Паспортизация состояния здоровья и физического развития ребенка

Елена Левина
Паспорт здоровья воспитанника ДОУ

Статья для журнала «Инструктор по физкультуре»

Дата отправления: май 2012

«ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

В статье представлен «Паспорт здоровья воспитанника дошкольного учреждения» как итоговая форма фиксации результатов диагностического обследования детей по физической культуре. Также в паспорте представлена психолого- педагогическая Карта развития ребенка главное назначение которой соблюдение преемственности в работе специалистов на разных этапах образовательного пути ребенка и осуществление к нему индивидуального подхода.

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

Под физическим развитием понимается не какое- либо статическое состояние ребенка, а динамический процесс (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое его созревание в том или ином периоде детства, поэтому при определении основных параметров физического развития в конкретный момент правильнее говорить о «физическом состоянии».

Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка.

Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств.

Нарушение физического развития диктует необходимость углубленного обследования ребенка.

Отставание в физическом развитии должно привлекать внимание врачей к особенностям семьи ребенка.

Антропометрическое исследование необходимо для установления биологического возраста ребенка, темпа его биологического созревания, решения вопроса о возможности обучения в школе с 6-летнего возраста, рекомендуемых физических нагрузок и занятий спортом.

Физическая подготовленность характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Прослеживание динамики развития основных движений позволяет определить наиболее характерные для большинства детей определенного возраста показатели, выявить индивидуальные возможности детей, учесть отстающих, выявить причины отставания в освоении программного материала по физической культуре.

Результаты обследования уровня физического развития и уровня физической подготовленности заносят в индивидуальные карты.

С целью систематизации данных обследования в нашем ДОУ был разработан «Паспорт здоровья воспитанника ДОУ».

Паспорт здоровья воспитанника должен стать базовой оценкой работы ДОУ по физкультурно- оздоровительному направлению, критерием, стимулирующим работу всего персонала детского сада.

Информация, содержащаяся в паспорте здоровья дошкольников, будет основана на физиологических, биологических, физических и психических показателях здоровья воспитанников. Совокупность этих показателей не только позволит правильно оценить состояние здоровья воспитанников, но и осуществить преемственность в работе специалистов, что в свою очередь позволит более эффективно организовать совместную деятельность педагога с детьми.

Паспорт здоровья состоит из 6-ти частей и рассчитан на весь период пребывания ребенка в ДОУ. В его заполнении, на определенном этапе, учитывая паспортный возраст ребенка, будут принимать участие воспитатели, педагоги- специалисты, медицинские работники.

• 1 часть. – «Программа физкультурно- оздоровительных мероприятий ДОУ на пятидневную рабочую неделю»(таблица 1,2). На её основании разработан режим дня для всех возрастных групп, с учетом времени проведения физкультурно- оздоровительных мероприятий. Таблица 1

Организация двигательного режима

№ Мероприятия Периодичность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Примечание

3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7

1. Утренняя гимнастика Ежедневно

2. Физкультминутки Ежедневно * * * * * * * * * * * * * * *

3. Организованная образовательная деятельность (на воздухе, в зале) 3 раза в неделю 1 половина дня по сетке Обозначение:

*- первая половина дня

+вторая половина дня

4. Гимнастика после дневного сна Ежедневно + + + + + + + + + + + + + + +

5. Подвижные игры на свежем воздухе Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +

6. Спортивные игры и упражнения 2 раза в неделю По плану

7. Физкультурные досуги 1 раз в месяц

8. Физкультурные праздники 2 раза в год

9. День здоровья 1 раз в квартал

10. Каникулы 2 раза в год

11. Индивидуальная работа Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +

12. Самостоятельная двигательная деятельность детей Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +

Таблица 2

Профилактические мероприятия и закаливание

№ Мероприятия Периодичность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Примечание

3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7

1. Воздушные ванны Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +

2. Ходьба босиком Ежедневно Во время утренней гимнастики, летом на участке Обозначение:

*- первая половина дня

+вторая половина дня

3. Мытье рук, лица, шеи прохладной водой Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +

4. Солевая дорожка Ежедневно + + + + + + + + + + + + + + +

5. Стопотерапия Ежедневно + + + + + + + + + + + + + + + По плану

6. Дыхательная гимнастика Ежедневно * * * * * * * * * * * * * * *

7. Фитотерапия (фито-чай, полоскание горла) (осень-зима) * + * + * + * + * +

8. Рыбий жир, элеутероккок, С-витаминизация По плану * * * * * * * * * * * * * * *

9. Точечный массаж Ежедневно * * * * * * * * * * * * * * *

10. Массаж По назначе-нию врача * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +

11. Оксалиновая мазь В период эпидемии * * * * * * * * * * * * * * *

• 2 часть. — «Периоды сензитивного развития физических качеств и психомоторных функций в детском и подростковом возрасте».

• 3 часть- «Антропометрические показатели биологического развития организма детей и подростков» (На основе данных таблицы заполняется индивидуальная карта физического развития ребенка медицинским работником с 1-ой младшей группы не реже 2-х раз в год на весь период пребывания ребенка в саду).

Таблица 3

Антропометрические показатели

биологического развития организма детей

Код Показатели Пол Паспортный возраст

2 года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет

01 Длина тела (см)

д 87.5 96.0-104.0 103.0-110.0 109.0-116.0 115.0-123.0 118.0-129.0

м 89.5 99.0-1056.0 105.0-111.0 109.0-118.0 115.0-125.0 118.0-129.0

02 Масса тела (кг)

д 12.9 13.8-17.1 16.8-19.8 17.5-22.0 19.9-25.9 21.5-27.5

м 13.3 14.7-17.5 16.0-20.1 18.0-22.9 20.0-25.0 21.6-27.9

03 Окружность грудной клетки (см)

д 50.2 52.0-54.0 54.0-56.0 56.0-58.0 58.0-61.0 59.1

м 51.5 53.0-54.0 54.0-57.0 57.0-58.0 58.0-60.0 61.2

04 Жизненная ёмкость легких (мл)

д — — 1000 1000 1180 1300

м — 1000 1000 1180 1200

05 Сила правой руки (кг)

д — 0-1.1 1.5-3.0 3.0-4.8 4.2-8.5 10

м — 1.0-2.4 2.3-6.9 3.3-7.3 6.9-9.3 11

06 Сила левой руки (кг) д — 0-1.9 1.1-3.3 2.8-4.2 4.9-8.8 9

м — 1.0-2.3 1.8-5.8 3.3-6.3 6.5-8.8 10.5

07 Биологический возраст 2 3 4 5 6 7

• 4 часть- «Оценка уровня физической подготовленности» (При оценке используется Общероссийская система мониторинга физического развития детей, подростков, молодежи)

• 5 часть- «Индивидуальная карта физического развития и физической подготовленности дошкольника» (заполняется медсестрой и инструктором по ФИЗО 2 раза в год)

Таблица 4

Индивидуальная карта физического развития и физической подготовленности дошкольника

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___

Группа___

Посещает ДОУ с (дата)___

Показатели физической подготовленности

№ Тесты, единицы измерения Дата обследования

результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка

1 Равновесие

2 Бег на 30м (с)

3 «Челночный бег»3по 10 м

4 Прыжок в длину с места

5 Подъем туловища (сед)

6 Метание на дальность набивного мяча (1 кг)из-за головы

7 Общая оценка

Показатели физического развития

№ Тесты, единицы измерения Дата обследования

результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка

1 Рост (см)

2 Вес (кг)

3 Общая оценка

• 6 часть – «Психолого- педагогическая карта развития ребенка» (Карта состоит из 3 разделов «Социально- бытовое развитие», «Речевое развитие», «Развитие личности и познавательных процессов») и заключения специалистов дошкольного образовательного учреждения, содержащего общую оценку динамики развития и сформированности предпосылок к обучению в школе, прогноз развития и рекомендации по дальнейшему обучению, развитию и воспитанию в школе. Карта заполняется воспитателями групп, учителем- логопедом со средней группы 2 раза в год, педагогом- психологом- по адаптации детей 1-ой и 2-ой младших групп 1 раз в год, в группах коррекции – ежегодно не реже 2 раз в год.

Примечание: Карта обязательно заполняется полностью перед выпуском ребенка из дошкольного учреждения.

Читайте также:  Нетрадиционные методы развития ребенка в детском саду

Психолого- педагогическая карта хранится в методическом кабинете и передается родителям или законным представителям по месту учёбы ребенка после выпуска его из ДОУ.

Таблица 5

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Ф. И. О. ребенка___

Дата рождения «___»___

МБДОУ «Детский сад №» Вид группы___

Дата поступления в ДОУ___

Домашний адрес___

Сведения о семье___

Мать (Ф. И. О.)___

Отец (Ф. И. О.)___

Кто еще принимает участие в воспитании ребенка___

Адаптация к ДОУ___

Ведущая рука___

Социально- бытовое развитие

(заполняется воспитателем группы)

№ Показатели развития Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

Возраст

Общение со взрослыми

1 -легко идет на контакт, проявляет инициативу

-откликается на инициативу взрослого

-избегает

Общение со сверстниками

1 -легко устанавливает дружеские взаимоотношения

-откликается на инициативу сверстника

-избегает взаимодействия

2 -проявляет качества лидера

-предпочитает подчиняться другим

3 -успешно разрешает конфликты со сверстниками

-в ситуации конфликта просит помощи взрослого

-не умеет разрешать конфликты

Игра

1 -успешно участвует в коллективной игре

-предпочитает играть один

2 -умеет организовать игру, занять других детей

-не умеет организовать игру, откликается на инициативу других детей

3 -в игре ориентируется на правила

-может выполнять правила с помощью взрослого и других детей

-правила не принимает

Особенности поведения и деятельности

1 -умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

-нуждается в помощи взрослого

-не умет контролировать свое поведение, не выполняет правила распорядка жизни

2 -в основном проявляет самостоятельность

-постоянно нуждается в помощи взрослого, несамостоятелен

3 -работоспособен, энергичен

-работоспособность неустойчивая, зависит от настроения и интереса

-быстро утомляется

Развитие моторики

1 -общая моторика развита хорошо, скоординирован. ловок

-общая моторика развита недостаточно

2 -развитие мелкой моторики соответствует возрастной норме

-развитие мелкой моторики ниже возрастной нормы

Речевое развитие

(заполняется логопедом ДОУ или воспитателем группы)

Раннее речевое развитие:

1) первые слова (возраст)___

2) первые фразы (возраст)___

№ Показатели развития

Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст

1 Фонематический слух:

-нарушен

-сохранен

2 Слоговая структура слова:

-нарушена

-в норме

3 Словарный запас:

-резко ограничен

-беден

-в пределах обихода

-достаточный

4 Связная речь:

-в норме

-ниже возрастной нормы

5 -описание сюжетной картины

-составление рассказа по серии сюжетных картинок

-пересказ текста

-творческий рассказ

-знание стихов и сказок

6 Уровень речевого развития:

-в норме

-ниже возрастной нормы

Развитие личности и познавательных процессов

(заполняется педагогом- психологом ДОУ)

№ Показатели развития

Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст

Личностное развитие

1 Особенности мотивации

2 Сформированность внутренней позиции будущего ученика

3 Уровень самооценки

4 Уровень тревожности

5 Уровень произвольности

Познавательное развитие

1 Уровень развития восприятия

2 Уровень развития памяти:

-слуховой

-зрительной

3 Особенности внимания:

-устойчивое

-неустойчивое

4 Уровень развития мышления:

-наглядно- действенное

-наглядно- образное

-логическое

5 Сформированность мыслительных операций:

-классификация и обобщение

-умение устанавливать причинно- следственные связи

Заключение специалистов ДОУ

Общая динамика развития и сформированности предпосылок к обучению в школе

___

Прогноз развития (благоприятный, условно благоприятный, неблагоприятный, возможные трудности

___

Рекомендации по дальнейшему обучению, развитию и воспитанию в школе

___

Воспитатели:___/___/

___/___/

Учитель-логопед:___/___/

Педагог-психолог:___/___/

Заведующая ДОУ:___/___/

Дата «___»___

М. П.

Систематичность внесения базовых показателей на всем этапе нахождения ребенка в ДОУ будет способствовать :

1) Регулярной корректировке в построении двигательного режима и корректировке содержания занятий по ФИЗО.

2) Соблюдению преемственности в работе специалистов на разных этапах образовательного пути ребенка и осуществлению к нему индивидуального подхода.

Особое место необходимо отводить работе с родителями с целью усиления заинтересованности в укреплении здоровья (физического, психического) детей, привлечения к решению проблем, связанных со здоровьем (психическим, физическим) воспитанников, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 Республики Марий Эл «Нартасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Доклад на тему: «Психолого-педагогическая технология паспортизации состояния здоровья детей с проблемами в развитии»

                                                                              Подготовил: учитель 1 категории

                                                                     Берестов Денис Николаевич

Нартас 2015

Как известно, в системах Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России отсутствуют надежные критерии оценки деятельности детских учреждений по показателям здоровья детей, их физического и психического развития. Ни медицина, ни родители, ни школа не несут должной ответственности за здоровье ребенка, поскольку и экологическая среда, и продукты питания, и гигиенические условия существенно ухудшились за последние годы по причине урбанизации городов, технологизации жизнедеятельности человека. Очевидно, эта коллективная безответственность и породила сегодняшнюю неблагоприятную ситуацию со здоровьем детей. И для того, чтобы решать данную проблему, необходимо знать на что нужно направить усилия для   выявления   и  устранения причин заболеваемости детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы, развитие отклоняется от нормативного. Это могут быть дети с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с расстройством эмоциональной сферы, хроническими соматическими и инфекционными заболеваниями. Контингент учащихся Нартасской коррекционной школы-интернеат составляют детей с умственной отсталостью. В рамках поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в школе три года проводилась Республиканская деспонзиризация, которая выявила многочисленные сопутствующее  заболевания:

  1. Болезни эндокринной системы
  2. Болезни глаза и придаточного аппарата
  3. Болезни нервной системы
  4. Болезни органов пищеварения
  5. Болезни уха и сосцевидного   отростка

Поэтому возникла необходимость разработки двигательной оздоровительной технологии, которую мы назвали «Технологией паспортизации здоровья и физического развития ребенка». Технология является комплексной и направлена как на коррекцию его двигательной сферы, общее физическое развитие, так и на развитие словарного запаса, фонематического слуха, компенсаторные перестройки, создание психологических новообразований. Данные паспортизации состояния здоровья и физического развития учащихся могут стать основой для разработки соответствующих тренировочных программ как для отдельных учащихся, так и для классов в целом. Школьной практике социальной реабилитации нужен такой документ, который:

1.был бы понятен и доступен учителю, ученику, его родителям;

2.концентрировал бы в себе основные показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности;

3.позволял бы анализировать динамику здоровья и двигательной сферы школьника на протяжении всего его обучения.

Содержанием паспорта являются показатели физического развития (длина, масса, экскурсия грудной клетки), двигательных способностей (бег, прыжки, равновесие, координация), а также ряд параметров, характеризующие состояние здоровья. Методические аспекты его внедрения заключаются в следующем: 

1.паспорта здоровья вкладываются в личное дело ребенка;

2.показатели физического развития определяются врачом, медсестрой или учителем физической культуры; показатели физической подготовленности — учителем физической культуры; они регистрируются дважды в год (в сентябре и мае) и заносятся в паспорт

3.показатели медицинского профиля (острота зрения, медицинская группа ,хронические заболевания) вносятся в паспорт врачом или медсестрой также дважды в год — в сентябре и мае.

Он позволит родителям увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми, может стать результатом практического воплощения идей соревновательности  в системе физического воспитания. Паспорт станет показателем эффективности содержания физического воспитания детей, профилактических мероприятий в школе, позволит объективно и реально оценивать и управлять состоянием здоровья детей. Паспорт позволяет в динамике проследить от класса к классу развитие двигательной сферы ребенка, его здоровья. Он отражает работу учителя физической культуры и врача, родителей и всего педагогического коллектива на основе конкретных данных.

Читайте также:  Роль кукольного театра в развитии речи ребенка

Источник

У специалистов, занимающихся рассматриванием вопроса паспортизации здоровья населения, нет единодушного мнения о содержании паспорта здоровья, т. е. о том, какие параметры состояния организма должны быть в нем отражены, каким образом он должен использоваться. Ведь ту же медицинскую карту в поликлинике или карту во врачебно-физкультурном диспансере тоже можно считать паспортом здоровья, хотя он и свидетельствует в большей мере о наличии тех или иных заболеваний.

Школьной практике преподавания физической культуры нужен такой документ, который:

был бы понятен и доступен учителю, ученику, его родителям;

концентрировал бы в себе основные показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности;

позволял бы анализировать динамику здоровья и двигательной сферы школьника на протяжении всего его обучения (можно начать и с детского сада, а продолжить после окончания школы);

был бы тесно связан со сдачей экзамена по физической культуре.

Паспорт здоровья вкладывается в личное дело ребенка. Показатели физического развития определяются врачом, медсестрой или учителем физической культуры, показатели физической подготовленности — только учителем физической культуры; эти показатели регистрируются дважды в год (в сентябре и мае) и заносятся в паспорта. Показатели медицинского профиля (острота зрения, медицинская группа, хронические заболевания) вносятся в паспорт врачом или медсестрой также дважды в год.

Паспорт дает возможность в динамике проследить от класса к классу развитие двигательной сферы ребенка и его здоровья. Это представляет интерес и для родителей ребенка.

Кроме того, и ученик может увидеть себя со стороны, в сравнении со сверстниками, а это, возможно, будет стимулировать желание работать над собой, систематически заниматься физической культурой, что поможет сформировать здоровый образ жизни.

Следует подумать о том, чтобы в сферу забот о здоровье ребенка были включены все учителя школы, ибо функциональное развитие ребенка — дело не только учителя физической культуры.

Предполагается, что на основе данных, отраженных в паспорте здоровья, будет строиться содержание физического воспитания детей, профилактические мероприятия в школе.

Основные движения

Ходьба и бег являются циклическими движениями, поскольку все фазы одного цикла повторяются в следующем в той же последовательности. Циклы следуют один за другим, и каждый настоящий служит продолжением предыдущего и началом последующего.

Физиологический механизм циклических движений определяется ритмическим двигательным цепным рефлексом, имеющим в своей основе безусловно-рефлекторное происхождение.

Большое значение при ходьбе приобретают регулирующие функции ЦНС. Кортикальные двигательные центры вследствие непрерывного потока проприоцептивной афферентации почти постоянно находятся в возбуждении с очень краткой фазой торможения, а мышцы конечностей — в состоянии то большего, то меньшего напряжения.

Ходьба — основной вид движений человека. В актах ходьбы участвуют большие группы мышц туловища, благодаря чему усиливается деятельность всех физиологических систем организма. Ходьба в строю, при перестроениях дисциплинирует учащихся, повышает их организованность.

Походка ученика должна быть легкой, непринужденной, ритмичной, с хорошей координацией движений рук и ног, с прямым положением туловища и головы, четким и точным взмахом и амплитудой движения рук вперед и назад, носки ног должны быть направлены по ходу движения и слегка развернуты в стороны.

Бег — упражнение циклического типа, в котором одноопорная фаза движения ног чередуется с фазой полета. В процессе формирования беговой локомоции закрепляются относительно однообразные динамические стереотипы нервных процессов, регулирующие мышечные усилия. Длительность возбуждения в нервных центрах сочетается с короткой фазой торможения, не обеспечивающей достаточного восстановления работоспособности мышц, вследствие чего возникает быстрое утомление.

Сложность управления беговой локомоцией определяется тем, что работа мышц, от которой зависит траектория движений, выполняется в течение кратковременной опоры. (При ходьбе опора не прерывается, что обеспечивает коррекцию пространственных характеристик шага).

Правильное положение бегущего: туловище слегка наклонено вперед, голова и туловище находятся на одной линии, плечи опущены, толчковая нога в момент отталкивания выпрямляется почти полностью, руки согнуты в локтях до 90-100°, кисти рук не напряжены, пальцы полусогнуты.

Прыжки и метания относятся к ациклическим движениям и требуют высокой координации движений, которая обеспечивается выработкой сложных двигательных рефлексов в процессе тренировки.

Ациклическое движение — однократное, имеющее начало и конец. В отличие от циклических, ациклические движения не могут строиться на ритмическом двигательном рефлексе. Они характеризуются максимальной силой и скоростью сокращения мышц, точной дозировкой мышечных усилий. При этом масса тела при прыжке или при метании снаряда сохраняется постоянной, а переменной величиной является ускорение, от которого зависит результат упражнения. В связи с тем, что при этих движениях сила изменяется в соответствии с величиной ускорения, сообщаемого постоянной массе, они оказываются скоростно-силовыми.

При выполнении метаний наиболее сложным является процесс управления пространственными и временными параметрами движений, что определяет дальность полета снаряда. Большое значение для координации движений в метаниях имеют корригирующие влияния, рефлекторно осуществляемые центральной нервной системой при поступлении импульса от рецепторов горизонтальных полукружных каналов вестибулярного аппарата, рецепторов мышц тела, зрительного анализатора, тактильных рецепторов кисти.

Таким образом, результат в скоростно-силовых упражнениях определяется уровнем развития координации движений и величиной ускорения, которая определяется «взрывной» силой.

Метания как прикладной вид физических упражнений укрепляют мышцы рук, плечевого пояса, пальцы кисти, развивают хватательную функцию руки, улучшают координацию движений, совершенствуют точность движений, глазомер.

Прыжки способствуют улучшению прыгучести, развивают суставно-связочный аппарат, мышцы ног, улучшают координацию движений.

Понятие об осанке

Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Неправильная осанка нехороша не только с точки зрения эстетики, она может повлечь за собой различные заболевания. Аномальная осанка затрудняет деятельность как отдельных органов, так и целых систем организма, ведет к нарушению работоспособности и некоторых процессов жизнедеятельности организма.

Правильная осанка является необходимым условием для нормальной деятельности организма ребенка, подготовки его к труду. Она характеризуется прямым положением туловища и головы, развернутой грудной клеткой, отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне, нормальными, естественными изгибами позвоночника, втянутым животом, прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте, полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами.

Аномальная осанка характеризуется неправильной формой спины, грудной клетки, живота, крыловидными лопатками, расположенными на разной высоте, свисающими и сдвинутыми плечами, искривлениями позвоночника. Причинами, вызывающими нарушение осанки, могут быть заболевания, надолго приковывающие больного к постели, привычка неправильно сидеть, стоять, неблагоприятные условия учебной или производственной деятельности, а также сна и отдыха.

Учитель физической культуры должен уметь оценивать состояние осанки детей. Осматривать осанку рекомендуется на расстоянии 1,0-1,5 м, при этом ребенок должен стоять к осматривающему попеременно лицом, спиной, боком. Когда ребенок стоит лицом к учителю, последний обращает внимание на линию шеи, линии плеч, талии, форму грудной клетки, ног.

При этом могут быть обнаружены следующие характерные нарушения: втянутая в плечи или вытянутая вперед шея, разные линии плеч или талии, уплощение или выпячивание одной из сторон грудной клетки, Х-образная форма ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища симметричны.

Читайте также:  Особенности развития эмоциональной сферы ребенка подростка

При осмотре детей со спины обращается внимание на линии спины и талии, линию позвоночника. Здесь могут быть обнаружены такие нарушения, как асимметрия плеч, разное положение лопаток, асимметричные линии талии, боковой изгиб позвоночника. Линию позвоночника осматривают особенно внимательно. Ребенок поднимает руки вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует осмотреть линию позвоночника в наклоне вперед при расслабленных мышцах. Если и при этом замеченный изгиб не сглаживается, значит имеет место боковое искривление позвоночника — сколиоз. Если отмечено сглаживание боковых изгибов, то это свидетельствует о тенденции к развитию сколиоза.

При осмотре профильных линий тела отмечается положение головы, передней линии живота, положение плеч, линии спины. Могут быть отмечены следующие нарушения: опущенная или запрокинутая голова, выпяченный живот, плоская или «куриная» грудь, сведенные вперед плечи, крыловидные лопатки, сутулая, круглая или плоская спина.

Степень нарушения осанки может быть разной:

а) неустойчивые функциональные изменения (Ф1), которые выражаются в неправильных позах тела, исчезающих в положении прямой стойки;

б) устойчивые функциональные изменения (Ф2); они не сглаживаются при изменении положения тела;

в) фиксированные нарушения (ФЗ), связанные с изменениями не только в мышечной, но и в костной и суставносвязачной системе двигательного аппарата.

Если первую ступень нарушения осанки можно исправить в течение года-полутора лет, то для коррекции второй и третьей требуется длительные (два-три года) и систематические занятия лечебной гимнастикой, ношение специальных корсетов и т. д.

Урок физической культуры

Урок физической культуры во вспомогательной школе состоит из следующих частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Вводная часть посвящена организации детей, подготовке их к занятиям. Во вспомогательной школе, особенно в младших классах, это часть занимает значительное время (до 10 мин), так как ученики еще не умеют самостоятельно переодеться для занятий физическими упражнениями и построиться.

По звонку на урок учитель строит детей, проверяет готовность их к уроку (как они готовы, опрятны ли) и ведет к месту занятии.

Учитель проводит предварительную беседу с учащимися, спрашивает, помнят ли они, чем занимались на прошлом уроке, рассказывает детям о том, что они будут делать сегодня, стараясь заинтересовать их предстоящими упражнениями. На построение учеников в начале урока необходимо обращать особое внимание, так как от этого во многом зависит ход всего урока. Не всегда следует придерживаться построения строго по росту. Нужно, чтобы дети не мешали друг другу при выполнении различных заданий. В колонне по одному дети идут в зал. Учитель идет рядом, все время меняя свое место, помогая плохо ориентирующимся в строю, поджидая отстающих. Перед входом в зал детей необходимо остановить: учитель занимает место впереди строя, становясь как бы ведущим, и вместе с детьми входит в зал. В дальнейшем, когда дети привыкнут вести себя в зале организованно, ведущим становится ученик. При этом нужно, чтобы все дети побывали в этой роли, научились вести за собой других, умели менять направление в соответствии с различными ориентирами и по словесной инструкции учителя.

Подготовительная часть имеет задачей подготовку двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы к выполнению тех двигательных заданий, которые будут предложены ученикам в основной части урока. Умственно отсталых ребенок зачастую не может сразу сделать упражнение, поскольку не готов к выполнению движений, являющихся его элементами. Поэтому необходима особая четкость и последовательность в системе подготовительных упражнений, способствующих формированию и упрочению определенного двигательного навыка. От их умелого подбора зависит, оправдает ли сложный навык свое коррекционное назначение. Подготовительная часть урока состоит преимущественно из корригирующих и общеразвивающих упражнений, а также построений и перестроений, ходьбы, бега, прыжков, игр. Продолжается она 10-15 мин. и завершается упражнениями, которые по характеру мышечной деятельности, темпу, ритму приближаются к содержанию основной части урока. Таким образом от подготовительной части делается естественный переход к основной.

В третьей, основной части разрешаются главные задачи урока. Это могут быть коррекционно оздоровительные, общепедагогические и непосредственно задачи физического воспитания. Они реализуются с помощью упражнений основной гимнастики, ритмических, коррекционных, легкоатлетических упражнений и игр.

Основная часть урока занимает 20-30 мин. Последовательность упражнений зависит от задачи урока и подчиняется физиологическим закономерностям. Так, если поставлена задача дифференцировки каких-либо движений, то соответствующие упражнения даются в начале основной части. Бели детям предстоит овладеть новым двигательным навыком, то знакомить с ним целесообразно тоже в начале основной части урока, так как это связано со значительным нервным напряжением и требует сосредоточенного внимания. Если предстоит выполнять упражнения, направленные на развитие основных физических качеств, то их нужно распределять в такой последовательности: на быстроту, на ловкость, на силу, на выносливость; упражнения с большой нагрузкой и вызывающие сильные эмоции лучше всего предлагать в конце основной части урока.

Во вспомогательной школе, особенно в младших классах, в основную часть урока могут вводиться и строевые упражнения, поскольку их усвоение требует длительной и кропотливой работы.

В работе с умственно отсталыми детьми, у которых показатели физического развития снижены, имеются дефекты моторики, небольшой двигательный опыт, основную часть урока составляют преимущественно общеразвивающие и корригирующие упражнения; отрабатываются определенный ритм, четкость, плавность движений; включаются упражнения на развитие и совершенствование основных навыков в беге, прыжках, лазании, метаниях. Занятия физкультурой должны быть правильно завершены. Этому служит последняя, заключительная часть урок. В конце занятия снижается общая нагрузка на организм детей, подводятся итоги урока, оцениваются успехи. Это время используется для строевых упражнений, упражнений на расслабление, общеразвивающих упражнений, легких по нагрузке, противоположных по воздействию тем, которые применялись в конце основной части урока, упражнений на внимание. Продолжительность заключительной части 3-5 мин.

Организация детей в конце урока и спокойный переход их в класс имеют исключительно большое значение. От этого зависит дисциплина на последующих уроках и учебные успехи школьников.

Учитель, завершая урок, может использовать следующие приемы:

урок заканчивать не в заде, а в классной комнате (т.е. последние спокойные упражнения или спокойную игру проводить в классе);

применять следующие виды построений при уходе из зала:

а) ученики делятся на две-три колонны и идут в класс, учитель наблюдает за детьми и затем сообщает им, какая команда прошла лучше;

б) за 1-2 мин до окончания урока ученики по одному (по два) проходят по залу или выполняют какое-либо задание (например, бросают мяч в цель), затем идут в класс; последними уходят наиболее возбужденные дети;

в) учитель опускает учеников по одному через 2-3 с, при этом указывает, кто хорошо занимался на уроке.

Структура урока может изменяться в зависимости от задач урока и состава детей. Важно, чтобы урок физической культуры отвечал основным педагогическим требованиям, был обучающим и имел коррекционную направленность. Учителю нужно помнить, что в любом случае занятия физическими упражнениями должны носить воспитательный характер. Нужно не только корригировать дефекты моторики, разучивать движения, но и прививать детям любовь к физическим упражнениям и играм; развивать у них желание действовать вместе, дружно, помогать слабым, быть внимательными друг к другу.



Источник