Парциальные трудности развития ребенка

врачи призваны сыграть особую роль в помощи страдающим детям и их неблагополучным семьям (Всемирная Медицинская Ассоциация).

Парциальное недоразвитие психических функций наряду с задержкой развития относится в группу пограничных форм интеллектуальной недостаточности.

Парциальное недоразвитие психических функций может возникнуть из-за наследственного дизонтогененза или раннего очагового поражения мозга: речевых, премоторных зон, осуществляющих пространственный синтез, регуляцию и контроль поведения, целенаправленной деятельности и т.д. Хотя в развивающейся психике не может быть совершенно изолированных дефектов (они непременно сказываются на развитии вышестоящих функций, задерживая или искажая их), однако значительное место в группе пограничных форм психического недоразвития занимают состояния с преоблодающей недостаточностью тех или иных сторон психики, существенно отличающейся от общего психического недоразвития (олигофрении). К таковым относятся в первую очередь, разнообразные виды психического инфантилизма (В.В. Ковалев, 1985), характеризующиеся сочетанием эмоционально-волевой, личностной незрелости и тех или иных этиоспецифических признаков (психоорганический, психоэндокринных, невропатических и др.), определяющих аномальное формирование личности при практически нормальном интеллекте. Поэтому только на определенном этапе их можно условно отнести к задержкам психического развития. Благоприятный прогноз в смысле «дозревания» наблюдается лишь при некоторых таких состояниях, относящихся главным образом к так называемому простому (В.В. Ковалев, 1985) или гармоническому (Г.Е. Сухарева 1958), инфантилизму. Наиболее стойкими вариантами оказываются дисгармонический, органический, эндокринный инфантилизм, в частности наблюдаемый при аномалиях половых хромосом (например, при синдроме Шершевского-Тернера).

Диагностика инфантилизма основывается на обнаружении такого признака, как преобладание в поведении черт эмоционально-волевой незрелости: не соответствующей возрасту повышенной внушаемости, игровой направленности и стремлений к получению удовольствий как основной мотивации поведения, беспечности, безответственности. Чем больше в клинической картине наблюдается черт дисгармоничности, диспропорционального развития, дополнительных симптомов, свидетельствующих о нарушении интеллектуальной сферы, тем больше оснований для определения инфантилизма как парциального недоразвития.

Среди вариантов парциального недоразвития чаще всего встречается алалия, или недоразвитие речи, ранняя диагностика которого и отграничение от олигофрении дают возможность провести значительную коррекцию речи и ликвидировать вторичную интеллектуальную задержку (при своевременно оказанной логопедической помощи таким детям). В зависимости от степени недоразвития (I — отсутствие общеупотребительной речи; II — зачатки общеупотребительной речи; III — развернутая речь с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития) дети в 4-5 лет еще не говорят или речь их дефектная рудиментарная. Недоразвитая речь в отличие от задержки речи, у детей дошкольного возраста характеризуется резкими фонетическими дефектами, плохой дифференциацией звуков, перестановкой звуков и слогов в словах, неправильным употреблением предлогов, глагольных форм, несогласованность в роде, числе, падеже; часто сочетается с дислексией и дисграфией. Если преобладают элементы сенсорной алалии, дети не понимают речи окружающих, что нарушает их обучение и по другим предметам; собственная речь у них либо отсутствует, либо бессвязна, так как не контролируется пониманием. При алалии познавательные способности детей сохранены, что проявляется в хорошем уровне выполнения неречевых заданий. Дети в общении используют жесты, заменяющие или дополняющие их неполноценную речь, проявляют избирательность в контактах, личностное, иногда невротическое, реагирование на свой дефект. При тяжелой алалии и в педагогически запущенных случаях речевая интеллектуальная недостаточность может остаться на том или ином уровне стойкой, ограничивающей в дальнейшем выбор профессии, требующей выбор точных речевых формулировок. Если обучение детей начато в раннем возрасте (не позднее 3-4 лет) и направлено в основном на развитие речи, то к школьному возрасту, они приобретают возможность обучаться наравне со здоровыми сверстниками. Подобный прогноз и динамика в зависимости от степени выраженности и ранней педагогической коррекции наблюдаются и при парциальном недоразвитии навыков счета (дискалькулии), чтения (дислексии), письма (дисграфии).

Кроме относительно очерченных синдромов парциальных задержек и недоразвитий, среди детей значительно распространены легкие проявления недостаточности тех или иных функций психики, психомоторики, нейровегетативной регуляции (часто в их сочетании) конституциональной или резидуально-органической природы.

Эти расстройства, описанные под разными названиями дифференцированных и недифференцированных синдромов, в наиболее обобщенном виде известны под названием «минимальная мозговая дисфункция». Согласно определению, принятому на специально совещании по этому вопросу врачей и психологов в 1962 году в Чикаго, к минимальной мозговой дисфункции относят разные нарушения поведения и обучения, не связанные с дефектами воспитания или психотравмами, сочетающиеся со средним, ниже среднего и выше среднего интеллектом.

К симптомам минимальной мозговой дисфункции относят: нарушения внимания и работоспособности, недостаточность пространственных представлений, ориентировки во времени, затруднения в обучении письму, счету, рисованию, нарушения речи, моторную неуклюжесть, гипер- и гипоактивность, слабую память, энурез, энкопрез, агрессивность, импульсивность, нарушение сна, раскачивания во сне, эмоциональную неустойчивость и др.

В диагностике минимальной мозговой дисфункции имеют значения не только анамнестические сведения об отсутствии конфликтной ситуации, дефектов воспитания, но и такие особенности, как слабость той или иной функции с раннего возраста, слабая личностная реакция на тот или иной недостаток, независимость его проявления от ситуации, сочетание нескольких симптомов, наличие в неврологическом статусе резидуальной органической микросимптоматики.

Источник

врачи призваны сыграть особую роль в помощи страдающим детям и их неблагополучным семьям (Всемирная Медицинская Ассоциация).

Парциальное недоразвитие психических функций наряду с задержкой развития относится в группу пограничных форм интеллектуальной недостаточности.

Парциальное недоразвитие психических функций может возникнуть из-за наследственного дизонтогененза или раннего очагового поражения мозга: речевых, премоторных зон, осуществляющих пространственный синтез, регуляцию и контроль поведения, целенаправленной деятельности и т.д. Хотя в развивающейся психике не может быть совершенно изолированных дефектов (они непременно сказываются на развитии вышестоящих функций, задерживая или искажая их), однако значительное место в группе пограничных форм психического недоразвития занимают состояния с преоблодающей недостаточностью тех или иных сторон психики, существенно отличающейся от общего психического недоразвития (олигофрении). К таковым относятся в первую очередь, разнообразные виды психического инфантилизма (В.В. Ковалев, 1985), характеризующиеся сочетанием эмоционально-волевой, личностной незрелости и тех или иных этиоспецифических признаков (психоорганический, психоэндокринных, невропатических и др.), определяющих аномальное формирование личности при практически нормальном интеллекте. Поэтому только на определенном этапе их можно условно отнести к задержкам психического развития. Благоприятный прогноз в смысле «дозревания» наблюдается лишь при некоторых таких состояниях, относящихся главным образом к так называемому простому (В.В. Ковалев, 1985) или гармоническому (Г.Е. Сухарева 1958), инфантилизму. Наиболее стойкими вариантами оказываются дисгармонический, органический, эндокринный инфантилизм, в частности наблюдаемый при аномалиях половых хромосом (например, при синдроме Шершевского-Тернера).

Диагностика инфантилизма основывается на обнаружении такого признака, как преобладание в поведении черт эмоционально-волевой незрелости: не соответствующей возрасту повышенной внушаемости, игровой направленности и стремлений к получению удовольствий как основной мотивации поведения, беспечности, безответственности. Чем больше в клинической картине наблюдается черт дисгармоничности, диспропорционального развития, дополнительных симптомов, свидетельствующих о нарушении интеллектуальной сферы, тем больше оснований для определения инфантилизма как парциального недоразвития.

Среди вариантов парциального недоразвития чаще всего встречается алалия, или недоразвитие речи, ранняя диагностика которого и отграничение от олигофрении дают возможность провести значительную коррекцию речи и ликвидировать вторичную интеллектуальную задержку (при своевременно оказанной логопедической помощи таким детям). В зависимости от степени недоразвития (I — отсутствие общеупотребительной речи; II — зачатки общеупотребительной речи; III — развернутая речь с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития) дети в 4-5 лет еще не говорят или речь их дефектная рудиментарная. Недоразвитая речь в отличие от задержки речи, у детей дошкольного возраста характеризуется резкими фонетическими дефектами, плохой дифференциацией звуков, перестановкой звуков и слогов в словах, неправильным употреблением предлогов, глагольных форм, несогласованность в роде, числе, падеже; часто сочетается с дислексией и дисграфией. Если преобладают элементы сенсорной алалии, дети не понимают речи окружающих, что нарушает их обучение и по другим предметам; собственная речь у них либо отсутствует, либо бессвязна, так как не контролируется пониманием. При алалии познавательные способности детей сохранены, что проявляется в хорошем уровне выполнения неречевых заданий. Дети в общении используют жесты, заменяющие или дополняющие их неполноценную речь, проявляют избирательность в контактах, личностное, иногда невротическое, реагирование на свой дефект. При тяжелой алалии и в педагогически запущенных случаях речевая интеллектуальная недостаточность может остаться на том или ином уровне стойкой, ограничивающей в дальнейшем выбор профессии, требующей выбор точных речевых формулировок. Если обучение детей начато в раннем возрасте (не позднее 3-4 лет) и направлено в основном на развитие речи, то к школьному возрасту, они приобретают возможность обучаться наравне со здоровыми сверстниками. Подобный прогноз и динамика в зависимости от степени выраженности и ранней педагогической коррекции наблюдаются и при парциальном недоразвитии навыков счета (дискалькулии), чтения (дислексии), письма (дисграфии).

Кроме относительно очерченных синдромов парциальных задержек и недоразвитий, среди детей значительно распространены легкие проявления недостаточности тех или иных функций психики, психомоторики, нейровегетативной регуляции (часто в их сочетании) конституциональной или резидуально-органической природы.

Эти расстройства, описанные под разными названиями дифференцированных и недифференцированных синдромов, в наиболее обобщенном виде известны под названием «минимальная мозговая дисфункция». Согласно определению, принятому на специально совещании по этому вопросу врачей и психологов в 1962 году в Чикаго, к минимальной мозговой дисфункции относят разные нарушения поведения и обучения, не связанные с дефектами воспитания или психотравмами, сочетающиеся со средним, ниже среднего и выше среднего интеллектом.

К симптомам минимальной мозговой дисфункции относят: нарушения внимания и работоспособности, недостаточность пространственных представлений, ориентировки во времени, затруднения в обучении письму, счету, рисованию, нарушения речи, моторную неуклюжесть, гипер- и гипоактивность, слабую память, энурез, энкопрез, агрессивность, импульсивность, нарушение сна, раскачивания во сне, эмоциональную неустойчивость и др.

В диагностике минимальной мозговой дисфункции имеют значения не только анамнестические сведения об отсутствии конфликтной ситуации, дефектов воспитания, но и такие особенности, как слабость той или иной функции с раннего возраста, слабая личностная реакция на тот или иной недостаток, независимость его проявления от ситуации, сочетание нескольких симптомов, наличие в неврологическом статусе резидуальной органической микросимптоматики.

Источник

Основной отличительной патогенной характеристикой детей, испытывавших трудности в усвоении знаний и представлений на начальном этапе обучения по общеобразовательным программам, является незрелость эмоционально-волевой сферы по типу инфантилизма. Инфантилизм отчетливо проявляется в условиях, когда ребенок должен выполнять новые для него требования, в частности при переходе от дошкольного детства к школьному. Инфантильные дети двигательно расторможены, непоседливы, движения их порывисты, быстры, недостаточно скоординированны и четки.

В 1966 г. М.С. Певзнер была предложена классификация задержки психического развития (ЗПР), включающая следующие клинические варианты:

1.психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);

2.психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

3.психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;

4.психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

В последующие годы при обследовании детей, испытывающих трудности в обучении и обладающих слабовыраженными отклонениями в развитии, клинический диагноз ЗПР все чаще ставился в случаях, когда эмоционально-волевая незрелость сочеталась с недостаточным развитием познавательной сферы неолигофреническои природы.

В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделили.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Неблагоприятное течение беременности, связанное с:

1.болезнями матери во время беременности;

2.хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности;

3.токсикозами, особенно во второй половине беременности;

4.токсоплазмозом;

5.интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;

6.несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

1.травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких, как, например, щипцы;

2.асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы:

1.педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные периоды.

Классификация ЗПР

1. ЗПР конституционального происхождения.

Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме, по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во мно¬гом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. При переходе к школьному возрасту значимость игровых интересов для детей сохраняется. Гармонический инфантилизм можно считать «ядерной» формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения.

2. ЗПР соматогенного происхождения.

Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца.

3. ЗПР психогенного происхождения.

Данное отклонение в развитии связано с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы). Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения.

Этот тип ЗПР занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Церебрально-органическая недостаточность прежде всего сказывается на структуре самой ЗПР — как на особенностях эмоционально-волевой незрелости, так и на характере нарушений познавательной деятельности. Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. Больные дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость имеет у них более грубый оттенок и нередко отражает органический дефект критики. Игровую деятельность характеризуют бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие.

Парциальные задержки в развитии ВПФ как основа трудностей обучения

Основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из ее проявлений — неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. Отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

1.неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы;

2.сниженная концентрация, выражающаяся в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости, что указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;

3.снижение объема внимания, т. е. ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;

4.сниженная избирательность внимания, что проявляется в затруднении выделения цели деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей;

5.сниженное распределение внимания, т. е. ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле при их усвоении;

6.«прилипание внимания», которое выражается в трудностях его переключения с одного вида или способа деятельности на другие, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;

7.повышенная отвлекаемость.

Дети с ЗПР отличаются своеобразием речевого развития. К признакам своеобразной задержки речевого развития можно отнести процесс возрастного словообразования при ЗПР. Обычно процесс бурного словотворчества у нормально развивающихся детей заканчивается к старшему дошкольному возрасту. У детей с ЗПР этот процесс затягивается вплоть до конца начальной школы.

По степени речевых нарушений, наблюдающихся у детей с ЗПР, можно выделить три группы:

1.изолированный фонетический дефект (неправильное произношение лишь одной группы звуков);

2.комбинированный дефект (дефекты произношения сочетаются с нарушениями фонематического слуха);

3.системное недоразвитие речи (нарушения лексико-грамматической стороны речи на фоне крайне бедного словарного запаса, примитивной структуры высказываний).

Особенности темперамента у детей с ЗПР.

Обусловливая индивидуально-типический стиль взаимодействия ребенка с окружающим миром, темперамент является базой для формирования характера, выражающегося в устойчивом отношении к окружающему миру и самому себе и проявляющегося в познавательной деятельности и в общении. В дошкольном возрасте, начиная с младенческого периода, по критерию обеспечения успешной социально-психологической адаптации выделяют легкий, промежуточный и трудный темпераменты.

Легкий темперамент.

По большинству характеристик ребенок не проявляет выраженного своеобразия, которое может послужить основой дезадаптации и негативного восприятия окружающими.

Промежуточный темперамент.

По 4—5 характеристикам ребенок выглядит достаточно своеобразно (например, интенсивная негативная реакция на новые стимулы, сопровождающаяся плохой адаптацией, сниженным фоном настроения и низким порогом ответной реакции на воздействия).

Трудный темперамент.

Более чем по 5 показателям у ребенка наблюдается своеобразие реакций, ведущее к выраженным трудностям во взаимодействии с окружающими.

Кроме того, в дошкольном возрасте можно обнаружить формирование систем темпераментальных характеристик, свойственных тому или иному темпераменту (меланхолическому, сангвиническому, флегматическому или холерическому). Сам по себе темперамент не является ни плохим, ни хорошим, но в зависимости от комбинации трех основных свойств нервной системы каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны, не учет которых ведет к формированию нежелательных черт личности, дезадаптивному поведению, может явиться причиной детской «нервности».

Когнитивный компонент связан с познанием других людей. Он включает способности встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми, и пр. Обычно эти способности выражаются терминами «социальный интеллект» или «социальные когниции». Эмпатия как способность понимания другого человека представляет собой сложное психологическое образование, позволяющее откликаться на эмоциональные состояния другого человека, понимать его и на этой основе оказывать помощь. В эмпатии выделяют непосредственно эмоциональный компонент (способность к сопереживанию, сочувствию) и «интеллектуальный» (действенное сочувствие на основе эмоционального дистанцирования от эмоций другого).

Особенности коммуникации детей с ЗПР.

Дошкольники с ЗПР правильно используют жесты, обозначающие указание, отрицание, согласие и незнание, реже и не всегда правильно ими используются жесты приветствия и одобрения. Было замечено также, что для передачи какой-либо информации дети с ЗПР используют свою индивидуальную систему кодирования, в которой жесты не всегда соответствуют общепринятой системе. Дети с ЗПР тяготеют к контактам с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых из них возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

У детей с ЗПР наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций:

1.агрессия направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, а также физически более слабые, животные, или на вещи;

2.бегство: ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например отказывается от посещения детского сада. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр.;

3.регрессия — возврат на более низкий уровень развития также является достаточно частой реакцией ребенка с ЗПР. Он не хочет быть большим и самостоятельным, так как это приносит одни неприятности;

4.отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации: ребенок вытесняет из сознания слишком травмирующую действительность, в которой он всегда терпит неудачи и не может избежать.

Результаты социометрического исследования состояния межличностных взаимоотношений в группе дошкольников с ЗПР в сравнении с группой нормально развивающихся сверстников показали в целом менее благоприятную социальную ситуацию. Сравнительный анализ экстремальных данных критериев выбора партнера для общения у нормально развивающихся детей и детей с ЗПР показал, что между ними существуют различия: дети с ЗПР выделяют положительные качества сверстников, в основном такие: хороший, дает игрушки, не дерется, добрый. Для дошкольников с ЗПР наиболее предпочтительными оказываются общие положительные качества, личностные черты сверстника. А для нормально развивающихся детей при несомненной значимости положительных личностных качеств партнера по общению ведущим мотивом становится интерес к главной деятельности дошкольника — игре.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник