Патологическое развитие личности ребенка
Патологическое формирование личности – это деформация незрелой личности, которая протекает в аномальном направлении на фоне хронических патогенных воздействий. К ним можно отнести такие факторы, как неправильное воспитание и длительная психотравмирующая атмосфера. Эти и многие другие социально-психологические факторы вызывают ситуационные реакции личности.
Данный термин впервые был сформирован в 1910 г. немецким психиатром Карлом Ясперсом. Целью стало ограничение ряда паталогических состояний, которые связаны с особенностями личности и неблагоприятными социальными условиями, из-за которых конкретная личность начинает меняться. При этом чрезвычайно или длительно объективные или субъективные ситуации, которые не находят своего решения, становятся причиной обострения и закрепления особенностей личности, которые были свойственны ей в самом начале, т.е. имеет место так называемая дезадаптация. Следовательно, характер человека, который подвергся личностному нарушению, становится сложнее. Таким людям чаще всего трудно строить взаимоотношения с окружающим их обществом.
Особенности патологического формирования личности у детей и подростков
Детский возраст – наиболее важный период жизни любого человека. Это обусловлено не только тем, что именно в это время происходят процессы становления морфологических и физиологических функций, но также и с тем, что на протяжении этого относительно небольшого отрезка времени формируются личностные черты. По данным психологов, личность человека начинает формироваться еще с момента рождения, при этом особое значение уделяется форме воспитания. Ключевым компонентом личности также выступает темперамент ребенка. Иначе говоря, темп протекания и подвижность процессов, связанных с психикой.
Возрастная неустойчивость детской личности приводит к тому, что с легкостью могут возникнуть различного рода переходящие, а также более стойкие отклонения или же нарушения в процессе формирования личности в результате разнообразных по характеру неблагоприятных ситуаций. Закрепление отклонений характера, постепенно приобретающее аномальный характер, может быть условно обозначено как «патохарактерологический синдром».
Виды воспитания, которые ведут к паталогическому формированию личности
Виды неправильного воспитания, которые ведут к паталогическому развитию личности:
- Тип воспитания «кумир семьи». В семье все ресурсы направлены на удовлетворение потребностей ребенка. Все внимание сосредоточено на нем и его прихотях. В таких условиях ребенок становится эгоистичным, капризным, проявляются черты высокомерия. Подобное воспитание ведет лишь к тому, что ребенок не считает должным интересоваться желаниями других людей, не признает каких-либо правил, ограничений или обязанностей. Главным его стремлением становится исполнение собственных желаний, получение удовольствия и т.п.
- Тип воспитания «золушка». В этом случае родители предъявляют чрезмерно строгие требования к ребенку, проявляется враждебное или равнодушное отношение. При таком воспитании ребенок лишается ласки и родительского тепла. Это приводит к аномальной деформации его личности, что влечет за собой усиление таких черт характера, как робость, плаксивость, нерешительность, неумение постоять за себя, лицемерие, лживость, недоверие к окружающим, замкнутость и т.п. При этом может возникнуть склонность к иллюзиям или фантазированию. Тем самым ребенок пытается оградить себя от травмирующих его психику реалий. Уход в мир фантазий не позволяет создавать нормальные отношения со сверстниками, происходит самовольное ограничение от «враждебной» действительности, теряются контакты и т.д.
- Тип воспитания «гиперопека». При такой форме воспитания ребенок теряет самостоятельность и умение проявлять инициативу, что в свою очередь не позволяет достигать целей и реализации возможностей. При подобных условиях усиливаются такие черты характера, как безволие, сниженная самооценка, нерешительность, неспособность подстраиваться под жизненные ситуации, зависимость от окружающих и т.п.
- Тип воспитания «гипоопека». В этом случае ребенок лишен родительского надзора, предоставлен сам себе, его никто не контролирует. При такой форме воспитания у детей крайне плохо формируются личностные навыки социального взаимоотношения с людьми. Поскольку ребенок не ограничен в своих действиях, он начинает отрицать общепризнанные нормы, положительные авторитеты, у него создается стремление к полной физической и личностной свободе. При таких ситуациях не признаются какие-либо формы упорядоченного воспитания, труда или учебы, не уделяется внимание нормативам поведения, которые признаны в обществе.
- Воспитание, основанное на противоречивой системе. Когда в семье действуют непоследовательные методы воспитания, личность ребенка чаще всего формируется в аномальном направлении. Разнобой воспитательных действий ведет к тому, что у детей усиливаются неблагоприятные черты характера. При этом отсутствуют волевые навыки, настроение меняется в зависимости от сиюминутных потребностей, ребенок легко подчиняется влиянию окружающих его людей. В целом, формируется непостоянный и нестабильный характер, в котором преобладают нежелание трудиться, преодолевать сложности и т.п.
Как и почему формируется паталогическая личность у детей?
Модель патологического формирования личности является сборной, а потому включает в себя сразу несколько вариаций паталогического развития. Классификация подобных формирований личности основана на двух критериях:
- особенности психогенеза нарушений, который формирует характер;
- клинические особенности ведущего «патохарактерологического» синдрома.
Выделяются следующие типы паталогический формирований личности у подростков и детей:
- Патохарактерологический. В данный термин входит формирование черт личности в паталогическом направлении еще в детском возрасте под воздействием травмирующих психику способов воспитания или длительных неблагоприятных ситуаций.
- Постреактивный. Патологическая личность в этом случае характеризуется изменениями в психике в детском или подростковом возрасте после перенесенного реактивного психоза.
- Невротический. Относятся случаи, когда возникают аномалии характера и личности в результате длительных неврозов, которые начались еще в детском или подростковом возрасте.
- Дефицитарный. Проявляется главным образом у детей, которые имеют те или иные физические дефекты. К ним можно отнести такие отклонения, как глухота, аномалии развития и т.п. Помимо этого психику ребенка могут травмировать различные хронические заболевания. Паталогические формы реагирования связаны также с ограничением социальных контактов, изоляцией от здоровых детей. Эти и другие факторы ведут к снижению настроения, появляется чувство неполноценности, ребенок уходит в мир внутренних переживаний. Следовательно, появляются астенические черты личности.
Особенности основных типов патологических личностей
Патологические изменения личности – достаточно распространенная категория заболеваний, которые требуют немедленного вмешательства со стороны специалистов. Они обычно появляются по причине определенной личностной структуры, которая возникает еще при рождении.
В настоящий момент отечественная психиатрия выделяет следующие группы расстройств:
- Циклоидов.
- Астеников.
- Шизоидов.
- Параноиков.
- Эпилептоидов.
- Неустойчивых психопатов.
- Социальных психопатов.
- Конституционально-глупых.
Вышеперечисленная классификация была разработана специалистом П.Б. Ганнушкиным.
Рассмотрим подробнее группу циклоидов. В нее входят следующие типы паталогических расстройств личности:
- Конституционально-депрессивные. В целом, эта группа расстройств немногочисленна. Речь идет о лицах, которые зачастую имеют пониженное настроение, жизнь кажется им бессмысленной, они во всем стараются находить отрицательные стороны. Иначе говоря, это типичные пессимисты. В движениях и внешних проявлениях отчетливо проявляются следы некоторой заторможенности. Еще в детском возрасте у таких людей проявляются такие черты характера, как задумчивость, боязливость, плаксивость.
- Конституционально-возбуждённые. Эта группа противоположна вышеописанной. В большинстве случаев субъекты, страдающие данным расстройством, внешне мало, чем отличаются от здоровых людей. Зачастую они поражают окружающих гибкостью своей психики, художественной одаренностью и отзывчивостью. Однако при детальном рассмотрении эти достоинства быстро перестают в неустойчивое состояние, при котором субъекты не могут надолго задерживать свое внимание на одном и том же предмете, их общительность становится чрезмерным проявлением внимания и т.п. При более тяжелых формах расстройства проявляются устойчивые психопатические особенности личности, которые оставляют неизгладимый след на всю жизнь.
- Циклотимики. Эта группа встречается гораздо чаще, чем две предыдущие. Это люди, которые отличаются многократной волнообразной сменой состояний возбуждения, а также депрессии. Как правило, эти колебания впервые появляются еще в раннем возрасте. При таком расстройстве жизнерадостные подростки резко становятся меланхоличными, у них появляется чувство угнетенности. Уже в зрелом возрасте частые приступы депрессии проходят очень болезненно, сопровождаются соматическими расстройствами. Такие люди отличаются одновременным сосуществованием противоположных настроений.
- Эмотивно-лабильные психопаты. Такие субъекты удивляют окружающих капризной изменчивостью настроения. Без какой-либо явной причины они могут сменить свой эмоциональный фон из одной крайности в другую. Внешне они нередко создают впечатление веселых и даже простодушных личностей. Иногда у них могут быть и спокойные периоды, когда даже самые сильные огорчения не вызывают тревогу, но зачастую такие субъекты при малейшей неудаче почти не выходят из тоскливого угнетения.
Что касается других типов психопатических личностей, то выделяются:
- Шизоидный тип. Как правило, это люди, которые отличаются замкнутостью, необщительностью. Помимо этого они могут быть надменными, но в то же ранимыми внутренне. Они склоны переживать даже по пустякам. Зачастую такие субъекты характеризуются как странные и непонятные люди, от которых можно ожидать чего угодно. При этом контакты с социальным окружением носят чисто формальный характер, их привязанности ограничены очень узким кругом людей.
- Параноический тип. Это люди, которые склонны к формированию собственных сверхценных идеологий, под властью которых и оказывают сами. Они заполняют их психику, оказывают сильное влияние на поведение параноика. У таких субъектов проявляются устойчивые эффекты, которые в большинстве случаев берут верх над их логикой. Главные черты характера – упрямство и некорректная прямолинейность. Они отличаются недоверчивым отношением к окружающим людям, имеют повышенное самомнение и жажду самоутверждения.
- Психастенический тип. Это субъекты, которые имеют ярко выраженную склонность к постоянному сомнению. У них отсутствует внутренняя решительность и уверенность в собственной личности. Они с недоверием относятся к своим суждениям, оценке окружающих людей, не верят в свои силы. Яркие представители данной группы – альтруисты, которые имеют щепетильный и чрезмерно совестливый характер. Этой патологией также страдают ананкасты.
- Астенический тип. Это люди, которые отличаются общей нервной слабостью. Они малоактивны, имеют повышенную робость, утомляемость. Зачастую субъекты с этой патологией чрезмерно впечатлительны, у них проявляется вегетативная стигматизация.
- Аффективный тип. Обычно это уживчивые, приветливые люди, которые отличаются повышенным стремлением создавать контакты с окружающими людьми. Отличительная черта – эмоциональная лабильность. Помимо этого, у них проявляется быстрая смена настроения и поведения, связанная с психогенным влиянием, а в некоторых случаях проявляется беспричинно.
Следует отметить, что в современной практике не встречаются чистые психопатические типы. В целом они бывают смешанного характера. В результате исследований, было выяснено, что более 60% психопатических личностей нельзя отнести к одной конкретной группе.
Читайте также:
- Параноидальное расстройство личности: симптомы и лечение
- Невроз навязчивых состояний
- Зависимое расстройство личности (астенический тип личности)
Источник
ТОП 10:
Астеническое развитиемы имеем тогда, когда до поры до времени активный, инициативный, живой, следовательно, достаточно стеничный ребенок под влиянием ряда травмировавшее
ших его психику моментов или ситуаций дает необычайный рост своего астенического ядра (в той или другой мере оно обычно свойственно каждому), становится пассивным, нерешительным, робким, застенчивым, легко смущающимся, недоверчивым. В детском коллективе такой ребенок обычно моторно неловок, не умеет найти нужной линии поведения, не знает, как ему себя держать. В новых неожиданных положениях совершенно теряется, тормозится в проявлениях всякой активности, дает живую игру вазомоторов и дрожь (вегетативный симптомокомплекс). Особенно часто у детей с астеническим развитием образуются навязчивые опасения опоздать в школу, не ответить урок; они много раз переписывают тетрадь, чтобы там не было ни одной кляксы, встают в 5 часов, чтобы прийти вовремя на урок, и т. д.
Шаг за шагом у ребенка с астеническим развитием нарастает чувство своей недостаточности (адлеровские механизмы). Последние, в свою очередь, рождают постепенный отход от коллектива, в котором дети также всегда чувствуют себя «пасынками». Но так как ребенку трудно мириться с таким самочувствием, он нередко компенсирует и гиперкомпенсирует чувство своей недостаточности, проявляя при очень низкой глубинной самооценке развязность, самоуверенность и т. д.
Астеническое развитие получается обычно в условиях подавления ребенка авторитетом и властностью поведения родителей и окружающих.
Истерическое патологическое развитие личности ребенкаимеет место тогда, когда окружающая его среда не удовлетворяет часто ею же культивированную потребность ребенка во внимании, оценке и любви.
В этих случаях ребенок соскальзывает к уже пройденным этапам своего развития (регресс), становится беспомощным, требует, чтобы его в 5—6 лет кормили с ложечки, носили на руках, в 9—10 лет одевали, умывали, защищали от нападения детей. Начинает говорить детским лепетом, часто бывает неопрятен ночью и даже днем. Возвращается интерес к уже оставленным игрушкам.
Привязанность к матери и отцу вырастает до небывалых размеров. Нередко развиваются разнообразные истерические явления, обычно носящие у ребенка характер громоздких «моносимптомов».
Смысл такого развития — возвращение к тем этапам жизни, которые характеризовались большим вниманием к ребенку со стороны взрослых.
.S87
Дети с истерическим развитием носят в течение всего своего жизненного пути печать «детскости», «незрелости», «психического инфантилизма», перенося обычно эти черты и во взрослый период жизни, и стареют, не достигнув должной ступени психического созревания. Чувство этой незрелости, психической несостоятельности рождает в них непрерывное чувство неполноценности, ведущее к повышенной потребности в положительной оценке своей личности.
Шизоидноеразвитие личности ребенка имеет место в тех случаях, когда не удовлетворяющая и раздражающая в силу тех или иных условий реальность побуждает ребенка реагировать на нее отходом, замыканием в себе.
Ребенок все более и более погружается в созданный им мир, часто расцвеченный у творчески одаренных детей богатой фантазией. Последняя нередко реализует все то, что не удалось осуществить в реальности, и нивелирует значимость тех раздражителей, которые травмируют ребенка в окружающей его среде. Другим частым способом ухода является «запойное» чтение днями напролет, нередко захватывающее ребенка и в школьные часы и являющееся поводом для новых недоразумений и столкновений с реальностью.
Уход от реальности иногда идет рука об руку с образованием к последней настороженного, недоверчивого, подозрительного отношения. Ослабление привязанностей к окружающему и замыкание в себе ведет к усилению чувства «я» (эгоцентризм), возврату интереса к своему телу, возвращению прежних привычек к онанизму, сосанию пальца и т. д. Дети с шизоидным развитием значительно теряют в своей социальной ценности и идут в жизнь «одиночками», непонятыми в детском коллективе, тяжело, комплексно реагирующими на жизненные травмы без возможности изживания их вовне.
Эпилептоидное развитие личности.Ребенок приобретает в условиях дурно организованной среды прочные навыки агрессивного реагирования на травмирующую его реальность. В раннем детстве это неприкрытая агрессия в виде двигательных проявлений протеста — нападения, драки, кусания и т. д., направленных против неприятных ему раздражителей. Позднее это непрерывный протест, беспредельное упрямство, постоянная готовность к нападению в виде самообороны от ожидаемой опасности.
В яслях, детсаде и позднее в школе такие дети — постоянные дезорганизаторы, протестанты, для которых необходимость подчинения и самодисциплины является делом максимальной
>удности. Их школьный и позднее служебный путь пестрит бесконечными конфликтами, спорами, недоразумениями. Начав с самообороны агрессией, они постепенно переходят в стадию на-тадения, всюду усматривая непорядки и ища восстановления справедливости.
Депрессивное развитие личности ребенкаимеет место тогда, когда длительно действующие травмирующие факторы, вызывая бесконечный ряд депрессивных состояний, делают весь фон данной личности подавленным. Разграничение с конституциональной депрессией в таких случаях нелегко. Ребенок с депрессивным развитием вступает в свой жизненный путь как бы с шорами на глазах, закрывающими от него все радостное и светлое.
При обзоре упомянутых типов развития возникает вопрос: является ли патологическое развитие личности ребенка заострением и углублением его характерологических черт или ставит личность на иные, новые пути реагирования?
Для ответа на этот вопрос достаточно вспомнить выдвинутый Ганнушкиным ряд «патологических развитии», на одном конце которого стоит конституциональное развитие, на другом — ситуационное. Первое предполагает главным образом количественное и медленное нарастание присущих личности характерологических свойств (шизоидное, эпилептоидное), второе начинается обычно с явно очерченного момента травмы и дает качественный сдвиг (астеническое развитие личности ребенка).
Понятие патологического развития личности не содержит в себе представления о чем-то статическом, фатально неизменном. Благоприятная ситуация, коренным образом изменяющая ту обстановку ребенка, которая поставила его на путь патологичес-•кого развития, может постепенно снять ряд появившихся в личности изменений и привести к восстановлению нормального развития. В раннем детстве это осуществимо особенно легко; трудности растут прямо пропорционально возрасту ребенка. Клиника случаев патологического развития личности, достигшей зрелости, ставит перед нами исключительные трудности психотерапевтического воздействия.
Дифференциально-диагностические соображения в отношении патологического развития должны идти по линии отграничения этих состояний от психопатии, что легко делается на основании динамики картины. С определенного момента или отрезка времени ребенок становится другим. Черты его характера или количественно усиливаются, или меняются качественно,
в то время как сущность психопатического поведения обнаруживается с первых дней жизни ребенка. Отграничить состояние патологического развития шизоидного и эпилептоидного типа от эпилептического и шизофренического процесса нетрудно на основании отсутствия признака прогредиентности.
В качестве примера патологического развития личности приведем следующие два случая.
Случай 1.
Юра К., 3 лет, сын рабочего, поступил в отделение нервного ребенка МОНИ по следующему поводу: с некоторого времени ребенок перестал в яслях разговаривать, сделался очень робким и застенчивым.
В наследственности ребенка, кроме эпилептических припадков у отца, нет ничего патологического.
Родился в срок, темпы развития нормальные. Был живым, активным, инициативным ребенком. Кроме кори и коклюша в 1 год 8 месяцев, ничем не болел.
Поведение ребенка стало постепенно меняться после следующего случая. В яслях, которые посещал ребенок с трехлетнего возраста, его однажды упрекнули за то, что он «обмочил штанишки». После этого стал задерживать мочу, образовалось воспаление praeputium, пришлось оперировать.
Характер начал меняться. Первое время после инцидента не хотел ходить в ясли, водили насильно. Тогда он перестал в яслях разговаривать, стал уединяться, уклоняться от общей игры, старался быть лишь зрителем. Дома был много живее, но перемена в поведении оказалась и здесь несомненной: стал робок, нерешителен, реже проявлял инициативу. Поведение ребенка в яслях возбудило подозрение, что ребенок отстает психически. Мать категорически опровергала это, указывая на то, что те самые игры, которые, по утверждению персонала яслей, ребенок якобы «не мог освоить», он прекрасно воспроизводил один в домашней обстановке.
Status praesens. Ребенок по телосложению приближается к пикническому, питание слегка пониженное. Невропатологических отклонений нет. Интеллект нормален с небольшим отставанием речи. В стационаре в течение первого месяца напряженно присматривался ко всему, видимо, из-за чувства неполноценности, не решаясь подойти к окружающим. Застенчив, легко смущается. Очень раним и чувствителен в отношении других к себе. При внимательном отношении к нему устанавливается глубокий контакт со взрослыми. В организованных занятиях пассивен, всегда выявляет себя в коллективных играх, например в игре в лото, в последнюю очередь. По прошествии 1’/2 месяцев становится несколько активнее, много подвижнее, контактнее. Приобрел способность к са-
мозащите при нападении детей. Несколько шаловлив. Через 2 месяца выписан ввиду закрытия учреждения на лето. Диагноз. Астеническое развитие личности.
Случай 2.
Юра A., 3V2 лет, из семьи служащего. Поступил в отделение нервного ребенка МОНИ с жалобами родных на то, что за последние полтора года стал очень обидчивым, плаксивым, «капризным», никуда не отпускает от себя мать.
В наследственности в семье отца преобладают люди эпилептотим-ного склада (отец пьет), в семье матери—личности шизотимного круга. Родился в срок первым ребенком. Темпы развития двигательных и речевых навыков ранние. Из инфекций перенес корь, гриппы. Рос до 2 лет живым, активным, смелым, общительным ребенком. Когда ему минуло 2 года, в семье начались неприятности между родителями. Отец пил, грубо обращался с женой и ребенком. Мать неоднократно на несколько дней уходила из дома. Мальчик был всегда на стороне матери, проявлял ненависть к отцу, ревновал мать. В характере его начали появляться изменения: снизился интерес к окружающему, стал меньше заниматься игрушками, много «ныл», «плакал» по всякому поводу, цеплялся все время за юбку матери или бабушки. Все воспринималось в мрачных тонах. Стал беспомощен; споткнется о камушек и не знает, что делать дальше, растерянно смотрит на дорогу, вместо того чтобы отшвырнуть его ногой. Стал делать все очень медленно, нерешительно. Игра с детьми превращалась в непрерывный плач, совершенно не умел защищаться. Изредка проявлял большую агрессивность. Раз, когда отец что-то сказал про мать, вскочил со сжатыми кулачками.
Физический статус — смесь астенических и атлетических черт. С невропатологической стороны отклонений от нормы нет. Интеллект высокий.
■ За время пребывания в стационаре произошли большие изменения: после начального периода острой и напряженной тоски по матери долгое время сохраняются черты астенического поведения, но к концу полутора месяцев пребывания в отделении появляются первые сдвиги в сторону большей инициативности, активности и агрессивности.
Диагноз. Астеническое развитие личности эпилептотимного склада.
Приведенные два случая наглядно иллюстрируют постепенную (в итоге длительной травмирующей ситуации) перемену в психике ребенка в сторону астенизирования его личности. Во втором случае вкраплены черты истерического поведения (фиксация на матери, детская беспомощность и т. д.).
Патологическое состояние в обоих случаях при перемене ситуаций обнаружило явную тенденцию к обратному развитию.
Источник