Особенности ребенка с задержкой речевого развития
Александра Бассардинская
Особенности развития познавательной деятельности у детей с задержкой речевого развития
На современном этапе развития нашего общества особое внимание уделяется проблеме гуманизации образования. Успешное решение этой проблемы невозможно без пристального внимания к особенностям психического развития ребенка. И. И. Мамайчук указывает, что в современной отечественной и зарубежной психологии накоплен достаточно объемный эмпирический материал по изучению психического развития ребенка [4]. Мы знаем, что выделены основные этапы развития, проанализированы основные механизмы формирования познавательных процессов и функций детей разных возрастных групп.
М. М. Семаго обращает наше внимание на то, что в последнее время возрастная психология, коррекционная педагогика и системы коррекционно-развивающего обучения характеризуются усилением внимания к особенностям психического и физического развития детей. Возрастает число детей с парциальными и сочетанными нарушениями развития, несформированностью отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов [2].
О. Е. Громова, рассматривая задержку речевого развития, характеризовала ее как обратимое состояние. Этот термин, по ее рекомендации, необходимо применять для возможности единого феноменологического подхода к отклонениям в развитии речи на ранних стадиях ее формирования [5].
Учитывая особенности детей с задержкой речевого развития, мы рассмотрели развитие их познавательной деятельности и выделили основные направления по организации эффективного взаимодействия и коррекционной работы в условиях логопедических групп специализированного детского сада.
Дети с задержкой речевого развития, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: они либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Игровая деятельность таких детей на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.
Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, по словам А. Г. Маклакова, является принцип развития, согласно которому, все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом [3].
В психическом развитии существуют сензитивные периоды, в которые ребенок особенно чувствителен, к определенного рода, влияниям окружающей среды. Для развития речи сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 3 лет, когда ребенок оказывается, наиболее чувствителен к речи.
Для детей с ЗРР характерны: неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного объекта на другой, которые у многих детей сочетаются с быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью. Перечисленные особенности ведут к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий, т. к. дети не умеют вслушиваться в речь взрослого и понимать ее.
Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипковый» захват, дети не могут точно, координировано выполнять движения губами, языком после показа взрослого.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой памяти у таких детей заметно снижены, по сравнению с нормально говорящими сверстниками, вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (двух – трех ступенчатые, опускают некоторые их элементы, заменяют последовательность предложенных заданий. Заучивая стихи, дети переставляют слова, заменяют их на другие, пытаясь передать смысл стихотворения, а не точно воспроизвести его, т. к. смысловое содержание стихотворения для этих детей важнее, чем ритмический рисунок.
У некоторых детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает, по словам И. И. Мамайчук, некоторые специфические особенности мышления [4]. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно – действенной и наглядно – образной сферы мышления, без специфического обучения с трудом овладевают анализом, синтезом и сравнением.
Следует отметить, что некоторые из перечисленных особенностей свойственны детям и с нормальным речевым развитием, но в значительно меньшей степени. У детей с ЗРР чаще наблюдается отсутствие внимания к речи, пониженная регуляция и саморегуляция деятельности.
Таким образом, мы приходим к выводу, что у детей с ЗРР задерживаются и другие психические процессы, особенно тесно связанные с речью. Развитие ребенка при задержке речевого развития отличается своими темпами, уровень развития ребенка соответствует уровню развития нормального, но младшего по возрасту.
В основу коррекционной работы с детьми с ЗРР положено формирование у них предметно-практической деятельности. В процессе становления предметной деятельности у ребенка развиваются:
1. ориентировочная реакция на новый предмет;
2. умение выделять предметы;
3. способы действия с ними;
4. ориентировка на свойства и качества предметов.
В этот возрастной период у здорового ребенка активно развивается речь. Вначале появляются отдельные слова, а на втором году жизни фразы. Кроме того, пробуждается интерес к продуктивным видам деятельности: рисованию, конструированию.
Недоразвитие предметных действий, наблюдаемое у детей с ЗРР, в значительной степени оказывает негативное влияние на формирование восприятия и таких его свойств, как константность, предметность, обобщенность. Все это определяет основные задачи психологической коррекции.Среди этих задач выделяются следующие:
1. обучение детей с ЗРР усвоению сенсорных эталонов с помощью развития у них предметно-практических действий;
2. развитие целостности, константности, предметности и обобщен-ности восприятия.
В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:
1. принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий;
2. принцип доступности заданий;
3. принцип систематичности занятий, предполагающий и опреде-ленную частоту занятий;
4. принцип закрепления усвоенного.
Педагог в процессе обучения детей с ЗРР предметно-практическим манипуляциям формирует у них поисковые способы ориентировки в задании, обучает ребенка усвоению формы, цвета и величины предметов.
Во время занятий ребенку необходимо показывать такие действия, совершая которые он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности.
Очень важно отметить, что в последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы [5]. В свою очередь, вовремя организованная коррекция позволяет в полной мере использовать сензитивные периоды становления речи как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психического развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции [5].
Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова отмечали, что часть детей, имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических коррекционных занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект. Нужно отметить, что компенсаторные возможности развивающегося детского организма огромны, и существенную роль играет специально организованное педагогическая работа по преодолению нарушений в развитии речи на ранних этапах ее становления [1].
Литература:
1. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973. 350с.
2. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов/ Авт. – сост. Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. – М.: АРКТИ, 1999. 230с.
3. Маклаков, А. Г. Общая психология. С.-Пб: Питер, 2003. 582 с.
4. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001. 560с.
5. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2005. 405 с.
6.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. 447 с.
7. Рубинштейн, С. Л.Основы общей психологии: 2 т. М., 1989. 575 с.
Источник
Задержка речевого развития (ЗРР) – один из самых распространенных диагнозов у современных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это речевое нарушение характеризуется отличительными особенностями в различные возрастные периоды. Программа обучения детей с задержкой речевого развития разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей с ЗРР и индивидуальных проявлений речевого дефекта в каждом конкретном случае.
Общие особенности детей с ЗРР
Задержка речевого развития – это отставание в развитии речевых функций, не связанное с органическими изменениями и патологиями в формировании центральной нервной системы или органов речи человека. ЗРР возникает по различным причинам, среди которых патологическое протекание первого триместра беременности матери (токсикозы, инфекционные заболевания, резус-конфликт, гормональные нарушения и др.), осложненные роды, сопровождающиеся травмами, кислородным голоданием появляющегося на свет младенца, а также болезни в период раннего детства и неблагоприятные условия жизни малыша.
Важно! ЗРР объясняется тем, что нервная система малыша развивается медленнее, чем у сверстников. Все речевые навыки в раннем возрасте, детском саду и школе появляются при ЗРР позднее, чем у их ровесников, которые растут в темпе, считающемся нормой.
Разница в сформированности речевых функций у детей с ЗРР и детей без ЗРР особенно заметна в младшем и среднем дошкольном возрасте. После комплексного обследования в детском саду реализуется коррекционная программа с детьми 3 лет при ЗРР. К школе при условии организации целенаправленной коррекционной работы отставание детей с ЗРР в большинстве случаев ликвидируется. Нужно помнить, что полностью преодолеть ЗРР без помощи взрослых ребенку не удастся. Если не проводить логопедическую и общеразвивающую работу в раннем возрасте, детском саду и школе, ЗРР может привести к отставанию в психическом развитии, станет причиной сложностей в социализации и личностном развитии.
Симптомы ЗРР в раннем возрасте
Ранний возраст – важный этап в жизни маленького человека, когда формируются психические функции, личность, характер. В раннем возрасте (до полутора лет) нормально развивающийся малыш воспринимает речь окружающих его людей и «накапливает» первые слова, необходимые для дальнейшего продуцирования самостоятельной речи. К трехлетнему возрасту, то есть к детскому саду, завершается формирование речевых центров в коре головного мозга, малыш должен владеть достаточных количеством слов родного языка и его грамматическим строем.
Задержку речевого развития детей раннего возраста можно распознать, если они в возрасте 3-4 месяцев не «гулят» и не произносят первых «лепетных» слов. Лепет у детей с ЗРР в раннем возрасте появляется позднее, чем у ровесников, при этом, как правило, количество «лепетных» слов очень малое, они не различаются интонацией.
Уже в раннем возрасте ребенку, который испытывает трудности в продуцировании самостоятельной речи, нужна помощь взрослых.
Специалисты по раннему возрасту указывают на ведущие признаки ЗРР (таблица).
Возраст | Симптомы ЗРР у детей |
4 мес. |
|
9 мес. |
|
12 мес. |
|
1,5 г. |
|
2 г. |
|
2,5 г. |
|
3 г. |
|
ЗРР и ранний возраст – до конца не изученная проблема современной дефектологии, психологии и неврологии. Сложность заключается в установлении точного диагноза при наличии симптомов, общих для различных отклонений в развитии: ЗРР, алалии, ЗПР; одним из проявлений заболевания является ЗРР при аутизме в раннем возрасте и детском саду.
Родителям необходимо иметь в виду, что у большинства детей с ЗРР сохранный интеллект, они понимают обращенную к ним речь с небольшим отставанием от средней возрастной нормы. Однако достаточно часто родители, встревоженные признаками ЗРР у детей в раннем возрасте, начинают проявлять настойчивость, просят: «Скажи! Повтори! Назови свое имя!» Такой подход в корне неправильный, он является причиной того, что у малыша в раннем возрасте и детском саду формируется так называемый «речевой негативизм», нежелание устанавливать вербальный контакт. Задержка речевого развития в раннем возрасте и детском саду требует создания вокруг ребенка речевой среды, в которой у него появились бы мотивы к говорению. Малышу необходимо, чтобы близкие и другие взрослые говорили с ним, показывали окружающие предметы, называя их, читали книжки, рассказывали сказки, пели песенки, проявляли к нему искренний интерес, а не заменяли «живое» человеческое общение телевизором, компьютерными играми и мобильным телефоном.
Возрастные особенности дошкольников с ЗРР
Ребенок идет в детский сад в два с половиной – три года. В это время нормально развивающийся малыш использует 50-100 слов, способен строить фразы из 2 и более слов, с интересом задает вопросы, вступает в диалог со взрослыми, ежедневно пополняет пассивный и активный словарь, к 5 годам учится строить монолог.
Сложности в общении в детском саду с ровесниками и взрослыми наиболее остро испытывают дети с ЗРР, и садик помогает выявить эти проблемы во взрослении малыша, которого никто не может понять. В результате задержка речевого развития в детском саду приводит к тому, что дети с ЗРР чаще всего перестают пытаться установить контакты с другими дошкольниками. Детей с ЗРР в детском саду можно узнать и по отставаниям в формировании координации движений, мелкой моторики, ловкости, быстроты движений. Задержка речевого развития дошкольников проявляется в замедленном освоении всех уровней родного языка: фонетико-фонологического, семантического, лексико-грамматического, морфологического, синтаксического.
При обследовании логопедов в детском саду и школе выясняется, что дети затрудняются в повторении за взрослым движений языком и губами, в произнесении звуков и сочетаний звуков. ЗРР у детей проявляется в том, что у них в активном запасе достаточное количество имен существительных (до 120-150), обозначающих хорошо известные предметы, но отсутствуют слова, называющие признаки, процессы, не сформированы навыки образования грамматических форм слова и различения форм слов в звучащей речи. Детей с ЗРР в детском саду можно узнать по неправильно образованным звукам, упрощенным словам («ки» вместо «киса», «мя» вместо «мяч», «то» вместо «стол» и др.), по перестановкам или пропускам звуков или слогов в словах.
Как правило, дошкольник с ЗРР воспринимает и понимает обращенную к нему речь, выполняет простые просьбы взрослых, показывает известные ему предметы в комнате или на картинке, но не готов к продуцированию самостоятельной речи. Коррекция ЗРР у ребят дошкольного возраста является важной задачей родителей и педагогов, так как у детей в дальнейшем появляются проблемы с совершенствованием функций психики (памяти, восприятия и др.), познавательного интереса и коммуникативных навыков, адаптацией в детском коллективе, общим интеллектуальным развитием и обучением в школе.
Коррекция задержки речевого развития у младших дошкольников включает не только логопедическую работу, но и общеразвивающие занятия по ознакомлению с окружающим миром, освоение разнообразных видов деятельности, знакомство с различными видами искусства, разностороннюю подготовку к школе.
ЗРР у младших школьников
Школа для детей с задержкой речевого развития является сложнейшим этапом жизни. В первом-втором классе школы у детей с ЗРР сохраняется комплекс речевых нарушений всех уровней:
- проблемы с правильным звуковосприятием и звукопроизношением;
- затруднения со слогообразованием и выстраиванием слов;
- ограниченный пассивный и активный лексический запас;
- несформированность грамматических категорий (изменения слов по падежам, лицам, числам, родам);
- отсутствие в словаре местоимений, предлогов, союзов, наречий, причастий, деепричастий;
- дефицит фразовой речи.
Задержка речевого развития в школе приводит к сложностям разного типа:
- психологический барьер в общении с одноклассниками и педагогами;
- затрудненность адаптации к новым условиям школы, когда на смену игровой деятельности приходит учебная;
- трудности с освоением учебной программы по всем предметам;
- снижение самооценки, формирование комплексов и неврозов.
Такие проявления сближают аутизм и задержку речевого развития: в школе ребенок старается быть один, избегает контактов со сверстниками и педагогами, испытывает панику в непривычных ситуациях, отличается повышенной тревожностью.
После выявления детей с ЗРР с ними организуется индивидуальная коррекционная работа в логопедическом пункте школы, для каждого ученика разрабатывается обучающая программа при ЗРР. Детям с ЗРР необходима помощь психолога школы и активное участие родных и близких в коррекционных мероприятиях.
В раннем возрасте, детском саду, начальной школе детям с ЗРР необходимо внимание взрослых: прежде всего не педагогов, а членов семьи. Именно коммуникативная среда, созданная в семье, поможет преодолеть отставание и сформировать речевую деятельность в соответствии с возрастными требованиями. Коррекция нарушений в речи достигает цели благодаря комплексу мероприятий, направленных не общее развитие психических функций, включение ребенка в разнообразные виды практической и познавательной деятельности дома, в детском саду и школе.
Видео
088
Источник