Особенности развития новорожденного и грудного ребенка

Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения. Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада. Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного. Особенностям психологии развития ребенка от рождения до года и посвящена данная статья.

Плановые осмотры детей до года: график посещения врачей.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист «Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет»

Особенности психики новорожденных

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями. Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления». Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

  • он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
  • он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков. Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист «Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет»

Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие самосознания и речи у младенца

К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности. Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее. Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.

Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие. Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас. Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами. Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.

К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.

Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.

На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

О том, как развивается психика младенца в период от года до двух лет, мы поговорим в нашей следующей статье.

Источник

Грудной ребёнок.

Период грудного возраста продолжается до одного года.
Это период дальнейшего бурного роста и развития организма ребенка.
За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см, к 4-5-му месяцу его вес удваивается, а к году — утраивается и достигает в среднем 10-11 кг.
Очень быстро развиваются двигательная и психическая сферы ребенка:
вначале он начинает сидеть, стоять, узнавать близких, а к году уже ходит, начинает говорить первые слова и из маленького беспомощного существа превращается в человечка, еще не совсем совершенного, но со своими чувствами, переживаниями и заботами.
В этом периоде все органы и системы организма ребенка все более развиваются, однако в функциональном отношении довольно несовершенны и имеют свои особенности. 
Как и у новорожденных, кожные покровы нежные, легко ранимые и требуют тщательного ухода.
В первые 3-4 месяца функция потовых желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию, и при смене температуры ребенок может легко перегреваться или переохлаждаться. В первое полугодие быстро нарастает, особенно на лице, подкожный жировой слой.
В грудном возрасте начинается постепенное отложение солей кальция в костях; кости становятся более твердыми. В области хрящей появляются так называемые точки окостенения.
Большой родничок закрывается не позже чем к 1-1,5 годам.
К 3-4 месяцам постепенно уплотняются швы между костями черепа.
При неправильном уходе за ребенком, недостаточном пребывании его на свежем воздухе процессы формирования скелета нарушаются, что может привести к появлению у ребенка рахита и других заболеваний.
К концу первого полугодия (6-8 месяцев) начинают прорезываться зубы, причем вначале появляются нижние центральные резцы, затем верхние — вначале центральные,   затем  боковые, к концу года прорезываются и нижние боковые резцы.
К концу года ребенок должен иметь 8 зубов.
Прорезывание зубов — нормальное явление и само по себе никаких заболеваний вызвать не может, но у некоторых детей может сопровождаться беспокойством, недомоганием, бессонницей, небольшим повышением температуры, появлением жидкого стула.
При появлении этих симптомов необходимо обратиться к врачу.
Мышечная система развита еще недостаточно, однако по мере того как ребенок начинает сидеть, вставать, ходить, она все больше совершенствуется, мышцы становятся более сильными, выносливыми.
Сгибание мышц перестает быть преобладающим к 3-4 месяцам, в связи с этим характерная поза новорожденного с согнутыми руками и ногами постепенно меняется. Наиболее правильно и гармонично мышечная система развивается при систематических занятиях   ребенка   физкультурой.
По сравнению с новорожденными в этом возрасте дыхательная мускулатура более развита и грудная клетка активно участвует в дыхании. Увеличивается емкость легких.
Дыхание становится более глубоким, его частота постепенно урежается и к году достигает 30-35 в 1 минуту.
Легкие в этом возрасте несут большую нагрузку, слизистая оболочка дыхательных путей нежная, поэтому при плохом уходе за ребенком легко возникают заболевания органов дыхания.
Сердечно-сосудистая система все более развивается и совершенствуется, нарастает вес сердца.
Особенности строения сердца и сосудов облегчают циркуляцию крови. Частота пульса постепенно уменьшается, а артериальное давление с возрастом увеличивается.
На первом году жизни органы пищеварения продолжают развиваться.
К 4-6 мес. увеличивается количество слюны, больше вырабатывается пищеварительных соков, желчи.
С 3-4-го месяца ребенку начинают постепенно вводить в питание, помимо молока, необходимые ему продукты растительного и животного происхождения строго по возрасту, то есть по мере совершенствования желудочно-кишечного тракта.
Количество опорожнений кишечника постепенно уменьшается и к году составляет 1-2 раза в сутки.
Органы пищеварения несут нагрузку большую, чем у взрослых (на  1 кг веса ребенку требуется пищи в 2 раза больше, чем взрослому).
При неправильном вскармливании в этом возрасте легко развиваются желудочно-кишечные заболевания и различные нарушения обмена веществ.
Мочеполовая система продолжает также развиваться.
Увеличивается объем мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Число мочеиспусканий к концу года уменьшается  до  15-16 раз в сутки.
Развитие нервной системы ребенка на первом году жизни происходит очень быстро.
К концу первого года вес мозга увеличивается в 2,5 раза.
Происходит развитие органов чувств, движения ребенка становятся все более сложными, появляются положительные и отрицательные эмоции, начинает развиваться речь.
Периферические нервы (отходят от головного и спинного мозга) к концу года покрываются миелиновой оболочкой, которая служит своего рода изолятором — на различные раздражения ребенок начинает реагировать не хаотичными движениями, а целенаправленными.
Появляются и развиваются все новые условные рефлексы, которые вырабатываются в процессе жизни ребенка. Так, горизонтальное положение ребенка на руках, запах молока заставляют его крутить головой, искать грудь.
В возрасте 1 месяца ребенок начинает фиксировать взгляд на предмете, при появлении чувства голода — плакать, сосать пальцы.
При близости материнской груди оживляется — поворачивает голову, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее.
При прикосновении к подошвам в положении ребенка на животе он отталкивается ногами и пытается ползти.
Если его поддерживать под мышки, он опирается ногами.
При пеленании размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается. В этом возрасте дети спят около 20 часов в сутки.
В возрасте 2 месяца ребенок обычно хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении 1-1,5 минуты, лежа на животе, приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении.
Ребенок уже хорошо следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или достаточно громкого звука перестает сосать.
Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам.
В ответ на обращение к нему ребенок реагирует более определенно и разнообразно — улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним «гулит» или издает неопределенные звуки, активно реагирует на пеленание. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.
В возрасте 3 месяца ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 минут.
Он хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущимся предметом.
Появляется четкая зрительная реакция на кормление — при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки ребенок открывает рот, тянется к груди или в сторону предмета.
Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок.
Движения рук становятся более свободными и целесообразными — ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку.
Любит, если с ним играют взрослые, улыбается, начинает узнавать мать и кричит, если с ним перестают заниматься.
В возрасте 4 месяца ребенок свободно переворачивается со спины на живот, лежа на животе приподнимается и следит за движущимся предметом. Может сидеть при поддержке.
Начинает совершенно определенно реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет в руки, ощупывает, тянет в рот. Когда приподнимается, то опирается только на ладони.
Постоянно гулит, появляются мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется. В этом возрасте ребенок уже различает некоторые цвета.
В возрасте 5 месяцев ребенок хорошо знает мать, не идет на руки к чужим. Хорошо различает тон голоса, с которым к нему обратились.
Движения его становятся все более уверенными, он крепко берет игрушки и подолгу удерживает их в руках.
При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый под  мышки,  стоит  ровно  на  ножках.
В возрасте 6 месяцев самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами.
Пытается ползать на четвереньках.
Свободно играет с игрушками — перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку.
При виде пищи открывает рот, может  есть  из  ложки.
Начинает произносить первые слоги.
В возрасте 9 месяцев ребенок может выполнять довольно сложные движения — перебирает кубики, собирает мелкие предметы, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой, до свидания» и так далее.
Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры, держась за предметы или руку, ходит.
Садится из вертикального   положения.
В возрасте 10 месяцев сам поднимается и стоит без опоры.
Может ходить, держась лишь за одну руку, за стулом или за коляской.
Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Очень хорошо подражает движениям взрослых.
Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить простые слова, окружающие предметы и животных называет отдельными слогами.
В возрасте 11-12 месяцев ребенок хорошо ориентируется в пространстве — встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки.
Ребенок знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и так далее.
Понимает запрещения и выполняет многие требования.
Произносит отдельные короткие слова и знает их. Словарный запас ребенка этого возраста около 10 слов.
Спит он 14-16 часов в сутки.
По материалам  «Популярная медицинская энциклопедия».
Здоровья Вам и вашему ребёнку!

Читайте также:  Справочник ребенок с особенностями развития

Источник

Дети, родив­ши­еся здо­ро­выми, раз­ви­ва­ются нор­мально при усло­вии пра­виль­ного вос­пи­та­ния и хоро­шего ухода за ними.
Для того чтобы пра­вильно уха­жи­вать за ново­рож­ден­ными дома, роди­те­лям необ­хо­димы хотя бы эле­мен­тар­ные зна­ния об осо­бен­но­стях их орга­низма. Обычно у моло­дых роди­те­лей, тем более вос­пи­ты­ва­ю­щих пер­венца, воз­ни­кает много вопросов.

Зачем так часто кор­мить мла­денца? Почему он дол­жен спать на жест­кой постели без подушки? Стоит ли исполь­зо­ван­ную соску каж­дый раз кипя­тить или можно про­сто спо­лос­нуть водой? Что делать, если малыш часто пла­чет по ночам? И так далее и тому подобное.

Прежде всего сле­дует знать, что все полу­ча­е­мые роди­те­лями от педи­ат­ров, нев­ро­па­то­ло­гов, гиги­е­ни­стов реко­мен­да­ции даются с уче­том ана­томо-физио­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей малыша. Эти реко­мен­да­ции выра­ба­ты­ва­ются на строго науч­ной основе и направ­лены на созда­ние самых бла­го­при­ят­ных усло­вий для роста и раз­ви­тия ребенка.

В момент рож­де­ния резко изме­ня­ется среда суще­ство­ва­ния ребенка.

В утробе матери он полу­чал пита­ние от мате­рин­ского орга­низма через пла­центу (дет­ское место) и пупо­вину. У него не было легоч­ного дыха­ния, не функ­ци­о­ни­ро­вали пище­ва­ри­тель­ные органы, моче­вы­де­ли­тель­ная система. С пер­вых мгно­ве­ний само­сто­я­тель­ного суще­ство­ва­ния орга­низм мла­денца резко перестраивается.

Пер­вый вдох, пер­вый крик ново­рож­ден­ного сиг­на­ли­зи­руют о вклю­че­нии мно­гих «дре­мав­ших» до этого орга­нов и систем. Но еще много вре­мени прой­дет, прежде чем они зара­бо­тают с пол­ной нагруз­кой. Адап­та­ция ново­рож­ден­ных про­ис­хо­дит мед­ленно, посте­пенно. Отсюда и харак­тер­ные осо­бен­но­сти в стро­е­нии и жиз­не­де­я­тель­но­сти орга­низма младенца.

Кожа ново­рож­ден­ного неж­ная, тонкая.

Под ней рас­по­ла­га­ется хорошо выра­жен­ный к моменту рож­де­ния под­кож­ный жиро­вой слой. Осо­бен­но­стью кож­ного покрова в этом воз­расте явля­ется повы­шен­ная рани­мость. Этим объ­яс­ня­ется склон­ность ново­рож­ден­ных и груд­ных детей к опре­ло­стям, сса­ди­нам. Ниж­ние слои кожи про­ни­заны боль­шим коли­че­ством капил­ля­ров — очень мел­ких кро­ве­нос­ных сосу­дов. Поэтому мла­де­нец так легко крас­неет при крике, перегревании.

Читайте также:  Ребенок в утробе матери по недельное развитие

Тер­мо­ре­гу­ля­ция орга­низма еще несо­вер­шенна, тем­пе­ра­тура тела ребенка может быстро изме­няться под вли­я­нием внеш­них условий.

Эти изме­не­ния сразу же ска­зы­ва­ются на состо­я­нии кож­ных покро­вов. При пере­охла­жде­нии они блед­неют, покры­ва­ются мел­кими пупы­рыш­ками, ино­гда при­об­ре­тают синюш­ный отте­нок. При силь­ном пере­гре­ва­нии быстро высту­пает испа­рина в виде мель­чай­ших капе­лек. Сле­дует знать, что пере­гре­ва­ние малень­кие дети пере­но­сят хуже пере­охла­жде­ния. Через поры кожи осу­ществ­ля­ется кож­ное дыха­ние, кото­рое про­те­кает интен­сив­нее, чем у детей стар­шего воз­раста. Вот почему уходу за кожей при­да­ется в груд­ном воз­расте такое боль­шое значение.

Мышечно-свя­зоч­ный аппа­рат ново­рож­ден­ного раз­вит слабо. Поэтому в тече­ние несколь­ких меся­цев после рож­де­ния ребе­нок рефлек­торно стре­мится сохра­нить внут­ри­утроб­ную позу, под­жи­мает ножки к животу, голову при­ги­бает к груди. Огра­ни­чены дви­га­тель­ные спо­соб­но­сти малыша, мышцы сги­ба­тели и раз­ги­ба­тели почти посто­янно напря­жены, конеч­но­сти полу­со­гнуты. Сла­бые мышцы шеи не могут еще удер­жи­вать голяку в вер­ти­каль­ном положении.

Ске­лет к моменту рож­де­ния пол­но­стью сформирован.

Но кост­ная ткань еще рых­лая, из-за чего кости срав­ни­тельно мяг­кие, подат­ли­вые. Вме­сто неко­то­рых костей име­ются хрящи, с воз­рас­том они затвер­де­вают, пре­вра­ща­ясь в кост­ную ткань. Череп ново­рож­ден­ного состоит из отдель­ных долей, не име­ю­щих между собой жест­ких соеди­не­ний. Такое стро­е­ние черепа обес­пе­чи­вает умень­ше­ние его объ­ема при про­хож­де­нии через родо­вые пути: доли черепа сдви­га­ются, захо­дят одна на дру­гую. Через неко­то­рое время после родов череп­ные доли вновь рас­хо­дятся. Под кожей на темени и в лобно-темен­ной части черепа ново­рож­ден­ного мяг­кие впа­динки, не защи­щен­ные костями. Это боль­шой и малый род­нички. Малый род­ни­чок в резуль­тате даль­ней­шего роста костей черепа закры­ва­ется к дости­же­нию ребен­ком воз­раста 7 — 8 меся­цев, боль­шой — к 1 году или 1 году 3 месяцам.

Система кро­во­об­ра­ще­ния рабо­тает со зна­чи­тельно боль­шей нагруз­кой, чем у взрослых.

Нор­маль­ная частота пульса у ново­рож­ден­ных — 120 — 140 уда­ров в минуту; при напря­же­нии, крике быстро воз­рас­тает до 160 — 180 и даже до 200! Сердце у груд­ных детей отно­си­тельно больше, чем у взрос­лых, к году его масса удва­и­ва­ется. Кровь цир­ку­ли­рует со зна­чи­тельно боль­шей скоростью.

Органы дыха­ния также имеют целый ряд харак­тер­ных особенностей.

Носо­вые ходы и гор­тань груд­ного ребенка отно­си­тельно корот­кие и узкие. Они выстланы неж­ной рых­лой сли­зи­стой обо­лоч­кой, бога­той кро­ве­нос­ными сосу­дами. Сли­зи­стая носо­глотки весьма чув­стви­тельна к воз­дей­ствию холода, тепла. Она быстро набу­хает, в резуль­тате чего может созда­ваться отек, затруд­ня­ю­щий дыха­ние ребенка. Гор­тань пере­хо­дит в тра­хею, кото­рая на уровне П1 груд­ного позвонка делится на два глав­ных бронха, веду­щих к пра­вому и левому’ легкому.

Дыха­ние у груд­ных детей поверх­ност­ное, неглу­бо­кое, нерав­но­мер­ное и по срав­не­нию со взрос­лыми уча­щен­ное— 40 — 60 раз в минуту (у взрос­лых норма — 18 — 20 раз), так как потреб­ность в кис­ло­роде очень велика.

Читайте также:  Связь физического и умственного развития ребенка

Желу­дочно-кишеч­ный тракт ново­рож­ден­ных и груд­ных детей имеет весьма суще­ствен­ные особенности.

Полость рта у них неве­лика, ее сли­зи­стая обо­лочка — неж­ная, тон­кая, чрез­вы­чайно чув­стви­тель­ная, легко инфи­ци­ру­ется. На наруж­ной сто­роне сли­зи­стой губ хорошо раз­ли­ча­ются неболь­шие при­пух­ло­сти, так назы­ва­е­мые соса­тель­ные валики, кото­рые поз­во­ляют ребенку хорошо захва­ты­вать и сосать грудь.

Зубов при рож­де­нии у мла­денца нет. Про­ре­зы­ва­ние зубов начи­на­ется в 6— 7 месяцев.

При­нято счи­тать, что это весьма болез­нен­ный про­цесс, сопро­вож­да­ю­щийся вос­па­ле­нием десны, подъ­емом тем­пе­ра­туры тела. Однако в тех слу­чаях, когда уход за ребен­ком осу­ществ­ля­ется пра­вильно, с соблю­де­нием всех гиги­е­ни­че­ских пра­вил, ника­ких пато­ло­ги­че­ских явле­ний не бывает. Для про­фи­лак­тики реко­мен­ду­ется после корм­ле­ния сма­зы­вать десны малыша ват­ным там­по­ном, смо­чен­ным светло-розо­вым рас­тво­ром мар­ган­цо­во­кис­лого калия. Еще более тща­тельно нужно сле­дить за чисто­той рук малыша, его игру­шек, посуды. И тогда про­ре­зы­ва­ние зубов будет про­хо­дить безболезненно.

Слю­но­от­де­ле­ние у ново­рож­ден­ного довольно сла­бое, к 4 — 5 меся­цам оно заметно уве­ли­чи­ва­ется. Нужно акку­ратно про­мо­кать слюну, попав­шую на лицо ребенка, что помо­гает предот­вра­тить раз­дра­же­ние кожи.

Пище­вод в мла­ден­че­ском воз­расте довольно корот­кий. Желу­док рас­по­ла­га­ется почти вер­ти­кально, раз­ме­ром он при­мерно с кула­чок ребенка. Запи­ра­тель­ный кла­пан, соеди­ня­ю­щий пище­вод с желуд­ком, раз­вит еще недо­ста­точно, поэтому у мла­денца часто бывают сры­ги­ва­ния (обрат­ный заброс пищи из желудка в полость рта).

Мышеч­ные слои желудка и кишеч­ника сфор­ми­ро­ваны неокончательно.

Тон­кий кишеч­ник отно­си­тельно дли­нен. Стенки кишеч­ника про­ни­ца­емы для ток­си­нов. Вот почему груд­ной ребе­нок очень чув­стви­те­лен к малей­шим нару­ше­ниям режима кормления.

Опо­рож­не­ние кишеч­ника в норме про­ис­хо­дит 2 — 3 раза в сутки. Кал свет­лый, жел­то­вато- корич­не­вый, довольно мяг­кой кон­си­стен­ции. При­мерно к году стул бывает один раз, реже — два раза в сутки. При запо­рах или поно­сах ребенка нужно обя­за­тельно пока­зать педиатру.

Почки, моче­точ­ники, моче­вой пузырь ново­рож­ден­ного раз­виты хорошо. В тече­ние пер­вых 3 — 4 от рож­де­ния суток моче­вы­де­ле­ние замед­лено. Коли­че­ство мочи неве­лико. Мочится мла­де­нец всего 5 — 6 раз в сутки. Моча про­зрач­ная, без запаха.

Затем коли­че­ство моче­ис­пус­ка­ний дохо­дит до 20 — 25 раз в сутки, так как объем моче­вого пузыря неве­лик и тре­бу­ется частое его опо­рож­не­ние. По мере взрос­ле­ния ребенка уве­ли­чи­ва­ется коли­че­ство одно­кратно выде­ля­е­мой мочи и умень­ша­ется число моче­ис­пус­ка­ния, дости­гая к году 14 — 16 раз в сутки.

Моче­ис­пус­ка­ние у детей пер­вого года жизни про­ис­хо­дит рефлек­торно, по мере напол­не­ния моче­вого пузыря. Но уже с 2 — 3 меся­цев надо ста­раться выра­бо­тать у ребенка услов­ный рефлекс. Для этого груд­ного ребенка пери­о­ди­че­ски — до и после корм­ле­ния, во время актив­ного бодр­ство­ва­ния — дер­жат над тази­ком или горш­ком. С 5 — 6 меся­цев выса­жи­вают на гор­шок. Ночью этого делать не сле­дует, так как при­вычка про­сы­паться по ночам может остаться на мно­гие годы.

Если вы заме­тили уча­щен­ное моче­ис­пус­ка­ние у малыша, обра­ти­тесь к врачу, так как оно может слу­жить при­зна­кам вос­па­ли­тель­ных забо­ле­ва­ний моче­вы­во­дя­щей системы.

Наруж­ные поло­вые органы и у маль­чи­ков и у дево­чек к моменту рож­де­ния хорошо сфор­ми­ро­ваны. Сле­дует знать, что их сли­зи­стые покровы очень чув­стви­тельны к инфи­ци­ро­ва­нию, и гиги­е­ни­че­ский уход за ними дол­жен быть чрез­вы­чайно аккуратным.

Нерв­ная система. Все дей­ствия ново­рож­ден­ного — резуль­тат без­услов­ных рефлек­сов: соса­тель­ного, гло­та­тель­ного, мига­тель­ного, хва­та­тель­ного, защит­ных и дру­гих. Голов­ной мозг отно­си­тельно велик, но клетки его раз­виты недо­ста­точно. Ново­рож­ден­ный раз­ли­чает яркий свет, но видеть отдель­ные пред­меты еще не умеет. Слух также пони­жен, реак­ция насту­пает только на рез­кие, гром­кие звуки. Хорошо дей­ствуют вку­со­вые, обо­ня­тель­ные, так­тиль­ные (ося­за­тель­ные) рецепторы.

Почему ново­рож­ден­ные и груд­ные дети так часто пла­чут? Что делать в таких случаях?

Плач в этом воз­расте — реак­ция на небла­го­при­ят­ные внеш­ние раз­дра­жи­тели: боль, голод, холод, мок­рую пеленку и т. д. Малыш хочет изба­виться от неудоб­ства и при­вле­кает к себе вни­ма­ние един­ствен­ным доступ­ным ему спо­со­бом — кри­ком. Сле­до­ва­тельно, задача взрос­лого — прежде всего выяс­нить и устра­нить при­чину бес­по­кой­ства ребенка.

Посмот­рите, сухой ли он, удобно ли лежит, теп­лые ли у него ручки. А может быть, при­бли­жа­ется время корм­ле­ния? Не вздут ли живо­тик? Не хочет ли малыш пить? Сло­вом, спо­койно раз­бе­ри­тесь, в чем дело.

Боль­шую ошибку совер­шают роди­тели, кото­рые при малей­шем хны­ка­нье берут ребенка на руки, начи­нают тря­сти, ука­чи­вать. На корот­кое время это может помочь, потому что в таком слу­чае ребенка отвле­кают новые ощу­ще­ния. Но затем он снова начи­нает пла­кать, еще громче и упор­нее, поскольку при­чина его плача не устранена.

Неко­то­рые роди­тели, сетуя на частый крик малыша, счи­тают, что это неиз­бежно — «такой уж он уро­дился». Все вроде бы в порядке  — здо­ров, сыт, ухо­жен, а вот пла­чет часами. В таком слу­чае обра­тите вни­ма­ние на мораль­ный кли­мат в семье. Если дома нет мира, часты ссоры, раз­го­воры на «повы­шен­ных тонах», роди­тели нер­возны, раз­дра­жены, малышу это небез­раз­лично. Он чутко улав­ли­вает настро­е­ние окру­жа­ю­щих его людей.

Нерв­ная система ребенка отзы­ва­ется не только на физи­че­ские, но и на пси­хо­эмо­ци­о­наль­ные раздражители.

Поэтому только в спо­кой­ной, доб­ро­же­ла­тель­ной семей­ной атмо­сфере можно вырас­тить здо­ро­вого, жиз­не­ра­дост­ного ребенка. Реша­ю­щее зна­че­ние в выха­жи­ва­нии мла­денца имеет пра­вильно орга­ни­зо­ван­ный режим дня. К сожа­ле­нию, далеко не все роди­тели пони­мают, что режим дня — их союз­ник в этом чрез­вы­чайно ответ­ствен­ном и труд­ном деле. Встре­ча­ются еще про­тив­ники вся­кого, даже разум­ного, рас­по­рядка жиз­не­де­я­тель­но­сти. Если ребе­нок спит, пусть спит! Есть не про­сит, зна­чит. не голо­ден и т. д. Глав­ный прин­цип сто­рон­ни­ков такой пози­ции — ника­кого наси­лия, пол­ная сво­бода действий.

Не сле­дует, однако, забы­вать, что все живое на Земле в своем раз­ви­тии под­чи­ня­ется строго опре­де­лен­ным рит­мам. Смена дня и ночи, вре­мен года, оке­ан­ские при­ливы и отливы, цве­те­ние, пло­до­но­ше­ние, увя­да­ние и отдых рас­те­ний… При­меры можно мно­жить до бес­ко­неч­но­сти. Чело­век — такая же часть живой при­роды, ему тоже физио­ло­ги­че­ски свой­ственны опре­де­лен­ные биоритмы.

Но орга­низм ново­рож­ден­ного еще так хру­пок, цен­траль­ная система так несо­вер­шенна, что надо на пер­вых порах помочь ему войти в опре­де­лен­ный ритм. Регу­лярно повто­ря­ю­щи­еся дей­ствия запо­ми­на­ются клет­ками голов­ного мозга, обра­зу­ется так назы­ва­е­мый дина­ми­че­ский сте­рео­тип. Тогда пере­ход от одного вида дея­тель­но­сти к дру­гому осу­ществ­ля­ется как бы автоматически.

Таким обра­зом, чет­кое соблю­де­ние режима дня не наси­лие, а боль­шая помощь младенцу.

Обычно ново­рож­ден­ные бук­вально в 3 — 4 дня при­вы­кают к режиму, про­сы­па­ются, когда насту­пает время корм­ле­ния, у них нала­жи­ва­ется хоро­ший аппе­тит, они вовремя засы­пают, спо­койно бодр­ствуют. У роди­те­лей появ­ля­ется больше сво­бод­ного вре­мени, воз­ни­кает меньше пово­дов раз­дра­жаться, а ведь это тоже очень важно для сохра­не­ния здо­ро­вья, осо­бенно пси­хи­че­ского, как ребенка, так и родителей.

По мате­ри­а­лам изда­ния «Физ­куль­тура для всей семьи», 1988 г.

Источник