Педагог фасилитатор как организатор успешного развития ребенка

Педагог фасилитатор как организатор успешного развития ребенка thumbnail

Фасилитация – ведущая компетенЦИЯ современного педагога

Сегодня в российском образовании происходят качественные перемены, необходимым условием которых является изменение роли учителя в процессе обучения. Если мы ориентируемся на требования Федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях образования, необходимо перенести акцент с преподавания на учение. Возникает потребность организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию (от англ. to facilitate – облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия) процессов осмысленного учения. Основоположником понятия фасилитации является представитель гуманистической педагогики К. Роджерс.

Применительно к школе под фасилитацией следует пониматьразвивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

В настоящее время профессиография педагогического труда насчитывает свыше 100 профессионально значимых и личностных качеств педагога. Нельзя не согласиться, что действительная реформа образования должна основываться на перестройке определенных личностных установок учителя, реализующихся в процессах его межличностного взаимодействия с учащимися.

Новый уровень задач требует  от  учителя  в  некоторой  степени  «эталонных»  личностных  характеристик. Определяющими для реализации фасилитации педагога является развитие трех качеств личности: аттрактивность (от лат. attrahere привлекать естественное состояние чего-либо, не вызывающее раздражение, а наоборот манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию), толерантность (от лат. tolerantia терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам) и ассертивность (от англ. assertiveness настойчивость, утвердительность – уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей).

К. Роджерс назвал этот комплекс личностных качеств учителя «необусловленным позитивным вниманием к человеку». Учитель, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для обеспечения и поддержки (фасилитации) их осмысленного учения и личностного развития в целом.

Сегодня в области развития фасилитационных компетенций педагогов существуют проблемы, связанные с недостаточной разработанностью темы применительно к школьной среде. Новизна моего педагогического опыта заключается в следующем:

  • выявлены и опытным путем обоснованы педагогические условия, обеспечивающие фасилитационную поддержку процесса обучения;

  • определены и классифицированы наиболее эффективные методы работы педагога-фасилитатора.

Можно отметить универсальность большинства предлагаемых мною методов и технологий, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс взаимодействия учителя и ученика на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и так далее), а не только на узко предметные цели.

Итак, какие цели я ставлю перед собой, обеспечивая фасилитационную поддержку в обучении? Формирование личности ученика, выявление и развитие его потенциальных способностей, задатков; создание условий для саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации личности ученика.

Что приобретают мои ученики? Личностную мотивацию к учению, творчеству, достижению целей; навыки взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками в процессе познания; продвижение по индивидуальной образовательной и жизненной траектории; ориентацию на успех в учении и творчестве.

Каковы ожидаемые результаты выбранного мною уровня взаимодействия? Сформированность личности ученика; ценностная, эмоциональная, поведенческая, коммуникативная, политическая, правовая социализация личности; достижение ситуации успеха, самореализация личности.

Обозначу главные принципы, которыми я руководствуюсь как учитель-фасилитатор.

  1. Стремлюсь всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Ведь способность самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные признаки развитой личности.

2. Не боюсь неожиданных вопросов. Вопросы детей – это свидетельство их интереса, а нестандартный вопрос, может быть, не что иное, как свидетельство творческого взгляда на мир.

  1. Стараюсь быть гибкой, следовать ситуации. Мудрый человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

  2. Развиваю в себе черты креативной личности. Я всегда готова к шагу за пределы комфортной зоны для создания новой техники или адаптирования инструмента, который был бы наиболее эффективен в конкретной ситуации.

Мною исследованы и классифицированы методы и приемы обучения, приемлемые и наиболее эффективные в работе педагога-фасилитатора (таблица 1).

Таблица 1

Дискуссионные методы

Круглый стол

Сократовская дискуссия

Панельная дискуссия

Форум

Симпозиум

Дебаты

«Займи позицию»

Подиум-дискуссия

Аквариум

Метод-ПРЕСС

Результаты применения:

  • Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.

  • Осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу.

  • Формирование уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов.

  • Развитие умений осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, формулировать вопросы, вести полемику.

  • Развитие умения работать в группе.

  • Развитие умения выступать публично.

Игровые методы

Ролевая игра

Драматизация

Деловая игра

Суд

Результаты применения:

  • Обеспечение условий для развития воображение и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.

  • Развитие умения ориентироваться в собственных чувствах и формирование навыков их культур­ного выражения.

  • Обеспечение ученику возможности включаться в кол­лективную деятельность и общение.

Методы организации мыследеятельности

Мозговой штурм

Мировое кафе

Метод Дельфи

Мыслерешето

Дерево ответов (дерево решений)

Обучение в парах

Интерактивная лекция

Пресс-конференция

Незаконченное предложение

Чтение с пометками

Результаты применения:

  • Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.

  • Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.

  • Развитие навыка самостоятельного поиска решения, привлечения информации из разных областей и источников.

  • Развитие умения работать в группе.

  • Развитие способности продуцировать множество решений.

  • Развитие умения выступать публично.

  • Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности.

Методы организации творческой деятельности

Метод символического видения

Метод сравнения версий

Метод «Если бы…»

Метод ключевых слов

Метод вживания

Метод конструирования вопросов

Метод смысловых ассоциаций 

Результаты применения:

  • Обеспечение условий для развития интеллектуально-творческих способностей.

  • Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.

  • Создание условий для формирования целостного восприятия мира в единстве чувственных и конкретных представлений.

Методы рефлексии

Ключевое слово

Рефлексивный экран

Синквейн

Метод пяти пальцев

Корзина мнений

Ступени

 Плюс – минус – интересно

Экспертная комиссия

Результаты применения:

  • Обеспечение условий для развития универсальных рефлексивных умений.

  • Обеспечение педагогической поддержки каждого обучающегося.

  • Обеспечение взаимопонимания и согласованности действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации.

  • Обеспечение стабилизации и гармонизации эмоционального мира ученика, мобилизации волевого потенциала.

Основная форма организации деятельности на уроке учителя-фасилитатора – групповая. Для успешной организации такой работы необходимо

  • во-первых, уметь ставить четкую цель, к которой придет группа в конечном результате, формулировка не должна быть расплывчатой и должна быть понятна всем;

  • во-вторых, уделить большое внимание уделить разработке процесса, в котором участвует группа, а так же последовательности выполняемых заданий;

  • в-третьих, налаживать продуктивное общение между членами групп, уметь управлять конфликтами и направлять в нужное русло ход дискуссий;

  • в-четвертых, в процессе работы суметь раскрыть способности участников, оценить имеющиеся навыки и помочь развить новые скрытые потенциалы, отыскать движущие силы и направить энергию на эффективное решение учебной задачи;

  • в-пятых, поддерживать участников групп и, используя диалог, учитывать мнение каждого члена группы;

  • в-шестых, всячески поощрять лидерские качества в других членах группы.

Высшее достижение фасилитатора — это создание у членов группы впечатления, что всю работу они выполнили самостоятельно.

Я убедилась, что фасилитаторская позиция учителя имеет свои «плюсы» и «минусы».

«Плюсы»

«Минусы»

  • активность учеников;

  • обращение к их личному опыту;

  • творчество учеников;

  • возможность их личностного роста;

  • шлифовка мастерства учителя.

  • сложность изложения теории;

  • сложность соблюдения временных рамок;

  • большие энергозатраты учителя.

Главная же трудность в том, что феномен фасилитации не возникает вдруг. Ему предшествуют саморазвитие и самообразование педагога. Переход традиционно работающего учителя к та­кому новому для него стилю деятельности происхо­дит постепенно, поскольку он связан с глубокой и, следовательно, достаточно медленной личностной перестройкой и его самого, и учащихся. Поэтому веду­щими являются не столько изменения содержания и методов преподавания, сколько становление и укрепление основных личностных установок, посто­янный профессиональный рост педагога-фасилитатора.

Максимальная раскрепощенность, полная свобода слова, уважение достоинства каждого, поощрение различных идей безотносительно к их ценности – вот та среда, которая в полном объеме будет отвечать принципу фасилитации и формировать у обучающихся ценности современного общества.

Источник

Понятие фасилитации и фасилитатора

Определение 1

Учитель-фасилитатор – это педагог, деятельность которого проходит в рамках личностно-направленного подхода в образовании и характеризуется открытостью, акцентированием внимания на чувствах, эмоциях, переживаниях учащихся, поощрением их за успехи и заслуги, доверительным отношением к их способностям и возможностям, эмпатическим видением их деятельности и поступков.

Фасилитация – это особый управленческий стиль, предполагающий создание такой системы управления и организации педагогического процесса, при которой управление носит директивный характер, не выходящий за пределы самоорганизации самоуправляемой системы. Проще говоря, фасилитация является одновременно и процессом, и способом действия, и инструментом, посредством применения которого осуществляется качественное и продуктивное групповое взаимодействие, организуется групповое сотрудничество и совместная деятельность.

Замечание 1

В процессе фасилитации происходит поиск пути, при котором коллектив будет работать слажено и продуктивно, создавая что-то новое или усваивая теоретическую научную информацию, чтобы затем найти ей практическое применение.

Коллективная работа и коллективное взаимодействие организуется за счет специальных действий педагога. Именно эти действия и отражают процесс фасилитации. В нем приоритетную позицию занимает лидер. В образовательной сфере это место принадлежит учителю. Его задача сводится к тому, чтобы не выставлять себя авторитетом, а занять нейтральную позицию и направить учащихся на верный путь и направление развития.

Фасилитатор является особым инструментом в образовательном процессе. От его квалификации и профессионализма зависит эффективность развития отдельного образовательного учреждения и образовательной системы в целом. Его обучают навыкам психологического взаимодействия и технологиям обеспечения продуктивной коммуникации.

Фасилитаторская деятельность ставится в приоритет воспитательной. Успех профессиональной деятельности учителя зависит от построения личных контактов с воспитанниками, исключая следование нормам и общественным взглядам, а только лишь учитывая индивидуальные потребности, особенности развития, стремления и взгляды.

Деятельность педагога-фасилитатора ориентирована на создание такого образовательного климата, который благотворно сказывается на развитии инициативы и самостоятельности учащихся, формирует навыки коммуникативного взаимодействия и помогает создать комфортную среду для общения между сверстниками в образовательном заведении. Учебно-воспитательный процесс в этом случае характеризуется свободой и применением здоровьесберегающих методик и технологий.

Учитель-фасилитатор должен обладать навыками:

  1. Направления и построения обсуждения на учебном занятии в нужное русло.
  2. выбора из разнообразных решений коллектива наиболее оптимального и верного, а также продуктивного в конкретной ситуации.
  3. Уметь принимать рискованные решения и брать на себя ответственность за них.
  4. Взаимодействовать с различными коллективами учащихся, с проблемными и трудными детьми.
  5. Уметь строить беседы, диалоги, обсуждения различных форматов и с легкостью ориентироваться в них.
  6. Применять разнообразные методы и средства воспитательного воздействия, продуктивно сочетать их.
  7. Легко адаптироваться к новым социально-экономическим условиям развития общества, политическим направлениям в образовательной сфере.
  8. Преодоления трудностей, возникающих в ходе решения учебных проблем и задач.
  9. Справляться со стрессовыми ситуациями, контролировать свои эмоции.
  10. Открытого взаимодействия с учащимися.
  11. Стимулирования к личностному развитию и желанию изменить свои качества, способности, развить навыки.

Деятельность учителя-фасилитатора формируется таким образом, чтобы ставить интересы и потребности учебно-воспитательной группы на приоритетное место в образовании, не допуская торможения в обсуждении и не ускоряя его темпы. Объект, процесс, проблема, стоящая в центре обсуждения должна охватывать все внимание учащихся. Этому способствует педагог.

Профессиональные навыки педагога-фасилитатора помогают создать грамотное эмоционально-психологическое взаимодействие на учебном занятии.

Овладение навыками фасилитаторской деятельности не доступно каждому педагогу. Это сложный и трудоемкий процесс, требующий постановки иных приоритетов и открытия своей личности учащимся, формирование личностного характера общения.

Основные направления работы учителя-фасилитатора

В педагогической фасилитации можно выделить два ведущих направления работы:

  1. Фасилитация в процессе обучения, воспитания и развития учащихся.
  2. Формирование среды и условий для обеспечения фасилитирующего обучения, воспитания и развития.

Работа в первом направлении ведется на основе применения специальных фасилитирующих методов, средств и приемов, чтобы создать в учебном заведении фасилитирующую среду и условия для фасилитирующего обучения.

Второе направление работы педагога сводится к умению выстроить особую управленческую линию поведения, базирующуюся на основных человеческих ценностях, сохранении прав и свобод коллектива, приоритете творческого развития, поддержания креативных идей, самоактуализации и саморазвития, поддержания здорового психологического климата, благополучия личности и доверительный отношений фасилитирующей направленности.

Педагог должен обладать профессионализмом и мастерством, отражающим его готовность к процессу управления. Для этого он должен обладать такими качествами, как сопереживание, сострадание, равнозначное отношение к каждому учащемуся, уметь анализировать собственную деятельность и адекватно оценивать деятельность учащихся, быть чувствительным к факторам окружающей среды, воздействующим на учебно-воспитательный процесс и эмоциональному настрою коллектива. Кроме того, важное значение имеет толерантность педагога, его гибкость и активность, умение применять творческий подход в обучении, стремиться к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

Источник

Фасилитация как способ  формирования  инновационной позиции педагога.

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы всего несколько человек. Тем не менее, фасилитаторство входит как компонента в практику любого квалифицированного педагога. Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов. В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста».

Фасилитация — от англ. «facilitate» — облегчать, помогать, процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению участников,  процесс, позволяющий эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации и без потерь времени выполнить все пункты повестки собрания или совещания. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Таким образом, фасилитация -это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей, помощь нейтральной стороны, задача которой — облегчение взаимодействия внутри группы.

Воспитатели-фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать четкую повестку и режим дня, умеют добиться того, чтобы их слушали как дети, так и родители, создают среду активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы. Опытный и успешный фасилитатор умеет сохранять беспристрастность, создавать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками (детьми и родителями), решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников. Воспитатель-фасилитатор во время родительских собраний или других совместных мероприятий предоставляет родителям специальные технологии групповой работы для достижения цели, беспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента. Он создает фасилитационную группу (родительский комитет), для  разработки стратегии и принятия грамотных решений в процессе совместной деятельности, направляет их работу, модерирует результаты. В целом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения вопросов на заданную тему родительского собрания или иного мероприятия. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и легкий для всех ее участников. С групповой точки зрения, фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижении этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон.

Этот термин очень актуален в воспитаельно-образовательном процессе, особенно при взаимодействии педагога с родителями и детьми. Задача воспитателя —  вовлечь родителей, заинтересовать в НОД  и предложить им участвовать  в обучении, вносить  собственный опыт и жизненные ценности.

Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих в ежедневной практике общения педагога с родителями, родителей между собой иногда вызывает разногласия и непонимание. Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия. Такой процесс осуществляет педагог, которому необходимо иметь качества фасилитатора, чтобы грамотно управлять процессом обсуждения и структурировать  работу в группе с родителями и детьми.

Можно  выделить наиболее интересные и полезные для родителей формы работы педагога: круглый стол, анкетирование, совместные с детьми игры, креативные игры,  мозговой штурм,  рисуночные упражнения, примеры из личной практики семейного воспитания, тренинги.

Тренинг — это такая форма обучения, где много практики и упражнений. Перед тренингом сначала даются новые знания без них не понять новую тему. Письменные тренинги, где люди пишут  свою мечту на листке бумаги посредством бумажных  корабликов или самолетиков,  на которых пишут свои желания. Креативные игры —  творческие, где решаются практические задачи, возникающие у взрослых и детей. Это игра ума, идей, на  этой игре мы учим детей фантазировать. Чтобы ребёнок  стал креативным,  нужно чаще с ним играть в сюжетно ролевые игры, разгадывать ребусы и ассоциации, тесты, отгадывать загадки. На мозговом штурме выбирается, задаётся  тема, и принимают участие все участники. Каждый участник предлагает свой вариант ответа, затем эти варианты ответа фиксируются на листке бумаги или экране, отбрасываются ненужные варианты ответов и определяется окончательное решение с доказательством, почему выбрали именно этот вариант ответа. Мозговой штурм, даёт возможность объединиться в процессе поиска решений очень разным людям и прийти к общему результату. Перечисленные формы работы, позволяют решить актуальные практические проблемы, достичь конкретных результатов, овладеть универсальными технологиями поиска проблемного результата, идей и вариантов решения в различных ситуациях.  Таким образом, современные методы построения образовательного процесса позволяют обучающимся стать соучастниками и соавторами процесса собственного обучения. Чтобы родители включились в интерактивное (взаимное) общение, освоили определённые навыки и модели поведения, смогли преодолеть негативные  установки по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребёнка в ДОО, можно использовать технологии фасилитации.

Задача фасилитации- это организованные решения  и предположения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.

Функции  фасилитации- стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка.

Формы фасилитации- сотрудничество, взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Технологии фасилитации —  различные процедуры, в процессе которых участники делают определённые выводы:

-советы, рекомендации, диагностика( выявление проблем); разработка и внедрение решений,

— постановка проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы,

— поддержка, консультирование, создание условий для творчества,

-конструктивная  деятельность по поиску решений,

— помощь в нужной ситуации,

-выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм.

Фасилитация даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального потенциала всей  группы.

Технология фасилитации стимулируют к напряжённой мыслительной  работе, к организации поиска совместных решений. Повышает их качество, вовлечённость, ответственность каждого родителя (педагога) за принятое решение.  Применение  технологий фасилитации требует от воспитателя умения строить теплые, доверительные отношения с родителями; способность создавать особую атмосферу сотрудничества; стремиться к  взаимодействию, избегая конфликтов; раскрывать возможности  участников образовательных отношений. Педагога, обладающего  всеми этими качествами и умениями  можно назвать  фасилитатором.

При взаимодействии с родителями педагог-фасилитатор обязан придерживаться  следующих правил:  

  1. Помогать родителям, формулировать цели и задачи, стоящие перед всей группой и каждым из них.
  2. Внушать и демонстрировать доверие.
  3. Служить источником опыта.

4. Понимать, что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию.

5. Чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его.

6. Быть активным участником группового взаимодействия.

7. Деликатно  и тактично выражать сои мысли и чувства.

8. Владеть стилем культурного общения с родителями

9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Основное качество фасилитатора — это построение открытых и доверительных отношений между педагогами и родителями, а это напрямую зависит от того, насколько он авторитетен и признан родителями и детьми. Грамотный  фасилитатор направит деятельность и мысли родителей во время родительского собрания или иного мероприятия в нужное русло,  открывая перспективы и возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Всегда увидит скрытые проблемы и определит пути и способы их решения для достижения поставленной цели, основная из которых – помочь ребенку в процессе развития и роста, преодолеть проблемы и трудности, возникающие на разных этапах роста, облегчить адаптацию в дошкольном учреждении и обеспечить плавный переход из дошкольного образовательного учреждения в школу. В настоящее время очень важна работа педагога как фалиситатора и с родителями, необходимо осваивать и применять на практике разнообразные инновационные формы и методики работы с семьями детей, создание партнерских отношений для реализации поставленных воспитательно-образовательных задач.

Источник