Особенности роста и развития ребенка

Особенности роста и развития ребенка thumbnail

Под термином «физическое развитие» понимают динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.

Процессы роста подчиняются определенным законам.

  • 1. Закон неуклонного торможения энергии роста. Скорость роста наиболее высока во внутриутробный период. К рождению малые прибавки в длине и массе тела объясняют феноменом «объемного торможения» вследствие ограниченного объема полости матки. Торможение энергии роста хорошо прослеживается в первые два года жизни ребенка.
  • 2. Закон неравномерности изменений скорости роста. Периоды «вытягивания» сменяются периодами «округления». Неравномерность роста проявляется и в частных закономерностях развития:
    • • сезонная и суточная периодика роста — с преобладанием в ночные часы суток и летние месяцы;
    • • асимметрия роста с преобладанием ростовых сдвигов и их некоторого опережения на стороне доминантного полушария;
    • • «канализирование» роста, или феномен гомеорезиса1 — возврат к заданной генетической программе роста и развития, если они были нарушены в связи с болезнью или другими агрессивными влияниями.
  • 3. Закон аллометрического роста. Детям свойственна аллометрия — непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.

Знание этих закономерностей служит фундаментом научно обоснованных требований к правильному воспитанию, режиму дня, питания и к организации учебно-воспитательного процесса.

Несмотря на то, что процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер, их темп не представляет собой линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы жизни; в период от семи до десяти лет их теми замедляется, а к 12—14 годам снова ускоряется (рис. 1).

Эти законы роста и развития являются основой для создания возрастных границ, объединения детей и подростков по возрастным периодам в целях поступления детей в ясли, детский сад, школу.

Международная схема возрастной периодизации, которая еще называется биологической, выделяет на этапе созревания следующие периоды:

  • • новорожденный период (1—28 дней);
  • • грудной возраст (до 1 года);

Изменение пропорций тела человека на протяжении онтогенеза (индивидуального развития) от 5 месяцев внутриутробного развития до достижения взрослого возраста

Рис. 1. Изменение пропорций тела человека на протяжении онтогенеза (индивидуального развития) от 5 месяцев внутриутробного развития до достижения взрослого возраста

  • • раннее, или первое, детство (1—8 лет);
  • • второе детство (мальчики 8—12 лет; девочки 8—11 лет);
  • • подростковый возраст (мальчики 13—16 лет; девочки 12—15 лет);
  • • юношеский возраст (юноши 17—21 лет; девушки 16— 20 лет).

Наиболее объективно биологический возраст демонстрирует уровень окостенения скелета. Однако этот тест связан с рентгенологическими исследованиями, что делается только по медицинским показаниям.

При установлении биологического возраста широко используются такие данные, как время прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков.

Для оценки пропорциональности развития ребенка пользуются индексами Эрисмана. Длина тела является традиционным показателем развития организма. Однако его ценность несколько снижена тем, что он генетически обусловлен. Низкий рост у детей может быть не только результатом замедленного созревания организма, но и результатом генетической программы роста.

При обучении школьников с замедленным темпом биологического развития — ретардацией — необходимо учитывать, что они менее активны на занятиях, чаще отвлекаются и значительно быстрее утомляются, чем дети, которые развиваются нормально. У них значительно снижены функциональные возможности зрительного и двигательного анализаторов, сердечно-сосудистой системы, отстают антропометрические показатели, чаще отмечаются нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Дети с ускоренным темпом индивидуального развития — акселераты — опережают свой хронологический возраст, такие дети встречаются реже, чем «замедленные», причем девочки чаще, чем мальчики. У школьников с ускоренным темпом индивидуального физического развития, несмотря на более высокие антропометрические показатели, отмечается снижение трудоспособности по сравнению с детьми, чей биологический возраст соответствует календарному. Нередко они отличаются нарушениями жирового обмена — ожирением, развитием у них иммунно-аллергических заболеваний, нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы, ранней артериальной гипертензией.

В связи с наличием таких особенностей в росте и развитии детей необходимо знать, что изменение темпа индивидуального роста и развития ребенка (несоответствие хронологического и биологического возрастов) требует своевременного выявления. Медицинское сопровождение должно предполагать коррекцию отклонений на протяжении всего зтапа развития ребенка.

Отставание и опережение роста, развития некоторых органов и систем. В первые годы жизни наблюдается интенсивное нарастание массы головного мозга, от 360—390 г в период новорожденное™, до 1100 г, в среднем, к концу третьего года жизни.

В семь лет мозг ребенка весит уже 1250 г и, постепенно развиваясь, доходит до 1400 г в подростковом возрасте, как у взрослого человека.

Такое интенсивное развитие необходимо именно в первые годы жизни, потому что при участии структур мозга идет формирование условно-рефлекторной деятельности и приспособление организма к факторам окружающей среды. Формирование двигательных навыков и развитие основных двигательных качеств (скорости, силы, выносливости, координационных способностей) также происходит неравномерно. В возрасте восьми-девяти лет у ребенка интенсивно развивается скорость, в 13—14 лет — сила, а в 15—16 лет — выносливость.

В период «избирательного» роста и развития функциональные системы организма особенно чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов. Так, во время интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белка в питании и г.д. Эти особенности роста и развития ребенка являются основой для правильной постановки учебно-воспитательного процесса.

Впервые отметил наличие скачков роста граф Ф. де Мон- бейяр, который во второй половине XVIII в. наблюдал за развитием своего сына, измеряя его рост и вес каждые полгода. Эти результаты были впоследствии опубликованы в книге Ж.-Л. Бюффона «Естественная история».

Читайте также:  Развитие успешности ребенка в детском доме

Учитывая очередность развития той или иной системы в онтогенезе, необходимо такую же очередность обеспечить и при воспитании ребенка. Поэтому последовательность основных видов деятельности ребенка может быть следующая:

  • • непосредственные эмоциональные взаимоотношения;
  • • предметно-манипуляционная деятельность в раннем возрасте;
  • • ролевая игра дошкольника;
  • • учебная деятельность младшего школьника;
  • • гражданская и общественная деятельность ученика средней школы;
  • • учебно-профессиональная деятельность старшего школьника.

Часто родители стремятся воспитать самого умного, самого быстрого ребенка, форсируют учебный процесс, нарушают очередность развития функциональных систем. Такая поспешность может отрицательно отразиться на физическом и психическом развитии ребенка, на его здоровье в целом. В последнее время есть тревожные сигналы нервно-психических расстройств у детей в возрасте двух-трех лет, «замученных» системой воспитания вундеркиндов.

Обусловленность роста и развития половым диморфизмом. Половые различия в пропорциях тела частично связаны с различиями в длине тела мужчины и женщины, но являются вместе с тем и специфическими проявлениями половой идентификации (табл. 1).

Как видно из табл. 1, женщины отличаются от мужчин большей шириной таза и меньшей шириной плеч (в процентах длины тела). Отношение длины руки и длины ноги к длине тела примерно одинаково для представителей разного пола. Половые различия, в соотносительном развитии компонентов тела, отчетливы.

Развитие мускульного компонента устойчиво выше у мальчиков и мужчин; жироотложение во всех возрастах больше в женских группах, хорошо выражены и половые различия в топографии подкожного жироотложения: у женТаблица 1

Половые различия в строении тела человека

Признаки

Мужчины

Женщины

Длина тела

165,9

153,26

Длина ноги

88,54

82,02

Длина руки

75,22

69,12

Плечевой диаметр

38,17

34,00

Тазовый диаметр

28,62

27,39

Длина руки х 100 / длина тела

45,34

45,10

Длина ноги х 100 / длина тела

53,37

53,52

Плечевой диаметр х 100/ длина тела

23,01

22,18

Тазовый диаметр х 100 / длина тела

74,98

80,56

щин оно максимально в нижней части живота, над гребнем таза и на передней стороне бедра, начиная уже с заключительной фазы нейтрального детства.

К числу половых различий относят, прежде всего, вторичные половые признаки, а также пропорции: форму позвоночника (у женщин лучше выражен поясничный лордоз), живота, таза (более широкий и наклоненный у женщин), грудной клетки (короче и уже у женщин), ног, состав тела и др. С возрастом скорость роста детей в целом замедляется. Но в те периоды развития, когда во множестве тканей одновременно происходят ростовые процессы, наблюдаются так называемые «скачки роста». Больше всего это заметно по резкому увеличению продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей (Мисюк М. Н., 2008).

У мальчиков высокие функциональные показатели сохраняются до периода полового созревания. Затем в 12—14 лет соотношения у мальчиков и девочек меняются в пользу девочек.

В этом возрасте у девочек все основные показатели физического развития выше, чем у сверстников-мальчиков, а в 15—16 лет интенсивность физического развития у мальчиков снова возрастает, и но морфофункциональным показателям они снова опережают девочек в развитии.

Поэтому возникает необходимость дифференциального подхода к воспитанию детей, учитывая их различия:

  • • необходим дифференцированный подход в обучении и воспитании мальчиков и девочек;
  • • учет особенностей темпов развития и полового воспитания в старших классах (Мисюк М. Н. и др., 2009).

Источник

Всего выделяется 7 периодов роста и развития ребенка. Названия могут быть разными, но суть всегда одна. Период длится ровно столько, сколько необходимо малышу для переходя на новую ступень развития.характеристика основных периодов роста и развития ребенка

Каждый этап уникален. Он больше никогда не повторится в жизни крохи, но принесет ему много нового. Идет активное развитие психики, мышления, памяти. За 2-3 года кроха, например, овладевает родным языком. Общая характеристика этих периодов – активное развитие психики.

С каждым месяцем жизни растет тело, удлиняются конечности, мышцы становятся крепче и сильнее. Важна параллельность физического и психического развития. Если что-то одно отстает от нормы, то нужно срочно обратиться к врачу. На всех этапах жизни ребенку нужна помощь родителей. Родители должны понимать, что часто перемены характера и настроения не зависят от самого ребенка. На него влияет взросление, изменение психики, развитие эндокринной системы.

Взросление

Взросление — непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление характеристика основных периодов роста и развития ребенкао мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций. Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.

Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.

Зачатие

Активное развитие малыша начинается еще до его появления на свет. Главная задача организма ребенка — максимально подготовить егохарактеристика основных периодов роста и развития ребенка органы, все системы к самостоятельному функционированию. Первый период начинается от момента зачатия и длится до самых родов. Этот этап один из самых важных в жизни человека. От того, как будет проходить беременность, зависит ход развития малыша.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики у ребенка с расстройствами аутистического спектра

Тут матери нужно быть особенно внимательной:

  • Правильное питание

Побольше свежих овощей и фруктов, легкая пища. Желательно исключить все острое, жирное, маринованное. Пейте соки, воду.

  • Нельзя употреблять алкоголь, наркотики

Такие вещества опасны на протяжении всей беременности. Они могут вызвать выкидыш на раннем сроке или серьезные изменения плода. Допускается немного хорошего сухого вина, но всего по 50-100 грамм. Его разводят в воде, пьют за 15-20 минут до еды. В такиххарактеристика основных периодов роста и развития ребенка малых количествах оно не навредит малышу, а поможет, ведь в нем много витаминов.

  • Курение

Если женщина курит до беременности, то бросать курение резко нельзя. Старайтесь минимизировать количество сигарет постепенно и со временем полностью отказаться от них. Конечно, никотин негативно влияет на развитие плода.

  • Лекарства

Любые лекарства согласовывайте с вашим врачом. Некоторые привычные для вас (ношпа, аспирин, фенкарол, анальгин) могут очень сильно навредить плоду. Особенно опасны антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие.

Все 9 месяцев малыш должен находиться в покое. Это возможно, только если мама будет заботиться о себе. Характеристика этого периода: быстрое развитие и активный рост малыша.

Новорожденность

Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана. Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, характеристика основных периодов роста и развития ребенкасоздавать новые кровяные тельца. От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет. Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.

Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:

  • регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
  • спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
  • температура не ниже +22С;
  • гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
  • ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.

Сейчас очень уязвима иммунная система. Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:

  • передхарактеристика основных периодов роста и развития ребенка тем как брать на руки, трогать его, тщательно мойте руки;
  • в первые 40 дней ограничьте контакты малыша с посторонними людьми – допускается только семья, педиатр;
  • чистая одежда, одноразовые подгузники;
  • обязательно купайте его под проточной водой;
  • смазывайте кожу ребенка детским кремом или маслом, чтобы она не потрескалась.

Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность — один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.

Грудничковый период

С конца первого месяца и до 1 года — столько длится грудничковый период. Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения. Время летит быстро, но этот год — один из самых значимых периодов с точки зрения развития.

Психическое развитие

С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.

  1. Уже к концу первого месяца он узнает свою маму по запаху. Знает, как пахнут те, кто часто берет его на руки, проводит с ним время.
  2. Использует более 20 видов характеристика основных периодов роста и развития ребенкаплача, пытаясь таким способом элементарно общаться.
  3. Он научился различать цвета, концентрирует внимание на всем ярком.
  4. Со второго месяца начинает запоминать лица, голоса людей.
  5. С 3-го месяца показывает вам, что рад вас видеть: улыбается и двигает ручками и ножками.
  6. С 5-6 месяцев начинает бурно проявлять эмоции.
  7. К 1 годику уже может сказать несколько простых слов («ма-ма», «дай» и т.д.).
  8. Учится пользоваться ручками, пальчиками – развивается мелкая моторика.

Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.

Физическое развитие

Всего за 1 год меняется очень многое:

  • прибавка в росте составляет до 25 сантиметров;
  • прибавка веса составляет 7-7,2 кг;
  • многие дети в 12 характеристика основных периодов роста и развития ребенкамесяцев уже делают первые шаги;
  • умеют садиться и вставать, ползать, переворачиваться;
  • пропали все рефлексы новорожденных;
  • прорезались зубки;
  • ребенок переходит на полужидкую пищу (пюре из овощей, мяса, фруктов).

В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.

Ранний возраст

С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для характеристика основных периодов роста и развития ребенкаактивного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут:

  • здороваться и прощаться;
  • представляться по имени;
  • просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
  • подражают голосам животных;
  • знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).

Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери. Все яснее становится для него, что он — отдельная характеристика основных периодов роста и развития ребенкаличность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…

Читайте также:  Нервное развитие ребенка после года

Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка не площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу. Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ.

Дошкольный период

Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:характеристика основных периодов роста и развития ребенка

  • увеличивается объем памяти
  • развивается личность, характер
  • повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
  • улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
  • малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
  • развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
  • деятельность становится полностью осмысленной.

Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.

Под конец характеристика основных периодов роста и развития ребенкадошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.

Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.

Школьный возраст

От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания. Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.

Важную роль тут играет общение. характеристика основных периодов роста и развития ребенкаРебенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.

С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.

Пубертатный период

У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть характеристика основных периодов роста и развития ребенкараньше – с 11-12 лет. Период полового созревания — еще один значимый этап развития любого человека. Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка. Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:

  • больше свежих овощей и фруктов;
  • ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
  • меньше жирного, жареного;
  • меньше сахара, сладостей.

С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.

Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, характеристика основных периодов роста и развития ребенкахочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.

К сожалению, период полового созревания — это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.

Как помочь своему ребенку?

У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями. Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого. Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.

С вашей стороны важно понимание. Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно. Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать. Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите. Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.

Источник