Особенности развития ребенка в процессе онтогенеза
Онтогенез – это любое развитие, происхождение живого организма.
Понятие «психомоторное развитие ребенка» достаточно широко – в него входят оценка функций зрения, слуха, остальных видов чувствительности; двигательная сфера – начиная от оценки мышечного тонуса и способности держать голову у новорожденного и заканчивая осознанными движениями рук и тонкой пальцевой моторикой. Кроме того, к сфере психомоторного развития относятся всевозможные социальные контакты ребенка: узнавание материнского голоса, игры с ролевыми сюжетами.Психомоторное развитие ребенка характеризуется переходом от одного качественного состояния к другому, более высокому, в связи с развитием функций центральной нервной системы, оно зависит от многих факторов, и прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и окружающей среды.
Различные подходы к периодизации стадий развития детской личности показывают, что возраст раннего детства (от 1 до 3 лет) выделяется всеми исследователями, как важный период в развитии ребенка, когда он активно начинает познавать окружающий мир (А.Валлон, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, З.Фрейд); когда начинает овладевать различными способами действий с предметами при помощи взрослых (А.Валлон, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) и чрезвычайно быстро развивается двигательная и познавательная активность, вербальные формы общения с взрослым. Развитие в раннем возрасте происходит неравномерно, но последовательно.
Можно выделить несколько этапов раннего психического развития ребенка:
1) младенческий — от рождения до года;
2) преддошкольный — от 1 года до 3 лет.
Рассмотрим, какие основные функции и новообразования в психомоторном развитии ребенка происходят в эти периоды.
1) В младенческом возрасте (от рождения до года) важно установление эмоционального взаимодействия матери и ребенка. В Период новорожденности, т.е. в первый месяц жизни (к 3-4 неделям) появляются первые предпосылки коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос и улыбку взрослого замирает, у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни имеет место его реакция на речевое общение. Дети с нормальным психическим развитием и сохранным слухом к концу года жизни реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действием на некоторые речевые просьбы. Общение младенца с взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития. Благодаря общению у ребенка постепенно развивается важнейшая социальная потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого.
К началу второго полугодия жизни к 6 месяцам ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения, манипулирует ей. Игрушка становится средством общения и психического развития ребенка.
Таким образом, на основе активного манипулирования с предметами развивается активность познавательной деятельности, формируется готовность к совместной игре с взрослыми, появляются выразительные коммуникативные жесты, формируется начальное понимание обращенной речи, активизируется лепет, развивается самоподражание и подражание звукам взрослого.
Социально-эмоциональное и умственное развитие неразрывно связано между собой. Выделяют три этапа социально-эмоционального развития в младенчестве:
Первый этап (первые пять месяцев жизни) характеризуется развитием недифференцированных привязанностей к лицам, ухаживающим за ребенком. В 4—6 месяцев ребенок активно поднимает голову, лежа на спине.
Второй этап (от 5-6 месяцев до 1 года) развитие специфических привязанностей. Ребенок начинает проявлять все более сильную привязанность к кому-либо одному из заботящихся о нем лицу. Он следит за ним глазами, улыбается больше этому лицу, охотнее гулит или лепечет в его присутствии.
К 6 месяцам реакция хватания совершенствуется с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата. Акт хватания связан с формированием зрительно-моторной координации, которая является узловой функцией этого периода.
Период от 6 до 8 месяцев характеризуется разнообразной двигательной активностью ребенка. Наблюдаются частые изменения позы и развитие произвольных движений.
Совершенствование выпрямительных рефлексов туловища позволяет ребенку 6—7 месяцев быстро поворачиваться со спины на живот, свободно крутиться на животе с вытянутыми и отведенными в сторону ногами. Особенностью этого этапа является появление первых попыток к передвижению в виде ползания назад. Ползание назад сочетается с ползанием по кругу, и к 8 месяцам ребенок уже начинает двигаться вперед к игрушке при помощи подтягивания на руках.
В период с 8 до 12 месяцев двигательное развитие характеризуется дальнейшим усложнением движений, направленных на приспособление туловища к вертикальному положению тела. К таким движениям относятся повороты туловища, наружный поворот плеча, а также руки из положения пронации в нейтральную позицию и в положение супинации. В этом возрасте развивается «ручное хождение»: поддерживая ребенка за живот и наклоняя его вниз, можно видеть, как он, опираясь на руки, начинает делать движение вперед.
Ползание является главной формой самостоятельного движения в течение нескольких месяцев. В возрасте от 8 до 12 месяцев у ребенка совершенствуется функция самостоятельного устойчивого сидения и формируется умение садиться из разных положений тела.
Важным новообразованием этого возрастного этапа является начало ходьбы. В этом возрасте у детей совершенствуются движения рук, формируется новый способ хватания с участием большого и указательного пальцев, появляется возможность произвольного отпускания предмета.
Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.
Третий этап характеризуется постепенным развитием множественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на 2-3 лица из его окружения.
2) После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению; в развитии наглядно-действенного мышления и пр. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций.
К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. К концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, к началу третьего года жизни их число возрастает и достигает к концу третьего года 1000 — 1500 слов. К 3-летнему возрасту речь начинает занимать центральное место. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «я», т.е. возможность выделения себя из окружающего мира. На этом возрастном этапе формируется особое психологическое новообразование — обособление себя от окружающих, что имеет огромное значение для личностного развития ребенка.
Возрастной этап от 1 года до 1,5 лет характеризуется дальнейшим развитием самостоятельной ходьбы. К 1,5 годам ребенок начинает передвигаться по-новому: согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук от плечевого пояса, формируются согласованные движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.
На этом этапе происходит дальнейшее развитие манипулятивной деятельности. К году ребенок овладевает игровыми действиями, требующими симметричных и координированных движений обеих рук.
Благодаря развитию зрительно-моторной координации ребенок использует супинацию (поворот руки ладонью вверх по отношению к лицу) в таких игровых действиях, как перекладывание предметов в коробку, переворачивание страниц книги, и, наконец, при пользовании ложкой.
По мере развития разгибания пальцев их движения становятся все более изолированными. Постепенно совершенствуется функция захвата предметов. В возрасте от 1.5 до 2 лет ребенок легко встает без поддержки из положений на животе и на спине. В вертикальном положении он использует много усвоенных на предыдущем этапе навыков, требующих ряда взаимосвязанных движений.
Ребенку, находящемуся на данном этапе моторного развития, доступно выполнение различных комбинированных движений. Например, он учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам.
Таким образом, о формировании психомоторных функций у детей судят по определенным онтогенетическим показателям нервно-психического развития, дающим представление об основных (базисных) умениях и навыках, включая познавательное развитие, эмоционально-социальное, физическое, моторное и речевое развитие. Именно в раннем возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития важнейших психических функций и особенную ее чувствительность к неблагоприятному внешнему воздействию, что может стать причиной серьезных недостатков психического развития. Именно в раннем детстве отмечается бурное развитие сферы общения, речевой, познавательной (восприятие, мышление), двигательной и эмоционально-волевой сфер. Эмоциональное общение с взрослыми при этом остается важным и основным условием полноценного психического развития ребенка этого возраста.
Список использованных источников
1. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова // М.: ЮКОС. – 2010.
2. Константинова Л.С. Психомоторное развитие ребенка / Л.С.Константинова // М. : ЮКОС. – 2009.
Источник
Рост и развитие человека регулируется особыми биологическими процессами, изучение которых продолжается и современными учеными. С научной точки зрения такое развитие носит название онтогенез человека.
Несмотря на некоторую сложность научной терминологии, под онтогенезом подразумевают общее развитие организма, от момента зачатия и до смерти. В сегодняшней статье мы рассмотрим само понятие онтогенеза, а также его этапы и особенности.
Как происходит онтогенез человека
Считать, что онтогенез – это всего лишь процесс развития от клетки до человека, будет ошибкой. На самом деле это процесс гораздо более глубокий, так как включает не только развитие организма после рождения, но и его внутриутробный рост.
В зависимости от этапа, существует определенная возрастная периодизация онтогенеза человека, причем для каждого этапа характерны общие закономерности, которые прослеживаются во всех человеческих организмах (рисунок 1).
Рисунок 1. Понятие онтогенеза включает огромное количество периодов
Если говорить об основных этапах онтогенеза, то их всего два: эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный. Соответственно, эти основные периоды отражают развитие человека в утробе матери и уже после рождения. Все этапы проходят последовательно и в определенное время. Благодаря этому у человека формируются органы и системы, он развивается физически и психологически, но постепенно, по мере старения, все эти процессы угасают и организм умирает.
Пренатальный приод
Первой стадией развития является пренатальный онтогенез, который также называют эмбриональным (рисунок 2).
По факту, данный период включает формирование человеческого зародыша из оплодотворенной клетки. Естественно, в процессе развития зародыш, а потом и эмбрион, проходят определенные стадии формирования органов и систем, необходимых для жизни после рождения.
Для данного периода характерен четкий временной отрезок: формирование человека происходит только во время нахождения в утробе матери. После рождения наступает постнатальный период, у которого совершенно иные цели и особенности.
Одну из ведущих ролей в данный период играет развитие нервной системы человека, которое происходит еще в первые месяцы беременности. Однако в это время существуют и определенные риски: если на будущую мать воздействовали негативные факторы окружающей среды, формирование нервной системы будет происходить некорректно, и ребенок погибнет, даже не сформировавшись в эмбрион.
Рисунок 2. Первые этапы развития начинаются еще в утробе матери
Беременность не зря называют самым ответственным этапом в жизни будущей матери. Именно в утробе происходит формирование и развитие тканей, органов и систем, и от поведения, образа жизни и окружения женщины будут зависеть первоначальные физиологические особенности новорожденного. Все эти процессы подпадают под гормональную регуляцию, но следует помнить, что именно от поведения женщины будет зависеть здоровье новорожденного малыша.
Постнатальный период
Если пренатальный период имеет строгие временные ограничения и отвечает сугубо за физическое формирование организма по неделям, то постнатальный онтогенез – более комплексный и сложный. Дело в том, что именно после рождения начинается не только физическое, но также волевое и личностное развитие каждого конкретного человека в онтогенезе. От это будет зависеть, какой личностью станет ребенок, какие черты характерна у него сформируются и какие предпочтения появятся (рисунок 3).
Отдельного внимания заслуживает и периодизация, принятая для постнатального онтогенеза человека:
- Новорожденность: охватывает лишь первые 10 дней жизни младенца.
- Грудной возраст: длится до 1 года. В это время наблюдается самый активный физический рост и развитие.
- Раннее детство: продолжается от 1 до 3 лет.
- Первое и второе детство: длятся от 4 до 7 и от 8 до 11-12 лет соответственно. Уже на этом этапе активно проявляется не только физическое, но и психологическое и личностное развитие.
- Подростковый возраст: его продолжительность напрямую зависит от пола. У девочек пубертантный период начинается раньше, и длится с 12 до 15 лет. У мальчиков аналогичная стадия развития наступает в 13-16 лет.
- Юношество: также отличается в зависимости от пола: 16-20 лет для девушек и 17-21 год для юношей.
- Зрелый возраст: начинается в 20-21 год и заканчивается в 55-60 лет. Для него характерно окончательное формирование личности и активный репродуктивный период.
- Период старости: начинается с 60 лет и длится до смерти. Характерная особенность данного этапа – в постепенном замедлении обменных процессов и угасании работы органов и систем.
Рисунок 3. Постнатальный этап начинается с рождения и заканчивается смертью
Все эти периоды постнатального онтогенеза человека характеризуются последовательностью, а для каждого из них характерны свои особенности. При этом, вне зависимости от этапа, для человеческого организма характерно постоянное развитие, как физическое, так и психологическое.
Понятие акселерации и ее причины
В последнее время научно обоснованные закономерности онтогенеза дополнились понятием акселерации. Данный термин означает ускоренное половое и социальное развитие человека. Эти факторы, влияющие на онтогенез, дают основания полагать, что в скором времени временные отрезки определенных возрастов могут немного измениться.
За последние 100 лет было зарегистрировано не только увеличение длины тела и массы новорожденных, но и ускоренные физиологические процессы и развития психики. Уже сейчас подростковый период у девочек наступает гораздо раньше, чем еще в середине прошлого века.
Интересно, что интенсивность акселерации неоднородна и зависит от территории проживания человека. К примеру, первые подобные примеры в Англии были зарегистрированы еще в начале 19 века, а вот в странах Западной Европы начали проявляться лишь в его середине. Страны Южной и Центральной Европы столкнулись с измененными значениями лишь в начале 20 века. В России этот период наступил еще позже – в 30-е годы прошлого века. В азиатских странах, в частности, в Японии и Китае, первые акселераты начали появляться лишь в середине 20 века (рисунок 4).
Однако существуют регионы, в которых акселерация пока так и не проявилась. Этот процесс нехарактерен для народов тропической Африки и Америки, а также полинезийских племен.
Рисунок 4. Причины развития акселерации так до конца и не изучены
Если же говорить о причинах акселерации, как об ускоренном развитии организма, то наука пока не может дать однозначного ответа на этот вопрос. Самая распространенная и вероятная теория гласит, что важное значение в развитии акселерации имеет улучшение условий жизни. В прошлом неудовлетворительное питание и плохая медицина задерживали проявление генетического потенциала. Однако существует и мнение скептиков, которые утверждают, что 20 веке качество продуктов питания и экология стали значительно хуже, однако процессы акселерации, напротив, активизировались.
Особенности развития и роста организма человека
Все возрастные периоды онтогенеза человека имеют свои особенности развития организма. К примеру, для эмбрионального (пренатального) ключевую роль играет образ жизни матери, ее психологическое состояние, питание и наличие вредных привычек.
Научно доказано отрицательное влияние никотина на формирование плода, а в комплексе с другими вредными привычками, в частности, употреблением алкоголя, подобный образ жизни и вовсе может привести к развитию мутаций, несовместимых с жизнью.
Мы не будем детально рассматривать каждый возрастной период и его сроки, а условно разделим постнатальный онтогенез на этапы детства, зрелости и старости. Даже такого просто разделения будет достаточно для описания факторов, определяющих психическое и физическое развитие организма.
Рисунок 5. У каждого этапа развития человека есть свои особенности
Для первого периода, от рождения до зрелости, характерно активное физическое развитие. Ребенок очень быстро растет и приобретает основные навыки, необходимые для дальнейшей жизни. В период зрелости развитие организма продолжается, но на данном этапе больше проявляется личностный и психологический рост, а также активная фаза продолжения рода (рисунок 5).
Заключительный период – старость, характеризуется обратными процессами. В организме меняется гормональный фон, замедляются обменные процессы, а все органы и системы постепенно приходят в упадок. Онтогенез человека завершается биологической смертью.
Тип телосложения и физическая активность
Скорость физического развития и формирования человека зависит не только от факторов окружающей среды, состояния здоровья и гормонального фона, но и от типа телосложения (рисунок 6).
Продолжительность перехода от подростка до взрослого абсолютно четко определяет конституция. К примеру, ученые уже доказали, что худощавые юноши и девушки (астеничный тип телосложения) немного отстают в половом и соматическом развитии от своих сверстников. Девушки пикнического и юноши мускулистого типа, напротив, составляют именно ту группу, у которых половое развитие начинает происходить раньше.
Рисунок 6. Врожденный тип телосложения напрямую влияет на скорость развития
Немаловажную роль играет и физическая активность в юном возрасте. Чем больше ребенок или подросток двигается, тем крепче становится его опорно-двигательный аппарат и мускулатура, что положительно влияет на общее развитие.
Резервы организма человека
Как известно, развитие организма не может длиться бесконечно, хотя этот процесс и занимает львиную долю онтогенеза. У каждого человека есть определенный физический резерв организма, при исчерпании которого индивидуальное физическое развитие приостанавливается.
Яркий пример – период климакса у женщин. Большинство ученых считает, что женская половая система способна выработать лишь определенное количество яйцеклеток. После того, как начинает меняться гормональный фон и клетки перестают вырабатываться, наступает климакс и женщина становится неспособной к продолжению рода, хотя развитие сознания и личности по-прежнему продолжается.
Последние исследования показали, что ограниченные ресурсы касаются далеко не всех органов. Большинство из них, хотя и подлежат постепенному износу, могут работать практически вечно. Однако, характер и способ жизни существенно уменьшает эти ресурсы, а значит – и приводит к сокращению продолжительности жизни.
Из видео вы сможете узнать, что такое онтогенез и как происходит развитие человека в разные возрастные периоды.
Источник