Педагогическая поддержка ребенка в процессе развития

Педагогическая поддержка ребенка в процессе развития thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧЕТВЁРТАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе «Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки». Несколько позже этот доклад был полностью опубликован на страницах газеты «Первое сентября» (№ 119 от 21 ноября 1995 года). После смерти О.С. Газмана разработку концепции продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, СМ. Юсфин, которые совместно с работниками Центра «Педагогический поиск» (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала «Классный руководитель» (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании.

Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С.Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке). Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, Олег Семенович приходит к выводу, что школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации. Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения,а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.

Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера. Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: «…В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации». Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования). В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Раскрывая сущность явления «педагогическая поддержка», разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

Цель и принципы воспитания.О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. «Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных». А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.

3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур.

7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

8. Доверяя — не проверяй!

9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.

10. Умей признать свою ошибку.

11. Защищая ребенка, учи его защищаться. Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогической поддержки, Н.Б. Крылова называет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит:

а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по товарищески (без сюсюканья и панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовности оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность испособность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

Содержание воспитательного процесса.Основу содержания воспитания, по мнению О.С.Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:

Читайте также:  Риски развития рождения ребенка с болезнями

—культура жизненного самоопределения;

—культура семейных отношений;

—экономическая культура и культура труда;

—политическая, демократическая и правовая культура;

—интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

—экологическая культура;

—художественная культура;

—физическая культура.

Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).

Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции.

Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народо­властие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность.

Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.

«Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса, формирование у человека представлений о возможных последствиях его некомпетентного взаимодействия с техникой, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников культуры, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры.

Таким образом, самоопределение личности ребенка и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспитательной деятельности педагога. Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагает разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В pяде учебных заведений эти программы стали разделами планов работы классных руководителей.

Механизм воспитания. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) — фиксация факта, сигналя проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудностей) взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере. «Деятельность, общение и бытие ребенка, — по утверждению О.С. Газмана, — являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей».

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. В публикациях О.С. Газмана и его учеников нам не удалось обнаружить перечисления критериев и показателей эффективности процесса воспитания школьников. Но анализ ключевых идей концепции делает их очевидными. Поэтому к основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как:

—готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;

—развитость индивидуальных способностей ученика;

—нравственная направленность личности;

—физическое и психическое здоровье школьника;

—сформированность базовой культуры учащегося;

—защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.

Эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эффективность процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего условия становление индивидуальности школьника.

Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2957; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Ñóùíîñòü ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè, åå âëèÿíèå íà ñàìîðàçâèòèå ëè÷íîñòè. Êðèòåðèé àäåêâàòíîñòè äåéñòâèé è áåçäåéñòâèÿ ïåäàãîãà. Íîðìû ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè, çàëîæåííûå â ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîçèöèþ ó÷èòåëÿ. Âàðèàíòû ðåøåíèÿ ïðîáëåìíûõ ñèòóàöèé íà óðîêå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru

Äîêëàä

íà òåìó:

«Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà ðåáåíêà»

Ââåäåíèå

ïåäàãîãè÷åñêèé óðîê ïîääåðæêà

Ïðîáëåìà ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç àêòóàëüíûõ ïðîáëåì ñîâðåìåííîé ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêè è ïðàêòèêè, ïîñêîëüêó îò òîãî, êàê ïåäàãîã ïîääåðæèâàåò ðåáåíêà, çàâèñèò åãî ðàçâèòèå êàê ëè÷íîñòè. Ïîýòîìó îäíà èç ãëàâíûõ çàäà÷ ïåäàãîãîâ ñåãîäíÿ — ñòðîèòü ñâîè îòíîøåíèÿ ñ äåòüìè íå íà óðîâíå «ó÷èòåëü — ó÷åíèê», à íà óðîâíå «÷åëîâåê — ÷åëîâåê».  òðàäèöèîííîé ñèñòåìå âîñïèòàíèÿ ðåàêöèÿ ïåäàãîãîâ íà ïðîáëåìû øêîëüíèêîâ èìååò, â îñíîâíîì, ñòèõèéíûé, ñèòóàòèâíûé õàðàêòåð. Ó÷èòåëÿ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ðåàãèðóþò òîëüêî íà âíåøíå ïðîÿâëÿþùèåñÿ äåéñòâèÿ è ïîñòóïêè ó÷åíèêîâ è âûñòóïàþò, êàê ïðàâèëî, â ðîëè «ñêîðîé ïîìîùè»: íàêàçàíèå äðà÷óíîâ, íàñòàâëåíèÿ ïî ïîâîäó âíåøíåãî âèäà, ìàíåð, âûçîâ ðîäèòåëåé, æàëîáû êëàññíîìó ðóêîâîäèòåëþ, à â êðàéíèõ ñëó÷àÿõ ýòî äàæå ðàçáèðàòåëüñòâà ñ ïðèìåíåíèåì ñîâåòà øêîëû, ñîâåòà îáùåñòâåííîñòè è äðóãèõ îðãàíèçàöèé ïîäîáíîãî òèïà.

Òàêîãî ðîäà äåÿòåëüíîñòü ïåäàãîãîâ ãðåøèò îäíîñòîðîííîñòüþ è, êàê ïðàâèëî, íîñèò õàðàêòåð âìåøàòåëüñòâà. Ìîòèâû ó÷èòåëÿ, íà ïåðâûé âçãëÿä, âïîëíå áëàãîðîäíû è îáîñíîâàíû: çàáîòà î æèçíè è çäîðîâüå ðåáåíêà, æåëàíèå íàó÷èòü åãî îáùàòüñÿ, ïîëó÷àòü çíàíèè — ñäåëàòü âñå, ÷òîáû èç ó÷àùåãîñÿ ïîëó÷èëñÿ ×åëîâåê. Íî ôîðìà ïîìîùè ïðè ýòîì íå âñåãäà àäåêâàòíà íàìåðåíèÿì, è ÷àñòî âûëèâàåòñÿ â íàçèäàíèå, ïðèêàç, óãðîçó, ÷òî ìîæåò âûçâàòü ëèøü îòâåòíóþ ãðóáîñòü, íåïîä÷èíåíèå èëè ëåíü, àïàòèþ.

Читайте также:  Витамины в развитии ребенка

Ïîìîùü, ïðîÿâëÿþùàÿñÿ êàê âìåøàòåëüñòâî, èñêëþ÷àåò àêòèâíîå ó÷àñòèå äðóãîãî ñóáúåêòà âçàèìîäåéñòâèÿ (ðåáåíêà) è ïîòîìó íåïðîäóêòèâíà. Âíóòðåííèé êîíôëèêò, äóøåâíàÿ ðàíà, âûçâàâøèå ê æèçíè òî èëè èíîå äåòñêîå ×Ï, êàê ïðàâèëî, èãíîðèðóþòñÿ ïåäàãîãîì.  ðåçóëüòàòå ó ðåáåíêà âîçíèêàåò ïîòðåáíîñòü çàùèòèòüñÿ îò ó÷èòåëÿ, ïðèñïîñîáèòüñÿ ê ñèòóàöèè, ñïðÿòàâ ïîäàëüøå ñâîå «ÿ», ÷òîáû îíî îñòàëîñü èíäèâèäóàëüíî, òàêèì, êîòîðîå îáåñïå÷èâàåò êîìôîðòíîå ñîñòîÿíèå áûòèÿ.

Âîò ïî÷åìó ïåäàãîãè÷åñêàÿ ñèñòåìà, îðèåíòèðîâàííàÿ íà ðåáåíêà, èìååò äåëî íå òîëüêî ñ âíåøíèìè ïðîÿâëåíèÿìè, íî è ñ åãî âíóòðåííèìè ìîòèâàìè, óñòðåìëåíèÿìè, ïîòðåáíîñòÿìè. È çàäà÷à ïåäàãîãà ñîñòîèò â íàõîæäåíèè ñðåäñòâ è ñïîñîáîâ, ïîçâîëÿþùèõ ðåáåíêó ðàñêðûòü ëè÷íîñòíûé ïîòåíöèàë, à äëÿ ýòîãî ïîíÿòü ïðîáëåìû ðåáåíêà, íå íàâÿçûâàÿ åìó ñâîå èõ âèäåíèå.

Ñóùíîñòü ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè

Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà êàê ïåäàãîãè÷åñêîå ÿâëåíèå ðîäèëàñü èìåííî òîãäà, êîãäà ó÷èòåëÿ è âîñïèòàòåëè âïåðâûå ïîñòàâèëè âîïðîñ î ïðè÷èíå õàðàêòåðèñòèê ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà, êîãäà ñòàëè âñìàòðèâàòüñÿ â ãëóáèíó ïðîöåññà ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè.

×òî æå òàêîå ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà?

Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà — ýòî äåéñòâèÿ ïåäàãîãà â ñèòóàöèè, êîãäà ðåáåíîê â áûñòðî èçìåíÿþùèõñÿ îáñòîÿòåëüñòâàõ äåëàåò ñîçíàòåëüíûé, ñàìîñòîÿòåëüíûé, îòâåòñòâåííûé íðàâñòâåííûé âûáîð, à ïåäàãîã ïîääåðæèâàåò è íàïðàâëÿåò åãî â ýòîì ðàçâèòèè.

Ïîääåðæêà íåîáõîäèìà êàê â îáû÷íûõ ñèòóàöèÿõ — ïåðåæèâàíèå ðàäîñòè, âäîõíîâåíèÿ, ìîðàëüíîãî ïîäú¸ìà, òàê è â ïåðèîä çàòðóäíåíèÿ, ðåøåíèÿ ñëîæíûõ ëè÷íîñòíûõ ïðîáëåì, îñóùåñòâëåíèÿ ëè÷íîãî âûáîðà ïðè íåäîñòàòêå òåõ èëè èíûõ çíàíèé èëè óìåíèé è ò.ä. Èìåííî â ýòèõ ñèòóàöèÿõ ïîääåðæêè è íå õâàòàåò çà÷àñòóþ ñîâðåìåííûì ïîäðîñòêàì.

Ïîíÿòèå ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè áûëî ââåäåíî â îòå÷åñòâåííóþ íàóêó Î.Ñ. Ãàçìàíîì. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà — îòíîñèòåëüíî ñàìîñòîÿòåëüíîå ÿâëåíèå îáðàçîâàíèÿ â öåëîì, îñîáàÿ ñôåðà ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè — ïðåâåíòèâíàÿ è îïåðàòèâíàÿ ïîìîùü â ðàçâèòèè è ñîäåéñòâèè ñàìîðàçâèòèþ ðåáåíêà, êîòîðàÿ íàïðàâëåíà íà ðåøåíèå åãî èíäèâèäóàëüíûõ ïðîáëåì, ñâÿçàííûõ ñî çäîðîâüåì, ïðîäâèæåíèåì â îáó÷åíèè, îáùåíèåì, æèçíåííûì ñàìîîïðåäåëåíèåì. Ýòîò òåðìèí àâòîð ðàññìàòðèâàë ñ ïîçèöèè ïðîöåññà èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ è ñàìîðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåá¸íêà. [1]

Ïðåäìåòîì ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè îí ñ÷èòàë «ïðîöåññ ñîâìåñòíîãî ñ ðåá¸íêîì îïðåäåëåíèÿ åãî ñîáñòâåííûõ èíòåðåñîâ, öåëåé, âîçìîæíîñòåé è ïóòåé ïðåîäîëåíèÿ ïðåïÿòñòâèé, ìåøàþùèõ åìó ñîõðàíèòü ñâî¸ ÷åëîâå÷åñêîå äîñòîèíñòâî è ñàìîñòîÿòåëüíî äîñòè÷ü æåëàåìûõ ðåçóëüòàòîâ â îáó÷åíèè, ñàìîâîñïèòàíèè, îáùåíèè, îáðàçå æèçíè». [2]

Èòàê, ïîä ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêîé ïîíèìàþò âîçäåéñòâèå, íàïðàâëåííîå íà ñîõðàíåíèå è óêðåïëåíèå ôèçè÷åñêèõ è äóõîâíûõ ñèë ðåá¸íêà â æèçíåííî âàæíûõ ñèòóàöèÿõ åãî ðàçâèòèÿ. Ýòî äåéñòâèÿ ó÷èòåëÿ â ñèñòåìå îòíîøåíèé, íàïðàâëåííûõ íà îêàçàíèå ïîìîùè â ñèòóàöèè «çäåñü è ñåé÷àñ».[5]

Íàçíà÷åíèå ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè íàìíîãî øèðå, ÷åì íàçíà÷åíèå ïðîñòî «ñêîðîé ïîìîùè», ò. ê. æèçíåííî âàæíûå ñèòóàöèè ìîãóò è íå íîñèòü ïðîáëåìíîãî õàðàêòåðà. Íàçíà÷åíèå ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè â òîì, ÷òîáû ñîäåéñòâîâàòü àêòèâíîñòè ðåáåíêà, åãî óñèëèÿì âî èìÿ ïîñòðîåíèÿ åãî æå ñîáñòâåííîé æèçíè.

Îòñóòñòâèå â øêîëå àäàïòàöèè ó÷åáíîãî ïðîöåññà ê èíäèâèäóàëüíûì îñîáåííîñòÿì äåòåé ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ è ïîòåðå èíòåðåñà ê ó÷åáå ó òåõ, êòî ó÷èòñÿ õîðîøî, ïðèíîñèò ðàçî÷àðîâàíèå òåì, êòî ó÷èòñÿ ïëîõî. Ðåàëüíîñòü, ñ êîòîðîé ðåáåíîê ñîïðèêàñàåòñÿ â ñâîåé æèçíè, íå èìååò îäíîçíà÷íûõ òðàêòîâîê â îòëè÷èå îò ðåàëüíîñòè ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, ãäå ïðåîáëàäàåò îðèåíòàöèÿ íà «ïðàâèëüíûé îòâåò», ãäå âñåì çàäà÷àì è ïðîáëåìàì óãîòîâàíû âåðíûå ðåøåíèÿ. Èìåííî èç-çà ýòîãî ó÷àùèåñÿ ïîñòåïåííî íà÷èíàþò âîñïðèíèìàòü ó÷åáíûé ïðîöåññ êàê ëè÷íî íåçíà÷èìûé. Åñëè â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ìîòèâàöèÿ îáó÷åíèÿ ÷àñòî íåóñòîé÷èâà, òî â äàëüíåéøåì îíà ïåðåðàñòàåò â ïðîáëåìû «òðóäíîãî âîçðàñòà». Òåíäåíöèÿ îò÷óæäåíèÿ íàðàñòàåò ïî ìåðå òîãî, êàê ðåá¸íîê ñòàíîâèòñÿ ñòàðøå. Èìåííî ïîýòîìó â ëè÷íîñòè ñîâðåìåííîãî ïåäàãîãà, êàê îòìå÷àåòñÿ âî ìíîãèõ èñòî÷íèêàõ, äåòÿì ïðåæäå âñåãî õîòåëîñü áû âèäåòü ïîíèìàíèå, äîáðîòó, äóøåâíîñòü è ÷óâñòâî þìîðà. Íà âòîðîé ïëàí îíè âûäâèãàþò êóëüòóðó è óòîí÷¸ííîñòü ëè÷íîñòè, øèðîêèé êðóã èíòåðåñîâ, èíèöèàòèâíîñòü, òðåáîâàòåëüíîñòü [7].

Òàêèì îáðàçîì, ñâîåâðåìåííàÿ, êâàëèôèöèðîâàííàÿ ïîääåðæêà ïåäàãîãà îêàçûâàåò áîëüøîå âëèÿíèå íà ñàìîðàçâèòèå ëè÷íîñòè è ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøèì ôàêòîðîì ôîðìèðîâàíèÿ ïîëîæèòåëüíîé «ß- êîíöåïöèè» ðåá¸íêà, îäíàêî, îíà äà¸ò ïîëîæèòåëüíûå ðåçóëüòàòû òîëüêî ïðè ñîáëþäåíèè îïðåäåëåííûõ óñëîâèé åå îðãàíèçàöèè.

Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà â êîíêðåòíîé ñèòóàöèè äîëæíà ðåàëèçîâûâàòüñÿ ñ ó÷¸òîì 2-õ ïîçèöèé: àêòóàëüíîé — çäåñü è ñåé÷àñ, êîòîðàÿ îðèåíòèðîâàíà íà êîíêðåòíóþ ïðîáëåìó ðåá¸íêà, è ïîòåíöèàëüíîé, êîòîðàÿ îðèåíòèðîâàíà íà âîçìîæíîñòè ëè÷íîñòè, íà çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ è èìååò áîëüøåå çíà÷åíèå äëÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Äåÿòåëüíîñòü ïåäàãîãà ïî ñóòè ñâîåé äîëæíà ñîäåðæàòü ïåðñïåêòèâíî îðèåíòèðîâàííîå ðàçâèòèå ïîòðåáíîñòåé, ìîòèâîâ ïîâåäåíèÿ, óñòàíîâîê, öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé è ò. ä., íà îñíîâå êîòîðûõ ðåá¸íîê äåéñòâèòåëüíî ñìîæåò ñâîáîäíî è îòâåòñòâåííî îïðåäåëèòüñÿ â äèíàìè÷íî èçìåíÿþùèõñÿ îòíîøåíèÿõ, ðàñêðûòü â íèõ è ðåàëèçîâàòü ñâîé ëè÷íîñòíûé ïîòåíöèàë. Îêàçûâàÿ ïîääåðæêó, ïåäàãîã äîëæåí ðàñêðûâàòü ðåáåíêó åãî âîçìîæíîñòè è ðåñóðñû.

Ïðîôåññèîíàëüíàÿ ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà ëè÷íîñòè äîëæíà íîñèòü äèíàìè÷åñêèé õàðàêòåð, ïðåäïîëàãàÿ ïîääåðæêó óñèëèé ñóáúåêòà âî âçàèìîäåéñòâèè ñ îêðóæàþùèì ìèðîì. Êðèòåðèåì àäåêâàòíîñòè äåéñòâèé è áåçäåéñòâèÿ ïåäàãîãà ÿâëÿþòñÿ ôèçè÷åñêèå è äóõîâíûå ñèëû ðåá¸íêà, åãî ãîòîâíîñòü ê âûïîëíåíèþ äåÿòåëüíîñòè â êîíêðåòíîé ó÷åáíîé èëè æèçíåííîé ñèòóàöèè. Çàäà÷à ïåäàãîãà — ïîìî÷ü ðåá¸íêó â îñìûñëåíèè ñâîèõ âîçìîæíîñòåé â ðåøåíèè ïðîáëåìû, â ïðèîáðåòåíèè îïûòà, â ðàçâèòèè ðåàëüíûõ îòíîøåíèé ñîòðóäíè÷åñòâà, â ñîõðàíåíèè ñâîåãî äîñòîèíñòâà. Áëàãîäàðÿ ýòîìó ðåáåíîê íà÷èíàåò ñìîòðåòü íà ñâîè òðóäíîñòè â íàñòîÿùåì êàê íà ïåðåõîäíóþ ôàçó. Íåãàòèâíûå ïåðåæèâàíèÿ ìîãóò áûòü îöåíåíû èì êàê öåííûé îïûò, ïîìîãóò åìó îñâîáîäèòüñÿ îò ñòðàõà, íåóâåðåííîñòè â ñåáå è ïðèíÿòü àäåêâàòíîå äëÿ äàííîé ñèòóàöèè ðåøåíèå. Ðåáåíîê, ïðèíèìàÿ ïîìîùü îò äðóãèõ, óäèâëÿåòñÿ, íà÷èíàÿ îñîçíàâàòü, êàêèìè ðåñóðñàìè îí ðàñïîëàãàåò [7].

Âçðîñëûå ÷àñòî íå çàìå÷àþò ñîñòîÿíèÿ ðåá¸íêà, ñîñðåäîòî÷èâøèñü íà ñâî¸ì, à ó ðåá¸íêà íàêàïëèâàåòñÿ âñ¸ áîëüøå è áîëüøå ñëîæíîñòåé, êîíôëèêòîâ, êîòîðûå îí íå ìîæåò ðåøèòü ñàì. È îí ñòðàäàåò îò ýòîãî. Èçìåíèòü ñèòóàöèþ ìîæåò ëèøü ïåäàãîã, êîòîðûé âûñòóïàåò íå êàê «îáâèíÿþùèé» èëè «ïîó÷àþùèé», à êàê âåðÿùèé â òî, ÷òî ðåá¸íîê â ñèëàõ ñàì ìíîãîå ïîíÿòü è èçìåíèòü — íàäî ëèøü ïîääåðæàòü åãî. Ïðè÷¸ì ïîääåðæêà äîëæíà îñóùåñòâëÿòüñÿ íå êàê îäîëæåíèå âçðîñëîãî, à êàê çàèíòåðåñîâàííîå âçàèìîäåéñòâèå ïàðòí¸ðîâ — ïåäàãîãà è ðåá¸íêà, äîáðîâîëüíî îáúåäèíèâøèõ ñâîè óñèëèÿ. Òàêîé òèï îòíîøåíèé ìîæåò áûòü ïîñòðîåí ÷åðåç äîãîâîð. Ýòî îòêðûòîå ïðîÿâëåíèå äîâåðèÿ ïàðòí¸ðîâ äðóã ê äðóãó, ãîòîâíîñòè ê îòêðûòîìó îáñóæäåíèþ âîçíèêàþùèõ ïðîáëåì è ïîèñêó ñîâìåñòíîãî, îáîþäíî óñòðàèâàþùåãî ðåøåíèÿ. Äîãîâîð äîëæåí ñòðîèòüñÿ íà ñîîòíåñåíèè âçàèìíûõ îáÿçàòåëüñòâ è îòâåòñòâåííîñòåé. Îí ïðåäïîëàãàåò äîáðîâîëüíîñòü, âçàèìîóâàæåíèå è ïîçâîëÿåò âçðîñëîìó ïîêàçàòü ðåá¸íêó îáðàçåö ðàçðåøåíèÿ ïðîòèâîðå÷èé íà ãóìàíèñòè÷åñêîé îñíîâå, èñêëþ÷àþùåé âñÿêîå íàñèëèå íàä ëè÷íîñòüþ è ìàíèïóëÿöèþ åþ. [3]

 ïåäàãîãè÷åñêîé òåîðèè è ïðàêòèêå ðàññìàòðèâàþòñÿ íîðìû ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè, êîòîðûå äîëæíû áûòü çàëîæåíû â ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîçèöèþ ïåäàãîãà, ñðåäè íèõ:

1. Ëþáîâü ê ðåá¸íêó è, êàê ñëåäñòâèå, — áåçóñëîâíîå ïðèíÿòèå åãî êàê ëè÷íîñòè, äóøåâíàÿ òåïëîòà, îòçûâ÷èâîñòü, ìèëîñåðäèå, òåðïèìîñòü è òåðïåíèå, óìåíèå ïðîùàòü, óìåíèå âèäåòü è ñëûøàòü.

Читайте также:  5 коридор развития ребенка по весу и росту

2. Ïðèâåðæåííîñòü äèàëîãîâûì ôîðìàì îáùåíèÿ ñ äåòüìè, óìåíèå ãîâîðèòü ñ íèìè ïî-òîâàðèùåñêè.

3. Óâàæåíèå äîñòîèíñòâà ðåáåíêà è äîâåðèå ê íåìó, ïîíèìàíèå åãî èíòåðåñîâ, îæèäàíèé è óñòðåìëåíèé.

4. Îïòèìèñòè÷íîå îæèäàíèå óñïåõà â ðåøåíèè ïðîáëåì ðåáåíêà, ãîòîâíîñòü îêàçàòü ñîäåéñòâèå è ïðÿìóþ ïîìîùü, îòêàç îò ñóáúåêòèâíûõ è êàòåãîðè÷íûõ îöåíîê è âûâîäîâ.

5. Ïðèçíàíèå ïðàâà ðåá¸íêà íà ñâîáîäó ïîñòóïêà, âûáîðà, ñàìîâûðàæåíèÿ; ïðèçíàíèå âîëè ðåá¸íêà è åãî ñîáñòâåííîãî âîëåèçúÿâëåíèÿ (ïðàâà íà «õî÷ó» è «íå õî÷ó»); ïðèçíàíèå ðàâíîïðàâèÿ ðåá¸íêà â äèàëîãå è ðåøåíèè ñîáñòâåííûõ ïðîáëåì è âûáîðå ñâîåé ëè÷íîé ïîçèöèè îòíîñèòåëüíî ÷åãî-ëèáî.

6. Ïîîùðåíèå è îäîáðåíèå ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, íåçàâèñèìîñòè è óâåðåííîñòè â ñåáå; ñòèìóëèðîâàíèå ñàìîàíàëèçà.

7. Óìåíèå áûòü òîâàðèùåì äëÿ ðåá¸íêà; ãîòîâíîñòü è ñïîñîáíîñòü áûòü íà åãî ñòîðîíå, íè÷åãî íå òðåáóÿ âçàìåí.

8. Ñîáñòâåííûé ñàìîàíàëèç ó÷èòåëÿ, ïîñòîÿííûé ñàìîêîíòðîëü è ñïîñîáíîñòü èçìåíèòü ñâîþ ïîçèöèþ èëè îöåíêó.

È, êîíå÷íî æå, îñíîâíûì êðèòåðèåì ïîääåðæêè äîëæåí ñòàòü ïîñòîÿííûé âíóòðåííèé âîïðîñ ïåäàãîãà ê ñàìîìó ñåáå: «À õî÷ó ëè ÿ ñàì èìåííî òàêîãî îòíîøåíèÿ, òàêîãî æå äåéñòâèÿ ïî îòíîøåíèþ ê ñåáå?». [4]

Òåõíîëîãèÿ ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè

Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà ìîæåò èìåòü ðàçíûå ôîðìû: ñîó÷àñòèå, ñîïåðåæèâàíèå, èíèöèèðîâàíèå, îêàçàíèå ïîìîùè è äð. Áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò õàðàêòåð è ïîñëåäîâàòåëüíîñòü äåéñòâèé ïåäàãîãà â ïðîöåññå ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè.  ñâÿçè ñ ýòèì ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå 5 øàãîâ ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ñàìîðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, êîòîðûå ïðåäëàãàåò Ñ.È.Ïîïîâà [5] íà ïðèìåðå øêîëüíîé ñèòóàöèè:

«Êëàññ. Óðîê. Ó÷åíèê âî âðåìÿ ðåøåíèÿ ó äîñêè ïðèìåðà îäíèì èç îäíîêëàññíèêîâ çàêðè÷àë ñ ìåñòà â åãî àäðåñ: «Êîëÿ ðåøàåò íåïðàâèëüíî! Îí äîïóñòèë óæå 2 îøèáêè!».

Âàðèàíòû ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ó÷àùèõñÿ â äàííîé ñèòóàöèè:

Øàã 1. Âûÿâëåíèå ïðîáëåìû, ïåðåâîä ÷óâñòâåííîé ýíåðãèè â îáëàñòü ñîçíàíèÿ ñ ïîìîùüþ îïåðàöèé:

— àíàëèç è ñàìîàíàëèç ïðîáëåìû («Äà, Êîëÿ òàê ñòàðàëñÿ è ñïåøèë, ÷òî äîïóñòèë îøèáêè»);

— äåöåíòðàöèÿ îò ëè÷íîñòíûõ ïåðåæèâàíèé, ðàññðåäîòî÷åíèå âíèìàíèÿ è ñîïîñòàâëåíèå ñâîåãî âèäåíèÿ ñèòóàöèè ñ ïàðòí¸ðñêèì âèäåíèåì («Ñïàñèáî, ÷òî òû òàê âíèìàòåëåí è óâèäåë äîïóùåííûå îøèáêè»);

— îñîçíàíèå âîçìîæíûõ èñõîäîâ ïðîæèâàåìîãî ñîñòîÿíèÿ â çàâèñèìîñòè îò ýòàïà îðãàíèçóåìîé äåÿòåëüíîñòè («ß äóìàþ, Êîëÿ ñàì ïîïûòàåòñÿ èñïðàâèòü îøèáêè èëè â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè îáðàòèòñÿ çà ïîìîùüþ»).

Øàã 2. Äèôôåðåíöèàöèÿ ïðîñòðàíñòâ îáúåêòèâíîé è ñóáúåêòèâíîé ðåàëüíîñòè îïåðàöèÿìè:

— àíàëèç îáúåêòèâíûõ è ñóáúåêòèâíûõ îêðóæàþùèõ îáñòîÿòåëüñòâ, ïåðåôîðìóëèðîâêà ïðîáëåìû («Êàê õîðîøî, ÷òî òû óâèäåë ýòè îøèáêè, è ìû âîâðåìÿ èõ èñïðàâèëè»);

— ïðåäâèäåíèå âîçìîæíûõ îòðèöàòåëüíûõ ðåçóëüòàòîâ, íàïðèìåð: «Èíà÷å ìû áû íå ïîëó÷èëè âåðíîãî ðåçóëüòàòà»;

— ïîèñê ñîâïàäàþùèõ èíòåðåñîâ, äåìîíñòðàöèÿ ñîãëàñèÿ ñ ñóáúåêòîì — («Äàâàéòå âíèìàòåëüíî ïðîâåðèì ïîñëåäîâàòåëüíîñòü âûïîëíåíèÿ äåéñòâèé â ýòîì ïðèìåðå»);

Øàã 3. Ïîìîùü â îáíàðóæåíèè ñîáñòâåííûõ ãðàíèö ëè÷íîñòíîãî ðàçâèòèÿ ñóáúåêòà îïåðàöèÿìè:

— ñîâìåñòíàÿ èëè ñàìîñòîÿòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü («Äàâàéòå äàäèì Êîëå âîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî íàéòè, íà êàêîì ýòàïå äîïóùåíà ïåðâàÿ îøèáêà. È êàæäûé ïðîâåðèò ïðàâèëüíîñòü ðåøåíèÿ â ñâîèõ òåòðàäÿõ»);

— ðàñøèðåíèå ðàìîê ïîçèòèâíîãî âîñïðèÿòèÿ ïàðòí¸ðà è ñèòóàöèè âçàèìîäåéñòâèÿ, âûÿâëåíèå ïîçèòèâíîãî â íåãàòèâå («Õîðîøî, ÷òî ìû äîïóñòèëè îøèáêó ñåé÷àñ — ýòî ïîìîæåò íàì îáðàòèòü âíèìàíèå íà ðåøåíèå ïðèìåðîâ òàêîãî òèïà»);

— ïðîåêòèðîâàíèå âîçìîæíûõ èçìåíåíèé â êîíêðåòíûõ óñëîâèÿõ, ðàçäåëåíèå îòâåòñòâåííîñòè è ïîèñê âçàèìîïðèåìëåìîãî âàðèàíòà ðåøåíèÿ («Â ñëåäóþùèé ðàç Êîëÿ áóäåò áîëåå âíèìàòåëüíûì è íå äîïóñòèò ïîäîáíûõ îøèáîê»). Ó÷àùèåñÿ ó÷àòñÿ ïîëîæèòåëüíîìó âîñïðèÿòèþ ðàçíîîáðàçíûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèé, äàæå íåãàòèâíûõ, ò.å. îöåíî÷íîìó «ïåðåâ¸ðòûøó».

Øàã 4. Îðèåíòàöèÿ íà ðåñóðñû, àêöåíò íà áóäóùåì ëè÷íîñòíîì ðàçâèòèè. Îïåðàöèè:

— âåðà â ñèëû è âîçìîæíîñòè â êîíòåêñòå êîíêðåòíîé ïðîáëåìû («Ìû óæå ðåøàëè ïîäîáíûå ïðèìåðû, òåïåðü ïîïûòàéòåñü ñäåëàòü ýòî ñàìîñòîÿòåëüíî»);

— ïðîæèâàíèå àêòèâíîãî ñîñòîÿíèÿ íàìåðåíèÿ («Âñïîìèíàéòå, íà ÷òî íàäî îáðàòèòü âíèìàíèå»). Àêòèâíîå ñîñòîÿíèå íàìåðåíèÿ, íàïðàâëåííîå íà òðàíñôîðìàöèþ åãî â äåéñòâèå, ñïîñîáñòâóåò òîìó, ÷òî îðèåíòèðîâàííûå íà äåéñòâèå ñóáúåêòû ñ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ ðåàëèçóþò ñâîè íàìåðåíèÿ è ïëàíû, ÷åì ëþäè, îðèåíòèðîâàííûå íà ïðîáëåìíûé ìîìåíò.

Øàã 5. Ïåðåâîä ïðîáëåìû â öåëü, ðàçëîæåíèå öåëè íà çàäà÷è:

— âçàèìíîå îáñóæäåíèå âàðèàíòîâ ðåøåíèÿ âîçíèêøåé ïðîáëåìû («Êòî çàòðóäíÿåòñÿ, ïðîñòàâüòå íàä ïðèìåðîì ïîñëåäîâàòåëüíîñòü äåéñòâèé»);

— îðèåíòàöèÿ íà äåéñòâèå («Âûïîëíèâøèé ñàìîñòîÿòåëüíî ìîæåò ïåðåéòè ê âûïîëíåíèþ áîëåå ñëîæíûõ çàäàíèé»);

— âîçëîæåíèå ïîëíîìî÷èé («Õîðîøî, ÷òî îáðàòèëè íàøå âíèìàíèå íà îøèáêè, äîïóùåííûå íà äîñêå, äàëüøå äàâàéòå ðåøàòü ñàìîñòîÿòåëüíî. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ìîæíî îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ â ñèòóàöèè, êîãäà âû ïîïðîáîâàëè óæå íåñêîëüêî âàðèàíòîâ ðåøåíèÿ, íî íå ïîëó÷èëè âåðíîãî îòâåòà»).

 ðåçóëüòàòå òàêèõ «øàãîâ» äåòè â áîëüøåé ñòåïåíè íà÷èíàþò îñîçíàâàòü ñàìèõ ñåáÿ è ñâîè æåëàíèÿ, ïðîòèâîïîëîæíûå àñïåêòû ñàìèõ ñåáÿ, ñâîèõ ïñèõè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé, à ýòî ïðèâåä¸ò ê äàëüíåéøåìó ëè÷íîñòíîìó ðîñòó è ñàìîðàçâèòèþ ëè÷íîñòè [6].

Çàêëþ÷åíèå

Òàêèì îáðàçîì, ïðîáëåìà ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ äîñòàòî÷íî ðàçðàáîòàííîé â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêå.

Áîëüøèíñòâî àâòîðîâ ñõîäÿòñÿ âî ìíåíèè î òîì, ÷òî â ïåäàãîãèêå íåò è íå áûëî íèêîãäà îäèíàêîâûõ ñèòóàöèé ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè. Ïîýòîìó êàæäîìó ó÷èòåëþ ïðèäåòñÿ âñÿêèé ðàç ïî — ñâîåìó è çàíîâî ðåøàòü ïðîáëåìó ïîääåðæêè ñâîèõ âîñïèòàííèêîâ, ïîääåðæêè, êîòîðàÿ ïðåäïîëàãàåò ãëóáèííîå îáùåíèå ïåäàãîãà è ðåá¸íêà êàê äâóõ ðàçíûõ ëþäåé, êîòîðûì åñòü ÷òî ñêàçàòü äðóã äðóãó, ïðè êîòîðîé ó÷èòåëü âèäèò ñèòóàöèþ è ðåáåíêà â íåé êàê áû â äðóãîì èçìåðåíèè: îò÷àñòè «çäåñü è ñåé÷àñ», íî îäíîâðåìåííî — «â÷åðà è çàâòðà».

Èòàê, ïîääåðæêà åñòü ïðîÿâëåíèå îñîáîãî ïåäàãîãè÷åñêîãî òàëàíòà è òâîð÷åñêîé ðàáîòû, êîòîðàÿ, íåñîìíåííî, òðåáóåò ãîðàçäî áîëüøåé ñàìîîòäà÷è, äóøåâíûõ ñèë, îòâåòñòâåííîñòè, ÷åì æ¸ñòêàÿ, óïðîùåííàÿ ñèñòåìà ôîðìàëüíîãî âîçäåéñòâèÿ íà ðåá¸íêà. Ïëîäû ýòîé ðàáîòû âî ìíîãîì çàâèñÿò îò ëè÷íîñòíûõ è íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ ó÷èòåëÿ.

Ïîääåðæêà ðåá¸íêà ÷åðåç åãî àêòèâíîå âçàèìîäåéñòâèå ñ ìèðîì ïðèâîäèò ê ñïîñîáíîñòè ñàìîñòîÿòåëüíî îñóùåñòâëÿòü ñàìîïîääåðæêó ñâîåé æèçíè è, â êîíöå êîíöîâ, ïîçâîëÿåò ÷åëîâåêó ñòàòü ïîëíîöåííûì ñóáúåêòîì ñîáñòâåííîé æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Èññëåäîâàíèå äàííîé ïðîáëåìû ïîçâîëèò îïòèìèçèðîâàòü ïðîöåññ ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ðåáåíêà â ïåäàãîãè÷åñêîé ïðàêòèêå.

Áèáëèîãðàôè÷åñêèé ñïèñîê è èñòî÷íèêîâ è ëèòåðàòóðû

1. Êðûëîâà, Í.Á. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ, ïñèõîëîãè÷åñêàÿ è íðàâñòâåííàÿ ïîääåðæêà êàê ïðîñòðàíñòâî ëè÷íîñòíûõ èçìåíåíèé ðåáåíêà è âçðîñëîãî / Í.Á. Êðûëîâà // Êëàññíûé ðóêîâîäèòåëü. — 2000 — ¹ 3 — ñ. 92-104.

2. Êóëüíåâè÷, Ñ. Â. Ïåäàãîãèêà ëè÷íîñòè îò êîíöåïöèé äî òåõíîëîãèé / Ñ.Â. Êóëüíåâè÷. — Ðîñòîâ-í/Ä: Òâîð÷åñêèé öåíòð «Ó÷èòåëü» — 2001.

3. Ìèõàéëîâà, Í.Í. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà è ìåæäóíàðîäíûé îïûò / Í.Í. Ìèõàéëîâà, Ñ.Ì. Þñôèí // Êëàññíûé ðóêîâîäèòåëü. — 2000 — ¹ 3 — ñ. 81-87.

4. Ïàðôåíîâà, È.Ñ. ×àñû çàèíòåðåñîâàííîãî îáùåíèÿ / È.Ñ. Ïàðôåíîâà

// Êëàññíûé ðóêîâîäèòåëü. — 2007 — ¹ 1.

5. Ïîïîâà, Ñ.È. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà â ðàáîòå ó÷èòåëÿ è êëàññíîãî ðóêîâîäèòåëÿ / Ñ.È. Ïîïîâà. — Ì.: Öåíòð «Ïåäàãîãè÷åñêèé ïîèñê» — 2005.

6. Ùóðêîâà, Í.Å. Ïðàêòèêóì ïî ïåäàãîãè÷åñêîé òåõíîëîãèè / Í.Å. Ùóðêîâà. — Ì.: Ïåäàãîãè÷åñêîå îáùåñòâî Ðîññèè. — 1998 — 250 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник