Откат в развитии ребенка в полтора года

Встал на ножки – и снова опустился на четвереньки, начал пить из кружки – опять потребовал бутылочку, бойко лопотал – вдруг замолчал и перешел на язык жестов… Возврат малыша к «старым привычкам» тревожит родителей. Почему прогресс сменяется регрессом и что делать, если после двух уверенных шагов вперед кроха отступает назад?

9 июля 2015·Текст:
Евгения Карповская·Фото:
GettyImages

Первые 3–4 года жизни малыш активно развивается и приобретает необходимые человеку знания и умения. Самое большое их количество кроха осваивает в первый год: в 2–3 месяца учится держать головку и улыбаться, в 3–6 – переворачиваться и удерживать игрушки, в 6–9 – сидеть и играть в «ку-ку», в 9–18 – ходить, говорить и подражать взрослым. Если сроки формирования навыка не укладываются в эти интервалы, их расценивают как остановки развития. Такие задержки можно связать с индивидуальными особенностями развития ребенка или с воздействием на детский организм внешних факторов или болезней.

Задержка по плану

Часто бывает, что остановка не экстренная, а плановая, связанная с «личной программой» роста малыша. Это – вариант нормы. Развитие крохи может иметь скачкообразный характер, который будет проявляться в том числе и в скорости приобретения новых навыков. Родители уже заметили, что ребенок может делать больше (ходить, а не ползать, засыпать без пустышки и т. п.), но почему-то не делает, и это вызывает у них тревогу. Между тем причина проста: психологически малыш еще «не дозрел», не свыкся с новым умением настолько, чтобы активно его использовать, и потому предпочитает оставаться в своей зоне комфорта. К примеру, чтобы научиться уверенно ходить, требуется не только много физических сил, но и большое терпение, а его у годовасика совсем немного! К тому же порой до желаемой цели – упавшей игрушки или папиного мобильника – легче, быстрее и безопаснее добраться привычным способом, на четвереньках. Как таковой задержки развития здесь нет, в положенный срок кроха встанет на ножки и пойдет. Успокойтесь и не гонитесь за очередными достижениями своего чада – иногда чрезмерная родительская внимательность и завышенные ожидания могут оказать ему медвежью услугу.

Уважительные причины регреса

Другое дело, когда ребенок уже преодолел новую ступеньку в своем развитии и вдруг резко сдал назад. Допустим, малыш активно начинал самостоятельно садиться, но после инфекционной диареи с госпитализацией как будто все забыл. Почему так происходит?

Влиянию негативных факторов, которые могут привести к подобной ситуации, особенно подвержены детки раннего возраста. Психомоторное развитие малыша в первые три года жизни происходит с космической скоростью: он осваивает различные навыки (сначала умение держать головку, потом переворачиваться, садиться, ходить, есть ложечкой и пить из чашки, самостоятельно засыпать, пользоваться горшком, одеваться), у него формируется речь, а затем и мышление. Нагрузка на маленький организм при этом огромная, и любые, казалось бы, незначительные, обстоятельства или действия могут притормозить или нарушить выработку только-только приобретенных условных рефлексов и навыков, и они до конца не закрепятся.

Замедлить развитие малыша могут:

1) Различные заболевания

  • инфекционные болезни (ОРВИ, кишечные инфекции, ветряная оспа, скарлатина и проч.);
  • тяжелые инфекции мочевых путей;
  • выраженные анемии;
  • дистрофия или ожирение;
  • острые травмы.

Механизм «остановки»: маленький (и еще очень слабый) организм ребенка бросает все силы на борьбу с недугом и, как следствие, временно притормаживает естественное физическое, а позже и психомоторное развитие.

2) Неправильное питание

  • недоедание (например, из-за нехватки материнского молока или грубых ошибок в расчете суточного количества смеси и/или прикорма);
  • длительная несбалансированная диета при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (непереносимость лактазы, глютена) или при пищевой аллергии;
  • дефицит или нарушение соотношения в рационе белков, жиров, углеводов, витаминов.

Механизм «остановки»: организму не хватает количества (или качества) еды для полноценного развития, и он «замирает» на определенной стадии, чтобы пережить этот негативный момент и дождаться более благополучного периода. К примеру, у малыша сильная пищевая аллергия и многие продукты приходится исключать. Если родители продумывают его питание сами, есть риск, что диета получится однобокой и ребенок недополучит многих питательных веществ. Что в итоге? Будет плохо набираться вес, затормозится рост, а позже и психомоторное развитие.

3) Сильные эмоциональные переживания

Как правило, они провоцируют «пробуксовку» в развитии в более позднем возрасте (это могут быть расстройства речи, моторные или эмоционально-волевые нарушения) и обычно связаны:

  • с недостатком внимания, общения и любви, получаемых в первую очередь от мамы (слишком ранний выход на работу, отсутствие теплых отношений и особенно телесного контакта с ребенком, обеспечение лишь материальных потребностей малыша и т. п.);
  • с сильными стрессами (сопряженными, например, с появлением в семье второго ребенка и сопутствующими переживаниями старшего, появлением новой няни, адаптацией в детском саду, разводом родителей, утратой одного из них и проч.);
  • с умственными перегрузками, которые часто являются побочным эффектом слишком интенсивного раннего детского развития (так называемый «информационный невроз»);
  • с неблагоприятным микроклиматом в семье (ссоры между родственниками/родителями, скрытые или явные конфликты).

Механизм «остановки»: малышу может не хватать внимания – одобрения, поощрения и ласк. Нарушение контакта с самым близким человеком – мамой, слишком занятой или погруженной в свои внутренние переживания – опасно потерей теплой эмоциональной связи, которая является опорой для гармоничного взросления. Как правило, в таких случаях в первую очередь дает сбой психомоторное развитие, но позже к нему могут присоединиться и физические проявления (нарушение аппетита, снижение иммунитета).

Иногда новая способность («Оказывается, я так умею!») может испугать малыша. Это также бывает причиной того, почему он вдруг «притормаживает» и отказывается выполнять некоторые действия.

Что делать, если у вашего ребенка произошла такая «пробуксовка»?

* Не паниковать, а убедиться, что регрессивные проявления устойчивы и регулярны (например, после устоявшегося режима «сухого» ночного сна малыш не просто единожды напустил в штанишки в детском саду, а раз за разом продолжает писаться в кровати дома).

* Навестить педиатра и проверить здоровье. После перенесенных инфекций стараться обеспечивать ему облегченный режим дня, активные прогулки и комфортные условия дома. Устраивайте профилактику заболеваний (в первую очередь ОРВИ и кишечных инфекций): ограничьте посещения общественных мест, а также соблюдайте правила гигиены в быту и при приготовлении пищи.

* Отправиться на консультацию к диетологу и исправить недочеты детского рациона.

* Проанализировать ситуацию. «Откат» назад должен стать для вас звоночком: обратите особое внимание на психологическое состояние ребенка, попробуйте выявить причины его неудовлетворенности, тревожности, раздражительности или застенчивости. Поразмышляйте, не менялась ли в худшую сторону внутрисемейная ситуация? Какие внешние факторы могут провоцировать лишний стресс для малыша? В конце концов, может быть, ему просто нужно больше вашего внимания?

Как только будут устранены причины, которые привели к «остановке», малыш станет наверстывать упущенное. При этом ему обязательно надо помогать: больше контактируйте с ребенком, почаще хвалите и говорите, как вы его любите, оберегайте от физических и нервных перегрузок, стрессов, независимо от возраста обеспечивайте тесный телесный контакт и совместное времяпрепровождение. В любой ситуации поддерживайте малыша и обеспечивайте ему чувство безопасности. Чутко и внимательно относитесь не только к детским переживаниям, но и к своим собственным. Дело в том, что, когда у мамы появляются страх, тревога или чувство вины, это может оказывать прямое влияние на состояние ребенка и даже замедлять процесс его развития.

ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАДЕРЖЕК РАЗВИТИЯ

  1. Своевременно посещайте педиатра и чутко наблюдайте за ростом и развитием малыша.
  2. При затягивании сроков восстановления после «остановки» обращайтесь за консультацией к неврологу и/или психологу.
  3. Терпеливо и спокойно обучайте ребенка подзабытому навыку (при этом старайтесь не раздражаться и не злиться, напротив, поощряйте и хвалите за любые успехи).
  4. Позаботьтесь о комфортных условиях для крохи – как материальных (например, полноценное питание, удобный горшок, книжки с яркими картинками и т. п.), так и психологических (внимание, одобрение, любовь и поддержка).

Неожиданный регресс: назад, к старым привычкам
Во время стремительного развития некоторые из ранних детских причуд, которые, как вы полагали, уже в прошлом, неожиданно возвращаются. Например, он снова начинает просыпаться среди ночи, хотя уже давно привык спать спокойно, или опять требует бутылочку для питья, хотя в течение последнего месяца прекрасно обходился без нее. Не стоит паниковать, в жизни маленьких детей регресс − вполне нормальное явление. Читать далее

Проблема мокрых штанишек
Время от времени с каждым ребенком происходят маленькие «аварии». Бывает, в саду или в гостях малыш заиграется, итогом чему – мокрые штанишки. Утешив его, вы дружно забываете о досадном эпизоде. Но когда это повторяется, вы начинаете беспокоиться. Он «на ты» с горшком, вы позаботились об этом, подготавливая его к детскому саду. Что же с ним происходит? Читать далее

Почему детей с дефектами речи становится все больше
Все мы помним незадачливого логопеда из известного кинофильма «По семейным обстоятельствам» в исполнении Ролана Быкова. Сегодня вовремя обратиться к специалисту данного профиля (разумеется, более профессиональному) очень важно. Почему, мы и решили выяснить у врачей. Читать далее

Источник

  • Девушки, хотела бы посоветоваться. У меня дочка 10 мес. в 8 мес она стала осознано говорить «Мама» а 9 мес говорить «Папа» оканчивала начатую мной фразу «гуси гуси га га га. Есть хотите?» Дочка говорила «да да да». Был ещё лепет, но осознано только это. Я немного переживала не мало ли слов, так как невролог в дочкины полгода сказала, что к году должно быть 10 осознанных слов, но думала, что время ещё есть — выучим.
    Три недели назад дочка заболела гриппом, болела тяжело очень, неделю с температурой под сорок, с осложнением на бронхи и уши. Муж в первую, самую тяжёлую неделю болезни уехал в командировку и когда приехал, то дочка его, наверное, подзабыла, и перестала говорить «Папа» когда просили «Скажи — папа» говорила почему то «дядя» ( откуда она это взяла не понятно, наверное просто для неё это набор звуков) муж на дядю обижался и упорно повторял скажи папа — Скажи папа, с неизменным результатом «дядя» и все тут. Так прошла неделя и дочь перестала и меня называть мамой, на просьбу сказать «мама» у неё опять все тот же «дядя». Если раньше дочка когда плакала и звала маму, или просто звала «мама» то теперь никаких мам, плачет без слов. И финальным окордом забыла потешку про гусей которые «да да да».
    Я переживаю страшно, боюсь что во время болезни дочка пострадала сильнее чем я думала и нервная система была тоже затронута. И что теперь делать? По врачам бежать? Мне кажется они пальцем у виска покрутят, а я же вижу что ребёнок изменился.
    Может у кого-нибудь было подобное? Стоит паниковать или ждать что само все наладится?

  • ну вообще-то вам к неврологу. Чем лечили-то?

  • Лечили антибиотиками двумя видами, жаропонижающими, антигистаминными, сосудосуживающими в нос, антибиотики капли в уши, лазолван и пульмикорт в ингаляциях.
    Да, наверное, лучше к неврологу.

  • У сына было похоже, только без болезни. Но у него вообще тяжелый случай оказался. Так что, я б сказала, что паниковать уже можно начинать. Хотя искренне надеюсь, что у вас все само пройдет и все станет замечательно.

  • К ЛОРу/сурдологу проверить слух, срочно!

  • А чем у вас оказался такой откат?

  • Спасибо за совет. Слух проверим.

  • Не паниковать, но проверить обязательно. Хорошо проверить.

  • Расстройство аутистического спектра. Но вам сейчас надо не чужие страшилки слушать, а как правильно написали — проверить слух и показаться неврологу. После болезни достаточно часто случается временное снижение слуха, что может влиять на речь.

  • У меня все трое такие..
    в 8-10 мес есть простые слова, потом они исчезают.
    Потом плато вообще без слов.
    В это время развиваются другие умения, в основном мелкая моторика, начинает ОЧЕНЬ много всего понимать, но молчит.
    То есть я например случайно обнаруживаю, что ребенок понимает просьбу «принеси зелёные колготки из комода».
    После года снова появляются слова, но уже другие.
    например дочка сейчас не говорит «моё, алло, ди (иди), ав-ав, дай» — слова которые первыми у неё появились.
    Когда её провоцируешь на произнесение этих слов — злится и психует.
    Зато появились другие слова.
    Потом «вернуться» и первые. 100%

  • че-то залечили вас… Откат из-за температуры высокой скорее всего. После отита у лора проверяли слух?
    Моя после высокой температуры с судорогами в 1,5 года вообще перестала улыбаться и будто никого не узнавала, только ко мне на руки шла, да и то особо и на меня не реагировала((( Менее, чем за неделю восстановилась

  • К неврологу и, по возможности, слух проверить. У моего сына был такой откат. Тоже после гриппа, еще и фебрильная судорога была. Месяц после этого сын восстанавливался и вот на этот месяц откат и пошел. Сейчас выкарабкиваемся, но уже год прошел.

  • Да лекарств много было, от первого антибиотика не было никакого результата поэтому врач приняла решение о замене, ну и остальное по симптоматике, вообще очень тяжело лечение давалось.
    Именно слух не поверяли, врач не предлагал, а сама я и подумать не могла что это нужно. У нас как раз неделя прошла после выздоровления. Эмоционально дочка осталась такой же как прежде, может только что истерить стала часто- прям с выгибаниями и катаниями по полу, очень трудно переключить её в таком состоянии. Но не знаю может это проявление характера такое.
    Надеюсь, что все еще наладится, но к врачам обязательно запишусь в понедельник.

  • Спасибо, радует что это обратимо. А вы как то лечили это состояние или просто ждали?

  • И у моей было. В 10 мес. начала говорить, а в год и 2 мес. даже вся звуковка пропала. Зато классно пазлы начала собирать и в кубики всякие играть. Но к полутора мы с ней все звуки изучили и в 2 уже была фразовая речь со стихами. Зато практически полностью от твердой пищи отказалась… Аутичные черты у нее тоже есть, но компенсированные. Все таки с девочками в этом плане куда проще.

  • Был специфический курс лечения, так как было изначальное неврологическое заболевание + фебрильная судорога.
    К врачу, к врачу, он все скажет.

  • Первое, вы очень многого хотите от ребенка. В 10 месяцев по команде дети не обязаны вам ничего повторять. Никакого обучения речи, как вы написали ‘до года 10 слов выучим’ не может иметь места. Приставать к ребенку с просьбами ‘скажи’ не рекомендуется, они могут замолчать ‘из принципа’. Слова дети отрабатывают и они уходят в пассив, это тоже вариант нормы. Обиды папы — это вообще за гранью.
    Все это конечно не отменяет того, что у вас могут иметь место неврологические осложнения после гриппа, но все это в норму вполне укладывается. Вы так ребенка совсем замумукаете, если начали претензии предъявлять в 10 месяцев.

  • Люблю читать такие посты. «К полутора годам мы с ней все звуки изучили, а в 2 уже была фразовая речь со стихами»…
    И при этом считается, что ребенок с проблемой.

  • ну а где еще похвалиться, как не в теме про детей с возможными проблемами? ведь если написать про успехи ребенка в теме про достижения к 2м годам, то эффект не таким будет, да и достижения уже не достижениями покажутся…

  • Тоже поддержу на счет консультации у невролога, а лучше у двух-трех.
    Дочка точно так же в 1,5 года переболела гриппом, к тому моменту речь уже была (мама точно говорила). После выздоровления тоже откат, речь потом начала появляться только к 5 годам. Ну и подозрения на аутизм, в т.ч. атипичный, у/о и т.п. Реабилитация очень дорого нам обошлась как материально, так и морально.
    ИМХО, лучше в год пропить-проколоть «серьезные препараты» в такой ситуации.

  • Так и у автора ребенку года еще нет. А у моей не проблемы, а черты и связанные с ними периодические перекосы в развитии.

  • Добавлю: Только не забыть ЭЭГ и НСГ через родничок (точечный еще должен быть) сделать перед серьезными препаратами.
    На другом форуме сейчас столкнулась: девочка проходит уже 2,5 года каждые 3-5 месяцев уколы церебрализина, кортексина, пьет ноотропы, проходит КВЧ-лечение. Мама заморочилась, почему ничего не помогает. Сделали, наконец, ЭЭГ, а там эписиндром. И черт его знает — был он там всегда или спровоцирован частыми курсами «серьезных препаратов». Почему неврологи не назначили исследования ДО назначения — неизвестно.

  • Это да, ЭЭГ в обязательном порядке. И мониторить через определенные промежутки времени.
    ЭЭГ даже лучше ночное где сделать, чтоб уж наверняка подтвердить или опровергнуть эпи.
    Автор, если что, то от ЭЭГ вреда никакого нет

  • Обязательно обследовать.
    У нас тоже откат был, после кишечной больницы. Очень тяжело переболел в 1,5 года. Когда вернулись домой, замолчал совсем. Забыл всё, что умел говорить напрочь, перестал улыбаться, взгляд был какой-то затравленный, несфокусированный, блуждающий, папу не признал, начинал рыдать от одного только вида папы, перестал смотреть в глаза, всё время сидел у меня на руках или висел у меня ноге, так и передвигались, начались огромные проблемы со сном.
    Постепенно эти проблемы ушли, но ооочень постепенно. Мы не обследовались. Сейчас жалею.

  • Источник