Пальчиковый массаж для развития речи ребенка 6 месяцев

Пальчиковый массаж для развития речи ребенка 6 месяцев thumbnail

Вера Васильева
Пальчиковый массаж как средство развития речи детей

Существует много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них, далеко не всем известный, — пальчиковый массаж, способствующий активизации речевых центров головного мозга.

Пальчиковый массаж и самомассаж — один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного и школьного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению самомассажа с детьми.

Игровой пальчиковый самомассаж — это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.

Наиболее значительный эффект можно получить, если сопровождать массажные упражнения речевым материалом. Использование игрового пальчикового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Делая себе массаж пальчиков, дети развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

Самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с группой детей одновременно в детских садах, в начальной школе и в условиях семьи.

Разработанный комплекс занимательных игровых упражнений способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогает сделать речь яркой и эмоциональной, содержит элементы релаксации и эмоциональной разрядки, повышает настроение детей.

Комплекс занимательных игровых упражнений пальчикового массажа для дошкольников с нарушениями речи

1. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.

Дети любят всех зверей: (большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец)

Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей (мизинец)

Меняем руку

И клестов, и снегирей (большой палец)

Любят горного козла (указательный палец)

Обезьянку и осла (средний палец)

Дикобраза и ежа (безымянный палец)

Черепаху и ужа (мизинец)

2. Массаж (самомассаж) фаланг пальцев

Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.

По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)

А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)

3. Массаж (самомассаж) прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Правая рука

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся по дороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил» (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Левая рука

Он на поиск диких пчел (большой)

Все медведи – сладкоежки (указательный)

Любят есть медок без спешки (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

4. Потягивание за кончики пальцев

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Тянут – тянут (мизинец)

Бабка с дедкой (безымянный)

Из земли (средний)

Большую репку. (указательный)

Вот пришла бы (большой)

Наша внучка, (большой)

Помогла б (указательный)

Собака Жучка (средний)

Где же кошка? (безымянный)

Мышка-крошка? (мизинец)

Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)

Вытянута репка!

5. «Щелчки»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.

Вариант 1

На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)

Вариант 2

Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугались щелчка –

Разбежались кто куда!

6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии

Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу

Я катаю колобок,

У него румяный бок,

Круглый бок, румяный бок,

Вот так чудо – колобок!

7. Массаж (самомассаж) колечками для Су-Джок терапии

Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

8. Самомассаж бусинками

Катание бусинки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.

Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й

Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й

Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й

Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й

Смена руки

Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й

Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й

Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й

Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й

9. Самомассаж шестигранными карандашами

Катание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами.

Покатаю я в руках карандаш немножко,

Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

10. Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)

Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого. Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.

Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

11. «Горошки»

Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог.

С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки – руки держат все горошки.

12. Самомассаж прищепками

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

1-ый вариант

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Дай, хозяйка корма мне,

Раньше, чем моей родне.

2-ой вариант

Кусается больно котенок – малыш.

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться,- скажу тебе: «Кыш!»

13. Массаж четками

Ребенок проговаривает строчку – откладывает бусину. Работают 1, 2, 3 пальцы, а 4 и 5 держат четки.

Четки мы перебираем,

Все на свете мы считаем.

За день всходит только раз

В синем небе солнца глаз.

И гордится голова:

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с онр

У нее-то глаза два!

Мы пускаем пузыри:

Раз пузырь, и два, и три.

Мы считаем дырки в сыре:

Раз и два, и три, четыре.

Будем пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Источник

Что такое массаж для развития речи?

Как он поможет улучшить речь ребенка?

Какие виды речевого массажа можно делать дома самостоятельно, а какие нужно доверить специалисту?

На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.

Содержание:

  • Логопедический массаж. Понятие
    • Требования к проведению речевого массажа
    • Какой специалист назначает речевой массаж
    • Показания к проведению
    • Противопоказания к применению
  • Массаж ладошек для развития речи
    • Приемы пассивного массажа
    • Приемы активного массажа
  • Массаж лица для развития речи
    • Массаж лба
    • Массаж щек
    • Массаж рта
    • Массаж подбородка
  • Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития

Логопедический массаж. Понятие

Логопедический (речевой) массаж — это один из методов коррекции нарушений речи. Он помогает развить артикуляционные мышцы ребенка и улучшить состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж снимает артикуляционные спазмы и нормализует тонус мышц. Как следствие — речь заметно улучшается.

Обычно логопедический массаж назначают детям с 4-5 лет, если у них есть задержка речевого развития (ЗРР) или другие патологии речи (например, дизартрия).

Этот метод логокоррекции проводится в комплексе с артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.

Требования к проведению речевого массажа

Проводить такой массаж должен логопед, прошедший специальный курс обучения и владеющий детской анатомией и физиологией. Иначе неумелыми действиями можно нанести вред ребенку.

Для массажа обычно используют массажный зонд или только руки.

Стоит обратить внимание на кабинет, в котором будет проводиться массаж. В помещении обязательно должны быть детские игрушки, кушетка и кресла. Там не должно быть предметов, которые могут напугать ребенка — например, медицинских инструментов. В помещении должно быть тепло.

Процедуру проводят чистыми руками с остриженными ногтями, без порезов на коже и украшений. Другой вариант — в одноразовых перчатках.

Речевой массаж рекомендуется делать ежедневно. Так процедура даст ощутимый эффект. Продолжительность курса устанавливается логопедом.

Родители могут делать некоторые элементы логопедического массажа дома, перед этим посоветовавшись со специалистом. А также можно использовать облегченные варианты логопедического массажа — например, массировать ребенку ладошки под забавные стихотворения.

Какой специалист назначает речевой массаж

Речевой массаж проводится только по показаниям и по рекомендации невролога.

Именно он, осмотрев малыша, принимает решение о необходимости этой процедуры. Невролог может назначить массаж как по рекомендации логопеда, так и без нее.

Показания к проведению

Показаниями к процедуре являются такие нарушения:

  • ЗРР — задержка речевого развития (т.е. более позднее овладение устной речью у детей до 3 лет);
  • дислалия (нарушение произношения звуков);
  • дизартрия (ограниченная подвижность артикуляционных мышц и нарушения речевых нервов);
  • ЗПР — задержка психического развития (т.е. нарушение нормального темпа развития внимания, памяти, мышления и т.д).

Противопоказания к применению

Существует ряд ограничений для проведения логопедического массажа. К ним относятся:

  • недавно перенесенные ребенком заболевания типа ОРЗ и ангины — перед новой процедурой надо выждать хотя бы 10 дней;
  • гнойные или грибковые заболевания на коже у ребенка или логопеда;
  • гематомы на массируемых участках;
  • инфекционные раны на коже;
  • эпилепсия;
  • онкологические заболевания;
  • туберкулез;
  • болезни сосудов или капилляров;
  • острые аллергические заболевания.

Массаж ладошек для развития речи

Массаж ладошек для развития речиМассаж ладошек для развития речи

В домашних условиях можно проводить массаж ладошек для развития мелкой моторики. Ведь давно известно, что на ладонях находится множество нервных окончаний, стимуляция которых развивает речь.

Для достижения заметного эффекта лучше заниматься каждый день, около 15 минут.

Массаж стоит проводить в форме игры и сопровождать детскими стихотворениями.

Сперва применяют приемы пассивного массажа, когда массирующие движения делает взрослый. Затем переходят к  приемам активного массажа, которые выполняет сам ребенок.

Приемы пассивного массажа

  • «Солнышко». Кисти рук ребенка гладят с обеих сторон подушечками пальцев, как будто лучами солнца.

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама, лишь одно бывает.

  • «Сорока-белобока». Кисти рук малыша поглаживают с обеих сторон спиралевидными движениями.

— Сорока-сорока, где была?
— Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.

  • «Метель». Кисти рук с обеих сторон зигзагообразно поглаживают.

Свистели метели, летели снега,
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду, как подушки, лежат.

  • «Улитка». Края ладоней растирают и легонько щипают.

Толстушка–ползушка, дом-завитушка!
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.
Ползи, не спеши, рога покажи.

  • «Пила». Ребром ладони “пилят” вдоль и поперек ладошку ребенка.

Принялась пила за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

Приемы активного массажа

  • «Зверята». Надо массировать подушечки пальцев (по пять строк на одну руку и пять на другую).

Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа. (мизинец)

  • «Огород». Массируют фаланги пальцев на каждый ударный слог стихотворения.

Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг-огород!

  • «Щелчки». Ладошка прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем отпускает, и палец со стуком падает на стол. Стихотворение произносится так: на каждую строчку — массаж 1 пальчика.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
— Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
— А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

  • «Мячик». Нужно катать между ладоней массажный мячик с «шипами».

Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.

Массаж лица для развития речи

Во время этого логопедического массажа специалист руками воздействует на лоб, щеки, нос, рот и подбородок ребенка. В массажный комплекс входят поглаживания, растирания, разминания и вибрации этих лицевых зон.

Массаж лба

Массаж проводится следующим способом:

  • поглаживающими движениями ладоней двигаются от середины лба к височной части;
  • разминающими движениями руки массируют лоб от бровей до верхней части лба;
  • вибрирующими движениями руки или вибромассажером двигаются от бровей к верхней части лба.

Массаж языкаМассаж языка

Массаж щек

Далее массируют щеки:

  • разминающими и растирающими движениями направляются вдоль мышц щек — от уголков рта к вискам;
  • легкими поглаживаниями щек перемещаются от скул до низа челюсти.

Массаж рта

Этот участок массируют так:

  • поглаживают, растягивают и растирают кожу верхней губы от середины к уголкам рта;
  • аналогичными движениями массируют нижнюю губу.

Массаж подбородка

Подбородок поглаживают и разминают, начиная снизу и двигаясь к уголкам рта.

Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития

Массаж воротниковый зоны помогает детям с ЗРР не только развить речь, но и улучшить общее физическое состояние организма.

Читайте также:  Дошкольное воспитание и развитие ребенка

При воздействии на воротниковую зону активизируется работа нервной системы, улучшается кровоснабжение, насыщаются кислородом те зоны в коре головного мозга, которые отвечают за речь.

Сеанс массажа обычно длится 15-25 минут. Он не доставляет боль или дискомфорт  ребенку.

Массаж воротниковой зоны должен проводить логопед или невролог.

Специалисты назначают курс примерно на 20 сеансов, а через 1,5-2 месяца его рекомендуется повторить. При ежедневном проведении положительный эффект от массажа будет заметен довольно быстро.

Перед процедурой нужно убедиться, что ребенок не боится и что он расслаблен.

Ребенка кладут на кушетку на живот, руки опускают вдоль туловища.

Массаж проводится так:

  • Легкими поглаживающими движениями двигаются сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночную область.
  • Растирающими движениями, более сильными, массируют эту же зону 3-мя фалангами пальцев.
  • Затем массируют трапециевидную мышцу с помощью 3 фаланг пальцев.
  • Разминающими движениями прорабатывают верхнюю часть спины и плечи ребенка.

Логопедический (речевой) массаж — эффективный метод коррекции речи у детей с ЗРР и другими подобными нарушениями. Для достижения наибольшего эффекта его используют совместно с другими приемами логокоррекции — артикуляционной, дыхательной, голосовой гимнастикой и т.д.

Логопедический массаж проводится только специалистом по рекомендации невролога. Во время процедуры логопед воздействует на мышцы артикуляционного аппарата с помощью рук или массажного зонда.

Невролог назначает ребенку и процедуру массажа воротниковой зоны. С помощью него улучшается работа тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь.

Родители также могут развивать речь ребенка с помощью массажа — например, ежедневно занимаясь массажем ладошек или выполняя некоторые элементы логопедического массажа после консультации со специалистом.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Стихи-потешки:
  • 0-2 месяца: Этот пальчик самый главный, Детка хлопать так умеет, Конфеточки, Малютка
  • 2-5 месяцев:Ладушки, Солнышко, Указочка, Засыпалочка
  • 5-6 месяцев: Сорока, Пальчик-мальчик, Котенок, Лягушка
  • 7-8 месяцев: Цветок, Вышла курочка гулять
  • 9-12 месяцев:Пальчики здороваются, Свинки, Маленькая мышка, Ягоды

    Пальчиковые игры для малышей до года — это важная и увлекательная работа по развитию пальчиков и кистей рук, которую заботливые родители начинают с самого рождения.  Такие занятия очень важны, так как:

    • развивают тактильную чувствительность грудничка,
    • полезны для развития речи, активизируют речевой центр в коре головного мозга, у ребенка своевременно появляется речь, отсутствуют проблемы с звукопроизношением,
    • способствуют развитию мелкой моторики,
    • развивают концентрацию движений (малыш не будет расти рассеянным),
    • контакт с родителями способствуют гармоничному развитию и правильному мировосприятию ребенка, малыш с рождения привыкает к спокойному и позитивному общению.

    Пальчиковые игры для малышей до года начинают с легкого массажа, в сочетании с пальчиковой гимнастикой, смешными потешками  и забавными стишками они помогают развивать и укреплять пальцы рук и кисти детей.

    Важно!

    Детский массаж рук и пальчиковые игры с ребенком 1-2 месяцев проводятся каждый день по 3 раза в течение 10-20 секунд и состоят из 4-6 движений (так делать массаж рук ребенку необходимо до 5-7 месяцев).

0-2 Месяца

Массаж рук грудничка и первые пальчиковые игры

Сжатые кулачки ребенка  надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти — от мизинца к запястью.

массаж рук грудничка

Массаж ладоней и пальцев рук грудничка нужно проводить с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой  — по наружной поверхности кулачка от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой  — по подушечкам пальцев.

Расслабляем руки малыша: поглаживаем от кулачка к плечу, трем кулачки друг о друга, как только раскроется кисть и пальчики разойдутся в разные стороны, можно начинать первые пальчиковые игры.

Игра с большим пальчиком руки Игра стимулирует вывод большого пальчика, спрятанного у малыша в кулачке, наружу. Хорошая подвижность пальчика понадобится для умения захватывать предметы и игрушки. Массаж рук новорожденным делаем  аккуратно: погладьте ручки ребенка и пальчики, сжатые в кулачки. Аккуратно возьмите большой пальчик и выведите наверх кулачка, слегка помассируйте его. Покачайте пальчик в разных направлениях, расскажите малышу стишок:

Этот пальчик самый главный.

Он у (имя ребенка) для того,

Если спросят: «Как дела?»

Ты ответишь громко: «Во!»

Похлопаем по маминой ладошке Положите малыша на спинку на пеленальный стол. Потрите кулачки или ладошки крохи друг  о друга, а потом в ритме потешки похлопывайте его ладошкой о свою руку:

Детка (или имя ребенка) хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так, вот так.

Своих ручек не жалеет.

У малыша раскроются кулачки, он будет разводить пальчики.

Конфеточки

Ой, качи, качи, качи,

В головах-то калачи,

В ручках пряники,

В ножках яблочки,

По бокам конфеточки,

Золотые веточки.

(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

Малютка

Подбородочек-малютка,

Щечки, щечки,

Носик, губки.

А за губками — язык

С соской он дружить привык.

Глазки, глазки,

Бровки, бровки,

Лобик, лобик-умница —

Мама не налюбуется.

(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д. На последней строчке целуем малыша.)

Массаж рук грудничка и первые пальчиковые игры

С 2 до 5 месяцев проводят следующее упражнение. Расслабленную руку малыша захватывают в средней трети предплечья и нерезко поднимают вверх, немного ее потряхивают и легко опускают на веки или губы ребенка как наиболее чувствительные зоны.

Если при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживают около губ, с тем, чтобы ребенок попытался захватить их губами.

После массажа в разжатые кулачки ребенка вкладывают круглые предметы так, чтобы один его палец находился с противоположной стороны от остальных пальцев; ребенку помогают вначале удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону.

С трех месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого. Если ребенок не протягивает к погремушке руки, следует погладить его по руке сначала с тыльной стороны, а затем со стороны ладони. Помогите ребенку достать рукой ногу. Для привлечения внимания подвесьте к ноге яркий помпончик или колокольчик. Можно приобрести яркие носочки со зверюшками, они непременно заинтересуют малыша.

Игра «Ладушки»

Ладушки, ладушки,

(Возьмите раскрытую ладошку ребенка в руку).

Пекла бабка оладушки,

(Начертите пальцем на ладошке ребенка круг)

Маслом поливала,

Деткам раздавала:

Маше — два,

Саше — два,

Ване — два,

Тане — два,

Коле — два.

(поочередно загибайте пальчики, поглаживая от основания к кончикам)

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Солнышко:

— Утро красное пришло,

— Солнце ясное взошло.

— Стали лучики светить

— Малых деток веселить.

(Пальчики разгибаются по одному)

— Прилетели тучки

— Спрятались лучики.

(Пальчики прячутся в кулачок)

Игра “Указочка”

Ротик мой умеет кушать.

(Укажите пальчиком на ротик малыша).

Нос дышать, а ушки слушать.

(Укажите пальчиком на носик, а затем на ушки малыша).

Могут глазоньки моргать.

(Покажите, как моргать глазками).

Ручки всё хватать, хватать.

(Необходимо сжать и резко разжать пальчики).

Игра «Засыпалочка»

На подушку головой.

(Положите головку ребёнка на подушку).

Глажу, глажу лобик свой.

(Возьмите ручку малыша и ею погладьте лобик).

Глазки закрываю.

(Закрывайте глазки ребёнка его ручками).

Читайте также:  Таблица физическое развитие ребенка

Быстро засыпаю.

(Положите сложенные ладошки крохе под щечки).

Массаж рук и упражнения для развития мелкой моторики детей

  • следует побуждать ребенка брать игрушку сверху, сбоку, снизу.
  • Игрушки предлагайте различной формы, с различной поверхностью (губку, скругленные прищепки для белья, колечки, ткани, морковки).
  • Побуждайте ребенка дать вам руку – протяните ему собственную руку, возьмите его за руку, поглаживая, повторяйте: «Дай ручку».

Сорока

— Сорока-белобока

— Кашку варила,

— Деток кормила.

(указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки)

— Этому дала,

— Этому дала,

— Этому дала,

— Этому дала,

— Этому дала.

(по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы)

или, как вариант:

— Этому не дала:

— Ты воды не носил,

— Дров не рубил,

— Каши не варил —

— Тебе ничего нет!

(при этом большой палец не загибается)

Пальчик-мальчик

— «Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил.

— С этим братцем щи варил.

— С этим братцем песни пел.

— С этим — в дудочку дудел.

(сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца)

Игра «Котёнок»

Я один шёл по дорожке.

(Покажите один пальчик малыша).

Шли со мной мои две ножки.

(Покажите два пальчика).

Вдруг навстречу три мышонка.

(Покажите 3 пальчика).

Ой, мы видели котёнка!

(Возьмите ладошки ребёнка и похлопайте ими легко по щёчкам, затем покачайте головкой).

У него четыре лапки.

(Покажите 4 пальчика малыша).

На лапках — острые царапки.

(Покажите пальчиками острые когти).

Один, два, три, четыре, пять.

(Под счёт показывайте соответствующее количество пальчиков).

Нужно быстро убегать!

(Покажите двумя пальчиками, будто убегаете).

Лягушка (Жаба Квака)

Жаба Квака с солнцем встала,

(разводят ручки в стороны)

Сладко-сладко позевала,

(«зеваем»)

Травку сочную сжевала

(имитируем жевательные движения)

Массаж рук и пальчиковые игры для малышей до года

  • к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности (разминание) от кончиков к основанию. Слегка постукивайте пальчики по подушечкам.
  • показывайте различные действия с игрушками: как толкать мячик, как стучать крышкой о кастрюлю, как вываливать шарики из миски.

Перед началом упражнений разогревайте ладони детей лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Важно!

1) Пальчиковые игры для малышей до года выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

2) При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки, тренируем руки как на сжатие, так и на расслабление.

3) Важен доброжелательный настрой, добивайтесь,  чтобы все упражнения приносили малышу радость, если ребенок чем-то расстроен, не нужно чрезмерно усердствовать,  отвлеките малыша, вы сможете продолжить в следующий раз!

4) Необходимо систематически проводить упражнения, но не более 5 минут, чтобы малыш не заскучал.

5) Все упражнения проводятся последовательно — сначала на правой руке, затем на левой, при успешном проведении  – на обеих руках одновременно;

6) Переход от простого к сложному – постепенно, по нарастающей сложности, не пропуская ни одного упражнения, — это очень важно для поддержания у ребёнка интереса к упражнениям ( и так до 12 месяцев)

Цветок

Исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.

Солнце поднимается — цветок распускается.

(разводим одновременно пальцы рук в стороны)

Солнышко садится, цветочек спать ложится.

(возвращаемся к исходному положению)

Вышла курочка гулять

Вышла курочка гулять,

(шагают двумя пальцами — указательным и средним — каждой руки по ножкам)

Свежей травки пощипать,

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)

А за ней ребятки —

Желтые цыплятки

(бегут всеми пальца­ми обеих рук по ножкам)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко

(«грозят» указательным пальчиком)

Лапками гребите

(гребущие движения пальцами  обеих рук одновременно по ножкам)

Зернышки ищите

(дети «собирают зерна» большими и указательными пальцами)

Съели толстого жука,

(разводят руки в стороны, показывая размер жука)

Дождевого червяка.

(кисти рук вместе, ладошками вниз, волнообразные движения кистями)

Выпили водицы — целое корытце.

(соединяют ладошки вместе – «корытце», делают вид, что пьют)

С 9 месяцев показываются следующие действия:

  • как покатать машину или мячик;
  • открыть-закрыть коробку, кастрюлю крышкой;
  • покачать, покормить куклу;
  • положить кубик на кубик (снять);
  • выполнить «ладушки», «до свиданья»;
  • поиграть в «Сороку-белобоку»;
  • вынуть-вложить игрушку (в тазик, кастрюлю), нанизывание;
  • можно дать ребёнку рвать на мелкие кусочки газету (любую бумагу) – малыши делают это с удовольствием по несколько минут; можно предложить перебирать крупные деревянные бусы, вкладывать один в один полые кубики разной величины; нанизывать кольца пирамидки — сначала на конус, затем на стержень.

Игрушки берутся разные – большие и маленькие, различные на ощупь, тряпочки (их можно подобрать парами – по цвету, по рисунку, по текстуре), шарики, колечки, кубики.

Важно!

1)К одному году необходимо вовлечь в движение как можно больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными,

2) Очень хорошо тренируют движения  пальчиковые игры для малышей, например «Колечки»: взрослый смыкает, размыкает большой палец малыша с указательным, средним, безымянным и мизинцем по очереди. Сначала на одной руке, затем на другой.

Пальчики здороваются

Здравствуй, Петенька!     (прикасаются подушечками большой и указательный палец)

Здравствуй, Анечка!          (прикасаются подушечками большой и средний палец)

Здравствуй, Мишенька!      (прикасаются подушечками большой и безымянный палец)

Здравствуй, Танечка!        (прикасаются подушечками большой  палец и мизинец)

Ах, и дружные ребятки,     (показывают ладошку, шевелят пальчиками)

Поиграем вместе в прятки. (сжимают пальчики в кулачок, разжимают (несколько раз)

Свинки

Эта свинка ест сосиски,      (массируют мизинчик палец)

Эта свинка ест ириски,        (массируют безымянный палец)

Эта свинка ест варенье,      (массируют  средний палец)

Этой нравиться печенье.    (массируют  указательный палец)

Эта говорит хрю хрю.        (массируют большой палец)

Я картошечку люблю!       (сгибают  и разгибают большой пальчик)

Хрю-хрю-хрю

Маленькая мышка

Вот маленькая мышка по городу бежит

(пальчики правой руки бегают по ладошке вытянутой левой руки)

Глядит ко всем в окошки и пальчиком грозит

(сложить ручки домиком над головой, затем  погрозить пальчиком)

А кто не лег в кроватку, а кто не хочет спать

(наклон  головы  влево, ладошки под щечкой, наклон головы вправо, ладошки под щечкой)

Такого непослушного я буду щекотать

(шевелить пальчиками обеих рук перед собой)

Ягоды

На-на-на – ягода вкусна.

(соединяем указательный и большой палец в кольцо)

Мне-мне-мне – дайте ягод мне.

(прижимаем пальцы к ладони «в кулак» и выпрямляем их)

Ду-ду-ду – ягоду найду.

(приставляем ладонь к глазам  — «смотрим»)

Ди-ди-ди – подружка, подойти.

(маним к себе)

В целом массаж рук для детей, в сочетании с рекомендованными пальчиковыми играми для малышей до года обязательно даст свой результат, и у вас останутся приятные воспоминания от общения с малышом, который порадует вас своими первыми успехами!  Продолжайте занятия дальше, здесь картотека пальчиковых игр и гимнастики для ваших малышей.

Источник