Параметры критерии для раннего развития ребенка

ОСНОВНЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ  РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  РАННЕГО  ВОЗРАСТА

ВТОРОЙ  ГОД  ЖИЗНИ

Предложенные основные показатели психического развития детей второго-третьего года жизни основаны на современных представлениях о периодизации психического развития детей раннего возраста. Возрастной диапазон от 1 до 3 лет разбит на отдельные возрастные периоды, интервалы между которыми соответствуют нормальному темпу развития здорового ребенка.

Для каждого возрастного периода были выделены сферы психического развития: общая моторика, тонкая моторика, когнитивное развитие, навыки поведения, навыки самообслуживания, социально-эмоциональное развитие, игра. При обнаружении отставания на один возрастной период ребенка следует отнести к группе риска, на два или три возрастных периода – в группу высокого риска. Дети обеих этих групп требуют пристального внимания со стороны родителей и специалистов (невропатолога, психолога, логопеда, дефектолога).

1  ГОД  9  МЕСЯЦЕВ  —  2  ГОДА

Общая  моторика

Меняет темп движения: бег – ходьба; поднимается и спускается по лесенке детской горки без помощи взрослого; подпрыгивает на месте на обеих ногах, учится ловить мяч, брошенный несильно, с близкого расстояния; учится бросать мяч каждой рукой, стремясь попасть в цель, расположенную на высоте в пределах его роста; ударяет ногой по мячу; скатывает мяч с детской горки, ловит мяч внизу детской горки; самостоятельно подвигает стул, чтобы достать нужную вещь.

Тонкая  моторика

Ест аккуратно, без помощи взрослого любую пищу; намыливает ладони при умывании, досуха вытирает руки полотенцем, зажимая его между ладонями; захватывает обеими руками и натягивает на себя простые детали одежды (носки, шапку), с небольшой помощью взрослого натягивает ботинки, сапожки; отщипывает маленькие кусочки пластилина; разворачивает завернутые в бумагу (газету, кальку, гофрированную, глянцевую) свертки с разными по величине предметами.

Когнитивное  развитие

Методом проб и ошибок сопоставляет объемную фигуру с плоскостной проекцией, вставляет 3 вкладыша разной формы в соответствующие им отверстия; учится собирать трехместную матрешку и большее количество контрастных по величине форм-вкладышей, с помощью взрослого собирает пирамидку из 3 – 4 частей, учитывая величину элементов; раскладывает близкие по форме предметы на группы (круг, овал, квадрат, прямоугольник); учится подбирать предметы по оттенкам (синий – фиолетовый, красный – оранжевый), иногда может назвать один цвет (основной); распознает качества предметов при направленном обучении (пушистый, холодный).

Навыки  поведения

Внимательно наблюдает за лицом взрослого при медленном произнесении слов, с удовольствием повторяет одно-двухсложные слова; играет самостоятельно, если взрослый оставил необходимые для предметной деятельности игрушки; проявляет инициативу в повседневной жизни: тянется и просит словами определенную еду, игрушку, одежду, если капризничает, то просит все «как маленький» — жестами.

Навыки  самообслуживания

Сам надевает шапку, ботинки, носочки; знает место своего стульчика, полотенца, тапочек, куклы; совместно со взрослыми складывает игрушки в ящик или пакет; помогает взрослым в быту: накрывает на стол (приносит ложки, ставит свою тарелку в раковину), дает сумку; проявляет интерес к воде, пытается самостоятельно открыть кран, поплескаться; поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, пульта телевизора, открывает створки мебели, справляясь с защелками.

Социально  —  эмоциональное  развитие

Проявляет яркие эмоции при общении с близкими людьми, пользуется эмоционально окрашенной речью; восторженно относится к развлечениям (хороводу у новогодней елки, поездке на детские аттракционы); интересуется новой книжкой, игрушкой; самостоятельно пытается с ней «разобраться»; упрямится, требует запретного, стремится настоять на своем; «ревнует» маму к другому ребенку, может специально задеть другого малыша, если считает себя обделенным вниманием.

Игра

Играет в игры с элементами сюжетного замысла, использует заранее выученные со взрослыми действия в определенной последовательности: строит из конструктора «стул» и сажает на него куклу; принимает посильное участие в игре-инсценировке, организованной взрослыми; в игре повторяет слова за взрослым, может по желанию произнести фразу из двух слов; называет в игре 2 – 3 предмета; осознанно подбирает 2 – 4 картинки из «Детского лото».

ТРЕТИЙ  ГОД  ЖИЗНИ

2  ГОДА – 2 ГОДА  6  МЕСЯЦЕВ

Общая  моторика

Хорошо бегает; удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу, учится спускаться по наклонной доске самостоятельно; спрыгивает с предмета высотой 10 – 15 см, приземляясь на обе ноги; поднимается и спускается с лестницы; перешагивает небольшие препятствия (высотой до 20 см) приставным шагом; хорошо бросает мяч двумя руками и одной в разных направлениях, старается попадать в горизонтальную цель; толкает неподвижный мяч ногой;  ловит мяч с близкого расстояния; играя, поднимается на носочки, ходит на цыпочках; катается на трехколесном велосипеде, перебирая по полу ногами.

Тонкая  моторика

Работает с пластилином, глиной, влажным песком: лепит примитивные формы (щипковыми движениями); рисует «пальчиковой гуашью»; удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования горизонтальных и вертикальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закругленную линии; может попытаться скопировать «крест»; играет мелкими предметами: бусинки складывает, перебирает крупинки, пуговицы, при захвате устойчиво пользуется большим, указательным и средним пальцами; хорошо держит ложку и совершает вращательное движение кистью руки при зачерпывании жидкой пищи; намыливает руки мылом, при умывании трет лицо ладонями.

Когнитивное  развитие

Строит башню из 6 – 8 кубиков; ориентируется в контрастных величинах по убыванию-возрастанию в пределах 3 – 4 предметов (кубиков, колец пирамидок), соотнося их по размерам «больше – меньше»; соотносит конфигурацию объемных геометрических предметов с их плоскостным изображением («Почтовый ящик», подбор крышек к коробкам); ориентируется в 4 основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1 – 2 цвета; часто пытается использовать один предмет для воздействия на другой (бьет молоточком по дощечке, стерженьку, «как взрослый мастер»); различает «один – много», начинает формироваться понятие о числе («два», «пара»); учится подбирать парные картинки, называет многие картинки по темам: «Животные», «Посуда», «Одежда», «Мебель».

Навыки  поведения

С интересом слушает короткие стихи и рассказы, смотрит по телевизору мультфильмы и детские передачи; внимательно слушает музыку, песни, выражая свое отношение активным движением или состоянием зачарованности, умиротворения; выражает несогласие со взрослым словом; выполняет указания взрослых: «собери игрушки»; понимает слова: «хорошо», «плохо»; дает себе оценку: «хороший», «красивый»; начинает воспринимать оценку своей речи со стороны взрослого и может по образцу изменять, усложнять используемые им в обиходной речи слова.

Навыки  самообслуживания

Хорошо держит ложку в руке и ест аккуратно, не обливаясь; частично одевается и раздевается; самостоятельно надевает носочки, шапочку, с небольшой помощью взрослого – обувь (без шнурков); может снять расстегнутую одежду; контролирует свои физиологические потребности, сообщая о них определенными словами; подражает элементам бытовых действий близких людей: сметает крошки со стола, вытирает тряпочкой «лужицу».

Социально  —  эмоциональное  развитие

Играет самостоятельно; проявляет фантазию; производит несколько последовательных игровых действий, связанных между собой одним простым сюжетом (начинается «сюжетная игра»); выбирает для игры рядом со сверстниками аналогичные игрушки («параллельная игра»); любит совершать действия, производящие изменения в окружающей среде (включает – выключает свет).

Игра

Распознает эмоциональные состояния близких людей, реагирует  на них; подражая взрослому, жалеет плачущего ребенка, больное животное; использует для выражения своих чувств определенные жесты, эмоциональные слова и интонации; эмоционально предвосхищает результаты знакомых действий, избегает неприятных событий, ситуаций; злится при ограничении свободы движений; удерживает внимание взрослого или другого ребенка (жестами, улыбками, заглядыванием в глаза).

2  ГОДА  6  МЕСЯЦЕВ  —  3  ГОДА

Общая  моторика

Меняет темп, направление и характер движения во время ходьбы и бега, может одновременно выполнять два разных движения (топать и хлопать); самостоятельно удерживает равновесие, спускаясь по наклонной доске; может пройти несколько шагов на цыпочках; подпрыгивает на двух ногах; может несколько мгновений удерживать равновесие, стоя на одной ноге; перепрыгивает и/или легко перешагивает невысокие препятствия (до 10 – 15 см); хорошо бросает и «футболит» мяч.

Читайте также:  Ребенок с замедленным развитием

Тонкая  моторика

Рисует карандашом, держа его, как взрослый; изображает на бумаге круговые, вертикальные и горизонтальные линии; срисовывая, начинает копировать более сложные формы («круг», «крест»), к 3 годам рисует человека («головонога»); самостоятельно раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигурки по своему замыслу; ловко складывает и достает мелкие предметы из ящичков, бутылочек; собирает 4 — 6 формочек, вкладывая меньшую в большую; пользуется детскими ножницами.

Когнитивное  развитие

Строит башенку из большого числа кубиков (до 10 шт.); строит более сложные, чем раньше, конструкции по собственному замыслу; находит 5 — 6 парных картинок из 10; вместе со взрослыми играет с разрезными картинками из двух частей; вылавливает магнитной удочкой рыбок и т.п.; может назвать некоторые из 4 основных цветов и некоторые геометрические фигуры в игре; собирает пирамидку из 4 – 8 колец, учитывая размер; имеет представление о числе (показывает и говорит: «1, 2, 3, много, мало»); называет около 50 изображений по темам: «Животные», «Люди», «Одежда», «Транспорт», «Мебель».

Навыки  поведения

Использует обиходные предметы по назначению, знает их названия и многие называет самостоятельно; умеет приветствовать людей и употреблять слова «спасибо», «пожалуйста»; соблюдает элементарные правила поведения на улице, в детском саду дома; поддерживает порядок; проявляет терпение, выполняет указание «подожди»; противопоставляет себя другим, начинает о себе говорить «я».

Навыки  самообслуживания

Быстро одевается и раздевается с помощью взрослого (застегивает 1 – 2 пуговицы, самостоятельно обувается и снимает вещи без застежек); знает, где хранится одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого;  складывает свою одежду на стульчике; по просьбе убирает за собой игрушки и мусор.

Социально  —  эмоциональное  развитие

Подражает сверстникам в игре; участвует в простых групповых играх, развивающих речевые и двигательные навыки; играет в сюжетно-ролевые игры (берет на себя роль «мамы», «врача»); проявляет инициативу в игре; возрастает роль воображения и фантазирования в игре («творческая игра»); подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта.

Игра

Знает свою половую принадлежность; проявляет отзывчивость; управляет поведением взрослых путем «детских истерик», «вспышек гнева»; испытывает яркие эмоциональные переживания в играх с детьми и при просмотре телевизора, посещении зоопарка и т.п.; воспринимает через собственные эмоции понятия «больно», «холодно», «хочется»; запоминает прежние эмоциональные впечатления.

Источник

Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

Развитие ребёнка до года стремительно. Уже к пяти месяцам вес удваивается, а рост увеличивается почти вполовину – от рождения. За год малыш осваивает многие навыки, укрепляется физически, развивается психически. Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

В первый и второй месяц ребёнок умеет поворачивать голову, приподнимать её, лежа на животе. К двум месяцам он умеет сжимать и разжимать пальцы, игрушку, удерживает голову около 10 секунд. В три месяца переворачивается со спины на бок, с живота на спину. В вертикальном положении держит голову и туловище. На четвёртом месяце малыш может, лёжа ни животе, подниматься на руках. Из лежачего положения при поднятии за ручки удерживает голову. Если держать малыша под мышки на плоской поверхности, то он будет переступать ножками. К пятому месяцу игрушки тянутся в рот и рассматриваются. В этот же период ребёнок умеет поднимать ножки, хватать их руками, поднимать голову и плечи, пытаться сесть, перекатываться со спины на живот, может даже недолго сидеть. Когда его держат в вертикальном положении, опирается на стопы, умеет перекладывать игрушки из одной руки в другую. В возрасте около полугода ребёнок садится, становится на четвереньки, пробует ползать. Некоторые дети сразу пытаются встать на ноги. Умения улучшаются к девяти месяцам. С девяти до одиннадцати месяцев дети обычно могут сами вставать, ходить, придерживаясь рукой, перемещаться приставными шагами.

https://programmamama.com

Малыш родился, и вас выписали из роддома. Что же дальше? Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе «Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев». СМОТРЕТЬ ВИДЕОКУРС

К году ребёнок должен сделать хотя бы несколько шагов с поддержкой взрослого. Может наклоняться, чтобы взять предмет, бросать предметы, стоять на одной ноге, относить предметы, спускаться и подниматься по лестнице, прыгать на месте. В два-три года ребёнок бегает, прыгает, ходит на носках, сидит на корточках. Формируются навыки игры, появляются возможности самообслуживания – питания, одевания и пр.

Внешние признаки ребёнка – вес и рост малыша – также являются критериями правильно развития. При оценке веса практически всегда оценивают соответствие росту и, в меньшей степени, – возрасту. Излишняя худоба или полнота связаны с нарушением режима дня, диеты, отсутствии нагрузок и полноценного сна, проблемах обменных процессов, болезнях.

Читайте в нашем блоге: «Как распознать и исправить задержки развития»

Психическое и умственное развитие детей также имеет особые критерии. В лобных извилинах головного мозга расположен центр Брока, участвующий в формировании устной речи. Кисти связаны с центром Брока, а пальцы посылают импульсы в ЦНС. Когда стимулируются руки, активизируются нейроны мозга, развивается речь.

В ранний период можно судить о развитии мозга ребёнка после года. К 1 году и 3 месяцам запас слов – около шести, малыш понимает простые инструкции. К 1,5 годам он показывает некоторые части тела, знает до 20 слов. К 1 году 9 месяцам составляет простые фразы из двух слов. В 2 года малыш знает части тела, знает 50 слов, понимает указания, состоящие из нескольких этапов. К 2,5 годам в речи появляются местоимения. К 3 годам словарный запас резко возрастает до 250 слов, появляются глаголы, множественные числа существительных. Ребёнок знает своё имя, пол, возраст, понимает значение предлогов. В период с года до двух ребёнок удерживает предметы, может рисовать карандашами, рисует мелками, переворачивает страницы. К двум годам открывает ящики, вытаскивает вещи с полов, играет с песком, глиной, нанизывает бусы. К трём годам ребёнок захватывает предметы не кулаком, а щепотью или «пятипалым захватом».

Понимание речи развивается к двум годам, когда ребёнок узнаёт изображения на картинках, понимает простые вопросы и выполняет просьбы. К трём годам малыш понимает и помнит рассказы и сказки.

Зрительно-моторная координация развивается с года до двух: рисует линии, удерживает чашку, понимает геометрические фигуры. С двух до трёх лет ребёнок рисует простые формы, режет ножницами.

Полезная статья? Подписывайтесь на канал и делитесь ссылкой в соцсетях!

Источник

От автора: Включает примерные показатели развития детей от 0 мес. до 1 года. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в раннем возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.

История развития ребенка.

Читайте также:  Что такое соматическое развитие ребенка

Оценка развития ребенка в период от 0 мес. до 1-г.

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.

1.Вес ребенка при рождении.

2.Крик.

3.Характеристики пе­риода новорожденное, его особенности.

4.Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли проти­воречия между ухаживающими).

5.Характер вскармливания, отношение к кормлению ребенка и матери.

1.Характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом:

1.Спокойным или беспокойным был ребенок.

2.Были ли проблемы с питани­ем, сном и т. п. в этот период (например, «ребенок плохо засыпал, путал день с ночью»).

3.Определить характер реак­ции на мокрые пеленки.

4.Тесное пеленание или обле­гающую одежду (т. е. изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности).

5.Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей.

6.Трудности привыка­ния к твердой пище.

7.Болезненная реакция на изменение режима.

8. Наличие симбиотической связи с матерью (непе­реносимость ее отсутствия).

9.Характер реакции ребенка на другого человека.

2.Психомотор­ное развитие ребенка и реакция матери на достижения ре­бенка:

1.Выявляются сроки моторного развития (сроки возник­новения новых моторных навыков), их последователь­ность:

— наличие или отсутствие периода ползания, сроки его возникно­вения,

— отметить слишком ранние сроки вставания на ноги (до 7 месяцев),

Нормативная последовательность развития моторных навыков:

ВОЗРАСТ

Моторное развитие (движения, статика)

2 месяца

— В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.

— В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.

— При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.-

-К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.

— Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд.

3 месяца

— Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.

— Хорошо держит голову в вертикальном положении.

— Переворачивается со спины на бок.

— Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.

— Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.

4 месяца

— Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.

— Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.

— Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.

— Исчезает физиологический гипертонус ног.

5 месяцев

— Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.

— Уверенно переворачивается со спины на живот.

— Берет игрушку из рук взрослого.

— Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».

— Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.

-В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.

6 месяцев

— Сидит без поддержки.

— Пытается ползать.

— Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.

— Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.

7 месяцев

— Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.

— При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.

— Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.

8 месяцев

-Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.

— Простое подражание в игре: стучит, катает.

— Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить. 

9 месяцев

— Ходит, держась за опору.

— Встает на колени.

— Садится из вертикального положения.

— Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.

— С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.

10 месяцев

— Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.

— Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).

— Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.

— Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).

11 месяцев

— Самостоятельно стоит, делает первые шаги.

— Хорошо ходит за одну руку.

— Нагибается при поднимании предмета без приседания.

— Приседает без опоры.

— Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.

12 месяцев

— Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).

— Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу. 

 3.Симптомы, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни :

-наличие мышечной гипо- или гипертонии,

-частые срыгивания,

-дрожание (тремор) рук),

-беспричинные кри­ки,

-судороги на фоне высокой температуры.

4.Характеристика психического развития:

1.Эмо­циональные реакции (первые улыбки, комплекс оживле­ния, страха перед чужими лицами),

2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровож­дение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой),

3.Важным показателем собственно эмоциональ­ного развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,

4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интона­ции,

5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, ле­пет, первые слова, определение частей тела),

6.Отмечаются речевые реакции ре­бенка и изменения их интенсивности и качества в присут­ствии взрослых.

Нормативная последовательность  нервно-психического развития (общение, умения и навыки).

ВОЗРАСТ

Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки)

1 месяц

— Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.

— Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.

— Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.

— Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.

-Крик приобретает эмоциональные оттенки.

2 месяца

-За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.

— Ищет источник длительного звука поворотом головы.

— При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.

— Становление речи – начинает гулить.

— Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.

3 месяца

— Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).

— Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).

— «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.

— Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.

— Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.

— Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.

— Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.

— Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.

-Положительные звуки при музыкальных звуках.

4 месяца

— Узнаёт мать, радуется при её виде.

— Находит глазами невидимый источник звука.

— Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.

— При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.

— Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем.

— Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.

Читайте также:  Развитие ребенка с дефектами

— Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.

5 месяцев

-Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).

— Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.

— Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.

— Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.

— Не берет чужую грудь.

— Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.

6 месяцев

— По-разному реагирует на свое и чужое имя.

— Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.

— Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.

— Может пить из блюдца.

7 месяцев

— На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.

— Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.

— Долго занимается игрушками.

— Тянется к своему отражению в зеркале.

— Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.

8 месяцев

— Громко, четко и повторно произносит слоги.

— Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.

— Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.

— Сам держит и ест сухарик, печенье.

9 месяцев

— Под музыку совершает плясовые движения.

— Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.

— Находит предмет, независимо от его местонахождения.

— Знает свое имя, оборачивается на зов.

— Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.

-Спокойно садится на горшок.

-Различает цвета и форму предметов.

-Ищет упавший предмет, запоминает его название.

10 месяцев

— Повторяет за взрослыми слоги.

— По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.

— Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).

— Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).

— Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».

11 месяцев

— Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».

— Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).

— По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.). 

12 месяцев

— Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.

— Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.

— Указывает части тела.

— Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.

— Сам без помощи пьет из чашки.

— Пытается участвовать в одевании, умывании.

5.Развитие речи.

(0 – 3 мес.) 

Развитие эмоционально-выразительных реакций.

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

(3 – 6 мес.) 

Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.

(6 – 10 мес.)

 Начало развития понимания речи, активного лепета.

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.

 Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

(10 мес. – 1 год)

Время появления первых слов.

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

6.Отмечаются заболевания и/или травмы пер­вого года жизни.

7.Страхи до года.

1.Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.

2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.

3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.

4.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.

После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.

5.Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха.

Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений.

6. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне.

7. Страх глубины (при купании) в возрасте до 1 года.

Источник