Отклонения в здоровье на развитие ребенка влияют на

Матвеичева Ольга Николаевна
Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей

Факторы, оказывающие влияние на здоровье детей:

1) Наследственные факторы (состояние здоровья родителей, генотип, протекание беременности и родов, наличие или отсутствие наследственных и врожденных заболеваний и аномалий организма, тип нервной системы, наличие или отсутствие предрасположенности к развитию заболеваний, перенесенные заболевания;

2) образ жизни (забота о здоровье или безразличие к нему, тип и режим питания, двигательный режим, прогулки, закаливание, полноценный сон, психологический климат в семье и школе, поведенческие факторы риска);

3) состояние окружающей среды (экология, благоприятные или неблагоприятные климатические и природные условия, состояние бытовых условий, какие производственные предприятия расположены в районе проживания).

4) медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований.

Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях.

Годы пребывания в школе (с 6—7 до 17—19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.

Факторы риска в образовательном учреждении – это тот комплекс проблем, причиной которых является нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом.

Факторы риска:

1) Стрессовая педагогическая тактика (характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, невозможность индивидуального подхода при большом наполнении классов).

2) Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям обучающихся (организационно — педагогические условия проведения урока (неучет плотности, чередования видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.).

3) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (недостаточная освещенность, неправильное рассаживание детей в классе, несоответствие мебели росту детей, уровень шума, недостаточность проветриваний, нарушение режима и качества питания, плохая оснащенность санитарных зон).

4) Провалы в существующей системе физического воспитания, дефицит двигательной активности детей.

5) Интенсификация учебного процесса (увеличение объёма учебной нагрузки, её возможное несоответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся).

6) Недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.

7) Недостаточное медицинское обеспечение ОУ, а также частичное разрушение служб медицинского контроля ОУ.

8) Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.

9) Возможный неблагоприятный психологический климат в коллективе, в классе, на уроке, отсутствие эмоциональных разрядок.

Воздействие этих факторов особенно опасно тем, что они воздействуют на ребенка длительно, непрерывно и в период, когда он наиболее к ним чувствителен. Все эти факторы ведут к снижению работоспособности детей, выраженному их переутомлению, а, зачастую, и возникновению у детей ряда заболеваний (снижение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания ЖКТ и др.)

Снижение негативного влияния этих факторов (или полное их устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.

Успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не только по успеваемости учащихся в виде текущих отметок или результатов контрольных работ, а по совокупности показателей, отражающих, в том числе и уровень здоровья обучающихся. Данная позиция представляется мне вполне оправданной, т. к. недостаток образования впоследствии можно восполнить дополнительным обучением, а подорванное здоровье восстановить значительно труднее. И нарушенное в детском возрасте физическое развитие восстановить, зачастую, невозможно.

Внешние факторы риска, влияющие на обучение детей.

Человек на протяжении всей своей жизни испытывает на себе целый ряд

факторов, которые как положительно, так и отрицательно влияют на его здоровье.

На обучение детей большинство внешних факторов влияют опосредованно, изначально подрывая здоровье ребенка, а потом уже снижая его учебный потенциал.

К таким факторам можно отнести всю группу климатогеографических, геохимических, экологических вредностей. Крайняя степень их воздействия, представляющая серьезную опасность — поражающие факторыисточников чрезвычайных ситуаций: механические, термические, радиационные, химические, биологические и другие, которые могут вызывать тяжелые травмы, поражения ЦНС и даже гибель.

Еще одна группа факторов, которые влияют изначально на физическое и психологическое здоровье ребенка, а потом уже, несомненно, и на его обучение – это социальные, экономические, психологические факторы, такие, как низкий уровень жизни семьи, неблагополучные семьи группы риска, психологическое насилие, стрессы и т. д.

Недостаточное пребывание на свежем воздухе, гиподинамия, несоблюдение режима сна, а также учебных занятий может вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в организме и, естественно, не могут не отразиться на успешности обучения.

Читайте также:  Исследование влияния сказки на развитие ребенка

Теперь хотелось бы остановиться на той группе факторов, которые непосредственно оказывают влияние на ЦНС и психические процессы ребенка и, соответственно, непосредственно влияют на обучение. Это так называемые «поведенческие факторы риска»:

— употребление алкоголя,

— употребление наркотиков и др. токсичных веществ,

— курение,

— компьютерная и интернет- зависимость.

Все средства, являющиеся предметом злоупотребления, обозначаются как «психоактивные вещества», вызывающие психические расстройства и нарушения поведения, резко снижающие восприимчивость к обучению.

Подростковый возраст — особый период в жизни каждого человека. В это время закладываются основы его физического и душевного здоровья. Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. Влияние это настолько серьезно, что их употребление нельзя характеризовать лишь как вредные привычки, так как они угрожают не только здоровью и учебе, но зачастую и жизни подростка. Следует также помнить, что в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды, в связи с чем поведение подростков мотивировано не только биологическими, но и социальными составляющими, к которым можно отнести «моду» на какие-либо пищевые предпочтения, алкоголь, табакокурение, наркотики и др. Повторное и регулярное попадание этих веществ в организм приводит к изменению обмена веществ и возникновению при их недостатке или отсутствии уже биологической потребности либо зависимости, связанной с нарушением гомеостаза.

Употребление алкоголя, наркотиков, асоциальное поведение, напрямую связано с ростом правонарушений и распространением социально значимых заболеваний. И всё это непосредственно влияет на психику и физическое здоровье детей и подростков, что отнюдь не способствует успешному обучению, а всячески затрудняет или вовсе прекращает его.

В последнее время все большее количество детей, причем начиная с дошкольного возраста, попадают под влияние компьютеров, планшетов, сотовых телефонов. Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечнососудистой системах. Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме подростка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение. Также, компьютеры влияют на центральную нервную систему детей. При длительном времяпровождении за компьютером у школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрессивных состояний.

Несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети и подростки. В интернете часто находится информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье подростка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.

Мы рассмотрели различные группы внешних факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей и влияющие, напрямую или опосредованно, на обучение. Каждый ребенок в процессе взросления в большей или меньшей степени сталкивается с воздействием этих факторов и только политика внедрения культуры здоровья и воспитание в условиях стремления к здоровому образу жизни может уберечь детей от их губительных последствий.

Источник

Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.

ВНИМАНИЕ! Авторы канала против ЛЮБОГО употребления наркотических, психотропных средств, а также алкоголя! Статья написана исключительно в ознакомительных целях, не пропагандирует и не побуждает к действию!

Современное общество поражает и возмущает то, с какой безответственностью наркоманы относятся к рождению детей. Они не думают о том, как их пороки, их образ жизни скажется на здоровье и судьбе этого ребенка.

86% рождаются с уродствами и аномалиями развития.

Нельзя ждать от наркоманки трезвого взгляда не жизнь. Узнав о беременности, многие прекращают курить «травку», в надежде на то, что их пристрастие не отразится на беременности.

Фото из поисковой системы Яндекс

Читайте также:  Ребенок 7 лет отстает в развитии что делать 7 лет

Влияние наркотиков на беременность

Шанс на благополучные роды, и нормальное течение беременности у наркоманок — 20%. Если женщина не отказывается от употребления, то каждая доза наносит вред ее здоровью и здоровью будущего ребенка. Риск патологии повышается в десятки раз.

Употребление героина, который вызывает наибольшую зависимость, в начале беременности провоцирует патологии головного мозга. Некоторые виды наркотиков меняют структуру ДНК, вызывая уродства.

Как правило, такие женщины ведут аморальный образ жизни, у них плохое питание, есть сопутствующие заболевания. Употребление приводит к истощению организма, что тоже отражается на внутриутробном развитии плода.

Ребенок в организме регулярно получает дозу, наркотики проникают в кровь через плаценту. У плода тоже развивается зависимость от наркотиков. Вероятный результат беременности наркоманки:

  • смерть в утробе;
  • выкидыши;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная задержка развития;
  • рождение ребенка с патологией.

Но если удается в таких условиях сохранить беременность, здоровье рожденного ребенка подорвано уже до рождения.

Могут ли у наркозависимых родителей родиться здоровые дети?

Наркотические вещества отрицательно действуют на эрекцию мужчины. Но еще больший вред наносят здоровью женщины, делая ее бесплодной. Удивление врачей вызывает факт беременности наркоманки от наркомана.

Но когда происходит зачатие, дети наркоманов не рождаются здоровыми. По мнению врачей, родить здорового ребенка возможно через 10 лет полного отказа от наркотиков. Только в этом случае дети бывших наркоманов будут рождаться без патологий.

Фото из поисковой системы Яндекс

Но если не ждать 10 лет, перед зачатием обязательно провести чистку организма. Зачать нужно, если после чистки прошло не меньше 8 месяцев и в крови не осталось следов психотропных веществ.

В редких случаях забеременевшая наркоманка соглашается, ради рождения здорового ребенка, пройти очищение организма и лечение в клинике. Шанс родить здорового ребенка увеличивается.

Физиологические проблемы

Даже если ребенок родился, проблемы со здоровьем будут преследовать его всю жизнь.

  • СВДС – синдром внезапной детской смерти преследует детей, родившихся от наркоманов в течение года. Если выживают, то отстают в развитии.
  • Абстинентный синдром отмены – наркотическая ломка после рождения. У матерей, зависимых от героина, дети редко выдерживают этот синдром, умирают сразу после рождения.
  • Малый вес новорожденного бывает, когда мать принимала амфетамин или курила марихуану.
  • Неестественно малый размер головы бывает у младенцев, рожденных после принятия марихуаны, гашиша.
  • Уродства в виде «заячьей губы», «волчьей пасти», дефекты черепа, сросшиеся веки – последствия употребления матерью амфетамина.
  • Инсульт плода, гипоксия, спазм сосудов наблюдается после принятия кокаина.
  • Олигофрения, умственная отсталость, ДЦП говорит о том, что мать употребляла ЛСД.

Поправить здоровье детей, родившихся от наркоманов, невозможно. Пожизненная инвалидность ожидает малышей, родившихся с такими уродствами.

Если ребенок родился с незначительными физическими отклонениями, то впоследствии выявляются нарушения психики.

Психологические отклонения

В результате нарушений внутриутробного развития, под воздействием наркотических веществ, страдает головной мозг. Нередки патологии зрения, слуха и нервной системы. И даже если нет видимых нарушений, у выживших детей родителей наркоманов присутствуют такие проблемы:

  • дефицит внимания;
  • гиперактивность;
  • нарушения речи;
  • неспособность к обучению.

Состояние абстинентного синдрома, тяга к вредным веществам будет сопутствовать им всю жизнь. Выросшие дети наркоманов приобретают комплекс неполноценности:

  • низкая самооценка формируется в детстве и переносится на всю жизнь;
  • неумение выражать чувства и мысли – у них не складывается личная жизнь;
  • пассивный стиль поведения – не могут решать проблемы.

Уже в начале жизни эти люди нуждаются в постоянной поддержке общества.

Помощь детям наркоманов

Незавидна последующая жизнь детей, рожденных от наркоманов. Многие мамочки оставляют своего ребенка в роддоме. И тогда его ожидает детский дом, где ребенок – инвалид будет существовать под опекой государства. Это лучший вариант, потому что там ему предоставят уход и лечение.

Но даже если родители его забрали, что ожидает его в будущем? Мать — наркоманка не в состоянии обеспечить должный уход и развитие ребенку. Эти дети нуждаются в постоянном лечении.

Живущие в неблагополучной семье, не видят образца нормальной жизни. Для них норма – курить и колоться. Рано или поздно он станет алкоголиком или наркоманом.

Фото из поисковой системы Яндекс

Читайте также:  Родился ребенок когда и как начинать его развитие

Если физическое состояние ребенка удовлетворительное, он посещает школу, другие учебные заведения. В этом случае окажется под контролем социальных служб, детской комнаты милиции. Он нуждается в поддержке специалистов, чтобы не повторить путь родителей.

В клиниках и наркологических центрах есть группы поддержки, работающие по программе предотвращения употребления вредных веществ. Для тех, кто находится в группе риска и пока не начал употреблять.

Специалисты оказывают моральную и психологическую поддержку, избавляя тем самым от наследственной зависимости.

Понравилась статья? Поставьте нам палец вверх и подпишитесь на канал!

Также вам будет интересно:

Эфедрин — наркотик или нет?

Классификация наркопотребителей: портрет современного наркомана

Секса — нет, а наркотики были: наркомания в СССР

Источник

Надежда Петрова
Здоровье детей в современном мире

Здоровье – это важнейшая составляющая благополучия человечества, одно из важнейших прав человека, а также одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Реформы в системе здравоохранения, уменьшение профилактической работы, безграмотность современных родителей негативно повлияли на здоровье детей. Наблюдая за детьми и их родителями у себя в детском саду, мы убедились, что большинство семей ведут нездоровый образ жизни. Они мало двигаются и бывают на свежем воздухе, неправильно питаются, имеют вредные привычки. А дети, как известно, повторяют за своими родителями. Жизнь в современном мире предъявляет высокие требования к состоянию здоровья людей и особенно маленьких детей. Сегодня проблема здоровья особенно остро встает в дошкольном и школьном возрасте. Рождение больных детей не только медицинская проблема, но социальная и педагогическая. Именно в детстве можно привить ребенку полезные привычки, которые останутся на всю его жизнь.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей за последние десятилетия ситуация ухудшилась. К тому же снизилось количество детей с первой группой здоровья.Даже у себя в детском саду я наблюдаю эту статистику: на 25 детей в группе только один — двое детей имеют первую группу здоровья. Увеличилось количество детей, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья (вторая группа здоровья, и с хроническими заболеваниями (третья группа здоровья).

На наш взгляд, центральной проблемой современной системы общего образования является реализация образовательных стандартов без потерь здоровья детей. Если здоровый образ жизни – это управление здоровьем посредством привития адекватного поведения, то, несомненно, данная область деятельности становится кругом профессиональных интересов и компетенции педагогов. Учитель или воспитатель помогают индивиду обрести необходимую мотивацию, основанную на его потребностях, и, давая свободу выбора, а также предоставляет возможность получения необходимых знаний и умений.

Здоровье каждого из нас закладывается с малых лет. Организм ребенка гораздо чувствительнее к влиянию окружающей среды, чем у взрослого человека. От общего здоровья ребенка зависит его работоспособность, выносливость, сила, умственное развитие, прочность знаний, а также духовная жизнь.

В первые годы жизни ребенка происходит интенсивный рост и развитие всех систем организма. Малыш рождается с набором определенных наследственных свойств и качеств. Но это является лишь базой развития, а важнейшими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка с первых дней его жизни.

Воспитывая у детей потребность в активности, сам педагог, прежде всего, показывает пример положительного отношения к спорту. А также дети смотрят на своих родителей – ведь, чтобы привить потребность в движении, нужен комплексный подход к проблеме.Участие родителей в спортивных праздниках и досугах играет большую роль: именно в таких семьях вырастают здоровые, любящие спорт люди, будущее нашей страны.

Именно в дошкольном возрасте закладываются прочные основы здоровья, которые влияют на развитие личности ребенка. В современных условиях жизни нашим детям предъявляются слишком высокие требования, выполнять которые могут только здоровые дети. Соблюдение здоровогообраза жизни оказывает влияние на все стороны развития личности: физическое, психическое, нравственное и духовное здоровье. Потребность человека вести здоровый образ жизни, выработанный с детства, определяют всю его дальнейшую жизнь.

Таким образом, основной задачей укрепления здоровья детей является формирование у них представлений о здоровье и здоровом образе жизни, так как это становится условием для эффективного развития детей, а также обеспечения их нормальной жизни в современном мире.

Источник