Патология развития ребенка до 1 года
Первый год жизни малыша – самый важный для его здоровья. Именно в этот период закладываются основы его иммунитета, происходит адаптация к окружающему миру, ребенок быстро растет и меняется.
У новорожденных вплоть до 1 года имеется ряд специфических недугов, которые могут вызывать не только беспокойство, дискомфорт и сильный плач, но и приводить к серьезным последствиям.
Помимо болезни новорожденных детей, развивающихся вследствие асфиксии во время родов, и серьезных инфекций, можно выделить целый ряд свойственных младенцам нарушений.
Болезни новорожденных детей в первые дни жизни
В первые дни жизни ребенок проходит свои первые испытания окружающей средой. Ему необходимо адаптироваться к свету, новой температуре, перестроить систему кровообращения и дыхания. Вот две типичные проблемы, на которые следует обратить внимание родителям.
Незажившая пупочная ранка
На 3-5 день у новорожденного отпадает пуповинный остаток, оставляя на своем месте ранку. При покраснении возле пупка или наличии гнойных выделений речь идет о бактериальном заражении требуется консультация педиатра или патронажной медсестры. Заражение развивается вследствие нарушений правил гигиены и может сопровождаться беспокойным или угнетенным состоянием ребенка, повышением температуры. Не стоит говорить, что при отсутствии должного ухода и лечения, сепсис может очень быстро закончиться летальным исходом.
Для лечения требуется обработка специальными средствами до 4 раз в день и прием антибиотиков при необходимости. Чтобы не допустить развития воспаления, необходимо купать младенца в кипяченой воде, надевать на ребенка только проглаженное белье, обрабатывать ранку 3%-й перекисью водорода и 2%-м раствором бриллиантовой зелени.
Желтуха новорожденных
Пожелтение кожных покровов в первое время после рождения может быть следствием адаптации к условиям окружающей среды и проявляется на 2-3 день после родов из-за недостаточной работы печени. Такое состояние не несет угрозы жизни и проходит самостоятельно в течение 3 недель.
При продолжительной желтухе здоровью новорожденного может угрожать опасность вследствие резус-конфликта крови ребенка и матери во время беременности, нарушений функции печени или непроходимости желчных протоков. Для диагностики требуется контроль уровня билирубина, а лечение назначается только врачом.
Проблемы с кожей у детей до года
Не стоит объяснять, что младенец в первые недели и месяцы жизни особенно уязвим для инфекций и влияния окружающей среды. Собственный иммунитет ребенка ещё не сформирован, чтобы успешно справляться с болезнями, особенно это касается нежной кожи малыша. Плохой уход за ребенком часто приводит к проблемам с кожными покровами. В результате могут развиваться:
Опрелости – воспаления, покраснения кожи под действием трения или влажности вплоть до образования трещин и эрозий. Вызывают у ребенка зуд и болевые ощущения. Основными причинами выступают перегревание ребенка, нарушение правил ухода, синтетическая одежда, некачественный материал подгузников. Для лечения применяются мази, болтушки и травяные ванны. Не рекомендуется применять жирные кремы и масла – от этого проблема может усугубиться.
Потница − появление мелкой розовой сыпи в кожных складках, сгибах, на спине и ягодицах. Появляется вследствие повышенного потоотделения под слоем жирного крема или под подгузником. Не требует специального лечения – достаточно наладить уход.
Пузырчатка новорождённых − заразное заболевание, вызванное золотистым стафилококком, предающимся от ухаживающего за ребенком лица. Проявляется в виде крупных гнойных пузырьков, сопровождается повышением температуры. Крайне опасное состояние. Лечение проводится только под контролем врача.
Для профилактики подобных болезней новорожденных требуется соблюдение правил ухода: качественное купание и подмывание ребенка специальными детскими средствами, полное высушивание кожи после водных процедур, использование качественных подгузников и одежды из натуральных дышащих материалов. Требуется избегать перегревания ребенка, проводить воздушные ванны и обеспечивать температуру в помещении в районе + 20-21 0С.
Распространенные болезни детей во время кормления
Одной из распространенных болезней младенцев считается молочница. На внутренней стороне щек и языке появляется белый творожистый налет, вызываемый грибком. Без лечения налет может разрастаться вглубь глотки и переходить на кожу. Ребенок угнетен, беспокоен, может отказаться от кормления. Причинами выступают:
недоношенность,
искусственное вскармливание,
анемия,
дисбактериоз,
эндокринные нарушения,
лечение антибиотиками,
нарушения гигиены сосок и игрушек и т.п.
Лечение назначается врачом и заключается в обработке слизистых различными растворами и приемом противогрибковых препаратов.
Кишечные колики также считаются распространенной болезнью детей до года. Выражаются в болях в животе, часто сопровождаются вздутием. Ребенок дергает ножками, плачет, проявляет беспокойство. Основными причинами выступают нарушения рациона матери при кормлении грудью и заглатывание ребёнком воздуха во время еды. Для облегчения состояния необходимо массировать живот младенца по часовой стрелке, прикладывать к животу теплую пеленку, давать отвар фенхеля.
Для профилактики из рациона матери при естественном вскармливании следует исключить продукты, вызывающие газообразование, а после кормления ребенка следует поддерживать вертикально для образования отрыжки. Обычно колики прекращаются к 4-м месяцам, когда пищеварительный тракт созревает до нужного состояния.
Как ухаживать за ребенком в первые месяцы. Основные советы
Как уже было сказано выше, дети в возрасте до года (особенно в первые три месяца жизни) крайне чувствительны ко всем внешним факторам. Именно поэтому требуется строго соблюдать правила ухода за ним.
Непременно мойте руки прежде, чем брать ребенка. Удостоверьтесь, что у всех, кто хочет подержать малыша, также чистые руки;
Придерживайте младенца за шею и головку, когда носите его на руках без пеленок и укладываете в кроватку;
Не совершайте резких движений, когда держите или укачиваете новорожденного. Сильная встряска может привести к перепаду внутричерепного давления и кровотечению. Будить ребенка с помощью встряски, даже легкой, тоже не рекомендуется;
Регулярно меняйте белье и подгузники малыша, следите за тем, чтобы кожа всегда была сухой. Нельзя купать ребенка до того, как пупочный канатик полностью не засохнет и отпадет, а область пупка заживет. Следует ограничиться протиранием влажной губкой;
Следите за режимом питания и сном младенца. Новорожденные фактически могут спать по 16 часов в сутки, однако, при этом им необходимо регулярное питание. Поэтому ребенок может просыпаться каждые четыре часа. В месячном возрасте ребенка требуется кормить не реже шести раз в сутки. При этом не нужно придерживаться строго режима – пусть младенец ест, когда захочет;
Младенцу требуется свежий воздух и регулярные прогулки. Педиатры рекомендуют выходить на улицу только после первых двух недель дома, после того как ребенок адаптируется к новым условиям. Продолжительность также следует увеличивать постепенно, начиная с 15 минут до 2-3 часов в сутки. Прогулки следует разбить по времени: утром, в обед и вечером, предварительно покормив малыша. Зимой, осенью и ранней весной моцион нужно делать покороче.
Как ухаживать за ребенком после рахита?
Самая опасная инвалидизирующая болезнь детей до года – это рахит. Развивается из-за недостатка витамина Д и солнечных лучей. Особенно часто встречается в зимний период. Усугублению ситуации способствует недостаток витаминов А, В, С, железа, цинка, магния.
При рахите ребенок капризен, имеет нарушения сна, часто болеет ОРВИ. Очевидными признаками являются:
Облысение;
Снижение тонуса мышц;
Проблемы с пищеварением;
Уплощение затылка, искривление конечностей и позвоночника, деформация ребер;
Позднее прорезывание зубов;
Увеличение печени.
Состояние требует консультации врача в самых начальных стадиях. Однако гораздо важнее профилактика. Чтобы избежать болезни, обязательны длительные прогулки на свежем воздухе в светлое время суток, сбалансированное питание ребенка и матери (в случае естественного кормления), плавание, массаж. По назначению врача могут применяться препараты с витамином Д и пробиотиками.
Источник
- Главная
- Календарь развития
- Ребенок от рождения до года
- Нормы развития до года
Развитие каждого ребенка имеет свои особенности. На него может влиять множество факторов, таких как наследственность и индивидуальные особенности организма. Все, что будет описано в этой статье, не может быть эталоном, по которому родители могут оценить своего малыша.
важноВсе показатели — это усредненные нормы, которые служат ориентиром для своевременного выявления отклонений в развитии ребенка первого года жизни.
Во время каждого планового осмотра ребенка, который проводится один раз в месяц, врач-педиатр должен оценить такие показатели:
- Физическое развитие – рост, вес, окружность головы, окружность грудной клетки.
- Моторика – двигательная активность ребенка.
- Статика – способность удерживать свое тело в пространстве.
- Речь.
- Эмоциональное и социальное развитие.
Физическое развитие
Основными параметрами физического развития в первый год жизни ребенка являются:
- вес;
- рост;
- окружность головы;
- окружность грудной клетки.
Вес ребенка до 1 года
Новорожденный ребенок, рожденный в срок (37-40 недель) имеет массу тела от 3000 до 4000 г. В среднем 3200-3700 г.
информацияПервые дни после рождения детки теряют массу, это связано с тем, что у мамы еще недостаточно молока. Максимальная потеря веса приходится на третьи сутки жизни малыша.
Если потеря не превышает 10% от массы при рождении, то это состояние расценивается как физиологическое.
- В первый месяц жизни ребенок прибавляет около 600 г от начальной массы.
- За второй и третий месяц малыш прибавляет по 800 г за каждый месяц.
- С четвертого месяца прибавка в массе тела ребенка уменьшается в среднем на 50 г в месяц.
- В шесть месяцев вес будет около 7800-8200 г.
- К году масса ребенка составит 10000–10500 г.
Рост
Длина тела ребенка при рождении в среднем составляет 50-52 см. Затем карапуз активно начинает расти, прибавляя в первые три месяца по 3 см за каждый месяц.
- За 2-й триместр своей жизни малыш вырастает на 2,5 см за каждый месяц.
- К 6 месяцам рост составит около 66,5-68,5 см.
- С 6 по 9 месяц ребенок вырастает еще на 6 см (по 2 см в месяц).
- Затем, прибавив еще по 1-1,5 см в месяц, к году рост малыша достигает 75 см.
Окружность головы
У новорожденного малыша окружность головы 34-35 см. Затем, в первые полгода, головка малыша вырастает на 2 см в месяц, а во втором полугодии на 0,5 см в месяц.
Окружность грудной клетки у детей
информацияУ новорожденных деток в норме окружность головы больше, чем груди. Но уже в первые месяцы жизни рост груди более интенсивный, и уже к четырем месяцам эти два показателя уравниваются.
В последующем окружность грудной клетки становится больше окружности головы.
Окружность грудной клетки при рождении достигает 31-32 см, затем активно увеличивается на 2 см ежемесячно в первые полгода, а с шести месяцев до года — по 0,5 см в месяц.
Моторное развитие ребенка
- У новорожденного крохи ярко выражены сосательный и хватательный рефлексы. Постепенно, к концу первого месяца, движения ручками и ножками становятся не такими хаотичными и уменьшается гипертонус мышц. На втором месяце жизни малыш учится поворачивать головку в разные стороны. В три месяца начинают исчезать рефлексы периода новорожденности, тонус мышц приходит в норму, малыш начинает тянуться ручками к игрушкам.
- Начиная с четвертого месяца жизни, движения карапуза становятся целенаправленными, он может взять в руки игрушку. Лежа на спинке, кроха может перевернуться на бок. Пятимесячный малыш переворачивается со спины на животик. Тянется к игрушкам, чтобы потрогать их. В полгода карапуз активно крутится со спины на живот, и возвращается обратно на спину. Игрушку может перекладывать из одной ручки в другую.
- На седьмом месяце жизни кроха развеселит родителей тем, что научится играть своими ножками, лежа на спине. Он их поднимает и даже может засунуть в рот. В восемь месяцев малыш уже может брать игрушки в две руки одновременно. Девятимесячный карапуз научился бросать предметы, чтобы их поднимали.
информацияНачиная с десяти месяцев, детки могут совершать множество целенаправленных движений.
Могут собирать свои игрушки, строить пирамидку из двух-трех кубиков. Начиная с одиннадцатого месяца у ребенка уже хорошо получается брать мелкие предметы не всей ладошкой, а двумя пальчиками, как пинцетом. Годовалый малыш радует родителей тем, что долгое время (30-40 минут) может играть в игрушки, дав маме время заняться делами.
Статическое развитие
- К концу первого месяца, если ребенка положить на животик, он сможет несколько минут удерживать голову.
- На втором месяце жизни кроха сможет делать это, уже находясь в вертикальном положении, но пока лишь несколько минут.
- В три месяца ребенок уже хорошо держит голову длительное время.
- На четвертом месяце ребенок проявляет интерес к игрушкам, находящимся у него в руках, подолгу рассматривая их. Лежа на животе, поднимает свое туловище, опираясь на предплечья.
- Пятимесячный малыш при поддержке за подмышки хорошо стоит, твердо упираясь в поверхность.
- В полгода, лежа на животике, ребенок опирается только о ладошки, поднимаясь на вытянутых руках. Начинает садиться.
- В семь месяцев ребенок хорошо сидит с прямой спиной без посторонней поддержки. Если его поставить на твердую поверхность, поддерживая подмышки – будет пружинить на ножках вверх и вниз.
- Восьмимесячный путешественник ползает на животике или передвигается как лягушонок. Сам садится, опираясь о кроватку встает.
- Малыш в девять месяцев раскачивается из стороны в сторону, стоя на четвереньках. Стоит при поддержке за руки.
- На десятом месяце жизни карапуз может начать ползать на четвереньках, делает первые шаги, держась за одну руку.
- Кроха в одиннадцать месяцев стоит без опоры, может сделать первые самостоятельные шаги (1-2) от опоры к опоре.
- Ближе к году ребенок ходит по комнате, опираясь о предметы интерьера, или даже самостоятельно.
Речь ребенка до 1 года
важноСловарный запас у ребенка к окончанию первого года может достигать 8-12 слов, в упрощенном варианте.
- К концу периода новорожденности у малыша появляются звуки, напоминающие «а», «е».
- На втором месяце жизни ребенок начинает коротко гулить.
- К концу третьего месяца гуление становится частым и продолжительным.
- У четырехмесячного карапуза начинают появляться разные согласные «б», «п», «м». В гулении ребенка появляются разнообразные интонации.
- На пятом месяце малыш начинает произносить свои первые слоги «та», «агу».
- Кроха в полгода может порадовать близких заливистым гулением, да еще и с разной громкостью, сейчас малыш соединяет свои слоги, и начинает выдавать трели: «ба-ба-ба», «да-да-да-да».
- В течение седьмого и восьмого месяцев жизни карапуз активно совершенствует свои навыки, четко выговаривает различные слоги «ба», «на», «ма».
- В девять месяцев ребенок может порадовать вас, произнеся «ма-ма», «па-па», правда пока это у него получается случайно, и не ассоциируется с вами.
- Десятимесячный ребенок начинает осознанно произносить первые слова.
- На одиннадцатом месяце в запасе у малыша появляются новые слова «ав-ав», «ляля».
Социальное развитие и эмоции
информацияНоворожденный ребенок спит до 20 часов в сутки, но реагирует на громкие звуки. К концу месяца может фокусировать взгляд на мамином лице.
- В два месяца появляется первая улыбка. Хорошо фокусирует взгляд.
- В три месяца малыш может ответить вам улыбкой или радостным возгласом на эмоциональное обращение к нему.
- Четырехмесячный карапуз громко и заливисто смеется, общаясь с близкими.
- На пятом месяце ребенок может начать проявлять интерес к другим деткам, порадоваться их появлению.
- В полгода карапуз может дать вам понять, что хочет на ручки.
- Семимесячный малыш проявляет интерес к незнакомым людям, хоть и относится к ним с опаской и страхом. Постоянно требует к себе внимания, особенно от мамы.
- В восемь месяцев ребенок с интересом наблюдает за детками, общается с ними.
- Девятимесячный карапуз постоянно копирует поведение взрослых и других малышей. Гораздо меньше боится незнакомцев.
- Малыш в десять месяцев заинтересованно играет с детьми, четко проявляет свои эмоции – радость, страх, недовольство.
- В одиннадцать месяцев кроха радуется приходу детей, машет им ручкой, играет с ними.
- Годовалый карапуз может обнимать, если его попросить, любит и может правильно исполнять легкие поручения, радуется похвале.
Отклонения от нормы у детей до 1 года
Все, что перечислено выше, должно послужить родителям ориентиром для оценки развития ребенка. Но следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и незначительное смещение от нормы не может расцениваться мамой как плохой признак или болезнь.
важноОднако есть определенные состояния, появление которых должно насторожить родителей.
После рождения
- Ребенок вяло сосет, долгое время не просит есть.
- Не фокусирует взгляд и не моргает, когда появляется яркий свет.
- Ручки и ножки ребенка не находятся в гипертонусе, а свисают, как тряпочки.
- Ребенок не реагирует на громкие звуки, шум.
В 2-3 месяца
- Не обращает внимания на свои ручки, не интересуется ими.
- Не реагирует на мамино появление.
- Не берет предметы в ручки.
- Не держит голову.
В 4-5 месяцев
- Не гулит.
- Не упирается ножками о твердую поверхность, если поддерживать подмышки.
- Большую часть времени косит одним или двумя глазкам.
- Не реагирует на появление родных, не интересуется незнакомыми людьми.
В 6 месяцев и после
- Мышцы ребенка постоянно напряжены или наоборот слишком атоничны.
- Ребенок во время игр пользуется только одной рукой.
- Не проявляет радости и любви к маме.
- Ребенок не реагирует на звуки или реагирует только на очень громкие.
- Ребенок не поворачивается со спины на живот и обратно.
- Не умеет смеяться и радостно гулить.
- Не пытается садиться (в возрасте 8 месяцев).
- Не лепечет.
- Не проявляет интереса к играм «ку-ку», «сорока-ворона», приближаясь к годовалому возрасту.
Никогда нельзя точно сказать, когда ребенок должен овладеть определенным навыком, но, если вы обнаружите какие-то из перечисленных признаков у своего малыша – скажите об этом своему педиатру.
Источник
Неврологические симптомы у детей имеют различный характер. В каждом возрастном периоде они могут отличаться, но всегда свидетельствуют о нарушениях в работе нервной системы.
В этой статье рассмотрим симптомы неврологических заболеваний и признаки нарушений в области неврологии у новорожденных и детей постарше.
Почему важно вовремя заметить признаки заболеваний у ребенка?
Неврологические заболевания не всегда проявляются яркой симптоматической картиной. Нередко заметить отклонение способен только врач.
Мозговые структуры созревают в определенные сроки. Если этого не происходит, появляются маркирующие признаки, по которым невролог может предположить наличие патологии.
Игнорирование неврологических симптомов у детей приводит к неутешительным последствиям. Как правило, заболевание прогрессирует и вызывает еще более серьезные патологии. Это чревато нарушением в работе психомоторного аппарата.
Ряд проявлений неврологической патологии требует немедленного вмешательства, так как несет угрозу для жизни.
Ребенок рождается с незрелой нервной системой. Ее становление продолжается вплоть до подросткового периода. Однако наиболее активные процессы происходят в первый год жизни.
Особенно важно не пропустить признаки патологии сразу после рождения и до годовалого возраста, так как в это время нервная система ребенка имеет большие компенсаторные способности.
Среди неврологических заболеваний, которые можно диагностировать по симптоматике, отмечают такие:
- энцефалопатия;
- эпилепсия;
- невралгия;
- расстройства вегетативной нервной системы;
- гидроцефалия;
- нарушения психического и речевого развития;
- энурез;
- патологии зрения и слуха;
- аутизм.
На какие проявления неврологических нарушений необходимо обращать внимание?
У грудных детишек до 28 дней жизни?
Часть симптомов в первое время после рождения может быть вариантом нормы. Например, гипертонус мышечной ткани проявляется должен насторожить родителей, если он не ослабевает спустя неделю после появления крохи на свет.
Большое значение при осмотре новорожденных уделяется оценке рефлексов. Их отсутствие или ослабление свидетельствует о неврологической патологии:
- Отсутствие сосательного рефлекса. Умение совершать сосательные движения является жизненно необходимым навыком младенца. Без этого рефлекса ребенок не сможет питаться или будет получать пищу в недостаточном количестве.
Редукция сосательного рефлекса свидетельствует о патологии, локализованной в продолговатом мозге. Именно этот отдел отвечает за данный рефлекс. Также в этом центре находятся рецепторы языкоглоточного и подъязычного нервов, обеспечивающих сосательные движения.
- Защитная реакция. Если в положении лежа на животе малыш не поворачивает голову набок, это является сигналом нарушения в работе нервной системы. Характер движения головы также может внести ясность в картину неврологического статуса ребенка. Если малыш первого месяца жизни на долгое время поднимает голову и откидывает ее назад в положении на животе, это говорит о повышенном тонусе разгибательных мышц шейной зоны. Такое встречается при ДЦП.
- Угнетение рефлекса автоматической ходьбы и опоры или его полное отсутствие наблюдается при наследственных заболеваниях нервно-мышечной системы, а также у детей, перенесших родовую травму. Она обычно встречается у малышей, рожденных в глубокой недоношенности или слишком крупных.
- Верхний хватательный рефлекс. Не фиксируется у новорожденных с органическим поражением центральной нервной системы. Если ребенок уже с первых дней жизни не зажимает предмет или палец, вложенный ему в ладонь, то с большой вероятностью можно говорить о церебральных повреждениях, поражении периферических нервов или шейного отдела спинного мозга.
- Сгибательный рефлекс нижних конечностей. Здесь обращается внимание не только на наличие ответной реакции на раздражитель, но и на симметричность проявления рефлекторного ответа в обеих ногах. Если одна из конечностей реагирует слабее, это может свидетельствовать о ее паретичности.
- Отсутствие рефлекса Бауэра (рефлекс ползания). Данный неврологический симптом встречается у малышей, перенесших мозговое кровоизлияние, асфиксию, повреждение отделов позвоночника во время рождения.
- Рефлекс Моро проверяется сразу после рождения младенца. Асимметричное раскидывание рук может происходить по разным причинам: перелом ключицы с одной стороны или паралич конечности.
- Отсутствие хоботкового рефлекса говорит о поражении ствола головного мозга.
- «Комплекс оживления» оценивается с третьей недели жизни новорожденного.
- Оценивается состояние родничка. Его выпирание свидетельствует о внутричерепном давлении. Еще одним симптомом такой патологии является запрокидывание головы назад.

У грудничка до года
У грудничка до года рефлексы также проверяются во время осмотров. Но с течением времени обращают внимание уже на их затухание. Многие рефлекторные движения, по норме, не остаются с человеком на всю жизнь. Они нужны только в первые месяцы после рождения:
- Яркое проявление хватательного рефлекса после полугода обычно сочетается с гипертонусом мышц и позволяет диагностировать патологию центральной нервной системы.
- Рефлекс ползания Бауэра. Время угасания – 4-5 месяцев. Сохранение до полугода и даже до года говорит о поражении полушарий головного мозга.
- Рефлекс Моро долго не редуцирует при церебральной патологии и может сохраняться у детей старше 5-6 месяцев. Часто возникает внезапно при волнении.
- Перекрещивание ног при проверке рефлекса опоры и автоматической ходьбы у грудничка в 4-6 месяцев может свидетельствовать о наличии спастической диплегии.

Кроме рефлекторных движений, у грудничка до года должна насторожить следующая симптоматика:
- Тремор подбородка и конечностей, мраморность кожи. В первый месяц жизни такие симптомы могут быть физиологичными. Сохранение их более длительное время свидетельствует о наличии неврологических нарушений вследствие перенесенной травмы или в родовом периоде или уже после рождения.
- Слишком быстрый рост головы. Он может происходить из-за увеличения цереброспинальной жидкости в ликворных пространствах. Подтвердить это можно при помощи нейросонографии. В особо тяжелых случаях чрезмерное количество ликвора свидетельствует об отмирании клеток головного мозга. Спасти ребенка может только операция по шунтированию.
- Косоглазие. Эта проблема носит не только офтальмологический, но и неврологический характер. Причиной косоглазия бывает недостаточность функционирования III, IV, VI черепных нервов, иннервирующих глазодвигательные мышцы. Итогом нарушения становится паралич глазного яблока.
- Отставание в моторном, психическом и речевом развитии. Существуют определенные сроки, в которые у ребенка появляются новые навыки (умение держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, проявлять соответствующую возрасту речевую активность). Отсутствие прогресса по одному или нескольким направлениям может быть следствием поражения ЦНС.
- При опоре на стопу сильно поджимаются пальцы. Этот признак является индикатором повышенного мышечного тонуса, причиной которого является патология в работе нервной системы.
10 признаков нарушения нервной системы у новорожденного, которые Вы можете определить самостоятельно:
У дошкольника
- Аффективно-респираторные приступы. Закатывания во время плача происходят, когда у ребенка перехватывает дыхание, и он не может совершить ни выдох, ни новый вдох. Они свидетельствуют о несогласованности реакций возбуждения и торможения в нервной системе. Обычно наблюдаются у детей до 2 лет. Наличие приступов после этого возраста указывает на отставание в развитии нервной системы.
- Задержка речи ставится ребенку до 3 лет. После трехлетнего возраста диагностируется общее недоразвитие речи. Речевая функция напрямую связана с работой нервной системы. Даже при минимальном органическом поражении головного мозга и замедленном нервно-психическом развитии страдает речь. Это проявляется как на уровне понимания речи, так и на уровне речепроизводства. Проблемы с речевой деятельностью могут проявляться у дошкольников в виде логоневроза (заикания).
- Энурез. Все физиологические процессы, в том числе и мочеиспускание, контролируются головным мозгом. Если нарушается поступление сигнала от органов мочевыделения к мозгу и обратно, это приводит к недержанию.
- Нарушения сна. Если ребенку тяжело уснуть, он часто просыпается среди ночи, это также учитывается как неврологический симптом.
- Тики. Повторяющиеся движения могут быть как произвольного, так и непроизвольного характера. Выражаются не только подергиванием мускулатуры, но и в виде повторения слов и фраз. Могут быть причиной как нервных перегрузок, так и заболеваний головного мозга. К последним относятся инфекционные и опухолевые поражения, болезни сосудов головного мозга, отклонения в развитии психики (ранний детский аутизм), вегето-сосудистая дистония.
- Ребенок жалуется на головные боли. Если жалобы не сопровождаются повышением температуры и другими острыми симптомами, то такой признак может свидетельствовать о повышении внутричерепного давления.
У школьника
Описание неврологического статуса ребенка школьного возраста во многом опирается на те же симптомы, что и у дошкольника. Обращают на себя внимание:
- Головные боли и головокружения, носовые кровотечения, обмороки, слабость. Если эти симптомы или некоторые из них не проходят в течение суток, либо повторяются часто, родителям необходимо показать ребенка неврологу. Такие признаки могут быть проявлением внутричерепного давления или даже предвестниками инсульта, который в последнее время все чаще встречается и у молодых людей.
Особенное внимание нужно уделить тем детям, в анамнезе которых уже был диагноз ВЧД в раннем детстве. Кроме того, подобные симптомы могут быть индикаторами других заболеваний нервной системы. Например, вегето-сосудистой дистонии. Она также проявляется внезапными скачками температуры или длительным субфебрилитетом, повышенной потливостью без видимых причин.
- Чрезмерная активность, повышенная возбудимость. Часто у детей с этими признаками в медицинской карте стоит диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Особенности патологического состояния мешают школьнику учиться.
Ему тяжело концентрировать внимание, заучивать информацию. За обычной неусидчивостью может стоять серьезное нарушение в работе нервной системы, связанное с функционированием коркового слоя лобной доли головного мозга. В крайней степени проявления патология характеризуется агрессивным поведением.
- Эпилептические приступы. Он может проявиться не только в раннем детстве, но и в школьном возрасте. Бывает связан с гормональной перестройкой организма в пубертатном периоде, резкими скачками физического развития. Кроме того, что судороги создают неблагоприятный психологический фон для ребенка, они оказывают губительное действие на клетки головного мозга.
С каждым приступом часть клеток отмирает. Самой подверженной эпилепсии структурой мозга является гиппокамп, отвечающий за память и обучение. Поэтому школьники, страдающие недугом, испытывают трудности в школе. Причиной появления судорог становится нарушенный баланс между реакциями возбуждения и торможения в определенном участке мозга. Судороги будут иметь различный характер в зависимости от места локализации сбоя.
- Тики. Избыточные движения появляются у школьников как симптом детского невроза. Чаще всего это связано с повышенными нагрузками психологического, умственного и физического характера. Ситуацию также усугубляют взаимоотношения между членами семьи.
Методы лечения
Только родившихся малышей
В тяжелых случаях при наличии гематомы и диагностированной гидроцефалии ребенку требуется хирургическое вмешательство.
Если ситуация ограничивается проявлением неврологической симптоматики без критической картины по результатам инструментального обследования, назначается медикаментозное лечение.
Оно включает:
- диуретики, уменьшающие объем циркулируемой ликворной жидкости;
- препараты, улучшающие передачу нервных импульсов к мышцам (при мышечной патологии и парезах);
- противосудорожные антиконвульсанты;
- препараты, увеличивающие активность умственной деятельности, нормализующие мозговой кровоток, имеющие способность к образованию новых межклеточных связей (При психомоторном отставании).

Ванны с успокаивающими отварами ромашки, пустырника помогают малышу успокоиться.
Грудничковое плавание практикуется с двухнедельного возраста. Упражнения, выполняемые в водной среде, снимают мышечные зажимы.
В возрасте от 1 до 12 месяцев
После первого месяца жизни к медикаментозной терапии и плаванию добавляется массаж. Во время сеанса специалист определяет состояние мышечного тонуса и выполняет соответствующие массажные движения.
При гипертонусе необходимо расслабить напряженные мышцы, поэтому движения должны быть плавными, поглаживающими, спокойными. При гипотонусе стоит противоположная задача, с которой справляются более активные похлопывания.
Во время массажного сеанса проводится грудничковая гимнастика. Она необходима для укрепления мышечного корсета. Это особенно важно при слабых мышцах спины, патологии в шейном отделе позвоночника.