Отставание в речи у ребенка 5 лет
Существуют определенные нормы речевого развития детей. Обычно речь проявляется активнее всего начиная с первого года жизни. Уже к 5 годам дети хорошо осваиваются с использованием родного языка: могут складывать предложения, составить рассказ, поддержать беседу. Конечно, кто-то начинает говорить раньше, у кого-то речь богаче. Главное, чтобы отличия от нормы были минимальными.
Если же в 4-5 лет ребенок еще не говорит или использует только звуки и простые слова, то это серьезная задержка развития. Может быть и так, что кроха развивался нормальными темпами, а потом что-то стало мешать ему. Проблема может быть как физиологического характера, так и психологического. В любом случае необходимо лечение, ведь задержка речевого развития может стать преградой для дальнейшей учебы.
Часто отставание проявляется у детей, которые перенесли психологическую травму. Тут нужно вовремя начать работать с психологом. Родители тоже должны принимать участие в процессе лечения – тогда результатов добиться будет легче.
Нормальное развитие речи у детей
Дети учатся говорить совершенно потрясающим образом. Задумайтесь: вам никто не объяснял правил родного языка – вас немного поправляли, но никто не учил говорить. За первые 3 года ребенок делает огромный скачок в развитии речи: от криков и звуков до полноценных предложений, связанного рассказа. В норме процесс протекает примерно так:
- в 1 годик малыш знает около 10-15 простых слов;
- к 2 годам знает уже 50-100 слов, умеет задавать вопросы, менять интонацию;
- к 2,5 годам запас расширяется еще на 50-70 слов, кроха постоянно лепечет;
- в 3 года малыш уже может составить связный рассказ, он подражает манере говорить одного из родителей;
- к 5 годам ребенок может планировать, используя будущее время. Теперь он учит и рассказывает стишки, может даже начать изучение другого иностранного языка. В этом возрасте у детей большая потребность разговаривать.
У кого-то все это происходит чуть раньше, у кого-то позже. Обычно девочки начинают говорить раньше мальчиков. Развитие ребенка всегда индивидуальный процесс. Небольшое отставание не страшно, но если ребенок не начал говорить к 2 годам или к 3 не может строить предложения, то это уже повод для беспокойства. Вам нужно обратиться к специалисту, который определит, что именно пошло не так.
Причины ЗРР
Специалисты выделяют 2 группы причин, по которым могла произойти задержка речевого развития:
- физиологические отклонения, заболевания;
- психологические проблемы.
Если причина в заболевании или физиологии, то все понятно. Ребенку нужно лечение, а возможно, и операция. Основные причины:
- недоразвитость нёба, горла;
- проблемы со слухом;
- неврологические проблемы;
- врожденные или приобретенные поражения головного мозга;
- заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм.
Если же ребенок здоров, но не говорит в 3 или 5 лет, тут уже причина в чем-то другом.
Очень важно, чтобы родители уделяли ребенку внимание, разговаривали с ним. Тогда у него существует нормальная потребность в коммуникации посредством устной речи, и он будет развивать свою речь, чтобы удовлетворить эту потребность. Если же у родителей нет времени или желания разговаривать с ним, читать ему вслух, петь, то малышу попросту незачем учиться говорить.
Задержка речевого развития может происходить из-за того, что ребенок переживает психологический дискомфорт. Например, видит постоянные ссоры родителей, драки, применение силы. Гораздо страшнее, если эта агрессия направлена на него. Тогда ребенок может глубоко уйти в себя, замкнуться. В этом случае ему необходима помощь психолога и дефектолога.
Также важна роль телевизора. Например, вы хотите занять малыша и включаете ему мультфильмы, причем поступаете так регулярно. Это приводит к тому, что у ребенка развивается активное слушание, но не речь. Он не видит необходимости говорить, ведь телевизор его не слышит, не отвечает. Сейчас появляется много детских программ, которые направлены на общение с ребенком. Герой задает вопрос, обращаясь непосредственно к малышам, а у них есть возможность ответить. Это хорошо, но все же нормального живого общения ничто не заменит.
Общение с другими детьми очень важно. Они могут играть вместе, бегать, знакомиться — все это важная часть речевого развития. Они учатся друг у друга, перенимают слова, жесты, учатся распознавать звуки.
Виды
Задержка речевого развития не означает, что ребенок молчит. Он может говорить, строить фразы, произносить слова – только не в то время, когда этого требует график развития. Например, в 2 года нужно уже знать от 50 до 100 слов, строить простые предложения, но малыш начал делать это только в 5-6 лет. Или же в 5 лет еще не говорит, а только произносит звуки, указывает пальчиком, дергает за руку, чтобы обратить внимание на себя. Выделяются некоторые типы данного расстройства:
- проблемы с артикуляцией речи;
- ребенок говорит хорошо, но очень мало, практически все время молчит;
- со слухом все хорошо, но вашу речь он не понимает, как итог — и сам не говорит;
- разные комбинации указанных расстройств.
Все это тоже относится к проблеме задержки речевого развития. Особенно тяжело работать с детьми, которых привели только через 1-2 года после возникновения проблемы.
Как определить, что у ребенка задержка речевого развития?
Вам нужно следить за графиком развития ребенка. Есть некоторые моменты, которые необходимо контролировать:
- в 1,5 года кроха не может говорить даже простые слова;
- 2,5 года: не может построить предложение, использует лишь по 1-2 слова;
- к 3 годам речь невнятная, непонятная. Кроме обычных слов, периодически использует выдуманные или просто набор букв;
- в 5 лет ребенок не говорит или же его речь примитивная, на уровне 1-2 лет.
Лучше обратиться к специалисту при первых признаках проблемы, особенно если развитие шло нормально, а потом вдруг остановилось. У некоторых детей до 2-3 лет все соответствует норме, но дальше они перестают улучшать речь, так как отсутствует потребность развиваться. Это опасное состояние, которое необходимо контролировать и лечить.
Вам поможет специалист
От ребенка 4-5 лет логопед хочет услышать связный рассказ. Сейчас кроха должен использовать все части речи (кроме сложных: деепричастий, причастий).
Если есть проблемы в этом возрасте, то необходимы занятия с логопедом или дефектологом. Важно не упустить время.
Сейчас еще можно исправить многие дефекты и нивелировать задержку, но потом будет гораздо тяжелее, если вообще что-то получится. Кроме того, не забывайте: с диагнозом «задержка речевого развития» малыша не возьмут в школу. Или же порекомендуют специальную школу коррекционного типа.
Часто бывает так, что о задержке стало известно еще в 2-3 годика. Нужно начинать работу со специалистом. Многие логопеды советуют на первых порах просто больше времени уделять общению – так дефект может пройти сам собой. Тогда на новом приеме в 4 года диагноз снимается. Или же, при необходимости, начинается более серьезное лечение.
Если до 5 лет развитие речи шло нормально, а потом прекратилось, скорее всего, имеет место причина психологического характера. У детей тоже могут быть стрессы и депрессивные периоды. Обратите внимание на то, как ведет себя малыш:
Он радостный, довольный?
У него есть любимые игрушки, игры?
Он общается с другими детьми, играет с ними?
Вы проводите с ним достаточно времени, разговариваете, читаете вслух?
Он проявляет интерес к творчеству, у него есть хобби?
Если на большинство вопросов вы ответили «нет», значит, причина кроется в этом. Малыш находится в состоянии психического дискомфорта и от этого замыкается в себе. Проблема не в речи, а в его состоянии, которое мешает нормальному развитию.
Терапия и лечение
Любая задержка речевого развития должна быть взята под контроль, и чем раньше, тем лучше. Это не просто терапия у врача 1 или 2 часа в неделю, а целый комплекс занятий. У детей должно быть достаточно практики – только тогда они начинают говорить правильно.
Первое, что вам нужно сделать, это проконсультироваться с врачом. Он даст вам направления на исследования физического и психологического состояния малыша. Дальше следуйте советам лечащего врача и соблюдайте все необходимые требования.
Лекарственная терапия
Обычно детям 5 лет с задержкой речи прописывают стимулирующие препараты для мозга. Они активизируют деятельность нейронов, стимулируют речевой центр мозга. Принимать их необходимо по особой схеме, которая индивидуальна для каждого ребенка. Кроме того, может потребоваться какая-то иная терапия на усмотрение врача. Когда, если имеет место психологическое расстройства, лекарственная терапия необходимо.
Нужно понимать, что только от лекарств малыш не заговорит. Это лишь одна часть комплекса необходимых процедур. Но лекарственные препараты могут быть очень эффективны как помощь мозгу. Часто после начала приема процесс работы с малышом идет быстрее.
Современные виды лечения
Речь идет про детей 5 лет. Для них самый понятный вид общения и деятельности — игра, поэтому все методы лечения должны быть занимательными, игровыми. Так стимулируется потребность выражать свои чувства. У ребенка 5 лет эмоции обычно уже хорошо развиты. Врачи стараются использовать такие техники, которые стимулируют детские эмоции. Тогда появляется необходимость поделиться своим удивлением или радостью, а значит, развивается речь.
Способы лечения подбираются индивидуально. Хорошо работает – занятия в океанариуме с дельфинами. Они очень быстро находят общий язык с ребенком. К тому же в воде малыш расслабляется – проходят тревоги, нервозность. Вместе с дельфином можно учиться, общаться. Работать должен квалифицированный специалист по дельфинотерапии. Попробуйте – это отличный метод, который подходит большинству детишек.
Иппотератипия — занятия с лошадьми. Эти животные тоже хорошо влияют на ребенка. Обычно уже после нескольких недель терапии появляются первые результаты. Многие специалисты говорят, что такие решения для детей самые простые, хотя подбираются индивидуально.
Помощь корректолога
Если у ребенка есть проблемы психического развития, которые связаны с отставанием в развитии речи, работать с ним должен корректолог. Он занимается целым комплексом проблем, в том числе выясняет, нет ли у малыша отставания в психическом или умственном развитии.
После таких занятий повышается концентрация внимания, улучшается память. Специалист показывает малышу, как сосредоточиться, что нужно для этого делать. Бывает, что для детей 5 лет это и есть так необходимая информация, которую недодали родители.
Работа с психологом
Может быть так, что некая психологическая травма не дает малышу начать нормально разговаривать. Если появились очень заметные дефекты речевого развития, а физиологических причин этому нет, стоит отвести малыша к детскому психологу. Обычно 2-3 занятий хватает, чтобы специалист дал свое заключение. Возможно, потребуется долгая работа с профессионалом, если:
- малыш пережил насилие;
- есть психотравмы (оказался в автокатастрофе или зоне военных действий, потерял родителей, видел какие-то проявления жестокости, подвергался избиениям, унижениям);
- родители ограничивают его активность, постоянно наказывают;
- ребенок не получает должного внимания, часто и надолго остается один дома в 4-5 лет.
Это лишь некоторые примеры травмирующих ситуаций. Главное понять, есть ли такие ситуации в его жизни или нет. Родители тоже должны пройти беседу с психологом. Задержка речевого развития может быть следствием сильного испуга ребенка: он пережил что-то, чего не может понять, объяснить. Нормальная реакция детской психики — замкнуться, забыть, не говорить об этом.
Массаж
Если есть проблемы с артикуляцией, то назначается массаж шейного отдела. Так стимулируются голосовые связки, горло. Часто массаж дает положительные результаты, но использовать только массаж без других мер не имеет смысла.
Занятия дома с малышом
Любая терапия поможет только в том случае, если родители принимают активное участие в работе. Дома нужно усиленно стимулировать речь. Как это сделать:
- просто говорите с малышом;
- вместе разучивайте стихи, песенки;
- задавайте ему вопросы;
- не реагируйте, если кроха произносит лишь звуки, а не слова;
- проговаривайте названия предметов, описывайте свои действия;
- просите его рассказать о том, как прошел день, что он делал;
- задавайте наводящие вопросы (какого цвета были листья на деревьях, что он кушал на обед, о чем был мультик…);
- старайтесь как можно дольше вести с ним диалог, даже если он будет отвечать односложно, лишь «да» или «нет».
Это отличная возможность:
- показать малышу, как правильно строить предложение;
- научить использовать все части речи;
- обогатить его словарный запас;
- «вытянуть» его из состояния погружения в себя.
Если родители не будут помогать терапии, эффекта придется ждать дольше. Если же работать активно, то в 5 лет можно снять задержку речевого развития, и это позволит малышу пойти в обычную школу.
Источник
По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.
Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.
Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.
Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
-
4 месяца
: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма); -
8–9 месяцев
: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов); -
1 год
: ребенок очень тихий, почти не издает звуков; -
1,5 года
: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать; -
2 года
: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова; -
2,5 года
: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов; -
3 года
: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
Основные причины задержки речевого и психического развития
Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.
Факторы, провоцирующие ЗПРР:
- Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
- Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
- Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
- Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
- Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
- Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
- Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:
- врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
- эпилепсия и другие психические заболевания;
- ишемия головного мозга;
- гидроцефалия;
- повышенное внутричерепное давление;
- ДЦП;
- опухоль головного мозга;
- патологии сосудов головного мозга;
- лейкодистрофии;
- нарушение ликвородинамики.
Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.
ЗПРР с элементами аутизма
В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.
Аутичные черты в поведении ребенка:
- Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
- Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
- Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
- Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
- Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.
Как лечить ЗПРР
При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.
Основные методы лечения ЗПРР:
Микротоковая рефлексотерапия
— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.
Занятия с дефектологом и логопедом
. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.
Лекарственная терапия
. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.
Дополнительные способы коррекции ЗПРР:
- Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
- Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
- Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.
Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.
Лечение ЗПРР за границей
Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.
К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.
Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.
Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.
Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.
Где лечить ЗПРР в Москве
В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.
Техники, применяемые в московских медицинских центрах:
- Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
- Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
- Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
- Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).
Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.
Источник