Особенности умственного развития ребенка 7 лет
От автора: Каждый год в жизни ребенка — это целый мир, в котором есть свои правила и нормы, но эти правила и нормы все равно уникальны.
Особенности развития ребенка 6-7 лет.
Психологические особенности детей 6-7 лет выражаются в том, что длиться значимый период детского развития, который начался в 5 лет. И это период, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Развитие личности ребенка 6-7 лет.
Основным изменением в сознании дошкольника стал так называемый «внутренний план действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.
Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. Этот период жизни считается очень чувствительным в сфере воспитания моральных качеств человека. В этом направлении формируются такие качества как заботливость, активное отношение к происходящему вокруг. И как следствие, возникает преобладание общественно значимых мотивов над личными. Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.
Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, достаточно устойчивая и имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Но так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных. Основа популярности — только нравственные качества: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. Позиция непопулярного ребенка — отчужденное отношение, где сверстник — конкурент, а главная задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего «Я».
Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать в играх сложные взаимодействия людей, проявляющие основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.
В этом возрасте мы можем говорить о процессе развития полной произвольности всех психических процессов, то есть о способности ребенка самостоятельно контролировать, направлять и оценивать свое поведение и деятельность. Но поскольку данный процесс сложно формируется, то ребенок в 6 лет еще легко отвлекается от своих намерений и может переключиться на что-то неожиданное, новое и привлекательное. К 7 годам ребенок уже способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает и вызывает яркий эмоциональный отклик, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К игровым интересам добавляется познавательный интерес, что проявляется в виде «почемучки», а взрослый становится непререкаемым источником знаний.
Также необходимо отметить, что к 7 годам ребенок входит в очередной «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться так называемая «потеря детской непосредетсвенности», которая выражается в манерничании, кривлянии и паясничании. Это поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний ребенка. То есть ребенок хочет что-то показать взрослым своим «нарочитым» поведением.
Также можно наблюдать такие моменты в поведении ребенка в кризисном этапе 7 лет:
ü Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам. И демонстративно делать то, что родителям категорически не нравится.
ü В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», при этом пытаясь рассуждать на темы, используя терминологию и фразы взрослых, не всегда логично и верно.
ü Дети начинают обращать внимание на свою внешность (пытаться одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники).
Одновременно с трудными моментами кризиса, появляются и позитивные стороны этого периода:
Появляется способность ребенка к осознанному поведению в общении с взрослыми вне семейного круга. Ребенок четко понимает, что то, что можно сказать родителям никак нельзя воспитателю или тренеру в спорте или продавцу в магазине. То есть ребенок понимает и принимает определенные правила общения с внешним миром, вне семьи.
Ребенок получает способность обобщать свои переживания, то есть понимать, что он чувствует (гамму чувств) и главное понимать причину их возникновения, а далее осознанно моделировать дальнейшее поведение и ставить цели.
Общение ребенка 6-7 лет.
Общение в этом возрасте обозначают как внеситуативно-личностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет». Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природные явления.
Взрослый выступает носителем социальных норм, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира.
Ведущая потребность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка.
В общении с сверстниками выражены следующие проявления возраста:
- инициирование общения;
- первые привязанности;
- потребности друг в друге, в признании и уважении;
- соревновательное подражание:
- высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора);
- возникает дифференциация детей по их положению в группе.
К 7 годам завершается период дошкольного возраста ребенка. Основными навыками этого периода становятся:
- освоение ребенком мира вещей и предметов культуры человека,
- способность позитивного общения с людьми,
- развивается половая идентификация,
- формируется так называемая «внутренняя позиция школьника», то есть осознанное желание ребенка идти в школу, учиться, с полным пониманием того, что ему предстоит делать и чего от него ждут взрослые.
Развитие психических процессов ребенка 6-7 лет.
Восприятие.
Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным,
целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен на такие произвольные (осмысленные, направленные) действия как: наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево.
Память.
Поскольку к этому возрасту у ребенка сформировано направленное восприятие и внимание, как следствие и память становиться произвольной. То есть дошкольник самостоятельно ставит себе цель: запомнить или вспомнить. Эта способность одна из важнейших в развитии психических функций, поскольку ведет к способности ребенка (и в дальнейшем взрослого) обучаться на протяжении всей жизни. Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять. Эта способность развивает сразу несколько других направлений: мышление, внимание, воображение. В задачу взрослых входит обучение детей способам запоминания, таким как классификация и группирование.
Мышление.
По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается только с помощью взрослых, так как в этом возрасте ребенок обладает нелогичностью рассуждений при сравнении (например, величины и количества предметов). Стоит отметить, что словесно-логическое мышление полностью формируется только к подростковому возрасту.
Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» — «что стало»- «что будет потом»).
Воображение.
Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.
Речь.
Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь) , так и умение участвовать в диалоге.
Начинает формироваться письменная речь.
Увеличивается словарный запас – 3000 слов
Игры с ребенком 6-7 лет
Основным видом игр со старшим дошкольником становятся сюжетно-ролевые игры с правилами. То есть каждый играющий берет на себя роль и четко придерживается выбранному сюжету и правилам. Это могут быть сюжеты из ежедневной жизни (детский сад, семья и т.д.), профессии, сказочные сюжеты.
Также продолжаются, но усложняются по возрасту:
ü Конструкторы
ü Паззл
ü Настольные игры (с акцентом на интеллектуальный компонент)
Рекомендуемая литература для родителей:
- Юлия Гиппенрейтер, «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
- Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
- Людмила Петрановская, «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
- Мария Осорина, «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
- 5. Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии»
- Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
- Адель Фабер, Элейн Мазлиш, «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
- Росс Грин, «Взрывной ребенок».
- Джон грей, «Дети с небес»
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых».
- Спиваковская А.С.»Как быть родителями».
Источник
Семилетний возраст – один из самых важных периодов в жизни ребёнка. В возрасте 6–7 лет происходит очередной возрастной кризис, необходимый для становления личности ребёнка, его перехода на новый уровень сознания и ответственности. Именно «переход» может стать синонимом пугающего многих родителей слова «кризис», а потому бояться его не стоит. В чём проявляется кризис 7 лет, как с ним справиться и на что уже способны дети в этом возрасте?
Уже умеют: главные навыки семилетнего ребёнка
«Он уже такой взрослый!» – эту фразу чаще всего можно услышать от родителей семилетнего ребёнка. И действительно, в этом возрасте ребёнок впечатляет навыками самообслуживания. Этот маленький, но уже вполне взрослый человек умеет самостоятельно (и притом без труда) застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, откручивать крышки на бутылочках с водой и протирать пыль, вдевать нитку в иголку и пришивать пуговицы. Некоторые дети даже могут приготовить себе простейший завтрак – залить молоком смесь хлопьев или соорудить полезный бутерброд.
«Он уже столько всего знает!» – гордятся родители своим малышом (а ребёнок в 7 лет по сути ещё малыш). Семилетка знает свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, может назвать их профессии, свой домашний адрес и телефон. Будущий или новоиспечённый первоклассник знает, в какой стране и в каком городе он живёт. Для него не проблема назвать времена года, месяцы в году или дни недели. Он знаком со всеми распространёнными растениями, животными и насекомыми, отличает диких животных от домашних, перелётных птиц от зимующих.
В это время совершенствуются и навыки письма, необходимые для успешного обучения в школе. Большинство семилеток уже правильно держат ручку и карандаш в руке, проводят непрерывные прямые, волнистые и ломаные линии, обводят по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; пишут графические диктанты, аккуратно закрашивают рисунок, не выходя за контуры, продолжают штриховку и копируют геометрические фигуры.
В возрасте семи лет многие дети неплохо читают и понимают прочитанное, отличают буквы от звуков, гласные от согласных. В формировании элементарных математических представлений у семилеток тоже прогресс: они умеют считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; сравнивать предметы.
Критерии развития ребёнка
Однако, как бы умён и сообразителен ни был семилетний ребёнок, интеллектуальное развитие не единственный критерий оценки его развития. В арсенале детских психологов есть ещё несколько.
Физическое развитие
В 6–7 лет дети интенсивно растут – «вытягиваются» на целых 10 см. При этом быстро растут кости скелета, а вот мышечная масса отстаёт и ещё недостаточно развита. Важные изменения происходят практически во всех системах организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной. Вот лишь один факт: к 7 годам вес головного мозга увеличивается почти в три раза! Именно поэтому так важно обеспечить младшим школьникам правильное питание и давать посильные физические нагрузки. Речь не только о физических упражнениях: спортивные игры и активный отдых на природе тоже принесут немалую пользу. Благодаря регулярным занятиям у ребёнка будут укрепляться мышцы, в том числе и дыхательные, усиливаться кровообращение, все органы и ткани будут насыщаться кислородом и получать достаточно питательных веществ. Будет активно развиваться опорно-двигательный аппарат – занятия любым спортом способствуют формированию правильной осанки.
Логическое развитие
Основное мышление семилетки – наглядно-образное, то есть для изучения окружающих предметов ребёнку не требуется активно с ними взаимодействовать (наглядно-действенное мышление). Перед поступлением в школу ребёнок уже может мыслить, оперируя системой образов, то есть картинок с изображением предмета в действии ему вполне достаточно, чтобы что-то о нём понять. Этот тип мышления ярко проявляется в способности ребёнка к рисованию: изображая какой-то предмет, например дом, ребёнок опирается на собственные о нём представления, на те его характерные черты (крыша, дверь, труба), которые запечатлелись в памяти. Полученное изображение – лишь образ, сложившийся у малыша на данный момент времени.
Примерно в возрасте 5–7 лет, и особенно активно с поступлением в школу, у ребёнка начинают формироваться два новых для него вида мышления: словесно-логическое и абстрактное. Во время разговоров с родителями и школьных занятий ребёнок учится не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу. Например, из суждения о том, что промокли ноги, он может сделать вывод, что есть вероятность заболеть.
Для успешного обучения в школе рекомендуется развивать у ребёнка разные формы мышления, прибегая к играм и увлекательным заданиям.
Психическое развитие
С утратой детской непосредственности, которая происходит в период с 6 до 8 лет, ребёнок впервые начинает рефлексировать – мышление развивается настолько, что он наконец-то может увидеть себя со стороны. «В семь лет начинает формироваться собственное мировоззрение: ребёнок оценивает себя, сравнивает с окружающими, а главное – очень внимательно относится к мнению значимых взрослых, – рассказывает детский психолог Александра Николаевна Растопчина. – Социальные отношения приобретают уже более стойкий характер, ребёнок не готов играть с любым: формируются предпочтения, дружба».
Что такое кризис семи лет и как с ним справиться?
В 7 лет ребёнок может быть и дошкольником, и первоклассником. У последних возрастной кризис проявляется особенно ярко – это напрямую связано с началом обучения в школе. В это время ребёнок перестаёт ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – в перестройке доминирующего авторитета, появлении авторитета учителя. В детском варианте это выглядит примерно так: «Про школу учительница знает всё лучше, поэтому и мама должна её слушаться».
У младших школьников меняется самооценка, они становятся более требовательными к себе и к окружающим. Некоторые психологи даже называют этот возрастной кризис «кризисом требовательности»: ребёнок впервые заявляет о своих правах и готов принять на себя обязательства, главным образом по учёбе.
«Кризис 7 лет проявляется в стремлении ребёнка привлечь к себе внимание взрослых: одни дети давят на жалость, другие «проверяют» компетенции учителя и «прочность» границ урока, третьи становятся чрезмерно эмоциональны, четвёртые упрямы в отношениях с родителями, отвергают их излишнюю заботу. Переживание кризиса необходимо для принятия ребёнком новой роли – ученика, со всеми её обязанностями, отношениями и правами», – объясняет школьный психолог Александра Растопчина.
Полезные советы родителям
Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку преодолеть кризис? Вот несколько советов от нашего эксперта:
- Сохраняйте контакт с ребёнком, внимательно относитесь к его школьным проблемам. Дети, которыми не интересуются взрослые, хуже учатся и сложнее адаптируются в классе.
- Обеспечьте ребёнку чёткий распорядок дня, обязательно давайте время на отдых между занятиями. Лучше сделать наглядный список и повесить возле кровати или стола.
- Объясняйте ребёнку запреты, которые ставите, и меры воздействия, которые примените в случае их нарушения.
- Обговорите с ребёнком список его обязанностей, вплоть до складывания вещей в шкаф и выполнения домашней работы.
- Давайте ребёнку свободу. Например, поддержание чистоты в комнате – его обязанность, но вот как именно он будет делать уборку – его решение.
- Позвольте ребёнку видеть последствия своих поступков. Например, если ребёнок отчаянно не хочет выполнять школьные задания, пусть увидит «санкции» учителя в виде замечания или отсутствия похвалы.
- Играйте с ребёнком, резвитесь вместе во время выполнения домашних обязанностей или включайте игровые моменты, когда учите уроки.
- Поощряйте детскую дружбу – ребёнку будет легче преодолеть кризис, если он будет не один. Пусть приглашает друзей из класса поиграть у вас дома. Заодно и узнаете, с кем дружит ваш ребёнок.
Мария Березовская
Источник