Педагогическая помощь ребенку со сложным нарушением развития в семье
Сложными нарушениями мы называем наличие двух или более выраженных первичных нарушений развития у одного ребенка. Такими нарушениями могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП, глухота и ДЦП, слепоглухота, слепота и тугоухость, слепота и системное нарушение речи, умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения, слабовидение и глухота, слабовидение с глухотой и нарушениями движений и т.п. Именно эти достаточно выраженные нарушения развития должны рано диагносцироваться у детей как сложные дефекты. Обычно у ребенка почти сразу после рождения устанавливают одно выраженное нарушение и только со временем обнаруживают второй или даже третий сопутствующий дефект. Это объясняется тяжестью одного установленного с рождения нарушения и трудностью диагносцировать второе. Например, установив врожденную слепоту у ребенка, врожденное нарушение слуха устанавливают только со временем по отставанию в развитии речи. Или тяжелое врожденное нарушение движений у ребенка не позволяет вовремя определить его нарушенное зрение или слух и т.д. Кроме того в ряде случаев второе нарушение развития присоединяется к первому с возрастом, т.к. оно является прогрессирующим и проявляется не сразу. Поэтому так сложна точная диагностика сложных нарушений в раннем и дошкольном возрасте.
Первая и во многом определяющая все дальнейшее развитие проблема в воспитании ребенка с врожденным сложным и множественным нарушением – это проблема принятия его в семье.
Рождение в семье ребенка с явными нарушениями развития – это всегда глубокие переживания всех членов его семьи. Это долгая и мучительная душевная борьба родителей с самими собой: они должны принять случившееся или отвергнуть. Отвергнуть – это не всегда значит отказаться от ребенка, это прежде всего значит внутренне не соглашаться с тем, что их ребенок не такой как другие, не смириться с тем, что что-то в его развитии будет ему недоступно. Эта драма принятия или непринятия нарушений развития у ребенка всегда происходит в семьях, где родился ребенок с выраженными нарушениями. Но подобные переживания близких во много раз усугубляются, если ребенок имеет не одно, а два или более выраженных нарушений. Осознание и принятие себя как родителей ребенка с тяжелыми нарушениями – это главная и самая тяжелая проблема семей, где появляется ребенок со сложным или множественным нарушением развития. Именно эти семьи с момента рождения такого ребенка часто испытывают огромное давление со стороны врачей, советующих оставить тяжело больного ребенка в Доме ребенка, отказаться от его воспитания в семье из-за его тяжелых нарушений и «безнадежности» достигнуть какого-то ощутимого результата в его развитии. Как правило, такие врачи впервые в своей практике встречаются с подобным и действительно редким врожденным нарушением у ребенка, они ничего не знают о возможных путях его воспитания и обучения и ничем не могут помочь.
Родители сопротивляются этим советам и тратят все силы и средства на попытки вылечить ребенка, вернуть его здоровье. Именно в этот период им необходима поддержка специалистов, верящих в возможности помочь ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания, например, слепоглухого ребенка. Еще большую поддержку могут оказать другие родители, уже пережившие подобный стресс после рождения собственного ребенка и нашедшие в себе силы для его правильного воспитания. Очень важно бывает узнать, что твой случай не единственный и уникальный, что такие же или почти такие же дети воспитывались или воспитываются в других семьях. Своевременно полученная родителями информация о педагогах, которые знают как помочь их ребенку, о специальных учебных учреждениях, где он может воспитываться может существенно улучшить положение в семье ребенка.
Очень полезным бывает организация сопровождения такого ребенка в семье специалистами – патронажной няней, врачом, педагогом или психологом, которые бы занимались с таким ребенком определенное время, освобождая маму или других членов семьи от постоянной ежедневной заботы о ребенке и давая им возможность взглянуть на их собственного ребенка со стороны. Внимание и заинтересованность специалистов в развитии ребенка сразу после установления у него диагноза выраженных нарушений чрезвычайно необходимо для всех членов такой семьи.
Родители, которые принимают ребенка таким как он есть и внимательно следят за его реакциями, радуясь любым активным и самостоятельным действиям ребенка, как правило, добиваются больших успехов. Решающим моментом во всех известных нам случаях благополучного развития слепоглухих детей являлось именно чуткое и творческое отношение родителей к ребенку, благодаря которому удавалось достигнуть определенных результатов в дошкольном развитии ребенка и даже подготовить его к школе.
К сожалению, специальные службы ранней помощи таким семьям у нас в стране только складываются и многие родители остаются в неведении о возможностях обучения для своего ребенка, в неверии в свои силы.
Между тем многолетний опыт обучения и воспитания одной из самых тяжелых категорий детей со сложным дефектом, слепоглухих, накопленный в мире, позволяет надеяться на благополучное развитие многих из них. Но успешное обучение каждого слепоглухого ребенка — это отдельная история его практически индивидуального обучения. В каждом случае она складывается из описания причин и характера потери зрения и слуха у ребенка и наличия у него дополнительных нарушений, из истории взаимоотношений в семье и особенностей обучения в детском саду и школе с помощью специалистов.
Источник
Особенности помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в рамках раннего психолого-педагогической сопровождения
Артемьева П. В.
воспитатель
МДОУ детский сад комбинированного вида №23 «Алёнушка»
г Клин
2018 г.
Важную роль в разработке программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития играет учет особенностей семейного воспитания, привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу. Особое внимание должно быть обращено на помощь детям в возрасте 1-2 лет, которая должна оказываться преимущественно в условиях семьи. Возросшая потребность в разрешении многочисленных проблем семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, обуславливает актуальность разработки конкретных мер по оказанию этим семьям психологической помощи. Одним из направлений этого вида специализированной помощи является психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Решение этой важной задачи возможно только на основе хорошего знания психологических особенностей родителей и особенностей внутрисемейных отношений. Эти данные могут быть получены в ходе психологического обследования родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, могут выступать в качестве дополнительного источника деструктивного воздействия, способствующего формированию вторичных нарушений в психической сфере ребенка. Неблагоприятные микросоциальные условия семейного воспитания, негативно влияют на характер и темп развития ребенка, предопределяют характеристики деформации его личностной сферы.
Предполагается, что раннее воспитание — дело родителей, однако педагогическая неосведомленность большинства родителей никак не способствует успешному воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в домашних условиях. Чтобы успешно делать это, необходимо располагать определенными специальными знаниями. Но родителям негде получить такие знания: в стране до сих пор нет системы психолого-медико-педагогических консультаций. Нельзя не сказать и о том, что специалистов-педагогов и психологов для работы с этим возрастом до недавнего времени нигде в стране не готовили.
Вышесказанное обуславливает потребность всестороннего комплексного изучения проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, включая анализ особенностей внутрисемейной атмосферы, личностных характеристик детей и их родителей, родительско-детских и детско-родительских взаимоотношений и др. В рамках нового направления — психологической помощи семье — в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, семья рассматривается как реабилитационная структура, изначально обладающая потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома.
Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру.
Основная цель психолого-педагогической помощи семье состоит в необходимости формирования у родителей установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком; в обучении родителей различным формам общения; в формировании навыков общения у родителей со своим ребенком и другими людьми.
Итоговым достижением работы с родителями является то, что они могут наладить контакт со своим ребенком; проявляются заинтересованность и самостоятельность в его воспитании; умеют наблюдать за ребенком и делать выводы из своих наблюдений; умеют создать ситуацию делового сотрудничества; подобрать ему игрушку, обыграть ее, вовлечь ребенка в игру в соответствии с его возможностями; умеют создать игровую ситуацию и с другими детьми; владеют приемами передачи ребенку способов овладения общественным опытом.
Ратуя за раннее воспитание и обучение детей с отклонениями развития в условиях семьи, нельзя забывать о реальной ситуации: в России около полумиллиона детей находятся в домах ребенка и в дошкольных детских домах, являющихся учреждениями закрытого типа, где, по данным выборочных обследований, до 50% детей имеют недостатки развития. Психолого-педагогическая и коррекционная работа с такими детьми должна проводиться в системе этих учреждений, что требует разработки соответствующих специальных программ и методов обучения.
По отношению к таким детским учреждениям важнейшим вопросом является создание в них необходимого педагогического персонала, причем число педагогов и воспитателей должно быть достаточно большим, чтобы создать ситуацию максимального приближения к семейной обстановке, когда мать почти постоянно взаимодействует с новорожденным и младенцем. Именно постоянное взаимодействие близкого взрослого является основным условием стимуляции развития ребенка.
1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития — № 3, 2002.
2. Закрепина А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью. // Дефектология — № 2, 2004.
3. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — № 3, 2005.
4. Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Урядницкая Н.А. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации. // Дефектология — № 6, 2007
5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
Источник
Анна Бондаренко
Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями
Последние несколько лет увеличивается рост сложных комплексных нарушений среди детей. Как правило, комплексное нарушение представляет собой сочетание двух и более первичных нарушений, каждое из которых определяет характер и структуру аномального развития.
По мнению Басиловой Т. А, после изменения нормативно-правовой базы и преобразования отношения общества от нетерпимого к более гуманному по отношению к детям с нарушениями, возникает потребность в разработке подходов помощи детям со сложными нарушениями развития, это объясняется возрастанием числа таких детей, выявлением новых комбинаций сложных нарушений и широкой распространенностью таких детей в специальных образовательных учреждениях [1].
Вопросам изучения и обучения детей со сложными комплексными нарушениями занимались следующие учёные: Т. А. Басилова, М. Г. Блюмина, Г. П. Бертынь, Л. А. Головчиц, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, Е. М. Мастюкова, А. И. Мещеряков, М. С. Певзнер, Т. В. Розанова, И. А. Соколянский, В. Н. Чулков и др.,так и зарубежные исследователи:Р: Блаха, М. Затта, Д. Лолли, Б. МакЛетчи, Я. ВанДайк, и др. [3]
В исследованиях Т. В. Розанова, Т. А. Басилова выделяют много сложных и множественных нарушений, в которых могут наблюдаться комбинации первичных сенсорных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений, а также сочетания всех этих дефектов с умственной отсталостью разной степени. [8]. Совокупность всех составных элементов комплексного нарушения — это наисложнейшая структура, в которой все имеющиеся нарушения оказывают влияние друг на друга, в следствии чего мы имеем дело со сложным многофункциональным нарушением развития. Изменение сочетаний первичных нарушений и различная степень их выраженности как правило приводит к нарушению формирования высших психических функций и оказывает отрицательное влияние на функционирования познавательной сферы ребенка, сказываются на социальной адаптации и значительно затрудняют образовательный процесс.
В первую очередь необходимо обратить внимание на время возникновения первичного нарушения. Это связано с тем, что раннее отклонение подразумевает развитие вторичных нарушений, нарушая тем самым весь ход психического развития ребенка. Например, нарушение зрения в раннем возрасте влечет за собой отсутствие или недоразвитие речи в отличие от детей с поздним нарушением зрения, имевших возможность речевого развития, так как сохранное зрение является неотъемлемым условием формирования речи. [4]
Не менее важным фактором является степень выраженности нарушения, чем устойчивее и обширнее первичный дефект, тем тяжелее проявления и коррекция вторичных и третичных отклонений.
Процесс обучения детей с множественными нарушениями развития находится на стыке разных областей наук, таких как психология, педагогика, медицина социальная педагогика. Психолого-педагогическая помощь детям, определяет цели, задачи, формы, методы обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями и является составной частью единого педагогического процесса. В то же время при использовании многолетний научной практики общей педагогики уже во время самого процесса оказания психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями необходимо вносить существенные изменения в конкретные методики и усовершенствовать технологии и содержание обучения с учетом причин и характера нарушений, возможна разработка новых приемов и методов коррекционного воздействия.
Басилова Т. А. считает, что в специальном образовании психолого-педагогическое обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития является интегрированной системой, обладает целостностью и единством составляющих ее элементов, и определенной вариативностью [1].
В настоящее время система психолого-педагогической помощи детям, имеющим комплексные нарушения развития, находится на начальной стадии своего развития, несмотря на то, что она уже может реализовываться в специальных коррекционных учреждениях, опираясь на различные программы, методические и нормативные материалы и руководство органами управления образованием на различных уровнях.
По мнению Жигоревой М. В, для реализации психолого-педагогической помощи, особое внимание должно уделяться созданию специальных технических средств, способствующих расширению компенсаторных возможностей детей с комплексными нарушениями развития. [3]
В своих работах Чулков В. Н. отмечает, что своеобразие сложных нарушений, в которых сочетаются несколько первичных расстройств, таких как зрения, слуха, интеллектуальная недостаточность, нарушения опорно-двигательной системы, речевые нарушения, требуют глубокого научного обоснования всего процесса дифференцированного обучения и воспитания [6].
Таким образом, всестороннее изучение особенностей развития детей с комплексными нарушениями будет способствовать установлению более действенных путей психолого- педагогической работы. А глубокие знания об особенностях детей с разными группами нарушений, помогут в организации дифференцированного обучения и индивидуального воспитания детей, имеющих комплексные нарушения.
Литература:
1. Басилова Т. А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., Перспектива, 2002.
2. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. — М.: Астрель, 2008
3. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. — М., Академия, 2006.
4. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России //Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Д. С. Шилова. -М., ИТРК, 2001.
5. Назарова Н. М. Специальная педагогика. — М., Асадема, 2010.
6. Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М., АГРАФ,2001.
Источник
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семей.
В настоящее время в общеобразовательных школах обучаются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее с ТМНР): двигательными, сенсорными, интеллектуальными. Лишенный возможности свободного передвижения, ограниченный в общении, самовыражении, чувственном восприятии окружающего мира человек автоматически получает ограничения собственной свободы и самостоятельности. При выполнении многих привычных действий, ему необходимо привлечение посторонней помощи, что ставит человека в зависимость от окружающих. Все эти составляющие приводят к травматизации психики не только детей с ТМНР, но и в значительной степени их близких.
Эффективная психолого-педагогическая реабилитация позволяет достигнуть стойкой положительной динамики в развитиии обучающихся, относительной гармонизации и стабилизации семейных отношений. Для достижения максимально возможного положительного эффекта в реабилитационной работе необходимо менять не только внутреннее психологическое состояние детей, имеющих ограничения возможностей, но и их близких.
В задачи психолого-педагогической реабилитации для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития входят:
— систематическая психологическая помощь детям, их родственникам;
— создание оптимальных психолого-педагогических условий для эффективной реабилитаци детей;
— более полное внедрение в образование гуманистических принципов;
— объединение всех участников образовательного процесса;
— разрушение стериотипов и фомирование осознанного отношения к любым явлениям окружающей действительности как базы личностного роста каждого участника образовательного процесса.
Первым шагом в процессе реабилитации является психолого-педагогическая диагностика. Это позволит выявить базовые показатели обучающихся, а также динамически отследить и оценить изменения той или иной функции. Однако существует проблема дефицита психодиагностического инструментария для данной категории детей. основным методом диагностики является метод динамического наблюдения и фиксация актуальных практических и коммуникативных навыков обучающихся, анализ продуктивной деятельности.
Хорошо зарекомендовала себя социаграмма (форма PAC/SP по Х.С.Гюнцбургу), а также профиль прагматики повседневных коммуникативных навыков детей (Hazel Dewart and Susie Summers).
Важно отметить, что при использовании стандартизованных психодиагностических методик непродуктивно давать количественную оценку результативности, т.к. она предполагает сравнение с нормативными показателями, что не актуально для данной категории обучающихся. Здесь будет важна качественная оценка и анализ результатов: мотивация, полнота понимания инструкции, степень использования помощи, объем и способ выполнения заданий, уровень работоспособности, произвольности.
Детальная проработка результатов диагностики дает возможность представить индивидуальный профиль обучающегося, степень выраженности тех или иных проблем. Происходит прогноз дальнейшего развития ребенка. Совместно со специалистами службы сопровождения и медицинским сектором составляется индивидуальная программа комплексной реабилитации для каждого обучающегося, рекомендации для родителей, педагогов.
Особое внимание следует обратить на психологическую реабилитацию родственников обучающихся школы. Необходимо разработать и внедрить в практику программу психологической реабилитации семей. Эта программа должна быть направлена на стабилизацию психологического ресурса семьи, оказания помощи близким в принятии своего ребенка. Главной целью этой работы является повышение компетентности и информированности родителей, профилактика социальной изоляции семей, имеющей ребенка с ТМНР. А именно: выпуск серии информационных брошюр для родителей; проведение цикла тренингов детско-родительских отношений; организация досугового клуба для обучающихся и близких др.
Эта программа поможет:
— стабилизировать эмоциональное состояние детей и их семей; — благоприятно влиять на адаптацию обучающихся к условиям образовательного учреждения;
— оптимизировать отношения в системах: родители — ребенок, родители — учитель, учитель — ребенок;
— становлению, формированию и адекватному восприятию образу собственного ребенка через принятие и познание его физического облика и возможностей;
— коррекции и развитию базовых психических функций обучающихся;
— способствовать формированию мотивации для продуктивного взаимодействия родителей и детей;
— создаст условия для формирования и развития способностей обучающихся к адаптации и социализации.
Источник