Педагоги о речи ребенка 5 лет
Виктория Федорова
Поддержка речевого развития ребенка 5 лет
Речь-одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли, чувства, взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Всем известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.
В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас (до 2500-3000 слов, может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее, в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).
Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над своей речью, может придумывать «свои» слова. В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы.
Речь становится похожа на речь взрослого человека. Но дети могут иногда допускать ошибки, особенно, при склонении существительных по падежам и числам, неверно употреблять предлоги, неправильно ставить ударения.
Ближе к шести годам ребенок правильно произносит все звуки, в том числе «сложные» [р], [л]. Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением.
Надо сказать, что словарный запас и грамматика речи детей 5-6 лет полностью зависят от воспитания и от стараний взрослых в предыдущие периоды.
Основная задача поддержать речевое развитие – это развивать связную, логичную речь. Для этого необходимо расширять словарный запас (включать в обиход эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы, развивать умение точно и логично пересказывать сюжет, формировать грамотную речь (особенно, правильное склонение по числам, падежам, ударение, уместное употребление предлогов). Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А. М. Бородич, Л. Н. Ефименкова, В. П. Глухов, В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е. И. Тихеева, А. В. Ястребова, В. В. Воробьёва, Т. А. Ткаченко, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова и др.).
Например такие упражнения:
Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).
Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана, тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)
«Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»
Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов).Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» – тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване, а сейчас кот подошел к… (дивану)» – тренируем склонение по падежам.
Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».
Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.
Очень важно, чтобы при совместном чтении ребенок был вовлечен в процесс и понимал то, что ему читают. Поэтому обязательно объяснять значение новых слов и пословиц.
А чтобы новые слова и фразы прочно вошли в активный словарь ребенка, первое время придется самим включать их в свою речь при соответствующей ситуации.
Еще одним аспектом поддержки речевого развития ребенка в среднем дошкольном возрасте это приучать охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п., средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания.К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.). При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал. Если монологическая речь развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется приём словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
Т. А. Ткаченко предлагает методику поддержки речевого развития и формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Она выделяет два основных средства, облегчающих и направляющих процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания:
— наглядность;
— моделирование плана высказывания.
В методике используются упражнения, которые располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания. Т. А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы по развитию связной речи.
1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.
2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда.
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.
7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.
8. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов).
9. Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.
Для развития, активизации речевого аппарата ребенка и избавления от «каши во рту» рекомендуется на занятиях проговаривать скороговорки.
Одним из основных условий красивой и правильной речи у человека является ненапряженная артикуляция с плавным, длительным выдохом.
Дети в возрасте 5 лет — очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей инсценировка художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях (разучивание ролей, отработка интонационной выразительности речи). Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности. В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов. Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях. Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми. Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта. Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.
В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей. Таким образом, для поддержки речевого развития используются разнообразные средства и методы, выбор которых зависит от уровня сформированности у детей речевых навыков и умений; от жизненного опыта детей от характера языкового материала и его содержания.
Я выбрала в качестве испытуемого ребенка пяти с половиной лет Максима. Наблюдала его в различных видах деятельности. Максим очень подвижный, активный мальчик. Любит играть в футбол. Если он садился рисовать, то делал это очень быстро, кое-как и бежал за мячом. На прогулке он играл один с мячом. Разговаривает примитивными фразами бытового уровня. Посещает логопедическую группу детского сада. При произношении наблюдается межзубный сигматизм.
При наблюдениях я выяснила, что ребенок очень увлечен футболом. И этим я воспользовалась. Все игры, занятия и беседы я строила на его увлечении.Например:
1. Дыхательная гимнастика «Загони мяч в ворота», «Надуй животик,как мяч»и т. д.
2. Артикуляционная гимнастика построена в форме «Язычок футболист»
3. Расскажи (какой мяч, какое поле, как ты вчера сходил на тренировку и т. д.)
4. Назови ласково. (Я кидаю мяч и называю слово «ворота», Максим кидает мне обратно и называет «воротики»)
5. Посчитай (один мяч, два мяча)
6. Составь рассказ по картинке
7. Закончи предложение
8. «Мой, мои, моя, мое…»
9. «Кто где живет?»
10. «Измени слово» (на поле, на поле нет,я мечтаю о)
11. «Скажи одним словом»
12. «Четвертый лишний»
13. «Два-две»
14. Раскрашивание картинок, лепка с проговариванием и многие другие игры. Практически во всех играх я использовала мяч.
Максиму очень нравились наши встречи. Постепенно и другие детки были вовлечены в наши игры. И игры были на разные темы, не касаемые ни мяча, ни футбола, Максиму они нравились не меньше. Одним из средств познавательно речевого развития дошкольников является игра-специфическая деятельность детей, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания,делится ими. Я использовала различные сюжетно-ролевые игры (они расширяют представления об окружающем мире и способствуют развитию речевого общения, игры-драматизации (помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь, строительно-конструктивные и др. Максим с удовольствием был ведущим в разных играх, участвовал в играх, старался договариваться с участниками, даже мог идти на уступки. Научил еще несколько мальчиков играть в футбол, доступно объяснив им правила игры. С удовольствием рассказывал, как он сходил на тренировку,чем занимался вечером и т. д. На протяжении всего времени я следила за правильным звукопроизношением, тактично поправляла мальчика. Мы очень подружились за это время.
В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность. Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь сложный, интересный и вполне доступный для него путь. Для эффективной поддержки речевого развития и формирования связной речи необходимо обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Целесообразно использовать на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приёмы, закреплять полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни. И методика поддержки речевого развития речи – это не гора хаотично отобранных считалок, стихов или скороговорок и игр – а это конкретные этапы решения конкретных задач в их системе. Обоснованные, проверенные этапы! Так как каждая чистоговорка или скороговорка или другой прием существуют не сами по себе, а «вписываются» в систему развития речи, и вписываются не просто так, а в конкретное направление и на конкретном этапе обучения детей. Именно тогда они действительно будут максимально эффективно «работать» на развитие речи детей.
Источник
Важным показателем интеллекта дошкольника является развитие речи 5-6 лет. В этом возрасте ребенок знает 3000-4000 слов, произносит большую часть звуков правильно. Дети способны строить развернутые фразы и давать подробные описания. Для улучшения произношения и развития лексического запаса используются дидактические игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Развитие речи ребенка 4-5 лет очень важно.
Особенности речевого развития детей в 5-6 лет
Если родители и педагоги уделяют достаточно внимания развитию ребенка, его речь к 6 годам мало чем отличается от таковой у взрослого. В дальнейшем это влияет на обучение в начальной школе.
На шестом году жизни ребенок свободно владеет интонацией. Он способен выучить и прочитать стихотворение радостно или грустно. В зависимости от ситуации дошкольник изменяет громкость голоса и скорость речи, умеет говорить шепотом.
В этом возрасте дети осваивают:
- обобщения;
- термины, имеющие несколько значений;
- деление на слоги;
- разные оттенки значения.
По просьбе взрослого ребенок легко находит название предмета на заданную букву, выделяет нужные звуки в начале и конце.
Словарный запас
В возрасте 5-6 лет активный лексический запас в норме составляет от 3 до 4 тыс. слов. Ребенок может подобрать обобщающие названия для группы однородных существительных.
ъВ его лексиконе имеются:
- существительные — названия профессий, организаций и пр;
- прилагательные — сложные оттенки цветов, материалы, из которых изготовлены предметы, другие признаки;
- глаголы;
- наречия.
Запас знаний включает не только видимые предметы, но и абстрактные понятия — чувства и отношения людей, явления природы и пр.
Качество произношения с возрастом тоже улучшается. Ребенок уже не путает звуки, не заменяет и не пропускает их в хорошо знакомых словах. Ошибки возможны только в длинных незнакомых ребенку терминах.
Дети с удовольствием играют в рифмы, сочиняют стихи. Им нравятся «перевертыши» — шуточные произведения с перестановкой по смыслу — «ехала деревня мимо мужика…».
Грамматика языка
В возрасте 5-6 лет ребенок дает полный и развернутый ответ на вопрос. При этом тема разговора должна быть ему хорошо знакома. В повседневных разговорах дети используют простые короткие фразы. Постепенно длина предложений увеличивается. В речи появляется больше описательных элементов, усиливающих яркость и выразительность, — прилагательные, причастия, наречия.
Если рассказать ребенку сказку или прочитать рассказ, он уже может выделить главную мысль текста и существенные признаки отдельных предметов и явлений. Дошкольник способен определить причинно-следственные связи явлений, их временную зависимость. Он легко сравнивает между собой признаки предметов и явлений: размеры, форму, расположение в пространстве.
В большинстве случаев дошкольник использует слова в предложении в правильной форме. Иногда допускаются ошибочные формы — медвежонки, нет карандашов и пр.
Количество распространенных и сложных предложений в речи ребенка постоянно увеличивается. В это время он начинает замечать недостатки в речи собственной и других людей.
Факторы развития грамматики.
В этом возрасте дети любят такие игры:
- найди другое название предмета или слово наоборот (поиск синонимов и антонимов);
- существительное и его признак — что бывает высоким, круглым и т.д.;
- узнать предмет по описанию.
Звукопроизношение
К 6 годам речевой аппарат заканчивает формирование. В это время дети произносят большинство звуков правильно. Однако недостатки произношения еще встречаются. Самые частые из них:
- замена звука Л или его выпадение: маако (молоко), вожка (ложка), пайка (палка);
- смягчение твердого Л — палька (палка);
- замена звука Р на Л или Й — луки (руки), дыйка (дырка);
- полное выпадение Р — баан (баран), каова (корова)
- нечеткое произношение шипящих, замена их свистящими звуками.
Причиной нарушений могут быть дефекты развития:
- укорочение уздечки языка;
- нарушения прикуса;
- слишком высокое небо.
Если основные звуки не появились до 5 лет самостоятельно, необходимо обращение к специалисту. Логопед проведет обследование ребенка и расскажет, что делать для улучшения дикции.
Частая проблема в этом возрасте — запинки или заикание. Эти расстройства возникают у детей, чьи мысли не успевают за речью. Заиканию подвержены дошкольники со слабым типом нервной деятельности. Провоцирующим фактором может стать чрезмерная строгость взрослых в семье, реже — в детском саду. Иногда ребенок начинает заикаться, если в семье есть взрослый с такой же проблемой. Тогда пятилетка попросту имитирует речь другого члена семьи.
Связная речь
В возрасте 5-6 лет дать точные параметры развития связной речи крайне сложно. Одни дети могут давать развернутые подробные ответы на любой вопрос.
Они умело используют интонации, самостоятельно придумывают сказки и истории. Речь других эмоционально бедная, невыразительная, со скудным запасом слов. Такое чаще случается с детьми, развитие которых запущено.
К шестилетнему возрасту ребенок способен:
- Придумать по картинке небольшой рассказ.
- Пересказать прочитанный или прослушанный текст.
- Рассказать об экскурсии, посещении музея или детского спектакля.
- Пересказать содержание мультфильма и поделиться своими впечатлениями.
- Подобрать наиболее точные и яркие эпитеты, чтобы описать свои чувства.
На речевое развитие негативно влияет чрезмерное увлечение компьютером или другими девайсами. Электронные игры задействуют в первую очередь зрительный анализатор. При этом слух и речь замедляются в развитии. В результате ребенок не в состоянии связно изложить свои мысли. Чтобы избежать проблем в обучении, родители должны ограничивать время, которое дошкольник проводит за компьютером или смартфоном.
Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет
Нормы развития речи ребенка.
Для ребенка от пяти до шести лет нормой считаются следующие показатели речевого развития:
- Быстрое запоминание стихов и сказок.
- Проговаривание действий и мыслей игрушек.
- Правильное произношение всех звуков, в т. ч. сложных.
- Способность говорить с выражением, ускоряя или замедляя темп, громко или шепотом.
- Речь без грамматических ошибок. Возможна неправильная постановка ударения в сложных малознакомых терминах или неправильная форма существительного. Если ребенку указать на ошибку, в дальнейшем он говорит правильно.
- Развернутые ответы на вопросы взрослых.
- Способность составить рассказ по картинке. Самостоятельное сочинение начала или конца истории, сказок и рассказов.
- Описание предметов и угадывание названия по рассказу другого человека.
Иногда ребенок ошибается при склонении существительных по падежам, неверно употребляет предлоги. До 6 лет это допустимо. Речевой запас и общий уровень лексического развития в этот период во многом зависят от усилий родителей и педагогов. Ребенок, с которым занимаются, читают книжки, разговаривает почти как взрослый человек.
Упражнения по развитию речи для занятий дома
Речь ребенка в 5 лет лучше всего развивать с помощью чтения. Полезно заучивать стихи, пословицы и поговорки, отгадывать загадки и читать потешки. Важно, чтобы ребенку было интересно и понятно то, что ему читают. Значение новых слов, поговорок и крылатых выражений нужно объяснять.
Дети всегда копируют произношение и интонации взрослых. Чтобы ребенок говорил правильно, родители должны следить за качеством собственной речи — правильно ставить ударения, склонять существительные и пр. Словарный запас ребенка тоже зависит от такового у родителей. Полезно вместе наблюдать за явлениями природы и обсуждать происходящее, читать книги и придумывать вместе занимательные истории.
Дидактические игры
Увеличить лексикон дошкольника можно, играя в занимательные игры:
- Подбирать антонимы и синонимы. Взрослый называет слово, а ребенок сначала придумывает похожее по смыслу, а затем — противоположное.
- Какие бывают предметы. Можно предложить ребенку подумать, какой бывает чашка (белая, красная, большая, маленькая, круглая, высокая, широкая и пр.). Такое же задание можно придумать для прилагательных — что бывает сладким (конфеты, чай, груша).
- Взрослый называет признаки предмета, а ребенок по описанию отгадывает, о чем речь (круглое, красное, сладкое, съедобное, сочное — яблоко).
- Тренировка склонений по числам и падежам (одно яблоко — много яблок, кошка сидит — кошки сидят).
Для развития используются тематические наборы картинок. Можно показать ребенку несколько карточек, из которых нужно выбрать одну лишнюю (воробей, сорока, ласточка, собака). Необходимо, чтобы ребенок объяснил свой выбор.
Дидактическая игра для детей 5-6 лет.
Дидактические игры можно проводить в группе детей. Для этого потребуется мяч или любая мягкая игрушка. Взрослый называет обобщающее понятие (птицы). Дети поочередно называют знакомых им птиц и при этом передают мячик по кругу. Тот, кто не смог назвать птицу, выходит из круга.
Ребенка можно научить составлять связные предложения из слов, расставленных в произвольном порядке. Взрослый называет их вразброд (воробей, ветка, сидит, на), дети составляют готовую фразу (воробей сидит на ветке).
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность распознавать звуки (фонемы), т. е.:
- определять на слух тот или иной звук;
- отличать разные понятия, в которых есть одинаковые фонемы (кот — ток);
- различать похожие названия, в которых отличается один звук (ложка — кошка);
- устанавливать порядок звуков в словах.
Развитие фонетического слуха.
Для развития этого навыка у детей дошкольного возраста применяют игры и упражнения:
- Что звучало? Взрослый ставит на стол несколько звучащих игрушек. Это может быть дудочка, колокольчик, погремушка, барабан и пр. Ребенку дают потрогать и послушать, какие звуки издает каждый предмет. Затем он отворачивается и на слух определяет, что звучит.
- Узнай по голосу. Ребенок поворачивается спиной и отгадывает, кто из членов семьи его позвал. Вначале зовущий произносит имя. Затем игра усложняется — вместо имени произносится короткий звуковой сигнал — ау, эй.
- Определение звукоподражания — ребенок должен понять, какому животному подражает говорящий (имитация лая собаки, мяуканья кошки, мычания коровы и пр.)
В процессе говорящий может изменять тембр голоса, громкость и интонации.
Пальчиковая гимнастика
Упражнения для пальцев рук проводятся в форме игры и сопровождаются забавными стишками или песенками. Предварительно делается легкий массаж. Сначала поглаживают и растирают каждый палец ребенка от кончика к основанию, затем массируют всю кисть. Вначале это делает сам взрослый, затем можно научить ребенка самомассажу рук.
Дальше выполняются упражнения:
- Сгибание и разгибание пальцев. Вначале взрослый показывает, как выполнять движение. Затем наблюдает, как дошкольник выполняет его самостоятельно.
- Статическая зарядка — с помощью пальцев и кистей изображать каких-либо животных или предметы: собаку, птицу, зайца, пистолет и пр. Можно показать ребенку задания на собственных кистях или дать рассмотреть карточку с рисунком.
- Взрослый читает короткое стихотворение, при этом руки ребенка «инсценируют» его содержание. Такая гимнастика сочетает в себе статические и динамические упражнения — с помощью кистей изображаются предметы или герои и передается их действие.
Для улучшения координации и мелкой моторики можно выполнять несложные упражнения:
- перекатывание между пальцами предметов разного размера;
- собирание одной рукой карандашей или палочек со стола;
- лепка;
- шнуровка;
- рисование и раскрашивание картинок;
- плетение из проволоки или ниток.
- нанизывание бус на проволоку или шнурок.
Благодаря таким занятиям развиваются мышцы кистей. Это стимулирует речевой аппарат и интеллектуальное развитие дошкольника.
Артикуляционная гимнастика
Для развития речевого аппарата малышей существуют комплексы упражнений.
Улучшить произношение шипящих и свистящих звуков можно с помощью логопедической гимнастики:
- «Забор» — ребенок обнажает зубы и удерживает губы в улыбке до 10 секунд.
- «Трубочка» — на счет от 1 до 10 вытянуть губы трубочкой и удерживать в таком состоянии.
- «Забор-трубочка» — положение губ чередуется в течение 10 секунд.
- «Окно» — губы удерживаются в улыбке, рот при этом спокойно открывается и закрывается.
- Расслабление мышц языка — ребенка просят улыбнуться, приоткрыть рот. Язык нужно расслабить, сделать широким и положить на нижнюю губу. Слегка шлепая по распластанному языку губами, произносить звуки «пя-пя-пя» в течение 5 секунд.
- «Лопатка» — расслабить язык и удерживать его в спокойном состоянии 5-10 секунд.
- «Футболист» — губы вытянуть трубочкой и дуть на шарик из бумаги или ваты, загоняя его в «ворота» из 2 кубиков. Щеки при этом надувать не нужно. Расстояние до ворот постепенно увеличивается.
Артикуляционная гимнастика.
Если ребенок плохо говорит звук Р, выполняются дополнительные упражнения:
- «Маляр» — язык поднимается, растягивая подъязычную связку. Приоткрыть рот в улыбке, погладить кончиком языка твердое небо спереди назад. Язык не выглядывает из-за зубов.
- «Чистим зубы» — кончиком языка провести по верхним зубам изнутри. Рот удерживать приоткрытым.
- «Грибок» — широко открыть рот, язык сделать широким и присосаться спинкой к небу.
Кроме тренировки отдельных звуков, выполняются упражнения для улучшения дыхания.
Симптомы задержки речевого развития в 5 лет
Родители могут определить нарушения речевого развития ребенка по следующим признакам:
- Посторонние люди его не понимают, речь невнятная и смазанная.
- Словарный запас явно меньше, чем у сверстников.
- Короткие фразы, нет прилагательных и наречий.
- Трудности с произношением — большое количество звуков искажается или выпадает.
Для родителей несложно проверить детскую речь с помощью простых тестов:
- Спросить, что делает человек или предмет (мама моет посуду, машина едет, самолет летит).
- Попросить подобрать антонимы к глаголам или прилагательным.
- Проверить, знает ли ребенок цвета, формы, детенышей животных.
- Попросить использовать слово в другом роде (сын пришел, а дочка пришла, красный шарик, красная шапочка, красное платье).
Если у ребенка выявлено 2 явных отклонения или больше, потребуется помощь логопеда.
Источник