От чего зависит нормальное развитие ребенка

От чего зависит нормальное развитие ребенка thumbnail

Как воспитать. Совсем маленьким детям в принципе интересно, когда взрослый им читает вслух. Это значит, мама или папа рядом, уделяют внимание. Ближе к двум годам, когда развивается память, ребенок находит новый интерес: запоминать любимые сказки наизусть. Мучает родителей, заставляет читать одно и то же десятки раз. Сразу заметит и непременно исправит, если те хоть что-то перефразировали (сказали “хрустальный башмачок”, а не “хрустальная туфелька”). Не надо предлагать новых книг – учите наизусть истории, которые нравятся малышу. 

И только ближе к трем годам у юного литературоведа возникает интерес к содержанию книги. Какие там герои? Что они делают? Почему поступают так или иначе? Вот тут пора подключать воображение: ребенок любит, когда родители сочиняют дополнительные истории про персонажей, покупают игрушки, находят книги с продолжением. Ближе к школе можно читать по вечерам всей семьей – по очереди, по одной главе, книги, которые будут интересны всем: “Чук и Гек” и “Денискины рассказы”, например. 

И конечно, со временем ребенок станет интересоваться книгами родителей. Поэтому неплохо, если в вашей семье взрослые тоже любят читать. И не только ленты соцсетей… 

Трудолюбие

Сосредоточенно делать что-то не очень интересное, как ты уже поняла, детям сложно. Но есть хорошая новость: любовь к труду возникает сама по себе, в возрасте 3-4 лет. И, к сожалению, многие взрослые этого не замечают, не помогают ребенку развивать ее. Не повторяй их ошибок. Постарайся обратить внимание, когда твои сын или дочка с удовольствием включаются в любые хозяйственные дела: подметают, моют посуду, протирают пыль. Делают они это для того, чтобы быть рядом и проводить время с тобой, но у них возникает иллюзия, что они помогают. Вот ее и нужно поддерживать!

Как воспитать. Не говори: “Иди поиграй, пока я помою посуду”, а предложи маленькому мойдодыру поучаствовать. Он научится держать тарелку, пенить губку. Да, посуду придется мыть час. Но все это время ты занимаешься с ребенком, и не надо ломать голову, какими развивающими играми занять скучающее чадо. Потому что в процессе мытья посуды развивается самое главное – умение делать руками разную работу.

И даже талант!

Талант – это совокупность способностей, интереса и умения трудиться. Безусловно, способности во многом обусловлены биологически: зависят от того, как развились органы чувств – слух, зрение, ощущения. А вот интерес и умение трудиться – компоненты таланта, которые можно и нужно развить.

Как воспитать. Просто быть внимательными к тому, что у ребенка получается хорошо и что ему нравится. И, конечно, помогать ему ставить краткосрочные цели, чтобы поддерживать интерес к регулярным занятиям. Ведь даже самые яркие способности могут остаться невостребованными, если их не разглядеть и не сдобрить щедрой порцией трудолюбия.

А еще родители, конечно, хотят, чтобы дети были послушными. Что ж, при правильном воспитании будут. И послушными в хорошем смысле: не теми, кто слепо выполняет команды, а теми, кого понимают. Важно видеть, к чему готов и не готов ребенок и не требовать невозможного. Когда мама и папа внимательны к своему чаду, они сами становятся лучшими в мире воспитателями.

Источник

Хотя я и не отношу себя к тревожным мамам, все равно не представляю, как можно не ориентироваться на таблицы роста и умений ребенка, особенно, если ребенок первый, и в голове множество вопросов по его развитию. Но дело в том, этих норм-огромное количество, в том числе противоречивых.

Когда я училась на педагога раннего развития, то сразу в нескольких авторитетных источниках попадались отличающиеся друг от друга нормы, иногда с разницей чуть ли не в год по одному и тому же показателю. А непроверенной информации в интернете еще больше.

Поэтому, опираясь сразу на несколько книг, хочу привести для примера таблицы со средними показателями тех или иных достижений детей в возрасте от рождения до трех лет. Мне они кажутся наиболее объективными, хотя и источник 2004 года.

Но нужно понимать, что последние 5 лет встречается все больше детей с задержкой развития, поэтому многие неврологи и логопеды уже прибавляют около года к той или иной норме. Слышала такое насчет приучения к горшку, что соответствующие сигналы ребенка могут поступать в мозг не к двум, а к 2,5-3 годам. По речи тоже много противоречий, по сути, главное, чтобы к трем годам говорил предложениями. Ну и самое главное-нормы на то и нормы — что это совсем усредненный показатель, и даже если ребенок где-то не дотягивает-это не повод паниковать, если уже и специалисты дают разбег от полугода до года по некоторым параметрам. Вопрос в том, что если малыш совсем не совпадает ни по какому показателю, то, возможно, все-таки следует обратиться к специалисту.

Я их использую для того, чтобы подтянуть тот или иной навык и помогать формировать те или иные умения. Если, например, малыш может к году пить из чашки, то не стоит бояться ему эту чашку предлагать месяцев с 7-8. А то можно с поильником и до трех лет проходить)

Ориентировочные показатели развития детей от 1 года (таблица составлена на основе разработок Н.М. Аксариной, Т.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт)

Ребенок первого года жизни (по месяцам):

1 месяц: фиксация взгляда на лице взрослого и ярких предметах; первая улыбка в ответ на общение со взрослым; попытка удержать голову, лежа на животе.

2 месяц: следит взглядом за движущимся предметом, прислушивается к звукам; длительно улыбается при общении со взрослым.

Читайте также:  Развитие памяти у ребенка с алалией

3 месяц: слуховое и зрительное сосредоточение; комплекс оживления; случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью; хорошо удерживает голову; лежит на животе, опираясь на предплечье; начало гуления.

4 месяц: находит источник звука; громко смеется; захватывает подвешенную над грудью игрушку; поддерживаемый за подмышки, хорошо опирается ногами, пытаясь выпрямить их; гуление.

5 месяц: различает интонации; отличает своих от чужих; четко берет игрушку из рук взрослого, переворачивается на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки; подолгу гулит.

6 месяц: свободно берет игрушку из разных положений и долго занимается с ней, переворачивается с живота на спину, пытается ползать; начало лепета; хорошо ест, снимая пищу губами с ложки.

7 месяц: играя с погремушкой, стучит, размахивает ею; хорошо ползает, ровно стоит при поддержке за обе руки; подолгу лепечет; на вопрос «Где?» Находит предмет, расположенный в одном и том же месте.

8 месяц: игрушками занимается долго, сам садится и ложится, сам встает, держась за барьер; громко повторно произносит различные слоги; по просьбе взрослого выполняет заученные движения: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания»; пьет из чашки, которую держит взрослый; ест кусочек хлеба, который сам держит в руке.

9 месяц: занимается по-разному с предметами, в зависимости от их свойств: катает, вынимает и вкладывает; переступает вдоль барьера; ходит при поддержке за обе руки; подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги; на вопрос «Где?» отыскивает предметы, находящиеся в разных местах.

10 месяц: действия с предметами (открывание, закрывание, вкладывание) приобретают характер устойчивых занятий; стоит самостоятельно, ходит за каталкой; по просьбе взрослого находит и дает игрушку; отвечает на заигрывание «догоню-догоню».

11 месяц: овладевает новыми действиями: накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамидки и т.д.; ходит при незначительной поддержке взрослым; произносит первые слова-обозначения: «ав-ав», «кис-кис», «дай», «мама» и др.; по просьбе взрослого выполняет знакомые ему действия: «Покати мяч», «Покачай Лялю» и т.д.

12 месяц: самостоятельно ходит; произносит 6-10 слов; самостоятельно пьет их чашки.

Развитие детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев

Сенсорное развитие: Различает предметы по величине (большой, маленький). Подбирает предметы разной формы по образцу, например, кубик к кубику.

Общие движения: Ходит длительно до 10 м. Меняет положение, приседает, наклоняется. Может перешагивать через препятствия, подниматься по лестнице, спускаться приставным и чередующимся шагом. Бросает вдаль предметы, катает мячи.

Игра: Умеет воспроизводить в игре различные действия, которые наблюдает в жизни. Например, кормит куклу, умывает, укачивает её и т.д. Переносит знакомые действия на новые игрушки. Кормит не только куклу, но и собачку.

Понимание речи взрослых: Увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия часто называемых лиц, предметов, действий. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи.

Активная речь: Пользуется словами-заменителями и облегченными словами (машина — «би-би», собака — «ав-ав» и т.д.). Легко подражает облегченным словам.

Навыки: Пьет свободно из чашки, ест ложкой самостоятельно густую пищу. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос.

Развитие детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет

Сенсорное развитие: Подбирает по образцу предметы 4 основных цветов. Различает 3 разных по величине предмета, например, 3 куба. Подбирает по образцу однородные предметы, сходные по форме.

Общие движения: Перешагивает через палку, поднятую от пола на 18 — 20 см. Бросает мяч в горизонтальную цель на расстояние 60-70 см. Легко влезает на стремянку, спускается чередующимся шагом.

Игра: Легко воспроизводит в игре отдельные явления, последовательные действия.

Понимание речи взрослого: Понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о событиях, знакомых без показа. Понимает содержание несложного текста по картинке.

Активная речь: Словарь увеличивается до 300 слов. Легко повторяет слова и простые фразы. Обобщает предметы по существенным признакам. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит предложениями из 3-4 слов. Появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми. Задает вопрос: «Что это?»

Навыки: Ест довольно аккуратно. Пользуется носовым платком. Частично одевается и раздевается. Контролирует физиологические отправления.

Развитие ребенка 3-го года

Сенсорное развитие: Называет 4 основных цвета, величину «большой», «маленький».

Общие движения: Ходит по наклонной доске шириной 20 см, приподнятой на 25-30 см. Влезает на табурет высотой 0,5 м, слезает с него. Бросает одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель на расстояние от 80-100 до 100-125 см. Бросает и ловит мяч на расстоянии 70-100 см. Согласовывает свои действия с другими детьми. Одновременно действует рукой и ногой. Может менять темп движений в соответствии с музыкой, словом.

Речь: Словарь активных слов включает 1200-1500 слов. Появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Почему?». Речь становится средством общения и с детьми. Легко разучивает стихи и песенки. В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Произносит все звуки, кроме «р», «л» и шипящих. (По звукопроизношению тоже существуют расхождения, например, звуки «с-сь», «з-зь» могут не появляться и до 4 лет).

Игра: В игре исполняет роль мамы, врача и т.д.

Навыки: Самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Делает это с помощью взрослых. Моет руки перед едой. Пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды без напоминания.

Читайте также:  Фгбдоу центр развития ребенка

Если вы хотите знать, как развивать ребенка от года до трех лет без вреда для его здоровья, получить большой перечень занятий и игр — переходите по ссылке и ознакомьтесь с пособием «Раннее развитие детей от года до трех лет с комфортом для мамы» от педагога раннего развития

Статьи по теме:

Психическое развитие малыша. Что должны знать родители

Какие игрушки необходимы ребенку до года для развития

Чем занять ребенка дома? Большой список игр

Обзор правильных и неправильных игрушек до трех лет

Развивающие игрушки своими руками за 5 минут

Источник

Прежде чем говорить о патологии, необходимо определиться с нормальными физиологичными прибавками роста.

У детей до года и у деток постарше существуют разные критерии норм роста — помесячные прибавки и определении нормального темпа роста по центильным таблицам.

Помесячные прибавки роста у детей первого года жизни

Особенности прибавки в росте в первый год жизни для доношенных детей:

  • В среднем за месячный период кроха прибавляет 3 см.
  • Общая прибавка за первый год жизни должна составлять не менее 25 см. Таким образом, нормальный показатель для годовалого малыша – от 74 до 76 см.
  • Интенсивнее дети растут в первые месяцы после рождения, после чего этот процесс замедляется.

Месяцы жизни:

1-3 месяца — 3- 3,5 см ежемесячно;

4-6 месяцев — 2,5 — 3 см;

7-9 месяцев — 1,5 см;

10 – 12 месяцев — 1 см.

Рост ребенка, а также и его вес (для детей первых трех лет жизни + окружность головы) должны измеряться ежегодно.

За этим родители должны следить, ведь в случае появления каких-либо отклонений от нормы и/или появлении различных симптомов, указывающих на развитие заболеваний, в том числе и эндокринных, эти показатели будут иметь большое значение для своевременной диагностики заболевания, дальнейшего наблюдения и эффективности назначенного лечения.

Как эндокринолог в своей практике часто сталкиваюсь с отставанием роста и веса, и отсутствие ежегодных росто-весовых показателей существенно затрудняет предварительный диагноз – от конституционной задержки роста до снижения физиологических ежегодных приростов при соматической патологии и истинной эндокринной патологии.

Важно знать не только насколько ребенок отстает в росте, но и когда и по какой причине произошли эти изменения – с рождения или через определенный промежуток времени.

Центильные таблицы

После года правильно определяется рост по центильным таблицам, которые определяют уровни роста ребенка.

Для определения примерного соответствия роста и веса возрасту на разных сайтах встречаются различные формулы, они больше для родителей и носят ориентировочный характер. Следует знать, что они имеют значительные погрешности, не учитывают пол ребенка и указывают на средние значения роста и веса.

Центильные таблицы составлены на основании исследований ВОЗ, которые проводились в период 1997—2003 г.г. и в которых прочитаны нормы роста детей зависят, прежде всего, от пола ребенка, поэтому для девочек и мальчиков ВОЗ создала отдельные таблицы с усредненными показателями.

В зависимости от возраста малыша соотношение длины и массы тела, а также прибавка тоже будут отличаться.Кроме этого по центильным таблицам можно определить уровни роста и их ежегодное изменение, можно построить кривую роста и определить ее степень ее отклонения от средних величин, а при низкорослости – динамику изменения до и после лечения.

Уровни роста по центильным таблицам:

  • меньше 3 % — очень низкий рост (низкорослость) — ребенка нужно обязательно обследовать у эндокринолога;
  • от 3% до 10% — низкий рост — требует наблюдения, при наличии дополнительных симптомов необходимо обследование;
  • от 10% до 25% — рост ниже среднего (вариант нормы, наблюдение педиатра);
  • от 25% до 75% — средний рост;
  • от 90% до 97% — высокий рост — наблюдение педиатра, вариант нормы; больше 97% — очень высокий (высокорослость) — наблюдение и обследование у эндокринолога.

Такие же показатели по парацентильным таблицам используют при оценке веса ребенка.

Гармоничность или дисгармоничность физического развития у детей оценивают по индексу массы тела (ИМТ) – масса/рост в квадрате. На сегодняшний день существует много удобных калькуляторов для расчета ИМТ.

  • Развитие гармоничное — при отнесении ребенка от 10 до 90 центильного коридора по ИМТ;
  • дисгармоничное — от 3-го до 10-го и от 90-го до 97-го центильного коридора по ИМТ

Также необходимо определять индекс пропорциональности:

Массо-ростовой коэффициент (у доношенных новорожденных при рождении)

Масса/Рост× 100% в норме = 60 — 65%;

I степень задержки внутриутробного развития — 59-55%;

II степень— 54- 50%;

III степень — менее 50%.

При этом нужно учитывать, что эти таблицы используют только для доношенных новорожденных.

Рост — нормы и патология у недоношенных детей

У недоношенных детей необходимо определять соответствие физического развития гестационному сроку. Развитие соответствует гестационному возрасту при отнесении массы, длины тела, окружности головы, массо-ростового коэффициента от 10 до 90 процентиль.

Задержка внутриутробного развития констатируется при стабильно низких показателях при двух и более измерениях ниже 3-й процентили – при росте меньше 48 см, весе – меньше 2200гр.Все дети с задержкой внутриутробного развития должны обязательно наблюдаться детским эндокринологом.После 43 недели оценку физического развития проводят по диаграммам для детей раннего возраста, но с учетом скорригированного возраста (разница между фактическим постнатальным возрастом в неделях и недостающими до доношенного срока неделями гестации).Наиболее высокие темпы роста недоношенных детей — в первые 3 месяца жизни (3,5-5 см в месяц).

  • В первом полугодии ежемесячная прибавка роста составляет 2,5-5,5 см,
  • во втором полугодии — 0,5-3 см.
Читайте также:  Развитие ребенка 1 год тушино

Суммарная прибавка роста за год — 27-38 см. Средний рост новорожденного ребенка к году — 70,2-77,5 см. Масса тела недоношенных детей на 1-м году увеличивается в 6-7 раз; адекватна прибавка из расчета 20 г/кг массы тела при рождении. Антропометрические показатели выравниваются с данными у доношенных детей в возрасте примерно 2 лет, но при массе тела до 1500 гр. показатели отстают.

В любом случае при изменении темпов роста, родителям необходимо обратить на это внимание, а при устойчивом отклонении – проконсультироваться у детского эндокринолога.

Главные причины задержки роста

Чаще всего отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка.

Выделяют:

  • Конституционную задержку роста и полового созревания (синдром позднего пубертата).
  • Семейную низкорослость.
  • Врожденную соматотропную недостаточность — изолированную или с множественным дефицитом гормонов).
  • Приобретенную соматоропную недостаточность.
  • Синдром Ларона возникает при нарушении чувствительности рецепторов к гормону роста.
  • Гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы).
  • Низкорослость при генетических заболеваниях (синдром Шерешевского -Тернера, Нонне).
  • Псевдогипопаратиреоз (синдром Олбрайта).
  • Соматически обусловленные нарушения роста — врожденные и приобретенные хронические заболевания (сердца, почек, печени, крови, кишечника, обменные нарушения, патология костной системы).

Другие причины задержки роста

Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.

Средовые факторы

Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..

Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.

Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:

  • рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трасжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
  • минимализировать прием лекарственных препаратов;
  • следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
  • уменьшить активные двигательные и эмоциональные нагрузки.

Генетические факторы

Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть — генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев. Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.

В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.

Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.

Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов:

  • сложная беременность;
  • прием лекарственных средств;
  • прием алкоголя или наркотиков, курение;
  • частые стрессы в период вынашивания малыша.

Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.

Внешние факторы после рождения

Наиболее частой причиной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.

Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом — сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.

Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.

Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста — глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.

врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна

Источник