Особенности возрастного развития приемного ребенка
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
РЕБЕНОК ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА
Появление младенца в семье всегда событие особо значимое. Ребенок связан со своими биологическими родителями исключительно наследуемыми признаками: цветом глаз, волос, чертами лица, особенностями фигуры, типом нервной деятельности. Большим плюсом этого возраста является отсутствие у ребенка какой бы то ни было памяти о своих бывших родственниках, он не помнит негативных моментов своей пока еще короткой жизни. Между младенцем и приемными родителями очень легко возникает привязанность. Ни для кого не секрет, что дети, лишенные родителей на первом году жизни, испытывают особенно острый эмоциональный голод. Чем раньше ребенок окажется в семье, тем быстрее он будет развиваться, и вам не придется компенсировать нежелательные последствия его пребывания в государственном учреждении. Вы получаете возможность формировать его личность практически с нуля, воспитывать определенные черты характера, влиять на его интеллектуальное развитие.
К сожалению, огромным минусом раннего возраста является, как правило, отсутствие информацию о течении беременности и родах биологической матери. Также следует помнить, что некоторые заболевания, родовые травмы проявляются только после года жизни ребенка. Поэтому не всегда можно оценить, является отставание в психологическом развитии следствием врожденных нарушений или недостаточного внимания в первые месяцы жизни. Кроме того, неизвестно, какие болезни и отклонения в развитии ребенка могут проявиться позднее.
ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ
В этот период развития у ребенка этого возраста уже видны особенности внешности, и родителям намного легче подобрать ребенка, похожего на кого-то из них. Значительно проще оценить состояние здоровья малыша, вовремя выявить патологии развития.
В то же время в этом возрасте ребенок по-прежнему податлив к внешним влияниям, и его родители имеют возможность эффективно воздействовать на развитие интеллекта и черт характера. Малыш начинает говорить, у него своеобразная и забавная речь, он много передвигается, интересуется всем, вызывает всеобщее умиление и любование, дарит положительные эмоции окружающим.
Уход за ребенком этого возраста требует от родителей много внимания и сил, так как в этот период ребенок может быть подвержен различным заболеваниям – простудам, инфекциям, что создает дополнительные сложности для родителей. Матери нелегко совмещать воспитание ребенка и работу. Кроме того, в 2,5-3 года начинается возрастной кризис, требующий от родителей особого терпения и внимания к своему малышу.
Родителей, принявших решение взять в семью ребенка от года до трех лет, подстерегает еще одна опасность: они могут не заметить возможное интеллектуальное отставание в развитии ребенка. Особенно эта проблема актуальна в случае отсутствия информации о биологических родителях малыша, а также о течении беременности и родах биологической матери. Однако стоит иметь в виду, что отставание в развитии в этом возрасте корректируется значительно проще, чем в последующие возрастные периоды.
ОТ ТРЕХ ДО ШЕСТИ ЛЕТ
В этом возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен. Основные черты характера и темперамент ребенка уже сформированы; его способности, склонности и интересы проявляются в полной мере. Хорошо развиты навыки самообслуживания (зачастую даже лучше, чем у его домашних сверстников). Ребенок в возрасте от трех до пяти лет меньше капризничает, с ним можно общаться практически как со взрослым. Кроме того, в этом возрасте ребенок сформирован как личность, и папам общаться с ним намного интереснее, чем с младенцем; они охотно участвуют в воспитании ребенка и его обучении.
Немаловажным преимуществом этого возраста является возможность посещения ребенком детского сада (по истечении периода адаптации), поэтому приемные родители смогут продолжать свою профессиональную деятельность.
Ребенок уже достаточно большой, поэтому он может помнить своих родственников и других людей, отдельные эпизоды из своей прошлой жизни. К этому возрасту у него уже могут выработаться многие привычки и предпочтения, не соответствующие общепринятым социальным нормам. Они могут раздражать родителей и окружающих и требовать корректировки.
Задержка психического развития (ЗПР) ребенка может быть выражена достаточно ярко, и могут потребоваться значительные усилия со стороны родителей для ее компенсации. Кроме этих проблем ребенок такого возраста, находившийся долгое время в доме ребенка или живший в неблагополучной семье, может иметь некоторые соматические заболевания, перешедшие в хроническую форму и требующие лечения.
Я УЖЕ БОЛЬШОЙ!
Принимая решение взять ребенка постарше, кандидаты должны понимать, что стать родителями уже подросшему ребенку в чем-то гораздо сложнее, чем малютке, а в чем-то – значительно легче. Ребенок встречается с глобальными изменениями в жизни в том возрасте, когда он уже очень хорошо понимает, что происходит. Он уже самостоятельная личность со своими привычками и предпочтениями. Неожиданно ему надо знакомиться с новыми людьми и новым домом, которые могут сильно отличаться от того, к чему он привык. Конечно, ребенок мечтал о том, что у него появятся мама и папа, но он же не мог знать, что жизнь на новом месте будет настолько другой. Ребенку постарше требуется много усилий, чтобы адаптироваться и привязаться к своей новой семье и окружению. Подростки, воспитывающиеся вне семьи – самые трудные дети. Взрослым, рискнувшим взять такого ребенка в свою семью, потребуется терпение, тактичность, мудрость и уважение к его личности, часто очень далекой от совершенства. Они должны быть готовы к постоянной психологической напряженности и помнить, что подростку приходится испытывать не меньшие трудности в этот кризисный период жизни. Многое будет зависеть от состояния здоровья и личностных качеств, как самого ребенка, так и приемных родителей.
И, конечно, там где есть любовь, желание и стремление к счастливой семье – она обязательно будет!
Токарева Ю.Д.
Источник
Мысль «а не дефектен ли ребёнок» посещает многих приёмных родителей в особенно трудные периоды — адаптации и возрастных кризисов, когда ребёнок сводит с ума своими капризами, криком, когда ему никак не даётся учёба, когда он обманывает, хамит, проявляет агрессию. Его реакции настолько сильны и непонятны, что обескураживают и пугают, вызывая желание показать ребёнка консилиуму психиатров. Не стоит искать врача, который подтвердит вам, что ваш ребёнок «ненормальный». Если задаться этой целью, то такой врач обязательно найдётся, и в результате может произойти очередная трагедия в жизни вашего уже ребёнка, которая окончательно сломает его внутренний стержень. В любом случае, прежде чем разочаровываться, необходимо выдохнуть и предположить — а не могут ли странности в поведении ребёнка быть обычными возрастными проявлениями, наложившимися на особенности и выученные реакции, вынужденно освоенные в прошлой жизни?
Отклонение или норма?
Одним из основных тревожных поводов приёмные родители называют заметное отставание ребенка от сверстников в развитии. У малышей это может проявляться в вялости реакций. Например, если взять на руки малыша полутора лет, прожившего свою маленькую жизнь в доме малютки, то неприятно изумит его пассивность, вялость ручек и ножек — он как тряпичная кукла. Умение новорождённого обхватывать маму всеми конечностями отказник утрачивает, потому что у него мамы нет, вокруг разные люди, которым некогда его обнимать. То же происходит и со всеми другими умениями и навыками. Но, попав в добрые ласковые руки, малыш может быстро научиться этому.
У деток постарше, взятых из детских домов, часто наблюдается педагогическая запущенность. Её очень легко принять за задержку психического развития — «запущенный» ребёнок показывает более низкий уровень умственного и эмоционально-волевого развития по сравнению со сверстниками. Ребёнка необходимо воспринимать соответственно его уровню, не ожидая и не требуя большего. В определённых пределах и при благоприятных обстоятельствах он может нагнать своих сверстников через несколько лет.
К такому ребенку важно относиться так, как будто он чуть-чуть старше того возраста, которому отвечает его уровень. Это поможет ему быстрее наверстать упущенное. Но не сверх меры. Мы лишь помогаем развиваться, а не устраиваем гонку на выживание.
Необходимо ещё добавить, что ребёнок с педагогической запущенностью может иметь довольно развитые социальные навыки, но только те, которые были ему необходимы для выживания, например, производить хорошее впечатление на взрослых, легко устанавливать контакты с людьми, понимать их эмоции и чувства.
Опережение в развитии не всегда может быть однозначно полезным. Классический пример такого опережения — излишняя сексуальная просвещённость. У родителей, столкнувшихся с проявлениями сексуализированного поведения у принятых в семью детей, это почти всегда вызывает мысли о психической патологии. Специалисты в сфере содействия замещающим семьям помогут осмыслить это и выработать правильную стратегию воспитания.
В период адаптации может наблюдаться временный регресс в поведенческих реакциях, характерных для разного возраста. Старший дошкольник может демонстрировать все проявления фазы «я сам», характерные для трёхлетки. Младший школьник возвращается к играм, интересным для малышей ясельного возраста. Девочка-подросток вместо того, чтобы стремиться к общению со сверстниками, будет пытаться завоевать доверие и любовь новой мамы, проявлять прилипчивость и близость, характерную для пятилетки. Есть и более яркие примеры — семилетняя девочка пыталась без слов, знаками, призывать приёмную маму поиграть с ней как с грудным малышом, девятилетний ребёнок потребовал от своих опекунов соску. Всё это следует воспринимать спокойно. Если ребёнок в кровной семье или в учреждении не смог нормально пройти определённые фазы развития, что-то пропустил, чего-то недополучил, то хорошо, если он пытается восполнить упущенное в новой семье, и ещё лучше, если новые родители распознают эти проявления правильно и сумеют помочь ему.
Возрастные кризисы приёмных детей
Дети с трудным жизненным опытом проходят те же возрастные кризисы, что и другие дети. Отличия могут быть в более ярких или, наоборот, сглаженных проявлениях.
Кризис трёх лет может пройти незаметно, если ребёнок никак не стремится к самостоятельности, и взрослым требуются дополнительные усилия, чтобы начать воспитывать в нём волю. Бывает и наоборот, когда характерные особенности возрастного кризиса становятся настолько яркими, что невольно задумаешься о походе к врачу. По приёмным детям, вступившим в подростковый возраст, как через увеличительное стекло можно рассматривать все особенности этого периода в деталях.
Подростковый кризис начинается примерно с 12 лет, в это время происходит самоидентификация ребенка — он пытается ориентироваться в большей мере на позицию своих сверстников, легко попадая под их влияние.
Бывает и наоборот, когда уже старший подросток не может найти общий язык со сверстниками, проявляет инфантильность в общении с окружающими, но в то же время может стремиться к сепарации, одновременно боясь самостоятельной жизни. Такое несоответствие воспринимается приёмными родителями как странность, однако, это элемент возрастного кризиса совершеннолетия, характерный только для приёмных детей, которым предстоит после 18 лет переехать из семьи.
В любом случае — будь то нормативные возрастные проявления или всё-таки отклонения, нужно относиться к ним с пониманием, потому что за всеми шероховатостями характера — личность ребёнка.
Елена Турлина
Фото с сайта i-igrushki.ru
Источник
На усыновляемого ребенка невозможно установить желаемые параметры – рост, вес и количество лет, но мысль о возрасте нового члена семьи приходит ко всем приемным родителям. Выбирать своего сына или дочку следует по велению души и сердца, но знать об особенностях развития в том или ином возрасте должен каждый усыновитель.
Ребенок до года
Взяв к себе в семью грудного ребенка, вы должны быть готовы пройти путь всех матерей. Маленькому ребенку нужен постоянный уход и внимание. В возрасте до трех лет определить врожденные заболевания у ребенка очень трудно. Поэтому вы внимательно должны следить за развитием малыша, консультироваться с педиатром. Но именно в этом возрасте у ребенка формируется особая привязанность к матери. Малыш не помнит, что было до вас. Не осознает, что его оставили, или что жизненные обстоятельства сложились так, что он лишен родителей. Фактически у ребенка нет глубокой психологической травмы, которая обязательно даст о себе знать у детей, усыновленных в сознательном возрасте.
От трех лет
Многие родители хотят застать самый интересный возраст ребенка – когда он только научился ходить, с трудом выговаривает слова и пытается познать весь мир сразу. Пеленки и подгузники постепенно уходят в прошлое, с малышом интересно общаться. Для коррекции развития – возраст от трех лет достаточно благоприятен. Чуть труднее придется родителям, взявшим в семью ребенка пяти лет и старше. Отставанию в развитии могли не придать должного внимания. У ребенка могут появиться негативные привычки, которые также надо будет корректировать. В то же время именно в возрасте от трех до пяти лет дети особенно сильно нуждаются в самых разных проявлениях заботы и ласки. Отдавая ребенку свою нежность, вы сможете излечить его от недоверия ко всему миру.
Младший школьник
Ребенок от семи и до десяти лет имеет сформировавшиеся привычки и характер. У него есть прошлое. Возможно, он помнит маму, папу или других родственников. Жизнь в детском доме наложила определенный отпечаток на его поведение. У родителей, которые решили взять в семью первоклассника или школьника чуть старше, есть возможность понять — благоприятен ли будет в психологический климат в семье для этого ребенка. Если родители – люди спокойные, флегматичные, то шумный, говорливый малыш вряд ли будет комфортно себя чувствовать в новой семье.
В этом возрасте дети меньше болеют, способны сами одеваться, убирать свои вещи. Впрочем, не смотря на определенную самостоятельность, у приемных родителей есть возможность установить детско-родительскую связь. Ребенку нужно помогать делать уроки, учить его простым вещам – начиная от обращения с книгами и заканчивая приготовлением бутерброда. Занимаясь самыми обычными делами вместе, вы становитесь ближе своему малышу, он привязывается к вам и постепенно забывает о стрессах своей прошлой жизни.
Подростковый возраст
Психологи сходятся в одном мнении: самый сложный для усыновления возраст – подростковый. Пубертатный период тяжело проходит у всех детей, а у тех, кто прожил часть своей сознательной жизни в детском доме – эмоциональный диссонанс проявляется еще жестче. Нежной детско-родительской связи ожидать не стоит. Усыновителям придется постараться, чтобы построить устойчивые дружеские отношения, где авторитет принадлежит им, а не новому члену семьи.
Специалисты советуют приемным родителям узнать о прошлой жизни ребенка как можно больше. Кем были его родители, при каких обстоятельствах ребенок остался один, какой у него характер, что он любит есть на завтрак, о чем мечтает. Приемные родители также должны осознавать, что в подростковом возрасте могут проявляться самые разные асоциальные наклонности. Воровство, обман, нецензурная лексика, алкоголь и наркотики – эти беды могут коснуться любого подростка, но приемный ребенок всегда будет в группе риска. Именно из-за многочисленных трудностей, связанных с психологическими аспектами подросткового возраста, родителям стоит задуматься – готовы ли они на такой серьезный шаг, как усыновление подростка.
С другой стороны, неожиданностей будет гораздо меньше. Подросток достаточно самостоятелен, может ухаживать за собой сам, вам не придется отпрашиваться с работы, чтобы приготовить ему обед. Хронические заболевания, если у ребенка была к ним предрасположенность, давно выявлены. Уровень развития можно понять, просто пообщавшись с подростком на отвлеченные темы. Ребенок может стать вашим помощником. Для этого необходимо подробно рассказать о вашем быте, спросить в чем он силен и чего ждет от новой семьи. Родители также могут рассказать о своих ожиданиях. Если они не сходятся – предложите ребенку найти компромисс.
Статистика, касающаяся возраста усыновленных детей, колеблется год от года. Кто-то берет грудничка и хранит тайну усыновления, кто-то берет в семью ребенка-подростка и находит в нем друга, собеседника и опору. В любом случае, приемные родители должны понимать, что дочка или сын не обязаны отвечать принятым в семье стереотипам. Ребенок, возможно, будет отличаться от домочадцев характером, увлечениями. Он может отставать в развитии. Задача родителей – поддержать его, окружить заботой и дать шанс увидеть другой мир. Мир, в котором семейные ценности имеют вес, а люди способны помогать друг другу, даже при отсутствии кровных связей.
Елена Кононова
Источник
Для приёмных детей характерна неравномерность в развитии. Все мы делаем предположения относительно поведения людей и уровня их развития на основе их возраста. Это действует, потому что у большинства людей развитие идет нормально. Большинство аспектов их развития соответствуют возрастным нормам. Это означает, что восьмилетний ребёнок физически, эмоционально, интеллектуально, академически и социально находится на уровне восьми лет развития.
Если бы мы посмотрели на мозаику, представляющую развитие этого ребенка, то на всех ее кусочках было бы указано — «восемь лет». Но для детей, в чьей жизни имели место обстоятельства, приведшие к задержке развития, нереально ожидать, что их развитие будет соответствовать их возрасту. Их жизненный опыт привел к тому, что в некоторых зонах их развитие может быть нормальным, но может демонстрировать задержки в других зонах.
Например, у ребёнка может быть нормальное умственное и физическое развитие для его возраста, но его эмоции, социальные и академические навыки и умения могут функционировать на уровне, соответствующем возрасту, много меньшему, чем собственный возраст ребёнка.
Развитие приёмного ребёнка можно сравнить с мозаикой, где на каждом кусочке обозначены разные возрасты или уровни развития. Приёмным родителям и усыновителям важно определить достоинство каждого кусочка мозаики и понять уровень функционирования каждого аспекта развития ребёнка.
Посмотрите на мозаику развития Андрея.
Андрей, 8 лет, с задержками в развитии | Андрей, 8 лет, без задержек в развитии | ||
хронологический возраст — 8 лет | внешний облик — 7лет | хронологический возраст — 8 лет | внешний облик — 8 лет |
интеллектуальный возраст — 8 лет | школа, 1-ый класс — 7 лет | интеллектуальный возраст — 8 лет | школа — 8 лет |
эмоциональный возраст — 1 год | социальный возраст — 2-3 года | эмоциональный возраст — 8 лет | социальный возраст — 8 лет |
культурный, этнический и религиозный опыт | жизненный опыт — 17-18 лет | культурный, этнический и религиозный опыт | жизненный опыт — 8 лет |
НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (правый столбик)
Если бы Андрей воспитывался в любящей его семье и (или) не пережил боль разлуки и потери, то его развитие соответствовало бы норме. Т.е., в 8 лет он выглядел бы на свой возраст, был интеллектуально развит на 8 лет, учился бы во 2-м классе, имел бы эмоциональное и социальное развитие на данный возраст. Его жизненный опыт был примерно таким же, как и у других 8-ми летних детей.
МОЗАИЧНОЕ РАЗВИТИЕ (левый столбик)
Но Андрей рос в условиях психической депривации. Поэтому в 8 лет он выглядит моложе, но при этом его жизненный опыт (то, что он повидал в своей жизни) соответствует опыту, практически, взрослого человека. Но этот опыт ребёнок не в состоянии «переварить», т.к. его эмоциональное и социальное развитие значительно отстает от нормы. Мы ожидаем от него, как от 8-летнего ребёнка, что он: обладает сильным чувством справедливости и честной игры, верит в важность правил, любит проявление ласки со стороны взрослых, нуждается в их помощи, пытается отвечать сам за себя и может заботиться о младших в семье, временами действует независимо и уверенно, любит работать и играть с другими и один, развивает чувство осознания самого себя частично через успехи в школе, обладает чувством коллективизма, осознаёт себя через то, что говорят о нём сверстники (эмоциональное и социальное развитие, соответствующее норме).
На самом деле он, как маленький ребёнок, проявляет негативизм в поведении, на все пытается сказать: «НЕТ», т.к. только начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, пытается определить границы дозволенного, как правило, с помощью нарушений в поведении, постоянных и чрезмерных требований (провоцирует наказания взрослых), пытается выяснить, что принадлежит именно ему (на все пытается сказать: «Моё». Стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи.
Случай 1. Из воспоминаний усыновительницы.
Мы с мужем усыновили 10-тилетнего мальчика, энергичного, не перестающего болтать ни на минуту, забавного и дружелюбного. Он обладал множеством замечательных качеств, несмотря на тот факт, что пережил трагедию физического и эмоционального насилия в разных её проявлениях за его недолгую десятилетнюю жизнь. В результате его мозаика развития выглядела таким образом: возраст — 10 лет, внешний облик — 9 лет, интеллектуальные способности — 8 лет, школьные умения в чтении и письме — на уровне первого класса, 7 лет, социальный возраст — 3 года, эмоциональный возраст — от младенца до года, жизненный опыт — на уровне взрослого. Однажды, когда нашему сыну исполнилось 19 лет, я разговаривала с подругой. Я была обескуражена отсутствием прогресса в развитии нашего сына. Я сказала подруге: «Ему 19, и он только справился с одним годом ПТУ, ему пришлось 7 раз сдавать экзамен на получение водительских прав, он может работать только неполный рабочий день, у него только один друг, у него было единственное свидание, и он любит проводить время рядом с нами. Я не думаю, что мы сможем дожить до его независимости!». Моя подруга сказала: «Помнишь ту мозаику развития, когда ему было 10 лет: чтение на уровне первого класса, отсутствие друзей, недоверие к взрослым?» «Я помню», — сказала я. Моя подруга сказала: «Через девять лет он смог пойти в ПТУ. И через девять лет этот недоверчивый, необщительный ребёнок, неуверенный в себе, смог сдавать экзамен до тех пор, пока не сдал, задержался на одной работе дольше года и привязался к своим родителям. Если иметь в виду то, где он начал девять лет назад, то поймёшь, что он вовсе не отстает… этот ребёнок развивается огромными темпами!» Поэтому, когда наш сын пришёл домой, я сказала ему: «Знаешь, я очень горжусь тобой. Я люблю тебя». И наш сын сказал: «Я знаю, мама, спасибо».
Не существует мелочей, когда речь идёт о воспитании здоровых детей. Разлучение детей с теми, кто небрежно или жестоко относился к ним, всего лишь прекращает небрежное и жестокое обращение. Это не может автоматически гарантировать нормальное развитие ребёнка.
Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что человек в своём развитии проходит через несколько определённых стадий, и что ни одна стадия не может быть пропущена.
ВНИМАНИЕ!!!
Новая семья должна начать заботу о ребёнке на основе его эмоционального развития, а не хронологического возраста, и помочь ребёнку продвинуться к следующей стадии.
Дети отличаются друг от друга в показателях их роста и развития. Что типично в рамках одного возраста или стадии, может быть необычным для другого. Например, вспышки злости, когда ребёнок падает на пол с воплями и стучит ногами, не являются чем-то необычным для двух лет. То же самое поведение у десятилетнего ребёнка вызывает тревогу. Интерес к сексуальному общению вполне ожидаем среди подростков, но подобный интерес в четыре года является проблемой. Большинство приёмных детей имеют в своем жизненном опыте одно или более условий, мешавших нормальному росту и развитию.
3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Определите уровни развития приемного ребенка
Определите уровни развития (физического, эмоционального/ социального, интеллектуального) ребенка
Случай 1. Наташа, 15 лет — Пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинно-следственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет)
Случай 2. Миша — 5 лет — Очень подвижен, Разбирает простые предметы и собирает их, Проявляет негативизм, стадия слова «НЕТ», Начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других.
Источник