Пассивный запас слов у ребенка 2 года
19.06.2014,
Словарный запас ребенка, Статьи
Пассивный и активный словарь
Вы с нетерпением ждете первых слов малыша, или он уже начал потихоньку осваивать речь? В любом случае знание о понятиях пассивного и активного словаря и их роли в развитии ребенка помогут вам правильно оценить речевой уровень и подобрать оптимальные упражнения для крохи.
Что такое активный и пассивный словарный запас?
Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом).
При этом те слова, которые малыш понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.
Например, если у годовалого малыша спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда малыш самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон.
Стоит отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный, даже у взрослого человек. Ведь каждый из нас знает, что такое социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.
Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?
Узнать приблизительное количество слов в пассивном словаре просто. Достаточно попросить ребенка показать определенный предмет, действие, объект (например, кошку). Если малыш всё сделал верно, значит, слово засчитывается в пассивный словарь.
А теперь подсчитаем объем активного словаря. Что надо учитывать?
1. Слова, которые малыш произносит четко: «дай», «мама», «папа».
2. Звуки – подражание животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав».
3. Воспроизведение неполных слов: «бака» – собака.
4. Слова, которые произносятся не правильно, но количество слогов и ударение верные: «патИна» – машина.
5. Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение (норма до 2,5 лет): «ма» – мама, машина, мяу (каждое слово засчитывается отдельно).
Чтобы облегчить подсчет активного словаря и наглядно видеть успехи и динамику развития ребенка, рекомендую вам завести дневник развития речи. В него можно каждый месяц заносить слова, которые освоил кроха. С 2,5-3 лет отслеживать каждое слово будет достаточно сложно из-за растущей болтливости. Тогда в дневник можно записывать забавные высказывания малыша, которые в будущем вы с удовольствием будете перечитывать.
Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?
Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом:
Таким образом, если в 1 год ребенок в норме произносит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в 3 года составляет уже около 1000 слов. Словарный запас ребенка 5 лет уже около 2000 слов, а словарный запас ребенка в 6 лет – около 3500 слов. Не стоит паниковать, если вы вдруг обнаружили, что ребенок говорит меньше слов, чем в норме. Каждый ребенок индивидуален, и развивается в своем темпе. Есть детки, которые начинают говорить ближе к 2 годам, при этом всё понимают уже в 1-1,5 года.
Если все же у вас есть сомнения или вопросы относительно развития вашего малыша, для собственного спокойствия проконсультируйтесь со специалистом. Как правило, включение определенных игр на развитие словарного запаса в совместное времяпровождение достаточно, что бы малыш догнал и даже перегнал сверстников.
Баланс активного и пассивного словаря или зачем развивать речь?
Как говорилось ранее, пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?
В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей взрослой жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.
Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и , в целом, реализовывать себя.
Наша основная задача, как родителей, способствовать максимальному раскрытию природного потенциала ребенка и стимулировать развитие умственных способностей.
Поэтому рекомендую вам также узнать:
- как обогатить словарный запас ребенка,
- какие игры развивают активный и пассивный словарь
- как игры на развитие мелкой моторики помогут развить речь
Играйте со своим ребенком, развивайте его речь и наслаждайтесь общением!
Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи.
Источник
К концу первого года жизни по данным специалистов ребенок должен понимать в среднем от 30 до 50 слов (до100), и начинать пользоваться в активной речи простыми словами, звукоподражаниями (например, ав-ав, му, мяу, би-би тоже считаются словами). Норма около 6-10 слов.
По своему опыту могу сказать, что эти нормы немного завышены для поколения нынешних деток. Далеко не каждый годовалый малыш имеет в своем арсенале столько слов. Скажу больше – далеко не каждый двухлетний ребенок! Поэтому, если ваш малыш к 2 годам пользуется в активной речи 10-15 словами, это еще не значит, что у него намечается задержка речевого развития. О ней можно говорить ближе к 3 годам (если положение не изменится).
Давайте разберёмся, в каких направлениях развивается речь. Можно выделить два основных:
— формирование понимания речи (пассивный словарь, понимание значения слов)
— формирование устной речи (активный словарь, говорение)
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ
В год на первое место выходит понимание речи, когда ребенок выполняет несложные поручения, инструкции, может принести, показать, найти определенную вещь, игрушку, понимает назначение некоторых предметов (что расческой расчесываются, салфеткой вытираются, обувь надевают на ноги и пр.). Также ребёнок должен знать своё имя и откликаться на зов.
Примерно до 1,5 лет у ребёнка развивается только понимание речи при ещё пока незначительном приросте активного словаря. А после 1,5 лет обычно у малыша наступает резкий скачок в развитии речи и к 2 годам дети знают уже около 300 слов.
Я уже писала о том, как пополнять пассивный словарь малыша, но повторюсь: необходимо ежедневно разговаривать с ребёнком, заниматься с ним совместной деятельностью, играми, бытовыми делами. Также рассматривать книжки, картинки, наблюдать, проводить эксперименты и мини-опыты, привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных предметов. Не бойтесь повторять одно и то же понятие по несколько раз на дню в разных вариациях и играх.
Например, закрепляете слово «Кошка». Показали игрушку, продемонстрировали животное на картинке, в книжке, у подруги в гостях, на улице, рассказали про кошку четверостишье, послушали песенку.
Закрепили в играх:
— покормили кошку,
— погладили кошку (обучаете бережному отношению к животным)
— послушали, как она мяучит, побудили повторить
— показали ребенку части тела кошки (морда, нос, усы, ушки, глаза, лапы, хвост)
— поиграли с игрушечной кошкой в прятки (спрятали на глазах у ребенка или так, чтобы была видна большая часть игрушки)
— помыли кошку в ванне
— поиграли с кошкой в догоняшки (где обычно кошка ловит ребенка) и пр.
Помните: чем больше в пассивном словаре слов, тем богаче будет речь ребенка!
Примерный словарь малыша в годовалом возрасте:
— Люди (мама, папа, бабушка, дедушка, брат/сестра, тетя, дядя, имя ребёнка)
— Предметы обихода (чашка, ложка, вилка, расческа, зубная щетка, мыло, полотенце)
— Мебель (стул, стол, диван и т.д.), телефон, телевизор
– Название животных, птиц, растений (дерево, цветок, голубь, кошка, собака, рыба…)
– Предметы или объекты на улице (двор, дорога, автомобиль, качели, горка)
– Одежда, обувь (сапоги-кроссовки, шапка, куртка, кофта, колготки, штаны, носки, трусики)
– Части лица, тела (ручки, ножки, глазки, носик, рот, волосы, живот…)
– Игрушки (мяч, кукла, кубик, книжка, пирамидка, машина…)
– Обозначение состояния и опасности (опасно, больно, нельзя, горячо)
АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ
Активный словарь формируется на базе пассивного словаря. В него входят:
1. Слова, которые малыш произносит четко и понятно для окружающих: дай, мама, пить.
2. Звуки – подражание животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав», ежик «фы-фы».
3. Воспроизведение неполных слов: «пот» – компот.
4. Слова, которые произносятся не правильно, но количество слогов и ударение верные: «купити – кубики»
Для расширения активного словаря в этот период мы учим детей звукоподражаниям. ВСЕГДА, при знакомстве ребенка с новыми звуками, звукоподражаниями и словами, произносите их четко, выразительно и глядя ребёнку в лицо (естественно, чтобы он в это время посмотрел на вас). Малышу необходимо видеть, какое положение принимают ваши органы артикуляции (губы, язык, зубы, нёбо), чтобы по подражанию повторить за вами. Наряду со звукоподражанием всегда произносим и слово, к которому оно относится.
В активном словаре ребенка к 1,5 годам в норме должно появиться от 50 до 80 слов, а к двум уже до 200-300.
Сначала уточняем произношение гласных звуков:
1. Широко открываем рот, громко поём А-а-а!
Как мама укачивает малыша? А-а-а!
2. Округляем губы, громко поём или удивляемся: О-о-о!
Как плачет мальчик, у которого болит зуб? О-о-о!
3. Вытягиваем губы трубочкой, громко поём, как воет волк: У-у-у!
Как гудит паровоз? Как летит самолет? У-у-у!
4. Растягиваем губы в улыбку, громко поём: И-и-и!
5. Широко открываем рот, поём, как рычит медведь: Э-э-э!
Как кричит лошадка? И-и-и!
5. Дети заблудились в лесу. Они кричат: Ау! Ау!
6. Малыш плачет: Уа! Уа!
7. Ослик кричит: Иа! Иа!
Сначала ребенок должен слышать от вас эти звуки. Произносим их четко, эмоционально, интонационно. Хорошо бы ещё менять высоту голоса, сначала говорить громко, потом тихо, на разный манер. Используем игрушки, картинки и другие подручные средства для наглядности. А через какое-то время показываем ребёнку игрушку (картинку) и задаём вопросы:
— Как мама укачивает малыша? Как гудит паровоз? — И желательно, чтобы подключались движения в мелкой и общей моторике (например, показываем самолет – руки в стороны и «летаем» по комнате; изображаем косолапую походку медведя и пр.)
Работа над звукоподражаниями. Сюда относят звукоподражания животным, звукам инструментов, действиям, бытовым шумам и т.д. Вот список, который желательно разучить с малышом в этот период: https://hdd.tomsk.ru/file/mbrtehvh
Примерные вопросы и задания на закрепление:
1. Показываете картинку, называет слово («кошка») и даете образец звукоподражания («мяу»).
– Покажи, где кошка. (вот кошка – показывает указательным пальцем). Как мяучит кошка (мяу-мяу)?
2. – Спрячь кошку (побуждаете ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением или переворачивать его. Если у вас игрушка – накрывать платком, стаканчиком).
– Видишь кошку? (побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
– Кто спрятался? (мяу). Правильно, кошка.
3. – Кто позвал? (ставите на видное место кошку и любое другое животное, например, собаку. Мяучите. Ребенок должен выбрать кошку). Как кошка позвала?
4. – Покормим кошку (берем счетные палочки, бумажки и пр.) Как кошка попросит еду? Мяу! Помоги ей, малыш!
5. Друзья кошки (кошка ищет своих друзей – таких же кошек. Собираем всех имеющихся кошек в кучу (и даже картинки) и обобщаем, что все это кошки. Можно немножко сказать о том, чем кошки схожи – у всех есть лапки, мордочка, усики, все любят лакать молоко)
Рекомендую при изучении звукоподражаний животным правильно называть сам процесс, вместо слова «говорит», т.к. говорить может только человек. Например: гусь – гогочет гага, кошка – мяучит мяу, собака – лает, коровы – мычит, овца (бе) и коза (ме) – блеют, курица кудахчет – ко-ко-ко, свинья – хрюкает, лошадь – ржет и пр.
Кроме звукоподражаний есть список слов, которые иногие дети воспроизводят раньше других, их стоит употреблять в своей речи чаще:
НА, ДАЙ, НАДО, ДА, НЕТ (нету), БУДУ, ИДИ, ТАМ, ТУТ, ЭТО, ТОТ, ДУЙ, ПУСТО, ТЕМНО, ХОЧУ, УПАЛ, ЗДЕСЬ, МОЙ, МНЕ, МИМО, ПОПАЛ, ПИНАЙ, КИДАЙ.
И самое главное, дорогие мамы, помните: использование разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи!
Далее мы поговорим о вспомогательных средствах формирования правильной речи, это:
— развитие фонематического слуха и правильного речевого дыхания
— развитие артикуляционного аппарата
— развитие мелкой и крупной моторики
— дидактические игры
Всем спасибо!
Если возникнут вопросы — задавайте!
Источник
иногда делает вид что не слышит или просишь принести что нибудь, принесет что то другое. ….. почему так, ведь уже не маленький. …. говорит мало и в основном не понятно на своем языке. У соседей сын ему тоже 2 исполнилось, говорит как взрослые и на горшок просится. …. почему так? Я начинаю переживать за сыночка…….
Аноним автор темы
почему так? Я начинаю переживать за сыночка…….
невролог что говорит? у дочери в 2 года было слов 50 примерно,это мало.Сейчас проблемы с речью до сих пор(( 3.5 года сейчас
Аноним автор темы
У соседей сын
он здесь при чём?
Ребёнку СДВГ врач поставил, или мама?
Аноним
у дочери в 2 года было слов 50 примерно,это мало.Сейчас проблемы с речью до сих пор(( 3.5 года сейчас
а у моя заговорила в 2,9. До этого в активном словаре было слов 10 от силы, пассивный речевой запас хороший был. В 4 года была на нижней границе нормы по мнению логопеда. Историй таких куча и все разные
Беспокоитесь — идите к грамотному врачу, который если и будет лечить, то конкретные симптомы, а не мамины жалобы
Только выползая из-под спящего младенца человек может постичь всю полноту своей неуклюжести
Моей 2. Слов 10-15 максимум. Остальное на марсианском языке каком-то. С горшком никак, как нк бьюсь. Знает куда писать надо, показывает, но не делает так. Пассивный словарный запас очень большой. Иногда сама удивляюсь, откуда знает что это. А так книги слушать не любит, заниматься тоже. Не парюсь. Все так индивидуально. Не сравнивайте никогда с другими детьми.
Моя в два тоже почти не говорила, в 2,5 ходили к неврологу с другой совсем проблемой, дак она таааааак сакцентировала на отсутствие нормальной речи у ребенка. Зато в 2,7 уже не заткнуть было-резко заговорила, стишки песенки сразу наизусть запоминать стала.
А в плане принести-дак и после трех лет невнимательность какая то
Нам 2,4 почти тоже говорит на своем тарабарском. Активных слов в пределах 20. Невролог дала время до осени-т е как раз в садик пойдет. Сказала, что у деток, не посещающих дс часто такая проблема, т к дома их понимают и нет смысла пытаться говорить больше. Потом сказала, что если не увеличится словарный запас после начала садика-там уже медикам терапия. Во дворе ест мальчик он с 1,4 отлично и понятно говорит. Щас ему 1,10 примерно-говорит предложениями. Все дети разные
Я-капитан маленькой футбольной команды
Моей 2,3 тоже не говорит… По назначению невролога пропили месяц Пантогам (1 таб. в день). Не помогло… Сейчас еще лечение назначит.
знаю несколько малышей в 2 года вообще не говорят
Аноним автор темы
дефицит внимания
это еще что за термин?
по теме. переживаете — идите к неврологу.
а вообще пока ничего критичного
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
Аноним
у дочери в 2 года было слов 50 примерно,это мало.
было слов 20 не больше, в 2,1 как понесло остапа, что не заткнуть было.
Один точный удар в челюсть заменяет 3 часа воспитательной беседы.
аноним
Моей 2,3 тоже не говорит… По назначению невролога пропили месяц Пантогам (1 таб. в день). Не помогло… Сейчас еще лечение назначит.
а из-за чего не говорит-то? Причину нашли?
Пантогам, блин, назначают без ума всем подряд :dash: аккуратнее надо к мозгу детскому относиться, аккуратнее!
Только выползая из-под спящего младенца человек может постичь всю полноту своей неуклюжести
У меня отец в 5 лет заговорил только. Тоже думали, что вообще не заговорит. А он :» Ну а че говорить-то?»
у моего в карте в 2 года запись от невролога (Евсюковой)- ОНР. говорил… ну на человеческом почти не говорил, вдвоем с врачом еле-еле насчитали 18 слов в репертуаре..
в 2,2 прорвало. сейчас 6. работает в режиме радио — молчит только когда спит и ест. :gy: с речью проблем нет (с произношением немного есть — мамина дизартрия)
Ну и как вам демо-версия мира без вакцин?
50 слов, капец…
Моим 1,9. В арсенале слов 7. А между собой по полчаса говорят. Что то спрашивают, отвечают. Были у Шароновой сказала ждать
Аноним автор темы
дефицит внимания у ребенка 2 лет
:gy: Диагноз сами поставили?
Аноним автор темы
иногда делает вид что не слышит или просишь принести что нибудь, принесет что то другое. …..
У меня 6-летка также делает. Психолог и невролог патологии в этом не увидели. Ребёнок занят, думает о своём, чем-то увлечён. Почему он должен на маму реагировать?
MamaLENCHIC
Моим 1,9. В арсенале слов 7.
У сына 7 слов в год было. На тарабарском болтал только так. Итог — в 3 года тяжёлые речевые диагнозы. Так что всяко бывает… А Вам пока да: ждать и наблюдать за речевым развитием.
MamaLENCHIC
50 слов, капец…
Что Вас удивляет? У дочери 50 слов было в 1г3м. Все дети разные.
vulpes pilum mutat, non mores
Тут надо понимать, что люди за слово считают. Многие дети говорят только первыми слогами, придумывают для определенных предметов свое детское название. Мы буквально позавчера были у невролога с проблемой речи. Сказала, считать все, и слоги и неполное произношение. Я насчитала около 150. По факту ребенок почти не говорит ничего внятного.
Аноним автор темы
иногда делает вид что не слышит или просишь принести что нибудь, принесет что то другое.
А вы слух проверяли?
Если считать и то что он говорит на своем языке, то можно намного больше насчитать. 10-15 слов это чисто произнесены.
да, все в порядке
У меня у подруги мальчику 3г 2 мес, говорит 15 слов всего!!! При этом, она ходила к неврологу около его 3лет, назначил какой-то препарат и отправить в садик. В садик он ходит уже мес 2 , только до этих 15 слов дошли, до этого даже «мама» не говорил. Вот это я считаю задержка речевого развития..А подруга даже не переживает особо(
Моей девочке 2г 4 мес. Заговорила прямо хорошо в 2 ровно. Сейчас рот не закрывается, говорит все, по-взрослому.
Поражаюсь, сколько знает ребенок в этом возрасте и как мыслит, а если бы не говорила, то и не узнала бы…
Но в 2 я бы еще не сильно беспокоилась. Я своей изначально «дала время», чтобы заговорить до 2г5мес, потом уже стала бы бить тревогу. Ну и все равно, видно, если словарный запас хоть чуть-чуть расширяется, фразы появляются- значит развитие не стоит на месте.
Источник