Оздоровление ребенка 2 года
Консультация для родителей:
«Современные методы оздоровления детей дома»
« Забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. АСухомлинский.
Актуальность. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать в мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детстве». (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровыми – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
Организация развивающей среды.
Развивающая двигательно – оздоровительная среда в нашей группе создана из различного оборудования: ростомер, мячи разного размера, скакалки, обручи, кольцебросы, цели для метания, пособия для развития дыхания (снежинки, ленточки, платочки, вертушки), мешочки с песком, кегли, модули и др.
Технологии оздоровления детей младшего дошкольного возраста.
Физкультурные занятия.
НОД проводится в соответствии с программой. Перед занятием необходимо хорошо проветривать помещение. На физкультурном занятии знакомим детей с различными способами выполнения основных видов движений. Развиваем пространственные ориентировки. Воспитываем интерес к активной двигательной деятельности.
Пальчиковая гимнастика.
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов» (Джордано Бруно). Именно развитие тонкой моторики стало стимулом, который способствовал совершенствованию деятельности человеческого мозга.
В педагогическом процессе мы используем игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. Тексты упражнений по своей сути – это рифмованные подсказки к заданным движениям.
С детьми младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики мы выполняем следующие виды деятельности:
— завязывание и развязывание узелков;
— застегивание и расстегивание пуговиц различной величины;
— комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
— лепка из пластилина;
— нанизывание бус, колец;
— складывание из кубиков домиков, машинок и т. п.;
— складывание мозаики;
— собирание пирамидок;
— узнавание предметов на ощупь (игры типа «Чудесный мешочек»);
— игры с вкладышами.
Так же мы не забываем, что наша повседневная жизнь является хорошей школой для развития кистевой моторики ребенка. Умение держать ложку, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, использование предметов для самообслуживания – все это хорошие упражнения для развития мелкой моторики ребенка.
Дыхательная гимнастика.
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития.
При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего, надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребенка, профилактическое средство против тонзиллитов и респираторных заболеваний. Следующим этапом должно стать развитие произвольной регуляции дыхания: предложить подуть на цветок сначала ртом, потом носом, затем одной ноздрей. Пускание мыльных пузырей – хорошее и веселое упражнение для развития дыхания. Во время прогулок хорошо предложить ребенку медленно вдыхать и медленно выдыхать носом. Выдох должен продолжаться в полтора – два раза дольше.
Динамические паузы.
Физиологическая сущность динамической паузы – активный отдых (по В. Колбанову).
Потребность дошкольников в игре и двигательной активности является естественной и гармоничной. Систематическое применение двигательных игр – разминок позволяет снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровнях. Продолжительность игры – разминки – 3-7 минут, в зависимости от возраста.
Бодрящая гимнастика.
Ее цель – сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус.
Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояния в другое, что обусловлено несформированностью нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна необходимо провести с детьми специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию. Для пробуждения желательно использовать произведения композиторов – классиков, а также музыку, имитирующую звуки природы. Под музыку дети просыпаются, некоторое время слушают ее, затем выполняют упражнения в постели, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в хорошо проветренную комнату. Далее под бодрую музыку выполняют упражнения ритмической гимнастики.
Музыкотерапия.
Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу человека. Ее восприятие не требует дополнительной подготовки, при условии, что музыкальный язык и образы соответствует возрасту детей. Музыка воздействует через звук и ритмическую организацию, поэтому в данном случае она выступает регулятором жизненных ритмов (пульса, дыхания, моторики). У нас в группе имеется фонотека с разнообразными произведениями классической, народной и детской музыки.
В работе с дошкольниками мы используем активные и пассивные формы музыкотерапии. Пассивные формы помогают установить контакт с детьми (коммуникативная музыкотерапия), снять мышечное и эмоциональное напряжение. Для этого мы включаем классическую или релаксационную музыку на фоне звуков природы перед сном или во время пробуждения, приема пищи и игровой деятельности.
К активным формам музыкотерапии относятся — двигательная музыкотерапия (музыкальное сопровождение утренней и бодрящей гимнастики, музыкальные динамические паузы, танцевальные движения ) и вокалотерапия (совместное пение). Пение оказывает всестороннее воздействие на организм:
— развивает и укрепляет дыхательную систему;
— естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
— расширяет звуковой диапазон голоса, улучшает тембр, влияет на интонационную выразительность.
Поэтому в нашей группе есть альбомы из цикла «Мы играем и поем», с текстами песен, хороводов и игр, соответствующих возрасту детей.
Подвижные игры.
Большая ценность этих игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и, следовательно, в более равномерном их развитии.
Все подвижные игры направлены на развитие моторной ловкости детей, на то, чтобы сделать движения легкими, красивыми, уверенными. Эта ловкость, пластичность движений необходима для развития навыков самообслуживания, для выполнения небольших трудовых поручений.
В младших группах детям нравятся игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями, с использованием разнообразных атрибутов и элементов театральных костюмов. Детей 2 -3 лет в подвижных играх привлекает преимущественно сам процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать, что – то искать. Результат этих игровых действий для них не имеет значения.
В играх с текстом воспитатель не только произносит его, но тут же сам проделывает соответствующие движения, а дети подражают ему. Движения должны быть четкими. Речь – эмоционально насыщенной, интонационно выразительной.
Как только дети научатся действовать по словесному сигналу, можно вводить правила игры. Они должны быть простыми, доступными детям.
Оздоровление воздушной среды.
Комнатные растения являются хорошим резервом для оздоровления окружающей среды. В ДОУ фитодизайн помогает сохранить здоровье дошкольников. Фитодизайн – научно обоснованное введение растений в интерьеры с учетом их биологической совместимости с условиями среды и положительного влияния на здоровье людей. Исследования НАСА доказали, что комнатные растения способны активно удалять из атмосферы замкнутых пространств летучие органические соединения, вредные для человека – формальдегид, бензол, трихлорэтилен. Кроме того, растения выделяют кислород и повышают влажность воздуха, что особенно важно во время отопительного сезона.
В качестве живого фильтра мы используем в группе следующие растения: хлорофитум, фикус, нефролепис, герань, фиалка, сингониум, бегония.
Для оздоровления воздушной среды используем также ежедневное многоразовое проветривание помещения, кварцевание в период эпидемий.
Создание микроклимата.
Создание комфортного психологического микроклимата является одним из главных направлений в работе с детьми. Мы используем в своей работе забавные стихи, приговорки, пальчиковые игры для создания игровых ситуаций при проведении режимных процессов.
Одна из форм работы по психологической коррекции – театротерапия. Театр является самой древней и мудрой школой жизни, нравственного воспитания. В дошкольном возрасте ценность детского театрального творчества следует видеть нет в результате, а в самом процессе работы. Главным в деятельности педагога всегда должно быть благополучие ребенка, а не абстрактные художественные ценности. Театральные игры развивают умение действовать согласованно, помогают приобретать навыки общения, пробуждают активность и находчивость. С помощью кукол, игрушек можно проиграть любые бытовые ситуации. Обыгрывание нехороших поступков позволяет пережить их с позиций не себя лично, а со стороны постороннего человека (игрушки, куклы), не испытывая на себе неприязни сверстников.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Колобок»
г.Волгодонск
«Расти здоровым, малыш!»
Оздоровление детей раннего возраста
Воспитатель: Теличкина И.Н.
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Здоровье — это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или
физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).
В раннем возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Начиная с раннего возраста, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется психическое, физическое, социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития личности, отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.
Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников. Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств и наоборот: доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность.
Восстановление системы общественного воспитания детей раннего возраста происходит в обстановке меняющейся экономической и политической ситуации. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе — главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.
Планируя работу с детьми раннего возраста, я основывалась на программу, рекомендованной для детей раннего возраста «Расти здоровым малыш!» (Программа оздоровления для детей раннего возраста), Павлова П.А., Горбунова. Программа разработана на основе современных здоровьесберегающих технологий, с учётом особенностей развития детей раннего возраста. Программа принята к реализации на основе проблемного анализа состояния здоровья детей раннего возраста.
Цель – защита, охрана и укрепление здоровья ребенка раннего возраста, формирование основ здорового образа жизни.Задачи:
- Создать в группе условия, при которых возможно полное удовлетворение основных потребностей ребенка, сохранение его физического и психического здоровья, становление полноценной личности.
- Формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.
- Развивать различные виды восприятия у детей раннего возраста.
- Воспитывать у детей раннего возраста умение взаимодействовать друг с другом в детском коллективе.
- Развитие различных видов моторики у детей раннего возраста (общей, мелкой и артикуляционной).
- Обеспечение психологической безопасности личности
- Развитие правильного речевого и неречевого дыхания.
Ожидаемые результаты:
1.У детей раннего возраста:
- Оптимальное функционирование организма.
- Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
- Сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек.
- Осознание своей жизни в определенном социуме, сформированность инициативности, проявление чувства «Я».
- Защита, эмоциональный комфорт, интересное содержание жизни в детском саду.
2. У педагогов:
- Создание таких условий для развития детей, которые помогут им гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный природой и собственной программой развития.
3. У родителей:
- Знания – что, как, когда и почему надо делать с ребенком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.
Средства реализации.
1. Развивающее общение.
2. Пространственная предметно – развивающая среда.
3. Развивающие виды деятельности.
Современные здоровьесберегающие технологии для детей раннего возраста. Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Виды здоровьесберегающих технологий.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Обеспечение здорового ритма жизни ребенка в детском саду
— Динамические паузы
— Подвижные и спортивные игры
— Релаксация
— Технологии эстетической направленности
— Гимнастика пальчиковая
— Гимнастика дыхательная
— Гимнастика бодрящая
— Гимнастика ортопедическая
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
3. Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия
Технологии воздействия цветом
Комплексные мероприятия по оздоровлению.
- Уход за детьми.
Привычки здорового образа жизни: туалет носа, умывание, туалет, подмывание, самостоятельный прием пищи, одевание.
2. Питание.
3. Сон.
4. Закаливание.
5. Физкультурно – оздоровительная работа.
6. Лечебно – оздоровительная работа.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ.
В дошкольном образовательном учреждении необходимо создать комфортные условия для детей с учетом положительного воздействия на здоровье цвета, света и развивающей среды.
В нашей группе есть уголок здоровья, в котором находится оборудование для самостоятельных занятий спортом, нестандартное оборудование, объединяющее физкультуру с игрой, которое способствует созданию условий для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.
Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.
А лучок-то какой вкусный!Собираемся на прогулку. Нам морозы не страшны!!!
Подвижные, фольклорные пальчиковые игры и мелкая моторика
Физическое воспитание и оздоровление детей раннего возраста в настоящее время неоспоримо. Двигательный опыт детей чрезвычайно мал. Мышцы туловища и конечности находятся еще на самой ранней стадии развития. Нуждается в укреплении и устойчивость равновесия, необходимая при выполнении большинства движений. В этот период ребенок учится многому: осваивает ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него развивается активная речь. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
Цель: Учить детей раннего возраста правильно выполнять основные движения. Развивать физические возможности детей, укреплять организм.
Прививать интерес к физической деятельности.
Задачи:
— создание эмоционального комфорта для детей.
— стимулирование желания детей заниматься двигательной
активностью.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве.
У многих детей с проблемами развития восприятия отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.
Цель: Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о цвете, форме, величине предметов, их свойствах. Задачи:
— общее оздоровление, укрепление организма, развитие двигательных способностей, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки; развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений), развитие организованности, дисциплины;
— совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий, формирование аналитического восприятия; развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей.
Восприятие цвета, формы, величины.
Дыхательная и звуковая гимнастика.
При работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяется формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Значительную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика, которая повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. При этом постепенно восстанавливаются нарушенные в ходе болезни механизмы центральной нервной системы, в том числе и головного мозга, улучшается и дренажная функция бронхов, постепенно восстанавливается носовое дыхание.
Сформированный навык правильного дыхания одна из составляющих здорового образа
жизниЦель: Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
Задачи: 1.Научить детей дышать через нос.
2. Подготовить их к выполнению более сложных дыхательных
упражнений.
В начале учебного года, с вновь поступившими детьми, провожу игровые занятия, на которых дети учатся правильно дышать. Важность таких игровых приемов заключается в том, чтобы дети научились правильно производить вдох через нос и выдох через рот. Такие игровые упражнения, как «Шар», «Одуванчик» помогли детям сформировать данное умение. Кроме этого я постаралась вызвать интерес к дыхательным упражнениям, желание познавать свой организм, развивать понимание осознанного отношения к своему здоровью.
Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательной гимнастики, тоже имеют свою значимость. Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т.к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Яркие образные и простые ненавязчивые, доступные, атрибуты, предназначенные для выполнения дыхательных упражнений, близки детям по своим развивающим и оздоравливающим возможностям. Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы с детьми обеспечивало сочетание дыхательных и звуковых упражнений. При выполнении таких специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками вдох необходимо производить через нос, а выдох — через рот – это следующий этап оздоровительной программы дыхательных упражнений.
Игровые упражнения «Комарик», «Муха», «Гусь», «Каша» «Трубач». — сформировали у детей умение выполнять полный удлиненный выдох.
Сел комарик под кусточек
На еловый на пенёчек
Свесил ножки на песочек
Сунул носик под листочек –
спря — ятался
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок.
Ку – ка – ре — ку
Следующим важным этапом работы по формированию правильного дыхания является использование игровых упражнений с движением рук, ног и туловища, которые позволяют следить за распределением нагрузки на все части тела: «Петушок», «Ворона», «Филин»,«Паровоз». — вот тот небольшой перечень используемых игровых упражнений
Результативность работы: использование дыхательной гимнастики, как средство оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы.Психоэмоциональное благополучие ребенка
Одной из главных задач оздоровления детей раннего возраста является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности. Поэтому это может быть и уголок уединения, который представляет собой нишу покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет. Такие уголки скрывают ребенка от посторонних глаз.
Технологии музыкального воздействия
используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Здоровье детей – это будущее страны. Сохранить и улучшать здоровье детей
– это огромная каждодневная работа, начиная с рождения. И особое значение
принадлежит первым годам жизни ребенка.
Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода.
Работая в группе раннего возраста в условиях Крайнего Севера, где дети часто и подолгу болеют, я пришла к выводу: частично, проблемы здоровья детей раннего возраста, можно решать в детском саду не путем превращения ДОУ в лечебное учреждение, а за счет более широкого включения в воспитательно-образовательный процесс инновационных оздоровительных технологий, позволяющих не просто предупредить болезнь, а гарантировать любому ребенку, посещающему детский сад, здоровье.
Система оздоровления детей, о которой я рассказала, позволила сократить число случаев заболеваний, двигательная деятельность детей эффективно развивается, а здоровье сохраняется и укрепляется.
Источник