Особенности развития ребенка с нарушением речи в дошкольном возрасте

Особенности развития ребенка с нарушением речи в дошкольном возрасте thumbnail

Дети с речевыми нарушениями, патологиями характеризуются как дети, которые имеют проблемы с речью, при том, что у них нет проблем со слухом, а также сохранен интеллект. Разновидностей речевых нарушений очень много. Они проявляются в виде проблем в произношении, грамматического скелета речи, скудностью словарного запаса, а также проблемы с нарушением темпа и плавности речи. Степени тяжести речевых нарушений также бывают разными. При некоторых видах подобных нарушений, ребенок может спокойно обучаться в обычной школе. Однако более сложные формы требуют специализированного обучения. Но и в обычных школах, дети, имеющие нарушения с речью, должны быть обеспечены специализированной помощью. Традиционными являются логопедические группы во многих детских садах и школах. В таких кабинетах с детьми работают логопеды и воспитатели, имеющие специальное образование. Если говорить о детских садах, то здесь кроме коррекции речи, с детьми работают над развитием памяти, повышению внимательности, общей моторикой, а также и мелкой моторикой, а также обучают математике. Со школьниками работают специалисты логопедических пунктов, которые расположены при средних общеобразовательных школах. В такие пункты отправляют детей, которые имеют проблемы с произношением, нарушением письменной речи, которые, в свою очередь, недоразвитием речи, как указывает Т.В. Ахутина.

У многих детей с нарушениями речи психические функции имеют своеобразное развитие, что приводит к разной степени выраженности отставания в психическом развитии и трудностям обучения, о чем указывает ряд авторов (Г.В. Волкова, М.Б. Елисеева, Н.Л. Крылова, Л.Г. Ефремова и др.)

Ощущения и восприятие:

• нарушения фонематического восприятия;

• бедность и недифференцированность зрительных образов;

• непрочная связь слова со зрительным представлением предмета;

• недостаточная сформированность целостного зрительного образа предмета;

• сравнение с образцом преимущественно путем примеривания, а не зрительного соотнесения;

• нарушения оптико-пространственного гнозиса;

• низкий уровень развития буквенного гнозиса (не узнают наложенные друг на друга буквы, плохо различают нормальное и зеркальное написание букв, с трудом называют и сравнивают графически сходные буквы);

• пространственные нарушения (трудности ориентировки в пространстве, при письме, при рисовании, при конструировании).

Внимание:

• неустойчивый характер внимания;

• более низкий уровень произвольного внимания;

• трудности сосредоточения в условиях словесной инструкции;

• трудности переключения;

• трудности в распределении внимания между практическим действием и речью (детям свойственны речевые реакции уточняющего и констатирующего характера);

• частые отвлечения от задания;

• низкий самоконтроль (дети не замечают свои ошибки и самостоятельно не исправляют их).

Память:

• снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;

• отсроченное воспроизведение низкое;

• объем зрительной памяти в большинстве случаев не отличается от нормы;

• относительно сохранно смысловое, логическое запоминание.

Мышление:

• отставание в развитии наглядно-образного мышления (в большинстве случаев связано с тяжестью речевого дефекта);

• трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключения по аналогии;

• недостаточная сформированность внутренней речи, проявляющаяся при переходе речевых образований в мыслительные и наоборот;

• недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов;

• трудности в установлении причинно-следственных связей.

Воображение:

• низкий уровень продуктивного воображения;

• быстрая истощаемость процессов воображения;

• для продуктов деятельности характерны штампы, однообразие;

• словесное творчество снижено (ответы односложны, рассказы бедны).

Моторика:

• нарушения равновесия;

• нарушения координации движений;

• недифференцированность движений пальцев рук;

• недифференцированность артикуляционных движений.

2. Особенности деятельности. Игровая деятельность:

• большая вариабельность в зависимости от формы речевой патологии;

• трудности взаимодействия со сверстниками;

• трудности в играх с правилами;

• часто игры носят подражательный характер;

• речевое общение затруднено;

• игровой сюжет, как правило, простой, однообразный, не имеет целенаправленного характера.

Изобразительная деятельность:

• нарушения мелкой моторики, влияющие на способность к рисованию, лепке, конструированию и т.д.;

• бедность сюжетов, узость тематики. Учебная деятельность:

• низкая общая организованность;

• неустойчивость;

• рассеянность внимания;

• слабость переключения внимания;

• уход от трудностей;

• низкий самоконтроль;

• трудности в анализе образца;

• механические приемы выполнения заданий.

3. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности

Многим детям с речевыми нарушениями свойственны:

• зависимость от окружающих;

• пассивность;

• низкая работоспособность;

• сниженный уровень притязаний;

• неадекватная самооценка;

• расстройства настроения

Как указывает Н.В. Дроздова, если речь идет о тяжелых речевых нарушениях, то здесь возможности обучаться таким детям в средней школе нет. Для таких детей существуют специальные детские сады и школы. Тяжелые нарушения речи проявляются в виде ярко выраженной недостаточности средств общения, при условии, что у ребенка в порядке слух и интеллект. Дети с подобными нарушениями имеют весьма скудный словарный запас и практически не разговаривают.

Вследствие этого у них очень ограничен словарный запас, ограничивается и общение с окружающими их людьми. Даже если учесть, что большая часть таких детей имеет способность понимать речь, которая к ним обращена, они сами не могут общаться при помощи слов с окружающими их людьми. Все это часто приводит к тому, что положение таких детей в коллективе становится весьма затруднительным, они не могут участвовать в играх со своими сверстниками, они не могут принять участие в общественной деятельности. А поэтому и развивающая функция общения крайне минимальна в данном случае. Таким образом, несмотря на нормальную способность умственного развития, дети с нарушениями речи весьма часто страдают вторичным психическим отставанием, что иногда мешает понять таких детей, и в результате складывается ошибочное мнение о них, в частности об их неполноценности в плане интеллектуального развития. Это ошибочное суждение часто поддерживается отставанием в понимании грамматики и арифметики.

Читайте также:  Проблемы развития ребенка первого года жизни

Как указывает О.Е. Грибова, при тяжелых речевых нарушениях у детей наблюдается общее недоразвитие речи. Оно проявляется виде звуковой неполноценности, а также лексической и грамматической . Как результат подобных нарушений, большая часть детей с подобными нарушениями страдают еще и ограниченностью мышления, речевых обобщения, при чтении и письме. Понятно, что все это осложняет усвоение и понимание научных основ, хотя первично, умственное развитие у них сохранено. Осознание ребенком того, что он неполноценен и бессилен при попытках начать общение очень часто провоцирует такие изменения в характере как замкнутость, негативизм, нередко и бурным эмоциональным срывам. Иногда возникают апатичные состояния, равнодушие, вялость, неустойчивое внимание.

Уровень проявлений подобных реакций находится в прямой зависимости от того в каких условиях находится ребенок. Если не его проблемах с речью не заостряется внимание, не указывается постоянно на то, что его речь неправильна, отсутствуют нетактичные высказывания в адрес ребенка, а наоборот все стремятся максимально его понять и сгладить то непростое положение, которое есть у него в обществе, негативных реакций у ребенка наблюдается гораздо меньше. Чаще всего, при соблюдении правильного педагогического подхода, дети с нарушениями речи могут овладеть устной и письменной речью, они даже могут усвоить стандартный объем знаний, которые даются в школе. При этом, как указывает Г.А. Волкова, по мере развития речи, вторичные психические изменения пропадают.  

Таким образом, у детей с различными формами речевых нарушений в ряде случаев имеются определенные психологические (психолого-педагогические, патопсихологические) особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Это в разной степени проявляется в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Бесспорным является факт, что нарушения речи в определенной мере влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях и именно ими вызываются.

Источник

Развитие речи – одна из самых важных сфер развития ребенка позволяющая ему быть услышанным и понятым, понимать окружающих и контактировать с ними, воспринимать информацию, поступающую извне. Вот почему крайне важно вовремя заметить проблемы детского речевого развития, и как можно раньше начать уделять особое внимание их решению.

Выявление

Правильное развитие речевой функции ребенка оказывает большое влияние на формирование его как личности, в то время как нарушение ее может повлечь:

  • ограничение коммуникативности малыша;
  • уменьшение способности к восприятию информации;
  • возникновение проблем в отношениях со сверстниками, учебном процессе (чтении, письме).

Именно поэтому родители должны постоянно наблюдать за тем, как развивается малыш. Для этого существуют определенные «нормы» речевого развития детей различного возраста.

ВАЖНО: Возрастные нормы речевого развития – приблизительные данные, на которые следует лишь опираться. Полного соответствия им может и не наблюдаться.

В том случае, когда кроха упорно молчит, хотя, по возрасту, вроде бы и должен начать говорить, стоит проанализировать следующие моменты:

  • — играет ли малыш с другими детками его возраста, стремится ли к общению с незнакомыми людьми;
  • — насколько хорошо ребенок понимает обращенную речь без добавления вспомогательных жестов.

Нередко задержка речевого развития связана с нарушениями в сфере общения либо психическом развитии. Кроме того, некоторые малыши имеют проблемы со слухом, из-за которых попросту не слышат окружающих. Чтобы полностью исключить данные состояния крохи, следует обратиться к психологу, неврологу, а также проверить слух.

Когда нужно начинать беспокоиться?

Разумеется, не нужно строго «подгонять» кроху под нормы речевого развития, поскольку они являются приблизительными и существуют для того, чтобы родители могли самостоятельно ориентироваться в процессе развития ребенка. Тем не менее, существуют моменты, которые должны насторожить маму и папу:

  • кроха говорит гораздо меньше слов, чем «положено» по нормам, или вовсе молчит;
  • у малыша есть нарушения в сфере моторного развития;
  • в возрасте четырех – пяти месяцев не узнает маму, не реагирует на речь, обращенную к нему;
  • в девять месяцев не произносит слоги (мамама, бабаба и т.д.);
  • к полутора годам не понимает простых просьб и не говорит (даже «по-своему») простых слов;
  • к трем годам владеет словарным запасом из менее двадцати слов, не строит фразы и предложения сам, лишь повторяя их за взрослыми;
  • наблюдается заметный регресс в речевом развитии;
  • малыш не использует невербальные способы общения вместо речи (жесты, звуки), у него отсутствует интонация, возгласы, восторг, мимика – слабая, без эмоциональной окраски;
  • плохо понимает просьбы, выборочно реагирует на обращенную речь;
  • бесцельно повторяет одни и те же слова, фразы из мультиков;
  • не хочет играть ни со сверстниками, ни со взрослым;
  • у ребенка нарушен сон;
  • наряду с задержкой речи, кроха не может жевать и глотать твердую пищу (давится).
Читайте также:  Ж пиаже знаменит своими исследованиями в области развития ребенка

Что надо знать при задержках развития речи

  1. Каждый ребенок – индивидуален. При обнаружении проблем с речью родителям важно как можно скорее начинать их решать, а не «прятать голову в песок», ссылаясь на соседского Васю, который «молчал до 2 лет, а потом стал круглым отличником»;
  2. Речь возможно и необходимо развивать. Доверить эту миссию можно профессионалу – логопеду, а можно заниматься дома самостоятельно;
  3. Задержка развития речи у детей  порой бывает лишь проявлением более серьезных проблем (у аутичных детей): аутизма, психоневрологических расстройств, нарушений слуха, синдром дауна;
  4. Чем позднее происходит коррекция речевых проблем, тем меньше возможностей у малыша для качественного развития всех его сфер: эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, социальной.

СПРАВКА: Считается, что мальчики начинают разговаривать позже своих сверстниц – девчонок, но со временем быстро «догоняют» их в речевом развитии.

Особенности психического развития детей с нарушениями речи

Нередко у малышей с нарушениями речевого развития возникает ряд других сопутствующих проблем:

  • ребенку трудно адаптироваться в детском коллективе, он становится замкнутым, нерешительным, неуверенным в себе, подвержен резким перепадам настроения, агрессии;
  • малыш испытывает сложности в обучении, логическом мышлении, сравнении и обобщении. Детям дошкольного возраста сложно дается чтение и письмо;
  • может возникнуть нарушение координации движений: они становятся замедленными, недостаточно ловкими, мелкая моторика развита плохо;
  • в сложных случаях может присутствовать развитие различных психопатологических и неврологических симптомов.

Диагностика развития речи (так же детей дошкольного возраста)

Для того чтобы понять, насколько развита речь ребенка в определенном возрасте, существует ряд специальных методик, которые широко применяются как специалистами (психологами, педагогами, логопедами), так и родителями в домашних условиях.

В основу их положены задания, направленные на определение:

  • богатства словарного запаса;
  • способности словообразования и образования предложений с конкретными словами;
  • умения подбирать рифму к слову;
  • умения проводить звуковой анализ слов.

Важно, чтобы подобные занятия проводились в спокойной обстановке и в игровой форме, дабы ребенок был заинтересован процессом и с увлечением выполнял предложенные задания.

Причины задержки развития речи

Основные причины, по которым развитие речи малыша «запаздывает», обуславливаются двумя факторами:

  1. Физиологическим:
    • ослабление мышечного тонуса лица и недоразвитие ротовой мускулатуры (повышенное слюноотделение, постоянно открытый рот, выпадение пищи изо рта, употребление ее преимущественно в мягком виде);
    • малая концентрация слухового внимания (затрудненное понимание длинных фраз, невосприятие фоновых шумов);
    • проблемы со слухом;
  2. Психологическим:
    • гиперопека;
    • тревожность;
    • родительская ревность и заниженная самооценка;
    • протест из-за завышенных требований и жесткого контроля;
    • переизбыток «виртуальной» информации (телевизора, компьютера, планшета).

Виды нарушений

В зависимости от проявлений, существуют следующие виды нарушений речевого развития:

  • дислалия – негрубое нарушение произношения отдельных звуков;
  • ринолалия – искажение произношения всех звуков вследствие дефекта строения артикуляционного аппарата;
  • афазия – нарушения развития речи (ранее нормальной) после перенесенного заболевания или травмы;
  • реактивный мутизм – невротическое проявление в виде немоты у ранее нормально говорящего ребенка;
  • заикание – многократное повторение ребенком одного и того же слога при произношении слов.

Развитие речи детей дошкольного возраста в онтогенезе

Дошкольный этап речевого развития характеризуется некоторыми особенностями развития детей с нарушениями речи:

  • большинство детей уже полностью выговаривают все звуки, хотя у некоторых еще может отмечаться неправильное произношение некоторых звуков;
  • словарный запас значительно увеличивается и достигает уже трех – четырех тысяч слов (к семи годам);
  • происходит овладение связной речью (не путать с онр), сложноподчиненными предложениями, которые складываются (к пяти годам) в коротенький последовательный рассказ;
  • ребенок уже способен связно пересказать небольшой текст (в пять лет);
  • проявляется способность к различию звуков: гласных и согласных, мягких и твердых, шипящих и свистящих;
  • возникает контекстная речь – способность ребенка рассказать что-либо, опираясь на свои воспоминания и эмоции.

Лечение

Уровень сложности речевого развития может определить только врач – невролог. Оценивая нервное, психическое и моторное развитие ребенка, он выявляет возможные факторы риска, иногда направляет на консультацию к другим специалистам (отоларингологу, психиатру), после чего подбирает схему лечения, которая, чаще всего, бывает комплексной и может содержать:

  • занятия с логопедом и/или психологом;
  • физиотерапию;
  • массажи;
  • прием лекарственных препаратов.

Заключение

Обнаружив у ребенка проблемы с развитием речи, родители должны действовать спокойно и грамотно. Своевременное обращение к специалистам поможет не упустить драгоценное время и обеспечит малышу всестороннее и полноценное развитие. Наряду с лечением, очень важно обеспечить малышу доброжелательную и комфортную атмосферу, как можно больше разговаривать с ним, заниматься совместной деятельностью. Немного времени, упорства – и речь ребенка станет правильной, грамотной и богатой!

Читайте также:  Функции и структуры процессе развития ребенка

Вконтакте

Facebook

Twitter

Pinterest

Одноклассники

E-mail

Источник

Речевое развитие — результат комплексной работы слуха, артикуляционного аппарата, коры головного мозга и речевого окружения. Нарушения речи происходят по ряду различных причин, обусловленных сложным механизмом.
Особенности речевого развития детей с речевыми нарушениями заключаются в сложности формирования личностных и психологических процессов, нуждающихся в коррекционной работе.

Психологическая картина развития ребенка

Внимание. У детей с неправильной речью наблюдаются: неустойчивость, низкая произвольность, слабая переключаемость и отсутствие планирования. При восприятии информации визуально внимание путается в значении формы, цвета и расположения различных фигур. Тогда как при словесных просьбах оно практически отсутствует полностью.

Восприятие.

Отстает в развитии и находится на элементарном уровне. Ребенок слабо воспринимает целостность предмета, возникают сложности узнавания изображения, трудности пространственного ориентира (понятий «право» и «лево», дезориентация понятий частей тела).

Память.

Зрительная память практически не отличается от нормы. Слуховая память весьма снижена. Выполняя задание из 3-4 действий, ребенок не запомнит всего, может переставить действия, не спросит еще раз, что делать.

Мышление.

Отставания в словесно-логическом мышлении. Овладение функций синтеза, обобщения, классификации, анализом и сравнением проходит тяжело. Скудный объем информации об окружающих предметах, их функциях и свойствах; причинно-следственные связи непонятны.

Воображение.

Сложно выполнять творческие задания или тексты (сочинения).

Общая моторика тела и рук.

Сложно выполнить словесную игру с движениями рук и пальцев. Координация движений неправильна, скорость и ловкость весьма снижены.

Игра.

Сюжетно-ролевые игры упрощенные, без применения словесных комментариев. Нежелание играть с детьми, умеющими говорить.
Эмоции. Негативизм, низкая мотивация и наблюдательность, раздражительность, обидчивость, снижен самоконтроль, плохо заводит дружбу.

Особенности развития детей с речевыми нарушениями заключаются в осложнение такими синдромами: церебрастенический (нестабильность психики); гипертензионно-гидроцефалический (отсутствие работоспособности и усидчивости); двигательных расстройств (слабая координация и равновесие).

Нарушения в развитии речи детей дошкольного возраста.

Выделяют такие основные причины речевого повреждения:

  1. Наследственность;
  2. Поражение головного мозга плода в период беременности и осложненная родовая деятельность;
  3. Нарушение работы артикуляционного аппарата;
  4. Задержка психического и физического развития;
  5. Повреждение слуховых органов;
  6. Социальный фактор (отсутствие речевого общения родителей с ребенком);
  7. Тяжелые формы заболевания в раннем возрасте;
  8. Отсутствие полноценного питания.

Логопед, психолог и педагог — квалифицированная помощь этих специалистов незаменима в решении проблем, связанных с особенностями развития детей, имеющих речевые нарушения.

Особенности речевого развития детей с речевыми нарушениями.

Единого мнения врачей по этому вопросу нет. Приведенная ниже классификация является общепринятой.

Поражение в центральной нервной системе:

  • Алалия (повреждение речевого аппарата до его созревания);
  • Афазия (изменение работы мозга, отвечающего за речь);
  • Дизартрия (неправильная работы мускулатуры речевого аппарата).

Изменения в центральной нервной системе:

  • Мутизм (псевдонемота, отсутствие каких-либо нарушений речевого аппарата);
  • Заикание (повтор или прерывания речи);
  • Сундромутизм (временная утрата слуха и речи).

Дефекты речевого аппарата:

  • Ринолалия (наличие расщелины неба);
  • Дислалия механическая (изменение строения полостей рта и носа).

Лечение нарушений в развития речи у детей дошкольного возраста.

Существует несколько лекарственных препаратов, которые практикуют при коррекции речевых нарушений.
Энцефабол — для улучшения кровообращения в головном мозге. Помогает в глюкозном обмене и насыщении клеток кислородом.
Глицин — нормализует целостность работы нервной системы. Улучшает сон и повышает работоспособность у детей.
Ноотропы — облегчает процесс запоминания, повышает умственную деятельность, улучшает интеллектуальную деятельность.
Фенибут — нормализует обмен веществ в мозге. Убирает чувство раздраженности и тревоги.
Пантоган — противосудорожный препарат мягкого действия. Стимулирует умственную и физическую работоспособность.
Церебролизин — активизирует процессы запоминания, улучшает внимание, восстанавливает познавательную функцию.
Семакс — работает над совершенствованием процесса запоминания, усиливает внимание при анализе информации.
Церепро — отвечает за кровообращение и обмена веществ. Применяется при лечении сосудистых изменений.
Кортексин — назначается для восстановления процессов и функций мозга, активизирует обучение и память.

Все особенности развития детей с речевыми нарушениями учитывает врач-невропатолог при назначении индивидуального лечения.

Советы родителям при нарушении в развитии речи у детей дошкольного возраста.

  1. С появление гуления малыша поддерживать доброжелательную атмосферу, улыбаться и радоваться, говорить мягко.
  2. Лепет — один из первых проявлений речи, подражайте ребенку, говорите с ним на его языке.
  3. С 6 месяцев слова родителей произносятся четко и с интонацией. Начинайте работу по развитие моторики пальцев.
  4. Годовалому малышу необходимо пополнять словарный запас. Обучение в игровой форме будет проходить интересней.
  5. Если в 2 года словесные игры были упрощенные, то после они должны содержать правильное произношение слов.
  6. Важную роль в развитие речи оказывают потешки, сказки, считалки.
  7. Нарушения речи лучше поддаются коррекции в дошкольном возрасте.

Все дети имеют право на нормальное развитие вне зависимости от определенных особенностей речевого нарушения. Задача родителей, логопедов и невропатологов помочь им в решении этой проблемы. Будьте здоровы!

Источник