Отдать ребенка 5 лет в балете
Время идет, и люди не перестают спорить о воспитании детей, в частности, о необходимости выявлять и развивать с детства способности и данные ребенка, настоять на какой-либо профессии. Кто-то считает, что ребенок с рождения имеет предрасположенность к какой-либо деятельности, другие уверены, что нужно дождаться осознанного возраста и дать ребенку самому выбрать. Но вот проблема: в некоторых профессиях в осознанном возрасте начинать уже поздно.
Мы все учились в школе, и среди наших одноклассников были те, кто ходили в музыкальную и художественную школу, на волейбол, на танцы. Каждый школьник индивидуален, но можно выделить несколько причин, по которым дети получают дополнительное образование:
1. По настоянию родителей
2. Личное желание ребенка заниматься каким-либо видом искусства или спорта
3. Ради развлечения после школы и ради новых знакомств
Эти причины могут переходить из одной в другую, потому что все не так однозначно. Иногда настояние родителей дает хороший исход: ребенок начинает постигать искусство, у него появляются успехи, и через пару лет он включается в процесс и с удовольствием продолжает обучение. Другой случай: ребенок пробует один за другим кружки и секции по советам родителей, развивает кругозор и в конце концов останавливает свой выбор на чем-то одном. Этот случай хорош тем, что дает возможность детям узнать, какие существуют занятия помимо общеобразовательной школы. Бывает, что родители слишком настаивают, и человек потом всю жизнь таит обиду за потраченное время и навязанную профессию, кроме которой ничему больше не получилось обучиться.
Так, почти все известные балерины и танцовщики в своих интервью делятся тем, что оказались в балете благодаря родителям. А иногда и вопреки себе. Есть исключения, например, Николай Цискаридзе или Диана Вишнева, которые сами загорелись идеей выступать на балетной сцене и шли к цели без настояния родителей.
Очень спорный момент: стоит ли навязывать ребенку занятия хореографией, если он не хочет. Многие ответят, что нет. Как отличить капризы и усталость, которые нужно перетерпеть от нежелания и даже отвращения? Еще сложнее, когда есть хорошие природные данные и не хочется, чтобы они пропали даром…
Галина Уланова
Пример легенды Советского балета Галины Улановой очень показателен. Галина Сергеевна родилась в театральной семье, с детства ей были знакомы спектакли, театры, репетиции. В детстве Уланова из-за театральной занятости родителей оставалась без присмотра совсем или под присмотром подруг матери.
Говорят, что родители собственным примером могут привить свои увлечения и даже любовь к отдельной профессии своим детям. Но когда маленькой Гале сказали, что ее отдают в балетную школу, она плакала навзрыд, умоляла не отдавать в балет.
Первые 6 лет Галина Уланова училась классическому танцу у своей мамы. Подруга Улановой Татьяна Вечеслова вспоминает в своей книге «Я-балерина», что Галя постоянно плакала в коленях у своей матери, просила забрать домой. В первый год обучения на уроках — глаза, полные слез. Но мать Улановой старалась не замечать состояния дочери, была строга с ней, требовала больше, чем от других учениц. Дальше Гале пришлось привыкать к жестким условиям интерната, она очень часто болела.
Но результат ошеломляющий. Галина Уланова стала великой балериной XX века! И уже никто не вспоминает или даже не знает о том, что она не хотела быть балериной, все тяготы балетной учебы переносила вдвойне трудно из-за нежелания. Спустя много лет, будучи опытной балериной, Уланова по-прежнему боялась сцены и зрителя.
Оксана Скорик
В фильме «Прекрасная трагедия» об Оксане Скорик в самом начале на фоне анимированной заставки звучит следующий текст: «Жила-была женщина, которая с детства хотела стать балериной. Но ее мечтам не суждено было сбыться. Тогда она родила девочку и решила, что малышка будет танцевать». И далее мама говорит, что с рождения увидела у Оксаны хорошую стопу, выворотность, и в 4 года привела ее в балетную школу, но приняли только тогда, когда исполнилось 5 лет. Далее — учеба в Пермском хореографическом училище в тысячах километрах от дома.
Оксана Скорик в Пермском хореографическом училище
Кто знает, как сложилась бы судьба Оксаны, если не настойчивость мамы?… Возможно, она реализовала свои мечты через дочь, но в то же время помогла дочери не упустить свои способности, показала, как применить их строго по назначению и добиться успеха. Сегодня Оксана говорит, что ей, кажется, суждено быть на сцене.
Ульяна Лопаткина
То же — Ульяна Лопаткина, которую родители привезли поступать в Ленинград, оставили в интернате. В одном из интервью балерина говорит о том, что это была жертва детством и родительским теплом ради ее развития как личности. Балерина всегда признавалась, что профессия давалась ей трудно, и без педагогов она бы не справилась. Лопаткина очень мало упоминала дальнейшее участие родителей в своей судьбе.
Ульяна Лопаткина завершила карьеру спустя 26 лет работы в Мариинском театре и начала осваивать совершенно другую профессию. Она не стала педагогом-репетитором в театре, отказалась от должности художественного руководителя АРБ им. Вагановой, почти не дает мастер-классов и интервью. Эти факты навевают на определенные размышления. Кажется, что балерина очень ждала момента, когда с балетом можно расстаться навсегда.
Ульяна Лопаткина в номере «Павлова и Чекетти»
Неравные условия
Далеко не у всех семей есть возможность (финансовая в том числе) сорваться и приехать со своим ребенком поступать в другой город за много километров, а впоследствии покупать одежду и обувь для занятий балетом, которая стоит недешево. Так и выходит, что в профессиональной балетной школе все равно оказывается очень мало детей, у которых все совпало: родители, физические данные, финансовые возможности.
Отдавать ли ребенка в балет? Как показывает пример артистов прошлого и настоящего, это может быть судьбоносным решением. Попробовать показать ребенку разные виды искусства никогда не будет лишним. Но стоит быть внимательным к тому, как ребенок реагирует на эти занятия. В 1920-е годы Галине Улановой внушали, что балет — ее единственный способ заработать, не умереть с голода, поэтому она должна стараться и хорошо учиться, чтобы получить профессию, должна отказаться от рождения детей ради сцены. Или, например, чтобы устроиться в жизни, потому что театр — это почти всегда стабильность, казенное жилье, зарплата и определенность. А после сцены можно и преподавать в балетной школе.
Времена изменились, и сейчас в балет приходят совсем не за тем, чтобы выжить, положив лучшие годы сиюминутному искусству, которое существует только в настоящем. Балет был и остается искусством для избранных, но в наши дни для тех избранных, у которых все совпало: поддержка близких, финансовые возможности, талант.
Как вы относитесь к чрезмерному развитию детей в дошкольном возрасте? По-вашему, родители должны настоять, если видят задатки?
???? Обшиваем балетные туфли с артисткой Мариинского театра
???? Мальчики в балете и хореографии. Почему их всегда мало?
???? Как Светлана Адырхаева поступила в балетное училище
Источник
В многообразии студий танца для детей сегодня можно потеряться. Перед родителями встает непростой выбор: куда отдать ребенка и какому педагогу доверить свое чадо? Чтобы ответить на все вопросы, которые интересуют и волнуют родителей, мы провели опрос и собрали 10 самых актуальных вопросов в этой статье. Экспертами были опытные педагоги нашей студии «Русская Балетная Компания».
1) Возраст, с которого можно начинать?
Прежде всего родители хотят знать, есть ли возрастные ограничения по нагрузке, и, начиная с какого возраста появляется толк в занятиях?
Некоторые студии танца приглашают на свои занятия 2-леток. В этом возрасте ребенок уже способен в форме игры воспринимать информацию и выполнять простые упражнения, но по нашему опыту и современным методикам, ребенку лучше начинать занятия танцами с 3 лет. Нужно уточнить, что с 3-х лет целесообразно начинать заниматься, именно, танцами. Занятия преподносятся через игру, работу с ритмами, знакомство с разной музыкой, направлены на общее развитие ребенка. Они учатся делать реверанс, изучают позиции рук и ног, делают шаги с носочка и держат спинку! Все это изучается с помощью игры и адаптировано на возраст 3-5 лет. Классической хореографией в этом возрасте заниматься рано (возможно изучение некоторых элементов).
Непосредственно балетом лучше начинать заниматься с 7 лет, тогда ребенок уже более требователен сам к себе, а педагог проводит занятие не только с точки зрения игры, как это делается с малышами, но и согласно методике классического танца. Говоря о профессиональном балете — это 10 лет (с 7 лет рекомендуется начинать подготовку к поступлению в хореографические училище, если есть такая цель). В возрасте 10 лет ребенок уже дорос до нагрузок и головой и телом.
2) Балет – серьезное искусство, которое требует умения преодолевать себя. Родителей волнует, как это решается в детском возрасте?
Начиная заниматься балетом, ребенок очень скоро понимает, что не все так просто, как казалось. Дети часто испытывают разочарование от несоответствия мечты и действительности. Они приходят в балетный зал с желанием крутить фуэте и прыгать в шпагат, а на деле оказываются прикованными к станку, выполняя бесконечное количество скучных батман тандю. Задача педагога: заинтересовать ребенка и постоянно стимулировать его интерес. У каждого возраста свои стимулы — от наклеек после урока до выступления на сцене в первой линии, к примеру. Также важна атмосфера здоровой конкуренции (это касается 7 и 10 лет).
3) Есть ли какие-то требования и ограничения по размеру головы, длине пальцев и т.д.?
На наш взгляд, для занятий в танцевальных детских студиях до поступления в хореографическое училище никакого отбора быть не должно. Но, когда мы говорим о балете, как о профессии, то да! Для поступления в училище существует конкурсный отбор в 3 этапа, где смотрят физические данные (растяжка, прыжок, гибкость…), внешние данные (вес, длина ног, размер головы, размер пальцев не является прямым противопоказанием для балета), и, конечно, здоровье (зрение, сердце, слух, отсутствие сколиоза, кифоза, лордоза, плоскостопия…)
4) Многих родителей интересует также вопрос про растяжку. Какой крайний возраст ребенка для того, чтобы сесть на шпагат?
Здесь родителям нужно определиться с намерениями. Если ребенок благополучно занимается танцами, выступает на сцене и без наличия шпагата, то он ему и не особо нужен. Это говоря о любительских занятиях. Если же вы намерены заниматься профессионально и поступать в хореографическое училище, то шпагат, растяжка необходимы. Желательно к 7 годам уже сидеть на всех шпагатах. В 6-7 лет нужно начинать растягиваться активно. Отсутствие должной растяжки ограничивает возможности ребенка, и в этом для него будет сложность в освоении многих танцевальных движений. В общем, к 7 годам, желательно, чтобы шпагаты уже были.
5) На что нужно обратить внимание при выборе педагога детской студии?
Прежде всего, нужно обязательно узнать какое образование у педагога. Как минимум — это должно быть хореографическое училище, т.е. диплом о среднем специальном образовании, который позволил бы танцевать в театре. Такое образование даст некую гарантию, что детей будут учить грамотно и исключит травмы. Еще лучше, если будет диплом о высшем балетном образовании (педагог-балетмейстер, педагог-хореограф, балетмейстер, руководитель коллектива, и т.п.). О жесткости балетной школы ходят легенды, но, нужно разделить понятия профессионального обучения и любительского! В любительских студиях все зависит только от педагога: насколько он будет строг или мягок, какими методиками пользуется, насколько это воспитанный человек. Поговорите обязательно с педагогом, узнайте, какие задачи он ставит перед собой и детьми. Профессионала, как правило, сразу видно, даже если Вы ничего не смыслите в танцах. В большинстве знакомых нам студий, в том числе и нашей, родители могут присутствовать на первом уроке ребенка, чтобы посмотреть, чем занимаются дети, как общается с ними педагог, чтобы иметь возможность оценить работу педагога и уровень собственного ребенка. Присутствие родителя позволяется и на нескольких последующих уроках, если ребенку нужен период адаптации.
6) Не вредны ли занятия балетом в раннем возрасте?
Определенно полезны! Если ребенок здоров и нет ограничений в нагрузках, то балет воспитывает тело, улучшает осанку, положительно влияет на походку, способствует появлению красивых жестов и общение с классической музыкой тоже всегда на пользу!
7) Нужно ли ребенку сидеть с детства на диете, чтобы в будущем иметь стройную фигуру балерины?
В этом вопросе нужно помнить, что основа стройной фигуры – это сбалансированное питание в совокупности с физической нагрузкой. В возрасте 3-х лет, когда дети впервые приходят на занятия танцем, задумываться о какой-то диете, пожалуй, рано. Растущий организм должен питаться. Но вот в возрасте 5-6 лет, если ребенок уже набирает лишний вес, стоит задуматься о том, чтобы ребенок употреблял полезную пищу и питался умеренно, не растягивать ему желудок, иначе, одной физической нагрузки будет уже недостаточно для достижения стройности в будущем.
8) Есть ли студии, совмещающие классический и «Орф» подход?
Как правило, преподают или «классику» или «Орф». Соединять два подхода в одном уроке нет смысла – не получится должным образом уделить внимание «классике» на наш взгляд. «Классический танец» подразумевает определенные каноны, которые в свою очередь не подразумевают занятия на инструментах, пение и декламацию в одном уроке, но как дополнительное образование для развития ребенка эти виды деятельности очень нужны. В том числе и для освоения классического танца.
9) Еще у родителей часто есть страх, что ребенок может получить травму на уроках танца, что ему могут сделать больно, потянуть связки и т.п. Так с какого возраста лучше развивать природные физические данные ребенка (стопы, выворотность, шаг), чтобы это было безопасно?
Прежде всего нужно доверять профессионалу. Если родитель не имеет опыта и знаний в этой области, и пытается растянуть своего ребенка, то всегда есть риск нанести травму, не важно, 2 года ему или 10. Но, если родитель готов приглашать специалиста и целенаправленно развивать данные ребенка для успешного будущего в профессиональном балете, то можно и с 2-х лет. Такие занятия будут длиться 20-30 мин, т.к. в эти ранние года малыш еще не готов работать над собой и осознавать свое тело. К 3-м годам ребенок становится более сознательным и время занятий увеличивается до 45-60 мин. С 3- х лет, обычно, опытные педагоги уже включают в урок упражнения для бережного растягивания малышей. Тем более что в раннем возрасте связки лучше поддаются растяжке и не так болезненно, как в более старшем. Т.е. в возрасте 3-х лет, помимо упражнений на развитие музыкальности и чувства ритма, уже можно включать и упражнения на развитие физических данных.
10) Почему, в какую студию ни приди, все педагоги предлагают своё видение, когда лучше начинать танцевать. Каким педагогам доверять своё чадо при таком разнообразии мнений, какие места выбирать, на что опираться?
Опять повторимся, что доверять лучше своим родительским ощущениям! Задача родителя- поговорить с педагогом и понять, близко ли его видение процесса обучения лично Вам и вашему ребенку! Этот вопрос будет открыт только если ребенок не будет поступать в хореографическое училище! В профессиональных учебных заведениях большую роль имеет опыт педагога и результаты его выпускников.
Сейчас очень много различной литературы и других источников, описывающих, когда и что лучше начинать для ребёнка. По существу, психологи и педагоги выделяют несколько периодов развития (взросления), каждый из которых имеет свои характеристики. В институте будущие педагоги изучают такие специализированные предметы, как «балетная психология» и «педагогика балета», где основной задачей является изучение темы, именно, с точки зрения танца, т.е как в том или ином возрасте ребенок воспринимает информацию (движение, музыка, ритм…). Но многое зависит еще и от самого ребенка. Некоторые в 3 года уже достаточно сознательны и способны двигаться впереди «программы», другие созревают в процессе, который из-за этого может быть затянут. Опытный педагог умеет справляться с такими задачами.
Почему все педагоги имеют разные мнения? Сейчас очень много различных методик, как наших, так и западных, и каждый тянет одеяло на себя. Мы в «Русской Балетной Компании» склонны придерживаться своей русской школы. Чтим традиции русского классического танца и продолжаем опыт своих собственных педагогов, которые являлись носителями академической школы.
Источник
4.
Гость
[2212104224] — 12 сентября 2016, 13:47
Мы в 5 лет пошли, сначала ей не нравилось, а потом втянулась, привыкла к дисциплине и сама тренируется при любой возможности. ( мы на Солянке у Лиепа) Сейчас думаем поступать в училище Заставлять и принуждать не буду, захочет уйти — её выбор Могу посоветовать одно- не торопить события, в раннем возрасте сложно сказать, подходит это ребенку или нет. Пробуйте. Сама до 11 лет занималась в своё время, пока проблемы со спиной не стали мешать, так бы и сейчас занималась
9.
Гость
[837788568] — 12 сентября 2016, 14:43
Т.Т.
Должна быть длинная шея, длинные ноги, выворотность стопы, гибкость…
Ах, да. Еще и рост должен быть невысокий. Вес взрослой балерины — 45 кг, не более. У Волочковой — 50 кг, но она ростом 170.
11.
Гость
[402215835] — 12 сентября 2016, 15:22
Как можно туда идти добровольно? Видела программу, там показывали как проходят вступительные экзамены в какое-то заведение в Питере. Девочкам на вид 7-9 лет. Как они плакали, когда говорили, что не поступили!
Это же уже не детский труд. И если не получится, то человек оттуда, грубо говоря, кроме фуэте больше ничего не умеет (об этом и члены комиссии говорили!) — вот это жесть! Столько сил, лет отдать учебе, но выгонят, если фигура не вытянется.
Мама, умерьте свои амбиции.
20.
Светлана
[4167282122] — 18 сентября 2016, 00:46
Мы год отходили в балетную школу Ильзе Лиепа. Прошли первый отчетный концерт. Сейчас уже можно делать вывод, что останемся мы там надолго, хотя совсем не уверена, что это вырастет в профессию. Дочь очень довольна посещением занятий в мини-группе и всегда с большим удовольствием бежит на них.Я изначально переживала насчет нагрузки, но теперь понимаю, что занятия балетом по методу Илзе проводятся с учетом и возрастных и личных качество каждого ребенка. Рады, что именно в балетную школу Илзе Лиепа записались. Она лучшая.
21.
Ника
[2132493155] — 24 сентября 2016, 00:10
Если у ребенка есть талант, то его стоит развивать, а не забивать наоборот. Балет не так прост, как кажется, но в целом это и хорошая физ. подготовка и стройность и любовь к искусству. Балетной школе Илзе Лиепа в подготовке талантов конечно же нет равных. Дочь ходит с большим удовольствием, я вижу результат на отчетных спектаклях. Илзе вкладывает душу в каждого ученика школы. Слова благодарности!
22.
Аринка
[762169155] — 26 сентября 2016, 17:34
И моя дочь школу Илзе Лиепа посещает. Бывает непросто, но всё равно не бросает. Они привили ей любовь к танцу, научили быть целеустремлённой, и настойчивой, не отступать, если что-то не выходит. Мне нравится, как она выросла и в танцевальном плане, и в личностном. Некоторые считают, что мы лишаем ребёнка детства, но я убеждена, что это не так. Если ей нравится, то пусть занимается. Школа эта достойная, репутация у них отличная, основательница ни за что не допустит того, чтоб её имя носила школа с плохой репутацией я думаю.
Ну коль здесь вспомнили о школе-студии великой балерины, то я хотела бы добавить, что это действительно высокого уровня подготовки школа — студия, в которой развивают деток и прививают им любовь к великому искусству. Вожу сюда свою дочь. Ей нравится заниматься балетом, у нее получается, меня это еще больше радует. Ребенок занят, она стремится стать лучше в своих навыках, достичь высокого уровня и это стимулирует. Педагоги школы в свою очередь это все поддерживают и помогают реализовать. Нагрузки на деток не слишком большие. Периодически проводятся отчетные концерты, на которых видна работа и педагогов и учеников. Группы не большие. В целом, мы с дочкой рады, что есть такого уровня школы. Еще больше престижа дает ее основательница Илзе Лиепа, детки тянутся и хотят подражать ей.
24.
Ольга Родионова
[1147483870] — 21 ноября 2016, 12:13
А я считаю, что если ребёнку нравится, то пусть ходит. Да, это может занимать время, это может быть трудно, но у моей дочки горят глаза, когда она рассказывает о своих занятиях. Сейчас они готовятся ко второму сезону Первого Московского Кадетского Бала, который пройдёт 23 февраля 2017 года. Им шьют наряды, учат бальному этикету, ставят танцы, каждый из которых посвящён какому-то важному историческому событию или исторической личности. Я считаю, что балет — прекрасное увлечение для девочки.
Источник