Особенности развития организма ребенка
В дошкольном возрасте увеличиваются все внутренние органы (лёгкие, сердце, печень, почки) и совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастает масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создаёт предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.
Костная система
Связки, суставы обеспечивают положение тела и возможность движения его частей, выполняя защитную функцию. В костной ткани ребёнка содержится вода и только 13% минеральных солей, т.е. эластичность костей предохраняет от переломов. Суставы у детей очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче и слабее.
Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные физические упражнения наоборот стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.
Физиологические изгибы позвоночника формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков ещё не завершена, позвоночный столб очень эластичен, состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных условий могут возникнуть нарушения осанки (голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперёд и т.д.) Условно-рефлекторные связи закрепляют неправильное положение тела, навык правильной осанки утрачивается, что может привести к искривлению позвоночника.
На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Изменение формы стопы может стать причиной смещения таза, искривления позвоночника, нарушения осанки в разных плоскостях. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов.
Мышечная система
Мышцы у детей развиты слабо и составляют 20-22% массы тела. В них больше воды, чем белков и жиров. Мышцы сгибатели развиты больше, чем мышцы разгибатели. Дети 3-4 лет часто принимают неправильные позы — голова опущена, плечи сведены вперёд, спина сутулая.
К 5 годам значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастает сила и работоспособность мышц, но к длительной физической нагрузке дети ещё не способны.
Работа с переменным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребёнка, чем удержание мышц в фиксированном положении. Динамическая работа способствует активному притоку крови к мышцам и костям, что обеспечивает их интенсивный рост.
Сердечнососудистая система
Кровеносные сосуды шире, чем у взрослых. Кровяной напор слабее, частота сердечных сокращений выше. Младший дошкольник – 85-105 уд./мин. Во время сна меньше, при эмоциональных возбуждениях больше. У старших дошкольников более устойчив – 78-99 уд./мин. У девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.
Оптимальная нагрузка 150-180 % по сравнению с исходными данными.
Артериальное давление почти не изменяется: 3-4 г. – 96/58 мм рт. ст., 5-6 лет- 98/60 мм рт. ст.
Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца.
Дыхательная система
Верхние дыхательные пути относительно узки, слизистая оболочка богата лимфатическими и кровеносными сосудами. При неблагоприятных условиях набухает, дыхание нарушается.
Преобладает поверхностное дыхание. Развитие лёгких ещё не полностью закончено: носовые ходы, трахей и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в лёгкие, грудная клетка приподнята и рёбра на выдохе не могут опускаться так низко как у взрослого. Дети не могут делать глубокие вдохи и выдохи. Частота дыхания больше , чем у взрослых: грудные дети – 40-35 дыханий в минуту, в 7 лет – 24-22 дыхания.
Через лёгкие протекает значительно больше крови, чем у взрослых. Эти удовлетворяется потребность в кислороде для интенсивного обмена веществ.
Необходимо приучать дышать через нос (очищение и согревание воздуха).
Внутренние органы
Не достаточно развиты. Желудок имеет слабые мышечные стенки, плохо развит мышечный слой и эластичные волокна в кишечной стенке. Легко нарушается деятельность кишечника.
Кожа
Охраняет внутренние органы и ткани от повреждения и проникновения микроорганизмов, является органом выделения, терморегуляции и дыхания. У детей нежная, легко подвергается ранениям. Надо защищать, охранять от повреждений, способствовать развитию терморегулирующих и защитных функций.
Нервная система
Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3 лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.
Особенность – способность сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Дети быстро и легко запоминают показанные им движения. Для закрепления и совершенствования необходимы многократные повторения.
Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы способствуют более быстрому и лучшему освоению двигательных навыков – ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание. Надо правильно формировать двигательные навыки, исправлять сложно.
Особенности психического развития детей:
— преобладание возбуждения над торможением;
— неустойчивость внимания;
— импульсивность в поведении;
— большая эмоциональность;
— конкретность восприятия и мышления.
Источник
Особенности развития организма ребенка.
Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых 7 лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.
1. Костная система
Связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях, выполняя, кроме того, защитную функцию. В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах. Суставы у детей очень подвижны, связки легко растягиваются, сухожилия короче и слабее, чем у взрослых.
Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.
Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков ещё не завершена, позвоночный столб очень эластичен, он состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются такими признаками, как: голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперед и т.д.
Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника.
На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение её формы может стать причиной смещения таза, искривления позвоночника и, как следствие этого, нарушений осанки в различных плоскостях. Деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты её сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы, называется плоскостопие. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов.
2. Мышечная система
Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20-22 % массы всего тела. Мышцы у детей богаче насыщены водой и беднее белковыми веществами, жирами.
Прежде всего, у дошкольников развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3-4 лет довольно часто принимают неправильные позы – голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая
К 5 годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети ещё не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.
Работа с переменным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении).
Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и к костям, что обеспечивает их интенсивный рост.
3. Сердечно-сосудистая система
У дошкольников она хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений.
В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85-105 уд./мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается.
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) пульс становиотся более устойчивым и достигает 78-99 уд./мин. Причем у девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.
Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса составляет 150-180% по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку следует снизить.
Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изменяется: в 3-4 года оно составляет 96/58 мм рт.ст., в 5-6 лет – 98/60 мм рт. ст.
Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.
4. Дыхательная система
Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается.
Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких ещё полностью не закончено: носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята и ребра не могут опускаться на выходе так низко, как у взрослого, – поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Вот почему частота их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых (у детей грудного возраста – 40-35 дыханий в минуту, к 7 годам – 24-22).
У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.
С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и увлажняется.
5. Внутренние органы
У детей, особенно раннего возраста, они ещё недостаточно развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко нарушается деятельность кишечника.
6. Кожа
Она охраняет внутренние органы и ткани от повреждения и проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в терморегуляции и дыхании. У детей она нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию её функций (терморегулирующих и защитных).
7. Нервная система
Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3х лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.
Важно учитывать также существенную особенность центральной нервной системы ребенка – способность сохранять следы тех процессов, которые с ней происходили. Отсюда становится понятной способность детей к быстрому и легкому запоминанию показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения.
Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков – ходьбе на лыжах, фигурному катанию на коньках, плаванию и др.
Правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала имеет большое значение, т.к. исправлять их очень трудно.
Важнейшими особенностями психического развития детей дошкольного возраста являются:
— преобладание возбуждения над торможением;
— неустойчивость внимания;
— импульсивность в поведении;
— большая эмоциональность;
— конкретность восприятия и мышления.
Источник
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА
Источник:
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей
раннего и дошкольного возраста / Под ред. С.О.Филипповой. – 4-е изд., перераб.
М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С.197-202.
Организм
детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни
неодинаковы. На протяжении первых 7 лет жизни у ребенка не только интенсивно
увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и
совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется
опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной,
значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной
систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.
1. Костная система
Связки, суставы обеспечивают как
полождение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях,
выполняя, кроме того, защитную функцию. В костной ткани ребенка содержится
значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от
переломов при частых падениях и ушибах. Суставы
у детей очень подвижны, связки легко
растягиваются, сухожилия короче и слабее, чем у взрослых.
Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно
сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке
и доступные для данного возраста физические
упражнения, наоборот, стимулируют
рост костей, способствуют их укреплению.
Физиологические изгибы позвоночника у
детей формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков ещё не
завершена, позвоночный столб очень
эластичен, он состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных
условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые
характеризуются такими признаками, как: голова опущена, спина согнута, плечи
сведены вперед и т.д.
Нарушения осанки не являются
заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного
аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи,
закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки
утрачивается. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения
могут привести к искривлению позвоночника.
На формирование осанки значительное
влияние оказывает статико-динамическая
функция стопы. Даже незначительное изменение её формы может стать причиной
смещения таза, искривления позвоночника и, как следствие этого, нарушений
осанки в различных плоскостях. Деформация стопы, заключающаяся в уменьшении
высоты её сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой
переднего отдела стопы, называется плоскостопие. Диагноз плоскостопия
подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов.
2. Мышечная система
Мышцы у детей развиты относительно слабо
и составляют всего лишь 20-22 % массы всего тела. Мышцы у детей богаче насыщены
водой и беднее белковыми веществами, жирами.
Прежде всего, у дошкольников развиваются
и начинают функционировать крупные
мышечные группы. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем
разгибатели. Поэтому дети 3-4 лет довольно часто принимают неправильные позы –
голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая
К 5 годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно
нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети ещё
не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической
работе.
Работа
с переменным напряжением и расслаблением мышц меньше
утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий
(удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном
положении).
Динамическая
работа способствует активному притоку крови не только к
мышцам, но и к костям, что обеспечивает их интенсивный рост.
3. Сердечно-сосудистая система
У дошкольников она хорошо приспособлена
к требованиям растущего организма. Кровеносные сосуды у детей относительно
шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной
напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений.
В младшем дошкольном возрасте частота
сердечных сокращений колеблется в пределах 85-105 уд./мин. Пульс изменяется в
зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается,
а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается.
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет)
пульс становиотся более устойчивым и достигает 78-99 уд./мин. Причем у девочек
на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.
Нагрузка считается оптимальной, если
частота пульса составляет 150-180% по сравнению с исходными данными. В том
случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку
следует снизить.
Артериальное давление у детей до 7 лет
почти не изменяется: в 3-4 года оно составляет 96/58 мм рт.ст., в 5-6 лет –
98/60 мм рт. ст.
Продолжительные физические и психические
напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к
нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую
осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.
4. Дыхательная система
Верхние дыхательные пути у детей
относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и
кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего
дыхание резко нарушается.
Отличительной особенностью детей в этом
возрасте является преобладание
поверхностного дыхания. Развитие легких ещё полностью не закончено: носовые
ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в
легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята и ребра не могут опускаться на
выходе так низко, как у взрослого, – поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Вот почему частота
их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых (у детей грудного
возраста – 40-35 дыханий в минуту, к 7 годам – 24-22).
У дошкольников через легкие протекает
значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить
потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.
С трехлетнего возраста ребенка следует
приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в
легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а
также согревается и увлажняется.
5. Внутренние органы
У детей, особенно раннего возраста, они
ещё недостаточно развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные
волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко нарушается деятельность
кишечника.
6. Кожа
Она охраняет внутренние органы и ткани
от повреждения и проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает
участие в терморегуляции и дыхании. У детей она нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений
и способствовать правильному развитию её функций (терморегулирующих и защитных).
7. Нервная система
Основная дифференцировка нервных клеток
происходит до 3х лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.
Важно учитывать также существенную
особенность центральной нервной системы ребенка – способность сохранять следы тех процессов, которые с ней происходили.
Отсюда становится понятной способность детей к быстрому и легкому запоминанию
показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного
необходимы многократные повторения.
Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему,
а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных
двигательных навыков – ходьбе на лыжах, фигурному катанию на коньках, плаванию
и др.
Правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала
имеет большое значение, т.к. исправлять их очень трудно.
Важнейшими особенностями психического
развития детей дошкольного возраста являются:
·
преобладание
возбуждения над торможением;
·
неустойчивость
внимания;
·
импульсивность в поведении;
·
большая эмоциональность;
·
конкретность восприятия и мышления.
Источник