ребенком, состоят из двух, трех слов, еще не согласующихся между собой. Правда ребенок еще не редко ошибается в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с существительными.
В таких случаях надо спокойно поправить ребенка. Например, по аналогии с предложением «капаю землю лопаткой» говорит «капаю савкой». В таких случаях надо поправить ребенка и обязательно предложить ему повторить сказанное в правильном варианте.
В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям.
Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стихи, потешки, прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.
Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце, зеленая листва кустарников, или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Но при условии, что это время вы посвящаете ребенку, а не общению со своими знакомым.
Если же Вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка на данном возрастном этапе, то следует обратиться за индивидуальной консультацией к учителю- логопеду.
Источник
Анна Молчанова
Методические рекомендации «Речевое развития детей 3–4 лет». Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла
Методические рекомендации
«Речевое развития детей 3 — 4 лет»
(взаимодействие учителя — логопеда и воспитателя)
Составил: учитель – логопед
Молчанова Анна Владимировна
г. Вуктыл.,
2017 -2018гг.
Введение
Наиболее тесно учитель — логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимнаяинтеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.
Однако как в первом, так и во втором случае эффективно проведение интегрированных занятий,если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:
Работа воспитателяв рамках интеграции может заключаться в следующем:
• Обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
• Формирование и развитие словарного запаса;
• Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи;
• Формирование познавательного интереса, любознательности;
• Развитие связной речи;
• Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти;
• Формирование учебных знаний, умений и навыков.
Работа учителя— логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:
• Оптимизация деятельности воспитателей по профилактике речевых нарушений.
• Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей.
• развитие связной речи на материале занятий;
Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т. к. здесь задачи учителя — логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.
Нормы речевого развития детей младшего возраста (3 — 4 лет)
Речевое развитие 3-4 летних детей в пределах нормы понимает безпроблемное понимание родителям своего ребенка, при этом посторонние люди могут не разбирать его речь. По мнению детских специалистов, ребенок в этом возрасте молчит, только когда спит. Все остальное время суток он говорит без умолку.
Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.
Звукопроизношение:
Ребенок 3-4 года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша, «нозык» (ножик, «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа, «лека» (река, «лямпа» (лампа, «каяндас» (карандаш, «устай» (устал).
Слоговая структура слова:
В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т. д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.
Словарный запас:
К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш, наречия (холодно, вкусно, появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый, то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).
Грамматический строй речи:
Еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением —тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».
Фразовая речь:
Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко,говорил: «Дай яблоко»,то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.
Рекомендации воспитателям по развитию речи детей младшего возраста
Развивающая речевая среда
Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу (Скажите: «Проходите, пожалуйста»;Предложите: «Хотите посмотреть.»;Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»).
В самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире»;Скажи: «Стыдно драться! Ты уже большой»).
Предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда и т. п., наборы предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях, понятных младшим дошкольникам (о рассердившейся тарелке, об обидевшейся туфельке, о печальных мокрых рукавах рубашки и т. п.); о проказах животных (кошки, собаки, вороны); об интересной прогулке.
Формирование словаря
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы, качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая, некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму, местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка).
Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи
Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у и, о, э)и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: п — б — т — д — к—г; ф — в; т — с — з — ц.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи
Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята)] форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей, мультфильмов.Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми (что и где видел; что за аппликация на костюме; кто купил книжку, обновку). Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе, упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости. Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Побуждать участвовать в драматизации хорошо знакомых сказок.
К концу года дети могут
По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
С интересом рассматривать сюжетные картинки.
Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, драматизировать отрывки из знакомых сказок.
Картотека игр по развитию речи
Формирование активного словаря:
1)Игра в слова: (фрукты, овощи, деревья, мебель и т. д.)
2) «Признак»: (железо — железный; бумага — …; стекло -)
3) Подбор антонимов (мокрый – сухой; ходить -)
4) Подбор синонимов (дом – терем – дворец; большой -)
5) Подбор прилагательных (собака (какая) большая, лохматая, веселая)
«Что бывает?» (зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий — …; добрый -)
«Узнавание» (зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза)
6)«Кто что делает?» (обогащение лексического запаса детей словами-действиями) — (учитель … (учит); кузнец -)
7) «Сравни»
по вкусу – лимон и мед
по цвету – грушу и сливу
по высоте – куст и дерево
8) «Угадайка» (загадки). Как догадались, о чем идет речь?
9) «Уменьшение» (трава — травка; стул — …; тигр-)
10) Объясни значение, поменяв одну букву (бочка – точка)
11) Наблюдение над многозначностью слов (коса; ключ; кисть)
Формирование грамматических навыков правильной речи:
предупреждение использования ошибочных словосочетаний в речи;
правильное употребление слов в предложении, согласовывая в роде, числе и падеже;
осознанное построение предложений.
Приемы работы:
1)Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках:
Лучше нас лесных … (ежей) нет на свете … (сторожей)
Тишина царит в дремучем …
2) «Найди ошибку»:
Зимой в саду расцвели яблони.
В полу лежит красивый ковер.
3)Составление предложений по разным моделям:
Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко)
4) Распространение предложения
Ярко светит солнце.
На небе ярко светит солнце.
На небе ярко светит весеннее солнце.
На небе ярко светит и играет весеннее солнце.
5) Изменение порядка слов.
На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.
6) Восстановление деформированного предложения
лесу, роет, в, лиса, нору
7)Составление предложения по аналогии:
Песок сыплют, а воду…
8)Составление ответа на вопрос:
Кто летает? Кто пишет стихи?
9)Добавление придаточных предложений:
Мы завтра пойдем в лес, если…
10) «Объясни»:
Собака идет на кухню. Она выпивает молоко у кошки. Кошка недовольна. (Почему недовольна кошка)
11)Согласование существительных и местоимений:
«Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга)
Согласование глаголов и существительных:
Река … (шумела)
Море … (шумело)
Листья (шумели)
Лес… (шумел)
Игровые упражнения по развитию речи детей младшего возраста
Игровое упражнение «Кто? Что?»
Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы,отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»
Например: сказка «Репка», «Теремок», и т. д.
Кто: дедушка, бабушка….
Что: репка, теремок….
Игровое упражнение «Кто больше?»
Назовет слов на звук (букву) М
Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»
Игровое упражнение «Отгадки-загадки»
Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)
Лохматый, косолапый….
Голодный, серый, злой….
Яркое, теплое…
Серый, маленький, колючий…
Игровое упражнение «Кто как ест?»
Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т. д.
Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»—
Рыба, листья, самолет, бабочка и т. д.
Игровое упражнение «Путаница»
Из каких слов образовались:
ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни
РЕДИСВЕКЛА – редиска и свеклаЧЕСЛУК – чеснок и лук
РЕПУСТА – репа и капуста
Игровое упражнение «Слова-неприятели»
Упражнять в подборе слов-антонимов.
День – ночь
Утро -…
Зима — …
Друг — …
Добро — …
Войти -…
Ложиться -…
Говорить — …
Смеяться — …
Слон большой, а комар…
Камень тяжелый, а пушинка… и т. д.
Игровое упражнение «Слова – приятели»
Упражнять в подборе слов – синонимов
Здание – дом
Конь -…
Приятель -…
Идти -…
Глядеть -…
Смелый -…
Крошечный -…
Игровое упражнение «На что похоже?»
Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
Например: кнопка
1)для прикрепления бумаги к доске;
2)можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
3)сдать в металлолом;
4)провести маленький круг
5) положить на стол и т. д.
Гвоздь — …, ботинок -, шнурок —
Игровое упражнение «Найти лишний предмет»
Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы
Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.
Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)
Гвоздь – молоток, шуруп -…
Дом – крыша, книга — …
Птица – яйцо, растение — …
Хорошо – лучше, медленно — …
Школа – обучение, больница -…
Человек – ребенок, собака — …
Пальто – пуговица, ботинок — …
Игровое упражнение «Новые слова»
У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;
У мальчика длинные ноги — длинноногий
Игровое упражнение «Закончи предложение»
Миша пошел гулять (когда…
Мише стало грустно (отчего…
Миша обрадовался (когда…
Игра «Кто больше запомнит, что из чего сделано?
Дети по памяти называют металлические, бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.
Литература
1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Н. Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 1 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 2004
3. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. — М.: Мозаика-Синтез, 2010
4. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2—3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
5. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Источник