Педагогическая часть развития ребенка

Наталья Беккер
Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста

«Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции по вопросам, связанным с возрастными характеристиками ребенка дошкольного возраста.

Содержание: Совершенно очевидным является тот факт, что многие педагоги не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка – дошкольника. Все обучения в дошкольной организации направлено на формирование первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для становления личности. Но если педагог заинтересован в том, что, чтобы дети успешно развивались, если он хочет грамотно осуществлять педагогическое воздействие на воспитанников, то ему необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста. Знание закономерностей психического развития позволяет педагогу своевременно выявлять детей с трудностями в психическом развитии, которые не овладевают знаниями и умениями в пределах возрастной нормы, задача педагога – направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи. Итак, главным критерием при выборе содержания обучения дошкольников должны быть их возрастные особенности. Возрастные особенности — это основа педагогического воздействия на психику ребенка. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Согласно исследованиям Л. С. Выготского развитие – это появление нового. Но новое не надает с «неба», а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Как же происходит сам процесс развития, каковы его особенности? Л. С. Выготский установил четыре основных закона, или особенности детского развития. 1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Собственно возраст как стадия развития и представляет с собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Период подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом. 2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функции начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. Перестройка старой системы и перерастания ее в новую становиться основным путем развитии психических функций. 3. «Метаморфозы». Развитие не сводиться к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращение одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. 4. Сочетание процесса эволюции и инволюции в развитии ребенка. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать. Если же инволюционные процессы запаздывают,наблюдается инфантилизм: ребенок переходя в новый возраст, сохраняет старые черты. Л. С. Выготский выделяет новообразования психического развития у ребенка, то есть стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. А новообразования оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Кризисы длятся не долго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваются до года или двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребенка, и он резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. Каждый возраст характеризуется и своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода. Л. С. Выготский определил социальную ситуацию развития, как «своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительности, прежде всего социальной». А. Н. Леонтьев отмечал, что «ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходят главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития». В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» — это периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так сензитивный период развития речи – от года до 3 лет, и если этот упущен, компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно. Сензитивный период совпадает с оптимальными сроками обучения. Подведем итог. В соответствии с теорией культурно-исторического развития Л. С. Выготского каждый возраст характеризуется: социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью; возрастными новообразованиями; возрастными кризисами. Разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных этапов. Рассмотрим кратко возрастные собенности детей дошкольного возраста. Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет.Ведущая потребность: в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка.Ведущая деятельность: игровая, переход от манипулятивной игры к ролевой.Ведущая функция: восприятие. Особенности возраста: 1. Кризис 3-х лет. Формирование системы «Я». 2. Развитие воображения через развитие функци замещения одного предмета другим. 3. Проявление смысловой структуры сознания. 4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм. 5. Развитие происходит через общение со взрослыми. Общение носит ситуативно-деловой характер. 6.Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 7. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать освоению разных способов взаимодействия и общения в режиме ребенок-взрослый; ребенок-ребенок. 2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка. 3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо. 4. Формировать умение действовать в соответствии с правилами и нормами. 5. Формировать эмоциональную отзывчивость. 6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.Новообразования: 1. Усвоение первичных нравственных норм. 2. Самооценка. 3. Появление элементов партнерского общения. Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.Ведущая потребность: познавательная активность; потребность в общении.Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция: наглядно-образное мышление. Особенности возраста: 1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию. 2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре). 3. Повышенная познавательная активность. 4. Вне ситуативно-познавательная форма общения со сверстниками и взрослым. 5. Интерес к другому ребенку и своему окружению. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. 6. Усложнение сюжетно-ролевой игры. 7. Появление осознанности собственных дел.Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию умения подчинять свои действия правилам. 2. Создавать условия для проявления познавательной активности и развития творческого воображения. 3. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. 4. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.Новообразования: 1. Контролирующая функция речи. 2. Проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре. 3. Появление элементов произвольности. 4. Проявление вне ситуативно-познавательной формы общения со сверстниками и взрослым. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.Ведущая потребность: потребность в общении; творческая активность.Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция: воображение. Особенности возраста: 1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов. 2. Общение с взрослым вне ситуативно-личностное. 3. В общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к вне ситуативно-деловой. 4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии. 5. Половая идентификация.Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности. 2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка, проявлению инициативы и самостоятельности мышления. 3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений. 4. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества. 5. Способствовать формированию умения планировать собственную предстоящую деятельность.Новообразования: 1. Предвосхищение результата деятельности. 2. Активная планирующая функция речи. 3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.Ведущая потребность:общение Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция: воображение. Особенности возраста: 1. Проявление произвольности всех психических процессов. Не сформирована учебная деятельность школьного типа. 2. Переход к младшему школьному возрасту. 3.Проявление кризиса 7 лет: капризы, паясничанья, демонстративное поведение. 4. Повышенная чувствительность. 5. Полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как единственному источнику достоверного знания. 6. Ведущим продолжает оставлять наглядно-образное мышление.Цели и задачи для взрослых: 1. способствовать развитию мышления. 2. Способствовать формированию произвольности всех психических процессов и учебно-познавательного мотива. 3. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика. 4. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками. 5. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки. 6. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности. 7. Продолжать формировать этические представления.Новообразования: 1. Внутренний план действий. 2. Произвольности всех психических процессов. 3. Возникновение соподчинения мотивов. 4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. 5. Возникновение первой целостной картины мира. 6. Появление учебно-познавательного мотива. В заключении хочется отметить, что разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных этапов. Все дети разные, у каждого свой индивидуальный темп развития. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в определенном возрасте. Для реализации цели психолого-педагогическогосопровождения решаются следующие задачи: — удовлетворение базовых потребностей; — обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности; — удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими); — превентивная и оперативная помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками; — предупреждение возникновения проблем развития ребенка; — психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников; — развитие психолого-педагогической компетентности родителей; В психолого-педагогическом сопровождении дошкольниковвыделяют следующие направления работ: -обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями; — развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни; модель психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольнойорганизации представляет следующую деятельность:

-организация работ по выявлению психолого-педагогических особенностей развития дошкольников. Что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия;

-систематическое наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

-осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Источник

Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого

собственной деятельностью,

собственными силами,

собственным напряжением.

А. Дистервег

Человек не может жить один.

Высшее счастье и радость человеческая –

общение с другими людьми.

В.А. Сухомлинский

Глава 6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понима­нии возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значе­ние. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обу­чении дошкольников, если будет знать этапы возраст­ного развития детей, видеть их внутренний мир, пони­мать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются ана­томические, физиологические, психологические, педа­гогические, физические показатели состояния организ­ма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность орга­нов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив-

ность нервных клеток, наступает торможение, что при­водит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного разви­тия относятся особенности’ощущения, восприятия, пред­ставлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личнос­ти. Например, ведущей формой познавательной актив­ности шестилетнего ребенка является чувственное по­знание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обу­чения дошкольников и первоклассников.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природ­ных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относят­ся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.

Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показа­телей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показа­тели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в ха­рактеристике детей дошкольного возраста.

Педагогическая характеристика возрастных периодов

Период новорожденности

Новорожденный ребенок– от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье.

Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контакти­ровать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигатель­ных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэто­му не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функциони­рования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формиро­ванию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообрази­ем действующих на него раздражителей: речевых, зри­тельных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмо­ционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, про­износит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Мла­денческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, соверша­ет первые шаги. Активно формируются психологичес­кие процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бро­сает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает пред­метность и константность восприятия.

Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят позна­ние на более перспективный, хотя и более противоре­чивый и трудный уровень. Механизмы речи формиру­ются в течение всего первого года жизни.

Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умени­ями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действо­вать. Ему свойственны подражательность, копирова­ние действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.

Раннее детство

Раннее детство– от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот пери­од, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Харак­тер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителя­ми и другими взрослыми, со сверстниками, способству­ют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах дея­тельности ребенок уже в этом возрасте усваивает мо­ральные нормы. От организации поведения и деятель­ности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождаю­щихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то не­избежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в буду­щем исправить.

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и позна­ния, способствуя проявлению инициативы и самосто­ятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающе­го мира; у него закладываются все те качества, кото­рые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взросло­го – трехлетний возраст.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст– от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представ­лений, воображения, памяти, мышления и речи в ком­плексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуж­дений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расце­нивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и системати­зировать чувственные образы предметов окружающе­го мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы до­школьных образовательных учреждений предусматри­вают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех ва­риантах программ самое серьезное внимание обраща­ется на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его ин­тересов и потребностей, реализации его замыслов, же­ланий, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нрав­ственные требования, учится общению со сверст­никами, овладевает трудовыми умениями и навыками.

Часто в ходе игры проявляются такие качества ребен­ка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому ес­тественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.

Дошкольное детство делится на младший дошколь­ный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особен­но 5–7 лет, – разрешение противоречий между же­ланиями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направ­лять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впо­следствии благоприятно скажется в становлении ре­бенка как ученика.



Источник