Отсутствие речи у ребенка 4 года

Отсутствие речи у ребенка 4 года thumbnail

РЕЧЕВОЙ
онлайн центр
«Русская речь»
для детей и взрослых

По нормативам речевого развития девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.

«Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности.» М.Е. Хватцев

В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет  психологи, психиатры ставят ЗПРР. А при длительном отсутствии речи, после 6,7 лет многие психиатры делают заключение о вторично сниженном интеллекте. Именно поэтому раннее начало коррекционной работы залог успеха.

Также многим таким детям ставят Общее Недоразвитие Речи (ОНР)1 уровня. Что тоже верно. Но для того чтобы  это преодолеть — нужно понять почему ребёнок не разговаривает.

Часто Алалию переводят как «отсутствие речи». Но речь ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет, а в некоторых случаях и в 5, 6, 7 лет может отсутствовать по различным причинам, не только из за алалии.

У неговорящих детей 2-3 лет наиболее часто встречается Задержка Речевого Развития (ЗРР), поэтому некоторые неопытные логопеды ставят ЗРР всем без разбору и говорят, приходите после 5 лет, в надежде, что всё само пройдёт (родители сами всё сделают). А если в 5 лет не прошло — значит, точно не ЗРР. Вред от такого подхода, очень большой — упускается время на коррекцию более серьёзного речевого нарушения.

Все перечисленные ниже причины сами не проходят, но при работе специалистов, совместно с родителями — корректируются, излечиваются.

Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. Как это выглядит для родителей Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
Аутизм. После года.Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза. Психолог, Психиатр
Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года.См. Специализированные сайты. Психиатр, Олигофренопедагог- дефектолог.
Отсутствие слуха. Сразу после рождения. Не слышит никаких звуков окружающей среды. ЛОР (Оториноларинголог), Сурдопедагог
 Ринолалия,  Сразу после  рождения  Расщелины губы, нёба. Хирург, Логопед-дефектолог
 Афония, (нарушение работы голосовых связок). Сразу после  рождения  Отсутствие голоса, крика у младенца. Часто при ДЦП. ЛОР (Оториноларинголог), Невропатолог, Фониатр, Логопед-дефектолог.

Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. Как это выглядит для родителей Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
ОНР обусловленное снижением слуха. Диагноз чаще ставится после 3 лет  Ребёнок невнимателен, приходится повышать голос, так как  нередко родители не замечают, что ребёнок не слышит тихие звуки. ЛОР (Оториноларинголог), Логопед-дефектолог.
Задержка речевого развития (ЗРР). Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет.1. Отсутсвовало общение со сверстниками (Отсутствовала языковая среда)2. Двуязычие (билингвизм) в семье.Так как это самая простая причина отсутствия речи у детей, то скорректировать могут любые из перечисленных специалистов: Логопед-дефектолог, олигофренопедагог- дефектолог, психолог, и даже родители, начав правильно заниматься развитием ребёнка.
(ЗРР) (ЗПРР — Задержка психоречевого развития) обусловленное недостатками воспитания. Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет. 1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)Психолог, Логопед-дефектолог.
 Афазия (1 ур. ОНР) Диагноз чаще ставится после 3 лет  В результате черепно-мозговой травмы или болезни пропадает речь. «Говорил фразами, а потом замолчал.»  Логопед-дефектолог, Невропатолог
Анартрия, Артикуляционная апраксия, Дизартрия. (1 ур. ОНР) с 2 лет. Ребёнок не может произносить звуки, Иногда бывает, что он не может: улыбаться, дуть, жевать твёрдую пищу. Часто это нарушение сочетается с ДЦП. Логопед-дефектолог, Невропатолог
Моторная алалия (1 ур. ОНР) в 2,5 года.Ребёнок всё понимает, но не говорит, не запоминает, не повторяет слова. Производит впечатление умного, эмоцианального ребёнка, которого можно понять без слов. Часто пользуется жестами и отдельными звуками. Логопед-дефектолог
Сенсорная алалия (1 ур. ОНР) в 2,5 года.Говорит на своём непонятном «птичьем» языке, вместо ответов на вопросы — дословно повторяет вопрос (эхолалия), Не понимает, что ему говорят, Часто реагирует только на маму. Логопед-дефектолог

Нередко причины отсутствия речи совмещаются, что затрудняет и замедляет коррекционную работу. Например в моей практике был случай: Неговорящий ребенок с сенсомоторной алалии, со стёртой формой дизартрии, двуязычием и сниженным слухом — в результате на то, чтобы довести ребёнка до ОНР 3 уровня ушло 3 года, вместо года.

  1.  Наличие негрубой родовой травмы;
  2. Длительные соматические заболевания в раннем детстве;
  3. Неблагоприятное воздействие речевой среды;
  4. Просчеты воспитания;
  5. Дефицит общения.

Воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем».

1. Удаление аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза;

2. Повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли;

3. Врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба;

4. Органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания;

5. Невротические расстройства.

1. Врожденный порок развития гортани;

2. Врожденный подголосовой  стеноз гортани;

3. Ангиома  гортани;

4. Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы;

5. Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани;

6. Неврологические заболевания;

7. ДЦП;

8. Астенические состояния;

9. Миастения;

10. Эндокринные нарушения;

11. Травмы голосового аппарата;

12. Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…);

13. Обструкция дыхательных путей инородными телами;

14. Операции на органах шеи;

15. Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей;

16. Химические ожоги.

Врождённые:

1. Краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;

2. Низкая масса тела при рождении;

3. Асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);

4. Ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности;

5. Тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.

Приобретённые:

1. Инфекционные заболевания, включая менингит, корь и свинку;

2. Хроническая инфекция ушей;

3. Скопление жидкости в ухе (средний отит);

4. Использование некоторых лекарственных средств, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;

5. Травмы головы или уха;

6. Чрезмерный шум;

7. Рекреационное воздействие громких звуков, например во время использования персональных аудиоустройств при высоких уровнях громкости и в течение продолжительных периодов времени;

8. Ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.

1.     Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет;

2.     Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей;

3.     Патология во время  беременности;

4.      Осложнения во время родов;

5.     В первые месяцы жизни дети до года, имели частые и разнообразные заболевания с высокой температурой.

Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.

1. Врожденные нарушения обмена веществ, которые дебютируют у плода внутриутробно. В в этом случае на патогенетическом уровне отмечается несоответствие продукции некоторых нейромедиаторов и гормонов.

2. Аутоиммунные процессы, при которых происходит сбой в формировании нормальных нервных клеток и их соединений между собой. Подобные ранние внутриутробные нарушения становятся основой различных патологий головного мозга.

3. Дородовые или послеродовые осложнения. К таковым относят краснуху матери при беременности, перенесенный после рождения сифилис, менингит, ревматизм, энцефалит и другие тяжелые инфекционные заболевания.

4. Наследственные факторы.

5. Биохимические нарушения в организме, которые развиваются внутриутробно.

6. Нарушения познавательных функций и речи.

7. Нарушения эмоциональной сферы.

Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.

Наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например,  лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания, генетические заболевания.

Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы;

Влияние радиоактивного излучения и агрессивных химических реагентов.

Также причиной могут стать хромосомные нарушения:

1. Синдром Дауна (трисомия по  хромосоме 21). Умственная отсталость обычно средней степени тяжести.

2. Синдром полисомии Х-хромосомы. Интеллект в пределах нижней границы нормы (при трисомии) при тетра-  и пентасомии интеллектуальная недостаточность нарастает.

3. Синдром Клайнфельтера. Коэффициент интеллекта ниже 80.

4. Синдром Вольфа-Хиршхорна (синдром 4р-). Ведущим клиническим признаком является задержка психомоторного развития.

5. Синдром дупликации короткого плеча хромосомы 9 (синдром 9р+). Олигофрения.

6. Синдром Альфи (синдром 9р-). Умственная отсталость в стадии имбецильности, реже – дебильности.

7. Синдром Орбели (синдром 13q+). Умственная отсталость в стадии имбецильности или идиотии. Дети с грубыми пороками умирают до года, хотя отмечены пациенты в возрасте 40 лет.

8. Синдром трисомии длинного плеча 14-й хромосомы (синдром 14q+). Дети резко отстают в психомоторном и физическом развитии.

9. Синдром кольцевой хромосомы 18.  Умственная отсталость как правило тяжелая и проявляется у 100% больных.

10. Синдром 18q-. Умственная отсталость, как правило, глубокая и наблюдается в 100% случаев.

11. Синдром моносомии короткого плеча 18 хромосомы (синдром 18р-). Все больные отстают в психомоторном развитии, во многих случаях отсутствует фразовая речь до 7-9 лет.

12. Синдром кольцевой хромосомы 22. Умственная отсталость проявляется как легкой, так и выраженной олигофренией. Больные легко возбудимы, отмечается частая смена настроения, нарушение координации, а также грубое недоразвитие речи, вплоть до ее отсутствия.

13. Синдром Энгельмана (синдром «счастливой куклы»). Описан в 1965 году. Основными признаками заболевания являются: необычный и частый смех, специфичное лицо с гримасой улыбки, повторяющиеся кукольные стереотипные движения, отсутствие речи.

14. Синдром Вильямса (лицо «эльфа»). Умственная отсталость различной степени, разнообразные психические нарушения, низкий интеллект.

Читайте также:  Обезвоживание организма у ребенка 4 года

Настоящие причины:

1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.
2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)

Неточный предварительный диагноз: 

Часто ставят не говорящим детям, в надежде на уточнение диагноза у специалистов. И причинами естественно может быть всё из перечисленного выше, так как настоящая причина еще не выявлена.

Важно:

У логопедов есть 2 обследования: Первичное — где вам чаще всего поставят ЗРР, ЗПРР, ОНР — предварительный диагноз. И Динамическое обследование — после нескольких логопедических занятий, где в процессе корреции уточняется клинический диагноз — то есть настоящий диагноз. Сколько времени займет постановка точного диагноза зависти от опыта логопеда. Нередко опытные логопеды говорят точный диагноз уже на 1 обследовании.

1. Педиатр;
2. Лор (Оториноларинголог);
3. Невропатолог;
4. Психиатр;
5. Логопед-дефектолог.

Эти специалисты либо сами выявят причину и займутся коррекцией, либо после определения причины направят на лечение к другим специалистам.

Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

ребенок в год не говорит, плохо говорящий ребенок, ребенок плохо говорит, мало говорящий ребенок, ребенок мало говорит, ребенку год плохо говорит, почему ребенок не говорит, ребенок не говорит в 2, ребенок не говорит в 3, ребенок не говорит в 2 года, ребенок не говорит в 3 года, ребенку год не говорит что делать, ребенок 4 года не говорящий, ребенок не говорит в 4 года, ребенок 1 год не говорит, ребенок 2 месяца говорит, ребенку год и месяц не говорит, ребенок в 5 лет не говорит, ребенок перестал говорить, почему ребенок в год не говорит, ребенок не говорит форум, не говорящие дети форум, научить ребенка говорить в 3, ребенку 2 5 не говорит, ребенок плохо говорит в 3 года, плохо говорящие дети в 3 года, ребенку 3 года не говорит что делать, ребенок непонятно говорит, ребенок в год не говорит слова, как помочь ребенку говорить, ребенок не говорит вообще, ребенку 2 года не говорит что делать, как научить ребенка говорить в 5 лет, как научить ребенка говорить 1, ребенок не говорит р, ребенку 1 5 не говорит, ребенок 2 3 не говорит, ребенок говорит мало слов, +как научить ребенка говорить в 4 года, ребенок в год не говорит мама, ребенок в год мало говорит, учимся говорить для детей с 2

Наверх

Источник

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.
Читайте также:  Ребенок не произносит звуки в 4 года

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник