Особенности развития ребенка с нарушением речи в дошкольном возрасте
Дети с речевыми нарушениями, патологиями характеризуются как дети, которые имеют проблемы с речью, при том, что у них нет проблем со слухом, а также сохранен интеллект. Разновидностей речевых нарушений очень много. Они проявляются в виде проблем в произношении, грамматического скелета речи, скудностью словарного запаса, а также проблемы с нарушением темпа и плавности речи. Степени тяжести речевых нарушений также бывают разными. При некоторых видах подобных нарушений, ребенок может спокойно обучаться в обычной школе. Однако более сложные формы требуют специализированного обучения. Но и в обычных школах, дети, имеющие нарушения с речью, должны быть обеспечены специализированной помощью. Традиционными являются логопедические группы во многих детских садах и школах. В таких кабинетах с детьми работают логопеды и воспитатели, имеющие специальное образование. Если говорить о детских садах, то здесь кроме коррекции речи, с детьми работают над развитием памяти, повышению внимательности, общей моторикой, а также и мелкой моторикой, а также обучают математике. Со школьниками работают специалисты логопедических пунктов, которые расположены при средних общеобразовательных школах. В такие пункты отправляют детей, которые имеют проблемы с произношением, нарушением письменной речи, которые, в свою очередь, недоразвитием речи, как указывает Т.В. Ахутина.
У многих детей с нарушениями речи психические функции имеют своеобразное развитие, что приводит к разной степени выраженности отставания в психическом развитии и трудностям обучения, о чем указывает ряд авторов (Г.В. Волкова, М.Б. Елисеева, Н.Л. Крылова, Л.Г. Ефремова и др.)
Ощущения и восприятие:
• нарушения фонематического восприятия;
• бедность и недифференцированность зрительных образов;
• непрочная связь слова со зрительным представлением предмета;
• недостаточная сформированность целостного зрительного образа предмета;
• сравнение с образцом преимущественно путем примеривания, а не зрительного соотнесения;
• нарушения оптико-пространственного гнозиса;
• низкий уровень развития буквенного гнозиса (не узнают наложенные друг на друга буквы, плохо различают нормальное и зеркальное написание букв, с трудом называют и сравнивают графически сходные буквы);
• пространственные нарушения (трудности ориентировки в пространстве, при письме, при рисовании, при конструировании).
Внимание:
• неустойчивый характер внимания;
• более низкий уровень произвольного внимания;
• трудности сосредоточения в условиях словесной инструкции;
• трудности переключения;
• трудности в распределении внимания между практическим действием и речью (детям свойственны речевые реакции уточняющего и констатирующего характера);
• частые отвлечения от задания;
• низкий самоконтроль (дети не замечают свои ошибки и самостоятельно не исправляют их).
Память:
• снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;
• отсроченное воспроизведение низкое;
• объем зрительной памяти в большинстве случаев не отличается от нормы;
• относительно сохранно смысловое, логическое запоминание.
Мышление:
• отставание в развитии наглядно-образного мышления (в большинстве случаев связано с тяжестью речевого дефекта);
• трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключения по аналогии;
• недостаточная сформированность внутренней речи, проявляющаяся при переходе речевых образований в мыслительные и наоборот;
• недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов;
• трудности в установлении причинно-следственных связей.
Воображение:
• низкий уровень продуктивного воображения;
• быстрая истощаемость процессов воображения;
• для продуктов деятельности характерны штампы, однообразие;
• словесное творчество снижено (ответы односложны, рассказы бедны).
Моторика:
• нарушения равновесия;
• нарушения координации движений;
• недифференцированность движений пальцев рук;
• недифференцированность артикуляционных движений.
2. Особенности деятельности. Игровая деятельность:
• большая вариабельность в зависимости от формы речевой патологии;
• трудности взаимодействия со сверстниками;
• трудности в играх с правилами;
• часто игры носят подражательный характер;
• речевое общение затруднено;
• игровой сюжет, как правило, простой, однообразный, не имеет целенаправленного характера.
Изобразительная деятельность:
• нарушения мелкой моторики, влияющие на способность к рисованию, лепке, конструированию и т.д.;
• бедность сюжетов, узость тематики. Учебная деятельность:
• низкая общая организованность;
• неустойчивость;
• рассеянность внимания;
• слабость переключения внимания;
• уход от трудностей;
• низкий самоконтроль;
• трудности в анализе образца;
• механические приемы выполнения заданий.
3. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности
Многим детям с речевыми нарушениями свойственны:
• зависимость от окружающих;
• пассивность;
• низкая работоспособность;
• сниженный уровень притязаний;
• неадекватная самооценка;
• расстройства настроения
Как указывает Н.В. Дроздова, если речь идет о тяжелых речевых нарушениях, то здесь возможности обучаться таким детям в средней школе нет. Для таких детей существуют специальные детские сады и школы. Тяжелые нарушения речи проявляются в виде ярко выраженной недостаточности средств общения, при условии, что у ребенка в порядке слух и интеллект. Дети с подобными нарушениями имеют весьма скудный словарный запас и практически не разговаривают.
Вследствие этого у них очень ограничен словарный запас, ограничивается и общение с окружающими их людьми. Даже если учесть, что большая часть таких детей имеет способность понимать речь, которая к ним обращена, они сами не могут общаться при помощи слов с окружающими их людьми. Все это часто приводит к тому, что положение таких детей в коллективе становится весьма затруднительным, они не могут участвовать в играх со своими сверстниками, они не могут принять участие в общественной деятельности. А поэтому и развивающая функция общения крайне минимальна в данном случае. Таким образом, несмотря на нормальную способность умственного развития, дети с нарушениями речи весьма часто страдают вторичным психическим отставанием, что иногда мешает понять таких детей, и в результате складывается ошибочное мнение о них, в частности об их неполноценности в плане интеллектуального развития. Это ошибочное суждение часто поддерживается отставанием в понимании грамматики и арифметики.
Как указывает О.Е. Грибова, при тяжелых речевых нарушениях у детей наблюдается общее недоразвитие речи. Оно проявляется виде звуковой неполноценности, а также лексической и грамматической . Как результат подобных нарушений, большая часть детей с подобными нарушениями страдают еще и ограниченностью мышления, речевых обобщения, при чтении и письме. Понятно, что все это осложняет усвоение и понимание научных основ, хотя первично, умственное развитие у них сохранено. Осознание ребенком того, что он неполноценен и бессилен при попытках начать общение очень часто провоцирует такие изменения в характере как замкнутость, негативизм, нередко и бурным эмоциональным срывам. Иногда возникают апатичные состояния, равнодушие, вялость, неустойчивое внимание.
Уровень проявлений подобных реакций находится в прямой зависимости от того в каких условиях находится ребенок. Если не его проблемах с речью не заостряется внимание, не указывается постоянно на то, что его речь неправильна, отсутствуют нетактичные высказывания в адрес ребенка, а наоборот все стремятся максимально его понять и сгладить то непростое положение, которое есть у него в обществе, негативных реакций у ребенка наблюдается гораздо меньше. Чаще всего, при соблюдении правильного педагогического подхода, дети с нарушениями речи могут овладеть устной и письменной речью, они даже могут усвоить стандартный объем знаний, которые даются в школе. При этом, как указывает Г.А. Волкова, по мере развития речи, вторичные психические изменения пропадают.
Таким образом, у детей с различными формами речевых нарушений в ряде случаев имеются определенные психологические (психолого-педагогические, патопсихологические) особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Это в разной степени проявляется в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Бесспорным является факт, что нарушения речи в определенной мере влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях и именно ими вызываются.
Источник
Развитие речи – одна из самых важных сфер развития ребенка позволяющая ему быть услышанным и понятым, понимать окружающих и контактировать с ними, воспринимать информацию, поступающую извне. Вот почему крайне важно вовремя заметить проблемы детского речевого развития, и как можно раньше начать уделять особое внимание их решению.
Выявление
Правильное развитие речевой функции ребенка оказывает большое влияние на формирование его как личности, в то время как нарушение ее может повлечь:
- ограничение коммуникативности малыша;
- уменьшение способности к восприятию информации;
- возникновение проблем в отношениях со сверстниками, учебном процессе (чтении, письме).
Именно поэтому родители должны постоянно наблюдать за тем, как развивается малыш. Для этого существуют определенные «нормы» речевого развития детей различного возраста.
ВАЖНО: Возрастные нормы речевого развития – приблизительные данные, на которые следует лишь опираться. Полного соответствия им может и не наблюдаться.
В том случае, когда кроха упорно молчит, хотя, по возрасту, вроде бы и должен начать говорить, стоит проанализировать следующие моменты:
- — играет ли малыш с другими детками его возраста, стремится ли к общению с незнакомыми людьми;
- — насколько хорошо ребенок понимает обращенную речь без добавления вспомогательных жестов.
Нередко задержка речевого развития связана с нарушениями в сфере общения либо психическом развитии. Кроме того, некоторые малыши имеют проблемы со слухом, из-за которых попросту не слышат окружающих. Чтобы полностью исключить данные состояния крохи, следует обратиться к психологу, неврологу, а также проверить слух.
Когда нужно начинать беспокоиться?
Разумеется, не нужно строго «подгонять» кроху под нормы речевого развития, поскольку они являются приблизительными и существуют для того, чтобы родители могли самостоятельно ориентироваться в процессе развития ребенка. Тем не менее, существуют моменты, которые должны насторожить маму и папу:
- кроха говорит гораздо меньше слов, чем «положено» по нормам, или вовсе молчит;
- у малыша есть нарушения в сфере моторного развития;
- в возрасте четырех – пяти месяцев не узнает маму, не реагирует на речь, обращенную к нему;
- в девять месяцев не произносит слоги (мамама, бабаба и т.д.);
- к полутора годам не понимает простых просьб и не говорит (даже «по-своему») простых слов;
- к трем годам владеет словарным запасом из менее двадцати слов, не строит фразы и предложения сам, лишь повторяя их за взрослыми;
- наблюдается заметный регресс в речевом развитии;
- малыш не использует невербальные способы общения вместо речи (жесты, звуки), у него отсутствует интонация, возгласы, восторг, мимика – слабая, без эмоциональной окраски;
- плохо понимает просьбы, выборочно реагирует на обращенную речь;
- бесцельно повторяет одни и те же слова, фразы из мультиков;
- не хочет играть ни со сверстниками, ни со взрослым;
- у ребенка нарушен сон;
- наряду с задержкой речи, кроха не может жевать и глотать твердую пищу (давится).
Что надо знать при задержках развития речи
- Каждый ребенок – индивидуален. При обнаружении проблем с речью родителям важно как можно скорее начинать их решать, а не «прятать голову в песок», ссылаясь на соседского Васю, который «молчал до 2 лет, а потом стал круглым отличником»;
- Речь возможно и необходимо развивать. Доверить эту миссию можно профессионалу – логопеду, а можно заниматься дома самостоятельно;
- Задержка развития речи у детей порой бывает лишь проявлением более серьезных проблем (у аутичных детей): аутизма, психоневрологических расстройств, нарушений слуха, синдром дауна;
- Чем позднее происходит коррекция речевых проблем, тем меньше возможностей у малыша для качественного развития всех его сфер: эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, социальной.
СПРАВКА: Считается, что мальчики начинают разговаривать позже своих сверстниц – девчонок, но со временем быстро «догоняют» их в речевом развитии.
Особенности психического развития детей с нарушениями речи
Нередко у малышей с нарушениями речевого развития возникает ряд других сопутствующих проблем:
- ребенку трудно адаптироваться в детском коллективе, он становится замкнутым, нерешительным, неуверенным в себе, подвержен резким перепадам настроения, агрессии;
- малыш испытывает сложности в обучении, логическом мышлении, сравнении и обобщении. Детям дошкольного возраста сложно дается чтение и письмо;
- может возникнуть нарушение координации движений: они становятся замедленными, недостаточно ловкими, мелкая моторика развита плохо;
- в сложных случаях может присутствовать развитие различных психопатологических и неврологических симптомов.
Диагностика развития речи (так же детей дошкольного возраста)
Для того чтобы понять, насколько развита речь ребенка в определенном возрасте, существует ряд специальных методик, которые широко применяются как специалистами (психологами, педагогами, логопедами), так и родителями в домашних условиях.
В основу их положены задания, направленные на определение:
- богатства словарного запаса;
- способности словообразования и образования предложений с конкретными словами;
- умения подбирать рифму к слову;
- умения проводить звуковой анализ слов.
Важно, чтобы подобные занятия проводились в спокойной обстановке и в игровой форме, дабы ребенок был заинтересован процессом и с увлечением выполнял предложенные задания.
Причины задержки развития речи
Основные причины, по которым развитие речи малыша «запаздывает», обуславливаются двумя факторами:
- Физиологическим:
- ослабление мышечного тонуса лица и недоразвитие ротовой мускулатуры (повышенное слюноотделение, постоянно открытый рот, выпадение пищи изо рта, употребление ее преимущественно в мягком виде);
- малая концентрация слухового внимания (затрудненное понимание длинных фраз, невосприятие фоновых шумов);
- проблемы со слухом;
- Психологическим:
- гиперопека;
- тревожность;
- родительская ревность и заниженная самооценка;
- протест из-за завышенных требований и жесткого контроля;
- переизбыток «виртуальной» информации (телевизора, компьютера, планшета).
Виды нарушений
В зависимости от проявлений, существуют следующие виды нарушений речевого развития:
- дислалия – негрубое нарушение произношения отдельных звуков;
- ринолалия – искажение произношения всех звуков вследствие дефекта строения артикуляционного аппарата;
- афазия – нарушения развития речи (ранее нормальной) после перенесенного заболевания или травмы;
- реактивный мутизм – невротическое проявление в виде немоты у ранее нормально говорящего ребенка;
- заикание – многократное повторение ребенком одного и того же слога при произношении слов.
Развитие речи детей дошкольного возраста в онтогенезе
Дошкольный этап речевого развития характеризуется некоторыми особенностями развития детей с нарушениями речи:
- большинство детей уже полностью выговаривают все звуки, хотя у некоторых еще может отмечаться неправильное произношение некоторых звуков;
- словарный запас значительно увеличивается и достигает уже трех – четырех тысяч слов (к семи годам);
- происходит овладение связной речью (не путать с онр), сложноподчиненными предложениями, которые складываются (к пяти годам) в коротенький последовательный рассказ;
- ребенок уже способен связно пересказать небольшой текст (в пять лет);
- проявляется способность к различию звуков: гласных и согласных, мягких и твердых, шипящих и свистящих;
- возникает контекстная речь – способность ребенка рассказать что-либо, опираясь на свои воспоминания и эмоции.
Лечение
Уровень сложности речевого развития может определить только врач – невролог. Оценивая нервное, психическое и моторное развитие ребенка, он выявляет возможные факторы риска, иногда направляет на консультацию к другим специалистам (отоларингологу, психиатру), после чего подбирает схему лечения, которая, чаще всего, бывает комплексной и может содержать:
- занятия с логопедом и/или психологом;
- физиотерапию;
- массажи;
- прием лекарственных препаратов.
Заключение
Обнаружив у ребенка проблемы с развитием речи, родители должны действовать спокойно и грамотно. Своевременное обращение к специалистам поможет не упустить драгоценное время и обеспечит малышу всестороннее и полноценное развитие. Наряду с лечением, очень важно обеспечить малышу доброжелательную и комфортную атмосферу, как можно больше разговаривать с ним, заниматься совместной деятельностью. Немного времени, упорства – и речь ребенка станет правильной, грамотной и богатой!
Вконтакте
Одноклассники
Источник
Речевое развитие — результат комплексной работы слуха, артикуляционного аппарата, коры головного мозга и речевого окружения. Нарушения речи происходят по ряду различных причин, обусловленных сложным механизмом.
Особенности речевого развития детей с речевыми нарушениями заключаются в сложности формирования личностных и психологических процессов, нуждающихся в коррекционной работе.
Психологическая картина развития ребенка
Внимание. У детей с неправильной речью наблюдаются: неустойчивость, низкая произвольность, слабая переключаемость и отсутствие планирования. При восприятии информации визуально внимание путается в значении формы, цвета и расположения различных фигур. Тогда как при словесных просьбах оно практически отсутствует полностью.
Восприятие.
Отстает в развитии и находится на элементарном уровне. Ребенок слабо воспринимает целостность предмета, возникают сложности узнавания изображения, трудности пространственного ориентира (понятий «право» и «лево», дезориентация понятий частей тела).
Память.
Зрительная память практически не отличается от нормы. Слуховая память весьма снижена. Выполняя задание из 3-4 действий, ребенок не запомнит всего, может переставить действия, не спросит еще раз, что делать.
Мышление.
Отставания в словесно-логическом мышлении. Овладение функций синтеза, обобщения, классификации, анализом и сравнением проходит тяжело. Скудный объем информации об окружающих предметах, их функциях и свойствах; причинно-следственные связи непонятны.
Воображение.
Сложно выполнять творческие задания или тексты (сочинения).
Общая моторика тела и рук.
Сложно выполнить словесную игру с движениями рук и пальцев. Координация движений неправильна, скорость и ловкость весьма снижены.
Игра.
Сюжетно-ролевые игры упрощенные, без применения словесных комментариев. Нежелание играть с детьми, умеющими говорить.
Эмоции. Негативизм, низкая мотивация и наблюдательность, раздражительность, обидчивость, снижен самоконтроль, плохо заводит дружбу.
Особенности развития детей с речевыми нарушениями заключаются в осложнение такими синдромами: церебрастенический (нестабильность психики); гипертензионно-гидроцефалический (отсутствие работоспособности и усидчивости); двигательных расстройств (слабая координация и равновесие).
Нарушения в развитии речи детей дошкольного возраста.
Выделяют такие основные причины речевого повреждения:
- Наследственность;
- Поражение головного мозга плода в период беременности и осложненная родовая деятельность;
- Нарушение работы артикуляционного аппарата;
- Задержка психического и физического развития;
- Повреждение слуховых органов;
- Социальный фактор (отсутствие речевого общения родителей с ребенком);
- Тяжелые формы заболевания в раннем возрасте;
- Отсутствие полноценного питания.
Логопед, психолог и педагог — квалифицированная помощь этих специалистов незаменима в решении проблем, связанных с особенностями развития детей, имеющих речевые нарушения.
Особенности речевого развития детей с речевыми нарушениями.
Единого мнения врачей по этому вопросу нет. Приведенная ниже классификация является общепринятой.
Поражение в центральной нервной системе:
- Алалия (повреждение речевого аппарата до его созревания);
- Афазия (изменение работы мозга, отвечающего за речь);
- Дизартрия (неправильная работы мускулатуры речевого аппарата).
Изменения в центральной нервной системе:
- Мутизм (псевдонемота, отсутствие каких-либо нарушений речевого аппарата);
- Заикание (повтор или прерывания речи);
- Сундромутизм (временная утрата слуха и речи).
Дефекты речевого аппарата:
- Ринолалия (наличие расщелины неба);
- Дислалия механическая (изменение строения полостей рта и носа).
Лечение нарушений в развития речи у детей дошкольного возраста.
Существует несколько лекарственных препаратов, которые практикуют при коррекции речевых нарушений.
Энцефабол — для улучшения кровообращения в головном мозге. Помогает в глюкозном обмене и насыщении клеток кислородом.
Глицин — нормализует целостность работы нервной системы. Улучшает сон и повышает работоспособность у детей.
Ноотропы — облегчает процесс запоминания, повышает умственную деятельность, улучшает интеллектуальную деятельность.
Фенибут — нормализует обмен веществ в мозге. Убирает чувство раздраженности и тревоги.
Пантоган — противосудорожный препарат мягкого действия. Стимулирует умственную и физическую работоспособность.
Церебролизин — активизирует процессы запоминания, улучшает внимание, восстанавливает познавательную функцию.
Семакс — работает над совершенствованием процесса запоминания, усиливает внимание при анализе информации.
Церепро — отвечает за кровообращение и обмена веществ. Применяется при лечении сосудистых изменений.
Кортексин — назначается для восстановления процессов и функций мозга, активизирует обучение и память.
Все особенности развития детей с речевыми нарушениями учитывает врач-невропатолог при назначении индивидуального лечения.
Советы родителям при нарушении в развитии речи у детей дошкольного возраста.
- С появление гуления малыша поддерживать доброжелательную атмосферу, улыбаться и радоваться, говорить мягко.
- Лепет — один из первых проявлений речи, подражайте ребенку, говорите с ним на его языке.
- С 6 месяцев слова родителей произносятся четко и с интонацией. Начинайте работу по развитие моторики пальцев.
- Годовалому малышу необходимо пополнять словарный запас. Обучение в игровой форме будет проходить интересней.
- Если в 2 года словесные игры были упрощенные, то после они должны содержать правильное произношение слов.
- Важную роль в развитие речи оказывают потешки, сказки, считалки.
- Нарушения речи лучше поддаются коррекции в дошкольном возрасте.
Все дети имеют право на нормальное развитие вне зависимости от определенных особенностей речевого нарушения. Задача родителей, логопедов и невропатологов помочь им в решении этой проблемы. Будьте здоровы!
Источник