Отслеживание развития ребенка короткова нежнов

Отслеживание развития ребенка короткова нежнов thumbnail

ОТСЛЕЖИВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  — ДОШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Короткова Н.А., Нежнов П.Г.

I. Творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой

1 уровень:

Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной . игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

Типично для  3-4 лет.

2 уровень:

Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я — шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании разнообразных отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками).

Типично для  4-5 лет.

3уровень:

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; отталкиваясь от первоначального замысла, комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй), или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании).

Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что, где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном — история, предметном — макеты, сюжетные композиции в рисовании).

Типично для 6-7 лет

II. Инициатива как целеполагание и волевое усилие: наблюдение за продуктивной деятельностью

1 уровень:

Обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности (хочу лепить, рисовать, строить) без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т.п.); завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; на вопрос: что ты делаешь? — отвечает обозначением процесса (рисую, строю); называние продукта может появиться после окончания процесса (предварительно цель не формулируется).

Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней.

Типично для  3-4 лет.

2 уровень:

Обнаруживает конкретное намерение-цель («Хочу нарисовать домик,.. построить домик,… слепить домик») — работа над ограниченным материалом, его трансформации; результат фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель может изменяться, в зависимости оттого, что получается).

Ключевые признаки: формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»).

Типично для  4-5 лет.

3-уровень;

Имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования («Хочу сделать такое же») — в разных материалах (лепка, рисование, конструирование).

Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.

Типично для 6-7 лет.

Ш. Коммуникативная инициатива: наблюдение за совместной игрой/совместной продуктивной деятельностью/

1 уровень:

Привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял; также выступает как активный наблюдатель — пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе, довольствуется обществом и вниманием любого.

 Ключевые признаки: обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия («Смотри…»); довольствуется обществом любого.

Типично для  3-4 лет.

2 уровень:

Намеренно привлекает определенного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла (цели); ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое побуждение партнера к конкретным действиям (ты говори…, ты делай…), поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет, материал, роль, не вступая в конфликт со сверстником.

Ключевые признаки: инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение («Давай играть…делать…»); начинает проявлять избирательность в выборе партнера.

Типично для  4-5 лет.

3 уровень:

Инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно предлагая исходный замысел-цель («Давайте так играть… рисовать…»), спланировав несколько начальных действий; использует простой договор («Я буду…, а вы будете…’1), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к поддержанию слаженного взаимодействия.

Ключевые признаки: в развернутой словесной форме предлагает исходный замысел-цель; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к поддержанию слаженного взаимодействия.

Типично для 6-7 лет.

IV. Познавательная инициатива — любознательность:

наблюдение в познавательно-исследовательской и

продуктивной деятельности

1 уровень:

Замечает новые предмет в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи (манипулирует, разбирает — собирает без попыток достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия, поглощен процессом.

Ключевые признаки: проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.

Типично для  3-4 лет.

2 уровень:

Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»); высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта («Если сделать так… или так…»), не ограничиваясь простым манипулированием; встраивает новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования.

Ключевые признаки: задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата (вычленяет зависимость: действие — эффект).

Типично для  4-5 лет.

3 уровень:

Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (как? почему? зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что…); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

Читайте также:  Консультации на тему устное народное творчество в развитии речи ребенка

Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

Типично для 6-7 лет.

                                   Как работать с нормативной картой развития

Поскольку образовательный процесс в детском саду ориентирован на сообщество детей (что не противоречит его индивидуализации), карта развития задана как индивидуально-групповая.

Для удобства работы воспитателя вся нормативная карта развития разделена на 4 бланка — по сферам инициативы. В описание уровня вынесены лишь ключевые признаки.

Карта заполняется воспитателем 3 раза в год (в начале учебного года, в середине и в конце). Этого достаточно для фиксации продвижения детей по уровням развития.

Поскольку мы говорим об инициативе ребенка, ее уровне, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной, самостоятельной деятельности (время-пространство оценивания — самостоятельная деятельность, а не поведение детей на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается последним). Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который уже сложился у него), которые накопились примерно за месяц текущих ежедневных наблюдений.

 Первый раз заполнять карту имеет смысл по прошествии первого месяца учебного года, этого периода достаточно для того, чтобы у воспитателя сложился первоначальный образ ребенка. Второй раз карта заполняется в середине года (в январе), также на основе наблюдений предшествующего месяца, третий раз — в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.

Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:

—  «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);

—  «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

—  «нет» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).

Эти маркировки используются с учетом представленных на бланке описаний разных уровней-качеств инициативы следующим образом.

Из трех описаний следует выбрать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере (как правило, ребенок действует именно таким образом); в данном столбце ставится метка «обычно». Метка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть.

В двух оставшихся столбцах воспитатель проставляет метки «изредка» и «нет». Каждую из этих меток допустимо ставить против фамилии ребенка дважды, один раз или обойтись без одной из них. Главное, чтобы все столбцы были отмечены.

Важно уяснить, что оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровни-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы (например, маркировка «обычно» во втором столбце в сфере творческой инициативы означает, что ребенок в моменты, когда он занят свободной самостоятельной игрой, демонстрирует, как правило, данное качество игровой инициативы, а не то, что игра является его обычным, наиболее частым занятием, по сравнению, например, с продуктивной деятельностью).

Конфигурация отметок против фамилии ребенка в заполненной карте может выглядеть примерно так:

нет — обычно — изредка;

изредка — обычно — изредка;

нет — обычно — нет;

обычно — изредка — нет; и т.п.

Если при заполнении карты воспитатель испытывает искушение поставить отметку «обычно» сразу в двух или трех столбцах или поставить отметки «изредка» и «нет» во всех трех столбцах, не ставя совсем отметку «обычно», это означает, что относительно данного ребенка у него не возник определенный образ и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в данной сфере активности.

Для лучшего понимания, как работать с картой развития, приведем пример конкретного ее заполнения.

Оценивались дети средней группы детского сада, в возрасте от 4лет 4мес. до 5лет Змес.; оценка проводилась в середине учебного года (январь).

.

Пример  карты развития группы.

Возрастная группа __________________Дата заполнения___________

1. Творческая инициатива

(наблюдение за сюжетной игрой)

1 уровень

В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

2_уровень Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании разнообразных отдельных ‘ сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками).

3 уровень

Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последователь-ность; использует развернутое словесное комментирование

игры через события и

пространство (что — где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном — история предметном -макеты, сюжетные композиции

в рисовании).

Возрастная группа_________Дата заполнения____________

2. Инициатива как целепола-гание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью)

1 уровень

Поглощен процессом; конкретная нель не фик-:сируегся; бросает работу, как только появляются отвлекающие мометы, и не возвращается к ней

2 уровень Формулирует

конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может . менять, цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»)

3 уровень                   

Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует ко-нечный результат, стремится достичь хорошего качетва; возвращается к прерванной работе, до-водит ее до конца

Возрастная группа_________Дата заполнения____________

3. Коммуника-тивная ини-| циатива

(наблюдение за совместной   игрой/ совместной продуктивной деятельностью)

1 уровень

Обращает внимание сверстника на

интересующие самого ребенка действия («Смотри…»); довольствуется обществом любого

2 уровень Инициирует    парное    взаимодействие со сверстником через краткое речевое     предложение-побуждение («Давай играть… делать…»); начинает проявлять избирательность в выборе партнера

3 уровень

Предлагает в развернутой словесной ферме исходный замысел-цель;

договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к поддержанию слаженного взаимодействия

Возрастная группа_________Дата заполнения____________

4.Познава-тсльная инициатива -любознательность

(наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью)

1 уровень

Проявляет интерес       к новым   предметам, манипулирует ими,   практически    обнаруживая    их возможности; многократно воспроизводит действия

2 уровень

Задет вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предложения, осуществляет вариативные действия по отношению к

исследуемому объекту, добиваясь нуж-ного результата (вычленяет зависимостъ: действие -эффект)

3 уровень Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

Источник

 ОТСЛЕЖИВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  — ДОШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Короткова Н.А., Нежнов П.Г.

Читайте также:  Мы растем все о развитии ребенка 1 5 года

I. Творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой

1 уровень:

Активно развертывает несколько связанных по смыслу ус­ловных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной . игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми зна­чениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует пред­меты-заместители в условном игровом значении.

Типично для  3-4 лет.

2 уровень:

Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я — шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательно­стей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании разнообразных отдельных сюжетных эпизодов под­крепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками).

Типично для  4-5 лет.

3уровень:

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; отталкиваясь от первоначального замысла, комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тен­денцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумыва­ние историй), или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в продукте (сю­жетные композиции в рисовании, лепке, конструировании).

Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что, где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном — история, предметном — макеты, сюжетные композиции в рисовании).

Типично для 6-7 лет

II. Инициатива как целеполагание и волевое усилие: наблюдение за продуктивной деятельностью

1 уровень:

Обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности (хочу лепить, рисовать, строить) без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т.п.); завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; на вопрос: что ты делаешь? — отвечает обозначением процесса (рисую, строю); называние продукта может появиться по­сле окончания процесса (предварительно цель не формулируется).

Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекаю­щие моменты, и не возвращается к ней.

Типично для  3-4 лет.

2 уровень:

Обнаруживает конкретное намерение-цель («Хочу нарисо­вать домик,.. построить домик,… слепить домик») — работа над ограниченным материалом, его трансформации; результат фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель может изменяться, в зависимости оттого, что получается).

Ключевые признаки: формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»).

Типично для  4-5 лет.

3-уровень;

Имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования («Хочу сделать такое же») — в разных мате­риалах (лепка, рисование, конструирование).

Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.

Типично для 6-7 лет.

Ш. Коммуникативная инициатива: наблюдение за совместной игрой/совместной продуктивной деятельностью/

1 уровень:

Привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял; также выступает как активный наблюдатель — пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе, довольствуется обществом и вниманием любого.

 Ключевые признаки: обращает внимание сверстника на ин­тересующие самого ребенка действия («Смотри…»); довольствуется обществом любого.

Типично для  3-4 лет.

2 уровень:

Намеренно привлекает определенного сверстника к совмест­ной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла (цели); ведет парное взаимодейст­вие в игре, используя речевое пошаговое побуждение партнера к конкретным действиям (ты говори…, ты делай…), поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет, материал, роль, не вступая в кон­фликт со сверстником.

Ключевые признаки: инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение («Да­вай играть…делать…»); начинает проявлять избирательность в вы­боре партнера.

Типично для  4-5 лет.

3 уровень:

Инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словес­но предлагая исходный замысел-цель («Давайте так играть… рисо­вать…»), спланировав несколько начальных действий; использует простой договор («Я буду…, а вы будете…’1), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность дру­гих детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материа­лы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на от­влеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стре­мится не только к реализации замысла, но и к поддержанию сла­женного взаимодействия.

Ключевые признаки: в развернутой словесной форме пред­лагает исходный замысел-цель; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к поддержанию слаженного взаимодействия.

Типично для 6-7 лет.

IV. Познавательная инициатива — любознательность:

наблюдение в познавательно-исследовательской и

продуктивной деятельности

1 уровень:

Замечает новые предмет в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи (манипулирует, разбирает — собирает без попыток достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия, поглощен процессом.

Ключевые признаки: проявляет интерес к новым предме­там, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.

Типично для  3-4 лет.

2 уровень:

Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаружива­ет осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»); высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта («Если сделать так… или так…»), не ограничиваясь простым манипулированием; встраивает новые пред­ставления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования.

Ключевые признаки: задает вопросы относительно конкрет­ных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые пред­положения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата (вычленяет зависимость: действие — эффект).

Типично для  4-5 лет.

3 уровень:

Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (как? почему? зачем?); обнару­живает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что…); стремится к упорядочива­нию, систематизации конкретных материалов (коллекции); проявля­ет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам (ле­пить, конструировать), составлять схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематиза­ции и коммуникации).

Читайте также:  Развитие речи у ребенка с глубокой умственной отсталостью

Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представле­ний, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к сим­волическим языкам (графические схемы, письмо).

Типично для 6-7 лет.

                                   Как работать с нормативной картой развития

Поскольку образовательный процесс в детском саду ориен­тирован на сообщество детей (что не противоречит его индивидуа­лизации), карта развития задана как индивидуально-групповая.

Для удобства работы воспитателя вся нормативная карта развития разделена на 4 бланка — по сферам инициативы. В описание уровня вынесены лишь ключевые признаки.

Карта заполняется воспитателем 3 раза в год (в начале учеб­ного года, в середине и в конце). Этого достаточно для фиксации продвижения детей по уровням развития.

Поскольку мы говорим об инициативе ребенка, ее уровне, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной, самостоятельной деятельности (время-пространство оцени­вания — самостоятельная деятельность, а не поведение детей на заня­тиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается последним). Воспитателю не нужно организовывать какие-то специаль­ные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который уже сложился у него), которые накопились примерно за месяц текущих ежедневных наблюдений.

 Первый раз заполнять карту имеет смысл по прошествии первого месяца учебного года, этого периода доста­точно для того, чтобы у воспитателя сложился первоначальный об­раз ребенка. Второй раз карта заполняется в середине года (в янва­ре), также на основе наблюдений предшествующего месяца, третий раз — в конце года, показывая итоговый результат продвижения де­тей группы.

Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ре­бенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:

—  «обычно» (данный уровень-качество инициативы является ти­пичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);

—  «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характе­рен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

—  «нет» (данный уровень-качество инициативы не проявляет­ся в деятельности ребенка совсем).

Эти маркировки используются с учетом представленных на бланке описаний разных уровней-качеств инициативы следующим образом.

Из трех описаний следует выбрать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере (как правило, ребенок действует именно таким образом); в данном столбце ставится метка «обычно». Метка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть.

В двух оставшихся столбцах воспитатель проставляет метки «изредка» и «нет». Каждую из этих меток допустимо ставить против фамилии ребенка дважды, один раз или обойтись без одной из них. Главное, чтобы все столбцы были отмечены.

Важно уяснить, что оценивается именно данная сфера ини­циативы (ее уровни-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы (например, маркировка «обычно» во втором столбце в сфере творческой инициативы означает, что ребе­нок в моменты, когда он занят свободной самостоятельной игрой, демонстрирует, как правило, данное качество игровой инициативы, а не то, что игра является его обычным, наиболее частым занятием, по сравнению, например, с продуктивной деятельностью).

Конфигурация отметок против фамилии ребенка в заполнен­ной карте может выглядеть примерно так:

нет — обычно — изредка;

изредка — обычно — изредка;

нет — обычно — нет;

обычно — изредка — нет; и т.п.

Если при заполнении картывоспитатель испытывает иску­шение поставить отметку «обычно» сразу в двух или трех столбцах или поставить отметки «изредка» и «нет» во всех трех столбцах, не ставя совсем отметку «обычно», это означает, что относительно дан­ного ребенка у него не возник определенный образ и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в данной сфере активности.

Для лучшего понимания, как работать с картой развития, приведем пример конкретного ее заполнения.

Оценивались дети средней группы детского сада, в возрасте от 4лет 4мес. до 5лет Змес.; оценка проводилась в середине учебного года (январь).

.

Пример  карты развития группы.

Возрастная группа __________________Дата заполнения___________

1. Творче­ская инициатива

(наблюдение за сюжетной игрой)

1 уровень

В рамках на­личной пред­метно-игровой обстановки ак­тивно разверты­вает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно ис­пользует пред­меты-заместители в условном игро­вом значении.

2_уровень Имеет первона­чальный замысел, легко меняющий­ся в ходе игры; принимает разно­образные роли; при развертыва­нии разнообраз­ных отдельных ‘ сюжетных эпизо­дов подкрепляет условные дейст­вия ролевой ре­чью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками).

3 уровень

Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последователь-ность; использует раз­вернутое словесное комментирование

игры через события и

пространство (что — где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном — история предметном -макеты, сюжетные композиции

в рисовании).

Возрастная группа_________Дата заполнения____________

2. Инициатива как целепола-гание и волевое усилие (наблюдение за продук­тивной деятель­ностью)

1 уровень

Поглощен про­цессом; конкрет­ная нель не фик-: сируегся; бросает работу, как толь­ко появляются отвлекающие мометы, и не возвращается кней

2 уровень Формулирует

конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может . менять, цель, но фиксирует ко­нечный резуль­тат («Получилась машина»)

3 уровень                   

Обозначает конкретную цель, удержива­ет ее во время рабо­ты; фиксирует ко-нечный результат, стремится достичь хорошего качетва; возвращается к пре­рванной работе, до-водит ее до конца

Возрастная группа_________Дата заполнения____________

3. Коммуника-тивная ини-| циатива

(наблюдение за совместной   иг­рой/ совместной продуктивной деятельностью)

1 уровень

Обращает внимание сверстника на

интересующие самого ребен­ка действия («Смотри…»); довольствует­ся обществом любого

2 уровень Инициирует    пар­ное    взаимодействие со сверстником через краткое ре­чевое     предложе­ние-побуждение («Давай играть… делать…»); начина­ет проявлять изби­рательность в выборе партнера

3 уровень

Предлагает в разверну­той словесной ферме исходный замысел-цель;

договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы дру­гих участников; избирателен в выборе, осознан­но стремится к поддержанию слаженного взаимодействия

Возрастная группа_________Дата заполнения____________

4.Познава-тсльная инициатива -любознатель­ность

(наблюдение за познавательно-исследователь­ской и продуктивной деятельностью)

1 уровень

Проявляет интерес       к новым   пред­метам, мани­пулирует ими,   практи­чески    обна­руживая    их возможности; многократно воспроизво­дит действия

2 уровень

Задет вопросы относительно конкрет­ных вещей и явле­ний (что? как? за­чем?); высказывает простые предложения, осуществляет вариативные дейст­вия по отношению к

исследуемому объекту, добиваясь нуж-ного результата (вычленяет зависимостъ: действие -эффект)

3 уровень Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнару­живает стрем­ление к упорядо­чиванию фактов и представлений, способен к про­стому рассужде­нию; проявляет интерес к симво­лическим язы­кам (графиче­ские схемы, письмо).

Источник