Педагогическая работа с семьей ребенка с проблемами в развитии

Педагогическая работа с семьей ребенка с проблемами в развитии thumbnail
“… Именно в семье создаются уникальные
условия для формирования ценностных ориентаций,
установок, эмоционального отношения к другим
людям, что создает основу для развития личности
ребенка в целом”

Е.А. Стребелева, А.В
Зацепина
(Дефектология, 1, 2005, с. 4)

Приложение

Одним из основных источников и эталонов
человеческого поведения является семья. Образцы
поведения родителей копируются ребенком с
раннего детства, и решение сначала детских, а
потом взрослых проблем взаимодействия
осуществляется часто на основе подражания
семейному варианту их решения (А.А. Аркин, Л.С.
Выгодский, А.В. Запорожец и др.).

Цель воспитания ребенка – это подготовка
сознательного члена общества, активно
участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая
“особого” ребенка, необходимо знать
своеобразие его развития и специальные методы
воспитания.

Рождение малыша с отклонениями в развитии,
независимо от характера и сроков его заболевания
или травмы, нарушает весь ход жизни семьи.
Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда
вызывает у родителей тяжелое стрессовое
состояние, семья оказывается в психологически
сложной ситуации. Рушатся надежды, развивается
психологическое противоречие между ожиданиями и
физической невозможностью их осуществления.

Американский исследователь семьи Торнбалл в 1986
г. выделил пять периодов, связанных со стрессом
на стадиях и переходах жизненного цикла семей,
имеющих детей с отклонениями в развитии.

  • Рождение ребенка – получение точного
    диагноза, эмоциональное привыкание,
    информирование других членов семьи.
  • Школьный возраст – становление личностной
    точки зрения на форму обучения ребенка
    (интегрированное, специализированное обучение),
    хлопоты по устройству, переживание реакций
    сверстников, заботы по внешкольной деятельности
    ребенка.
  • Подростковый возраст – привыкание к
    хронической природе заболевания ребенка,
    возникновение проблем, связанных с
    сексуальностью, изоляцией от сверстников и
    отвержением, планирование будущей занятости
    ребенка.
  • Период “выпуска” – признание и
    привыкание к продолжающейся семейной
    ответственности, принятие решения о подходящем
    месте проживания повзрослевшего ребенка,
    переживание дефицита возможностей его
    социализации.
  • Постродительский период – перестройка
    взаимоотношений между супругами (например, если
    ребенок был успешно выпущен из семьи) и
    взаимодействие со специалистами по месту
    проживания ребенка.

Столкнувшись с фактом рождения ребенка с
проблемами в развитии и необходимостью его
воспитания, родители не всегда способны
адекватно воспринимать ситуацию и вести себя в
ней.

Ряд специфических особенностей родительского
поведения:

1. Нежелание родителей принимать медицинские
диагнозы, избегание специалистов,
констатирующих реальную ситуацию происходящего
с ребенком.

2. Неоднозначное отношение к комплексной
психолого-медико-педагогической помощи. В одних
случаях родители категорически отказываются от
медицинских мероприятий, необходимых для
активизации нервно-психической и
физиологической деятельности детей с проблемами
в развитии. Или же они стараются их
минимизировать (т.е. по возможность избежать) и
отдают приоритет только педагогической
коррекции. В других случаях родители
преувеличивают роль медицинского влияния на
развитие ребенка, рассматривая
психолого-педагогическую помощь как
второстепенную и малоэффективную.

Склонность родителей скрывать факты
проблемного развития ребенка в общении с
окружающими, особенно в беседах на тему успехов и
достижений ребенка (со знакомыми, специалистами
и др.). Это проявляется в настороженном или
агрессивном поведении, стремлении
преувеличивать способности ребенка. Часто
результатом такого поведения родителей является
предъявление ребенку неадекватных его
психофизическим возможностям требований.

К сожалению, далеко не все мамы и папы детей с
проблемами в развитии способны самостоятельно
преодолеть тяжелый кризис вхождения в статус
семьи с “особым” ребенком. С каждым днем по мере
роста и развития ребенка в семье возникают новые
стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению
которых родители совершенно не подготовлены.
Казалось бы, друзья и родственники должны помочь
родителям, однако, узнав о травме или болезни
ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому
приходится задуматься об отношении к ребенку, к
его родителям. Не зная как помочь, и боясь быть
бестактными, родственники и знакомые порой
предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать
проблему, что еще больше затрудняет положение
семьи “особого” ребенка. Нередки случаи, когда
бабушки и дедушки из-за стыда отказываются
признать внука или внучку с инвалидностью.

В первую очередь это относится к глубоко
умственно отсталым детям, которые внешним видом
и неадекватным поведением привлекают к себе
нездоровое любопытство и неизменные расспросы
со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это
ложится тяжким бременем на родителей и, особенно,
на мать, чувствующую себя виноватой за рождение
такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что
именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за
его будущее, растерянность, незнание
особенностей воспитания приводят к тому, что
родители отгораживаются от близких, друзей и
знакомых, предпочитая переносить свое горе в
одиночку, или определяют ребенка в интернат.

Конструктивная и динамическая помощь таким
семьям является необходимой на всех этапах жизни
ребенка. Специалистам необходимо создать
благоприятные условия для реабилитации всей
семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в
развитии. Суть реабилитации заключается в том,
чтобы помочь семье обрести прежний
социально-психологический и социокультурный
статус, выйти из состояния психологического
стресса.

Читайте также:  Занятия по развитию образной речи ребенка

Решение этой проблемы предусматривает:

  • психологическое изучение состояния членов
    семьи, в первую очередь матери;
  • составление программы реабилитационных
    мероприятий семьи в психолого-педагогическом и
    социально-культурном аспектах;
  • проведение реабилитационных мероприятий, в
    соответствии с программой, конкретно для каждой
    семьи;
  • организацию групп взаимоподдержки;
  • патронирование семьи после проведенных
    реабилитационных мероприятий.

Для обеспечения эффективной работы с
родителями “особых” детей специалисты должны
разобраться в эмоциональных отношениях в семье.
Педагогам приходится иметь дело со взрослыми,
находящимися на различных этапах адаптации к
роли родителей проблемного ребенка.
Специалистам важно знать, насколько члены
“особой” семьи готовы говорить о своей семейной
проблеме с другими взрослыми, как они относятся к
коррекционно-развивающему процессу, каковы их
ожидания, установки, готовы ли они вообще
сотрудничать с медико-психолого-педагогическим
персоналом образовательного учреждения.

Помогая ребенку преодолевать трудности в
овладении внешним миром, родителям важно
преодолеть нередко возникающее чувство своей
неполноценности, понять, что семейная
обстановка, в которой растет ребенок, должна быть
естественной системой отношений – между
родителями и детьми, между супругами, а также
отношений и связей с окружающими семью людьми.

Модель организации помощи семье,
воспитывающей проблемного ребенка, должна иметь
три этапа своего развития:

Первый этап направлен на привлечение
родных к учебно-образовательному процессу
ребенка. Педагог должен убедить членов семьи в
том, что именно в них очень нуждается их малыш,
что, кроме них, этим процессом заняться некому,
что ни одна, даже самая лучшая
коррекционно-развивающая программа не сможет
дать полноценных результатов, если она не
решается совместно с семьей.

На втором этапе предполагается
формирование увлечения родителей процессом
развития ребенка. Главной задачей работы
становится формирование у них активной позиции в
воспитании малыша. Педагог показывает родителям
возможность существования ежедневных маленьких,
но очень важных для ребенка достижений. Члены
семьи обучаются эталонным моделям работы с
ребенком, включающим отработку заданий педагога.

Третий этап характеризуется раскрытием
перед членами семьи возможности личного поиска
творческих подходов к обучению малыша и личного
участия в исследовании его возможностей. При
этом значимым является обучение родителей
разнообразным формам взаимодействия с ребенком
наблюдению и оценке его реакций и поведения.

Представления и ожидания, связанные с
развитием ребенка, восприятие самого ребенка
составляют основу “родительских установок” и
являются источником для воспитательных
стратегий. В процессе работы повышается
родительская компетенция, родители “особых”
детей постепенно берут на себя не только
поддерживающие и закрепляющие, но и
самостоятельно развивающие функции
развивающего взаимодействия с ребенком.

Включение родителей в
коррекционно-педагогический процесс является
важнейшим условием развития ребенка с особыми
образовательными потребностями. Учет
эмоциональных, социальных, личностных и других
особенностей семьи с “особым” ребенком
увеличивает эффективность использования ее
педагогического потенциала, что является одним
из важнейших факторов эффективности работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Приложение

 Литература

  1. Савина Е.А., Чарова О.Б. “Особенности
    материнских установок по отношению к детям с
    нарушениями в развитии” / научно-методический
    журнал “Вопросы психологии”, № 6, 2002, с. 15-23;
  2. Ткачева В.В. Пути социальной адаптации
    семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в
    развитии. Практикум по социальной адаптации. –
    М.: Издат. ГНОМиД, 2000.
  3. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с
    матерями, воспитывающих детей с отклонениями в
    развитии. Практикум по формированию адекватных
    отношений. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.
  4. Строгова Н.А., Магарычева Е.А. “Проблема
    психологической помощи родителям, имеющим детей
    с отклонениями в развитии” / журнал “Школьный
    логопед”, № 1(16), 2007, с. 56-59;
  5. Хайртдинова Л.Ф. “О работе с родителями в
    специальном (коррекционном) дошкольном
    образовательном учреждении для детей с
    нарушениями интеллекта” / “Дефектология”, № 1,
    2005, стр. 11–13;
  6. Стребелева Е.А., Закрепина А.В.
    “Современные формы помощи семье, воспитывающей
    ребенка с отклонениями в развитии” /
    “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 3–10;
  7. Чарова О.Б. “Материнские установки по
    отношению к детям с нарушением интеллекта” /
    “Дефектология”, № 6-2008, стр. 13-19;
  8. Микляева Н.В. “Изменение родительских
    установок на процесс коррекционно-развивающей
    работы с дошкольниками с общим недоразвитием
    речи” / журнал “Логопед”, № 5, 2008, стр. 119–123.

Источник

Библиографическое описание:

Естемесова, Ж. Т. Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья / Ж. Т. Естемесова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3322/ (дата обращения: 29.01.2021).

Семьи, имеющие детей с нарушениями физического
или психического развития, представляют одну из наиболее уязвимых
групп населения.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка потапчук

Социальная поддержка таких семей — это решение целого
комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его
выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией
и интеграцией в общество. Родители в подобных семьях
испытывают воздействие многообразных негативных факторов, которые
можно обозначить как семейный стресс. Семейный стресс может носить
неожиданный и/или хронический характер, но всегда создает
напряженность внутри семейной группы, что нарушает ее устойчивость.
Социальное нездоровье такой семьи требует дополнительных видов
социально-педагогической деятельности, направленных на помощь
родителям. Это социальная реабилитация и социальная интеграция
семьи, т. е. восстановление ее социального статуса.

Успешность решения этих проблем напрямую связана с целенаправленной
социально-педагогической работой, включающей широкий спектр
долгосрочных мер помощи семье комплексного характера —
медицинского, правового, психолого-педагогического, экономического.
Содержание этих мер направлено на:

  • расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее
    в общественную жизнь;

  • предоставление адекватной информации о специфических
    потребностях и перспективах развития ребенка, содействие
    в организации комплексной диагностики и раннего начала
    образовательного процесса;

  • предоставление полноценной информации о социальных институтах
    помощи, содействие специалистам в составлении образовательного
    и абилитационного маршрута на основе индивидуальной программы
    развития ребенка;

  • налаживание семейного микроклимата;

  • организация психологической поддержки родителей;

  • организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных
    прав и интересов.

А. С. Макаренко был глубоко уверен, что
родительские требования к себе, родительское уважение к своей
семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот
первый и самый главный метод воспитания, и если с ребенком
неблагополучно, нужно, прежде всего самого себя положить под
микроскоп. И нужно не ребенка перевоспитывать, а менять
ваше отношение к нему, так как его отношение к себе зависит
только от вас [1, c.237, 241].

Система социально-педагогической помощи должна быть направлена не на
подмену семьи, а на развитие ее собственных ресурсов
и инициативы, так как только превращение семьи в активного
субъекта социально-педагогической деятельности является решающим
фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции
ребенка.

Задача социального педагога в работе с семьей —
это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить
внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны
государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот,
социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем,
работа с семьей, решает социальные, экономические, медицинские
и психологические задачи.

Главная цель — мобилизовать внутренние силы семьи на
преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо
проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со
специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую
работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.

В работе с семьей социальный педагог выделяет работу
с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее
осуществлять индивидуальную реабилитационную программу.

Психологи отметили, что с появлением ребенка с нарушениями
в развитии у родителей появляются психические расстройства.
У них закрепляется представление, что их ребенок не такой, как
все, значит, плохой. Выделено несколько этапов кризиса у родителей
(Шухард):

1-й — отрицание проблемы;

2-й — сверхдепрессия;

3-й — поиски путей (здесь может помочь социальный
педагог);

4-й — принятие ситуации и обращение к специалистам;

5-й — сокращение контактов с окружающими, когда все
внимание родителей сосредоточивается на ребенке, они надеются на
выздоровление. Обнаружив, что выздоровление невозможно, переживают
сильный стресс, сильнее, чем первый, а затем смиряются. Этот
этап сопровождается неврозами.

Помощь социального педагога родителям состоит в консультировании,
организации психологических тренингов, обучении обращению с ребенком,
организации совместного с ребенком посещения клубов, семейного
отдыха.

От отношения родителей к болезни ребенка во многом зависит
процесс его социализации. Здесь главным является отношение матери, ее
любовь к ребенку.

Социальный педагог убеждает родителей искать выход из состояния горя
и озлобления, помогает увидеть возможности ребенка и направить
все силы на их развитие. Он помогает также обеспечить уход за больным
ребенком, его воспитание и обучение [2,c.160].

Социально-педагогической деятельность в работе с семьей
ребенка с ограниченными возможностяминаправляется на
поддержку семьи для того чтобы они могли справиться с трудной
задачей воспитания и развития ребенка-инвалида, способствовать
ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющийся объективный
фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать
ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными
словами, цель социального педагога — способствовать
социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации
рождения ребенка-инвалида, повышать ее ситуационно-ролевую
адаптированность [3,c.192].

Согласно А. В. Мудрик, социальный педагог- это
педагог, исследующий социальное воспитание в контексте
социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп
и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях
специально созданных для этого, так и в организациях, для
которых воспитание не является основной функцией (например,
предприятия)

Читайте также:  Лада центр развития ребенка нижний новгород

Задача его работы — создание благоприятных условий для
личностного развития ребёнка (физического, социального,
духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной
социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его
жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником
между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением,
а также в роли наставника при непосредственном общении
с ребёнком или его окружением [4,с.22].

Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи
семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится
по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить
и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную
профилактику различного рода негативных явлений (социального,
физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог
не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической
форме он сам «выходит» на контакт с семьей [5,с.67].
Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье,
взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных
составляющих социально-педагогической помощи: образовательную,
психологическую и посредническую [6,с.177].

Образовательная составляющая включает в себя два направления
деятельности социального педагога: помощь в обучении
и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих
семейных проблем и формирование педагогической культуры
родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую
очередь, с родителями — путем их консультирования,
а так же с ребенком посредством создания специальных
воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье
в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее
воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает
в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку
и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье
в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда
в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее
к нарушению его нервно-психического и физического
состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного
внимания. К такому виду насилия относится запугивание,
оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение
доверия.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает
в себя три составляющие: помощь в организации, координации
и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга,
включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей,
благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию
семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего
хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных
ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной
семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи
информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме
консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного,
семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного
законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем,
которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех
основных ролях:

Советник — информирует семью о важности и возможности
взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает
о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию
детей.

Консультант — консультирует по вопросам семейного
законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье;
информирует о существующих методах воспитания, ориентированных
на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий,
необходимых для нормального развития и воспитания ребенка
в семье.

Защитник — защищает права ребенка в случае, когда
приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей
(алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям)
и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта,
отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям
[6,с.176–184].

Таким образом, социальный педагог осуществляет
социально-педагогическую поддержку семье по индивидуальному плану
социальной адаптации. Социально-педагогическая поддержка семьи
ускоряет процесс социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья в общество.

Литература:

  1. Макаренко А. С. Книга для родителей. —
    Киев, 1987.

  2. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы
    социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.
    заведений. — М., Издательский центрォАкадемияサ,
    2001.

  3. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб.
    пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов,
    М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под
    ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. —
    М.: Издательский центр, Академияサ,
    2002.

  4. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков
    /Под ред. А. Б. Фоминой. М., 2003.

  5. Сеньчукова И. В., Малафеева А. И. Модель центра
    социально педагогической адаптации. Хабаровск, 2002.

  6. Кибирев А. А. Формы социализации личности
    безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном
    образовательном пространстве. Материалы Всероссийской
    научно-практической конференции. Новосибирск 2003.

Источник