Особенности социального развития ребенка
Процесс социализации ребенка начинается еще с рождения и продолжается всю оставшуюся жизнь. Именно на первой стадии знакомства с социальными аспектами жизни закладываются азы, необходимые для правильной адаптации ребенка в обществе.
Особенности социального развития ребенка
В самые первые дни после рождения ребенок начинает активно познавать мир. Позже он учится наблюдает за поведением родителей, устанавливаются первые контакты с его окружением.
Социальное развитие ребенка заключается в освоении им всех навыков. Соответственно, ему нужен предмет для подражания.
Для того чтобы социализация крохи проходила успешно нужно как можно чаще помещать его в окружение взрослых и других детей постарше, разговаривать с ним, уделять как можно больше внимания, с каждым днем расширять его кругозор, показывая новые вещи.
Социальное развитие ребенка и влияющие на него факторы
Социальное развитие ребенка подразумевает под собой процесс усвоения традиций, культуры и правил, принятых в определенном обществе.
Для осуществления данного процесса должны присутствовать определенные социальные факторы развития ребенка. В качестве них выступают всевозможные объекты окружающей среды. Кооперация всех факторов составляет особенности социального развития детей.
Данные факторы можно подразделить на:
- микрофакторы (к ним относится семья, школа, друзья, ближайшее социальное окружение)
- мезофактры (к ним относятся условия, в которых растет ребенок, средства массовой коммуникации, региональные условия и другие)
- макрофакторы (здесь играют роль процессы и вещи мирового масштаба: экология, политика, демография, экономика, государство и общество)
Социальные факторы развития ребенка
Самым первым проводником, гидом и помощником на пути к освоению общественных норм становится семья. Опыт, полученный ее членами, передается младшим представителям от старших. Правильная психологическая атмосфера дома играет здесь первоначальную роль.
Процесс знакомства с социальной иерархией происходит во время общения. Ребенок учится познавать основные социальные роли каждого человека и свои в том числе.
Начиная с возраста 6-ти месяцев, ребенок нуждается не только в любви и внимании, но и в помощи со стороны взрослого. В этом возрасте начинается новая ступень социализации, когда ребенок познает мир и требует активной помощи от взрослых.
Внеситуативно-познаваельная форма наступает в возрасте 3-5 лет. Овладев речью, малыши начинают задавать бесчисленные вопросы. В такой период он поглощает знания просто в гигантских объемах и с большим рвением познает мир. Вот тут то от родителей потребуется немалое терпение.
Достигнув возраста шести – семи лет ребенок переходит к личностной форме общения. Социальные факторы развития ребенка данного возраста зависят от взрослых и их поведения.
На данном этапе можно заметить, что его вопросы становятся менее спонтанными, обдуманными и чаще всего продиктованы желанием чада понять смысл человеческого предназначения. В этот период дети начинают активно перенимать повадки взрослых, которые становятся главными объектами подражания. Личность ребенка подвергается большому влиянию со стороны внешних факторов. Для развития полноценного индивидуального члена социума, необходима комфортная психологическая обстановка.
Желание подражать взрослым в игровой форме тоже часть социализации. Дети любят представлять себя в виде врачей, учителей, родителей, создавать выдуманные ситуации. Такая форма знакомства с социальными ролями полезна еще и тем, что во время нее ребенок учится выходить из сложных ситуаций, решать возникшие сложности.
Помогать процессу социального развития ребенка нужно с детства. Полезным помощником в этом деле станет детский сад или всевозможные подготовительные курсы к школе и кружки. Интеллектуальная и практическая деятельность, эстетическое развитие для ребенка просто необходимы. Ну и конечно же помощь со стороны родителей, благоприятная домашняя обстановка помогут ему во время социально-личностного становления.
Читайте также:
КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ У ДЕТЕЙ
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
ЭТАПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
РОЛЬ ПАПЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
Источник
Многие основы жизнедеятельности закладываются в раннем возрасте.
Дошкольный этап развития наиболее подходящий для начала процесса социализации маленького человека.
Социальное развитие ребенка — это впитывание традиций общества, культуры, окружающей среды, формирование ценностей и способностей к коммуникации.
Особенности
В общении со сверстниками ребенок учится брать во внимание не только свои, но и чужие интересы.
Окружающий мир закладывает в ребенка ничуть не меньше, чем родительское воспитание, поэтому необходимо тщательно следить за социализацией малыша.
Социально-личностное
Социально-личностное развитие подразумевает закладывание фундамента в дальнейшее поведение малыша.
Он учится у сверстников, перенимает их повадки, манеру общения, имитирует действия — это нормальный процесс жизнедеятельности.
ВАЖНО! В сознании ребенка четко закрепляются правила, полученные в раннем возрасте от окружающего мира. В большинстве своем они остаются с ним на всю оставшуюся жизнь.
Социально-эмоциональное
В дошкольном возрасте ребенок учится проявлять и распознавать эмоции. Ведь чем раньше ребенок научится отличать одну эмоцию от другого, тем с большей точностью он будет понимать других людей.
На социально-эмоциональное развитие влияют несколько факторов:
- наследственность;
- опыт общения со взрослыми людьми;
- факторы обучаемости;
- социальный опыт в кругу сверстников.
Этапы
В каждом промежутке своей жизни человек изменяется по-разному — с различной интенсивностью, результатами и временем.
Социальное развитие детей тоже нельзя назвать единым, поскольку оно разделяется на несколько групп.
3 года
Многие родители убеждены, что в столь раннем возрасте ребенок может обойтись без контакта со сверстниками.
Данное утверждение является ошибочным. В этот период своей жизни малышу нужно помочь найти общий язык с другими детьми, в этом деле могут оказаться полезными детские сады.
Коммуникативные способности малыша в этом возрасте будут адекватны, если он ощущает поддержку со стороны родителей и получается правильный ориентир.
ВАЖНО! Необходимо с большой осторожностью пресекать неправильное поведение по отношению к остальным детям — драки, оскорбления и прочие проявления легкой или тяжелой агрессии.
Малыш должен осознавать, что такое хорошо и, что такое плохо.
От четырех до пяти лет
В данном возрасте ребенок начинает интересоваться окружающим миром, он заинтересован в обучении и задает множество вопросов.
Главная зада родителей — отнестись к этому периоду максимально серьезно и постараться помочь малышу узнать окружающий мир.
Неправильно воспитание может повлечь за собой эгоизм и черствость со стороны ребенка.
От шести до семи лет
Теперь ребенку интересен не столь окружающий мир в целом, сколько взаимодействия между людьми и эмоциональная составляющая жизни.
В процессе познания окружающих зарождается индивидуальность ребенка, с помощью которой он в дальнейшем будет отличаться от всех остальных людей на планете.
От чего зависит социализация ребенка?
Существует несколько факторов, влияющих на уровень социализации малыша:
- отношения в семье;
- детский сад или иное дошкольное учреждение;
- окружение;
- увлечения или иная деятельность;
- книги/песни/фильмы/детские передачи и прочее.
Для гармоничного воспитания социализированного ребенка необходимо сочетать все факторы.
Как помочь дошкольнику развить такие навыки?
Основными средствами для социального воспитания дошкольника являются:
- игры, направленные на социальный контакт;
- непосредственное общение с ребенком;
- обсуждение происходящего вокруг;
- упражнения для развития речи;
- расширение кругозора;
- чтение книг.
Крайне интересным видом деятельности в этом возрасте являются сюжетно-ролевые игры. Ребенок перенимает некоторую модель поведения и учится у персонажа, которого изображает. Это позволяет ему лучше понять поступки людей и научиться чему-то новому.
Полезное видео
Рекомендуем также посмотреть интересное видео по теме:
Если создать для малыша максимально благоприятные условия, он будет легко обучаться и быстро станет полноценным членом общества.
Источник
Марина Боброва
Социальное развитие детей дошкольного возраста
В настоящее время задачи социального развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением. Истоки этой позиции восходят к культурно-исторической теории развития личности и находят свое продолжение в исследованиях, доказывающих, что развитие индивида проходит «не внутри его организма и личности», а «вне его», т. е. посредством общения и установления контактов с другими людьми, а также в их совместной деятельности – в процессе обучения и воспитания.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.
Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития личности и неразрывно связан с процессом ее индивидуализации, который в педагогике трактуется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся и позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого.
Индивидуализация «есть неизбежный результат процесса социализации, и, напротив, индивидуализация возможна лишь через социализацию, лишь на ее основе.
Среди показателей социального развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, умственное сотрудничество со взрослыми, социальную компетентность или социальную зрелость, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о явлениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях собственной жизни.
В дошкольный период у нормально развивающихся детей речь формируется прежде всего как интенсивное средство общения и в процессе общения со сверстниками приобретает форму диалога.
В игровой деятельности дети активно используют предметы-заместители, которые позволяют им осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры.
Взаимодействие взрослых и детей строиться с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям. Развитие культуры познания взрослых и детей, социальных эмоций и мотивов, самопознания, уважения к себе, способов общения происходит путем подражания взрослому, путем следования его речевой инструкции. Так формируются навыки межличностного поведения. Беседы на межличностные темы становятся для дошкольника основным источником сведений о нормах
нравственности, об оценке его собственных поступков и поступков других людей. Появляются социальные навыки общения; умение говорить по очереди, учитывать опыт, навыки и интересы собеседника, не перебивать его; готовность переходить на невербальные формы общения.
Дошкольник способен понимать эмоционально значимые жесты и мимику, передавать свое эмоциональное состояние улыбкой, гримасой или иными мимическими движениями. Взаимодействие ребенка со сверстником строиться на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», т. е. умение делиться, проявлять заботу, сотрудничать.
Усвоение ребенком общественного опыта осуществляется в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, научения. Познание жизни окружающих взрослых людей происходит благодаря играм, в том числе сюжетным.
В дошкольный период формируются поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (зрительная ориентировка, малыш учится выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое он слышит, узнает ласковые варианты его, а также то, как его будут называть, когда он вырастет. Благодаря имени, местоимению «я» и жесту ребенок выделяет себя как персону.
У детей формируются представления о близких людях,об окружающей действительности: они хорошо знают свои инициалы, адрес, имена и отчества родителей и других близких людей. Сформированные представления о своей семье и ее членах позволяют ребенку выделить собственную позицию в ней.
Особое место занимают процессы половой индентификации и социализации ребенка, которые включаются в структуру образа Я, осуществляются не только через семью, но и через сверстников. Так происходит осмысление наименований «мальчик» — «девочка» в связи с их половыми особенностями. Появление чувств неловкости, стыдливости – это результат своеобразия культурного развития общества. Любопытство, проявляемое ребенком в вопросах, связанное с половой принадлежностью, является в этом возрасте естественным и должно правильно удовлетворяться взрослыми.
Ближайшее окружение дошкольника не ограничивается детским садом. Как правило, он хорошо ориентируется на улице, знает как пройти до ближайшего магазина или детской площадки. У него формируются четкие представления о временных и сезонных явлениях, о временах года, днях недели. Жизнь детей наполняется информацией из животного и растительного мира, представлениями о самом себе и явлениях собственной жизни, о своей деятельности и явлениях общественной жизни.
Дошкольник усваивает нормы, связанные с правилами поведения в быту. Сначала у ребенка формируются культурно-гигиенические навыки, а потом он осознает необходимость их выполнения.
Особенностью социального поведения дошкольника является соподчинение мотивов,что придает его поведению определенную направленность: если дал игрушку, не нужно отнимать. Зачастую преобладание общественных (социальных) мотивов над личными влияет на соблюдение правил поведения в обществе, а преобладание личных мотивов над общественными приводит к серьезным нарушениям в поведении.
Умение детей подчинять свои мотивы действиям формируется в присутствии взрослого путем показа, объяснений. Взрослый – эталон поведения ребенка. Адекватное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития. Знание норм и правил поведения свидетельствуют об усвоении ребенком одной из сфер социальной действительности. Однако, в дошкольном возрасте еще имеет место и неосознанность поведения, когда дети бесцельно играют с машиной, катая ее по полу и т. д.
Итак, в ходе социального развития дошкольник овладевает следующими социальнозначимыми умениями и навыками:
• Здоровается при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощается при расставании с ними;
• Благодарит за услугу, подарок, угощения;
• Адекватно ведет себя в знакомой и незнакомой ситуации;
• Доброжелательно относиться к знакомым и незнакомым людям и адекватно реагирует недоброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
• Может быть партнером в совместной игре со сверстниками, обращаться к ним с соответствующими просьбами и предложениями
• Положительно реагирует на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, накрыть на стол;
• Уважает труд взрослых и его результаты;
• Умеет давать элементарную оценку своим поступкам и действиям;
• Замечает изменения в настроении близкого взрослого или сверстника;
• Начинает и поддерживает диалог со сверстниками и близкими взрослыми;
• Владеет некоторыми приемами разрешения конфликтных ситуаций.
Важную социально-воспитательную роль в обучении детей в этот период помимо семьи играет детский сад. Взаимодействие с коллективом сверстников и педагогами дошкольники осуществляют с помощью уже сформированных навыков сотрудничества с новыми взрослыми и сверстниками. Дети действуют в разных видах деятельности, адекватно ведут себя в быту, во время игровых занятий в группе, на детской площадке, соблюдают режимные моменты. Владеют навыками опрятности и самообслуживания.
Дети активно используют в быту средства социальнойсвязи со сверстниками и взрослыми: жесты, связную речь, сюжетный рисунок. У них постепенно формируются действия по подражанию, образцу, речевой инструкции. В большинстве случаев у дошкольника сформированы представления о себе, о людях и предметном мире. В этом возрасте у детейдоминирует несколько типов деятельности: игровая как ведущая, рисование, конструирование, лепка, аппликация, элементы учебной деятельности.
К важным социальным навыкам, которыми овладевают дошкольники, относятся адекватное поведение в семье и общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным.
Таким образом, социальная линия развития является важной составляющей жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, в структуру которой органично вплетаются психологические новообразования возраста, определяющие, в свою очередь, готовность ребенка к включению в коллектив сверстников и качество созревающей личности в целом.
Источник
Особо активно социальное развитие ребенка происходит в его первые годы жизни. К примеру, за первые 12 месяцев своей жизни малыш усваивает огромный объем навыков и знаний, устанавливает эмоциональный контакт с окружающими людьми, учится управлять своим телом, доверять взрослым, запоминает несколько сотен слов и учится произносить отдельные звуки и слога. Для того чтобы социально личностное развитие ребенка осуществлялось в правильном направлении и в установленные сроки, родителям следует прилагать определенные усилия: постоянно общаться с младенцем, разговаривать, петь песни и рассказывать сказки, а также проявлять свою любовь, гулять и знакомить с окружающим миром.
Что такое социальное развитие?
Само понятие «социальное развитие ребенка» подразумевает процесс, при котором малыш усваивает ценности, культуру общества, традиции и пр. В процессе взросления он подвергается различным социальным факторам развития ребенка: общению с взрослыми и сверстниками, обучению в детском саду и школе, играм и т.д. То есть малыш постепенно учится жить в социуме, подчиняясь общепринятым правилам и нормам поведения, учитывая интересы и чувства других.
Естественно, наибольшее влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает его самое близкое окружение – семья. Можно сказать, что семья является неким транслятором, передающим подрастающему поколению опыт, знания, традиции и ценности. Поэтому для нормального, полноценного развития ребенка очень важна теплая, любящая семейная атмосфера, пропитанная уважением и доверием друг к другу.
Социальные факторы развития ребенка
Рассмотрим основные социальные факторы развития ребенка:
Общение с детьми и взрослыми. Среди ключевых факторов, влияющих на развитие ребенка, основное место занимает общение. Именно посредством общения формируются дружеские взаимосвязи ребенка со сверстниками, производится обучение дома, в детском саду и школе. С самого раннего детства ребенку присущи основные элементы общения. В первые шесть месяцев своей жизни младенец выражает свои ощущения и чувства посредством движений, мимики и звуков. Вот какие этапы общения проходит ребенок в различные возрастные периоды:
- Младенчество. Начиная с полугодовалого возраста общение младенца с близкими людьми носит в основном ситуативно-деловую форму. То есть ребенок практически взаимодействует с взрослыми, он нуждается не только в заботе и внимании, но и в живом общении, совместных действиях и советах. При взаимодействии с взрослыми ребенок быстрее узнает роль различных предметов и учится обращаться с ними.
- От трех до пяти. В этом возрасте общение обретает внеситуативно-познавательную форму. То есть ребенок способен формулировать и задавать вопросы о людях, предметах и явления. Овладев речью, он может обсуждать явления и предметы. В возрасте 3-5 лет малыш стремится познавать новую информацию, делиться ею с окружающими и обсуждать все происходящее.
- От шести до семи. В этот период ребенку присуща личностная форма общения, то есть малыш все чаще спрашивает о человеке и его сущности. Важно, чтобы с 6 до 7 лет ребенок не переставал чувствовать любовь, понимание и сочувствие со стороны родителей. В этом возрасте взрослые являются для малыша эталоном для подражания, он копирует поведение близких. Также в этот момент крайне важно общение со сверстниками, в образовательных учреждениях ребенок должен чувствовать себя расковано и свободно.
Социализация через игру. Для правильного социально личностного развития ребенка игра имеет крайне важное значение. Поэтому родителям необходимо всячески поощрять ребенка к игровому процессу, обучая его принципам игры. Основой игры является общение. Игровая деятельность — основная деятельность для ребенка до 7 лет. Если ребенок правильно и много играет, он развивается стремительными темпами, как в эмоциональном, так и в социально-эмоциональном плане. Обычно в играх детей воспроизводится жизнь взрослых, они могут играть в дочки-матери, в доктора, в школу, в магазин и пр. Именно в игре вырабатываются и проживаются варианты разрешения конфликтных ситуаций, оттачиваются навыки общения и пр.
Культурное развитие. Малыш восприимчив к прекрасному, и на социальное развитие ребенка влияют различные виды искусства, поэтому его следует непременно познакомить с шедеврами человеческого искусства: живописью, скульптурой, музыкой и пр. Также для правильного социального развития ребенка важны разносторонние занятия, упражнения, беседы, чтение книг и прослушивание музыки, наблюдение и обсуждение жизненных ситуаций и пр. Из этих составляющих и складывается личность ребенка.
Диагностика социального развития ребенка
Методы диагностики социального развития ребенка связаны с многообразием проявлений его личности в общении и различных видах деятельности. Основным методом диагностики социального развития ребенка является наблюдение, в ходе которого выявляются следующие моменты:
- Эмоциональные проявления: как часто ребенок весел, с каким настроением приходит в сад или школу, как часто малыш бывает печален или сердит, и чем вызваны такие эмоции, насколько ребенок конфликтен, как часто он проявляет упрямство и агрессию.
- Проявление активности в общении, инициативность ребенка в контактах со сверстниками и взрослыми, робость и застенчивость.
- Умение общаться и контактировать с одногодками и старшими людьми.
- Соблюдение установленных правил, умение разрешать конфликты.
- Уважение чувств и желаний других.
- Культура общения, вежливые манеры поведения, умение завязать разговор, понимание основных манер поведения, ответная реакция на предложения взрослых и ровесников.
- Наличие познавательного интереса к окружающим, желание понять внутренний мир близких и друзей.
- Индивидуальное проявление ребенка в разнообразных видах деятельности (способность выдвинуть личную идею, разработать план действия, исправить ошибки, отношение к советам ровесников и взрослых и пр.).
Источник