Отклонения в развитии при операции у ребенка

Отклонения в развитии при операции у ребенка thumbnail

Вчера мы начали разговор о наркозе для ребенка и его видах. При этом были затронуты общие вопросы, но есть еще некоторые важные моменты, которые родителям необходимо знать. Прежде всего, нужно поговорить о наличии противопоказаний.

Возможные противопоказания.

Вообще к наркозу, как к процедуре в целом, абсолютных противопоказаний нет. В случае экстренной необходимости применяют даже при наличии в обычных условиях противопоказаний. Могут быть противопоказания к отдельным видам препаратов для наркоза, тогда их заменяют препаратами подобного действия, но другой химической группы.

Однако, всегда стоит помнить о том, что наркоз это такая медицинская процедура, на проведение которой необходимо согласие самого пациента, а в случае детей – согласие их родителей или законных представителей (опекунов). В случае детей показания к проведению наркоза могут быть существенно расширены. Конечно, часть операций ребенку можно провести и под местной анестезией (проведение местного обезболивания или как его называют «заморозка»). Но, при многих из таких операций ребенок испытывает сильную психо-эмоциональную нагрузку – видит кровь, инструменты, испытывает сильный стресс и страх, плачет, его нужно силой удерживать. Поэтому, для комфорта самого ребенка и более активного устранения проблем, применяют общий наркоз кратковременного действия или более длительный.

Наркоз у детей применяют не только при проведении операций, зачастую именно в детской практике показания к нему сильно расширяются за счет особенностей детского организма и его психологических особенностей. Зачастую общий наркоз применяют детям при лечебных манипуляциях или проведении диагностических исследований, в тех случаях, когда ребенку необходима неподвижность и полное спокойствие. Наркоз может быть применен в тех случаях, где нужно отключение сознания или выключение памяти на неприятные впечатления, манипуляции, страшные процедуры без мамы или папы рядом, если необходимо находиться длительно в вынужденном положении.

Так, наркоз сегодня применяют в кабинетах стоматологов, если дети боятся бормашины или им требуется быстрое и достаточно объемное лечение. Наркоз применяют для проведения длительных исследований, когда нужно прицельно все рассмотреть, а ребенок не сможет лежать спокойно – например, при проведении КТ или МРТ. Основной задачей для врачей-анестезиологов становится защита ребенка от стресса в результате проведения болезненных манипуляций или операций.

Проведение наркоза.

При экстренных операциях наркоз проводят как можно быстрее и активнее, чтобы приступить к необходимой операции – тогда его проводят по ситуации. А вот при плановых операциях есть возможность подготовиться, чтобы свести к минимуму возможные осложнения. Если у ребенка имеются хронические заболевания – операции и манипуляции под наркозом проводят только в стадии ремиссии. Если ребенок заболел острой инфекцией, ему также не проводят плановых операций до момента полного выздоровления и нормализации всех жизненных показателей. При развитии острых инфекций проведение наркоза сопряжено с большим, чем обычно риском осложнений в результате нарушения дыхания во время нахождения в наркозе.

Перед началом операции анестезиологи обязательно приходят в палату к больным, чтобы поговорить с ребенком и родителями, задать многие вопросы и уточнить данные о малыше. Необходимо выяснить, когда и где ребенок был рожден, как проходили роды, не было ли в них осложнений, какие прививки были проведены, как ребенок рос и развивался, чем и когда он болел. Особенно важно подробно выяснить у родителей наличие аллергии на определенные группы медикаментов, а также аллергию на какие-либо другие вещества. Врач прицельно осмотрит ребенка, изучит историю болезни и показания к операции, тщательно изучит данные анализов. После всех этих расспросов и разговоров врач расскажет о планируемом наркозе и предоперационной подготовке, необходимости проведения специальных процедур и манипуляций.

Методы подготовки к наркозу.

Наркоз – это особая процедура, которая требует тщательной и особой подготовки перед ее началом. В подготовительный момент важно настроить ребенка на позитивный лад, если ребенок знает о необходимости операции и о том, что будет происходить. Некоторым малышам, особенно в раннем возрасте, иногда лучше заранее не говорить об операции, чтобы не пугать ребенка раньше времени. Однако, если ребенок страдает из-за своего заболевания, когда он сознательно хочет быстрее вылечиться или провести операцию, тогда рассказ о наркозе и операции будет полезным.

Подготовка к операции и наркозу с маленькими детьми может представлять сложность в плане выдержки времени голодания и отсутствия питья до операции. В среднем не кормить ребенка рекомендуется примерно шесть часов, для грудничков этот период сокращается до четырех часов. За три-четыре часа до наступления наркоза стоит отказаться также и от питья, нельзя пить никакие жидкости, даже воду – это необходимая предосторожность на случай того, если при входе в наркоз или выходе из него случится регургитация – обратный заброс содержимого желудка в пищевод и ротовую полость. Если желудок будет пустым — риск этого гораздо меньше, если в желудке есть содержимое, риск его попадания в ротовую полость и оттуда в легкие – возрастает.

Второй необходимой мерой в подготовительном периоде является проведение клизмы – необходимо опорожнение кишечника от стула и газов, чтобы при операции не произошло непроизвольной дефекации вследствие расслабления мышц. Особенно строго готовится к операции кишечник, за три дня до операции из питания детей исключаются мясные блюда и клетчатка, за день до операции и утром могут применяться несколько очистительных клизм и слабительные. Это необходимо для максимально возможного опорожнения кишечника от содержимого и снижения риска инфицирования брюшной полости и профилактики осложнений.

Читайте также:  Развитие волевой сферы ребенка

Перед введением в наркоз рекомендуется, чтобы один из родителей или близких людей находился рядом с малышом до момента его отключения и вхождения в сон. Для введения в наркоз врачи используют специальные маски и мешки детского типа. На пробуждение малыша также желательно, чтобы рядом были кто-то из родных.

Как идет операция.

После того, как ребенок заснет под действием медикаментов, анестезиологи добавляют препараты до достижения необходимой расслабленности мышц и обезболивания, а хирурги приступают к проведению операции. По мере окончания операции врач уменьшает концентрации веществ в воздухе или капельнице, тогда ребенок приходит в себя.
Под воздействием наркоза сознание ребенка отключается, боль не ощущается, а состояние ребенка врач оценивает по данным монитора и внешним признакам, прослушивая сердце и легкие. На мониторах отражается давление и пульс, насыщение крови кислородом и некоторые другие показатели жизнедеятельности.

Выход из наркоза.

В среднем, длительность процесса выхода из наркоза зависит от вида препарата и скорости выведения его из крови. На полное выход современных препаратов для детского наркоза в среднем уходит около двух часов, но при помощи современных методов лечения можно ускорить время вывода растворов до получаса. Однако, первые два часа выхода из наркоза ребенок будет находиться под неустанным контролем врача-анестезиолога. В это время могут быть приступы головокружений, тошнота с рвотой, боль в области операционной раны. У детей в раннем возрасте, особенно на первом году жизни, из-за наркоза может нарушиться режим дня.

После операции сегодня стараются провести активацию больных уже в первые же сутки после наркоза. Ему разрешают двигаться, вставать и принимать пищу, если объем операции был небольшой – уже через пару часов, если объем вмешательства был значительным – через три-четыре часа по мере нормализации состояния и аппетита. Если после операции ребенку необходима реанимационная помощь, его переводят в палату реанимации и интенсивной терапии, где наблюдают и ведут совместно с реаниматологом. После операции, если это необходимо, ребенку могут применяться ненаркотические обезболивающие.

Могут ли быть осложнения?

Не смотря на все усилия врачей, иногда все-таки могут возникать осложнения, которые сводят к минимуму. Осложнения обусловлены влиянием медицинских препаратов, нарушением целостности тканей и другими манипуляциями. Прежде всего, при введении любого вещества редко, но могут возникать аллергические реакции вплоть до анафилактического шока. Чтобы их предотвратить, врач перед операцией подробно выяснит у родителей все о ребенке, особенно случаи аллергии и шока в семье. В редких случаях на введение наркоза может повышаться температура – тогда необходимо проведение жаропонижающей терапии.
Однако, все возможные осложнения врачи стараются предугадать заранее и провести профилактику всех вероятных проблем и нарушений.

Если нужен общий наркоз

Источник

«Подождем, сам заговорит». Так рассуждают спокойные родители, списывая молчание ребенка на юные годы. Многие готовы терпеливо ждать до 3-4 лет, когда драгоценное время будет упущено для раннего вмешательства.

По статистике на 2019 год, почти 40% детей 6-7 лет имеют речевые нарушения разного характера, более чем у 3% малышей диагностируется умственная отсталость. Это очень много по сравнению с прошлым десятилетием.

Особенно трудно понять, что ребенок отстает в развитии, молодым родителям, не имеющим опыта в воспитании. По мнению медиков, чтобы не запустить ситуацию, отклонения важно выявить именно на раннем этапе развития.

Памятка для молодых мам и пап

Первый год жизни — это важнейший этап, в течение которого родителям необходимо очень пристально наблюдать за развитием малыша. Причем это касается не только физического роста, но также развития речи и эмоциональных реакций.

Азы, описанные во многих книгах, посвященных воспитанию детей, знают практически все. Например, когда малыш начинает держать головку, в каком месяце зубки лезут, когда начнет гулить, переворачиваться, сидеть или ползать. В этом трудностей нет.

Однако проявление эмоций часто считается второстепенной функцией. Поэтому молодые родители в большинстве случаев мало обращают внимание на состояние и реакции ребенка.

Ценными рекомендациями с родителями делится Ольга Азова, кандидат педагогических наук и руководитель медицинского центра.

Признаки отклонений в развитии малыша

На что нужно обращать внимание:

1. Улыбка — после 21 дня жизни ребенок должен понимать обращенную к нему улыбку и улыбнуться в ответ.

2. Радость — с трех месяцев ребенок должен проявлять оживление при виде мамы, папы или другого близкого человека.

Когда следует насторожиться на первом году жизни:

1. Ребенок отвергает тактильные прикосновения.

2. Вместо речи малыш использует жесты или невнятные звуки.

3. Вместо четкого «мама» говорит слоговое «ма-ма-ма-ма».

4. Малыш называет «мамой» всех подряд.

5. В лексике появились слова, которые малыш произносит, но не применяет в общении.

6. Ребенок не понимает свое имя, обращенную к нему речь, просьбы или подсказки.

Когда следует насторожиться на втором году жизни:

1. На прогулке с детьми ребенок отказывается присоединиться к общей игре, однообразно выполняя какие-то другие повторяющиеся действия (качается на качелях, крутит колесо и т. д.).

2. Малыш не может освоить горшок или держание ложки.

3. Боязнь расчески или других предметов (действий), что часто воспринимается как чрезмерная независимость.

4. Частое закатывание истерик, излишняя возбудимость или плаксивость, расстройство сна, энурез.

5. Малыш не прожевывает твердую пищу, испытывает страхи.

Явные физические отклонения и описанные выше реакции сигнализируют, что малышу нужен специалист.

Читайте также:  Роль социума в формировании и развитии личности ребенка

К какому врачу обратиться?

По мнению Ольги Азовой, эксперта в области детского развития, обеспокоенным родителям, прежде всего, необходимо посетить невролога. Но в этом и есть первая, а по сути, главная проблема.

Вот пример из ее практики:

«На консультации выясняется, что ребенка показывали нескольким врачам-неврологам. Однако ни один специалист не выявил реальной проблемы, прописав малышу массаж и ноотропы.

Случилось так, что именно массажистка верно заподозрила неладное. Она посоветовала пройти МРТ.

Наконец, родителям повезло, они попали в руки толкового специалиста, который действительно направил ребенка на обследование мозга.

Оказалось что у малыша опухоль, которая стремительно растет из-за ноотропных препаратов, назначенных другими врачами. Ребенку срочно провели операцию, которая закончилась успешно.

Но на этом все, никаких рекомендаций родителям на дальнейшее никто не дал, как и реабилитационного курса после вмешательства никто не назначил».

В итоге у ребенка развились явные проблемы. На прием привели уже 6-летнего мальчика, который практически не разговаривает, речь, обращенную к нему, ребенок не понимает, а вдобавок у малыша налицо запущенная апраксия (двигательные нарушения).

Соответственно, в случае обеспокоенности поведением малыша, визит к неврологу обязателен. Но главное, найти специалиста, имеющего специализацию и опыт именно в области нарушений развития. Желательно, чтобы это был невролог, работающий в паре с логопедом.

Опасно откладывать визит к врачу

Вторая наиболее распространенная проблема, связанная с отклонениями в развитии, это патологическое нежелание родителей провести обследование малыша как можно раньше.

Взрослые настойчиво откладывают визит к неврологу до тех пор, когда вмешательство не становится необходимым и очевидным.

Невероятно живучие аргументы — «он маленький, еще заговорит», «сейчас все детки начинают говорить позже», «мальчики развиваются медленнее, поэтому…».

Это непростительная безответственность мама и пап, а тем более специалистов, успокаивающих таким образом родителей.

Посещение невролога — это первый шаг на этапе обследования. Ребенку необходимо назначить аудиограмму (проверка слуха), а также проконсультироваться с врачом-сурдолгом и логопедом на выявление проблем.

Определение маршрута реабилитации

Ольга Азова считает, что независимо от диагноза каждому малышу с речевыми нарушениями требуется помощь врача-логопеда. Но для определения маршрута реабилитации необходимо правильно выявить проблему, поэтому начинать нужно с диагностики.

Важно понимать, с чем вы столкнулись. Это действительно нарушение речи или у малыша тугоухость. Возможно невербальное общение ребенка — это следствие умственной отсталости или иного расстройства (двигательного или ментального).

Реабилитационный курс должен назначаться, исходя из базового диагноза.

К примеру, на что делается упор пи следующих проблемах у детей:

1. ДЦП — физическое развитие.

2. Эпилепия — купирование припадков с назначением терапии.

3. Проблемы со слухом — занятия с врачом-сурдологом.

4. Аутизм — чаще назначается АВА- терапия.

5. Речевые нарушения (или алалия) — занятия с логопедом.

Сначала нужно сконцентрироваться на ключевой проблеме, только после этого работать с речевыми нарушениями.

Пример из практики:

На занятия к логопеду ходят два малыша, у одного аутизм, у другого — тугоухость. Ребенок с РАС не дает никакой реакции из-за погруженности в себя, а малыш с проблемами слуха не понимает специалиста (он недавно с аппаратом).

Нужна ли помощь логопеда этим детям? Разумеется, нет! Слабослышащему малышу нужен сурдолог, а маленькому аутисту нужен специалист, имеющий опыт с проблемами РАС.

Детский сад или домашнее воспитание

Большинство родителей предпочитают отдать ребенка в детский сад, где он сможет научиться общению в группе. При выборе эксперт предлагает исходить из возможностей взрослых.

По мнению специалистов, предпочтительнее домашнее воспитание, особенно для семей, где не один малыш. В этом случае в детей можно заложить именно те правила и ценности, которые соответствуют мировоззрению своей семьи.

Даже если в семье один ребенок, эксперты в области детского развития советуют посвятить себя дошкольному воспитанию своего чада.

Прогулки на свежем воздухе с другими детьми, посещение центров досуга и развития или других занятий может полностью компенсировать дефицит общения. Об этом подробнее можно прочитать в нашей предыдущей статье.

При этом коммуникативные навыки ребенок получит в соответствии с правилами семьи, а не будут навязанными. Если такой возможности нет, то стоит ответственно подойти к выбору воспитателя.

Самое печальное — это неосведомленность пап и мам в отношении отклонений, возникающих на первом этапе развития детей. Слаженного взаимодействия тандема «специалист — родители» пока не наблюдается в медицинской практике.

Поэтому родители должны быть бдительными и взять ответственность за развитие малыша в свои руки!

Эта статья — ответ на злободневный вопрос многочисленных читателей, почему сегодня столько детей рождается с отклонениями. Это не так! В большинстве случаев проблема развивается позже и по причине запущенности.

Ждем ваших мнений по этому поводу, присоединяйтесь к обсуждению! Будем рады каждому новому подписчику и лайку.

Информацию из цикла «доступная среда для инвалидов» можно найти здесь.

Источник

Общий наркоз, применяемый у детей, может нести за собой множество последствий. Детский организм очень быстро растет и развивается, и любое вмешательство в работу центральной нервной системы может негативно сказаться на развитии ребенка. В этой статье рассмотрены основные осложнения, которые могут развиться после проведения оперативных вмешательств, используя общий наркоз.

Ингаляционный наркоз ребенку

Общий наркоз

Причина возникновения осложнений

Общий наркоз – это состояние глубокого сна, который вызван медикаментозными препаратами. Благодаря наркозу у врачей появилась возможность проводить длительные и сложные операции. Особенно это показательно в детской хирургии, ведь сейчас шанс на жизнь имеют дети, которые рождаются с тяжелыми пороками развития сердечно-сосудистой системы и с другими отклонениями.

Читайте также:  Развитие ребенка советы мамам

Но сам наркоз не является безобидной процедурой. В последнее время врачами проводилось множество исследования, которые были посвящены его осложнениям и последствиям. Особое место в их работах уделялось влиянием общего наркоза на детей. Говоря о взрослых, более актуальными являются аллергические реакции на вводимые препараты и осложнения со стороны сердца, в случае с детьми, на первый план выходят проблемы, связанные с замедлением развития и нарушением работы центральной нервной системы.

Препараты, используемые для общего наркоза, у детей до трех лет могут повлиять на развитие и становление нервных связей между нейронами в головном мозге, на процессы миелинизации нервов (образование оболочки вокруг нервного волокна). Эти изменения в центральной нервной системе и являются причинами негативных последствий в развитии ребенка. Всегда, решаясь на операцию, врач должен сопоставлять необходимость ее проведения с вредом для организма ребенка.

Ранние осложнения общего наркоза

Эта группа осложнений мало чем отличается от такой же, у взрослых. Они, обычно, развиваются во время пребывания ребенка под наркозом, или в короткий период после него. Эти осложнения обусловлены непосредственным влиянием препарата на организм ребенка.  К ним относятся:

  • Аллергические реакции: анафилактический шок, отек Квинке.
  • Сопор, кома.
  • Нарушение ритма сердца, в виде атриовентрикулярной аритмии, блокады пучка Гиса.

С этими острыми и опасными осложнениями справляться должны врачи анестезиологи. К счастью, возникают они довольно редко.

Анестезиолог-реаниматолог на операции

Анестезиолог постоянно контролирует состояние пациента во время наркоза

Поздние осложнения после наркоза у детей

Даже если операция прошла успешно, без осложнений, и никакой реакции на анестетик не было, это вовсе не дает гарантии, что отрицательного влияния на организм ребенка не происходило. Отдаленные последствия возникают не сразу. Они могут стать заметными даже через несколько лет.

К поздним осложнениям относятся:

  1. Когнитивные расстройства и синдром дефицита внимания и гиперактивности, про них подробно написано ниже.
  2. Хронические и частые головные боли, иногда в виде мигрени. Возникновение головной боли, обычно, не связано ни с какими пусковыми факторами. Может болеть все голова, или же ее половина. Боли практически не снимаются анальгетиками.
  3. Вялотекущие нарушения в работе печени и почек.
  4. Частые головокружения.
  5. Судороги мышц голени.

Чаще всего развиваются когнитивные расстройства. К ним относятся:

  • Нарушения памяти у детей. Оно может проявляться сложностью в запоминании учебного материала. К примеру, детям может быть сложно учить иностранные языки, стихи. Память может нарушаться и по другим причинам, к примеру, при нехватке йода в организме.

Когнитивные нарушения

Ребенку трудно запомнить новый материал

  • Нарушение логического мышления. Детям затруднительно делать выводы, искать связи между событиями.
  • Сложность сконцентрироваться на чем-то одном. Такие дети не любят читать книги, им сложно в школе. Обычно они во время обучения отвлекаются, разговаривают. И родители их наказывают и ругают, вместо того, чтобы разобраться в причине такого поведения ребенка.

Кроме когнитивных расстройств, наркоз опасен из-за возможности развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Он проявляется импульсивностью в поведении, нарушением внимания малыша и гиперактивностью. Такие детки не могут предугадывать последствия своих поступков, из-за чего являются частыми гостями травм пунктов. Им сложно выполнить какое-либо задание, или придерживаться правил в игре. Гиперактивность проявляется сложностью долго сидеть на одном месте. На уроках они ерзают, поворачиваются из стороны в сторону, болтают с одноклассниками.

Синдром дефицита внимания

Гиперактивный ребенок

Последствия у детей раннего возраста

Центральная система у детей до трех лет развивается очень быстро. И в три года вес мозга практически такой же, как у взрослого человека. Любые вмешательства в этом возрасте могут нести за собой тяжелые последствия. Общий наркоз в этом возрасте особо вреден и опасен.

Кроме синдрома дефицита внимания и когнитивных расстройств, он может нанести вред при формировании нервных путей и волокон, связей между частями мозга, что может привести к таким последствиям:

  1. Отставание в физическом развитии. Препараты могут нанести вред паращитовидной железе, которая отвечает за рост ребенка. Такие детки могут отставать в росте, но как правило, потом они догоняют своих ровесников.
  2. Замедление психомоторного развития. Детям, перенесшим общую анестезию, может быть сложно учиться читать, запоминать цифры, правильно выговаривать слова, строить предложения.
  3. Эпилепсия. Это осложнение довольно редкое, но описаны клинические случаи, когда эта болезнь стартовала после оперативных вмешательств.

Можно ли предупредить развитие осложнений

Сложно сказать, будет ли осложнение, когда и как оно появится. Но постараться снизить риск развития негативных последствий можно такими способами:

  1. Тщательно обследовать организм малыша, если есть возможность. При плановых операциях лучше сделать все обследования, предложенных лечащим доктором.
  2. После операции использовать препараты, которые будут улучшать мозговое кровообращение, витамины. Подобрать их поможет невропатолог. Это может быть Пирацетам, Кавинтон, витамины группы В и другие.
  3. Внимательно следить за состоянием и развитием своего ребенка. Лучше лишний раз обратиться за консультацией к врачу, чтобы исключить вред от анестетиков.

Узнав про существование всех этих страшных осложнений, не стоит отказываться от предстоящих операций. Главное – это внимательно относиться к здоровью малыша, не заниматься самолечением дома, и при малейшем отклонении в его здоровье идти к педиатру.

Источник