Отставание в развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.
Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.
Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.
Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
-
4 месяца
: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма); -
8–9 месяцев
: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов); -
1 год
: ребенок очень тихий, почти не издает звуков; -
1,5 года
: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать; -
2 года
: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова; -
2,5 года
: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов; -
3 года
: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
Основные причины задержки речевого и психического развития
Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.
Факторы, провоцирующие ЗПРР:
- Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
- Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
- Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
- Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
- Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
- Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
- Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:
- врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
- эпилепсия и другие психические заболевания;
- ишемия головного мозга;
- гидроцефалия;
- повышенное внутричерепное давление;
- ДЦП;
- опухоль головного мозга;
- патологии сосудов головного мозга;
- лейкодистрофии;
- нарушение ликвородинамики.
Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.
ЗПРР с элементами аутизма
В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.
Аутичные черты в поведении ребенка:
- Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
- Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
- Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
- Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
- Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.
Как лечить ЗПРР
При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.
Основные методы лечения ЗПРР:
Микротоковая рефлексотерапия
— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.
Занятия с дефектологом и логопедом
. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.
Лекарственная терапия
. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.
Дополнительные способы коррекции ЗПРР:
- Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
- Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
- Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.
Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.
Лечение ЗПРР за границей
Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.
К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.
Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.
Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.
Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.
Где лечить ЗПРР в Москве
В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.
Техники, применяемые в московских медицинских центрах:
- Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
- Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
- Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
- Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).
Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.
Источник
Ребенок девочка, 1,8 года.
Не говорит, нет даже лепета. Не показывает пальчиком. Не машет ручкой пока-пока. Знает маму и папу, виснет. Не играет в ролевые игры, игрушки. Любит играть с дверью, открывать-закрывать, играет с не предназначенными для игр вещами, любит шевелить туда-сюда, то что открывается-закрывается. Если ее позовешь, как будто не слышит, если занята чем то, например, играет с выключателем. На имя не всегда отзывается, просьбы не выполняет. Не приносит ничего по просьбе. Как будто бы даже не понимает, если ее попросить покажи где …(что нибудь). В глаза плохо смотрит, сразу отводит взгляд. К чужим на руки не идет,иногда даже не дает дотронуться, отталкивает рукой чужую руку.
Врач сказал, что заговорит позже, нет повода для волнений, но я считаю что это не так. Выскажите свое мнение, пожалуйста.
имхо, отставание есть.
У меня месяцев 11 не показывал пальцем, и то я переживала. Где-то в год начал. Пока-пока — уже говорить нужно, а она даже не показывается.
Не отзывается. Не приносит вещь.
Я считаю, проблемы есть.
У меня чуть старше ребенок на пару месяцев — делает все, вами перечисленное.
судя по вашему описанию, у детки могут быть аутические наклонности. Почитайте про них, сопоставьте
Ну и врач! Бегом к другому, лучше хорошему специалисту, а не к поликлиническому. Очень похоже на аутизм, если честно.
+1 по описанию создается впечатление что не слышит
и реагирует только когда видит говорящего
а тогда объяснимо что и не говорит
+100, поведение неслышащего ребенка часто похоже на аутистические черты.
Мне кажется, волноваться стоит. По описанию. Идите к другому врачу, проверяйте слух.
Не очень понятно:
1. Указательного жеста ВООБЩЕ нет?
2. На имя НИКАК не отзывается, или «не отзывается, ЕСЛИ занята»?
3. «Не говорит» = никогда не издавала и не издает вообще никаких звуков?
Вряд ли слух, больше на аутизм похоже, особенно
отсутствие глазного контакта
игры с дверью
отсутствие указательного жеста
в 1,8 слух я думаю, уже проверяли
С едой как? есть все или избирательна?
1. Нет вообще
2. Такое чувство, что отзывается не на имя, а вообще если позвать несколько раз, просто на голос, и не всегда, иногда надо несколько раз позвать и громко, может посмотреть а может и нет.
3. Звуки издает типа ээээ, мммм, и т.д.
Нет, все таки реагирует на звуки.
Например на звук открывающейся двери может и не отреагировать, не посмотреть кто зашел. Но если заговорить, поворачивается и посмотрит. Т.е. мне кажется, не понимает того, что если дверь открылась, значит кто то пришел.
В глаза посмотрит и сразу отводит взгляд, как будто стесняется, но я вижу что другие дети рассматривают чужих с интересом в этом возрасте, отводят взгляд более старшие дети, если им пристально смотреть в глаза.
Насчет еды надо кормить с песнями и плясками, с мультиками, под телевизор, мясное очень любит, сама ест, если в руку дать.
Я б сходила с хорошему неврологу, и все-все подробно рассказала, не упуская не единого нюанса. А то Вам тут «понаставят» сейчас «диагнозов».
Не затягивайте с консультацией у грамотного неврологга. желательно из больницы, практикующего, не из поликлинники.
И лучше, если на дом, чтоб посмотрреть ребенка, как он играет в домашней обстановке. Прроблемы у вас точно есть и работа в любом случае предстоит, лучше начать раньше.
Зачем вы устраиваете весь этот ужас?!?!
Иди мимо, без твоего мнения точно обойдемся, за.бала уже во всех топах.
Н-да. Сочувствую ребенку. У быдла-родителей мало шансов нормальным вырасти. Но вдруг получится, удачи детке!
Где я писала, что Я родитель этого ребенка, а, убогая?
Ну ка ссылочку сюда. Ты троллиха или просто дура?
Бугага, так это свиристелка сама про себя написала))))
» В глаза плохо смотрит, сразу отводит взгляд»
Тревожный сигнал, аутизм (?)
ну это ни о чем не говорит — может просто не интересует кто вошел
но факт что явно ненормально
идите к другому врачу
невролог обязательно
и слух проверить тоже надо — это сурдолог или аудиолог, как-то так они называются, разновидность лоров в моем понимании )))
А если не прыгать вокруг — сколько она может не есть?
Автору — ребенка надо обследовать — психиатр, невролог…Ну лор тоже, да, но я думаю, уж слух то за 1,8 лет жизни вы проверяли не раз…
Ты самое быдло и есть. Убогое, с огромным самомнением. Очень неприятное существо.
Спасибо всем за отзывы. Я была уверена, что есть проблемы, и вы убедили меня в этом еще больше.
Все дело в том, что родители девочки молодая пара, (мама девочки моя родственница),прячут голову в песок, отец вообще не разбирается что к чему, не умеет вообще с ребенком общаться и заниматься видимо в силу своего возраста, 21 год, мама ходит только на прием к педиатру по плану, она то и сказала, что «не волнуйтесь, заговорит сразу предложениями». К невропатологу ходили в год по плану, к поликлиничному, ничего не сказал, хотя она не ходила в год, пошла только в 1,4. Родители конечно же видят, что она отстает в развитии от ровесников, но считают что догонит. Говорить им пыталась, но мать только обижается и ничего не делает к сожалению. Устает от нее и постоянно включает мультики, чтоб заняться своими делами…
Еще не покидает мысль о педагогической запущенности, т.к. детке не читают книжки, не учат как играть и т.п. но мама утверждает, что ребенку ничего не интересно.
Не ваш ребенок? Ну и славно. Не лезьте. Свою голову не приставишь. Вы один раз сказали, что вам со стороны проблемы кажутся? Ну и все, дальше дело родителей.
Я не лезу в прямом смысле слова. Стараюсь быть тактичной. Но не совсем с вами согласна. У мамы детки(ей 19), своей мамы нет, у папы родители не принимают совершенно никакого участия. У пары это первый ребенок, и опыта никакого, они многого не знают…и получается что подсказать им некому, кроме меня. Мне в свое время очень мама помогала с первым ребенком,я родила еще раньше, книжки нужные приносила по питанию и по воспитанию, давала мудрые советы и т.д. А моя родственница ни чего не читает даже о воспитании детей, все время проводит вконтакте и смотрит передачи по телевизору…если ничего не говорить и не «лезть», то время будет упущено((( а потом они будут локти кусать…
Найдите тогда невролога и сводите сами девочку. Понятно же вам, что не будет ничего мама искать и водить никуда. Ну, раз вы такая инициативная.
А потом будет какое-то заключение и пусть уже сами думают.
И еще, мне кажется, сто когда они ее будут пытаться в садик пристроить вот тут и начнутся приключения у них ((
Ну вот это зря.
У моего брата проблемы с дочкой были, его жена из серии — «ест, пьет и все нормально..», типа все остальное само дорастет.
Пока я пару раз мозги не промыла брату, не зашевелился. Потом у врача в самом деле обнаружились проблемы. Во-время начали лечить, и результат на лицо!
По первому посту было понятно, что пишут не о своем ребенке, с каким пренебрежением написано.
Сейчас найти информацию намного проще. Книжки не надо «приносить». Мама контактом пользоваться научилась? Значит, и инфу о здоровье может найти, ЕСЛИ ЗАХОЧЕТ. Не хочет- значит, у ребенка судьба такая.
Готовы САМИ водить его по врачам, платить за обследования, возить на процедуры и занятия с логопедами? Вперед.
НЕ готовы? Дайте ОДНОКРАТНЫЙ совет и отстаньте от них.
там до логопедов как до луны
+ у евских все кондиционные
Да! Я готова. Но родители детишки ничего не хотят слушать, куда уж там мне ее взять и водить по врачам, не насильно же я ее отберу и поведу.
Вам показалось, никакого пренебрежения нет и в помине! Просто я старалась излагать только факты, без всяких уси пуси…
Ребеночка я люблю очень.
Значит, у ребенка судьба такая. Педиатр районный его видит? Значит, опеке жаловаться бесполезно. Все. Займитесь своими делами, найдите себе хобби.
У меня тоже сердце болит за одну девочку, у которой мама безмозглая, но я объективно НИЧЕГО не могу с этим сделать. По мозгам съездила? Съездила. Вняли или нет- их дело. У меня своя жизнь.
В этом деле советовать не получится — вы либо САМИ начинаете заниматься ребенком (играть, читать книжки и т.д.) либо оставьте свои советы при себе.
Раз любите тогда и развивайте. Самая лучшая помощь это не когда вы родителям указываете что делать, а просто берете и делаете САМИ.
К сожалению, при всем желании, каждый день я не могу уделять внимание девочке, я работаю, и живут они отдельно. Бываю у них раз в неделю, пару часов. Вы же понимаете, что этого крайне мало! Заниматься надо каждый день, все время. И в первую очередь все таки всесторонне обследовать, есть у меня уверенность, что у нее аутичные черты. Но как тут сказали, свою голову не приставишь, как ни старайся. Жаль ребенка, я за нее переживаю…
Ой, даже интересно, кто так может лезть в жизнь других людей, это наверное золовка, сестра папы этого ребенка.
Да, в этом возрасте дети не только в глаза смотрят с интересом, но и норовят их выковырять.
Автору: Я не специалист, но наблюдала одного мальчика с аутизмом у близких знакомых. Похоже о описанию. Открывать-закрывать что-то или мелькание смотреть (юлой мог часами заниматься) при очень низком интересе к другим людям (маму признавал) и к общению, и с крайней молчаливостью.
Это корректируется сейчас. Определенный диагноз (у нас по-крайней мере) до трех лет не ставят, но наблюдают пристально, какие-то методики советуют. Есть специальные сады и специалисты.
Что в вашем понятии «так лезть»? Ходить в гости? Или переживать за ребенка?..
Нет, я родственница мамы ребенка.
а тебе какая хренразница? тебе пох на ребенка? гуляй лесом!
Лезть это значит нет времени у вас и молчите. У родителей тоже может не быть времени или свои проблемы.
А автору только склоки собрать, самой некогда заниматься ребенком.
Молчать значит не писать здесь на форуме? Это мое право, и никто мне это не запретит. Родителям ребенка я ничего и так не говорю, мало того что бесполезно, так еще и обижаются.
Время водить по врачам я бы нашла, пару раз в неделю. А просто приходить в гости «играть и читать книжки», боюсь они не поймут…
Времени у мамы предостаточно, она не работает, дома с одним ребенком, есть стиралка, посудомойка, мультиварка и робот пылесос, в деньгах тоже нет недостатка.
Это не мой ребенок, как я насильно буду с ним заниматься?
Склок мне не надо, это вы начинаете, я пришла спросить мнение мам малышей, видят ли они проблему.
Всем спасибо, я поняла, что проблема все таки есть, либо аутичные черты, либо со слухом.
Ну вы поняли что есть и что дальше? Заниматься нет времени, да и не можете, мама не поймет. Родители тоже считают, что все нормально. Цель то какая топа? Убедиться что ребенок какой то не такой? Вам то что от этого? Ну убедились?
А чего все напали на автора? Хочет убедиться, чтобы уверенно объяснить свой взгляд родственникам. Одно дело сказать — «Мань, а тебе не кажется, что Оленька отличается от сверстников?» Ну, не кажется, и чо? А другое дело вести диалог с уверенностью, что что-то не так, иметь предложения, может контакты врача и т.д.
Автор идите советоваться в других детей, там лучше и проконсультируют и посоветуют специалистов…
Берите маму за руку. Сажайте к компу к статьям, например, Елисея Осина про ранний детский аутизм. Потом за руку и к неврологу, а лучше к психиатру, специализирующемуся на детском аутизме. Еще есть время комиенсировать заболевание. Еще есть время научить ребенка общаться, обслуживать себя. Пока есть время…
Источник