Особенности развития ребенка в первом детстве
Период первого детства
С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. В этот период некоторые исследователи отмечают небольшое увеличение скорости роста, называя его первым ростовым скачком; однако было обращено внимание, что этот скачок свойственен не всем детям. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и центральный резец на нижней и верхней челюстях, латеральный резец на нижней челюсти.
Возраст от 1 года до 7 лет называют также нейтральным детством, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Следует отметить, что уже в этот период количество жира у девочек больше.
Период второго детства
Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек — с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Примерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и весу тела, ширине плеч. В этот период у девочек быстрее растут нижние конечности, происходит интенсивное увеличение показателей массивности скелета. В среднем к 12-13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов.
В период второго детства повышается секреция половых гормонов, в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала формируется грудная железа, затем появляются волосы на лобке, а потом в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием грудных желез. Средний возраст развития грудных желез у девочек различных этнических групп колеблется от 9 до 10 лет. Средний возраст появления волос на лобке приходится на самый конец периода второго детства.
В гораздо меньшей степени в этот период процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу периода второго детства у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем полового члена. По данным болгарских медиков, длина полового члена в возрасте от 8 до 10 лет практически не меняется и увеличивается к 12 годам всего на 0,7 см.
Подростковый период
Следующий период — подростковый — называют также периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. Датировку этого периода нельзя считать окончательной, поскольку по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летним девочкам. Поэтому у мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, напротив, у девочек оно в значительной степени захватывает еще и предшествующий период. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста — пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки по длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по весу тела — между 12 и 13 годами; у мальчиков соответственно между 13 и 14 и 14 и 15 годами. Особенно велики скорости роста большинства размеров у мальчиков, в результате чего к 13,5-14 годам они обгоняют девочек по длине тела. К концу подросткового периода размеры тела составляют 90-97% своей окончательной величины. В подростковый период происходит перестройка основных физиологических систем организма (мышечной, 1фовеносной, дыхательной и др.). К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к характеристикам взрослого организма. У мальчиков в это время особенно интенсивно развивается мышечная система.
В подростковый период формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие грудных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является менструация (менархе). Она обычно начинается после того, как пройден максимум скорости роста тотальных размеров тела. В 70-80-х гг. возраст появления менархе у городского населения большинства европейских стран был около 13 лет. У девочек, живущих в сельской местности, отмечены более поздние сроки менархе: разница с городским населением составляет от 6 до 10 месяцев. Наиболее поздние сроки первой менструации характерны для подростков, живущих в экстремальных условиях обитания. Например, у девочек высокогорья Киргизии первая менструация наступает в 15 лет, что связывают с адаптацией к гипоксии.
В подростковый период происходит интенсивное половое созревание у мальчиков. Продолжается рост яичек и полового члена, особенно интенсивно в 13-14 лет. К 13 годам происходит мутация голоса и появляются волосы на лобке; к 14 годам наблюдается пубертатное набухание сосков и появляются волосы в подмышечных впадинах. К 15 годам начинается рост волос на верхней губе и подбородке. В 14-15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольное извержение семени).
Следует заметить, что у мальчиков по сравнению с Девочками более продолжителен предпубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок. Дж. Таннер считает, что «различия в размерах тела между взрослыми-мужчинами и женщинами в значительной степени зависят от времени наступления, продолжительности и интенсивности пубертатного скачка роста. До этого скачка различия в росте между мальчиками и девочками не превышают 2 %, а после него они достигают в среднем 8 %».
Юношеский возраст
Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, у девушек — от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма, и все основные размерные признаки достигают дефинитивной (окончательной) величины.
В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Правда, у 20-30-летних людей еще продолжается рост позвоночного столба за счет отложения новых слоев костного вещества на верхних и нижних поверхностях позвонков. Однако этот рост незначителен и не превышает в среднем 3-5 мм. Между 30 и 45-50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят инволютивные изменения организма.
Источник
Раннее детство охватывает период 1-3 года. Раннее детство это период формирования в ребенке первого представления о себе, самооценки, половой идентификации, развития мышления и речи.
Психическое развитие детей 1-3 лет
Психическое развитие в раннем детстве позволяет ребенку работать с предметами, но сам ребенок открыть общественные действия этих предметов не может. Это противоречие решатся в совместной работе ребенка и взрослого с предметами.
Социальная ситуация развития в раннем детстве: » ребенок-предмет-взрослый». В раннем детстве предмет целиком занимает ребенка, он смотрит как взрослый работает с предметом и старается делать также. Без взрослого малыш не сможет овладеть миром предметов.
Ведущая деятельность в период раннего детства
Ведущий вид деятельности в раннем детстве — предметная деятельность. Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием у ребенка нового отношения к миру предметов.
Возрастные границы периода раннего детства от 1 года до 3 -х лет. В начале ребенок узнает прямое назначение предмета и с помощью взрослого научается правильно применять предмет, но постепенно ребенок приобретает способность наделять предмет несуществующими свойствами, и применять предмет по-разному.
Становление познавательной сферы
Формирование восприятия у детей происходит через перцептивные действия, сенсорные эталоны и через действия соотнесения. Ребенок выделяет характерные для предмета качества, на их основе составляет устойчивые образы и соотносит, в своем понимании эталоны, с окружающими предметами. Развитие перцептивных действий помогает развитию обобщений, умение выделить главное позволяет ребенку далее формировать классы и понятия.
Особенностью развития ребенка в период раннего детства является формирование наглядно-образного мышления. Наглядно-действенное мышление, которое возникает у ребенка к концу первого года жизни является ведущим до 4 лет. Наглядно-образное мышление возникает у ребенка в 2-3 года и является ведущим до 6 или 6,5 года. Поэтому весь период раннего детства, а возрастные границы периода раннего детства 1-3 года, у ребенка будет преобладать наглядно-действенное мышление, и задача ребенка: научиться решать разного рода вопросы с использованием предметов. Ребенок почти мгновенно должен ориентироваться в применении предмета.
Синкретизм — особенность мышления ребенка в данном возрасте, — нерасчлененность. Малыш не умеет выделять отдельные части в целом, задача взрослого научить, показать как делается анализ, и как можно из целого выделить части- главное, второстепенное.
Формирование личностной сферы
Формирование личности в период раннего детства складывается через общение со взрослыми. Самооценка ребенка формируется на основе высказываний взрослого о ребенке. Критика, замечания, игнорирования ребенка — снижают уровень притязания ребенка, порождают неуверенность в себе, мешают успешной деятельности.
Личностным новообразованием периода раннего детства является:
- развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка;
- развитие самосознания: обращение к себе в третьем лице, в три года появление «я»;
- появление первичной самооценки;
- кризис 3-х лет.
Развитие ребенка в 3 года заключается в появлении чувства самостоятельности, автономности. При неблагоприятном развитии — чувство зависимости от взрослого.
Развитие речи у малышей 3 лет
Период 1-3 лет ребенка сензитивен к усвоению речи. Автономная речь переходит в собственную активную речь ребенка.
Развитие речи в период раннего детства идет по двум направлениям: улучшается понимание речи взрослого; развивается собственная активная речь.
Ребенок не сразу правильно называет предметы и их действия. Полутора годовалый малыш может усвоить от 30-40 слов до 100, но употребляет слова редко. Ребенок 2 лет — употребляет 300 слов, Ребенок 3-х лет может общаться с употреблением от 500 до 1500 слов.
Характеристика речи ребенка 3-х лет:
- расширение словарного запаса;
- улучшение произношения слов;
- усвоение грамматического строя родного языка;
- приобретение связного характера речи;
- ребенок знает почти все части речи;
- речь — полноценное средство общения;
- понимание грамматической основы языка и синтаксиса.
Автор: Лубянская Светлана
Иллюстрация pixabay.com
Источник
На чтение 6 мин.
Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.
Этапы развития ребенка по возрасту
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш – это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.
Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться
Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).
Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).
Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.
Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.
Развитие младших школьников (6 – 11 лет)
К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.
Младший школьный возраст – первый этап взросления
Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст – осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст – самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Источник
- 1. Какие специфические для раннего детства особенности развития Вы знаете?
- 2. В чём состоит отличие понятий «ведущий вид деятельности» и «ведущие линии развития»?
- 3. Чем отличаются и в чём проявляются неравномерность и скачкообразность развития?
- 4. Какое значение имеет период раннего детства в онтогенезе?
- 5. Какова роль взрослого в развитии ребенка младенческого и раннего возраста?
Развитие ребенка — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению качественных и структурных преобразований на всех уровнях его интегральной индивидуальности.
Развитие ребенка в период раннего детства отличается, прежде всего, высокой динамичностью, наиболее интенсивным темпом. Выше мы давали качественную характеристику изменений, происходящих за первые три года, а теперь для примера рассмотрим количественные данные, относящиеся как к физическому, так и психическому (речевому) развитию детей:
Интенсивный темп развития связан с такой особенностью, как высокая пластичность (то есть способность легко изменяться под влиянием внешних воздействий), обусловливающая богатейшие потенциальные возможности развития. Как доказывают авторы систем «раннего развития» (Г. Доман, П. Тюленев и др.), к трем годам малыш может освоить несколько языков, научиться читать, печатать, играть на музыкальном инструменте и т.д. С ними солидаризируется Масару Ибука, назвавший свою книгу «После трех уже поздно» (Kindergarten is Too Late).
Чем старше становится ребенок, тем медленнее он овладевает, к примеру, иностранным языком, тем больше усилий требуется от него при обучении чтению, письму и счету. По мнению Б.П. Никитина, выдвинувшего теорию НУВЭРС (Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей), каждый ребенок при рождении обладает колоссальными возможностями развития способностей к любому виду деятельности, но при отсутствии соответствующих условий потенциальное не переходит в реальное. Упущенные возможности в годы стремительного развития потребуют гораздо более длительной педагогической работы в будущем, а могут оказаться и навсегда потерянными.
К сожалению, большинство взрослых недооценивает значимость первых трех лет жизни ребенка, не задумывается над тем, что они делают каждый день. Ведь этот день может быть равен месяцам, а то и годам последующей жизни.
Поэтому каждый педагог и родитель, взявший на себя обязательства по воспитанию ребенка раннего возраста, должен всегда помнить слова американского психолога Джона Уотсона: «Если испортить ребенка, а сделать это можно за несколько дней, то кто поручится, что этот вред в дальнейшем удастся исправить?».
Следующая особенность развития, ярко проявляющаяся в первые три года жизни, — это его неравномерность (гетеро- хронность), обусловливающая выделение так называемых ведущих линий развития.
Ведущими линиями развития называются выделяемые на определенном возрастном отрезке направления, в рамках которых отмечается наибольшая динамика и пластичность формирования и развития умений, определяющих поведение ребенка данного возраста и имеющих прогрессивное значение в дальнейшей жизни.
Например, в первый месяц жизни ведущей линией становится развитие зрительной сферы малыша. Новорожденный еще не может передвигаться, брать игрушки и т.п., но интенсивно развиваются его зрительные реакции: с каждым днем он успешнее фиксирует взглядом яркий предмет и прослеживает его движение. Согласно экспериментальным данным Э.Г. Пилюгиной, если взрослый, начиная с 4-7-го дня жизни ребенка, несколько раз в день проводит короткие (в течение одной минуты) занятия, ориентированные на развитие умения следить взглядом за перемещающимся предметом, то уже к концу третьей недели жизни движения глаз ребенка становятся плавными, не теряющими игрушку и на этой основе возникает новое умение — активный перевод взгляда с одного предмета на другой. Без специальных занятий такие умения появляются лишь на третьем месяце жизни.
Малыш, научившийся управлять движениями своих глаз, большую часть бодрствования рассматривает свое окружение, что обеспечивает удовлетворение потребности в получении впечатлений, фиксирует взгляд на лице взрослого, что становится основой развития деятельности общения. Пытаясь удержать в поле зрения предмет, ребенок учится поворачивать голову.
Таким образом, именно в развитии зрительной сферы новорожденного мы наблюдаем все четыре признака, позволяющие выделить данную линию в качестве ведущей.
Неравномерность развития необходимо отличать от его скачкообразности, проявляющейся в чередовании периодов некоторого замедления в развитии и скачков, когда на протяжении короткого времени происходят значительные количественные и качественные изменения. Особенно ярко проявляются такие скачки в развитии активной речи детей. Свои первые 5-10 слов ребенок начинает произносить к году, но вплоть до конца второго года жизни он употребляет не более 30 слов, грамматически не изменяя их. В возрасте двух лет (у одних детей раньше, у других позже) активный словарный запас резко — всего за 2-3 месяца — возрастает до 200-300 слов, ребенок начинает строить предложения из трех и более слов, грамматически согласуя их между собой.
Подобный скачок можно наблюдать и в увеличении работоспособности нервной системы, когда за 3-4 дня малыш увеличивает период своего бодрствования на целый час и затем на несколько месяцев останавливается на достигнутом.
Ведение родителями-педагогами дневников наблюдений за развитием своих детей позволяет увидеть скачкообразность различных линий развития. Рассмотрим для примера дневниковые записи, касающиеся овладения ходьбой.
Так, первые отметки о самостоятельных шагах малыша появляются, когда ему исполняется 9 месяцев: «23.02 — в первый раз сделал пару шагов, 24.02 — прошел к маме четыре шажка, 25.02 — сделал два шага от кресла к столу». В течение следующих трех недель ребенку не удается сделать больше двух шажков, и только 17 марта появляется новая запись: «Сегодня прошел семь шагов».
А спустя четыре дня — 21 марта — малыш совершает «рекордные 18 шажков с сушкой в зубах», при этом родитель замечает, что у ребенка «лучше получается, когда он идет сам; а когда зовешь, то, сделав 2-4 шага, падает». Но уже 25.03 малыш «практически каждую минуту встает на ноги и идет сам, держа в руках игрушку, теперь это его любимейшее занятие; 27.03 — идет сам в каждом удобном случае, проходит (с остановками и приседаниями) неописуемые расстояния». И далее опять наступает период замедленного развития: лишь 17.05 родитель делает запись о том, что ребенок «впервые долго самостоятельно ходил на улице в сапожках».
Периоду раннего детства свойственна и такая особенность как наиболее тесная взаимосвязь состояния здоровья, физического и психического развития. Малыши, испытывающие эмоциональный дискомфорт при поступлении в детский сад, не только частично регрессируют в психомоторном развитии, но и беспокойно спят, теряют в весе, начинают болеть. И напротив, обеспечение позитивного эмоционально насыщенного общения, как описывает в своем исследовании М.Ю. Кистяковская, может улучшить состояние ребенка даже без лекарственной терапии. Так, автор рассказывает историю девочки Тани, которая поступила в исследовательский центр в возрасте 1 года 10 месяцев, имея вес пятимесячного (6,5 кг) и рост 11-месячного ребенка. Таня все время лежала, не могла удерживать голову в вертикальном положении, не брала игрушки и даже не рассматривала их. Педагоги стали взаимодействовать с девочкой как с младенцем первых месяцев жизни — в форме ситуативно-личностного общения. Спустя месяц Таня начала активно включаться в общение со взрослыми, сосредоточивать взгляд на игрушках, прибавка веса составила около 1 кг. Через три месяца девочка научилась брать предметы, ползать, садиться.
Можно привести и примеры, отражающие другие аспекты указанной взаимосвязи. Так, в исследовании И.А. Аршавского новорожденных почти перед каждым кормлением купали в прохладной (t 24-28°) воде. В результате малыши, родившиеся физиологически незрелыми, быстро догоняли ровесников по антропометрическим показателям, раньше начинали удерживать головку, ползать, демонстрировали успехи в психическом развитии. Согласно данным М.М. Кольцовой, дети второго года жизни, с которыми дополнительно ежедневно проводились 20-минутные упражнения по развитию мелкой моторики рук, уже спустя неделю занятий заметно опережали сверстников на речевых занятиях: если первые активно и достаточно точно повторяли за педагогом звукоподражания, то вторые преимущественно молчали.
В раннем детстве, в сравнении с другими возрастными периодами, наиболее выражены индивидуальные различия в развитии малышей.
Так, например, по данным Ю.М. Хохряковой, из 300 обследованных детей к моменту достижения ими возраста 2 лет 3 месяцев 9% находились на I уровне сенсорного развития (они выполняли диагностические задания с помощью практических проб), 46% — на II уровне (овладели практическим примериванием), 37% — на III уровне (осуществляли зрительное соотнесение величины и формы объектов в знакомых ситуациях) и 8% — на IV уровне (свободно соотносили не только пространственные, но и цветовые свойства объектов на основе предметных предэталонов).
Широта спектра различий в развитии детей не только одной возрастной группы, но и одного календарного возраста требует от педагогов осуществления индивидуального подхода, а также актуализирует проблему диагностики развития.
Проводимая в период раннего детства диагностика развития выполняет разные функции: служит основой индивидуализации воспитания и обучения, позволяет своевременно выявлять нарушения развития. Однако что считать нормой развития? Рассмотрим для примера такой показатель, как «употребление ребенком в свободной речи не менее 10 слов». По мнению Н.М. Аксариной, Э.Л. Фрухт, этот показатель характеризует нормальное развитие детей в возрасте одного года. В отличие от них И.Г.Холл, Н.Скиннер полагают, что к году только наиболее способные малыши имеют в активном словаре десяток слов, и потому в качестве нормативного данный показатель следует отнести к возрасту полутора лет (18 мес.). Между тем массовое обследование детей, проведенное в 2001 году в Санкт-Петербурге, выявило наличие не только индивидуальных, но и половых различий по названному показателю. Среди девочек 50% обследованных употребляли десять слов к 17-му месяцу, а среди мальчиков — только к 21-му месяцу жизни. Если же «планку нормы» поднять до 85%, то для девочек рассматриваемый показатель нужно будет отнести к 26-му месяцу, а для мальчиков — к 31-му месяцу.
Развитие ребенка в период раннего детства отличается наиболее выраженной зависимостью от воздействий взрослого. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого, он не прожил бы и нескольких часов. И дело здесь не только в том, что взрослый ухаживает за ним. Еще в XIII веке император Фридрих Гогенштауфен решил провести эксперимент с целью узнать, на каком языке (латыни, греческом или немецком) заговорят дети, если им обеспечить хороший уход и питание, но при этом не общаться с ними. Как гласит легенда, за малышами ухаживали немые кормилицы, но никто из испытуемых в таких условиях не дожил и до двух лет и, разумеется, не произнес ни одного слова.
Подобные эксперименты ставит и сама жизнь. В годы Второй мировой войны в приютах оказывалось большое количество детей, разлученных с родителями. Рене Спиц, наблюдая за поведением таких малышей, отметил, что у многих из них развивается «классическая форма госпитализма»: дети становятся апатичными, проявляют негативное отношение к взрослым и, несмотря на достаточное питание и нормальные гигиенические условия, умирают.
Но удивительно, что уникальный процесс стремительного развития ребенка в первые три года жизни, хотя и зависит от воздействий взрослого, вместе с тем, казалось бы, не требует его педагогической компетентности. Как свидетельствуют, к примеру, этнографические наблюдения М. Мид, дети раннего возраста, растущие в примитивных африканских культурах, по многим показателям психомоторного развития значительно превосходят своих европейских сверстников. Почему так происходит? Чем руководствуются в своей деятельности родители, не имеющие педагогического образования? Данные вопросы мы рассмотрим в следующем параграфе.
Итак, раннее детство — особый возрастной период, в котором развитие ребенка осуществляется наиболее интенсивно, отличается высокой пластичностью, неравномерностью и скачкообразностью, особо тесной взаимосвязью физического, психического развития и состояния здоровья. Для этого периода характерна яркая выраженность индивидуальных различий в развитии детей, а также наиболее сильная зависимость от воздействий взрослого.
Контрольные задания:
- 1. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие каждую из перечисленных особенностей развития детей.
- 2. Приведите примеры, доказывающие или опровергающие теорию НУВЭРС.
- 3. Покажите на каком-либо конкретном примере взаимозависимость выделенных особенностей развития детей в период раннего детства.
Источник