Отклонения в поведении ребенка 5 лет
Светлана Мартьянова
Девиантное поведение у детей дошкольного возраста
Девиантное поведение у детей дошкольного возраста
Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.
Что такое девиантность?
Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.
Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:
1. В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.
2. В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.
3. В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.
Причины аномального поведения ребенка
Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведениястановится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.
Медико-биологические причины
Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:
• врожденные;
• наследственные;
• приобретенные причины.
Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности.Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности, ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).
Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.
Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.
Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.
Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.
К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.
Социальные причины
В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие»включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).
Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка,делятся на следующие типы:
1. Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.
2. Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.
3. В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.
4. В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.
5. Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.
Многочисленные исследования показали,что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:
• скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);
• потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);
• чрезмерная строгость и требовательность к малышу;
• эмоциональное отвержение;
• гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.
Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.
Педагогические причины
Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.
Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.
В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.
Психологические причины
У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями,ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.
Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.
В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.
Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников
Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками,определены следующие пути решения:
1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.
4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило,используются:
• коммуникативные и подвижные игры;
• разыгрывание «трудных ситуаций»;
• ритмические игры со словами;
• музицирование и танцы;
• чтение и обсуждение сказок.
Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста. Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.
Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.
Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.
Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.
Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.
Источник
Кризис дошкольного возраста
Да, бывает и такой кризис. Дети в возрасте от 1-го до 7 лет могут испытывать кризисы каждого из периодов. Врачи различают их как кризис 1-го года, кризис 3-х лет и кризис семи лет. В эти периоды ребенок может стать агрессивным и неуправляемым, не слушаться родителей, капризничать. Его поведение может кардинально отличаться от привычного, свойственного ему раньше. Но они проходят, и через некоторое время родители снова могут называть своего малыша «золотым ребенком».
Отклонения в поведении ребенка – это совсем другое. Это значит, что ребенок ведет себя нетипично для своего возраста, причем его поведение не укладывается ни в физические, ни в психологические рамки.
Что такое нарушения в поведении дошкольника?
У ребенка-дошкольника бывают отклонения, которые типичны для его возраста, и такие, которые могут считаться отклонениями в поведении. Но как родителям, не имея психологического образования, отличить аномальное поведение от нормальной реакции ребенка на сложные обстоятельства?
В 1987 году доктор Майкл Раттер, американский детский психолог, определил степени психологических расстройств детей дошкольного возраста.
Особенности поведения, которые соответствуют определенному возрасту и полу
Сюда относятся поведенческие реакции, которые соответствуют или не соответствуют развитию ребенка этого возрастного периода. Например, если ребенок сосет палец, это будет выглядеть нормальным в 5 лет. И совсем недопустимо в 10-летнем возрасте.
Нужно внимательно наблюдать за развитием ребенка, учитывая его пол. Если мальчик ведет себя как девочка, и это ярко выраженные особенности, такое поведение – отклонение от нормы.
[7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14]
Сколько времени продолжается расстройство поведения?
Если ребенок боится спать ночью с выключенным светом, просыпается от кошмаров и боится незнакомых людей, это может быть нормальным какой-то период времени. Но если отклонения в поведении продолжаются долго, например, на протяжении года, это можно рассматривать как отклонения от нормы.
При каких жизненных обстоятельствах возникают отклонения в поведении дошкольников?
Иногда стресс и потеря близкого человека может подкосить и взрослого. У ребенка очень хрупкая и ранимая психика, поэтому нужно учитывать обстоятельства, при которых ребенок кажется расстроенным. Подавленность после смерти близкого или другой потери – нормальная реакция здорового ребенка. Но если депрессия длится долго и по необъяснимым причинам, стоит отвести дошкольника к психологу для выяснений его личностных проблем.
Депрессия у ребенка может возникнуть от перемены места или смены детского коллектива – это нормальная реакция, если только она не продолжается слишком долго – например, больше 3-4 месяцев.
В каком окружении находится дошкольник?
Если в детском коллективе дошкольника постоянно обижают, если в семье на него производится давление, если ребенок растет среди родственников-алкоголиков, он не сможет воспринимать нормально окружающую среду. Для этого нужно самому иметь отклонения. Но если психологический климат в семье спокойный, а группа в детском саду хорошая, неадекватное поведение ребенка – агрессивность или показное равнодушие – должно вызвать сомнения у взрослых. Так называемое социокультурное окружение – важное обстоятельство для оценки развития ребенка.
Симптоматика поведения
У ребенка может ярко проявляться только один симптом ненормального поведения – например, излишняя агрессивность по отношению к взрослым – или ряд симптомов. У одного проявления может быть четкая причина: взрослые обижают малыша, он в ответ проявляет агрессивность. Это нормальная реакция. Но если ребенок проявляет множество негативных симптомов в разных областях своей деятельности: игры, приема пищи, гуляния, общения со сверстниками, купания, засыпания, значит, с ним не все в порядке.
Симптомы, по Майклу Раттеру, также делятся на типы. Одни симптомы проявляются как особенности психического поведения, другие – как нервные расстройства. Например, если ребенок грызет ногти, он может быть и абсолютно здоровым, и невротиком. Тогда симптом грызения ногтей нужно рассматривать вкупе с другими симптомами.
Наконец, симптомы делятся по степени тяжести и их частоте. Если расстройства поведения часто проявляются, это может быть заболеванием. Если ребенок нервничает время от времени, это может быть закономерная реакция дошкольника на разные неприятности, тоже временные.
Как меняется поведение ребенка?
Изменения в поведении ребенка взрослые должны оценивать по отношению к другим детям, но не только . очень важно оценивать поведение ребенка по сравнению с тем, как он вел себя раньше, скажем, полгода назад. Если эти отклонения значительны и не в лучшую сторону, взрослым следует задуматься о лечении сына или дочери.
Как ситуация влияет на поведение дошкольника?
Ситуации бывают разные. Неадекватные ситуации требуют неадекватной реакции – это нормально. Если ребенка окружила толпа сверстников, чтобы отобрать у него мобильный, с его стороны будет нормально броситься на них с кулаками. Бросание на детей с кулаками будет ненормальным в ситуации, когда никто никого не трогал – все мирно играли, и только Васенька проявил агрессию.
Критерии, которые предлагает Раттер, помогут родителям более точно разобраться в поведении дошкольника и отклонениях в его развитии. Если есть сомнения – родителям никогда не рано обратиться к психологу – лучше предупредить критическую ситуацию, чем долго и героически с ней потом справляться.
Источник
Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и правилами. Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики. Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов.
Общие сведения
Термин «расстройства поведения» (РП) используется для обозначения повторяющихся, устойчивых на протяжении более 6 месяцев поведенческих образцов, несоответствующих социальным нормам. РП является наиболее распространенным диагнозом детской психиатрии. Эпидемиология среди детей составляет около 5%. Существует гендерная зависимость – поведенческим расстройствам более подвержены мальчики. У детей соотношение составляет 4:1, у подростков – 2,5:1. Уменьшение разницы по мере взросления объясняется поздним дебютом у девочек – 12-13 лет. У мальчиков пик заболеваемости приходится на 8-9 лет.
Расстройства поведения у детей
Причины расстройства поведения у детей
Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:
- Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию РП. Эпилепсия, детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
- Психологические особенности. Формированию РП способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
- Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
- Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.
Патогенез
Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения. Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются. Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития РП.
Классификация
В Международной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства поведения выделены отдельной рубрикой. Она включает:
- РП, ограниченное рамками семьи. Характеризуется диссоциальным, агрессивным поведением, реализующимся в пределах дома, взаимоотношений с матерью, отцом, домочадцами. Во дворе, детском саду, школе отклонения проявляются крайне редко либо отсутствуют.
- Несоциализированное расстройство поведения. Проявляется агрессивными действиями, поступками в отношении других детей (одногруппников, одноклассников).
- Социализированное расстройство поведения. Агрессивные, асоциальные поступки совершаются в составе группы. Трудностей внутригрупповой адаптации нет. Включает групповые правонарушения, прогулы занятий, воровство вместе с другими детьми.
- Вызывающее оппозиционное расстройство. Характерно для детей младшего возраста, проявляется выраженным непослушанием, стремлением разорвать отношения. Агрессивные, диссоциальные поступки, правонарушения отсутствуют.
Симптомы расстройства поведения у детей
Поведенческие расстройства имеют три основных проявления: нежелание повиноваться взрослым, агрессивность, антисоциальная направленность – активность, нарушающая права окружающих, причиняющая вред собственности, личности. Важно учитывать, что данные проявления возможны как вариант нормы, непослушание определяется у большинства детей, свойственно кризисным этапам развития. О расстройстве свидетельствует устойчивое (от полугода) и чрезмерное проявление симптомов.
Дети с расстройствами поведения часто спорят с взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны переносить вину на другого человека, обидчивы, не подчиняются правилам и требованиям, целенаправленно досаждают окружающим, мстят. Часто отмечается стремление к разрушению, повреждению чужих вещей. Возможны угрозы, запугивания сверстников, взрослых. Подростки с РП провоцируют драки, потасовки с применением оружия, проникают в чужие автомобили, квартиры, устраивают поджоги, проявляют жестокость по отношению к людям, животным, бродяжничают, прогуливают школу.
Клинические симптомы включают подавленное, дисфоричное настроение, гиперактивность, проявляющуюся снижением внимания, беспокойством, импульсивностью. Иногда развиваются депрессивные состояния, совершаются попытки самоубийства, наносятся самоповреждения. Деструктивное поведение негативно сказывается на успеваемости, познавательный интерес падает. Популярность ребенка в группе низкая, постоянных друзей нет. Из-за проблем принятия правил он не участвует в играх, спортивных мероприятиях. Социальная дезадаптация усиливает расстройство поведения.
Осложнения
Осложнения расстройств поведения развиваются у взрослых. Юноши, не получавшие лечения, проявляют агрессивность, склонны к насилию, антисоциальному образу жизни, часто имеют алкогольную, наркотическую зависимость, вовлечены в преступные группировки либо совершают правонарушения самостоятельно. У девушек агрессивность, антисоциальность сменяются эмоционально-личностными расстройствами: неврозами, психопатиями. В обоих случаях нарушается социализация: отсутствует образование, профессия, имеются сложности с трудоустройством, сохранением супружеских отношений.
Диагностика
Диагностикой расстройств поведения у детей занимается детский психиатр. Исследование основывается на клиническом методе. Для объективизации данных дополнительно проводится психодиагностика, собираются выписки обследований узких специалистов (невролога, офтальмолога), характеристики воспитателей, учителей, представителей правоохранительных органов. Комплексное обследование ребенка включает следующие этапы:
- Клиническая беседа. Психиатр выясняет тяжесть, частоту и продолжительность агрессивных, антисоциальных поступков. Уточняет их характер, направленность, мотивацию. Беседует с родителем об эмоциональном состоянии ребенка: преобладании печали, подавленности, эйфории, дисфории. Расспрашивает о школьной успеваемости, особенностях социализации.
- Наблюдение. Параллельно с беседой врач наблюдает за поведением ребенка, особенностями взаимоотношений между ним и родителем. Учитываются реакции на похвалу, осуждение, оценивается, насколько актуальное поведение адекватно ситуации. Специалист обращает внимание на чуткость родителя к настроению ребенка, склонность преувеличивать имеющиеся симптомы, эмоциональный настрой участников беседы. Сбор анамнеза, наблюдение за внутрисемейными отношениями позволяют определить долю биологических и социальных факторов формирования расстройства.
- Психодиагностика. Проективные методы, опросники используются дополнительно. Они дают возможность выявить состояние дезадаптации, эмоционально-личностные характеристики, такие как агрессивность, враждебность, склонность к импульсивным поступкам, подавленность, озлобленность.
Дифференциальная диагностика поведенческих расстройств предполагает их различение с расстройством адаптации, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями, расстройствами аутистического спектра, вариантом нормы. Для этого при обследовании учитывается наличие недавнего стресса, намеренность отклоняющихся поступков, приверженность субкультурным группам, наличие аутизации, развитость когнитивных функций.
Лечение расстройств поведения у детей
Лечение проводится методами детской психотерапии. При выраженных, не позволяющих установить контакт нарушениях поведения применяются медикаменты. Комплексный подход к устранению РП предполагает:
- Поведенческие методы. Основаны на теории научения, принципах обусловливания. Техники нацелены на устранение нежелательных форм поведения, выработку полезных навыков. Используется структурированный, директивный подход: анализируется поведение, определяются этапы коррекции, тренируются новые поведенческие программы. Соблюдение ребенком требований психотерапевта подкрепляется.
- Групповые психологические тренинги. Применяются после поведенческой терапии. Призваны способствовать социализации ребенка. Проводятся в игровой форме, направлены на отработку навыков межличностного взаимодействия, решения проблем.
- Медикаментозное лечение. Предпочтение отдается седативным средствам растительного происхождения. Сопутствующие эмоциональные расстройства, соматовегетативные нарушения корректируются транквилизаторами бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием. Индивидуально назначаются нейролептики (небольшие дозировки).
Лечение ребенка должно быть дополнено семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями. Работа с родителями направлена на улучшение семейного микроклимата, установления отношений сотрудничества с четким обозначением границ дозволенного. В форме тренинга проводится обучение правильному стилю воспитания, предполагающему фокусировку на желаемом поведении ребенка, повышении навыков самоуправления, совладания при конфликтных ситуациях.
Прогноз и профилактика
Прогноз расстройств поведения у детей благоприятный при систематической психотерапевтической помощи. Необходимо понимать, что процесс лечения неограничен по времени, занимает несколько лет, требует периодического врачебного наблюдения. Чаще всего положительный исход наблюдается при наличии отклоняющегося поведения по одной характеристике, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, учебной успеваемости. Прогноз неблагоприятен при раннем начале расстройства, широком спектре симптомов, неблагоприятной семейной обстановке.
Профилактические меры – благоприятная внутрисемейная обстановка, уважительное, доброжелательное отношение к ребенку, создание комфортных материально-бытовых условий проживания. Необходимо своевременно диагностировать и лечить неврологические, эндокринные заболевания, поддерживать физическое здоровье организацией регулярной активности (секции, прогулки), рационального питания.
Источник