Особенности в развитии памяти и речи ребенка

Валентина Гах
Развитие памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности

Речевая деятельность

как средство развития памяти и мышления дошкольников

План:

1. Актуальность проблемы.

2. Речевая деятельность дошкольников.

3. Память и мышление как психические процессы.

4. Приёмы развития памяти и мышления в речевой деятельности.

1. Актуальность проблемы.

Семья и детский сад делают многое для того, чтобы к школе ребёнок имел необходимый запас знаний, умений и навыков. Однако, наблюдения показывают, что многие дети не умеют ясно высказывать свои мысли, не умеют рассуждать, чаще всего, повторяют за педагогом прописные истины, заучивают наизусть правила, а то и целые параграфы, не понимая сути.Возникает вопрос: «Почему, проводя большую работу с детьми на занятиях и вне, результаты часто оставляют желать лучшего?» Исследования показали,что составляющих данной проблемы много: здесь и низкий уровень развития связной речи, и неспособность детей к запоминанию, и неразвитое мышление, и скудный словарный запас, и нарушение звукопроизношения, и грамматические ошибки и засорённость речи детей: жаргонные и бранные выражения, грубые интонации.

Почему же несмотря на все усилия педагогов, речь детей, их мыслительные способности оставляют желать лучшего? Опрос воспитателей нашего ДОУ показал,что они видят следующие причины:

Родители уделяют мало внимания воспитанию детей;

Отрицательное влияние телевидения;

Речевая активность педагога составляет более 13 времени занятия. Речевое занятие должно развивать не речь воспитателя, а речь детей.

Плохо спланированное занятие: не продуман ход занятия;

В поставленных речевыхзадачах не хватает конкретики: (например: обогащать словарь детей и всё, нет перечисления конкретных слов);

Быстрая потеря интереса детей к занятию (через 15 минут почти 40% детей начинают зевать, потягиваться, разговаривать с соседом);

Дети находятся в пассивной роли слушателей. Если у ребенка отсутствует работа памяти, мысли, а воспитатель требует лишь тихого поведения и повторения давно известных детям фактов, занятие ничего не даёт для развития речи ребёнка.

Воспитатель преимущественно активизирует речь отдельных детей;

Незнание педагогом методики проведения речевых занятий;

Нежелание педагога пополнять пробелы в знании методик.

Индивидуальная работа вне занятий проводится нерегулярно.

Этот опрос показывает, что, всё-таки, это зачастую – недоработки детского сада.

2. Речевая деятельность дошкольников.

Существует 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Речевая деятельность делится на внешнюю и внутреннюю.Основные формы устной речи: монологическая, диалогическая и групповая.

Во время всех видов речевой деятельности функционируют психические процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Во всех возрастных группах проводится работа по развитию связной речи и формированию культуры общения.

Как приоритетное выделяется овладение диалогической речью, так как именно диалогическая речь является необходимым условием полноценного социально – эмоционального развития.

Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Связная диалогическая речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения монологической (интеллектуальной, планирующей) речи.

Факторов, влияющих на развитие речи детей множество (в схеме указаны лишь основные, и от нас зависит, какое влияние они окажут.

3. Память и мышление как психические процессы.

Повторюсь: во время речевой деятельности в той или иной мере функционируют практически все психические процессы, все они взаимосвязаны.

Конечно же, развивать нужно все эти процессы, но мы коснёмся только развития памяти и мышления.

ПАМЯТЬ

Как известно, у младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и материал, если он вызывает эмоциональный отклик.

На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической.

Мышление — высший познавательный процесс отражения действительности, представляющий собой порождение нового знания, т. е. мы мыслим, прорабатываем имеющуюся информацию и выдаём что-то своё. Мышление всегда связано с проблемной ситуацией, задачей, которую нужно решить.

4. Приёмы развития памяти и мышления в речевой деятельности.

Теперь я перейду непосредственно к приёмам развития памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности.

Для выполнения задач речевого и умственного развития нужно искать интересные, нетрадиционные приёмы. Хотелось бы обратить внимание на некоторые нестандартные интересные приёмы развития памяти. Здесь можно использовать упражнения, направленные на развитие способности к воссозданию мыслительных образов, осознанное восприятие, способность устанавливать связи между элементами материала. Нужно учить не механически запоминать слова и фразы, а представлять себе определённую картинку, каким либо образом связывать объекты.

1. «Запомни фразы»

Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов.

Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз,представив себе соответствующую картинку:

кошка лакает молоко, дети играют в футбол, мама вяжет свитер.

2. Следующий приём «Мультфильм».

Давайте попробуем запомнить слова в определённом порядке.Получится ли у вас:

Дано 12 слов: ЛИМОН, КАРАНДАШ, ДОРОГА, МАШИНА, ЖИРАФ, ФОТОАППАРАТ, СЛОН, БАНАН, ВЕДРО, ГАЗЕТА, ПТИЦА, ВОДА.

Если предложить запомнить эти слова по памяти, результат вряд ли будет стопроцентным. Справиться с этим заданием можно, если связать эти слова каким либо сюжетом.Например: представьте, что у нас есть большой жёлтый, кислый лимон, мы берём карандаш и протыкаем его, внутри карандаша длинная дорога, по которой едет машина, в машине стоит жираф, у него на шее висит фотоаппарат, он сфотографировал слона, слон ест банан, шкурку он бросил в ведро, затем он бросил в ведро газету, на которой была нарисована птица, которая пьёт воду.

Ребёнок представляет себе такой «мультфильм», и он легко запоминает слова в определённом порядке. Стоит напомнить ему только слово «лимон» и он без труда назовёт нужные слова.

3. Можно развивать память детей, используя мнемотехнику.Встречаются различные названия: мнемотехника, картинки схемы, схема-план. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

При работе с картинками-схемами хотелось бы напомнить, что нужно обязательно учитывать возраст, уровень подготовленности детей и их индивидуальные особенности. Работу со схемами можно проводить уже с 1-й младшей группы. Например, беседа о комнатных растениях. В ходе занятия мы обозначаем,что необходимо растениям для жизни: свет и тепло (рисую солнышко, вода (лейка, рыхление (палочка). В конце беседы дети, посмотрев на схему, расскажут о том, как ухаживать за комнатными растениями.

Читайте также:  Роль конкурсов в развитии ребенка

В более старшем возрасте можно использовать и более сложные схемы, и более сложные приёмы. Например,беседа при закреплении знаний о диких и домашних птицах можно использовать рассматривание готовой схемы:

Рассматривая схему можно подтолкнуть детей к размышлениям, собственным выводам, на пример, спросить, что может означать эта схема?

А это схема для составления рассказа о профессиях:

Таким образом,использованные методы мнемотехники помогают решить следующие задачи:

• Ускорение процесс запоминания и усвоения материала, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, заменителей понимать и рассказывать учебный материал по схемам и таблицам.

• Облегчение процесса заучивание стихотворений.

Развитие у детей основных психических процессов.

• Формирование приемов работы с памятью. Психологами замечено, что люди по восприятию речи люди делятся на две группы – одни воспринимают больше, слушая, а другие – читая, и что это влияние наиболее развитого полушария мозга. Читать дошкольники ещё не умеют, и здесь как нельзя лучше подходят картинки, простые схемы, пиктограммы.

Приёмы развития мышления:

1. Игра «Объяснялки»

Попросить детей объяснить, что может означать какое-либо слово.

Игра побуждает детей думать. Например, почему подосиновики называются именно так. Или что это за машина такая – водовоз. Вот молоковоз возит молоко, а что же возит водовоз?

2. Исключение лишнего.

«Лишняя игрушка»

Цель игры: развитие речи, мышления и навыков классификации.

Выбирать 3 игрушки, при этом две игрушки должны быть «из одного класса», а третья — из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

Дети посовещавшись, называют «лишнюю игрушку» — ту, которая, по их мнению, «не подходит». Так, в данном примере «лишняя игрушка» — это мячик (кукла и зайка — живые, а мячик — нет).

Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4-5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками.

В старшем дошкольномвозрасте можно проводить игру со словами: берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашивающимися (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые, желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удержанию в поле мышления сразу несколько предметов, и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов.

3. Составление предложений

Эта игра развивает речь, логическое мышление, способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Обычно, работая над составлением предложений, мы довольствуемся одним ответом, но это практически не побуждает детей думать.

Итак, берутся наугад два, затем три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш», сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере», и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

4. Игра «Опиши предмет».

Игра способствует развитию речи, навыкам квалификации, логическому мышлению, учит ребенка давать развернутую характеристику объекта.

1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.

2. Форма, цвет, размер, материал.

3. Функции предмета.

4. Сравнительный анализ — по форме, цвету, материалу, функциям.

При проведении этой игры нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности детей, уровень их развития. Наглядно демонстрируйте все, о чем рассказываете. Задавайте наводящие вопросы, подсказывайте, если дети затрудняются с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

Сказка о стуле

«Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове,малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?». «Я — мебель, — ответил стул, — и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб, да она еще и не одна!» — воскликнул зайка. «Конечно, — ответил стул, — у меня их целых четыре штуки»

«А зачем тебе столько ножек? — поинтересовался зайчик, — ты же не ходишь!». «Да, к сожалению, я не хожу, — грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся — не падали»

«Гляди-ка! — изумился заяц, — на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, — важно пояснил стул. — у меня есть широкое сиденье, на котором удобно

сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный. — восхитился зайка. — а я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя

игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!».

5. Хорошо развивает мышление и языковое чутьё, а также делает речь богаче подбор синонимов. К примеру, к такому простому слову как ХОДИТЬ можно подобрать синонимы…Давайте вместе попробуем это сделать:

ИДТИ, БРОДИТЬ, ПЛЕСТИСЬ, ПРОГУЛИВАТЬСЯ, ПРОХАЖИВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, РАЗГУЛИВАТЬ и т. д. Синонимов много, и каждое слово имеет свой оттенок.

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Например, фразу «Муха села на варенье»можно изменить так: «Жужжащее насекомое опустилось на сладкое лакомство».

Читайте также:  Теория развития ребенка дж брунера

Вот некоторые приёмы, используя которые, можно развить память, мышление, научить детей думать, ясно выражать свои мысли и при этом никому не будет скучно. Дошкольники будут не пассивными слушателями, будут учиться мыслить.

Источник

олеся смирнова
Роль памяти в становлении и развитии речи

1слайд

Если взять один вид умственной деятельности – речь, то без памяти её будет невозможно развить, а память без мысли – это пустота, т. е. «Пустая голова не мыслит». Все виды умственной деятельности взаимосвязаны между собой.

2 слайд

Основоположниками экспериментального изучения видов памяти является Герман Эббингауз, и основоположником русской педагогики внёс ценнейший вклад Константин Дмитриевич Ушинский.

3слайд

Так что же такое развитие речи?

Это широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи, характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из этих важнейших компонентов – звукопроизношения, лексический запас, грамматический строй

тесной взаимосвязи. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.

4 слайд

•Звукопроизношение – правильное произношение звуков родного языка изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи;

•Фонематические процессы:

1. Фонематический слух

– тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания звуковой оболочки слова (например: различаем звуки [а]-[у], [м]-[мь], [к]-[т], [п]-[б], [с]-[ш] и другие).

2. Фонематическое восприятие

– специальные умственные действия по дифференциации

(различению) фонем, составляющих звуковую оболочку слова (например: наличие или отсутствие звука [а] в слове МАК).

3. Фонематический анализ и синтез

— умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова (например: в слове РЫБА – 4 звука [р]-[ы]-[б]-[а], если соединить звуки [c], [у], [п], то получится слово СУП и т. д.).

•Словарь – словарный состав родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

•Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Грамматика – это система, которая объединяет словообразование, морфологию и синтаксис. Словообразование изучает образование слова на базе однокоренного слова; синтаксис – словосочетания и предложения; морфология изучает граммати- ческие свойства слова и его формы. (То есть, умение грамматически правильно употреблять слова в предложении, согласуя их в роде, числе и падеже.)

•Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Формы связной речи: диалогическая и монологическая

5слайд

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты (нарушения, недостатки) речи преодолеваются легче и быстрее.

6 слайд

Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах.

Как показывает опыт, проблемы в обучении чаще всего связаны с их недостаточной социальной зрелостью. При этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким.

Под интеллектуальным развитиемребенка определяется комплекс познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Значение памятив жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.

Так что же такое память?

Память это — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

7 слайд

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями.

8 слайд

Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное П. П. Блонским разделение памяти на четыре вида,в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:

• двигательная память — это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать, практические и трудовые навыки;

• эмоциональная (аффективная) память — это память на чувства;

• образная память — это память на образы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые);

• словесно-логическая (вербальная) память — память на мысли и речь.

9 слайд

Остановимся на краткой характеристики видов памяти.

Все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, ровно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк)или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Читайте также:  Аленький цветочек центр развития ребенка красноярск

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.

Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа.Выделяем два основных фактора: во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения.

Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая памятьпроявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу.

В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память и специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.

10 слайд – 11 слайд

Наиболее интенсивно вопросы об речевых нарушениях, начали разрабатываться с 20-х годов настоящего столетия. В эти годы отечественные исследователи делали первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения.

Вклад в развитии отечественной логопедии и сурдопедагогики внёс советский педагог Михаил Ефремович Хватцев (1883 – 1977г. г.)

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические, функциональные (психогенные, социально-психологические и психоневрологические причины.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга, во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. М. Е. Хватцевым были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органов слуха, расщепления нёба и другие морфологические изменения речевого аппарата).

К функциональным причинам М. Е. Хватцев объяснил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчёркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин.

К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

Важную роль М. Е. Хватцев отводил социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

12 слайд

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно логического мышления. Без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

В ходе индивидуального развития ребенка именно речь перестраивает все психические процессы, становится ведущим средством общения и развития мышления. Речь – это многоуровневый, разносторонний процесс, состоящий из различных компонентов, взаимовлияющих друг на друга.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Особое внимание при обследовании интеллекта логопед и психоневролог уделяет уровню развития основных видов познавательной деятельности.

Если познавательные (психические)процессы: восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.

Список используемой литературы

1. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967. 300 с.

2. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. 415 с.

3. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.

4.Возрастная и педагогическая психология:Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Блонский П. П. Память и мышление. // Избранные психологические произведения. — М., 2008 г. — С. 215

6. Гиппенрейтер Ю. Б., В. Я. Романова Психология памяти и речи– М.: “ЧеРо”, 2007 г. – С. 816

7. https://studentline.ru/work/274/37266/

Источник