Отечественные теории развития личности ребенка
Личность человека развивается под влиянием разных факторов: взаимодействия человека с другими людьми. Посредством общения индивид получает информацию, которую он усваивает и осмысляет и которая может стать частью его собственных суждений; окружающей среды; культуры общества как результата его длительного развития.
Исследователи долгое время пытались изучать личность в развитии. Было создано много концепций и теорий в этой сфере. Основные зарубежные теории развития личности рассмотрены в данной таблице.
Название
Авторы
Сущность концепции
Зарубежные теории развития личности
1. Психоаналити-ческая теория
Зигмунд Фрейд
В основе теории Фрейда лежит конфликт между врожденными инстинктивными влечениями, главными из которых являются инстинкты жизни (эрос) и смерти (танатос), и сознательными моральными, культурно-нормированными представлениями. Теория Фрейда содержит идею развития, то есть качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Подавленные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапливаются в подсознании и являются причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний.
2. Эпигенетическая теория
Эрик Эриксон
Центральным положением его теории развития явилось то, что человек в течение
жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповой идентичности», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения.
3. Теория когнитивного развития личности
Жан Пиаже
Пиаже разработал теорию интеллектуального развития человека, в которой выделял следующие стадии:сенсомоторную (от рождения до 2 лет); дооперационную (от 2 до 7 лет); стадию конкретных операций (от 7 до 11 лет); стадию формальных операций (она начинается в подростковом возрасте и охватывает всю взрослую жизнь человека). С постепенным преодолением этих четырёх этапов происходит качественное изменение образа мышления ребёнка.
4. Теория нравственного развития
Лоренс Кольберт
Кольберг исходил из того, что в психической эволюции детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами. Л. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Ж. Пиаже Л. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.
Отечественные психологические теории развития личности ребенка
1. Культурно-историческая теория
Л.С.Выготский
Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. Л.С. Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития» — это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
2. Теория развития личности
Л. И. Божович
Опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности. Вслед за Л.С. Выготским Л.И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов.
3. Теория деятельности
А. Н. Леонтьев
Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Согласно идее А. Н. Леонтьева, новые ступени психического отражения возникают вследствие усложнения деятельности, связывающей организм с окружающей средой.
4. Теория развивающего обучения
Д. Б. Эльконин,
В. В. Давыдов
Согласно Эльконину – Давыдову, ребенок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений материальной и духовной человеческой культуры всегда носит деятельностный характер – ребенок не пассивен в этом процессе, не только приспосабливается к условиям жизни, но и выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает.
Источник
Как развивались теории развития личности детей и подростков в России?
В конце XIX века, первых десятилетиях XX века начала выделяться педиатрия как самостоятельная наука.
В это время еще не существовала как отдельная наука и специальность детская психиатрия. Основной проблемой психиатрии в отношении детей была диагностика уровня психического развития и определение обучаемости детей, и поэтому не случайно изучение детей в психиатрии началось с создания тестов, определяющих умственное развитие детей. Ум и обучение, мышление и научение, «когнитивисты» и «бихевиористы».
Российские психиатры и психологи также не остались в стороне от проблем, связанных с изучением формирования психики у детей. Следует упомянуть имя одного из первых российских детских психиатров — Н. И. Озерецкого (1923). Он считал, что психическое развитие ребенка тесно связано с его моторным развитием; по уровню развития моторных функций можно судить об уровне психического (умственного) развития ребенка. Им была создана методика «Метод массовой оценки моторики у детей и подростков», которая представляла собой «батарею тестов» на выявление различных двигательных функций в соответствии с возрастом. С помощью этой методики у детей и подростков определялся уровень развития:
1. Статической координации.
2. Динамической координации и соразмерности движений.
3. Скорости движений.
4. Силы движений.
5. Сопровождающих движений.
Методика была предназначена для определения уровня психомоторного развития учеников школ с целью выявления способности к обучению. Достоинствами методики были:
1. Широта охвата показателей психомоторного развития.
2. Простота проведения и возможность групповых исследований.
3. Стандартизированность для разных возрастных групп обследуемых.
4. Высокий уровень валидности и надежности.
В 1955 г. на основе методики была создана шкала Линкольна-Озерец-кого, в которую были введены новые субшкалы оценки, проведена заново стандартизация. Эта методика используется специалистами, которые занимаются психомоторикой [Гильомин Ж.-Б., Лежандр Ж.-П., 1996].
Известный детский психиатр Г. Е Сухарева (1955) большое значение предавала возрастному фактору в формировании психики детей. Она считала, что в жизни ребенка существуют «периоды повышенной восприимчивости к различным вредностям», к которым в первую очередь относятся периоды «возрастных кризов» (первые недели внутриутробной жизни, первые 6 месяцев после рождения, 2-4 года, 7-8 лет, 12-15 лет). Заболевания (нервно-психические расстройства), начинающиеся в возрасте «кризов», имеют более тяжелое и более прогностически и терапевтически неблагоприятное течение.
Детский психиатр Г. К Ушаков (1973) выделял следующие этапы формирования психики:
1. Моторный (1-й год жизни).
2. Сенсомоторный (1-3 года).
3. Аффективный (3-12 лет).
4. Идеаторный (12-14 лет).
Исходя из биогенетической теории этапности индивидуального развития, В. В. Ковалев (1969, 1973) выделил 4 основных возрастных преимущественных уровней нервно-психического реагирования у детей и подростков:
1. Соматовегетативный (0-3 года).
2. Психомоторный (4-10 лет).
3. Аффективный (7-12 лет).
4. Эмоционально-идеаторный (12-16 лет).
Первому, наиболее онтогенетически раннему соматовегетативному уровню реагирования соответствуют различные варианты синдрома невропатии (расстройств вегетативных функций питания, сна и т. д.), которые имеют место в возрасте от 0 до 3 лет в ответ на различные воздействия (при пневмонии, при кишечной инфекции, при психозе, при отрыве от матери у ребенка возникают симптомы расстройства сна, подъем температуры тела, рвота, понос, судороги и т. д.). Появление подобных симптомов в более старшем возрасте может указывать на то, что определенное неблагополучие уже имело место в этом возрасте (например, невротические расстройства пищевого поведения в школьном и подростковом возрасте являются указанием на тот факт, что в раннем возрасте имелись и зафиксировались подобные нарушения в ответ на нарушения отношений с матерью в возрасте от 0 до 3 лет).
К психомоторному уровню реагирования относятся: гипердинамический синдром, тики, заикание, мутизм. В возрасте 4-10 лет эти симптомы возникают у детей как неврозоподобные, так и невротические.
Возможно, появление подобной симптоматики именно в этом возрасте связано с наиболее интенсивной дифференциацией функций двигательного анализатора в период с 6 до 12 лет. Возникновение подобной симптоматики в более позднем возрасте заставляет предположить (в случае невротического характера симптомов), что в возрасте 6-12 лет имелись проблемы, связанные с запретом двигательной активности ребенка и в процессе психотерапии важным этапом будет исследование того, что происходило с пациентом в период 6~12 лет.
Аффективный уровень реагирования несколько «наслаивается» на предыдущий. Наиболее характерными симптомами этого уровня являются страхи, фобии, аффективная возбудимость, уходы и бродяжничество. Этиологически они могут быть невротическими, при эпилепсии, при шизофрении и т. д. Однако они могут быть связаны и с этапом созревания личности ребенка.
Появление этих симптомов в более позднем возрасте в качестве невротических расстройств может свидетельствовать о том, что в возрасте 5-8 лет у ребенка не были завершены проблемы взаимоотношений в треугольнике мать-ребенок-отец, и в процессе психотерапии необходимо обратиться к материалу этого раннего периода жизни.
В препубертатном и пубертатном возрасте проявляется эмоционально-идеаторный уровень реагирования.
Для данного уровня характерно формирование сверхценных образований, на основе которых проявляются реакции протеста, эмансипации, нервная анорексия, дисморфофобия, сверхценные увлечения и интересы и т. д.
При этом подобные симптомы могут быть отражением формирования психики здоровой личности, невротическими переживаниями, симптомами психоза.
когнитивные теории – предыдущая | следующая – когнитивные теории (продолжение)
Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка
2 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.
3 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. 1. Оральная стадия (0 – 2 года); 2. Анальная стадия (2 – 3 года); 3. Фаллическая стадия (4 – 5 лет); 4. Латентная стадия (6 – 12 лет); 5. Генитальная стадия (12 – 18 лет).
4 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики: 1.доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 2.чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года); 3.инициативность – чувство вины (4 – 5 лет); 4.трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет); 5.понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет); 6.стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление); 7.жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); 8.ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).
5 слайд
Описание слайда:
Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) до оперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).
6 слайд
Описание слайда:
Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской. Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. Б. Скинер Джон Уотсон
7 слайд
Описание слайда:
Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами. Конрад Лоуренц
8 слайд
Описание слайда:
Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1. выживание, или биологические потребности; 2. безопасность и уверенность в будущем; 3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 4. самооценка; 5. самореализация. Абрахам Маслоу
9 слайд
Описание слайда:
Культурно-историческая теория Основывается на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка». Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем «взращиваются» в его сознание. Л.С.Выготский
10 слайд
Описание слайда:
Кризисы и стабильные периоды Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические . Для критических периодов характерны следующие особенности: Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Стабильные периоды Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
11 слайд
Описание слайда:
Зона ближайшего развития Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых.
12 слайд
Описание слайда:
Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции: 1.общее моторное возбуждение при приближении взрослого; 2.использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; 3.обильные вокализации во время общения с матерью; 4.реакция улыбки.
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1359066
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник