Особенности развития ребенка старшего дошкольного возраста в неполной семье

Особенности развития ребенка старшего дошкольного возраста в неполной семье thumbnail

Институт Специальной Педагогики и Психологии им. Рауля Валленберга

Реферат

по Риторике

на тему: «Психологические особенности детей дошкольного возраста воспитываемых в неполной семье»

подготовленный :

студенткой

заочного отделения  

493/с группы

факультета :  

Специальной педагогики  и психологии

Хадорченко А. Н.

Санкт-Петербург

2010 г.

План:

I. Общие сведения о неполной семье

1. Что такое неполная семья?

2. Статистика неполных семей за последние 20 лет

II. Особенности воспитания в неполной семье

III. Потребности ребенка для здорового психического развития

1. Четыре круга потребностей ребенка

а) Первый круг: взаимное общение между

 ребенком и родителем.

б) Второй круг: потребность социального учения.

в) Третий круг: эмоциональные потребности

г) Четвертый круг: включение ребенка в

общественную жизнь

2. Психологические особенности детей

дошкольного возраста воспитываемых в неполной семье

а) Дефицит мужского внимания.

б) Половая идентификация.

в) Чрезмерная опека матери в неполной семье.

I. Общие сведения о неполной семье.

1. Что такое неполная семья?

При рассмотрении процесса воспитания детей необходимо изучение стилей родительского отношения в неполных семьях. Какие же семьи можно отнести к этой категории?

 Неполная семья – это когда в семье есть лишь один родитель с одним или несколькими детьми. Причинами этого может быть смерть одного из супругов, или развод, который происходит в связи со злоупотреблением спиртными напитками, бытовой неустроенностью супругов, супружеской неверностью, с проблемами распределения домашних обязанностей, с психологической несовместимостью. Но нередко неполная семья образуется и в результате внебрачного рождения ребёнка, расторжения брака, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

2. Статистика неполных семей за последние 20 лет

Воспитывать детей тяжело. Даже если в воспитательном процессе участвуют оба родителя, а также подключаются бабушки, тетушки и приходящие няни. Если ребенка воспитывает один родитель — на него падает двойная нагрузка. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Так, если:

 В 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%,

То в 1997 году она превысила 25%.

В 21 веке каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.

II. Особенности воспитания в неполной семье

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.

Распад семьи наносит ребенку травму. Это неизбежно, как бы ни старались родители смягчить удар. А иногда они и не пытаются его смягчить — в своих душевных метаниях мама и папа забывают о ребенке, и вот он уже покинут не одним, а обоими родителями… И как раз в тот момент, когда он особенно остро нуждается в их любви и поддержке.

Часто после разрыва мамы пытаются взять на себя героическую миссию — стать для своего ребенка и матерью, и отцом. Скажем сразу — миссия невыполнима. В полной семье мама и папа занимают каждый свою нишу, и на стыке их воспитательных позиций, как правило, и находится та золотая середина, которая помогает правильно воспитывать ребенка. Одинокая мама бросается в крайности. Она хочет заменить сыну отца — и становится строгой, требовательной, жесткой. В результате мальчик лишается не только отца, но и матери — ее любви, теплоты, ласки. А ведь в раннем возрасте именно эти материнские качества становятся для ребенка залогом уверенности в себе, доверия к окружающим, общего положительного самоощущения.

«Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье — это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Важное значение имеет личность того человека, который остался с ребенком один на один. Качества самого воспитателя сыграют в формировании ребенка гораздо большую роль, чем факт неполной семьи.»

Не стоит забывать, что ребенок — не пассивный участник воспитательного процесса. Он тоже формирует свою личность своим темпераментом. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной.

III. Потребности ребенка для здорового психического развития

1. Четыре круга потребностей ребенка

У ребенка есть 4 круга потребностей. Он должен пройти все эти круги, чтобы на выходе получить здоровое развитие и хорошие отношения со сверстниками. В полной семье этот результат достигается, как правило, естественным путем. В неполной семье необходимо приложить ряд усилий.

а) Первый круг: взаимное общение между ребенком и родителем.

Мать может легко удовлетворить эту потребность. Но женщины часто бросаются в крайности. Либо она слишком перегружена работой и личными проблемами — и малыш оказывается заброшенным. Либо она пугается того, что мало заботится о ребенке — и начинает душить его своей любовью. Но избыток заботы так же вреден, как и недостаток: он может привести к равнодушию или активному сопротивлению.

б) Второй круг: потребность социального учения.

И на этом круге нельзя сказать, что одинокая мать в невыгодном положении. Она учит малыша с первых дней его жизни так же естественно, как и любая другая мать. И у нее даже есть преимущество — никто не спорит с ней о взглядах на воспитание. Но это преимущество имеет и обратную сторону. Истина, как известно, рождается в споре. А если никто не спорит, значит, ошибки останутся неисправленными. Легкое привитие различных навыков ребенку еще не говорит о том, что они сформированы хорошо и полезно. Ребенок должен уметь целеустремленно направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях.

в) Третий круг: эмоциональные потребности

И здесь мать-одиночка не столкнется с непреодолимыми проблемами. Как правило, дети в неполных семьях очень хорошо эмоционально развиваются — если матери готовы находчиво отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к их «открытиям». Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком, надо только создавать ему условия, при которых он сам бы «открывал мир». Ребенка надо поддерживать советом, оказывать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается.

Читайте также:  Роль спорта в развитии личности ребенка

г) Четвертый круг: включение ребенка в общественную жизнь

Да, здесь дети из неполных семей оказываются в менее выгодном положении. Ребенку знакома практически одна социальная роль — его матери. В связи с этим психологи З. Матейчек, В. Сатир, А.И. Захаров определяют самый острый вопрос неполной семьи — как сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию? Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости, а если есть, то какого качества?

Для выполнения этой задачи в обществе существуют половые роли. Это социальные нормы, которые определяют, чем должны и не должны заниматься представители каждого пола. Это формирование должно начинаться с дошкольного возраста. Иначе неизбежны отклонения в развитии, которые позже помешают нормально выполнять семейную и общественную функции. Такие проблемы всегда приводят к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.

2. Психологические особенности детей дошкольного возраста воспитываемых в неполной семье

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.
Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

а) Дефицит мужского внимания.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

  1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);
  2. недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
  3. затруднений обучения навыкам общения с представителями противоположного пола;
  4. формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Математические способности — едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

б) Половая идентификация.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Читайте также:  Домашняя система развития и образования ребенка

в) Чрезмерная опека матери в неполной семье.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Источник

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Вяткина Л.Б.

1

1 ФБГОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

В статье дается анализ теоретических основ проблемы психического развития в зависимости от особенностей возраста, детско-родительских отношений, типа семейного воспитания и конфигурации семьи. Приводятся результаты исследования, полученные методами статистической обработки. Т-критериальный анализ позволил выделить сходства и различия в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста и преобладающие детско-родительские отношения, тип семейного воспитания в полных и неполных семьях. Для детей из полных семей характерны: высокий уровень развития интеллекта, внимания, средний уровень развития творческого мышления, работоспособности; преобладают детско-родительские отношения «симбиоз». Для детей из неполных семей характерны: высокий уровень развития творческого мышления, средний уровень развития внимания и работоспособности, средний уровень развития интеллекта. Преобладают такие виды детско-родительских отношений, как «кооперация», «отвержение».

познавательная сфера

детско-родительские отношения

тип семейного воспитания

полная и неполная семья

1. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию.– М.: Когито-Центр, 2009.

2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарини, 2004.

3. Кволс К. Радость воспитания. – СПб., 2003.

4. Ковалев Г.А. Психология современной семьи. – СПб., 2005.

5. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений. – М., 2004.

6. Матейчик З. Родители и дети. – М., 2009.

7. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. – М., 2000.

8. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2007. – № 4.

Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство – человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, так как его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Семья представляет базовую модель для социализации ребенка, а родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в детском возрасте.

Воспитание в семье эмоционально, индивидуально, конкретно. Для него характерны целенаправленность, постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей на детей, наличие объективных возможностей включения ребенка в различные сферы деятельности семьи (бытовую, хозяйственную, досуговую, общественную), с одной стороны, и с другой – отсутствие четких организационных форм и стихийность влияния всей жизнедеятельности семьи на ребенка. Широкий диапазон представленных в семье возрастных половых, профессиональных подсистем позволяет ребенку постепенно и поэтапно включаться в социальную жизнь, а также наиболее широко проявлять и реализовывать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

В исследованиях Е.П. Арнаутовой, М.В. Ивановой, Л.И. Маленковой, В.Н. Ярош, направленных на изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка, показано, что решающее значение здесь имеет тип отношений между родителями и ребенком. Занимаемая родителями позиция, отношение к ребенку в семье во многом определяет весь ход его психического развития, формирующиеся у ребенка способности и черты характера. При всем разнообразии этих отношений, зависящих от семейных традиций, образованности родителей, их ценностных установок, мировоззрения, общего культурного уровня и многих других факторов, все же можно выделить два основных типа отношений к детям. В одном случае точкой отсчета и главным ориентиром является ребенок, а в другом – взрослый, его жизненные принципы, предрассудки. Только при первом типе отношений оказывается возможным настоящее взаимопонимание между ребенком и взрослым, только в этом случае устанавливается эмоциональная атмосфера, необходимая для полноценного развития ребенка [3].

В настоящей ситуации институт семьи переживает кризис, но, несмотря на это, семья остается наиболее стабильной, эффективной и экономичной системой, позволяющей воспитывать и содействовать раскрытию потенциальных возможностей детей.

И. Андреева, А. Гулыга [4] показывают, что кризисные явления в семье проявляются, прежде всего, в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50 % браков (иногда уровень разводов достигает 70 %). Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования семей, на здоровье взрослых и детей.

Психологические исследования последних лет (Денисова Р.Н., Минияров В.М., Кволс К. и др.) доказали, что можно выделить четыре круга потребностей, которые должны быть удовлетворены для полноценного психического, физического и личностного развития ребенка в неполной семье. Окружающая действительность доказывает, что в некоторых случаях ребенок, воспитанный в неполной семье (одной матерью) быстрее созревает и более успешно участвует в общественной жизни. Если три основных круга потребностей (стимуляция, учение, эмоциональная связь) и могут быть удовлетворены в неполной семье, то удовлетворение четвертого круга потребностей – область общественных связей – остается все же под вопросом [2].

Читайте также:  Как влияют переживания на развитие ребенка

В основе данного исследования лежит предположение о том, что развитие познавательной и личностной сферы детей старшего дошкольного возраста связано с типом детско-родительских отношений и типом семейного воспитания.

Экспериментальная часть исследования проводилась в 2012 году в г. Перми. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста (30 – из полной семьи и 30 – из неполной семьи) и их родители.

В ходе исследования использовались следующие методики: методика «Матрица Равенна» для определения уровня развития интеллекта, тест творческого мышления Торренса для изучения креативности мышления, методика М.Р. Гинзбурга для определения мотивов учения, многофакторный личностный опросник Р. Кетелла (детский вариант) для определения свойств личности у детей, тест-опросник родительского отношения Н.Я. Варга и В.В. Столина, опросник «Анализ семейного воспитания» для изучения особенностей семьи.

Анализ результатов шел по нескольким направлениям:

1) сравнительный анализ результатов по t-критерию Стьюдента между детьми из полной и неполной семьи;

2) обсуждение результатов исследования детей из неполной семьи;

3) обсуждение результатов исследования детей из полной семьи.

Сравнительный анализ выявил некоторые сходства и различия в развитии познавательной и личностной сферы между детьми из полной и неполной семьи.

Так, например, для обеих выборок характерно то, что:

1) дети проявляют непринужденность и смелость в общении, отзывчивы, легко вступают в контакт со взрослыми, не стесняются публичных выступлений;

2) дети обнаруживают повышенную возбудимость, чрезвычайную активность, что связано как с особенностями темперамента, так и с детско-родительскими отношениями и типом семейного воспитания.

Наиболее яркие различия наблюдаются в следующих проявлениях:

1) по фактору I (мягкосердечность). Дети из неполных семей более чувствительные, нежные, добрые. Они отличаются художественным восприятием мира, богатым воображением, тонким эстетическим вкусом. Для них типичны тревожность и беспокойство, снисходительность к себе и к другим людям, зависимость и потребность в любви и помощи со стороны других людей;

2) по развитию творческого мышления. У детей из неполных семей более развиты такие показатели креативности мышления, как оригинальность, которая свидетельствует об умении находить нестандартные решения задач и тщательность разработки, которая предполагает доведение до конца начатого дела, умение продумать и спланировать свою деятельность.

На основании корреляционного анализа Пирсона были получены следующие результаты. В группах дошкольников из полной и неполной семьи выявлены различия в характере коррелятов показателей психического развития, детско-родительских отношений и типах семейного воспитания.

В выборке детей из неполной семьи обнаружены статически значимые корреляции показателей развития подготовительной сферы, личностных особенностей, детско-родительских отношений и тип семейного воспитания (рис. 1).

pic_80.wmf

Рис. 1. Характер корреляционных связей показателей личностных особенностей, познавательной сферы, детско-родительсих отношений и типа семейного воспитания

В данной выборке обнаружено, что тип воспитания «эмоциональное отвержение» коррелирует с такими личностными особенностями, как чувствительность, тревожность, замкнутость. Чем выше эмоциональное отвержение родителями своего ребенка, тем более остро и тревожно он переживает чувство беспомощности, замкнутости. В то же время у таких детей обнаружены высокая оригинальность и гибкость мышления, что свидетельствует о взаимосвязи креативности мышления и высокой чувствительности.

Далее был проведен корреляционный анализ в группе дошкольников из полной семьи, в результате которого также обнаружены статически значимые связи между показателями развития познавательной сферы детей, их личностными особенностями, детско-родительскими отношениями и типом семейного воспитания (рис. 2).

pic_81.wmf

Рис. 2. Характер корреляционных связей показателей личностных особенностей, познавательной сферы, детско-родительских отношений и типа семейного воспитания

В данной выборке обнаружено, что тип воспитания «потворствующая гиперпротекция» коррелирует с такими личностными особенностями, как интеллект, открытость, общительность. У таких детей обнаружен и высокий уровень развития интеллектуальных способностей, что свидетельствует о взаимосвязи интеллектуальных и коммуникативных характеристик.

По результатам исследования можно сформулировать общие выводы, характеризующие особенности семейного воспитания и его влияние на развитие познавательной и личностной сферы детей из неполной семьи.

1. В неполных семьях преобладают следующие типы родительских отношений:

– «кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помогать ему, сочувствует. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается встать на его сторону в спорных вопросах;

– «отвержение» – родитель воспринимает своего ребенка неудачливым, неприспособленным. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, дурных наклонностей, небольшого ума. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Часто встречающийся тип семейного воспитания – «эмоциональное отвержение»: родитель уделяет ребенку недостаточно сил и времени, стремится максимально удовлетворить потребности ребенка либо, наоборот, их игнорирует, уровень требовательности к ребенку в семье бывает чрезмерным, высока степень запретов, родитель реагирует даже на незначительные нарушения поведения.

2. Показатели развития познавательной и личностной сферы взаимосвязаны с типом детско-родительских отношений. Так, для детей из неполной семьи характерны: высокий уровень развития творческого мышления, средний уровень развития внимания и работоспособности, средний уровень развития интеллекта.

3. Тип семейных отношений связан с развитием личностных особенностей ребенка. Так, для детей из неполных семей характерны: чувствительность, зависимость от других, исполнительность, тревожность тяжелое переживание неудач, подверженность страхам, замкнутость, недооценивание своих возможностей.

4. В полных семьях преобладает тип родительских отношений «симбиоз»: родитель постоянно ощущает тревогу, беспокойство за ребенка, старается оградить его от трудностей, что сказывается на развитии самоконтроля детей, их неуверенности в своих способностях и возможностях.

Часто встречающиеся типы семейного воспитания:

– «доминирующая гиперпротекция» – родители уделяют ребенку много сил и времени, стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей;

– «потворствующая гиперпротекция» – родители отличаются недостаточной требовательностью к ребенку, уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

5. Показатели развития познавательной и личностной сфер связали с типом детско-родительских отношений. Так, для детей из полной семьи характерны: высокий уровень развития интеллекта, внимания, средний уровень развития творческого мышления и работоспособности.

Статья подготовлена в рамках проекта № 032-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ.

Рецензенты:

Жданова С.Ю., д.псх.н., заведующая кафедрой психологии развития, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь;

Щукин М.Р., д.псх.н., профессор кафедры практической психологии, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.

Работа поступила в редакцию 07.08.2013.

Библиографическая ссылка

Вяткина Л.Б. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНОЙ/ПОЛНОЙ СЕМЬЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-2. – С. 442-445;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32301 (дата обращения: 01.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник