От сотрудничества с семьей к развитию ребенка

Нина Столярова
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Большинство взрослых людей — родители. Роль родителя – особая и очень ответственная роль. Эта роль (которую в основном определяет семья и общество в целом) накладывает огромную ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека – его ребенка.

С первых дней жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность, и именно родители оказывают самое большое внимание на его развитие.

Однако опыт работы свидетельствует о том, что познавательное развитие в условиях семьи осуществляется недостаточно. Это усугубляется отсутствием у родителей умения общаться с собственными детьми, недостатком знаний о процессах познавательного развития ребенка. Поэтому полноценное познавательное развитие ребенка рассматривается нами как объединение усилий педагогов и родителей, их взаимодействие и сотрудничество, координация действий по единой программе, выполнение общих задач, взаимопомощь.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова » взаимодействие «объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

На начальном этапе установления доверительных отношений, я старалась узнать как можно больше о семьях наших воспитанников: традициях, укладе, увлечениях, получить информацию о ребенке.

Знакомство с жизнью каждой семьи начиналось с анкеты, которую заполняют родители.

В анкету были включены следующие вопросы:

1. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?

2. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?

3. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком?

4. Чем любит заниматься Ваш ребенок?

5. Какие игрушки привлекают Вашего ребенка? Любимая игрушка ребенка

6. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?

7. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?

8. Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?

Проанализировав данные анкеты, я узнала о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении дома, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Работа с родителями моих воспитанников ведется систематически и планово, используются коллективные и индивидуальные формы.

Для координированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Изучать семьи своих воспитанников.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

С этой целью я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с родителями:

1. Посещение семей воспитанников на дому. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Я заранее согласовываю с родителями удобное для них время посещения, а также определяю цель своего визита. Прийти к ребенку домой — это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогают понять психологический климат семьи.

2. Групповые родительские собрания. Родительские собрания поводятся 3 раза в год. На этих собраниях родителей знакомим с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи;

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Наши дети в детском саду» я провела в форме круглого стола. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности, за то, что привели ребенка в наш детский сад. Игра «Свеча Доверия», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

Читайте также:  Опасный период для развития ребенка плода

3. Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

4. Дни добрых дел. Родители оказывают помощь в создании предметно – развивающей среды.

5. Беседы с родителями. Беседа — это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. В моей практике она используется как самостоятельно,так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

6. Библиотека игр для родителей. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.

7.Наглядную информацию:

— папки передвижки

— фотовыставки

— копилка Добрых дел.

Чтобы родительские уголки привлекали внимание, я использую в своей работе,рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Также в родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах, план работы с родителями, доска объявлений, меню. Для информаций имеется папка – передвижка «Здоровей-ка». Материал в уголке обновляем раз в две недели.Живой интерес у родителей вызвали фотовыставки: «Мы играем», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Прощай лето!». Активность родителей в создании фотовыставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Очень хорошо, когда под рукой видеокамера и фотоаппарат, ведь родителям очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Я стараюсь запечатлеть весь процесс нашей деятельности на снимках.

Хочу отметить, что родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Я, не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Источник

Сотрудничество ДОО с  семьёй воспитанника как фактор индивидуализации  развития ребёнка (доклад из опыта работы).

Попова Т.В. воспитатель, высшая квалификационная категория.

МБДОУ ЦРР «Детский сад «Солнышко».

Город Котовск, Тамбовская область.

  В настоящее время существуют два основных документа, которые определяют взаимоотношения ДОО и семьи её воспитанника. Это Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» и «ФГОС ДО».  Первый законодательно определяет, что родители являются главными воспитателями своих детей,  а образовательные учреждения – их  главными помощниками  в этом вопросе. Второй – определяет направление и характер этих взаимоотношений.

  Бесспорно, семья – один из главных институтов воспитания. По индексу образования Россия относится к странам, в которых доля взрослого населения с высшим образованием составляет не менее 15%. По доле лиц с третичным образованием всех уровней Россия лидирует. Эти показатели говорят о статусности в сознании жителей России образования как такового и об образовательной активности взрослого населения. И это значит, что дети могут получить и получают в семье импульс значимости образования, информацию о процессах учения, который чаще всего формулируется в виде притязаний на сверхраннее обучение в детском саду, в системе дополнительного образования.

 Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

(Е.А. Мухачёв

  Однако, всем известен и тот факт, что  современная семья в силу определённых обстоятельств находится в кризисном состоянии. Уровень родительской грамотности  не настолько высок, чтобы обеспечить решение возложенных на них  обществом  и государством  задач по развитию и воспитанию детей.

 И на образовательные учреждения ложится специальная работа по повышению  родительской компетентности. ФГОС ДО определяет для ДОО и конкретную задачу по данной проблеме — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, и конкретный принцип работы – сотрудничество  с семьёй, причём партнёрское.

Очевидно, что всё это требует от нас иных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

 В нашем  детском саду многие годы успешно реализуется определённая система работы с родителями, включающая два

обязательных блока взаимодействия:

  -по направлению психолого-педагогического и валеологического просвещения и

  -по направлению практического взаимодействия.

Эта система работы остаётся и сейчас. Однако, в рамках реализации стандарта возникла необходимость кардинальным образом изменить стиль взаимодействия с родителями.

  Реализация  принципа партнёрства предполагает не столько изменения содержания и форм взаимодействия, сколько овладение навыками истинно заинтересованного доверительного общения. Ох, как трудно перейти от «мы рекомендуем» к «что вы посоветуете?», особенно  в тех ситуациях, когда изначально уверен, что ничего полезного не услышишь. Как трудно преодолеть стереотип годами складывающегося представления: «Какому родителю надо, он сам поинтересуется, придёт, спросит и пр., а кому не надо, то хоть сто раз скажи»

Читайте также:  Основные направления развития ребенка в доу по фгос

   Тем не менее, в процессе реализации стандарта постепенно приходит осознание, что все твои усилия  в этом направлении, в первую очередь, нужны именно этим родителям,  этим семьям и, главное,  детям, воспитывающимся в этих семьях. 

  В практике  работы признание семьи  институтом первичной социализации и образования требует от педагога умения учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни ребёнка в семье, ценности и традиции этой семьи. Важно уважать и признавать способности и достижения родителей  в деле воспитания и развития их детей.  Это даёт возможность создания единого образовательного пространства, вовлечения   родителей в деятельность ДОО, группы.

  Участие родителей в педагогическом процессе — это всегда диалог, обмен информацией о ребёнке, это возможность для взрослых узнать, как ребёнок проявляет себя в другой жизненной ситуации, что является, в свою очередь, основой для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества. Наглядным примером такой работы стало интегрированное занятие «Дары осени», проведённое в этом году. Родители работали с подгруппами детей: загадывали загадки, составляли сказку, знакомили с разными способами вырезания из бумаги. Успех мероприятия определила высокая заинтересованность принявших в нём участие родителей, большая предварительная работа, относительно небольшое количество детей на одного взрослого. Оно было увлекательным как для детей, так и для принявших в нём участие взрослых.

  Интересной и эффективной, на наш взгляд, является форма родительского волонтёрства, когда родители в вечернее время с учётом своих возможностей принимают участие в совместной деятельности с детьми. Такое привлечение родителей, других членов семьи необходимо, прежде всего, для детей. Эти минуты  общения детей с родителями в стенах детского сада невозможно переоценить. Чувства уважения, гордости за  своих пап, мам, бабушек, дедушек, которых они увидели совершенно с другой стороны, возникает не потому, что воспитатель говорит «надо», а естественным образом, и наполняются особым смыслом. Воспитатель же в этом случае имеет возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять её слабую и сильную стороны в воспитании детей, определить характер и меры своей помощи, а иногда просто поучиться.

          Мы убедились, что большой педагогический потенциал имеют совместные выходы детей и родителей в учреждения культуры города. Важная составляющая здесь – одновременное ознакомление детей и взрослых с содержанием той или иной экспозиции, возможность обмена впечатлениями, получение общего эмоционального опыта. Педагог в этом случае не просто участник, его задача – получить наибольший педагогический эффект от каждого такого выхода. Мы готовим рекомендации, памятки для родителей: «Как подготовить ребёнка к посещению музея», «Спектакль закончился, о чём и как следует поговорить», «Правила поведения в библиотеке» и др. По итогам любого совместного выхода, чтобы закрепить впечатления, организуем выставки рисунков, поделок, фоторепортажи.

           В настоящее время большой популярностью пользуется проектная деятельность. Вначале это были проекты воспитателей и эпизодическая помощь родителей в их реализации. Когда к составлению проектов присоединились дети, роль участия родителей возросла. В настоящее время педагогические проекты увлекли часть родителей, и они стали не просто участниками, но и их организаторами («День рождения Деда Мороза», «Праздник праздников», «Широкая Масленица»). Примером другого рода проектов стали   «Клумба группы», «Приёмная». Инициатива их проведения исходила от актива родителей, педагоги здесь выступали лишь как участники. Родители обсудили положение о конкурсе, составили проекты клумбы, приёмной, распределили этапы и пути их воплощения. Почти всё из запланированного уже удалось воплотить в жизнь.

         Традицией в нашем детском саду стало проведение совместных  с родителями праздников. Родители у нас перестали быть в роли зрителей. Они вместе с детьми активно участвуют в подготовке праздника: придумывают программу, проводят конкурсы, аттракционы, разыгрывают сценки и мини-спектакли, готовят подарки, угощения. Приглашая родителей поучаствовать в жизни группы, посетить занятие, совершить совместную прогулку, оказать помощь в организации и проведении праздника, мы формирую у них объективное представление о ребёнке, о своевременности развития его психических процессов. Использование нами такой формы работы с родителями, как деловая игра, способствует не только сплочению участников воспитательно-образовательного процесса, но и формированию ценностно-ориентированных отношений между родителями и педагогом.

  Ещё одна форма сотрудничества с родителями – семейный клуб, где  отношения выстраиваются  на принципах добровольности, личной заинтересованности. Это неформальное объединение родителей для решения практических задач воспитания. Родителей сплачивает увлечённость конкретными идеями в воспитании. В нашей группе это совместный творческий труд взрослых и детей. Через занятия в клубе семьи решают многие проблемы. Дети приобретают ценностный опыт общения с взрослыми, учатся вести себя в разных ролевых позициях, благодаря поддержки близких всегда получают желаемый результат, что приводит к повышению их самооценки. У нас в группе сложилась определённая традиция проведения встреч в семейном клубе. Первая часть посвящена вопросам воспитания и обучения детей, где обсуждаются и демонстрируются приёмы положительного взаимодействия с ребёнком, решаются педагогические ситуации, происходит ознакомление с литературой и педагогическими приёмами. Вторая часть посвящена совместной деятельности взрослых и детей, основная задача которой – формирование позитивных детско-родительских отношений. Заключительный этап деятельности имеет «открытый конец». Каждая пара – ребёнок и родитель – работают в своём темпе и решают сами, закончена работа над поделкой или нет. Благодаря организации семейного клуба нам вместе с коллегой удаётся избежать многих ошибок во взаимоотношениях с родителями, сплотить коллектив группы, уменьшить количество конфликтных ситуаций. Родители прислушиваются к советам педагогов, переносят положительный опыт взаимодействия с ребёнком в свои семьи.

Читайте также:  Дипломные работы развития логопед ребенка

        Решая проблему вовлечения родителей в деятельность группы, кардинальным образом  изменили наглядно-информационную форму общения. Пришлось задуматься, как подать информацию, чтобы она привлекала внимание, заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей, т.е. сделать читаемой. В основном, это удалось. Мы систематизировали  информационные потоки для родителей и остановились на 4х темах.

Так как «здоровье всего дороже»,  считаем обязательным стенд «Здоровый ребенок – счастливая семья», он  помогает нам формировать у родителей ценностное отношение к ЗОЖ, компетентности в области здоровьесбережения.

Информация на предстоящий учебный год – отражена в «Визитной карточке группы». Текущая информация —  на стенде «У нас в группе»

   Для освещения вопросов воспитания, образования и развития детей  — стенд «Играем,  учимся, растём» Вместо привычного заголовка «Советы родителям» мы сделали рубрики: «Сообщаем», «Приглашаем к сотрудничеству», «Порадуйтесь за нас», «Спасибо за участие ».

Рубрика «Сообщаем» знакомит родителей  с направлением деятельности детей на предстоящую неделю.

         Рубрика «Приглашаем к сотрудничеству» напоминает родителям о их роли главного воспитателя своего ребёнка и предлагает материал для реализации этой роли .

Содержание материала обновляем еженедельно в соответствии с темой недели, Чтобы привлечь внимание родителей, текст информации печатаем на цветной бумаге, используем  фотографии детей группы, картинки-символы, подготовленные самими детьми. Стремимся  давать конкретную, доступную и краткую информация без нравоучений и рекомендаций . 

      Рубрика «Порадуйтесь за нас» в нашей  группе  стала самой читаемой. Она рассказывает мамам и папам о личных достижениях их дочки или сыночка. Вова научился застёгивать пуговицы, Саша  съела, наконец, всю манную кашу, а  Серёжа проявил во время наблюдения несвойственную ему любознательность. Кто-то освоил порядковый счёт, кто-то произнёс трудный для него звук, кто-то проявляет постоянную вежливость  — обо всём этом родители узнают из этой рублики. Кроме того, они чувствуют, что воспитатели искренне заинтересованы развитием их ребёнка.  Ведь порой воспитатели даже раньше родителей замечают что- то новое в их ребёнке. Мы стараемся увидеть даже малейшие достижения ребёнка и с радостью делимся ими с родителями. Достижения детского творчества оформлены на отдельном стенде, где мы располагаем  рисунки, поделки, коллективные работы совместной деятельности педагога с детьми. Тема деятельности и её цели  помещаются в специально отведенном кармашке, который располагается  в руках Веселого Карандаша. Работы по рисованию и аппликации могут быть выставлены все или частично. Все детские работы хранятся в индивидуальных папках. Это помогает родителям проследить за успехами ребенка и научиться  правильно реагировать на них. Работы по лепке и конструированию размещаются на специальных полочках.

     В рубрике «Спасибо за участие»  мы благодарим  родителей, которые оказывают помощь в благоустройстве участка, группы, в приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек с указанием фамилий и конкретного вклада. Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения.

         Такая форма общения педагога с родителями позволила нам  сделать нашу работу открытой для семей воспитанников.

       Всей своей работой мы сумели доказывать  родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для личностного  развития их собственного ребенка. В результате проделанной работы родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, пополнили свой педагогический опыт в воспитании детей, улучшилось взаимопонимание педагогов и родителей, пополнилась предметно-развивающая среда, а самое главное,  по нашим наблюдениям, меняется сама позиция родителей – от потребителей образовательных услуг к участникам образовательного процесса.

 На мой взгляд, у нас в детском саду Стандарты начали работать, потому что и родители, и педагоги понимают, что у них общие цели и задачи и что они сотрудничают во благо ребёнка. Мы искренне надеемся, что наша работа способствует усилению позитивного значения  семьи как фактора индивидуализации  развития и  образования детей.

Источник