Особенности развития телосложения ребенка

Итак, некоторые просили написать хотя бы часть лекций. для тех, кто осилит и кому интересно. Текста очень много. выдержка из одной лекции по анатомо-физиологическому развитию детей.

КОнечно, читать сухой текст трудно. Это не живая лекция с удивительным педагогом. Но… может кого то заинтересует.

Гармоничность пропорций тела является одним из критериев оценки развития и состояния здоровья.

При диспропорции в строении тела можно думать о нарушении ростовых процессов и обусловивших его причинах (эндокринных, хромосомных и др.).

Конституционные особенности телосложения становятся очевидными с ранних этапов развития ребенка: одни дети обладают хрупким, изящным (так называемым гранильным) телосложением, другие – крепкими мышцами и относительно короткими конечностями, третьи отличаются преобладанием жировой ткани над мышечной.

Предрасположенность к тому или иному типу телосложения определяется наследственностью ребенка, но проявляется и закрепляется она под воздействием факторов внешней среды.

По мере взросления организма конституциональные особенности закрепляются и проявляются в относительно стабильных вариациях нормативного развития организма, которые называют типами телосложения. В некоторой мере тип конституции ребенка можно определить уже в 6-7 лет и довольно точно – в 11-12 лет.

Типы телосложения

В нашей стране широкое распространение получила оценка телосложения детей и подростков с использованием схемы В. Г. Штефко – А. Д. Островского.

•Астеноидный

•Торакальный

•Мышечный

•Дигестивный

Примечание. Даже если Вы и Ваш ребенок являетесь ярким представителем того или иного типа, все свойства описанные в таблице могут быть, а могут и не быть: только вероятность их присутствия связана с телосложением, только возможность. Это не закон, это лишь правило.

АСТЕНОИДНЫЙ ТИП:

у таких детей высокий рост, относительно узкие плечи и таз, уплощенная, вытянутая и суженная книзу грудная клетка, тонкие кости, часто сутулая спина с выступающими лопатками, впалый или прямой живот.

Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый, жироотложение незначительное, хорошо видны ребра, кости плечевого пояса, ноги в области бедер не смыкаются.

Среди дошкольников и детей младшего школьного возраста доля астеников составляет около 65%, среди юношей и подростков – около 50%, среди населения старше 50 лет – 30-35%.

Если у вашего ребенка именно такое телосложение, отдайте его на легкую атлетику.

ТОРАКАЛЬНЫЙ ТИП:

гранильное («изящное»), относительно узкое телосложение, грудная клетка цилиндрической формы, иногда немного уплощена, прямая спина, лопатки могут выступать, живот прямой. Умеренные жироотложение и развитие мускулатуры, тонус мышц может быть достаточно высоким даже при небольшой мышечной массе. По сравнению с предыдущим типом даже при слабом развитии жировой ткани хорошо развита грудная клетка и выражен мышечный тонус.

Важнейшие внешние признаки

Кости скелета узкие. Плечи немного шире бедер. Конечности относительно длинные. Угол между нижними ребрами острый

Некоторые функциональные свойства

Объем легких относительно большой. Мышечная сила малая. Выносливость очень высокая.

Повышенный риск заболеваний

Заболевания легких

Некоторые сопряженные психологические свойства

Необщительность. Эмоциональная сдержанность. Тяга к одиночеству в тяжелую минуту

Дети астеноидного и торакального типов телосложения невероятно энергичны и выносливы. Они добиваются больших успехов в цикличных видах спорта: лыжи, легкая атлетика, плавание, велогонки, гребля. Для девочек вполне подойдет художественная гимнастика и танцы.

МЫШЕЧНЫЙ ТИП:

имеет более массивный скелет, широкие плечи и тазовый пояс, а также лучше развитую мускулатуру, чем предыдущие типы. Грудная клетка цилиндрическая, живот прямой, мышечная ткань развита хорошо (объем мышц и их тонус), мышцы рельефные, жироотложение среднее, костный рельеф сглажен хорошо развитой мускулатурой.

Важнейшие внешние признаки

Кости скелета широкие. Плечи шире бедер. Конечности относительно средние. Угол между нижними ребрами прямой

Некоторые функциональные свойства

Объем легких относительно средний. Мышечная сила большая. Выносливость высокая.

Повышенный риск заболеваний

Инфаркт миокарда

Некоторые сопряженные психологические свойства

Любовь к приключениям. Эмоциональная черствость. Тяга к действию в тяжелую минуту

Универсальные спортсмены. Дети с такой конституцией способны добиться успехов в любых видах спорта. Они смело могут выбирать тот вид, к которому больше лежит душа.

Однако лучше всего им даются скоростно-силовые дисциплины: прыжки в длину, метание ядра и копья, бег, спортивная гимнастика, тяжелая атлетика и единоборства

ДИГЕСТИВНЫЙ ТИП:

имеет крупный, массивный скелет, коническую (короткую, расширенную книзу) грудную клетку, выпуклый, округлый живот, часто с жировыми складками. Ширина плеч и таза по сравнению с другими типами наибольшая, спина прямая или слегка уплощенная, мышечная масса обильная и имеет хороший тонус. Костный рельеф плохо просматривается из-за жировых складок на спине, боках, животе.

Важнейшие внешние признаки

Кости скелета широкие. Плечи не шире бедер. Конечности относительно короткие. Угол между нижними ребрами тупой

Некоторые функциональные свойства

Объем легких относительно малый. Мышечная сила большая. Выносливость низкая.

Повышенный риск заболеваний

Диабет, инсульт

Некоторые сопряженные психологические свойства

Любовь к комфорту. Жажда похвалы. Общительность. Тяга к людям в тяжелую минуту

Такие дети медлительны и неповоротливы. Активность будет для них мучением. Дети такого типа могут заниматься тяжелой атлетикой или борьбой.

Каждый тип телосложения дает его обладателю целый спектр достоинств, которыми нужно умело пользоваться, нейтрализуя тем самым недостатки, также присущие каждому типу (табл.).

Оценка типов телосложения в дошкольном возрасте затруднена из-за их несформированности, наиболее частым вариантом телосложения являются узкосложенный: астеноидный и торакальный типы (около 70% ).

Определить тип телосложения у ребенка в дошкольном возрасте можно тогда, когда произойдет «полуростовой» скачок (в период от 5 до 7 лет). В этот период наблюдается увеличение скорости роста тела в длину, причем конечности в это время растут быстрее, чем туловище. На этом основан так называемый «филиппинский тест».

Читайте также:  Развитие ребенка задания на логику презентации

Ребенку дают задание провести руку над головой и коснуться противоположного уха. Если полуростовой скачок еще не прошел, ребенок не может дотянуться до уха. Завершение полуростового скачка проявляется в том, что ребенок свободно дотягивается до верхнего края ушной раковины или даже до ее середины на уровне козелка.

<o:p>

</o:p>

Большинство людей не относятся точно к тому или иному типу, а представляют собой нечто промежуточное между двумя соседними типами телосложения.

<o:p>

</o:p>

Конституция и когда она формируется

Когда ребенок рождается – его конституция уже записана в генах каждой из клеточек его тела. Прочитать эти записи возможно постепенно по мере роста и развития. Завершается такая расшифровка к 25 годам.

Движения – один из наиболее характерных признаков типа конституции, поскольку именно во время движения проявляются многие свойства нервной системы, а в конечном счете именно от нервной организации и зависит этот самый тип.

По характеру движений (быстроте, точности, плавности и другим характеристикам) дети в 4-5 лет уже различаются по типам конституции сильнее, чем по половому признаку: мальчики и девочки одного типа (например, мышечного) более похожи друг на друга, чем мальчики мышечного и грудного типов.

Быстрее всего развиваются и растут дети брюшного типа. Чаще всего к 15 годам нередко достигают своих окончательных размеров, их организм созревает на 1-2 года раньше, чем у представителей других типов.

Из рассказов я запомнила один. Одну девочку, с самого раннего возраста отдали на гимнастику. Несмотря на то, что уже тогда было понятно, что она далеко не дюймовочка. Родители все думали похудеет, будет гибкой и все такое. В итоге, с возрастом, дигестивные черты становились более очевидными. Успехов малышка не добивалась, а держали ее тренеры просто для численности. В детском обществе девочку дразнили из-за ее комплекции (((( Но ее родителей жизнь столкнула с моим лектором. Они посовещались и был дан совет попробовать отдать эту девочку на борьбу. И тут, понеслась. У девчонки успехи, она ездит на сборы, занимает места. В школе забыли, что такое ее дразнить. Еще бы, она может на лопатки положить крупного мальчишку за секунду. Родители счастливы, девочка тоже, да к тому же самореализуется.

Источник

Источник: Суботялов М.А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков и юношей различных конституциональных типов: дис. … канд. биол. наук. – Томск, 2002. – 162 с.

Проблема конституций детей остаётся одной из самых спорных и сложных в современной конституционологии и является наименее исследованной (А.И. Клиорин, В.П. Чтецов, 1979). В литературе имеются различные представления о природе факторов, определяющих конституцию и о сроках её формирования. В.Г. Штефко и А.Д. Островский (1929) считают определяющим для формирования конституции так называемые эмбриотрофные факторы, действующие в пренатальный период, факторы же, действующие после рождения, по их мнению, имеют лишь поверхностное влияние, на основании чего заключают, что конституциональные особенности «выкристаллизовываются» в период детства.

П.Н. Башкиров (1958) не согласен с ними, по его мнению, конституция человека в течение жизни меняется. Он предлагает (1962) рассматривать конституцию как изменяющуюся во времени и пространстве, т.к. она может модифицироваться под влиянием различных факторов, изменяющих взаимоотношение организма со средой. Это означает, что неверно считать конституцию полностью предопределённой с детства.

По мнению Т.В. Карсаевской (1970), в процессе детского развития конституция лишь формируется, завершение формирования само есть результат особенностей развития данного индивида.

Созревание организма ребенка не только выражается изменением его облика, телосложения, но и существенными сдвигами в многочисленных функциональных показателях, также характеризующих особенности его конституции (Таннер Дж., 1968, 1979; Клиорин А.И., 1969). Речь идет о деятельности нервной и эндокринной систем, внутренних органов, метаболизме. В результате этих преобразований дети одного календарного возраста, развивающиеся в разном темпе, фактически характеризуются существенными различиями по многим очень важным показателям (А.И. Клиорин, В.П. Чтецов, 1979).

Наблюдается стабильность конституциональных признаков в процессе индивидуального развития человека, что обусловлено значительным весом наследственной компоненты.

В нашей стране при определении типа конституции у детей и подростков используют схему, предложенную В.Г. Штефко и А.Д. Островским (1929) с выделением четырех типов конституции — астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный.

Астеноидный (тонкий скелет и длинные нижние конечности, узкая грудная клетка, острый надчревный угол, слабо развитый живот), торакальный (сильное развитие грудной клетки в длину, небольшой живот, большая жизненная емкость легких и развитие тех частей лица, которые принимают непосредственное участие в дыхании) или его еще называют грудной, мышечный (лицо квадратной или округлой формы, равномерное развитие туловища, надчревный угол около 90°, широкие и высокие плечи, грудная клетка средней длины, хорошо выражены контуры мышц), дигестивный (развитая нижняя треть лица, короткая шея, грудная клетка короткая и широкая, живот хорошо развит, выражены жировые складки, надчревный угол тупой) (Шамсиев С.Ш. и др., 1989).

К.П. Дорожнова (1979) отметила, что сопоставление антропометрических профилей детей по типам конституции в 1929 году и в настоящее время выявило заметное их совпадение. По мнению С.С. Дарской (1984) при проведении исследований, требующих определения изменений соматотипа за относительно короткое время, целесообразно применение методики Хит-Картера, а для получения фундаментальной картины распределения соматотипов в популяции — схемы, используемые в антропологии ранее.

Читайте также:  Развитие ребенка ком логические карточки

В схеме, предложенной Хитом Б. и Картером Д., соматотип определяется на основе трёх последовательных величин, которыми отмечаются индивидуальные вариации формы и состава теле человека. Первый компонент (эндоморфия) характеризует степень тучности, второй (мезоморфия) – относительное развитие скелетной мускулатуры, третий (эктоморфия) – относительную вытянутость тела человека (Журавлёва А.И., Граевская Н.Д., 1993).

Результаты оценки типов конституции по методике Штефко-Островского у монозиготных близнецов не обнаружили большей конкордантности в парах девочек по сравнению с мальчиками (Никитюк Б.А., 1978).

Несмотря на отмеченные трудности и очевидную необходимость дальнейшей разработки основной проблемы – методов оценки типов конституции взрослого человека, в литературе неоднократно предпринимались попытки характеризовать конституцию детей раннего возраста и даже первого года жизни (Домбровская, 1927).

Dieckhoff (1965) приводит фотографии новорожденных детей в качестве иллюстрации уже в этом периоде детства различных конституций.

В отечественной литературе имеются лишь единичные публикации, посвященные конституциональным типам у детей раннего возраста (Хазанова А.Б., 1975). Принципиальное возражение против возможности и целесообразности оценки конституции у ребенка раннего возраста сделано Аршавским И.А. (1979).

Однако факт существования различий в индивидуальной конституции у новорожденных, а также у детей первого года жизни не вызывает сомнений (Клиорин А.И., Чтецов В.П., 1979)

В.Г. Штефко и А.Д. Островский отмечали, что окончательное формирование мышечного типа конституции связано с половой зрелостью, торакального — с 10-13 лет, а астеноидного — с 10 лет. Вместе с тем В.Г. Штефко и А.Д. Островский (1929) допускают возможность выделения мышечного типа уже у новорожденного.

Близкая к вышеизложенной точка зрения на сроки формирования различных конституциональных типов представлена Гриммом Г. (1967).

А.Б. Хазанова (1975) указывает на возможность установления типов телосложения у детей грудного возраста. Рядом авторов (С.С. Дарская, 1977; Нгуен Тхи Чам, 1984) отмечены конституциональные особенности организма детей уже в 6-8 лет.

Индивидуальная форма тела в период до полового созревания развивается крайне различно (Гримм Г., 1967).

По мнению А.И. Клиорина, Ю.С. Сергеева (1980) мышечный тип может сформироваться уже в дошкольном возрасте, в других случаях — значительно позже, вплоть до юношеского возраста. В то же время авторы отмечают (1981), что чёткие проявления типов конституции обнаруживаются, начиная с младшего школьного возраста. Окончательное формирование конституциональных типов завершается к 16-17 годам.

Таннер Дж. (1968) полагает, что в будущем с большой степенью вероятности окажется возможным предсказать конституцию взрослого на основании оценки его телосложения в возрасте 4 –5 лет.

В детском возрасте оценка конституциональных типов часто затруднена из-за того, что они ещё морфологически недостаточно дифференцированы. Мышечная ткань развита слабо, а значительное развитие ПЖК свойственно большинству детей (В.Г. Властовский, 1976).

О стабильности типа конституции определённых мнений в литературе нет. В.В. Бунак (1960) отмечает, что при характеристике соматических элементов у детей необходимо учесть тот факт, что мускулатура развивается медленнее, чем растёт скелет и приобретает свойственные индивидууму особенности сравнительно поздно. У дошкольников можно отметить зачаточные соматические типы, т.е. тенденцию к сдвигу в сторону усиления роста того или иного компонента. На протяжении дальнейшего развития с изменением среды соматический тип ребёнка может несколько измениться в количественной характеристике, но соотношение элементов сомы в целом остаётся более или менее постоянным.

Основными показателями, определяющими морфологическую конституцию, служат развитие скелета, мышечного компонента и подкожно-жировая клетчатка, из которых два последних находятся в пубертатном периоде онтогенеза под преобладающим влиянием среды (Т.В. Гайдаш, Севастьянова Е.Б. 1975). Из факторов внешней среды, под влиянием которых складываются конституциональные особенности, существенное значение имеют занятия физкультурой и спортом, особенно в детском возрасте (В.Л. Карпман, Белоцерковецкий З.Б., Гудков И.А., 1988; И.А. Аршавский, 1982). Влияние внешней среды на формирование конституции велико в так называемые чувствительные (сенситивные) периоды онтогенеза (А.И. Клиорин, 1985). Поэтому для каждого возрастного периода следует выделять соответствующие только ему соматические особенности (И.А. Аршавский, 1975). На важность установления структуры распределения конституциональных типов в разных возрастных группах указывал и В.В. Бунак (1960).

А.В. Година, Т.В. Панасюк (1975) отмечают, что конституциональные различия проявляются очень рано в онтогенезе (по крайней мере, с 3-х лет). Однако эти особенности далеко не всегда окончательны. Они могут изменяться в процессе роста организма весьма сильно. Против такого мнения высказывается Б.А. Никитюк (1975). Автор считает, что анатомическая конституция — относительно стабильный признак. Если изменение некоторых компонентов, формирующих конституцию, и имеет место, то это не отражается на типе конституции в целом. Такого же мнения придерживается Р.И. Дорохов (1979), утверждающий, что соматический тип с возрастом в 78 % случаев не изменяется. Он считает, что в пубертатный период онтогенеза возможен временный переход из одного соматического типа в другой. Однако смещаются обычно типы, располагающиеся в так называемой переходной зоне; переход из одного крайнего варианта в другой невозможен.

А.М. Геселевич (1935) обнаружил, что с началом полового созревания у подростков происходит изменение внутригруппового распределения конституциональных типов, поэтому ранняя их диагностика неточна. Это подтверждается исследованиями С.С. Дарской (1975), Е.С. Рысевой с соавт. (1975), В.С. Соловьёвой (1975), которые отмечали резкое увеличение численности мышечного типа у детей от 8 к 15 годам.

А.И. Клиорин, Ю.С. Сергеев (1980) установили, что различным конституциональным типам присуще своеобразие деятельности ЦНС и других систем организма. Установили связь типа конституции, определяющегося в школьном возрасте, с некоторыми особенностями внутриутробного развития в периоде новорожденности. Исследования позволили им характеризовать особенности метаболизма, отличающие отдельные типы конституции.

Читайте также:  Занятия с годовалым ребенком развитие речи

О связи темпов дифференцировки ЦНС и нейродинамических свойств, характеризующих особенности темперамента, позволяют судить наблюдения Тюриной Т.В. (1991), сопоставившей особенности соматотипа и темперамента у младших и старших дошкольников в связи с их полом.

Е.З. Година и Миклашевская Н.Н. (1989) указывают на заметное изменение распределения конституциональных типов за последние 20 лет независимо от возраста. Авторы отмечают, что число мальчиков с мышечным типом конституции резко снизилось, с дигестивным типом — увеличилось. В то же время определение соматотипа у детей в настоящее время не отличается большой точностью, т.к. необходимые исследования, показывающие как меняется вид того или иного ребёнка к 20 годам, почти полностью отсутствуют (Дж. Таннер, 1968).

Известно, что сроки созревания у детей связаны с развитием жировой и мышечной ткани (Ю.А. Ямпольская, 1975; А.И. Клиорин и В.Г. Эристави, 1971 и др.). Вместе с тем именно эти ткани в значительной степени определяют конституцию человека (Б.А. Никитюк, 1978). В.С. Соловьёва (1964) обнаружила тенденцию более раннего полового созревания девочек дигестивного типа и мальчиков мышечного типа. Аналогичные результаты установили Т.А. Бальмагия (1970, 1971), Е.Н. Хрисанфова, Эльгурт Г.М. (1972), Л.Ф. Бережков с соавт. (1975), Ю.А. Ямпольская с соавт. (1977) и др.

Исследованиями Додоновой Л.П. с соавт. (1990 — 1992, 1994) и Жафяровой С.А. (1990, 1996, 1998) было установлено, что уровень биологической зрелости детей связан с конституциональным типом; сроки проявления вторичных половых признаков наиболее ранние у представителей дигестивного типа, поздние — при астеноидном, дети торакального и мышечного типов занимают промежуточное положение. Среди детей 9 — 14 лет наиболее часто встречаются торакальный и мышечный типы, астеноидный и дигестивный — около 10 % каждый.

Дж. Таннер (1979) отмечал, что рассмотрение понятий «конституция» и «хронические заболевания внутренних органов» с позиций генетической обусловленности обнаруживает их общность. Однако эти сложные фенотипические признаки имеют полигенную природу и установление лежащих в их основе генетических механизмов затруднено (А. Хорст, 1982; В. Ленц, 1984; Н.П. Дубинин, 1986). Тем не менее, многие исследователи, занимающиеся детской конституционологией, отмечают наличие связи отдельных заболеваний с определённым типом конституции. По данным Р.А. Калюжной и Н.М. Яриковой (1972) подросткам и юношам с гипертрофированным вариантом сердца свойственен атлетический тип телосложения.

Е.С. Рысева с соавт. (1975), Ю.А. Ямпольская и др. (1977) установили, что дигестивный тип у детей часто сочетается с отклонениями в состоянии здоровья. С.С. Дарская (1975) отмечает, что дети астеноидного типа наиболее подвержены кариесу зубов. Этот тип чаще встречается и среди детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения (Т.Г. Николаева, 1986).

П.С. Паутов с соавт. (1987) обнаружили связь между частотой ревматических атак и конституциональным типом. По их данным наиболее высокий процент заболевания ревматизмом имеют мальчики и девочки торакального типа. Выявлены характерные нарушения осанки у девочек 10-13 лет различного типа конституции (Н.В. Вахитова, 1985). А.В. Чебуркин (1986) выявил наличие связи между конституциональным типом и предрасположенностью к заболеваниям у детей раннего возраста.

Считается, что дети с мышечным типом предрасположены к сосудистым дистониям по гипертоническому типу, а с астеноидным — к сосудистым дистониям по гипотоническому типу, неврозам, язвенной болезни двенадцатипёрстной кишки, аллергическому диатезу, торакальным — к острым заболеваниям лимфоидного аппарата; дигестивного (пикники) — к ожирению, хроническому тонзиллиту, аденоидиту и т.д., а также аллергии (Усов И.Н., 1984; Клиорин А.И., Чтецов В.П., 1979).

По данным Чичко М.В. (1975), у детей с вегетососудистой дистонией преобладают мышечный и дигестивный типы конституции.

К аналогичному выводу о преобладании вегетососудистой дистонии по гипертоническому типу среди представителей мышечного типа конституции пришли Зернов Н.Г. и Бальмагия Т.А. (1977).

Изучение эпидемиологии тучных людей выявило, что есть явный шанс предсказать тучность взрослому по его телосложению в младенчестве и в детском возрасте (George H. Lowrey, 1978).

Обследование более 3500 школьников Москвы позволило выделить 537 учащихся 12-17 лет разных соматотипов, у которых оценивалось нервно-психическое здоровье. Школьники мышечного соматотипа имеют статистически достоверно меньше психоневрологических отклонений, чем учащиеся других соматотипов. Сравнительный анализ структуры психоневрологических отклонений показал, что вегетолабильность достоверно чаще встречалась у школьников торакального соматотипа в сравнении с учащимися мышечного соматотипа. Невротические реакции достоверно чаще обнаруживались у школьников дигестивного соматотипа в сравнении с учащимися мышечного соматотипа, невротические реакции также достоверно чаще выявлялись у школьников дигестивного типа в сравнении с учащимися торакального соматотипа.

В отношении к стрессовым ситуациям астеники оказались в целом более устойчивыми, нежели школьники дигестивного соматотипа, что возможно обусловлено различной интенсивностью обменных процессов в организме (Вайзман Н.П., 1996)

Подобные обследования позволят прогнозировать степень устойчивости к стрессу у школьников с различными типами конституции.

Бунак В.В. (1960, 1962) признал, что установленное неодинаковое проявление форм болезней у представителей основных соматических типов, возможное предрасположение лиц с определённым типом телосложения к той или иной патологии и неодинаковое течение одних и тех же болезней у субъектов различных конституций делают конституциональную характеристику необходимой частью клинического анализа, существенным орудием профилактики и диагностики.

Правильно отметил Тур А.Ф. (1960), что «было бы ошибочно относить классификацию детей на основании лишь антропометрических данных. Всякая классификация, базирующаяся лишь на учитывании какого-либо одного момента… обречена на однородность, не будет иметь практического значения и, следовательно, окажется нежизненной».

Источник