Особенности развития личности у ребенка с онр
Эмоционально-волевая сфера. Ребенок с ОНР попадает в условия социальной депривации. В результате этого усвоение социального опыта затрудняется, специфичным путем идет и развитие эмоциональной сферы. Дети не умеют осознавать свои и чужие эмоции, не дифференцирует сходные эмоции, затрудняется в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния. Наиболее сложно дается понимание эмоций героев художественных произведений. Незрелость социальных эмоций, влечет примитивность эмоционального реагирования, превалирование отрицательных эмоций, склонность к стрессовым состояниям. Эмотивная лексика у детей с ОНР формируется с нарушениями и с большим отставанием в сроках.
В зависимости от состояния личности и эмоционально-волевой сферы В. А. Ковшиков выделил три группы детей с речевым недоразвитием. Первая группа — эмоционально-волевая сфера и личностные свойства у этих детей сохранны, отклонения не выходят за границы нормы — это самая малочисленная группа. Для детей второй группы характерна повышенная возбудимость, гиперактивность, суетливость, склонность к повышенному фону настроения, некритичность по отношению к речевому нарушению. Дети третьей группы отличаются повышенной тормозимостью, снижением активности, критичным отношением к своему дефекту, переживание по этому поводу, речевым негативизмом; дети не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, скованы — это самая многочисленная группа.
Дошкольники с ОНР в плане эмоционального развития представляют неоднородную группу (Е.С. Тихонова). Большинство имеют низкий уровень психологической адекватности восприятия, отсутствие направленности на восприятие человеческих отношений, слабость установок на сопереживание и содействие. Часть детей характеризуется искажением интерпретации межличностных ситуаций доминирующими переживаниями, «застреваниями» на деталях. В целом дети с ОНР характеризуются повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, сниженным эмоциональным фоном, преобладанием негативных переживаний, что требует индивидуально ориентированной психокоррекционной работы.
Рассматривая причины возникновения невротических черт характера у детей с ОНР, исследователи связывают их с неблагоприятными социальными условиями, с недоброжелательным отношением к ребёнку со стороны окружающих взрослых и сверстников, с неверно выбранным стилем воспитания (Б.М. Гриншпун, Е.М. Мастюкова, Н.Н. Трауготт, С.Н. Шаховская). Страх ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к снижению речевой активности, к отказу от вербального общения. Осознание собственного речевого расстройства способно порождать как дисгармонические черты характера, так и разнообразные невротические симптомокомплексы (Ю.Г. Демьянов). Нередко отмечаются замкнутость, негативизм, эмоциональная напряженность. Дети обидчивы, плаксивы, ранимы, неуверенны в себе и в своих возможностях.
Недостатки имеющиеся у дошкольников с ОНР нарушений, непонимание содержания и смысла логопедических занятий являются причинами низкой резистентности к логопедическому воздействию (С.М. Валявко). Некоторые дети страдают повышенной тревожностью, страхами: они боятся новых мест, людей, предметов, новых видов деятельности, логопедических занятий и речи. Речевая деятельность не является для детей привлекательной, а речевая коммуникация — не значима. В большинстве случаев наблюдается избирательность в общении и речевой негативизм. В целом, в большинстве случаев эмоциональное состояние детей можно охактеризовать как чрезмерно латентное или дисфорическое. В значительной части случаев дети склонны к невротическим реакциям, к эмоциональному заражению, к немотивированному упрямству, к поведенческому негативизму. Их поведение характеризуется выраженностью низкого познавательного интереса, пассивностью, низким уровнем работоспособности, несформированностью навыков самоконтроля, безынициативностью и безразличием к результатам своей деятельности.
Самооценка и уровень притязаний. Изучение особенностей самооценки у детей с общим недоразвитием речи показало, что они недостаточно критично оценивают свои возможности (Л.С. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржавина, Л.М. Шипи- цина и др.). Дошкольники с ОНР чаще, чем их нормально развивающиеся сверстники, себя переоценивают. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества преувеличиваются. Самооценка у мальчиков более адекватна, чем у девочек. Наблюдается зависимость самооценки от их представлений в отношении к ним взрослых.
Самооценка напрямую влияет на уровень притязаний. В большинстве случаев реакция этих детей на успех отличается от той, которая наблюдается в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания они переходят не к более трудному, а к более легкому заданию. Это объясняется наличием у них стремления поддержать успех даже на заниженном уровне. Такие дети стремятся избежать трудностей и интеллектуального напряжения. Для них характерно стремление поскорее справиться с заданием без учёта правильности или неправильности ответа. Значительная часть дошкольников с ОНР демонстрирует избегание сложных заданий и видов деятельности, не готовы преодолевать возникающие по ходу деятельности трудности, у них отсутствует тенденция постепенного наращивания уровня притязаний. Нередко дети, отказываясь от сложной деятельности, демонстрируют бурные аффективные и импульсивные реакции. Эти личностные особенности меняют весь ход речемыслительной деятельности.
Источник
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности, Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительном благополучии, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной , логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания .Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Исследования В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников под ред Т.В.Волосовец Институт бщегуманитарных исследований В.Секачев М. 2002 г. позволяют говорить о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели.
Таким образом, спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослым и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности ребенка.
Существующие в литературе и логопедической практике мнение о сохранности интеллекта или его вторичном недоразвитии у детей с речевыми расстройствами долгое время мешало исследованиям. Педагоги на первое вместо выдвигали речевой дефект, не учитывая психическое развитие ребенка. Родители, обращаясь за помощью, указывали главным образом на отставание в речевом развитии, считая, что во всех других отношениях ребенок ни чем не отличается от сверстников. Простейшие навыки самообслуживания и примитивные игры у многих детей были сформированы, их недостаточность объяснялась изолированностью ребенка от детского коллектива, отсутствием речевого контакта с окружающими и т.д. Психопатологическая картина стала проясняться с введением педагогической программы. рассчитанной на четырехмесячное пребывание детей в стационаре. Основу ее составляла «Программа воспитания детей в детском саду».
Медленные темпы продвижения детей на логопедических занятиях, плохое усвоение речевого материала, быструю потерю отработанного еще можно было объяснить глубиной и тяжестью речевого дефекта. Однако неправильным будет относить за счет речевой патологии крайнюю примитивность детских игр, их однообразие, подражательность , отсутствие сюжета, медленное соотнесение по признаку цвета, формы, величины, количества), слабые навыки лепки, рисования, конструирования, отвлекаемость, вялость, отсутствие заинтересованности во время педагогических занятий. Недостаточная продуктивность в силу отсутствия целенаправленности, снижения памяти, неустойчивости и узости внимания характеризует все виды психической деятельности этих детей.
Складывалось впечатление что многие дети с речевой патологией, несмотря на возраст, еще просто не созрели для потребности в речевом общении, их коммуникации носили более элементарный эмоциональный и жестовый характер. Другие, более старшие и более развитые интеллектуально, имели примитивные формы речевого общения вполне удовлетворяющие их. И, наконец третьи, с выраженным дефектом экспрессивной речи понимали и умели значительно больше, чем могли сказать. Однако и у них импрессивная речь не соответствовала возрастным нормам. Тоже можно было сказать и о других видах интеллектуальной деятельности. По своим характерологическим особенностям обследованных детей можно было подразделить на две основные категории: с повышенной возбудимостью нервной системы и склонностью к реакциям тормозного типа. Первым детям была свойственна эйфория, быстрая смена настроения, легкий переход от слез к радости, благодушие, постоянная, часто неадекватная улыбка на лице, стремление к контакту с окружающими на доступном им уровне, суетливость, двигательное беспокойство, отвлекаемость во время занятий и игр, большая эмоциональная поверхность. Они быстро и легко уходили от родителей во время свидания, ласкались ко всем, ни к кому избирательно не привязывались. У их не было «любимых» игрушек, определенного места, стойких привычек. При поверхностном знакомстве с ними создавалось неплохое впечатление, казалось, что ребенок будет старательно заниматься и даст хорошее продвижение. Однако чаще всего результаты оказывались неважными, их «любопытство» не было любознательностью, взгляд их скользил по окружающему, ни на чем не задерживаясь, ничего не запоминая, не делая никаких выводов. Память была ослабленная, внимание поверхностное, продуктивность в работе не высокая. Описав крайние характерологические типы (возбудимые и тормозные), следует подчеркнуть, что между ними можно было выделить промежуточные подгруппы, где отмеченные выше психические особенности были менее четко выражены.
Источник
Личностные особенности детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи негативно сказывается на развитии эмоционально-волевой и личностной сфер дошкольника. Отклонения от нормы проявляются в игровой, бытовой и прочей деятельности.
На занятиях дети с ОНР намного быстрее своих сверстников утомляются, отвлекаются, начинают разговаривать, т. е перестают воспринимать учебный материал. Некоторые дети, наоборот, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить только что прозвучавший ответ.
В процессе общения некоторые дети возбудимы (они слишком подвижны, трудно управляемы), а другие, наоборот, вялы, апатичны (не проявляют интереса к играм, чтению). Среди таких детей встречаются с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), агрессивности, либо ранимости, обидчивости.
Воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.
Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, недостаточной сформированности форм коммуникации (диалога и монолога), особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.
Одной из общих закономерностей нарушенного развития являются нарушения в формировании личности. Это трудности социальной адаптации, нарушение взаимодействия с социальной средой.
Особенностями такой личности являются: пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страхов. Такие нарушения чаще возникают при неправильном семейном воспитании и в случаях неадекватного обучения.
Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоционально-волевой сферы. Симптомами нарушения эмоционально-волевой сферы являются: раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Также ребенку с речевой патологией присущи замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживание контакта с ними. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности и легкую внушаемость, в поведении и играх следуют за другими детьми. Кроме того, у детей с ОНР часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства.
Особенности речевого развития (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) сочетаются с нарушениями коммуникативной функции, что выражается
в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
Особенности личности ребенка с ОНР связаны с нарушениями центральной нервной системы, являются результатом того, что речевая неполноценность выключает ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику и характеризуется несформированностью форм коммуникации, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом.
Нарушены все три стороны процесса общения: коммуникативная, так как обмен информацией нарушается и за счет трудностей в передаче ребенком и восприятия собеседником сообщения, и по причине особенностей программирования высказывания; интерактивная, так как страдает построение общей стратегии; перцептивная сторона общения, так как ребенок «задерживается» на более ранних формах общения и не может полноценно воспринять собеседника, составить о нём представление.
Формы общения, характерные для детей от четырех до семи лет и в норме сменяющие друг друга: ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное. При речевой патологии наблюдается «застревание» ребенка на одной из форм.
У детей с ОНР снижена потребность в общении с окружающими, низкий уровень речевой инициативы и переработки словесной информации. Старшие дошкольники не готовы к внеситуативно-личностному общению с взрослыми, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, они достигают лишь уровня ситуативно-делового общения.
Естественным следствием нарушения общения является нарушение процесса развития игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на установление и поддержание контактов со сверстниками во время игры, на формирование игры как деятельности.
У дошкольников с ОНР нарушается социально-личностное развитие. Они не так хорошо и свободно адаптируются к сверстникам, страдает их самооценка, повышается уровень тревожности. Такие дети дезадаптированы, психика старших дошкольников с ОНР часто не готова к полноценному переходу к обучению как ведущей деятельности.
Источник
Особенности психологического развития детей с ОНР.
В настоящее время самую многочисленную группу детей с недостатками развития составляют дошкольники с недостатками речевого развития. Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Отмечается общая несогласованность всех систем языка — фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.
Л.С. Выготский говорил: «Детская речь не является личной деятельностью ребенка», индивидуальная речь рассматривается как часть диалога, сотрудничества, она теснейшим образом связана с развитием отношений взаимодействия ребенка и взрослого [1, С. 366]. По мнению Т. Б. Филичевой [6] в процессе социализации ребенок постепенно овладевает речью как средством общения, усваивая ее фонологические, морфологические и синтаксические формы, овладевая на каждой возрастной ступени новыми типами обобщения, которые в дальнейшем и определяют изменения ситуации общения («кризисы переходного возраста»). Прохождение этого процесса в большей степени определяется гармоническим развитием всех аспектов личности ребенка в раннем возрасте.
В отличие от детей без речевых нарушений, дети с ОНР имеют крайне ограниченный словарный запас. Некоторые дети вместо целых слов произносят лишь ударные слоги. Характерным для данной категории детей является наличие «универсальных», заменяющих слова, близкие по звучанию или значению. Широко используются жесты и мимика.
Н.И. Жинкин отмечает, что «чем больше возрастает опасение за исход речи, и чем в большей мере произношение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегуляция. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи». [2, с. 74]
По мнению Л.С. Выготского «речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферами ребенка [4, с. 236]. В одной из своих статей Р.Е. Левина говорит об отклонениях в овладении речью, которые затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания [10, с. 87].
Как утверждает Р.И. Матрынова: «Сравнительное исследование психических процессов (внимания, памяти мышления) у исследуемых детей показало, что различие между детьми с ЗРР и нормальным речевым развитием проявляется не только в нарушении одной локальной функции — нарушении речи, но и в совокупности всех психических процессов». [4, с 153]
Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными выше речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированностъ процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
— нарушены внимание и память;
— нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
— недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Педагогу работе с детьми с ОНР необходимо учитывать о таких особенностях как, неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Анализ случаев детей с дислалией и легкой дизартрией показал, что для понимания данных речевых расстройств недостаточно изучение особенностей собственно речевого нарушения. Патология речи (нарушение звукопроизношения) ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей его личности, в ряде случаев является причиной отрыва от коллектива. Стесняясь своего речевого дефекта, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. Дефекты речи в большинстве случаев являются причиной неуспеваемости его в школе.
Дети, у которых проявляется задержка речевого развития, крайне необщительны, в их активном словаре имеются, как говорит Е.В. Мазанова [3] «универсальные слова», с помощью которых они заменяют слова, близкие по звучанию или значению.
Обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах, функциях предметов действительности. Трудности в усвоении причинно-следственных связей. Нарушение самореализации обусловлено недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер.
Особенности поведения не заинтересованность в контакте, не умение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Среди «неприятных и изолированных» оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами. Находятся в состоянии неуспеха во всех видах деятельности. их попытки общения со сверстниками нередко приводят к вспышкам агрессивности. Слабая ориентация дошкольников на сверстников в ходе совместной деятельности. Таким образом, дети замыкаются в себе, редко обращаются к старшим, избегают контакта с ними. Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития детей приводит к их изоляции в коллективе сверстников.
Список используемой литературы
1.Выготский Л. С. Проблема возраста //Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т.; Т.№ 4. – М.: Педагогика, 1984. – 536 с.
2.Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. — М.: Лабиринт, 1998. — 366 с.
3. Мазанова Е. В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР.- М.: Издательство Гном, 2014.- 64 с.
4. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией// Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под
5. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. – М.: Просвещение, 2009. – 184 с.
6. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М., 2003. –240 с.
Источник