Педагогические рекомендации по развитию ребенка
Алена Иванченко
Единые педагогические рекомендации для родителей
Единые педагогические рекомендации к родителям.
(напоминание родителям об их большой и важной роли во всестороннем развитии
личности их ребенка)
I .Родители воспитывают доброго человека, патриота своей страны.
2. Хорошая, здоровая обстановка жизни ребенка в семье, дружеские взаимоотношения родителей, их честный труд, служение народу, личный моральный пример — главный метод и важнейшее условие правильного воспитания детей в семье и т. д.
3. Физическое воспитание детей — первейшая обязанность родителей. Родители обеспечивают детей питанием, одеждой, обувью, приучают их заниматься физкультурой, укрепляют здоровье детей в разнообразном труде, создают культурно — гигиеническую обстановку жизни детей в семье и т. д.
4. Важнейшей задачей родителей является трудовое воспитание детей через участие в домашнем труде, в общественно полезной работе, это особенно ценно, если дети приучаются преодолевать
трудности.
5. Одной из главных основ жизни является патриотизм. Семья представляет собой хорошо организованный коллектив близких, родных людей, она и детей должна воспитывать в духе доброты, взаимной помощи, дружбы и товарищества. Развитие у детей доброты, честности, правдивости, скромности, требовательности к себе и другим, сильной воли, твердого характера -очень важная задача родителей в нравственном воспитании детей.
6. Вместе с педагогами ДОУ родители настойчиво проводят режим дня в жизнь. Распорядок игры, труда и отдыха детей устанавливается с учетом особенностей их возраста, индивидуальных качеств, условий, состояния здоровья и т. п. Очень важно умение родителей контролировать соблюдения детьми режима дня.
7. Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание детей, т. е. развитие познавательных способностей, расширение общекультурного кругозора, развитие наблюдательности, речи, мышления, формирование убеждений и взглядов. Особую заботу проявляют родители о приобретении детьми прочных и глубоких знаний, практических навыков.
8. Отец и мать постоянно следят за тем, что смотрят дети, умеют ли пересказывать просмотренное, оценить спектакль, кинофильм, сделать для себя выводы, проявляя нетерпимость к плохому, заимствуя хорошие примеры.
9. Родители интересуются общественными мероприятиями ДОУ, принимают в них активное участие, следят за ростом и изменением интересов и привычек детей.
10. Очень важно в условиях семейного воспитания развивать у детей художественный вкус, приучать любить искусство, природу, жизнь, видеть красоту в труде. Главное же бороться за нравственную красоту самого человека.
I1. Нельзя допускать противоречий и споров родителей при детях о методах воспитания, о средствах наказания и т. п. В вопросах воспитания детей старшие всегда должны действовать
согласованно.
12. Родители видят в ДОУ своего друга и руководителя, помогают администрации, воспитателям, родительскому комитету. Поэтому родители не должны при детях критиковать детский сад и воспитателей, обязаны поднимать в глазах детей авторитет ДОУ и требовать от них точного выполнения просьб и требований воспитателей. Свои замечания и предложения по улучшению обучения и воспитания детей в д/с следует высказывать только воспитателям и руководителям образовательного учреждения в тактичной форме на собраниях и в индивидуальных беседах.
13. Очевидно, что повышение педагогической культуры родителей должно включать в себя дифференциацию их педагогической подготовки. Оптимальное сочетание педагогического просвещения с руководством педагогическим самообразованием родителей и включение их в активную деятельность по воспитанию детей. Сочетание коллективных и групповых форм работы по повышению педагогической культуры родителей с индивидуальными. Сочетание уважения и такта с требовательностью к родителям. Опору на конкретный положительный опыт семейного воспитания и использование элементов народной педагогики.
Источник
Педагогические рекомендации родителям
по развитию творческих способностей детей и подростков.
Мы уже говорили о том, что творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одергивать и ограничивать.
Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный -потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.
Воспитывать ребенка нужно с первых дней его жизни.
Задача родителей в этой ситуации — воспринять как будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие, хотя порой и утомительные. Если же родители, как и учителя — склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребенка лишь как повод для раздражения, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребенка, которому придется непросто в развитии личностной и социальной сторон Я — концепции.
Педагоги часто говорят, что лучший способ для учителя воспитать творческую личность — это самому быть творческой личностью. Формула эта кажется вполне приемлемой и к родителям. Родители, стремящиеся развить в ребёнке творческие способности должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель — прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость достижений даёт ребёнку прямой и убедительный пример.
В этом отношении личностные характеристики творчески
одарённых людей обнаруживают высокий уровень индивидуальной
андрогинии. Т. е. творчески одарённые мальчики обладают многими
чертами, стереотипно считающимися «женскими», интроспективностью, чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом.
Полин Пепински (1960) предложила ряд очень полезных приёмов, которым взрослые могут научить детей, рискующих оказаться в сложном положении в коллективе.
1. Переводи свои идеи на язык, доступный для других, чтобы они восприняли твой вклад, как служащий их собственным нуждам (или, во всяком случае, им не противоречащий).
2. Критику в адрес других людей высказывай с позитивных позиций, с желанием помочь.
3. Давай понять, что в основном ты поддерживаешь то же, что пользуется уважением других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы.
4. Старайся не быть воспринятым в качестве агрессора, позволяй другим сохранить собственное достоинство, выслушай их внимательно.
5. Заработай собственный «кредит» для большей личной свободы в течение какого — то периода времени, не бойся изначально воспринять господствующие требования, когда они не вступают в серьёзный конфликт с твоими основными принципами.
6. Концентрируйся на задании, которое необходимо выполнить, а не на «личностях», не на достижении статуса.
7. Принимай во внимание фактор времени, так чтобы у тебя была возможность отсрочить ответ, а также избрать способ действий.
Эти приёмы призваны помочь одарённой личности — ребёнку или взрослому — разрешить конфликт между сохранением независимости и подчинением групповым интересам. Такой творческий конформизм позволит ему сочетать продуктивный неконформизм и личным равновесием.
Следует обратить внимание родителей и педагогов на то, что длительное насильственное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей творчески одарённых детей может привести к эмоциональным сложностям, неврозу и даже психозу. Неврозы могут вызываться продолжительными периодами сильной подавленности, когда ребёнок не в силах понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений. Бегство в воображение может стереть границу реальности и фантазии. Такой ребёнок может принимать оборонительные модели поведения, сходные с психопатическими. Столь крайние формы неприспособленности редки, но в той или иной степени все плохо приспособленные к окружающему миру дети подвержены стрессам.
Для того, чтобы быть творческой личностью необязательно страдать. Но почему-то страдание всегда сопровождает творчество. Семья может дать психологическую защиту и укрепить в нём самопознание и самоприятие.
Джон Гоуэн (1971) предложил целую серию полезных советов родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей.
1. Создайте уютную и безопасную психологическую базу
подростку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. (Не следует говорить ребенку, как его произведение можно улучшить: «Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы…» В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.)
3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи подростка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. (Желания и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения.)
5. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.
6. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство без опасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скова на основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
7. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, но придет. (В этой связи дневники и автобиографии известных творческих личностей могут помочь ребенку понять, что он не одинок в своей борьбе. Правда, официальные биографии, написанные восхищенными учениками, склонны преуменьшать эксцентричность и отчуждение великих творцов.)
8. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно, для этого требуется время, а с его стороны — терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
9. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного. (Острая словесная карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной, но и очень недоброй.)
10. Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих. Есть некоторые основания полагать, что такие предсознательные фантазии являются полуоформившимися, нестройным истоком интимно го творческого вдохновения.
11. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыт — как бы ни были они не удачны. Относитесь к ним с симпатией и тепло той: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
12. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном на правлении.
13. Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей, для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одного ребенка, похожего на нее. Если этот сотый ребенок оказывается мальчиком — проблемы не кончаются, поскольку незыблемым правилом школьных и дворовых площадок является однополое группирование. Ей нужна девочка, которой может быть 8 лет, но мыслит она как 11-летняя. Родителям, возможно, придется объездить все окрестности, но это лучше, чем позволить ребенку погрузиться в одиночество и избегать общения.
Знайте, что, если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себеравных.
Поэтому, если Вам достался такой подарок судьбы, как творчески одарённый ребёнок, то постарайтесь как можно лучше адаптироваться к нему и помочь ему адаптироваться к окружающему его миру.
Для развития творческой одаренности рекомендуем:
1. Использовать прием творческого воображения — аналогию. Используя аналогию, наше воображение создает определенные соотношения и связи.
Аналогии бывают связаны не только с формой и цветом, но и с ритмом, со звуком (тембр, высота и др.) и другими характеристиками. Аналогия считается одним из — самых простых приемов творческого воображения, но вместе с тем создание аналогий — сложный процесс. Тем более, что реальный поиск аналогий идет в нашем мозгу на уровне подсознания и мы сами не всегда готовы дать себе отчет в том, почему тот или иной предмет, звук, действие вызывали у нас ту или иную аналогию. Потренируемся искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Так, например, на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками — на что они похожи. Если удается создать необходимый настрой, задание вызывает большой интерес. Необходимо фиксировать количество идей, их оценку можно провести по трем параметрам: количество идей (продуктивность), оригинальность и гибкость мышления.
2. Пробуждать способность пользоваться цветом как выразительным средством. Задание, тесно связанное с выразительными возможностями цвета — это выразить заданное настроение цветом путем раскрашивания одинаковых контуров. Необходимо дать ребенку 2 заготовки, на которых изображены контуры, например, сказочного дворца (контуры должны быть идентичны), и предложите цветом добиться того, чтобы один дворец стал «дворцом злого», а другой «дворцом доброго» сказочного героя.
3. Учить устанавливать связи между явлениями, событиями, предметами, понятиями. Легкость ассоциирования, умения связать между собой разные, часто очень далекие по содержанию понятия и предметы — необходимое качество творчески одаренного человека.
Для развития интеллектуальной одаренности рекомендуем:
1. Использовать методику незаконченного рассказа.
2. Применять задания, позволяющие формировать у ребенка причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи. Примером может быть задание: перед ребенком разложены картинки, которые все перепутаны. Необходимо их разложить по порядку на столе, а потом рассказать по ним какую-нибудь историю.
3. Использовать дивергентные задачи, которые предполагают, что на один поставленный вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов.
Наши рекомендации дополнят работу воспитателя, которая осуществляется в соответствии с уровнем их профессионализма и личностных особенностей.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитующая сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы… не могут заменить личности в деле воспитания. Только характером можно образовать характер» (К. Д. Ушинский). Многое зависит от личностных способностей преподавателя, его педагогической интуиции. Но, даже имея преподавательский талант, нужно обязательно учиться педагогическому общению. Это позволяет воспитателю рефлексировать, а значит — анализировать свои действия, понимать детей, устанавливать с ними контакт, адекватно реагировать на их действия. Эффективность труда воспитателя связана с педагогической культурой и его знаниями.
Источник
Приложение № 4
Примерная схема характеристики ребенка
1. Общие сведения о ребенке.
Фамилия, имя
Дата рождения
Общее физическое развитие
Состояние здоровья
Состав семьи
2.Особенности личностного развития:
Развитие самосознания:
— уровень притязаний и самооценки,
— развитие самоконтроля,
— осознание нравственных форм
Нравственные черты личности.
Интересы и склонности, мотивы поведения
Волевые черты личности.
Особенности развития эмоций и чувств.
Проявления темперамента и характера.
1. Особенности развития видов деятельности:
Изобразительная
Конструктивная
Игровая
Трудовая
Учебная
Общение с родителями, воспитателями, сверстниками.
2. Особенности развития речи:
Диалогической
Монологической (связной)
3. Особенности развития познавательной сферы личности:
Внимание
Восприятие
Память
Воображение
Мышление
4. Основные направления в развитии психики ребенка.
5. Педагогические рекомендации по обеспечению индивидуального подхода.
Приложение № 4
Примерная характеристика.
Миша Н., 2005 г. Общее физическое развитие и состояние соответствует норме. Первая группа здоровья.
Семья неполная: мама, бабушка и Миша. Воспитание носит женский характер. С мамой мальчик находится короткое время. Воспитанием преимущественно занимается бабушка. Миша не всегда правильно оценивает свои возможности. Успех деятельности побуждает его выбирать более трудные задания. Мальчик всегда стремится всегда достигнуть качественного результата. Придает очень большое значение тому, как оценивает его результаты взрослый. Самооценка несколько завышена. Но в совместной со взрослыми деятельности склонен оценивать себя адекватно.
Миша четко формулирует нравственные качества: нельзя драться, надо делиться с другими, доводить дело до конца и т.д; осознает необходимость их выполнения. Адекватно реагирует на нарушение нравственных норм другими детьми. Однако, нравственные нормы не всегда выполняет. Чаще он нарущает их в общении со сверстниками, чем со взрослыми, причем это зависит от отношения к сверстнику: дружеские отношения заставляют Мишу сдерживать непосредственные побуждения. К тому же нормы чаще нарушаются в отношении воспитателей, чем в отношении мамы и бабушки. Таким образом, нравственное поведение мальчика достаточно ситуативно и зависит от личности того, с кем он общается.
Предпочтение Миша отдает дидактическим играм: лабиринты, домино, лото, увлекается конструированием. Удачное преодоление трудностей при выполнении задания вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Следовательно, можно говорить о достаточно устойчивой познавательной направленности Миши, сформированности познавательных интересов. Любимым видом деятельности остается игра, хотя сюжетно-ролевая игра не имеет для него особой привлекательности. Чаще он играет один, обыгрывая постройки из конструктора. Преобладают игровые и познавательные мотивы. Соподчинение мотивов проявляется преимущественно в присутствии взрослых. В общении со сверстниками Миша не сдерживает сиюминутные побуждения, руководствуется только своими желаниями. Однако, может самостоятельно поставить цель деятельности, удержать ее, но это зависит от отношения к деятельности и связано с интересом к ней. Планирование деятельности вызывает затруднения.
В общении со взрослыми Миша контролирует свои эмоции, со сверстниками ведет себя развязно, гримасничает, издает нечленораздельные звуки. Понимает и правильно оценивает такие социальные эмоции, как сочувствие, сопереживание, но в жизни их почти не проявляет. К сверстникам чаще проявляет антипатию или безразличие. Предпочитает общаться с двумя детьми: Аней Г., и Ромой А. Но эти контакты очень неустойчивы.
Проявляются черты сангвинистического темперамента. Миша живо откликается на то, что привлекает его внимание. Мимика живая, движения выразительны. Быстро и в течении длительного времени может сосредоточить внимание. Энергичный и работоспособный. Может долго выполнять деятельность, не утомляясь. Уравновешены активность и реактивность. Мишу легко дисциплинировать. Темп речи быстрый. Легко сходится с новыми людьми. Привыкает к новым требованиям и обстановке. Навыки формируются быстро и легко. Преобладают положительные эмоции.
Характерны следующие особенности видов деятельности. Трудится охотно, только по предложению взрослого. Трудовыми умениями и навыками владеет плохо. Нередко прекращает трудиться под влиянием помех. Трудовая деятельность часто переходит в игровую.
Сформированы предпосылки учебной деятельности. Следует указаниям взрослого точно и быстро. В случае непонимания задания задает вопросы, в ответах и действиях не подражает другим детям. Проявляет самостоятельность, инициативу. Играть предпочитает один, мотивируя это так: «Я люблю, когда тихо, спокойно, никто не мешает. Ну я сам себе играю». Охотно принимает в игру взрослых. Не проявляет стремления включаться в игру других детей. Отклоняет их предложения. Если иногда и участвует в сюжетно-ролевой игре, то берет на себя второстепенные роли. К лидерству не стремится.
Много времени отдает конструированию, но творчества проявляет не достаточно. Постройки стереотипны. Рисует охотно, но динамику объектов передает редко. Сюжеты разнообразные: сказочные, бытовые, игровые. Хорошо владеет техническими навыками.
Тип общения со взрослыми – внеситуативно-познавательный. Главный мотив – получение новой информации о предметах и явлениях. Активно использует речь в качестве средства общения. Задает много разнообразных вопросов. Связная речь развита недостаточно. Пересказывает неохотно и с трудом. В речи мало прилагательных. Но словарный запас большой. Слова употребляет точно по смыслу. Использует в основном простые предложения.
Цветы дифференцирует точно, знает их названия. Идентичность по цветам устанавливает с помощью зрительного соотношения.
Преобладает непроизвольное внимание. Достаточно часто проявляется непроизвольное внимание, особенно в процессе получения новой информации. Легко переключает внимание, а его устойчивость и концентрация зависят от заинтересованности деятельностью.
Самоконтроль в процессе запоминания развит слабо, хотя может сознательно прилагать усилия, чтобы запомнить. Развита словесная память. Тексты запоминает легко.
Не смотря на большой запас знаний, воображение, как произвольное, так и непроизвольное развито слабо. В изобразительной и конструктивной деятельности преобладают стереотипы. Особую трудность вызывает составление сказок.
Хорошо развиты мыслительные операции. Легко обобщает, сравнивает, достаточно подробно анализирует.
Педагогические рекомендации.
1. Необходимо постоянно ставить Мишу в ситуацию морального выбора и оценивать все его поступки для формирования нравственного поведения.
2. Использовать совместную со взрослыми деятельность с целью развития воображения: «Давай вместе порисуем, придумаем сказку» и т.д.
3. Давать постоянные трудовые поручения, показывать их значимость и важность ля других.
4. Заинтересовать Мишу сверстниками, сначала путем наблюдения за их деятельностью. Попытаться объединить в дидактических играх Мишу и сверстников со сходными интересами.
5. При проведении всех организованных форм деятельности предусматривать задания соответствующей трудности для подержания познавательного интереса.
Личностные особенности ребенка:
Интересы, увлечение, особенности воли ребенка, настойчив или упрям, капризность, преобладание эмоционального состояния, смены поведения, отношение к трудностям. Тип нервной системы и темперамент ребенка, черты характера. Положение ребенка в группе сверстников: умеет ли находить контакт, общителен или замкнут, отношение к конфликтным ситуациям. Уровень развития речи, уровень овладения различными видами деятельности.
Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 2206 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник