Особенности развития ребенка с зпр особенности внимания

Особенности развития ребенка с зпр особенности внимания thumbnail

Психические особенности детей с ЗПР

Определение 1

Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вследствие медленного созревания головного мозга, вызванного воздействием на него ряда неблагоприятных факторов.

Причины ЗПР:

  1. Тяжелые желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте (у новорожденных и детей до года).
  2. Различные внутриутробные патологии.
  3. Многоплодные беременности (чаще при близнецовой беременности).
  4. Родовые патологии (асфиксия, родовые травмы и т.д.).
  5. Недоношенность.
  6. Хромосомные и эндокринные нарушения.

Психические особенности детей с ЗПР:

  • Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР отстают в росте, имеют малую массу тела, наблюдается нарушение координации движений, поздно начинают ходить, гиперактивны.
  • Инфантильные психические особенности. Инфантилизм – замедленное созревание мозговых систем. В результате чего у детей наблюдается замедление в развитии эмоционально-волевой сфере.
  • Особенности познавательных процессов. Ограниченный объем и затруднение восприятия и памяти, медленный прием и переработка поступающей информации, отставание развития речи и ее последующая бедность и примитивность.
  • Особенности обучения в школе. Стойкая неуспеваемость, отставание от общей программы, отсутствие мотивации к обучению, низкий самоконтроль, преобладание игровой деятельности над учебной. В процессе посещения школы у детей складывается не только негативное отношение к учебе, но и постепенно формируется чувство собственной неполноценности.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Сущность и функции внимания

Определение 2

Внимание – это специфическая направленность человеческой психики на определенный объект или деятельность.

Направленность внимания может быть как на внутренние процессы человека, так и на происходящее (предметы) окружающего мира.

Особенность внимания заключается в том, что оно не имеет явного содержания, а находится внутри всех процессов.

Сущность внимания состоит в его направленности на объекты и действия, получение информации, ее переработку и последующее сохранение в сознании личности.

Формы внимания:

  • сенсорная форма (перцептивное внимание);
  • интеллектуальная форма (мыслительное внимание);
  • моторная форма (двигательное внимание).

Виды внимания:

  1. Активное (произвольное) внимание. Внимание направляется на предмет или действие целенаправленно, для того чтобы запомнить, изучить, сохранить и т.д. свойства предмета или происходящего действия.
  2. Пассивное (непроизвольное) внимание. Внимание возникает непроизвольно, вследствие вызванного интереса со стороны предмета или действия.
  3. Послепроизвольное внимание. Стадия внимания, когда происходит возврат к непроизвольному вниманию.

Функции внимания:

  • Контроль над психическими и физиологическими процессами (активация или торможения, в зависимости от потребности).
  • Основная функция внимания – отбор, систематизация, анализ и последующее сохранение в сознании необходимой информации.
  • Сохранение, удержание, воспроизведение образов предметов.
  • Возможность длительного сосредоточения и активности на нужном объекте.
  • Контроль и регуляция протекания деятельности личности.

Внимание связано со многими качествами личности человека и во многом зависят от них (наблюдательность, способность выделять частное из общего и т.п.).

Характеристика особенностей внимания у детей с ЗПР

Отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

  1. Неустойчивость. В связи с чем, у ребенка наблюдается снижение производительности, возникают трудности при выполнении различного рода заданий. Так же возможны колебания внимания, то есть в течение нескольких минут отмечается активная работоспособность, которая затем снижается, и ребенок «выпадает» из процесса (начинает заниматься посторонними делами, отвлекается и т.д.). Тем самым ребенок отдыхает от продуктивной деятельности. После отдыха он вновь может к ней вернуться с прежним интересом.
  2. Низкая концентрация внимания. Ребенку с ЗПР сложно сосредоточиться на длительном выполнении работы, либо на объекте деятельности. Отмечается быстрое утомление и постепенное снижение интереса к процессу работы.
  3. Снижение объема внимания. Ребенок с ЗПР не способен удержать одновременно весь объем информации, который ему необходим для осуществления игровой или учебной деятельности. В связи с чем, можно отметить затруднение восприятия всей ситуации в целом.
  4. Снижение избирательности внимания. Детям с ЗПР сложно сформулировать цель деятельности (задания), а также составить план для ее достижения. Ребенку трудно продумать условия реализации, так как он не может полноценно сосредоточиться на основном и отделить его от побочных деталей процесса.
  5. Снижение распределения внимания. Ребенок в ЗПР не может выполнять одновременно несколько заданий или действий. Особенная трудность возникает в том случае, если все задания требуют от ребенка сознательного контроля (стадия освоения).
  6. «Прилипание внимания». Трудности в переключении внимания с одного способа выполнения задания на другой (отсутствие гибкости реагирования).
  7. Повышенная отвлекаемость. Ребенку с ЗПР сложно сосредоточится на длительном выполнении одной деятельности. В процессе работы отмечается постепенное снижение темпа работы, отвлекаемость, совершение большого числа ошибок, что в итоге негативно сказывается на результате работы.

Замечание 1

Таким образом, у детей с ЗПР ярко выражены следующие недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленное переключение, малый объём. К особенностям внимания этих дошкольников также можно отнести слабость произвольного внимания, которая проявляется в частой смене объектов внимания и в невозможности длительного сосредоточения на каком-то одном объекте.

Источник

Анастасия Касмынина
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

На человека постоянно действует масса самых разных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно и с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознаётся не вполне отчётливо, что-то весьма смутно, а многое и вообще не замечается. Из массы окружающих объектов — предметов и явлений — человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточения на нём. Это обеспечивается вниманием.

Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной. Внимание в жизни и деятельности каждого выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с необходимыми потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

В настоящее время проблеме особенностей развития психических процессов и в частности внимания, отводится большое значение. Особенно это актуально применительно к детям с задержкой психического развития. В значительной степени это связано с тем, что внимание определяет ход и результат учебной работы. Дошкольники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

Читайте также:  Материал по особенностям развития ребенка для родителей

Для данной категории характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время и переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности и увеличивают число ошибок. Наблюдается проявление инертности – ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения и как следствие этого – трудности при выполнении заданий учебного типа. Состояние внимания непосредственно влияет на деятельность ребенка. Часты случай, когда именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в обучении. Одним из условий оптимальной учебной деятельности ребенка является его способность к концентрации внимания.

В психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

Неустойчивость (колебания) внимания, что ведет к снижению производительности, обуславливает трудности выполнения заданий. Ребенок продуктивно работает в течение 5-15 мин., Затем в течение 3-7 мин., «Отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы «выпадает» из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т. д.

Пониженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Данная особенность внимания указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.

Снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи наблюдается затрудненное восприятие ситуации в целом.

Снижена избирательность внимания. Ребенку трудно выделить цель деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей.

Сниженное распределения внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, то есть находятся в стадии освоения.

«Прилипания внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.

Повышенная отвлекаемость. Ребенок долго не может сосредоточиться на данной деятельности. Сравнительное экспериментальное исследование показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп их деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.

Игры для развития зрительного внимания.

1. «Сортировка»

Перемешать в миске фасоль, горох, рис. (жёлуди, камешки, пуговицы). Разбери по сортам.

2. «Что изменилось?»

Поставьте перед ребенком 3–7 игрушек. Попросите его закрыть глаза, и в это время уберите одну игрушку (поменяйте местами игрушки). Открыв глаза, ребенок должен угадать, какой игрушки нет. В дальнейшем, можно прятать 2 и более игрушек.

3. «Найди отличия».

Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

4. «Найди одинаковые предметы».

На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета из множества.

5. «Найди непохожий предмет».

Среди одинаковых предметов найди 1 отличающийся от других предмет.

6. «Недостающие детали» (Что забыл нарисовать художник)

Например, дом без окна, машина без колеса, заяц без уха и т. д.

7. «Найди тень».

На рисунке дети должны найти подходящую тень к изображенному предмету.

9. Разрезные картинки, пазлы, мозайка.

10. Нанизывание бусинок по образцу.

11. Рисование узора, орнамента по клеточкам.

12. Выкладывание фигур из палочек по образцу; конструирование.

Игры для развития слухового внимания.

1. «Назови одним словом»

Лиса, волк, заяц — Кто это?. (дикие животные)

Чашка, тарелка, ложка — ….(посуда)

Ворона, синица, воробей — ….(птицы, и т. д.

2. «Назови пару»

Одежда — платье, мебель — диван, фрукты — яблоко….

3.Игра с мячом: «Я знаю 5 названий животных» (птиц, игрушек, ягод, овощей, фруктов, посуды, мебели, животных, и т. д.)

4. «Доскажи словечко»

Зимой холодно, а летом-…

Ночью темно, а днём-….

Трава зелёная, а небо — …

Птица летает, а змея — …

Медведь любит мёд, а зайчик — …

5. «Скажи наоборот»

День — ночь, горячо — холодно, кислый — сладкий, быстро — медленно, высоко — низко.

6. «Часть-целое»: Педагог называет часть предмета, а ребёнок — целый предмет. Например, окно — дом, руль-машина, хвост-кошка, лист-дерево и т. д. Затем наоборот, взрослый называет целый предмет, а ребёнок — его часть.

7. «Ухо–нос»:

По команде «Ухо» дети должны ухватиться за ухо, по команде «Нос» — за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

8. «Карлики ивеликаны».

Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Взрослый выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе. «Замри». По сигналу взрослого дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, он выбывает из игры.

9. «Повторяй за мной».

Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

10. «Съедобное–несъедобное».

Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный. Можно предложить любое другое условие для того, чтобы ловить мяч или его отбивать. Например, растения и животные. Растение — ловим, животное — отбиваем.

11. «Красный, желтый, зеленый».

Игра направлена на внимание и развитие реакции. Дети сидят на скамеечке или на стульчиках. Если воспитатель поднимает зеленый флажок, дети топают ногами. Если поднят желтый флажок — хлопают в ладоши. Если красный — сидят без движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.Вариант: тот, кто не ошибается, получает жетон, а в конце игры — сладкий приз.

12. «Запрещённое движение».

С ребенком заранее договоритесь, какое движение запрещенное. Затем ребенок повторяет за взрослым разные движения, кроме запрещённого — опускает руки вниз.

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте, оно не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психологической активности человека: она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Без умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности ни один человек не сможет выполнить любую, даже самую простую работу. Поэтому внимание надо развивать уже в дошкольном детстве, т. к. именно тогда закладываются основы для развития человека. В дошкольном возрасте формируются основные свойства внимания: устойчивость, переключение и распределение.

Читайте также:  Ребенок в год развитие тест

Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно, управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания — произвольного внимания — к шести-семи годам уже достаточно велики. Но даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

У детей с задержкой психического развития ярко выражены следующие недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленное переключение, малый объём. К особенностям внимания этих дошкольников также можно отнести слабость произвольного внимания, которая проявляется в частой смене объектов внимания и в невозможности длительного сосредоточения на каком-то одном объекте.

Полученные данные указывают на то, что необходимо своевременно обращать внимание на трудности, возникающие у детей с задержкой психического развития, проводить коррекционно-развивающие мероприятия. Своевременная психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

Список использованной литературы:

1. Переслени Л. И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. 1972. №4. — С. 3-9.

2. Стребелева Е. А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». Книга для педагога – дефектолога. М. 2004г.

3. Ульенкова У. В. «Дети с задержкой психического развития». Нижний Новгород 1994г.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи», М. 2009 Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Программа, М. 2005 г.

5. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1990.

6. Психология (словарь) /под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского — М., 1990.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1996.

8. Специальная психология / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева — М., 2005.

Источник

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

hello_html_1597f493.pngНа человека постоянно действует масса самых разных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно и с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознаётся не вполне отчётливо, что-то весьма смутно, а многое и вообще не замечается. Из массы окружающих объектов — предметов и явлений — человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточения на нём. Это обеспечивается вниманием.

Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной. Внимание в жизни и деятельности каждого выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с необходимыми потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

В настоящее время проблеме особенностей развития психических процессов и в частности внимания, отводится большое значение. Особенно это актуально применительно к детям с задержкой психического развития. В значительной степени это связано с тем, что внимание определяет ход и результат учебной работы. Дошкольники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

Для данной категории характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время и переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности и увеличивают число ошибок. Наблюдается проявление инертности – ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения и как следствие этого – трудности при выполнении заданий учебного типа. Состояние внимания непосредственно влияет на деятельность ребенка. Часты случай, когда именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в обучении. Одним из условий оптимальной учебной деятельности ребенка является его способность к концентрации внимания.

В психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

hello_html_3ae266fd.pngНеустойчивость (колебания) внимания, что ведет к снижению производительности, обуславливает трудности выполнения заданий. Ребенок продуктивно работает в течение 5-15 мин., Затем в течение 3-7 мин., «Отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы «выпадает» из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.

hello_html_3ae266fd.pngПониженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Данная особенность внимания указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.

hello_html_3ae266fd.pngСнижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи наблюдается затрудненное восприятие ситуации в целом.

hello_html_3ae266fd.pngСнижена избирательность внимания. Ребенку трудно выделить цель деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей.

hello_html_3ae266fd.pngСниженное распределения внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, то есть находятся в стадии освоения.

hello_html_3ae266fd.png«Прилипания внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.

hello_html_3ae266fd.pngПовышенная отвлекаемость. Ребенок долго не может сосредоточиться на данной деятельности. Сравнительное экспериментальное исследование показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп их деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы аутичного ребенка

Игры для развития зрительного внимания.

  1. «Сортировка»

Перемешать в миске фасоль, горох, рис. (жёлуди, камешки, пуговицы). Разбери по сортам.

  1. «Что изменилось?»

Поставьте перед ребенком 3–7 игрушек. Попросите его закрыть глаза, и в это время уберите одну игрушку (поменяйте местами игрушки). Открыв глаза, ребенок должен угадать, какой игрушки нет. В дальнейшем, можно прятать 2 и более игрушек.

  1. «Найди отличия».

Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

  1. «Найди одинаковые предметы».

На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета из множества.

  1. «Найди непохожий предмет».

Среди одинаковых предметов найди 1 отличающийся от других предмет.

  1. «Недостающие детали» (Что забыл нарисовать художник?)

Например, дом без окна, машина без колеса, заяц без уха и т. д.

  1. «Найди тень».

На рисунке дети должны найти подходящую тень к изображенному предмету.

  1. Разрезные картинки, пазлы, мозайка.

  2. Нанизывание бусинок по образцу.

  3. Рисование узора, орнамента по клеточкам.

  4. Выкладывание фигур из палочек по образцу; конструирование.

Игры для развития слухового внимания.

  1. «Назови одним словом»

Лиса, волк, заяц — Кто это?…….(дикие животные)

Чашка, тарелка, ложка — ……….(посуда)

Ворона, синица, воробей — ……….(птицы), и т. д.

  1. «Назови пару»

Одежда — платье, мебель — диван, фрукты — яблоко….

  1. Игра с мячом: «Я знаю 5 названий животных» (птиц, игрушек, ягод, овощей, фруктов, посуды, мебели, животных, и т. д.)

  2. «Доскажи словечко»

Зимой холодно, а летом-………

Ночью темно, а днём-……….

Трава зелёная, а небо — …………

Птица летает, а змея — ……………

Медведь любит мёд, а зайчик — ………

  1. «Скажи наоборот»

День — ночь, горячо — холодно, кислый — сладкий, быстро — медленно, высоко — низко.

  1. «Часть-целое»: Педагог называет часть предмета, а ребёнок — целый предмет. Например, окно — дом, руль-машина, хвост-кошка, лист-дерево и т. д. Затем наоборот, взрослый называет целый предмет, а ребёнок — его часть.

  2. «Ухо–нос»:

По команде «Ухо» дети должны ухватиться за ухо, по команде «Нос» — за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

  1. «Карлики ивеликаны».

Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Взрослый выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе. «Замри». По сигналу взрослого дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, он выбывает из игры.

  1. «Повторяй за мной».

Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

  1. «Съедобное–несъедобное».

Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный. Можно предложить любое другое условие для того, чтобы ловить мяч или его отбивать. Например, растения и животные. Растение — ловим, животное — отбиваем.

  1. «Красный, желтый, зеленый».

Игра направлена на внимание и развитие реакции. Дети сидят на скамеечке или на стульчиках. Если воспитатель поднимает зеленый флажок, дети топают ногами. Если поднят желтый флажок — хлопают в ладоши. Если красный — сидят без движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Вариант: тот, кто не ошибается, получает жетон, а в конце игры — сладкий приз.

  1. «Запрещённое движение».

С ребенком заранее договоритесь, какое движение запрещенное. Затем ребенок повторяет за взрослым разные движения, кроме запрещённого — опускает руки вниз.

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте, оно не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психологической активности человека: она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Без умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности ни один человек не сможет выполнить любую, даже самую простую работу. Поэтому внимание надо развивать уже в дошкольном детстве, т.к. именно тогда закладываются основы для развития человека. В дошкольном возрасте формируются основные свойства внимания: устойчивость, переключение и распределение.

Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно, управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания — произвольного внимания — к шести-семи годам уже достаточно велики. Но даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

У детей с задержкой психического развития ярко выражены следующие недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленное переключение, малый объём. К особенностям внимания этих дошкольников также можно отнести слабость произвольного внимания, которая проявляется в частой смене объектов внимания и в невозможности длительного сосредоточения на каком-то одном объекте.

Полученные данные указывают на то, что необходимо своевременно обращать внимание на трудности, возникающие у детей с задержкой психического развития, проводить коррекционно-развивающие мероприятия. Своевременная психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

Список использованной литературы:

  1. Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. 1972. №4. — С.3-9.

  2. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». Книга для педагога – дефектолога. М. 2004г.

  3. Ульенкова У.В. «Дети с задержкой психического развития». Нижний Новгород 1994г.

  4. Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи», М.2009 Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Программа, М. 2005 г.

  5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1990.

  6. Психология (словарь) /под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского — М., 1990 .

  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1996.

  8. Специальная психология / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева — М., 2005.

Источник