Отслеживание динамики развития ребенка

Карта отслеживания динамики развития обучающихся

с ОВЗ как элемент комплексного сопровождения.

Аннотация.

Служба сопровождения с начала двухтысячных годов стала неотъемлемой, составной частью

системы образования в МБОУ «Разъезженская СОШ» обеспечивая комплексную психолого-

педагогическую медико-социальную помощь в воспитании, обучении и развитии

обучающихся. Основополагающим фактором эффективного комплексного сопровождения

обучающихся с ОВЗ является согласованность действий всех участников образовательного

процесса. «Карта отслеживания динамики развития обучающихся» — это документ,

посредством которого осуществляется связь между специалистами и педагогами школы,

координируется работа Службы сопровождения образовательной организации.

Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, комплексное сопровождение, «Карта отслеживания

динамики развития обучающихся».

Каждый «особый» ребенок индивидуален и по психофизиологическим особенностям, и по

характеру проблем, испытываемых им в учебной деятельности, и по социальной ситуации

развития. Поэтому возникает необходимость в оценке индивидуального психологического

развития учащегося с ОВЗ. Проблема обучения, воспитания и развития «особого» ребенка

становится в последнее время актуальной и значимой.

В настоящее время в педагогической литературе уделяется большое внимание проблеме

организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ, но еще недостаточно

разработано практических материалов, пособий для работы педагогов и специалистов,

сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями.

В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью указывается, что к особым

образовательным потребностям относятся: обязательность непрерывности коррекционно-

развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в

процессе коррекционной работы.

Также в стандарте выделяют потребность

в

психологическом сопровождении и оптимизирующем взаимодействии со всеми субъектами

образовательного процесса (учащиеся, педагоги, семья) [1].

В нашей школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое

сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на

протяжении всего периода его обучения [2].

Целью Службы сопровождения является организация психолого-педагогического и

социального сопровождения учебно-воспитательного процесса путем реализации комплекса

превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий,

направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации

личности.

Важным условием для эффективной работы Службы сопровождения, является соблюдение

ряда принципов: принцип системного целеполагания, который заключается в том, что

цели сопровождения согласованы с целями образования, как на уровне

 образовательного учреждения, так и на уровне ФГОС. Принцип целостности, при соблюдении которого служба рассматривает учебное заведение как систему, в которой все звенья взаимосвязаны,

все специалисты и педагоги взаимодействуют, что также является основой реализации

принципа взаимодействия [3].

Основой для реализации целей сопровождения является

углубленное психолого-

педагогическое изучение обучающегося с ОВЗ,

выявление его индивидуально-

психологических особенностей для оценки актуального состояния, представление прогноза

дальнейшего развития, обучения и разработки рекомендаций, определяемых задачей

обследования и составление целой картины класса.

В Службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-дефектолог и медицинский работник. Комплексное изучение

ребенка, выбор наиболее эффективных методов работы, отбор содержания обучения с

учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется путем ведения

«Карта отслеживания динамики развития обучающихся».

В нашей школе разработана система мониторинга уровня развития обучающихся с особыми

образовательными потребностями и детей-инвалидов. С момента поступления детей с ОВЗ в

учреждение, с их семьями ведется тесная работа.

На первом этапе, в начале каждого учебного года, проводится медицинский осмотр детей, по

результатам которого врачи составляют рекомендации для обучающихся, родителей,

педагогов.

На втором этапе проводится комплексная диагностика специалистами школы.

На третьем этапе заполняется индивидуальна карта развития на каждого обучающегося,

включающая общие сведения о ребенке, результаты диагностических обследований,

рекомендации по сопровождению обучающегося и план работы с обучающимся.

На четвертом этапе заполняется комплексная карта на класс.

По результатам анализа полученных данных определяется образовательный маршрут или

принимается решение о направлении обучающиеся на территориальную или окружную

ПМПК с целью выработки рекомендаций для составления индивидуального маршрута

развития ребенка.

Основным механизмом работы Службы сопровождения является междисциплинарность –

комплексный подход к сопровождению. Одним из приоритетных направлений Службы

сопровождения

является разработка адаптированной образовательной программы.

Взаимодействие разных специалистов в режиме работы Службы сопровождения –

достаточно трудная задача, поскольку на всех участников процесса сопровождения ложится

ответственность за разностороннее изучение потенциала личности, педагогических условий,

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка черемушки

причин возникновения трудностей у детей и построение комплексной программы мер по

оказанию помощи ребенку.

По результатам мониторинга полученные всеми специалистами данные обследования

оформляются в единую «Карту отслеживания динамики развития обучающихся».

Социальный педагог предоставляет данные о социальном статусе семьи (малообеспеченная

семья, многодетная семья, благополучная, неблагополучная). Медицинский работник

заполняет графу «Состояние здоровья» по результатам медицинского обследования,

указывая группу здоровья и наличие инвалидности. Педагог-психолог заносит в карту

данные по результатам психодиагностического исследования, которое включает в себя

изучение уровня развития познавательных процессов, уровня развития эмоциональной

сферы, уровня развития волевых качеств (учебной мотивации). Учитель-логопед дает

заключение об уровне речевого развития. Учитель-дефектолог предоставляет данные об

уровне учебных действий и рекомендует программу (для обучающихся с легкой, умеренной

и         тяжелой         умственной         отсталостью)         и         группу         обучения.

Карта отслеживания динамики развития обучающихся ____ класса ____________ учебного года.

*м – математика, ч – чтение, р – русский язык.

Параметры

измерения

Социальный

анамнез

Состояние

здоровья

Особенности

эмоционально-

волевой сферы

Уровень развития познавательных

процессов

Программа

обучения

Уровень

учебных

действий

Уровень усвоения

программы

Уровень

развития

трудовых

навыков

Развитие

эмоций

Развитие

волевых

качеств

Внимание

Память

Мышление

Речь

Фамилия, имя

обучающегося

м

р

ч

м

р

ч

1-я группа обучения: обучающиеся усваивают программный материал, могут работать

самостоятельно, не требуются дополнительные инструкции. Руководство практической

деятельностью данной группы учеников с помощью алгоритмов учебных и умственных

действий способствует развитию самостоятельности и активности мышления, формирует

рефлексивно-личностный компонент учебной деятельности.

2-я группа обучения: обучающиеся с выраженным недоразвитием ориентировочной

деятельности и мыслительных операций, не смогут работать с практическими заданиями на

этапе формирования знаний, здесь они выступают лишь слушателями, усваивающими

логику рассуждений, раскрывающих взаимосвязи или свойства изучаемого объекта, явления.

Требуется дополнительная инструкция. Однако на этапе закрепления знаний эта работа

будет им посильна. Они смогут или формулировать ответы на вопросы практического

задания, или находить правильные, нужные ответы из совокупности ответов.

3-я группа обучения: обучающиеся с более выраженным недоразвитием познавательных

процессов. При усвоении материала требуется дополнительная инструкция, опора, показ

действий, помощь и контроль учителя. Работают с подобными практическими заданиями

только на этапах закрепления и повторения пройденного материала посредством чтения

вопросов и соответствующих им ответов. Дидактические задачи обучения умственно

отсталых детей этой группы с помощью практических заданий будут заключаться в усвоении

логики размышления, формировании умений устанавливать простейшие логические связи в

содержании учебного материала.

Исходя из уровней учебной деятельности педагоги проектируют разноуровневые задания на

уроке для учащихся. Обучение идёт в соответствии с требованиями программы и с учётом

индивидуальных возможностей учащихся. От правильности выбранных приемов и методов

(в соответствии с уровнем учебных действий, группой обучения) во многом зависят

динамика личностного развития ребёнка его адаптивные возможности в процессе

социализации.

В процессе обучения по выбранной на основании диагностических данных программе

педагогами-предметниками заполняются графы в соответствии с уровнем усвоения

программы по основным предметам (математика, русский язык, чтение) и уровнем развития

трудовых навыков (оценивается самостоятельность выполнения, необходимость контроля и

помощи со стороны учителя).

Все этапы диагностики, отражаются в

«Карте отслеживания динамики развития

обучающихся», которую ведут специалисты Службы и педагоги. Служба сопровождения –

это постоянно действующий диагностический, консультативный, коррекционный,

просветительский орган школы, защищающий интересы детей с особенностями в развитии в

образовательном   пространстве   школы,   разрабатывающий   целостную   систему

целенаправленных совместных действий всех субъектов образовательного и социально-

педагогического пространства, мобилизирующий и концентрирующий все ресурсы для

разрешения наиболее трудной проблемной ситуации.

Таким образом, «Карта отслеживания динамического развития обучающегося» позволяет

координировать и объединять усилия специалистов (медицинских работников, психологов,

логопедов, социального педагога, дефектолога) педагогов и родителей, направленные на

решение вопросов обучения, развития, воспитания и адаптации детей с особенностями в

развитии в условиях школы, на создание оптимальной модели оказания специальной

Читайте также:  Форма 112 у история развития ребенка что это

коррекционно-педагогической помощи обучающимся.

Список литературы.

1. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие

для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,

2003. – 528с. – (Коррекционная педагогика).

2. Турищева Л. В. 101 схема и таблица: в помощь школьному психологу/Л.В.Туищева.-

Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 94с. – (Золотая педагогическая

 коллекция).

3.

Приказ № 1599 МИОНОБРНАУКИ России «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва 19 декабря 2014 г.

Источник

Слайд 1

Мониторинг динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта развития МКДОУ БГО ЦРР – детский сад №19 Воспитатели: Юрьева Е.А. Денисюк Г.С

Слайд 2

Мониторинг — постоянное наблюдение за какими-нибудь процессами для оценки их состояния и прогнозов развития . Цель мониторинга: сбор данных о личностном развитии дошкольника на разных возрастных этапах с последующим объективным определением индивидуального пути наиболее благоприятного развития ребёнка . ( Асмолов «… фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ними работать дальше.») Формы мониторинга (методы): наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально -ориентированные методики нетестового типа, критериально -ориентированное тестирование (в спорных ситуациях, с разрешения родителей, законных представителей ). Периодичность: 2 раза в год . Длительность проведения: 1 неделя . Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях … — Константин Ушинский

Слайд 3

Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта динамики личностного развития дошкольника представляет собой сведения о различных сферах развития ребёнка-дошкольника и складывает целостное представление о его индивидуальности. Анализ информации позволит более точно определить дальнейшую траекторию образования ребёнка, развить природные задатки и способности, своевременно предупредить возможные проблемы. Индивидуальная карта содержит несколько разделов, каждый из которых заполняется специалистами дошкольного учреждения. В карту заносятся результаты психологической и педагогической диагностики, медицинского обследования.

Слайд 4

Структура мониторинга динамики детского развития Раздел №1: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения медицинских показаний. З аполняется медицинским работником. Раздел №2: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения познавательных процессов, волевых качеств… З аполняется психологом. Раздел №3: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения речевого развития. З аполняется логопедам. Раздел №4: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств и изучения эффективности освоения образовательных областей . З аполняется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Заключение: обобщение данных мониторинга, направления индивидуальной работы

Слайд 5

Раздел №4 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника (воспитатель)

Слайд 6

Общие сведения о ребёнке ФИ ребёнка ________________________________________________________ Возраст на момент заполнения (лет, мес.) ______________________________ Группа ___________________________________________________________ Группа здоровья ___________________________________________________ Тип ВНД __________________________________________________________ Социальный статус семьи ____________________________________________ Дополнительные сведения (наличие инвалидности, диагноз) _____________ __________________________________________________________________

Слайд 7

В процессе педагогического мониторинга воспитателем определяется Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме О ценка эффективности освоения образовательных областей

Слайд 8

Раздел №4 Таблица №1 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Любознательный, активный Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

Слайд 9

Читайте также:  Все о развитие ребенка по месяцам таблица

Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Имеет представления: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками

Слайд 10

Таблица №2 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника основе изучения эффективности освоения образовательных областей Образовательные области Периодичность Начало года Конец года Физическое развитие опыт в двигательной деятельности развитие физических качеств правильное формирование опорно-двигательной системы, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики правильное выполнение основных движений формирование начальных представлений о некоторых видах спорта овладение подвижными играми с правилами овладение представлениями о здоровом образе жизни, его элементарными нормами и правилами Социально-коммуникативное развитие социализация, развитие общения, усвоение норм и ценностей принятых в обществе ребёнок в семье и сообществе самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание формирование основ безопасности

Слайд 11

Образовательные области Периодичность Начало года Конец года Познавательное развитие формирование элементарных математических представлений развитие познавательно-исследовательской деятельности ознакомление с предметным окружением ознакомление с социальным миром ознакомление с миром природы Речевое развитие развивающая речевая среда формирование словаря ЗКР Грамматический строй речи Связная речь Подготовка к обучению грамоте Приобщение к художественной литературе Художественно-эстетическое развитие Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности Приобщение к искусству Конструктивно-модельная деятельность Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность

Слайд 12

Условные обозначения: « + » соответствие возрастной норме « — » несоответствие возрастной норме « +/- » требуется дополнительная работа « -/+ » требуется усиленная коррекция

Слайд 13

Заключение. Обобщение данных мониторинга Цель: обобщение данных об индивидуальной динамике личностного развития дошкольника отражение объективности и наглядность мониторинга. Медицинские показания Психологические параметры развития Речевые параметры развития Физическое развитие Формирование интегративных качеств Освоение образовательных областей Предполагаемые выводы : 1. Динамика развития ребёнка соответствует показателям развития данного возрастного периода 2. Динамика развития ребёнка не соответствует показателям развития для данного возрастного периода по следующим показателям ______________ ________________________________________________________________ 3. Требуется специализированная работа следующих специалистов: ______ ________________________________________________________________

Слайд 14

Направления индивидуальной работы Специализированная коррекция развития Психологические параметры развития Речевое развитие Физическое развитие Интегративные качества Освоение образовательных областей Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Занятие с логопедом 1р/ нед Произвольная память Формирование словаря Развитие основных движений Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели Познавательное развитие Обследование у врача –психиатра 2р/год Абстрактное мышление ЗКР Развитие мелкой моторики Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Художественно-эстетическое развитие Консультация врача-окулиста 1р/3 мес Волевые качества Подготовка к обучению грамоте Коррекция плоскостопия Занятия с детским психологом 2р/ нед Работа с мячом Лечебная физкультура 1р/2нед Закаливание водой

Источник