Отношения воспитателя и ребенка как условие развития
Павленко Наталья
Организация взаимодействия ребенка и воспитателя в условиях реализации ФГОС
Основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.). При оценке результативности образовательного процесса в настоящее время обращается внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать, а на то, каковы итоги его физического, личностного и интеллектуального развития в целом.
В стандарт дошкольного образования включены такие основные принципы,как:
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Я, как педагог, неукоснительно следуя данным принципам, создаю в своей группе все условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивая его эмоциональное благополучие, помогаю дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития.
В детском саду почти каждый ребенок проводит большую часть суток. Сверстники и работники детского сада становятся его вторым «миром». Отношения с ними занимают в жизни малыша очень важное место, и он очень переживает, если отношения не складываются. Основой взаимодействия воспитателя с воспитанником является доверительное и внимательное отношение к внутреннему миру ребенка, доброта и сердечность взрослого. Это способствует результативному сотрудничеству между ними, дает возможность правильно оценить состояние души малыша, понять и принять его привычки и манеры поведения, быть мудрым проводником в его настроении и переживаниях.
Педагог для ребенка – это друг, который может поделиться своими знаниями, мудростью и опытом, а он их может перенять.Возникает вопрос: как же построить взаимоотношения с воспитанником, чтобы они помогли получить максимальный результат в сфере образования, воспитания и личностного развития? И в то же время взаимодействие должно оставаться благоприятным фактором для их конструктивного общения. Выходом из этой ситуации может стать модель личностно-ориентированных отношений «воспитатель – воспитанник», цель которых – развитие личности ребенка.
Основные принципы личностно-ориентированного взаимодействия – принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача воспитателя – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка в группе, для формирования у него положительных самоощущений, уверенности в своих силах, доверия к миру и людям, инициативности и активной любознательности. Здесь его умения и навыки видятся не как цели, а как средства его развития. Однако, это ни в коем случае не отменяет работы по развитию, обучению и воспитанию дошкольников, проведения с ними планомерной педагогической работы. В то же время, основное значение в образовательном процессе, согласно ФГОС ДО, придается не занятиям школьного типа, а игре, как основной форме организации детской жизни. Благодаря свободному взаимодействию в игре взрослого с детьми и детей между собой, проявляется детская активность, наиболее полная реализация себя как личности.
Такое положение дела предполагает принципиально новый подход к воспитательному процессу, формирующий у дошкольника активную жизненную позицию по отношению к окружающему. В его основе лежат такие взаимоотношения взрослого с детьми, которые строятся на основе равноправия и сотрудничества. Воспитатель не выравнивает детей, не придерживается одного шаблона, стандарта, а учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, ориентируется на его интересы, общается с учетом его характера и привычек. Личностно-ориентированный подход подразумевает взрослого не как непререкаемого авторитета, а как дружелюбного партнера и наставника. К ребенку он относится как к полноправному участнику совместной деятельности, и это является благоприятным условием для формирования будущей личности, развития творческого потенциала, снижения эмоциональных переживаний и конфликтных ситуаций.
Личностно-ориентированная модель воспитания характеризуется признанием взрослым прав и свобод ребенка, деятельностным сотрудничеством, сопереживанием и взаимоподдержкой, обсуждением проблемы, а также гибким введением необходимых ограничений. Эти формы взаимодействия гарантируют малышу обеспеченность чувством психологической защищенности, возможность его индивидуализации, привитие гуманного отношения к окружающему миру и положительных результатов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Действия взрослого не должны содержать в себе признаки подавления инициативности и самостоятельности детей.
В своей группе я строю с детьми отношения, основанные на уважении и требовательности. Уделяю большое внимание начальной стадии контакта, формированию у воспитанников чувства «мы». Всегда стараюсь применять личностный подход во взаимодействии с детьми, демонстрирую свою расположенность к группе, свое понимание их внутреннего состояния.
Хотелось бы обратить внимание на то, какое большое значение в процессе общения и установления дальнейших взаимоотношений имеет культура слушания. Уметь не только слушать, но и слышать другого человека – важнейший фактор, обеспечивающий эффективное общение и понимание друг друга. Первое и основное правило,сформированное много столетий назад: «Самый главный человек на свете – тот, кто перед тобой». Считаю, что любой педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен владеть умением слушать, ведь слушание воспитанника – это составная часть педагогической деятельности.
Когда педагог имеет эмоционально-положительное отношение к детям, адекватную деловую реакцию на недостатки в учебной работе, использует спокойный и ровный тон в обращении – его дети раскованы, общительны, доверчивы. Правильно подобранный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия и во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Правила, повышающие эффективность общения и взаимодействий, известны. Воспитание души и, как следствие, становление личности – должно начаться с изучения и усвоения этих правил.
В работе с маленькими детьми у взрослого есть ответственный момент, когда из множества различных средств взаимодействия он должен выбрать наиболее рациональные и эффективные в той или иной ситуации. Это и создаёт гармонию взаимопонимания воспитателя с детьми. А гармония в отношениях – и есть цель нашей педагогической работы.
Литература:
1. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. 2007
2.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
3. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям/ 4-е изд., перераб. и доп. –М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.
4. Урунтаева Г. А.Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия». – 2001. – 166 с.
Источник
ирина рябова
Консультация «Стиль взаимоотношений воспитателя с детьми»
Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития. Наиболее ярко эти образцы проявляются в формах организации образовательного процесса, которые воспитатель использует в своей работе.
Так, если воспитатель постоянно злоупотребляет негативными оценками, запретами, наказаниями, это провоцирует у детей агрессивное поведение и активное неприятие каких-либо требований, предъявляемых с его стороны. Данный стиль можно отнести к жестко авторитарному.
Такое же поведение детей провоцирует неорганизованный воспитатель, равнодушный к их проблемам, далекий от их нужд (попустительский стиль).
Иногда воспитательпредпочитает добиться покоя и порядка в группе личным активным участием: он убирает за детьми игрушки во время дневного сна, помогает няне собирать со столов посуду, застегивает пуговицы и завязывает шнурки всем, кто просит у него помощи и даже без просьб детей. Дети опрятны, и группа выглядит убранной и чистой. Такой стиль отношений с воспитанниками называется гиперопека, так как дети в поддержании порядка практически не участвуют, у них не развиваются навыки самообслуживания, и они не умеют принимать помощь от взрослого и культурно заявлять о своих трудностях.
Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему. Данный стиль отношений можно отнести к демократическому.
Очень плохо на детях сказывается частая смена воспитателей. В этой ситуации вместе с воспитателем меняются требования и нормы поведения в группе, и социальное развитие начинает протекать стихийно.
РЕКОМЕНДАЦИИ для ВОСПИТАТЕЛЯ
В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том,что:
• Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более состоятельным и ответственным;
• В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов;
• Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны;
• Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;
• Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун;
• Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, — демагогия и опасная практика.
ВОПРОСЫ для ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Что такое «педагогическое общение»?
2. Обоснуйте значение педагогического общения для создания благоприятного психологического климата в группе.
3. Какие формы поведения могут вызвать у ребенка агрессивное поведение? Как называентся такой стиль общения?
4. Охарактеризуйте личностно-ориентированное общение между воспитателем и детьми по следующему плану:
• Цели и задачи;
• Способы общения;
• Позиция взрослого – взгляд на ребенка;
5. Назовите основные правила речевого этикета. Используйте для этого материалы пособия «Веселее вместе.» Рылеевой Е. В. (с. 15-16).
ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ:
— Определите стиль взаимоотношений воспитателя с детьми 6 тел, если в группе преобладает следующее поведение детей.
Вариант 1.
Дети послушны и спокойны, если взрослый постоянно делает им замечания. В отсутствии взрослых в группе начинается беспорядочная шумная возня.
Вариант 2.
Дети послушны и спокойны только в присутствии своего воспитателя. Посторонние взрослые в отсутствии воспитателя удержать порядок в группе не могут, начинается беспорядочная шумная возня. Конфликтные ситуации без вмешательства воспитателя дети разрешить не могут.
Вариант 3.
Дети послушны и спокойны, но пассивны. Их игры не развиты, в них преобладают одиночные занятия. Посторонних взрослых не бояться и стремятся к физическому контакту с ними. Но навыки совместной деятельности со взрослыми отсутствуют.
Источник
Сообщение на городской семинар для воспитателей
« Взаимоотношения воспитателя и детей в дошкольной организации»
Педагог- психолог
детского сада № 211 ОАО «РЖД»
Массарова Л.В.
Слайд 1
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.
Слайд 2
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. По требованиям ФГОС дошкольного образования педагог должен уважать человеческое достоинство воспитанников, формировать и поддерживать их положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях; а также защищать детей от всех форм физического и психического насилия.
Слайд 3
Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении во многом зависит от характера взаимодействия воспитателя с детьми . По требованиям ФГОС педагог должен обеспечивать эмоциональное благополучие детей через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к ребенку, к его чувствам и потребностям;
поддержку индивидуальности и инициативы детей
3)педагог должен устанавливать правила поведения в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятийной детям форме.
Слайд 4
Ребенок меньше и слабее любого взрослого, но это не означает, что мы можем смотреть на ребенка с позиции «сверху».
Вот как пишет об этом Януш Корчак: «Мы можем его поднять, подбросить вверх, усадить против воли, можем насильно остановить на бегу, свести на нет его усилия. Всякий раз, когда он не слушается, у меня про запас есть сила». Задача взрослого – дать почувствовать ребенку, что его воспринимают как равноправного партнера общения.
Слайд 5
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к каждому ребенку и позицию педагога в организации жизни детей – это партнёр- партнёр.
Слайд 6
Партнёрство взрослого с детьми предполагает:
-включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
-свободное общение и перемещение детей во время деятельности; -работа каждого в своем темпе.
Воспитатель для ребёнка – носитель общественных требований, правил, различных оценок (поощрения, порицания, запрета). Поэтому в связи с опытом сложившихся отношений воспитателя и ребёнка у последнего формируется признание или непризнание педагога, доверчивое или недоверчивое к нему и его оценке отношение, признательность, желание общаться с ним, сообщать о радостях и неудачах. Так воспитатель и дети становятся партнёрами в играх, самостоятельной деятельности ребёнка. Партнёрство со стороны ребёнка, так и со стороны воспитателя способствует лучшему их взаимопониманию в процессе общения. Дети инициативные, общительные стимулируют воспитателя к более обширному и разностороннему общению. Постоянно втягивая взрослых в центр своей деятельности, побуждают быть более активными, что способствует накоплению и расширению опыта взаимопонимания, нахождения «общего языка». Вот пример.
Слайд 7
Женя, воспитанник группы, построил самолет, и, ожидая воспитательницу, следит, чтобы никто из детей не разрушил его. Татьяна Викторовна подходит к Жене, на лице ее улыбка, заметно оживление. Она говорит ласково: «Женя, ты ждал меня? Я вижу, какой ты красивый самолет построил. Ты молодец. Да это же не простой самолет. Это самолет новой конструкции. Давай ты, будешь пилотом, а мы с ребятами пассажирами и все вместе полетим в путешествие». Воспитательница радуется вместе с ребенком, и он стремится к эмоциональным контактам, потому что испытывает удовольствие от этого общения.
Слайд 8
Вчерашняя педагогика основывалась на «стирании» индивидуальности ребенка, превращении его в «винтик» и отличалась авторитаризмом, диктатом, стрессовой воспитательной стратегией формирования личности. К сожалению и сейчас мы встречаемся с профессиональной несостоятельностью педагогов – неумением или нежеланием педагога с уважением относиться к личности и проблемам ребенка, такой педагог сам провоцирует нестандартное поведение дошкольника, и как следствие, применяет насильственные действия в отношении детей: навязывание чужого мнения, ущемление личного достоинства, применение телесных наказаний, а так же использует речевые насильственные средства, тем самым наносит вред психическому и психологическому здоровью ребёнка.
Слайд 9
( Что такое психологическое, речевое насилие- текст на слайде)
Хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, а иногда проявляется только в частной жизни, последствия его могут быть катастрофическими. Душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека.
Слайд 10
Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее младшим по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство жестокости. Косвенное подтверждение этому – увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.
Слайд 11
Кроме того, пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, и в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Более 30% участников исследований сообщают о том, что они иногда или часто подвергались речевому насилию (оскорбления, брань, угрозы физического насилия, язвительные замечания о поведении) со стороны родителей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.
Слайд 12
Пример. Предположим, в детстве от вас требовали порядка. Это требование допекало, вы бунтовали, но сопротивление было подавлено. Однако отрицательные эмоции и переживания никуда не делись. Они словно застыли внутри нас, и мы со временем перестаем их замечать. Но если кто-то наступает на «любимую мозоль» (а дети – большие мастера по этой части), то мы начинаем вести себя неадекватно, злиться, обижаться, раздражаться без особой на то причины.
Слайд 12
Итак, мы с вами убедились в том, что все события, которые мы переживали когда-то, в том числе и неприятные, оставляют следы в нашей психике и в нашем теле, они как бы невзначай и не со зла, могут «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие, поведение, а нередко и на жизненный сценарий в целом. Сейчас мы с вами рассмотрим негативные установки и контрустановки сказанные в адрес ребёнка и убедимся, что оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны взрослых. Например, контрустановка « Скажи мне на ушко, давай пошепчемся» , победит установку«не кричи- оглохнешь». Обратите внимание на те последствия, которые онуи могут иметь для личности ребенка. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
( Слайды 13-22).- текст на слайдах
Слайд 23
Проанализируйте, какие оценки, и установки вы даёте детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя.
Из случайно высказанных взрослыми фраз, действий по отношению к ребенку, одобрительных или осуждающих взглядов, мелких ситуаций или значительных событий, у человека складывается о себе мнение как единственно верное, и он делает его своим. Специалисты указывают на очень раннее формирование самооценки — в 5—8 лет. Этот возраст связан с периодом самоосознавания и формирования структур, ответственных за нравственность.
Источник