Пальчиковые игры для развития речи ребенка
/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет/Стихи для пальчиковой гимнастики и игрового массажа
Начну с того, что двое моих замечательных деток имели (а младший до сих пор имеет) проблемы с произношением некоторых звуков. Благо старшей дочери повезло, и она попала в садик, где работали прекрасные педагоги. И хотя я сама в то время «ворчала», что приходится много переписывать (ксерокс в садике был только для избранных, а тетрадь с заданиями не давали никому домой, нужно было сидеть и переписывать по 3-4 страницы текста), сейчас я очень благодарна нашим воспитателям и особенно логопеду.
Для чего нужны пальчиковые игры?
Уже давно ученые доказали тесную взаимосвязь между руками (пальчиками) и речевым центром мозга.
Пальчиковые игры
и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Как проводить занятия?
Хочу заметить, что все пальчиковые игры были тематическими. В начале занятия проводилась беседа по теме, например: животные, овощи, праздник Новый год и т.д. Игра начиналась с того, что я показывала движения, четко проговаривая все звуки. Потом упражнение мы повторяли вместе несколько раз, до полного запоминания. Как правило, все игры дочь быстро запоминала, тем более в садике они повторяли эти упражнения довольно часто. На начало наших занятий младшему ребенку было около года, кстати ему тоже было интересно наблюдать за нашими играми и он как мог, участвовал.
Теперь и сами игры из наших тетрадок.
СчиталочкаРаз, два, три, четыре, пять Раз, два, три, четыре, пять Будем пальчики считать Крепкие дружные все такие нужные На другой руке опять Раз, два, три, четыре, пять Пальчики быстрые, хотя не очень … чистые. (во время упражнения по очереди загибаем пальчики сначала на левой, а потом на правой руке, на последних строчках машем пальчиками обеих рук) | СнежокРаз, два, три, четыре (загибаем пальчики) Мы с тобой снежок лепили (лепим воображаемый снежок, меняя положение ладошек) Круглый, крепкий, очень гладкий (показываем круг, сжимаем ладошки, гладим) И совсем-совсем не сладкий (грозим пальчиком) Раз-подбросим, два-поймаем (подбрасываем и ловим воображаемый снежок) Три уроним и сломаем. (топаем ногами) |
СемейкаЭтот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик Я Вот и вся моя семья. (гладим (растираем) каждый пальчик, начиная с большого, на последнюю строчку делаем из ручек «замок») | |
ЗверятаПовстречались два котенка: «Мяу-мяу!», Два щенка: «Ав-ав!», Два жеребенка: Иго-го!», Два тигренка: «Ррр!» Два быка: «Муу!». Смотри, какие рога. (на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.) | ПосудаРаз, два, три, четыре (ударяем кулачками друг о друга) Мы посуду перемыли (хлопаем в ладоши) Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибаем пальчики, начиная с большого) И большую поварешку Мы посуду перемыли (одна ладонь на другую) Только чашку мы разбили (загибаем пальчики, начиная с большого) Ковшик тоже развалился Нос у чайника отбился Ложку мы чуть-чуть сломали Так мы маме помогали (хлопаем в ладоши) |
Считаем овощиУ Лариски — две редиски, У Алешки — две картошки, У Сережки-сорванца Два зеленых огурца. А у Вовки – две морковки, Да еще у Петьки Две хвостатых редьки. (По очереди загибаем пальчики, начиная с большого, сначала на левой руке, затем на правой) | АпельсинМы делили апельсин, (хлопаем в ладоши) Много нас, а он один. Эта долька для ежа, (загибаем пальчики) Эта долька для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька для бобра, А для волка кожура. (разводим руки в стороны) Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем) |
Новый годПеред нами елочка (пальцы рук переплетены, из указательных пальчиков елочка) Шишечки, иголочки (указательные пальчики «в стороны» показываем иголочки) Шарики, фонарики (показываем круг большими и указательными пальчиками) Зайчики и свечки (показываем ушки) Звезды, человечки. (пальцы рук переплетены, из указательных пальчиков звездочка) | |
УлиткаТычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые) | Зимний лесЕж, медведь, барсук, енот, Спят зимою каждый год. Волка, зайца и лису И зимой найдешь в лесу. (соединяем пальчики по очереди друг с другом) |
ЗернышкоПосадили зернышко, (кладем пальчиками в ладошку зернышко) Выглянуло солнышко. (сжимаем и разжимаем кулачки) Солнышко, свети — свети! Зернышко, расти — расти! Появляются листочки, (пальцы по очереди соединяем с большим пальцем на двух руках одновременно) Распускаются цветочки. (сжимаем и разжимаем кулачки) | |
УтятаПять утят плывут вперёд, На берегу их мама ждёт, (Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят) Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад. (постепенно пальцы загибаются) Четверо утят плывут… Трое утят плывут… Двое утят плывут… Вот один плывёт вперёд, На берегу его мама ждёт, (На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой») И сразу пятеро утят Вернулись к мамочке назад! | Козлята(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные). Как-то раз к кому-то в гости Шёл козлёнок через мостик, (Держим кисти горизонтально, сближаем руки) А навстречу шёл другой, Возвращался он домой. (На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха) Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться, Не желая уступить, И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вот с разбега лбами — бух! (На слово «бух» — хлопаем в ладоши). И с моста в водичку — плюх! (Роняем руки на колени). |
ЗайкаЗайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу) | Снежный пирогПадал снег на порог, (медленно руки вверх-вниз) Кот слепил себе пирог. (прижимаем ладошки друг к другу — лепим пирог) А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек (пальчиками обеих рук побежали по столу) Пирожки себе пеки, (прижимаем ладошки друг к другу — лепим пирог) Не из снега – из муки. |
КулачокЭтот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик) | |
В гостиВ гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак) (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы) (сжать пальцы в кулак и разжать их) | ТортТесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики) |
КлёнВетер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх) (качаем ладошками вправо-влево) (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко) (пошевелить пальчиками) | БелочкаСидит белка на тележке (хлопаем в ладошки) Продает она орешки (ударяем кулачками друг о друга) Лисичке-сестричке, (загибаем пальчики, по одному, начиная с большого) Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке ушастому. |
КозленокБу-бу, я рогатый (рожки из пальчиков) Бу-бу, я хвостатый (хвостик за спиной) Бу-бу, я ушастый (ушки из ладошек) Бу-бу, очень страшный, (рожки из пальчиков, бодаем) Бу-бу, испугаю, Бу-бу, забодаю. | ПтичкиСколько птиц в кормушке нашей (сжимаем и разжимаем кулачки) Прилетело? Мы расскажем: Две синицы, воробей, (на каждое название загибаем пальчик) Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках Всем хватило зернышек. (клюем пальчиком по ладошке) |
08.12.2010
Подборку составила ДЕА
Подборка дополнена и обновлена 19.03.2014
понравилось, пригодилось! Спасибо!
Класс
спасибо,очень нужная информация,добавляю в избранное!
Спасибо! Берем на вооружение!
Спасибо большое)))
Очень интересно)) и познавательно))
С детства еще помню как мама нам показывала «Сороку-белобоку»))))
Игра «Пять утят «Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)
Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
\\\\\\
Игра «Два козленка»(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами — бух!
(На слово «бух» — хлопаем в ладоши).
И с моста в водичку — плюх!
(Роняем руки на колени).
\\\\\\
Присоединяюсь. Спасибо большое, у меня всего 3 стишка было, теперь большой запас.
Спасибо Вам за интересный и полезный материал!!!
[Куда пойти с ребенком]
В Новосибирске открылся новый парк развлечений «Джуманджи»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите «ctrl+enter»
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Источник
Валерия Пономарева
Пальчиковые игры и упражнения для развития речи дошкольников
Пальчиковые игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Развивая пальчики ребенка – мы развиваем и его речь.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Ребенок накапливает свой опыт именно в игре. Игры с пальчиками являются не только стимулом для развития речи и мелкой моторики, но и одним из вариантов радостного общения. Эти игры эмоциональны и увлекательны, Способствуют не только развитию речи, но и творческой деятельности детей.
Игра и труд являются сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны.
В связи с тем, что наш детский сад в данный момент работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», мы проанализировали рекомендации к программе по данной проблеме и пришли к выводу, что развитие мелкой моторики не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах. Поэтому была поставлена цель — подобрать серию пальчиковых игр и упражнений, способствующих опосредованно влиять на развитие речи детей. Использовать игры и упражнения в НОД, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности, наладить работу с узкими специалистами и с родителями в данном направлении.
Эмоциональный настрой детей очень важен, от этого зависит интерес ребенка к деятельности.
Наша группа разновозрастная, называется «Антошка», ее посещают дети от 5 до 7 лет. Первая игра, которую я хотела бы предложить Вашему вниманию, называется «Солнышко проснулось». (движения придумывали вместе с детьми, какие они будут – зависит от Вашей фантазии).
Утром солнышко проснулось,
Сладко – сладко потянулось.
Платье новое надело
И по небу полетело.
С облачками поиграло,
В лужах лучики пускало.
Вдруг заметило в окошке
В детский сад, пришли «антошки».
(Во время проговаривания стихотворения дети выполняют пальчиковую гимнастику, а затем крепят свои прищепочки к солнышку,в зависимости от своего настроения: солнышко- хорошее настроение или облачко — плохое). (Слайд 3-5). Для этой игры было изготовлено солнышко, на которое дети прикрепляют свои прищепочки – настроения.
Игра сочетает в себе двигательную и речевую активность, это помогает настроить детей на дальнейшее продуктивное взаимодействие.
По количеству солнышек или облачков можно определить эмоциональный настрой группы, а исходя из этого, построить образовательный процесс, направленный на оптимизацию эмоционального фона детей.
В ходе проведения пальчиковых игр дети активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на определенном виде деятельности.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.
Игра с бусами «Найди пару». В этой игре дети разбирают по парам бусинки в специальные контейнеры. Тренируя свои пальчики, дети развивают еще и внимание.
Игра с бусинами «Лучик солнца». (Слайд 6)
Солнце брызги разбросало
Я в ладошки их собрала.
Посмотрела, поиграла.
И на нитку нанизала.
Бусы солнечного цвета
Это мне подарок лета.
Я достану их зимой –
И согреюсь теплотой!
В силу того, что наши дети уже учатся читать, писать, владеют счетом, то для повторения и закрепления так же можно использовать пальчиковые игры, таким образом, мы задействуем для усвоения материала все анализаторы.
Игра «Напиши букву» (цифру).
Детям выдаются заготовленные шаблоны с буквами или цифрами. Под специально подобранное музыкальное сопровождение, дети по заданному контуру, прописывают букву или цифру. При проведении игры, мы используем несколько вариантов. По шаблонам дети «прописывают» букву песком, крупой, либо используем наши «колючие дощечки» и прописываем буквы ниточками. (Слайд 7).
Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что
нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребенка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Пальчиковая гимнастика является элементом при проведении непосредственно — образовательной деятельности.Например: одним из приемов закрепления материала является загадывание загадок. При отгадывании загадки, ребенок выбирает нужную птицу и прикрепляет ее к веточке дерева. Для этой работы было изготовлено специальное дерево и прищепки с птицами.
Работа в уголке природы. (Слайд 8)
Птица по ночам не спит,
Лес родной свой сторожит.
В темноте глаза сверкают,
Птица их не закрывает.
Ответ: сова
Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать её синичка.
Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд,
И о чём-то говорят,
И щебечут ласково
Божьи птички — ласточки.
Для того, чтобы еще и помассировать наши пальчики, у нас заготовлены так называемые массажные дощечки, имеющие колючую структуру.
Проговаривая очередную историю, мы каждым пальчиком касаемся колючей поверхности. (Слайд 9).
В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому –
Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Наш мизинчик малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга – им нельзя!
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. В головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Игра «Разбей по слогам» (фасоль или горох). Для хорошо читающих детей, заготовлены карточки со словами, тем, кому еще сложно, слово задается в устной форме. В процессе игры у детей формируется зрительно- моторный образ слова. (Слайд 10)
Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение. Для релаксации, расслабления и снятия напряжения используются игры с песком.
Игры с песком. (Слайд 11-12)
Каждая игра имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Игра «Соберем ягоды» (коврик, фасоль или шарики).
Дети двумя пальцами берут по одной фасолинке или шарику и зажимают в ладошке,при этом проговаривают:
Одну ягодку беру,
На вторую смотрю,
Третью примечаю,
А четвертая мерещится.
Собирают «ягодки», пока ладошка может их удерживать. Затем по одной выкладывают на коврик, считая, сколько ягод они собрали. Таким образом, мы развиваем ловкость пальчиков, способность удерживать мелкие предметы в ладошке, у нас задействован речевой аппарат, плюс закрепляем порядковый счет. (Слайд 13).
Уровень и темп развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
Игра «Волшебные ниточки»— с помощью пальчиковых игр мы развиваем не только мелкую моторику и речь, но и образное мышление, воображение. (Слайд 14).
Пальчиковые игры и упражнения – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использование «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, мышления, внимания, быстроту реакции и т. д. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
• сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
• подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
• предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
• развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
• стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
• играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
• научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
• ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
• а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.
Для того, чтобы и родители могли развивать речь детей по средствам пальчиковых игр и упражнений, были проведены мастер- классы, а так же изготовлены небольшие книжки – малышки с различными видами пальчиковой гимнастики.
На этом наша работа не закончена, мы планируем и дальше развивать и совершенствовать речь наших детей по средствам пальчиковых игр и упражнений.
Источник