Памятка адаптация ребенка в детском саду 2 года

Памятка адаптация ребенка в детском саду 2 года thumbnail

Рекомендации для родителей

по адаптации  ребенка 2-3 лет

к детскому саду.

I младшая группа

 «Солнышко»

Рекомендации для родителей по адаптации

ребенка 2-3 лет  к детскому саду.

Детский сад- новый период в жизни ребенка. Для малыша это первый опыт коллективного общения.  Новую обстановку,  незнакомых людей  не все дети принимают сразу и без проблем.

Большенство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие- соглашаются  идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться  к детскому саду.

Есть причины, которые вызывают слезы у ребенка:

  1. Тревога, связанная со сменой обстановки.
  2. Отрицательное первое впечатление  от посещения детского сада.
  3. Психологическая неготовность ребенка к детскому саду.
  4. Отсутствие навыков самообслуживания.
  5. Избыток впечатлений.
  6. Личное неприятие воспитателя или воспитателей.

Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующие режиму детского сада.

В первые дни  не следует оставлять малыша в детском саду дольше 2 часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно.

 По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз после  прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, т.к. родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Если малыш плачет. Стоит взять его на руки, успокоить-вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном. Поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет в детский сад, вместе решить, какую одежду  он оденет утром.

В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым  малыш уже  обучился. Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад.

Родители, отдавая сына или дочь в детский сад, часто сталкиваются с трудностями.

Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

  1. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость- нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
  2. Обвинение и наказание ребенка за слезы- это ошибка родителей. От старших требуется только терпение и помощь.  Все, что нужно малышу- это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны помочь родителям в этот непростой для семьи период. Не стоит в первое время  планировать важных дел. Сын или дочь  могут привыкать к детскому саду 2-3 месяца.
  3.  Еще одна ошибка родителей- пребывание в  состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии.

Кажется, что дети маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это  еще больше усиливает детскую тревогу.

  1. Пониженное  внимание к ребенку также  является типичной ошибкой родителей.  Довольные  работой  ДОУ, некоторые мамы  облегченно вздыхают и уже почти не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Нужно наоборот, больше времени проводить с ребенком в этот период жизни.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по -разному. Но привыкание к дошкольному учреждению- это  также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка. Помогать ему, преодолевать трудности.

Источник

hello_html_49359d1f.jpg

Что такое адаптация к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду — это способность малыша принять новую среду, новые условия жизни и новое окружение. Ребенок сталкивается с рядом изменений:

  • рядом с ним не находятся постоянно мама, папа или другие близкие люди;

  • ему приходится быть рядом с другими детьми;

  • нужно слушаться воспитателя, чужих взрослых;

  • от него требуют соблюдать распорядок дня детского сада;

  • личностное общение воспитателя с ним недолгое, воспитатели общаются одновременно со всей группой ребятишек.

Все это приводит к внезапному стрессу у малыша. Он пытается протестовать или приспосабливаться к изменившимся условиям. Понять, что ребенок перегружен эмоционально и психологически, можно по признакам:

  • резкая смена поведения — активные малыши затихают, а спокойные начинают вести себя агрессивно;

  • откат в умениях ребенка — малыш, умеющий говорить, одеваться, ходить на горшок, после посещения детского сада

  • отказывается от всех или от одного из этих навыков;

  • у ребенка нарушается сон — он плохо засыпает и просыпается со слезами, отказываясь идти из дома в садик;

  • у малыша пропадает аппетит, он не хочет есть незнакомую ему еду в незнакомом месте;

  • у малыша на фоне общего стресса снижается иммунитет.

По мере того, как ребенок привыкает к детскому саду, все эти проблемы сглаживаются или полностью исчезают.

Степени адаптации:

По тому, как долго ребенок привыкает к детскому саду и как ярко выражены его реакции, проблемное поведение, выделяют степени адаптации.

Легкая адаптация

Это наилучший вариант развития событий. Ребенок привыкает к изменениям быстро, в течение месяца он втягивается в новые условия. По каким признакам судят о легкой адаптации:

  • малыш без истерик и слез отпускает маму, не пытается выбежать из группы, остановить уходящего родителя;

  • он умеет контактировать с другими детками, не боится первым идти на контакт;

  • когда обращается к воспитателям, смотрит им в глаза;

  • может попросить о помощи;

  • рассказывает дома о том, как провел время в детском саду;

  • легко подстраивается под распорядок дня;

  • адекватно реагирует на похвалу или неодобрительные замечания воспитателей;

  • может заниматься чем-то самостоятельно, не требует постоянного внимания к себе.

Средняя адаптация

Средняя адаптация затягивается на срок не меньше полутора месяцев. Малыш показывает, что ему не нравится такая смена обстановки, он часто болеет, но постепенно подстраивается под изменившееся окружение и способен влиться в детский коллектив. Как ведет себя малыш при средней степени адаптации:

  • ему тяжело отпустить маму, после того, как родители ушли, он некоторое время плачет;

  • если ребенка отвлечь, он забывает о расставании и играет;

  • малыш общается с воспитателями, с другими детками;

  • он адекватно реагирует на обращение старших, на замечания;

  • ребенок соблюдает правила и распорядок дня;

  • он не часто конфликтует с другими детьми или воспитателями

Читайте также:  Ребенку 2 года ничего не интересно

Тяжелая адаптация

Детки, которым адаптация дается особо тяжело, привыкают к садику от двух месяцев до нескольких лет. Бывают случаи, когда ребенок не может никак

адаптироваться и не может посещать садик. Как понять, что у малыша тяжелая адаптация к детскому саду:

  • ему очень сложно отпустить родителей, расставание затягивается, сопровождается слезами, истериками или оцепенением;

  • малыш отказывается заходить из раздевалки в помещение группы;

  • он не хочет общаться ни со взрослыми, ни с другими детками;

  • он не хочет кушать, спать днем, играть;

  • проявляет агрессию или замкнутость;

  • когда к нему обращаются воспитатели, реагирует неадекватно (пугается или плачет).

Что влияет на адаптацию

Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, нужно учитывать ряд факторов. На длительность адаптационного периода влияет возраст малыша, уровень его психологического, интеллектуального и физического развития, его здоровье и степень общительности, социализации.

Возраст малыша

По мнению психологов, оптимальный возраст для начала посещения детского сада — три года. Если малыша отдают в сад слишком рано, он просто еще не умеет общаться с другими детками и ему трудно принять новую обстановку.

В возрасте от года до трех лет формируются детско-родительские отношения. Разлука с мамой в это время нарушает у малыша базовое доверие к миру, ему страшно, что мама не вернется.

Более взрослым деткам поход в садик дается легче еще и потому, что у них есть навыки самостоятельности, необходимые для посещения садика: одеваться, кушать, пить, ходить на горшок. Когда у ребенка есть базовые навыки самообслуживания, привыкание к саду проходит легче.

Здоровье малыша

Деткам с хроническими заболеваниями тяжелее привыкнуть в детскому саду. Из-за особенностей здоровья, повышенной привязанности к родителям им тяжело расставаться надолго с близкими.

Ребятишкам, болеющим часто и подолгу, врачи рекомендуют не торопиться с садиком.

Психологическое развитие малыша

Если психологическое развитие ребенка отклоняется от средних показателей, это сказывается на успешном привыкании к саду.

Когда малыш отстает в развитии, ему нужна особая программа корректировки, компенсации, чтобы он смог догнать остальных деток в развитии и познавательной активности.

Если у ребенка развитие выше среднего, ему тоже сложно влиться в детский коллектив, трудно контактировать с остальными ребятишками из-за разных уровней развития познавательных способностей.

Степень социализации

Чем проще малышу заводить знакомства, общаться с другими детьми и взрослыми, тем проще проходит его адаптация. К садику быстрее привыкают те детки, которые не общались раньше только с родителями и ближайшими родственниками.

Деткам, у которых нет опыта общения с другими детьми, тяжело дается адаптационный период. Они не умеют общаться, не знают, как разрешать конфликты — это пугает и тревожит их.

hello_html_1b2d423e.jpg

Этапы адаптации

Адаптация — процесс сложный, состоящий из нескольких этапов. На протяжении каждого из периодов есть своя интенсивность негативных реакций малыша:

  1. Первый этап — острый период. Ребенок возбужден, он нервничает, капризничает, плачет, могут быть истерики. На этом этапе стресс приводит в снижению иммунитета малыша.

  2. Второй этап — умеренно острый период. Негативные реакции уже не так ярко выражены, ребенок начинает приспосабливаться к переменам. Возбуждение снижается, улучшается аппетит, сон, эмоциональное состояние малыша.

  3. Третий этап — компенсированный. В этот период формируется стабилизация состояния малыша. Он вливается в коллектив, восстанавливаются его привычные реакции. Появляются новые навыки самостоятельности.

Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду:

1. Подготовьтесь к саду. Расскажите ребенку, зачем ходят в садик, что там делают.

Расскажите о игрушках, занятиях, новых друзьях. Обязательно объясните, как вести себя, если захотелось в туалет на прогулке, что делать, если малыша обидели, если он ударился или испачкался. Страх — в незнании. Когда ребенок знает, что его ждет, ему не так страшно.

2. Будьте позитивны. Будьте готовы отпустить ребенка, доверить его чужим людям.

Расставайтесь с малышом спокойно, с любовью, а не слезами на глазах и трепещущим сердцем. Не ругайте в присутствии ребенка ни садик, ни воспитателей.

3. Создайте ритуалы, поддерживайте их. Однообразие, известных ход событий очень успокаивают. Найдите со своим малышом свои ритуалы: как вы прощаетесь, обнимаете, целуете, что говорите. Как вы встречаетесь, что говорите и что делаете при встрече.

4. Не говорите малышу грубостей. Никогда не срывайтесь на ребенке, не угрожайте ему тем, что оставите в саду и не придете за ним, если он не будет плакать. Сдерживайте себя, ваша злоба и несдержанность — опасные зерна. Ваша любовь и терпение это то, что даст плоды любви и благодарности в будущем.

5. Понимайте малыша. Жалейте его, поймите, как ему нелегко в этот период. Уделяйте ему

больше внимания и ласки, и не перегружайте дополнительными занятиями, кружками и прочими развивающими занятиями.

6. Будьте ответственны за свое решение. Не нужно ждать, что ваш ребенок легко и без проблем пойдет в садик. Будут слезы, будут негативные эмоции. Этого не нужно бояться.

Важно понимать, для чего вы это делаете. Помогите ребенку пройти этот непростой период, поддерживайте его, дайте понять, что видите, как ему трудно, но он такой молодец, так хорошо справляется.

Ошибки родителей, чего нельзя делать:

1. Сравнивать. Ваш ребенок не обязан привыкнуть к садику так же быстро, как дети ваших друзей или знакомых.

2. Обманывать. Если пообещали, что заберете ребенка через час – так и сделайте. Если будете обещать забрать пораньше, а приходить поздно вечером, ребенок перестанет вам доверять, будет чувствовать, что его предают.

3. Наказывать долгим пребыванием в саду. Нельзя наказывать ребенка за провинности более долгим пребыванием в садике, от этого адаптация пойдет только хуже.

4. Подкупать. Дарить игрушки и сладости только за хорошее поведение в саду. В

дальнейшем это может привести к шантажу, когда дети требуют ежедневных подарков, а если их нет — устраивают истерики.

5. Отводить в сад больного ребенка. Если малыш плохо чувствует себя, не нужно вести его в сад. Это только больше ослабит ребенка, и болезнь может затянуться на длительный срок.

6. Уходить, не попрощавшись с малышом, тихо исчезнуть. Это подрывает базовое доверие ребенка к вам: раз мама может так внезапно исчезнуть, она может и не вернуться, в этом случае адаптация к саду только задерживается.

Источник

Памятка для родителей

«Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению»

Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребёнок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.

  1. Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
  2. Установите чёткие требования к ребёнку, будьте последовательны в их предъявлении.
  3. Будьте терпеливы.
  4. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
  5. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми
  6. Когда ребёнок с Вами разговаривает слушайте его внимательно.
  7. Если Вы увидите, что ребёнок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  8. Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, понятные объяснения.
  9. Спрашивайте у ребёнка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты это делаешь» он ответит, когда подрастёт.
  10. Каждый день читайте малышу.
  11. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления.
  12. Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте….
  13. Поощряйте любопытство.
  14. Не скупитесь на похвалу.
Читайте также:  Аптечка в турцию для ребенка 2 года

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.

 Адаптация – сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушению здоровья, поведения и психики.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить постепенный переход ребенка из           семьи в ДОУ, требуется поддержка родителе.

 Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него со сверстниками? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги… от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода (который может продлиться иногда и полгода), и его дальнейшее развитие. Эмоциональная привязанность к матери формируется с момента рождения и пронизывает все раннее детство ребенка. По мере взросления малыша она может несколько видоизменяться, в зависимости от расширения круга общения. Поэтому важно, чтобы любой новый опыт (например, общение с другими детьми и взрослыми, пребывание в незнакомом месте, игра с новыми игрушками) ребенок раннего возраста постигал вместе с мамой, что поможет ему удостовериться в безопасности опыта.

        Существует определенная последовательность формирования психологической автономности ребенка от мамы в условиях детского сада.

1-й этап «Мы играем только вместе». В первое время, когда ребенок еще настороженно относится к детскому саду, мама является его проводником и защитником. Она побуждает его включаться во все виды деятельности и сама активно играет вместе с ним во все игры. На данном этапе ребенок и мама – одно целое.

2-й этап «Я играю сам, но ты будешь рядом». Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет никакой опасности. Игры и игрушки вызывают у него острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучаться от мамы для игры. При этом малыш иногда ненадолго отлучается от мамы, постоянно возвращается к ней, ищет ее взглядом, подходит за эмоциональной «подпиткой». Здесь важно маме, отпуская ребенка, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень недолговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с педагогом, другими детьми и чужими мамами.

3-й этап «Иди, я немного поиграю один». Рано или поздно настает момент, когда малыш начинает проявлять самостоятельность в игре. Он просит маму остаться на стульчике в стороне. Хорошо взаимодействует с педагогом, ориентируется в обстановке группы. У него появились любимые игрушки, он запомнил и выполняет простейшие правила. Когда наступает такой момент, маме можно предложить подождать ребенка в приемной. Главный момент в этой ситуации мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго отлучиться.

Важно обратить внимание ребенка на возращение мамы, на то, что мама его не обманула, она действительно отлучалась только на какое-то время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия можно увеличить.

4-й этап «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». Собираясь в детский сад, ребенок уже знает. Что он будет находиться в группе один, и заранее на это соглашается. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во взаимодействие с педагогом, детьми, при необходимости общается за помощью.

Именно этот этап является завершающим в процессе становления психологической автономности ребенка.

Длительность адаптации во многом зависит от поведения родителей.

Как облегчить крохе процесс адаптации?

  • Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: «А как тебя зовут? Можно с тобой поиграть?» и т.д.
  • Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что чужое. Как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.
  • Отправляя первый раз в сад, напоминайте себе, что вы его сами выбрали, поэтому с ребенком здесь ничего плохого не случиться. Если вы не будете скрывать от крохи волнения, то ему передастся напряженное состояние.
  • Дома спокойно объясните малышу, что там он как все дети, остается один, что вы непременно заберете его после обеда, сна и т.д.
  • Придя в детский сад, осмотрите раздевалку, покажите малышу шкафчик. Ока ребенок осваивается, не тормошите его, не позволяйте чужим людям подшучивать и стыдить кроху, готового заплакать («Ай-ай-ай, как не красиво, как не стыдно» и т.д.)
  • Вместе загляните в группу – обычно внимание малыша сразу захватывает множество игрушек, и он на какое-то время забывает о маме. Подумайте: может вам стоит исчезнуть в этот момент?
  • Пообещав ребенку забрать его в определенное время, лучше подстрахуйтесь и придите раньше. Опоздание к условленному сроку – самое худшее, что может быть в этом периоде.
  • Забирая малыша, не забудьте расспросить воспитателя о поведении и эмоциональном состоянии крохи. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

  • Приучайте к детскому саду постепенно! (несколько дней стоит находиться рядом с ребенком в детском саду в течение нескольких часов, а затем забирать его домой).
  • Если беспокойная мама прощается с ребенком несколько раз подряд с беспокойным видом, то у него возникает мысль: «Она беспокоится, значит, со мной может случиться что-то ужасное, лучше я не отпущу ее от себя».  В итоге заканчивается все истерикой.
  • Если ребенок отказывается идти в детский сад, Вы должны проявить терпение и объяснить, что следует идти в детский сад так же, как родители ходят на работу.
  • Если ребенок с трудом расстается с матерью, стоит некоторое время отцу приводить в детский сад ребенка.
  • Если ваш малыш в первые дни устает от новых впечатлений, приходи домой измученный и нервный, то посоветуйтесь с воспитателем или сократите время пребывания в детском саду, или оставляйте дома 1-2 раза в неделю.
  • Помните! В каком бы возрасте ребенок ни поступал в детский сад, безболезненная адаптация может быть обеспечена только подготовленностью к новым условиям.
Читайте также:  Как развить гиперактивного ребенка в 2 года

Памятка для родителей

  • Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
  • Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
  • Будьте терпеливы.
  • Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
  • Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  • Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
  • Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»
  • Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
  • Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …
  • Поощряйте любопытство.
  • Не скупитесь на похвалу.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс.

Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются:

  • анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);
  • выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.

Вся работа проводится в три этапа:

1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

— характеристика родителями состояния своих детей в семье

— оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада

— оценка психоэмоционального состояния детей

По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаем для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь — не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) — по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей

На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами — манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.

Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

  • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
  • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
  • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

При проведении занятий учитываем специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой — усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу «здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико — психолого — педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Источник