Отставание ребенка в развитии из за дефицита общения называется

Отставание ребенка в развитии из за дефицита общения называется thumbnail

Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447

Отставание ребенка в развитии из за дефицита общения называется

Дефицит общения у детей – это неполноценные взаимоотношения ребенка с людьми, что его окружают, отличающееся от обычного общения качеством и количеством. Является причиной задержки и отклонения в психическом развитии ребенка.

Общение новорожденного со взрослыми имеет огромное значение для его общего психического развития. Достаточное внимание окружающих людей благоприятно влияет на психическое развитие малыша, вызывая положительные эмоции, повышая жизненный тонус и стимулируя его функции.

Для активизации познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия) детям необходимо ознакомление с окружающими предметами, что невозможно без общения в социальной сфере (с окружающими) .

Отрицательно действует на полноценное развитие младенца разлука с матерью (например, помещение малыша в стационар, детский дом) , короткие не эмоциональные беседы и недостаточное внимание взрослых к малышу (госпитализм) . Все это приводит к дефицитному общению.

В первые месяцы своей жизни дети с дефицитом общения недополучают «ключевые сигналы», их поведение характеризуется синдромом недостаточности внимания. В отличие от других, такие малыши начинают улыбаться позже срока, причем их улыбки безэмоциональные. Позже других они осознают потребность в общении, которое происходит вяло, комплекс оживления выражен слабо, тяжело развивается, а при отсутствии контакта со взрослыми и вовсе затухает. Эмоциональная сфера невыразительна. Недостаток эмоций и общения приводит малыша второго полугодия жизни к желанию получить элементарную ласку при любом контакте с окружающими.

Отставание ребенка в развитии из за дефицита общения называется

Избегая каких либо взаимоотношений со взрослыми, такие детки отворачиваются, когда их берут на руки. Пассивность по отношению ко взрослым затормаживает развитие познавательной деятельности и других процессов, тормозя и общее психическое развитие ребенка.

Младенческий возраст характеризуется несформированными ощущениями, беспокойствами своей значимости для взрослых, которые окружают малютку, открытостью внешнему миру.

Личностным развитием этого возраста выступает активность, которая проходит под влиянием социальных аспектов и в большинстве своем зависит от общения малыша с людьми и предметами.

Итак, основными признаками дефицитного общения у ребенка являются: слабые сигналы, пассивность на отношение взрослого, сниженная инициативность, невыразительная эмоциональность.

Поскольку в младенчестве общение считается основным видом деятельности, первый год жизни младенца становится решающим для его последующего развития. Недостаток коммуникаций в этот период, дефицит любви к нему и присутствие недоброжелательности между взрослыми, окружающими ребенка, негативно сказывается на психическом развитии малютки.

Отставание ребенка в развитии из за дефицита общения называется

Чаще всего, психологи отмечают случаи того, что отрыв младенца от матери в первые годы жизни вызывает негативные последствия в психическом и физическом его развитии, а это оставляет неизгладимый след на всю его дальнейшую жизнь.

Последствия дефицита общения неутешительны, они могут выражаться в следующих состояниях:

— низкий уровень адаптации;

— позднее хождение;

— речевые нарушения;

Отставание ребенка в развитии из за дефицита общения называется

— приторможенное развитие познавательных процессов;

— слабая сопротивляемость инфекциям и высокая смертность;

— отсутствие волевых усилий;

— неполноценное формирование высших психических функций;

— неспособность проявления эмоций, любви к окружающим.

Отставание ребенка в развитии из за дефицита общения называется

Последствия бывают долговременными и часто необратимыми. Дети с недостатком общения требуют к себе особого подхода. Семья выполняет основную функцию в формировании мировоззренческого поведения ребенка. Сотрудничество школы и семьи заключается в создании положительных условий для развития детей.

Педагог, выполняя свою функцию, активирует педагогическую и воспитательную деятельность семьи, общаясь с родителями, подбирает индивидуальный подход исходя из условий проживания ребенка и его социального статуса. В семье воспитание должно строиться на любви, личном примере и общении с ребенком.

При построении взаимодействия педагога и родителей ребенка, должны учитываться определенные проблемы, и это, прежде всего, взаимоотношения в семье.

Взаимодействие семьи и школы также подразумевает сотрудничество со смежными организациями и отдельными лицами: психологами, медицинскими работниками, социальными работниками и другими службами.

Проведение коррекции должно происходить под наблюдением школьного психолога. В коррекционные мероприятия включается компенсация как количественного, так и качественного дефицита общения. При этом, учитываются особенности школьного возраста и его общительность.

Психолог проводит психодиагностику по исследованию уровня развития коммуникативности, составляет коррекционную программу по выявленным недостаткам, а также, консультирует родителей и педагогов для создания общей картины коррекции. После проведения коррекционной работы, проводится диагностика для определения эффективности проведенного комплекса мероприятий.

Дефицит общения возникает тогда, когда малышу уделяется недостаточно внимания со стороны взрослых. При недостатке общения может возникнуть нарушение психического развития ребенка, которое будет влиять на всю его жизнь.

Источник

Татьяна Щербакова
Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребёнка

Влияние дефицита общения на социальное развитие ребёнка

Социальное развитие ребенка — процесс «впитывания» ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник этого развития – общение. В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие, — это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Взрослый показывает свои навыки и умения, как контактировать с одушевленными и неодушевленными объектами, с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение.

Социальное развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру [13, 34].

Читайте также:  Индивидуальное развитие ребенка в доу на каждого ребенка

Л. С. Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие «социальной ситуации развития». Социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития.

Отсутствие или дефицит общения со взрослым вызывает явление социальной депривации. Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А. Г. Хаузер, волчьи дети и дети-Маугли.

Массу жестоких жизненных экспериментов на социальную депривацию поставила с детьми вторая мировая война. Тщательное психологическое описание одного из случаев социальной депривации и ее последующего преодоления дали в своей знаменитой работе А. Фрейд, и С. Дан. Эти исследователи наблюдали за процессом реабилитации шести 3-летних детей, бывших узников концлагеря в Терезине, куда они попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии. А. Фрейд и С. Дан отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу, что не позволяло относиться к ним как к отдельным индивидам. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Интересно, что, когда появился еще один ребенок — приехавшая позже девочка, ее мгновенно включили в эту группу. И это при том, что ко всему, что выходило за пределы их группы, — заботящимся о них взрослым, животным, игрушкам — дети проявляли явное недоверие и боязнь. Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентрационном лагере отношения с окружающим миром людей [2, 21].

Похожую историю наблюдали И. Лангмейер и 3. Матейчек у 25 детей, которых насильно отобрали у матерей в рабочих лагерях и воспитывали в одном тайном месте в Австрии, где они жили в тесном старом доме среди лесов, без возможности выходить на двор, играть с игрушками или увидеть кого-либо иного, чем своих трех невнимательных воспитательниц. Дети после своего освобождения также сначала кричали целыми днями и ночами, они не умели играть, не улыбались и лишь с трудом учились соблюдать чистоту тела, к которой их ранее принуждали только грубой силой. По истечении 2-3 месяцев они обрели более или менее нормальный вид, причем и им при реадаптации сильно помогало «групповое чувство» [22, 39].

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности — человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это тот раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей [26].

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это первый акт общения, это не просто реакция, это — попытка воздействовать на взрослого.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек [24; 34]. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Подробно специфику развития общения в дошкольном возрасте рассматривала в своих работах М. И. Лисина и сотрудники её лаборатории [24, 78].

Общение у детей, переживающих дефицит общения, развивается иначе, чем у их сверстников, живущих с любящими родителями.

Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого [29, 86].

М. И. Лисина утверждает, что у детей с дефицитом общения (например, воспитанников дома ребенка) отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами [14, 48].

Читайте также:  Особенности семантического развития ребенка

Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. При наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании они не умеют налаживать общение с окружающими. При появлении нового человека у них не возникает привычной эмоциональной реакции, например чувства страха или радости, то есть они избегают эмоционального контакта. Встречается и другой тип реагирования — «прилипчивость» (стремление к физическому контакту)к новому человеку: дети «облепляют» его, стараются до него дотронуться, забраться на колени, обнять, погладить по голове, взять за руку, прижаться к нему.

Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы «кто вам больше нравится?», «что вы любите?», «какое настроение?» и т. п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить. Внеситуативное общение даже старших дошкольников интересует мало, ему они предпочитают тесные эмоциональные контакты со взрослым, оставаясь, таким образом, на самой первой стадии развития общения со взрослым. Однако очень быстро их даже такой интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.

Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения.

В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации.

Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, отсутствие постоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер. Отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. Описанные особенности поведения определяются не только дефицитом общения со взрослым и многочисленностью контактов со сверстниками, но и специфичностью последних. В детском доме ребенок постоянно взаимодействует с одной и той же довольно узкой группой сверстников. Это приводит к тому, что здесь отношения в группе складываются по типу родственных. С одной стороны, это положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности. Но, с другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения с незнакомыми людьми, способности адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

Как показывают исследования В. С. Мухиной, в условиях детского дома формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Они делят мир на «своих» и «чужих». От «чужих» они обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Хотя и внутри своей группы они также чаще всего обособлены [25, 145].

Описанные особенности эмоционально депривированных детей касаются в первую очередь тех, кто живет в закрытых детских учреждениях. Однако многие характеристики могут быть отнесены и к детям, воспитывающимся в семьях. В связи с этим в психологии, как уже отмечалось ранее, используется термин «маскированная депривация».

Внешними признаками социальных проявлений дефицита общения выступают «плохое» (девиантное) поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто ограничен, то в результате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое неблагополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.

Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической ра-боты. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Итак, только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Дефицит общения взрослого с ребенком не просто задерживает формирование характерных для их возраста форм общения и взаимодействия с окружающими (змоционально-личностного, личностного, внеситуативного, но и способствует развитию принципиально иных механизмов, с помощью которых ребенок приспосабливается к окружающим условиям.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослым лисина

Источник

План:

              1. Потребность в общении
              2. Функции общения
              3. Структура общения
              4. Периодизация общения
              5. Феномен госпитализма

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Лисина:

Функции общения в онтогенезе:

1. передача социо-культурного опыта от одного поколения к другому

2. организация и согласование совместной деятельности и сотрудничества

3. формирование, установление и развитие межличностных отношений

4. познание людьми друг друга и самопознание

Структура общения:

1. предмет общения – личность партнера

2. потребность в общении

3. коммуникативные мотивы

4. действия общения

· инициативные

· ответные

5. средства общения

· экспрессивно – мимические, пантомимические (поза)

· предметно-действенные

· вербальные

6. продукты общения

· предметы материального и духовного характера

Периодизация общения Лисиной:

1. 2-6 мес– ситуативно-личностное, основная потребность – в доброжелательном внимании со стороны взрослого, ср-ва общения экспрессивно-мимические

2. 6мес – 3 года – ситуативно-деловое, основная потр – сотрудничество со взрослым, до года неверб средства общения, потом вербальные

3. 3-5 лет – внеситуативно – познавательное, осн потребность – в уважительном отношении со стороны взрослого. Возраст «почему?».

4. 5 – 7 лет– внеситуативно-личностное, потребность во взаимоотношении и сопереживании.

Факты, свидетельствующие о необходимости общения:

Ø воспитание детей животными

Ø факты депривации (госпитализма) общения –содержание детей в детских домах от рождения.

ГОСПИТАЛИЗМ— глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания. Признаками Г. являются запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.

Явления Г. могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, «холодных» матерей, не уделяющих им необходимого внимания.

Сравнивали две группы детей, экспериментальная и контрольная. Это жесткий социальный эксперимент.

Первая группа – дети-отказники, без родителей, были помещены в дома ребенка. (3-6 мес) На момент поступления в приют их развитие было на уровне возраста. В приюте хороший уход, но: дети изолированы друг от друга, лежат весь день в кроватке.

Вторая группа: младенцы из тюрьмы. Ребенок там – отдушина для матери, если рожаешь, то вместо тяжелой работы можешь выбрать уход за ребенком, поэтому там матери весь день с ними сидят, тискаю, целуют, таскают на руках…

Использовался ряд методик для оценки детей, тесты…

Изначально дети тюрьмы были более низкие по развитию (стресс матери во время беременности, фрустрация). Но потом с каждым днем у приюта наблюдалась задержка в развитии. В возрасте 2.5 – 3 года дети приюта лишь в редких случаях владели навыками прямохождения, у низ серьезные нарушения эмоц, соц, личностного характера. Не сформирована потребность в контакте, не была сформирована предметная орудийность (есть ложкой, одеваться) Активность направлена на свое тело. Такие дети очень рано умирали, примерно треть не дожила до 3х лет.

У детей из тюрьмы сформирована привязанность, эмоциональное общение.

Вывод: очень важно, чтобы около ребенка был один или несколько постоянных взрослых. Важна стабильность. Благодаря узнаваемому взрослому формируется базовое доверие к миру.

Каковы возможности коррекции?

o очень многое зависит от времени депривации. Если пропущен сенситивный период, то поддается коррекции с большим трудом. Например, речь форм в первые три года, если все три года депривация – потом будет оч сложно ее сформировать.

o если депривация до 3 лет, умственное развитие коррегируется, но проблемы с эмо развитием. У ребенка низкое самоприятие, подверженность страхам, стрессам, низкая потребность в общении, агрессия, фрустрации.

Ø воспитание слепоглухонемых детей (слепоглухие => немые)

Если восп в условиях, когда спец не создается контакт, общение, то развитие не происходит. Контакт только телесный, предметный.



Источник